Атипичный аутизм

Содержание
  1. Атипичный аутизм у детей – причины, признаки, методы лечения
  2. Причины патологии
  3. Формы патологии
  4. Отличия классической формы и атипичной
  5. Особенности и симптоматика заболевания
  6. Атипичный аутизм у детей: симптомы, причины, лечение, профилактика, осложнения
  7. Диагностика атипичного аутизма у ребёнка
  8. Что можете сделать вы
  9. Что может сделать врач
  10. Атипичный аутизм у детей: причины, признаки и особенности лечения
  11. В каком возрасте диагностируют аутизм
  12. Первые признаки аутизма: на что обратить внимание
  13. К какому врачу обратиться
  14. Инвалидность при атипичном аутизме
  15. Порядок оформления инвалидности
  16. Лекарства, которые могут назначить
  17. Альтернативные методы лечения
  18. Метод Томатис для лечения атипичного аутизма у детей
  19. Транскраниальная микрополяризация – физиотерапевтический метод стимулирования речи
  20. Атипичный аутизм у детей
  21. Атипичный аутизм – признаки и симптомы
  22. Атипичный аутизм с умственной отсталостью
  23. Атипичный аутизм без умственной отсталости
  24. Лечение
  25. Отзывы родителей детей с атипичным аутизмом
  26. — Атипичный аутизм, занятие
  27. Атипичный аутизм
  28. Причины атипичного аутизма
  29. Классификация
  30. Симптомы атипичного аутизма
  31. Диагностика
  32. Лечение атипичного аутизма
  33. Прогноз и профилактика

Атипичный аутизм у детей – причины, признаки, методы лечения

Атипичный аутизм

Нередки случаи, когда у маленьких детей диагностируют психические расстройства. Одним из таких является аутизм. Родиться и развиваться на протяжении нескольких лет малыш может вполне нормально, но затем, в дошкольном возрасте проявляются признаки аутизма.

Помимо классического вида недуга существует еще атипичный аутизм, что по своей симптоматике имеет некие отличия. Для атипичной формы характерен высокий уровень интеллекта, умение общаться со сверстниками и адаптироваться в обществе.

Однако, если более внимательно понаблюдать за поведением такого ребенка можно заметить некоторые странности.

Атипичный аутизм у детей

Причины патологии

Объясняется такое явление, как атипичный аутизм в основном, структурным поражением головного мозга. Предпосылками к подобному нарушению являются некоторые факторы.

Фактор рискаКраткая характеристика
НаследственностьУ маленьких больных при диагностировании недуга всегда выявляются родственники, имеющие диагноз аутизм либо с психическими нарушениями, которые предрасполагают к развитию патологии. А в конце 90-х прошлого века ученые подтвердили присутствие определенного гена, что имеет непосредственно отношение к недугу. Присутствие такого гена не всегда приводит к развитию патологии, но повышает риск возникновения при воздействии вторичных факторов
Проблемная беременностьЕсли у женщины отмечались проблемные роды либо же были другие осложнения беременности, то высока вероятность того, что ребенок родится одной из форм аутизма. В группу риска попадают женщины, у которых наблюдались такие осложнения: маточное кровотечение;беременность с преждевременным родоразрешением;развитие внутриутробной инфекции
ЗаболеванияОчень часто аутизм развивается, как вторичный недуг на фоне какого-либо заболевания. Атипичная форма может развиваться, если выявлен синдром хрупкой Х-хромосомы, эпилепсии и других подобных патологий

Причины возникновения аутизма Причины возникновения аутизма. Часть 2

Справка! Если рассматривать данные статистики, то мальчики подвергаются риску заболеваемости в два раза, а то и в пять раз чаще, нежели девочки, несмотря на то, что с 10 тысяч малышей, только у двоих диагностируется атипичная форма психического расстройства.

Формы патологии

Атипичный аутизм имеет несколько форм выраженности согласно основным симптомам:

  1. Если у ребенка присутствует умственная отсталость (может диагностироваться с аутистическими характеристиками).
  2. У ребенка отсутствует умственная отсталость, уровень интеллекта находиться в норме (включительно и атипичное проявление психозов).

Это важно! Родители должны понимать, что независимо, какая форма атипичного аутизма будет установлена у ребенка, устранить данную патологию полностью невозможно.

