Адаптация приемного ребенка в замещающей семье

Содержание
  1. Адаптация приемного ребенка в семье: этапы и проблемы адаптации
  2. О необходимости родительской любви
  3. Особенности личности лишенного семьи ребенка
  4. Этапы адаптации приемного ребенка
  5. Признаки успешной адаптации
  6. Этапы адаптации приемного ребенка семье
  7. Адаптация приемного ребенка в семье
  8. Особенности адаптации приемного ребенка
  9. Начальная стадия «Знакомства»
  10. Стадия регрессии, возврата в прошлое
  11. Стадия привыкания, медленного восстановления
  12. Проблемы адаптации детей в приемных семьях
  13. Из-за чего появляются проблемы
  14. Основные сложности в адаптации детей
  15. Как преодолеть проблемы адаптации
  16. 1. Эйфория: головокружение от первых впечатлений
  17. 2. Флешбэк: возвращение кошмаров из прошлого
  18. 3. Полная адаптация: начало спокойной жизни
  19. Адаптация – еще не окончание проблем
  20. Адаптация приемного ребенка в замещающей семье – Удал да мал

Адаптация приемного ребенка в семье: этапы и проблемы адаптации

Адаптация приемного ребенка в замещающей семье

Каждый ребенок заслуживает быть любимым. Дети, которые по каким-либо причинам остались без родителей, мечтают вновь обрести семью. Но когда счастливый момент настает, и малыш и его приемные родители сталкиваются с необходимостью пережить непростой этап в отношениях, который называется «адаптация приемного ребенка».

О необходимости родительской любви

Чаще всего семейные пары хотят усыновить ребенка в возрасте от трех месяцев до четырех лет, хотя, конечно, берут деток и постарше. Кажется, что ребенок в бессознательном возрасте еще не успел понять всей тяжести своего положения и с легкостью примет приемных родителей как родных. Что и говорить, совсем маленький малыш даже не будет помнить, что его взяли из детдома!

Но дело в том, что на бессознательном уровне период, проведенный без значимых взрослых (в особенности без мамы), все равно скажется на психическом развитии человека. Каждая минута, проведенная без опеки и любви родителей, оставляет в душе малыша след боли, страха, отчаяния.

Даже если новорожденный ничего не понимает и не помнит, ему уже в первые минуты после рождения жизненно необходимо увидеть маму, почувствовать ее тепло, услышать голос, поэтому всех, пару секунд назад появившихся на свет, малышей кладут матери на грудь (в некоторых случаях детей кладут на грудь отцу).

Именно любовь матери, по мнению психолога Э. Эриксона, в первый год жизни формирует новое психическое образование – базовое доверие к миру. Без умения доверять миру, взрослый человек не сможет быть счастливым, он будет испытывать большие трудности, пытаясь построить глубокие, длительные, доверительные, интимные отношения.

Любовь нужна новорожденным людям не меньше, чем воздух, вода, пища и кров.

Из записей путешественника, францисканского монаха С. де Адам известно, что германский король, он же император Священной Римской империи Фридрих ІІ (1194-1250) провел жестокий и шокирующий эксперимент. Желая выяснить какой язык из всех существующих является первоначальным, он приказал отобрать детей у разных родителей и воспитывать их в изоляции.

За детьми ухаживали няньки, но они с ними совсем не разговаривали и не ласкали. Король думал, что заговорят дети на том самом языке, который является общим и первоначальным для всех народов, но ни один ребенок так и не заговорил.

Дети не научились говорить не потому, что не слышали речи, а потому, что просто не дожили до того возраста, когда могли бы начать разговаривать. Младенцы которых кормили, купали, обеспечивали все условия, но ни целовали, ни обнимали, ни любили, умерли в младенчестве.

Люди, которые берут детей из детдома, дарят им не только семью и любовь, но и надежду на счастливое будущее. Однако дело воспитания любого ребенка (все равно родной он или приемный) непростое. Одной любви не достаточно, нужно иметь терпение, мудрость и стремление понять любимого, но все же другого, отдельного, обладающего собственной индивидуальностью и правом на свободу, человечка.

Особенности личности лишенного семьи ребенка

И дошкольник, и школьник, и подросток развиваются очень быстро, у каждого возрастного периода свои особенности, трудности, кризисные этапы. Они одинаковы для всех деток, но приемный ребенок, безусловно, отличается от рожденного в семье, по крайней мере, в адаптационный период.

Детки любого возраста, которые какое-то время провели без семьи, но обрели новую, отличаются тем, что:

  • в некоторой степени отстают в своем интеллектуальном развитии от сверстников,
  • безынициативны, не слишком любознательны, малоактивны,
  • малообщительны, не умеют общаться открыто, избегают контакта глаза в глаза во время беседы,
  • «выпадают» из контакта, погружаясь себя (при этом могут совершать монотонные движения),
  • боязливы, главный страх – гнев взрослого, даже улыбаются такие детки через страх разозлить опекуна,
  • боятся выразить себя и часто не знают сами чего хотят,
  • боятся выражений любви (объятий, поглаживаний, поцелуев, даже просто близкого присутствия взрослого рядом): либо не дают себя обнимать и злятся, либо реагируют равнодушно и словно бы «обмякают» в руках взрослого,
  • патологически послушны, боятся отказывать взрослому и выражать свою волю,
  • склонны к самонаказанию, могут поругать себя и даже ударить (если их физически наказывали раньше),
  • недоедают или переедают, имеют проблемы со сном.

Какие-то из этих особенностей обусловлены не самыми лучшими условиями жизни ребенка до приема в семью, а какие-то уже непосредственно тем стрессом, который он переживает, привыкая к новой семье.

Этапы адаптации приемного ребенка

В течении жизни адаптироваться человеку приходится как к обществу в целом, так и к разным конкретным малым и большим социальным группа и к ближайшему окружению.

Подробнее о том, что представляет собой адаптация и особый ее вид – социально-психологическая адаптация, читайте в статье https://ourmind.ru/socialno-psixologicheskaya-adaptaciya-prisposablivatsya-ili-prisposablivat.

Нельзя сказать, что детдомовские дети совершенно неадаптированы к жизни в обществе. Они адаптированы, но к той особой, несемейной среде, в которой пребывали ранее, поэтому говорят, что они «несемейные». К приемной семье деткам придется привыкать, усваивать новые для себя правила поведения, многому учиться.

Адаптация приемного ребенка – это социально-психологическая адаптация. Она представляет собой продолжительный процесс, а также и конечный успешный результат взаимодействий личности ребенка с новой семьей.

В результате успешной социально-психологической адаптации ребенок усвоит нормы, правила, ценности, образ жизни новой семьи, он приспособится к ней, станет ее частью, но это будет происходить постепенно.

Выделяют три этапа адаптации приемного ребенка:

  1. «Медовый месяц». Этот этап длится от одного месяца до полугода и характеризуется желанием понравиться. Ребенок всеми силами пытается казаться родителем самым лучшим, а они пытаются ему во всем угодить.

Дети всем свои видом и поведением показывают, что им хорошо в новой семье, ведут себя сдержанно и послушно, но в это же время переживают огромный стресс.

На этом этапе родителям нужно не только окружать ребенка заботой и лаской, но и объяснять ему как устроен быт, как распределяются права и обязанности членов семьи, каков распорядок дня и так далее.

  1. Регрессия или «возврат в прошлое». На этом этапе ребенок оправляется и от приятного шока и от стресса после попадания в новую для него среду. И тут начинается самое сложное – «притирка».

Малыш уже успел познакомиться с обстановкой в доме и с новой семьей в достаточной мере для того, что расслабиться и начать вести себя привычным образом. Тогда-то ребенок (и родители) и обнаруживает, что прежние модели поведения неэффективны в семье, и чтобы начать вести себя по-новому, сначала нужно избавиться от старых привычек и стратегий, а затем усвоить новые.

Это самое сложное время как для ребенка, так и для родителей, время установления границ и пределов дозволенного, четких правил, смены привычек и стиля жизни.

На этом этапе проявляются все проблемные моменты, возвращаются страхи, ребенок может часто болеть. Приемные дети часто выбирают крайности: либо замыкаются в себе, либо становятся чрезмерно активными и даже агрессивными.

Приемным родителям тоже непросто, они часто срываются и могут даже усомниться в правильности принятия решения усыновить малыша. Теперь, как никогда прежде и после, нужно быть терпеливым, внимательным, заботливым, любящим по отношению к ребенку.