Что такое атипичный аутизм

Отличия классической формы и атипичной

Существует несколько показателей, что отличают две формы аутизма:

  • атипичная форма характерна замкнутостью и одиночеством, напротив, классический аутизм проявляется в желании находиться в обществе, но с отсутствием знаний построения правильных взаимоотношений;
  • классический аутизм строится на общении больше невербальной коммуникацией, в то время, как больные атипичной формой исключают понимание жестов и эмоций;
  • характерно, что обычная форма аутизма сопровождается интеллектуальным недоразвитием, а атипичная отличается присоединением атипичных симптомов.

Рекомендации! В зависимости от того, какая форма патологического состояния выявлена у ребенка, будет основываться терапевтический курс с индивидуальными дополнительными занятиями.

Особенности и симптоматика заболевания

Описание аутизма

Патологический процесс затрагивает три сферы развития малыша:

  1. Социальная адаптация.
  2. Развитие правильной речи.
  3. Творческая сторона мышления.

Основная черта, что характеризует атипичную форму патологии, касается непосредственно плана взаимодействия в социуме. Для данной черты существует два ярких примера:

  1. Полное отсутствие желания общаться с окружающими людьми.
  2. Активное стремление к общению, но с безуспешной коммуникацией из-за некоторых психических особенностей.

Атипичное психическое расстройство в первую очередь сказывается на речевом развитии, поэтому очень часто окружающим трудно понять речь больного, атипичной формой аутизма.

Источник: https://med-explorer.ru/psixologiya/atipichnyj-autizm-u-detej.html

Атипичный аутизм у детей: симптомы, причины, лечение, профилактика, осложнения

Атипичный аутизм

Атипичный аутизм — заболевание генетическое. Оно выражается в изменении структуры внутренних частей головного мозга ребёнка. У кого-то из больных детей врачи выявляют слишком большие мозговые желудочки. У других — чрезмерность клеток червя мозжечка. У третьих — аномальное строение ядер мозгового ствола.

Атипичный аутизм влечёт за собой проблемы в трёх областях:

  • области социальной коммуникации,
  • языкового развития,
  • творческого мышления и фантазии.

Безусловно, одно лишь перечисление проблемных сфер не даст родителям понимания сути недуга. Для того чтобы распознать расстройство, необходимо знать, как именно оно проявляется, каковы его первые признаки. Родители должны обратить внимание на следующую симптоматику:

  • у малыша нарушены коммуникативные навыки (к примеру, в разговоре он никогда не смотрит в глаза собеседнику);
  • ребёнку сложно завести дружбу с себе подобными;
  • малыш внезапно разучивается говорить те слова, который умел говорить ранее; его словарный запас пополняется крайне медленно;
  • ребёнку сложно говорить связно;у него нет фантазии, ролевые игры не для него;
  • малыш воспринимает всё сказанное в его адрес совершенно буквально, он не разбирается в словесных и интонационных оттенках;
  • чадо привыкло к рутинной жизни, никогда не отступает от привычных жизненных алгоритмов: принял душ, почистил зубы, прочёл книгу, повернулся на правый бок, заснул;
  • странные игры: дети, которые страдают атипичным аутизмом, могут долго-долго сидеть на одном месте и крутить в руках один и тот же предмет, они любят однообразие и монотонность;
  • малыш нестандартно реагирует на новый аромат, на ветер, на необычный звук.

Это лишь общие симптомы, указывающие на наличие заболевания. однако у каждого маленького пациента эти признаки представлены по-своему. К примеру, кто-то в принципе не желает общаться со сверстниками. Другой же изъявляет желание, но у него этого не получается в силу определённых причин.

Диагностика атипичного аутизма у ребёнка

Для того чтобы поставить диагноз атипичный аутизм, за потенциальным маленьким пациентом необходимо тщательно наблюдать.

Врачи и родители должны пристально следить за тем, как малыш развивается, постоянно поддавая сомнению приобретённые им навыки и способности.

Как правило, диагноз атипичный аутизм звучит тогда, когда есть веские основания подозревать болезнь, но основные признаки аутизма при этом отсутствуют.

Атипичный аутизм приводит к тому, что у маленького пациента проявляется неспособность общаться с окружающим миром.

При своевременном диагностировании недуга и при правильном лечебном подходе осложнения и риски можно минимизировать.

В идеале — свести к минимуму настолько, чтобы ребёнок смог вести обычную жизнь: расти среди здоровых сверстников, ходить в обычную школу, закончить вуз, построить семью, найти хорошую работу…

Никакой специальной системы лечения для деток с обсуждаемым диагнозом не существует. Некоторые врачи даже не уверены, нужно ли лечить умственную отсталость, которая характеризуется как умеренная.