  1. Восстановление. Это последний этап адаптации, когда ребенок избавляется от своей «брони», открывается, отвечает взаимностью. Он начинает чувствовать себя частью семьи, начинает понимать, что значит быть чьим-то, привязывается к семье, перестает бояться, начинает по-настоящему доверять, понимать родителей, а они его.

В это время ребенок даже внешне преображается, хорошеет и меньше болеет.

На этом этапе родителям важно узнать ребенка поближе, каковы его особенности, способности, интересы, склонности и начать развиваться его личность.

В общей сложности адаптация приемного ребенка в новой семье может длится несколько лет.

Признаки успешной адаптации

Если адаптация и в особенности последний ее этап (восстановление) прошла успешно, приемный ребенок:

  • будет более волевым и смелым в принятии самостоятельных решений,
  • станет проявлять здоровую активность и инициативу, познавая окружающий мир,
  • при общении с родителями смело пойдет на телесный и зрительный контакт,
  • в случае опасности на улице спрячется за маму или папу, а не за неживой объект или незнакомого человека,
  • в случае, когда ему что-то не нравится в действиях взрослого, будет реагировать протесом, а не смирением,
  • научится отличать свое от чужого (ведь раньше у него все было общее с другими детьми, поэтому сложно понять что такое «мое»),
  • научится понимать, что ему самому, а не взрослому нравится, а что нет,
  • найдет для себя любимые занятия и увлечения,
  • будет больше искренне улыбаться, его мимика в целом станет более живой, подвижной,
  • научится реагировать на запреты, сказанные спокойно,
  • начнет называть приемных родителей «мама» и «папа».

Сложный период адаптации рано или поздно пройдет. Как бы ни был он сложен, а все-таки намного лучше всего, что познал ребенок до того, как был принят в семью.

Приемный малыш наверстает все, что было им упущено, догонит своих сверстников в развитии, научится с охотой, а не из страха, выполнять свои обязанности, слушаться взрослых, из нелюдимого превратится в любящего, если дополучит всю необходимую ему родительскую заботу, поддержку и любовь.

И, хотя психологи не безосновательно говорят о негативном влиянии на формирующуюся личность ребенка такого явления как гиперопека, не нужно бояться «перелюбить» ребенка, особенно если он приемный. Для таких деток любви не бывает много. Они жаждут ее, и когда получают, долго не могут «насытиться».

Как Вы считаете, нужно ли говорить ребенку, что он приемный?

Ждем Вашей оценки

(Еще не али)
Загрузка…

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕСВЕТСКИЕ НОВОСТИ

Источник: https://ourmind.ru/adaptaciya-priemnogo-rebenka

Этапы адаптации приемного ребенка семье

Адаптация приемного ребенка в замещающей семье

Дети лишаются родителей в совершенно разном возрасте и на разных этапах развития. Это обстоятельство определяет круг проблем, с которым сталкивается воспитатель или приемный родитель в общении с ребенком-сиротой.

Довольно часто, еще во время проживания с родными родителями в неблагополучной семье, разного рода потребности ребенка подвержены депривации. Опираясь на известные теории возрастной периодизации, такие как эпигенетическая теория Э.

Эриксона, теорию интеллектуального развития Ж. Пиаже, культурно-историческую теорию Л.С. Выготского и др.

можно утверждать, что дети, не прошедшие успешно основные этапы развития, лишены чувства базового доверия к миру, замкнуты или, напротив, импульсивны, истеричны в проявлениях радости и боли, депрессивны.

Ребенок-сирота попадает в новые условия приемной семьи с багажом негативных воспоминаний и опыта. Предыдущий негативный опыт ребенка в общении со значимым взрослыми (либо взрослыми) не позволяет ему быстро и успешно адаптироваться к новой среде.

Адаптация к новым условиям может быть продолжительна, болезненна и порой непредсказуема.

Цель психологической поддержки приемных семей найти пути для ускорения адаптации ребенка в приемной семье, сделать этот процесс менее болезненным и более успешным как для ребенка, так и для приемных родителей.

Психологическое определение понятию социальная адаптация : «Постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат этого процесса. Таким образом, процесс адаптации всегда инициирован неким столкновением со средой и поиском путей комфортного существования в ней.