Да и в принципе, аутизм — это та болезнь, которую сегодня не лечат. Её первопричины остаются неизвестными.

Лечить атипичный аутизм можно лишь при помощи устранения тех или иных симптомов, которые указывают на наличие заболевания.

Что можете сделать вы

Родители должны запастись терпением. Они должны понять, что их ребёнок — не такой, как все, но при этом он будет жить обычной жизнью в обычном обществе. По крайней мере, именно такова конечная цель лечения, к которой стремятся и доктора и родители.

Конечно, такому чаду придётся уделять больше времени и внимания, придётся дарить больше любви. Но мама и папа на это способны. При поддержке опытных медицинских специалистов, родители смогут обеспечить своему малышу нормальную счастливую жизнь. Нужно лишь чуточку терпения и сил.

Крайне важно не обманывать себя и окружающих, не стоит маскировать неблагозвучный диагноз. Некоторые мамы и папы считают своих детей гениальными. Другие, слыша диагноз атипичный аутизм, уверены в том, что отныне и навсегда их малыш — неполноценный. Оба действия, несмотря на две абсолютно разные ситуации, одинаково вредны.

Если мама и папа смогут принять своего малыша таким, каким он является на самом деле, всё остальное им тоже удастся. Все действия, которые будут проводиться в семье, должны происходить в интересах малыша-аутиста. Родители будут организовывать мир ребёнка, и в какой-то момент осознают, что сын или дочь научились это делать самостоятельно.

Что может сделать врач

Талантливый и знающий врач может сделать очень многое. Нередко наилучшим методом избавления от атипичного аутизма является индивидуальная терапия.

В некоторых случаях крайне важно, чтобы такая терапия занимала большую часть периода бодрствования больного ребёнка. Однако это не значит, что индивидуальная терапия должна восприниматься как панацея.

Есть дети, которые для уменьшения симптомов должны находиться в состоянии полного спокойствия. Их попросту не стоит трогать.

Врач, которому родители доверяют умственное здоровье своего малыша, должен в совершенстве владеть всеми актуальными навыками. Такую болезнь как атипичный аутизм не лечат по протоколу, да и протокола лечения в данном случае не существует.

Нередко лечение атипичного аутизма происходит по принципу “пробуем, ошибаемся, снова пробуем”. В тех случаях, когда симптоматика выражена слабо, занятия с маленьким пациентом всё равно нужно продолжать.

Длительность такого лечения должна быть довольно существенной.

Практиковать выбранные методы нужно до тех пор, пока и врачи, и родители не заметят, что малыш действительно пошёл на поправку и его состояние значительно улучшилось.

Никаких профилактических мероприятий, которые могли бы предотвратить развитие заболевания, не существует.

Вооружайтесь знаниями и читайте полезную информативную статью о заболевании атипичный аутизм у детей. Ведь быть родителями – значит, изучать всё то, что поможет сохранять градус здоровья в семье на отметке «36,6».

Узнайте, что может вызвать недуг , как его своевременно распознать. Найдите информацию о том, каковы признаки, по которым можно определить недомогание. И какие анализы помогут выявить болезнь и поставить верный диагноз.

В статье вы прочтёте всё о методах лечения такого заболевания, как атипичный аутизм у детей. Уточните, какой должна быть эффективная первая помощь. Чем лечить: выбрать лекарственные препараты или народные методы?

Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга атипичный аутизм у детей, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить атипичный аутизм у детей и не допустить осложнений.

А заботливые родители найдут на страницах сервиса полную информацию о симптомах заболевания атипичный аутизм у детей. Чем отличаются признаки болезни у детей в 1,2 и 3 года от проявлений недуга у деток в 4, 5, 6 и 7 лет? Как лучше лечить заболевание атипичный аутизм у детей?

Берегите здоровье близких и будьте в тонусе!

Источник: https://DetStrana.ru/service/disease/children/atipichnyj-autizm/

Атипичный аутизм у детей: причины, признаки и особенности лечения

Атипичный аутизм

Аутизм – это психиатрический диагноз, который выявляется в раннем детстве (обычно в возрасте ребенка около трех лет) и сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Это заболевание считается неизлечимым, т. е.

даже если удается добиться относительной ремиссии и адаптировать ребенка к окружающей среде, он все равно никогда не будет таким, как все.

Атипичный аутизм у детей проявляется не так, как при стандартном течениие болезни, есть существенные отличия.