В рамках приемной семьи это понятие можно уточнить как возникновение чувства доверия, которое проявляется в возможности общения «по душам», адекватных реакциях ребенка на просьбы и предложения; инициативное поведение, возможность проявить некоторую эмпатию по отношению к окружающим, — все это признаки поведения ребенка, который начал «работать» со своим внутренним миром, а следовательно, искать пути органичного включения в новое общество.

Проанализировав двенадцатилетний опыт работы с детьми-сиротами терапевтического сообщества «Китеж», мы отметили, что успех адаптации зависит от нескольких факторов сразу: возраст «потери» семьи, предыдущий опыт взаимодействия с семьей и социумом, сформированность соответствующих возрасту качеств и навыков и возраста, в котором ребенок попадает в приемную семью. Были выявлены закономерности в протекании процесса адаптации детей-сирот в приемных семьях, а так же универсальные стадии, обязательные для прохождения ребенком на его пути к доверию и любви к приемным родителям и миру в целом.

Существует взаимосвязь между возрастными периодами и стадиями адаптации ребенка в приемной семье.
Возраст, в который ребенок попадает в приемную семью, играет немалую роль — он определяет «радиус значимых отношений» по теории возрастной периодизации Эриксона.

Ребенок от 0 до 7 лет полностью ориентирован на семью, от 7 до 11 — на соседей и школьных товарищей, и далее на отношения со сверстниками.

Поэтому дети, попавшие в приемную семью до 11, в течение долгого, порой до трех лет, времени заняты взаимодействием внутри семьи; дети более старшего, и, особенно, подросткового возраста, нуждаются в более широком круге взаимодействий, который одновременно включает и семью, и школу, и сообщество в целом. Такие дети привыкают к новой среде долго и порой мучительно — они вынуждены «работать» одновременно на нескольких психологических фронтах.

Анализ позитивных и негативных образований личности (качества и отношения), свойственных детям, попавшим в приемную семью в различные возрастные периоды, показал, что у детей, потерявших родных родителей в одном и том же возрасте, существует сходство в прохождении стадий адаптации и проблемах, возникающих на разных этапах, а так же во времени протекания периодов адаптации.

Была выявлена так же зависимость проблем, возникающих у ребенка на этапе адаптации, от особенностей его прошлого. Обычно, попадая в приемную семью, ребенок начинает провоцировать повторение «жизненного сценария» из своей родной семьи, причем самым серьезным проверкам начинает подвергаться приемный родитель, играющий роль наиболее «провинившегося» родителя родной семьи.

Успешная адаптация ребенка в новой семье дает ему возможность сознательно проработать все прошлые задачи неприобретенных позитивных новообразований.

Используя вышеизложенное, мы получаем возможность:

  • прогнозирования возникающих в ходе адаптации кризисов и разработка методов поддержки ребенка и родителей; определения оптимального возраста попадания ребенка в приемную семью для успешной адаптации и дальнейшей социализации.
  • проследить зависимость успешной адаптации в приемной семье от истории отношений ребенка в его родной семье (перенос ситуации с родными родителями на приемных).

Остаются вопросы на дальнейшее рассмотрение:

  • способствует ли направленное интеллектуальное развитие ребенка более быстрой и успешной адаптации его в приемной семье;
  • как ускорить или сделать менее болезненным прохождение кризисных периодов адаптации ребенка в приемной семье.

Усыновление → Адаптация ребенка в приемной семье

Адаптация ребенка в приемной семье.

Процесс адаптации подопечного ребёнка в замещающей семье можно представить как сложную динамику образования новой семейной системы, в которой можно выделить свои этапы: «Медовый месяц», «Уже не гость», «Вживание», «Стабилизация отношений».

Зная особенности каждого этапа, замещающие родители могут избежать возможных проблем во взаимоотношениях с подопечным ребёнком, а также сохранить привычную семейную атмосферу. «Медовый месяц» После знакомства и первых встреч с потенциальными приемными родителями ребенок отправляется в гости в семью. «Гостевание»— удобная промежуточная стадия в развитии отношений между ребенком и родителями.

На данном этапе все участники, как правило, стремятся понравиться друг другу. Семья старается, чтобы ребенку было хорошо, и ребенок, как умеет, тоже пытается поддержать доброе отношение к себе. На первом этапе построения отношений нельзя давать ребенку авансы (называть его сыном или дочкой). Взрослому необходимо быть с ребенком, но не требовать ответных чувств благодарности.

Если специалисты поддерживают решение о необходимости разговора приемного родителя с ребенком о его будущем, то разговор может проходить по приблизительно такой схеме:

«Твои родители не могут сейчас о тебе заботиться. Мы будем заботиться о тебе. Мы постараемся, чтобы тебе было хорошо у нас». Выстраивание совместного будущего упорядочивает представления ребенка о его роли в приемной семье и снижает уровень тревожности.

Источник: http://orebenkah.ru/adaptacija-detej/jetapy-adaptacii-priemnogo-rebenka-seme.html

Адаптация приемного ребенка в семье

Адаптация приемного ребенка в замещающей семье

Адаптация приемного ребенка к требованиям новой семьи, изменившимся условиям жизнедеятельности представляет собой трудную жизненную проблему, специфика преодоления которой во многом обусловлена личностными особенностями ребенка, его возрастом, характером, накопленным экзистенциальным опытом.

Особенности адаптации приемного ребенка

Определение 1

В общем виде адаптация представляет собой процесс приспособления личности к новым условиям жизнедеятельности; интеграции личности в изменившуюся социально-природную среду, сопровождающуюся трансформациями эмоционально-психологического фона.

Определение 2

Процесс адаптации приёмного ребенка представляет собой сложный динамический процесс образования новой семейной системы, сопровождающийся многочисленными изменениями эмоционально-психологического состояния всех участников взаимодействия.

Адаптация ребенка в замещающую семью осуществляется поэтапно, актуализируя новые трудности перед всеми членами новой семейной системы.

Начальная стадия «Знакомства»

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

https://www.youtube.com/watch?v=-FqzagOi_V4

На начальной стадии отмечается реализация опережающей привязанности друг к другу. На данном этапе приемным родителям хочется обогреть ребенка, сам ребенок испытывает удовольствие от своего нового положения, он с удовольствием выполняет все требования взрослых, хочет полюбить новых родителей.

Волнение, радость и тревога ребенка приводит его в лихорадочно-возбужденное состояние, он часто непоседлив, суетлив, не может сосредоточиться на чем-либо.

Появление новых впечатлений, новый круг общения, новая информация не успевает откладываться в сознании ребенка, повышают ощущение тревоги, страха.

На данном этапе родителям необходимо лишний раз пообщаться с ребенком, подтвердить, что они действительно стали его новой семьей.

Стадия регрессии, возврата в прошлое

После того, как проходит первая эйфория, устанавливается определенный порядок, начинается длительный период взаимной адаптации, сопровождающийся болезненной ломкой сформировавшейся системы ценностей, устоявшихся поведенческих стереотипов как у ребенка, так и у родителей.

На данной стадии у ребенка могут отмечаться такие симптомы, как фиксация на неопрятности или, наоборот, на чистоте, возникновение чувства беспомощности, зависимости, чрезмерная озабоченность состоянием здоровья, повышенная чувствительность, необъяснимые припадки плача, злобы, усталости, тревоги; признаки депрессии.

На данном этапе зачастую обнаруживаются психологические барьеры: несовместимость привычек, несовместимость темпераментов и пр. Зачастую на данном этапе у взрослых не хватает терпения, проявляется отсутствие знаний относительно возрастных особенностей, умений устанавливать контакты, доверительные отношения с детьми, выбрать оптимальный стиль поведения, тактику педагогического воздействия.

В результате неумения родителей выбрать адекватную линию педагогического воздействия ребёнок может регрессировать в своем поведении до уровня, который не соответствует его возрасту, стать слишком требовательным, капризным либо проявлять враждебность к своему новому окружению. Часто у ребенка возникает чувство жертвы, что может привести к возникновению желания уйти из дома.

Привыкнув к новым условиям, ребёнок начинает вырабатывать линию поведения, которая может удовлетворить новых родителей, однако, этот поиск не всегда удачен, что может привести к существенным изменениям в поведении ребенка, возврату вредных привычек, энуреза, аллергических явлений и пр.

Об успешном преодолении трудностей данной стадии адаптационного периода свидетельствует изменение внешнего вида ребенка, нормализация его эмоционально-психологического состояния: ребёнок становится более жизнерадостным, оживленным, отзывчивым.

Стадия привыкания, медленного восстановления

На завершающем этапе адаптации ребенок полностью интегрируется в новую семейную систему, начинает обсуждать с родителями собственные проблемы, полностью исчезает напряжение во взаимоотношениях.

Ребенок чувствует себя свободно, становится более самостоятельным, независимым.

В случае успешной адаптации приемный ребенок в своем поведении ничем не отличается от ребенка, которого воспитывают биологические родители.

Замечание 1

Таким образом, процесс адаптации приемного ребенка в семье представляет собой длительный, поэтапный процесс создания новой семейной системы, требующий от всех участников взаимодействия мобилизации всех психологических ресурсов, терпения, взаимопонимания.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/adaptaciya_cheloveka/adaptaciya_priemnogo_rebenka_v_seme

Проблемы адаптации детей в приемных семьях

Адаптация приемного ребенка в замещающей семье

Воспитание любого ребенка связано с большими сложностями. И не стоит думать, что с приемными детьми больше неурядиц, чем со своими биологическими.

Это как раз одна из самых распространенных ошибок: приемные родители при первых проблемах с ребенком из детского дома начинают думать, будто они взяли «кого-то не того». Нет. С абсолютно каждым мальчиком или девочкой сложно.

В приемных семьях просто есть больше затруднений с адаптацией малыша. Но они, поверьте, преодолимы.

Из-за чего появляются проблемы

Многое зависит от того, в каком именно возрасте ребенок был принят в семью. Если ему еще нет полутора-двух лет, то проблем с адаптацией чаще всего не бывает. Малыш еще не осознает, что происходит, и не может понять, какие кардинальные перемены творятся в его жизни уже в самом начале.

Другое дело – дети старше. С ними сложностей гораздо больше. Ведь они-то все пертурбации прекрасно ощущают. И задача родителей в приемной семье – заранее предсказать, какие проблемы с адаптацией могут появиться, чтобы затем их постараться устранить или хотя бы минимизировать.

Даже если в первые дни или недели ребенок кажется счастливым, жизнерадостным и благодарным приемным родителям, это еще совсем не значит, что в дальнейшем все останется именно так же. По этой причине родители, желающие облегчить привыкание малыша, должны знать несколько моментов.

Основные сложности в адаптации детей

Проблемы с привыканием возможны на самых разных уровнях. Не только на психологическом, но и на физиологическом. Соответственно, придется коснуться всех этих «уровней» и понять, как преодолеть неприятности. В основном дети, попадающие в приемную семью, страдают от таких проблем.

  1. ЗПР. О диагнозе «задержка психического развития» слышали все. К огромному сожалению, почти у всех детей, воспитывавшихся хотя бы год-два в детском доме, ЗПР можно диагностировать. Справедливости ради, здесь далеко не всегда вина самого детского дома. Ведь в это учреждение дети зачастую попадают из далеко не самых благополучных семей. И еще до поступления на воспитание в психическом развитии появляются сложности из-за отсутствия нормальных условий жизни.
  2. Ослабленный иммунитет. Тоже не надо сваливать все на детские дома. Иммунитет ведь формируется не только за счет питания. Для его поддержания на высоком уровне ребенку требуется физический контакт с родителями и положительные эмоции. Если этого нет, то защитные возможности организма снижаются.
  3. Высокая личностная тревожность. Тревожность у детей – тема довольно сложная и глубокая. Вам в данном случае надо знать, что у детей после детского дома тревожность стабильно повышена. Недоверчивость, вздрагивание от каждого резкого звука, сложности с установлением контакта – все это во многом связано именно с постоянной тревогой. И лишь при сохранении условий, в которых эмоциональное состояние малыша ничем не будет нарушаться, проблема пропадет.
  4. Нестабильное эмоциональное состояние. Проявляется это по-разному. Ребенок, попавший в приемную семью, можно в течение дня быть радостным и возбужденным, а затем – грустным и подавленным. Сюда же надо отнести проблемы с засыпанием. Наблюдаются они как у грудных детей, так и у тех, которые повзрослее.
  5. Сложности с установлением доверительных отношений. Хотя в детском доме малыш постоянно находится в контакте с другими детьми, устанавливать отношения с окружающими ему все равно очень сложно. Особенно, если это взрослые люди. Он не будет сразу же чувствовать родственную связь с вами или с вашими биологическими детьми. Эта связь развивается только со временем. А сначала вы для него – добрые, но все-таки чужие люди.

Надо здесь подчеркнуть, что чаще всего эти проблемы адаптации не являются патологическими. Их вполне можно устранить. Правда, многое зависит от того, как быстро ребенок попал в приемную семью.

Чем меньше период, в течение которого он находился в детском доме (и в своей неблагополучной родительской семье), тем лучше.

Что же следует знать приемным родителям, если они хотят обеспечить полноценную адаптацию, не тратить собственные нервы и нервы ребенка?

Как преодолеть проблемы адаптации

Выше мы отметили, что сложности в привыкании определяются во многом тем, как долго ребенок жил вне семьи. Сюда же следует добавить его возраст, предыдущие условия проживания, состав родительской семьи.

Дальше коснемся той ситуации, когда приемному ребенку к моменту попадания в новую семью уже исполнилось 5–6 лет. К этому возрасту дошкольники прекрасно понимают, что с ними происходит. И, соответственно, адаптация переносится ими куда сложнее.

В этом случае вхождение в новую семью происходит в соответствии с достаточно четкими этапами.

1. Эйфория: головокружение от первых впечатлений

До того как попасть в новую семью, жизнь малыша практически полностью была посвящена одной идее – найти маму (и папу). Когда эта мечта осуществляется, дети в первую очередь чувствуют именно эйфорию.

Они активны, стараются получить как можно больше новой информации, усвоить привычки членов семьи, перенять их особенности речи, общения и вообще образ жизни.

В это время объективно судить о характере, привычках и состоянии ребенка нельзя.

Простыми словами – «отступление» к прежнему состоянию. За первый этап приемный ребенок не изменяется. Раньше он всего лишь старался подстроиться, но его характер остался все тем же, что и до попадания к новым родителям.

В период флешбэка он возвращается к мыслям, привычкам и образу жизни, которые у него сложились в детском доме.

Обычно это проявляется в возникновении негативных эмоциональных состояний: агрессия, замкнутость, упрямство, тревога – все это появляется внезапно.

Эта фаза – самая сложная в адаптации к приемной семье. Именно во время нее новые родители должны вести себя с малышом особенно корректно и терпеливо. Ни в коем случае нельзя использовать директивные методы воспитания, а именно: физические наказания, унижение, сравнение с другими («идеальными») детьми.

От этого ребенок станет только агрессивнее или сильнее замкнется. Главное – определить, в чем причина такого поведения приемного сына или дочки. Чаще всего флешбэк появляется из-за страха возвращения в детский дом. Это значит, что основная задача родителей – убедить его в том, что этого не произойдет.

3. Полная адаптация: начало спокойной жизни

Стадия полной адаптации начинается в тот момент, когда ребенок окончательно поверит, что он в приемной семье навсегда.

Это происходит, только если между приемными родителями и малышом формируется прочная эмоциональная связь.

Она не появится, если вы используется названные выше директивные методы воспитания, никогда не разговариваете о проблемах. Пусть и в самом простом, доступном ребенку виде.

Только спокойное, терпеливое, справедливое и оберегающее поведение помогает создать хорошие отношения. И с этого периода приемный ребенок начинает вырабатывать свою новую модель поведения, не вспоминая настолько же часто о жизни в детдоме и без постоянной оглядки на то, каким его хотят видеть.

Адаптация – еще не окончание проблем

Ваш новый ребенок обязательно привыкнет. Случится это быстро или нет, не столь важно. Главное, что адаптация наверняка произойдет, пусть не сразу и не без проблем.

Но, когда привыкание завершится, не ждите безоблачной семейной жизни. С приемным ребенком будут все те же проблемы, что и с собственными биологическими.

Двойки в школе, конфликты со сверстниками, подростковый бунт и так далее… Без этого попросту никак.

Источник: http://MistressLife.ru/problemy-adaptacii-detej-v-priemnyh-semyah/

Адаптация приемного ребенка в замещающей семье – Удал да мал

Адаптация приемного ребенка в замещающей семье

Каждый ребенок заслуживает быть любимым. Дети, которые по каким-либо причинам остались без родителей, мечтают вновь обрести семью. Но когда счастливый момент настает, и малыш и его приемные родители сталкиваются с необходимостью пережить непростой этап в отношениях, который называется «адаптация приемного ребенка».

Хиликон
Добавить комментарий