В каком возрасте диагностируют аутизм

Средний возраст ребенка, когда родителей уведомляют о диагнозе, – от трех до четырех лет. На самом деле факт аутичности ребенка заметен гораздо раньше – уже в год можно с определенностью сказать о наличии либо отсутствии аутичных черт.

Внимательные родители насторожены уже тем фактом, что в год малыш не произносит простейшие слова, хотя по неврологическим нормам развития должен уже произносить.

Оптимально, если малыш попадет к психологу и начнет постоянные занятия с дефектологом в возрасте около двух лет.

Чем раньше родители обратятся за консультацией по тем аспектам, которые их беспокоят в поведении ребенка, тем лучше. Современные психологи используют при диагностике тест АТЕК, который поможет выявить степени аутичности и спрогнозировать дальнейшее развитие ребенка.

Увы, почти все мамы с недоверием относятся к детской психиатрии, и им попросту страшно вести ребенка на прием. Они беспокоятся, что услышат неприятный диагноз, будут выписаны психотропные лекарственные средства. Такой подход к здоровью недопустим – каждый месяц просрочки диагностирования важен, так как ребенок не получает адекватной терапии и не посещает необходимые для него занятия.

Первые признаки аутизма: на что обратить внимание

Вот симптомы атипичного аутизма у детей, которые заметны буквально с полутора лет. Они следующие:

  • ребенок не тянет руки к матери, чтобы обнять ее за шею, когда она держит его на руках;
  • у малыша отсутствует простейшая фразовая речь;
  • он неохотно отвечает улыбкой на улыбку;
  • с ним сложно или вовсе невозможно вступить в эмоциональный контакт;
  • малыш не замечает сверстников или не разговаривает с ними;
  • ему не нравятся игры с животными – чаще всего он попросту не замечает пушистых друзей;
  • никак не может приучиться ходить на горшок;
  • отсутствует простейшая имитация жестов и артикуляции.

Важно вовремя определить симптомы атипичного аутизма у детей, лечение будет напрямую зависеть от их интенсивности и выраженности. Чаще всего план реабилитационных мероприятий указывается в ИПР. Это документ, который выдается комиссией МСЭК при проведении освидетельствования для установления инвалидности.

Атипичный аутизм у детей отличается от классического течения заболевания тем, что психическое отставание в развитии не так выражено. Ребенок отчасти может социализироваться. Речевая задержка также имеет место, но не в такой степени, как у классических аутистов. Они чаще всего неспособны произносить даже отдельные слова.

Признаки атипичного аутизма у детей чаще всего выражаются в неспособности освоить фразовую речь. Отдельные слова даются им довольно легко при условии постоянных занятий с профессиональным дефектологом.

Очень эффективны для детей с атипичным аутизмом занятия АБА-терапией, которые подразумевают прикладной анализ и коррекцию поведения. Нужно минимум десять учебных часов занятий в неделю для того, чтобы достичь заметного результата.

В некоторых случаях удается даже построить ребенку основные паттерны фразовой речи, если ему диагностирован атипичный аутизм.

Как научить ребенка разговаривать самостоятельно, в домашних условиях? Ведь занятия с профессиональным специалистом стоят очень дорого и далеко не каждый родитель обладает такими финансовыми ресурсами.

Для самостоятельных занятий родителям придется прочитать учебные пособия по методике прикладной коррекции поведения, а в некоторых случаях даже пройти специальные курсы онлайн или в режиме живого общения.

Самостоятельные занятия с больным ребенком требуют серьезного подхода и терпения, так как надо заставлять себя ежедневно в одно и то же время садиться за стол и пытаться научить кричащего, мало что понимающего ребенка речи.

К какому врачу обратиться

Когда чаша терпения родителей переполнена, и они уже не сомневаются, что с их ребенком что-то не так, они решают записаться на прием к невропатологу.

На самом деле этот врач не занимается проблемой атипичного аутизма у детей.

Но родителям часто слишком страшно обращаться на прием к психиатру в психоневрологический диспансер, они не желают ставить на малыше клеймо психического заболевания.

Чем дольше они не решаются обратиться к психиатру, тем хуже. Детям после диагностики предлагают множество бесплатных занятий, свои услуги предлагают социальные реабилитационные центры ментального развития. Группа “Особый ребенок” (атипичный аутизм также входит в список диагнозов, которыми они занимаются) подскажет оптимальный путь для получения инвалидности и методики реабилитации ребенка.

Инвалидность при атипичном аутизме

На сегодняшний день пособие ребенку-инвалиду от государства составляет 11 900 рублей, а также примерно 2 500 рублей в составе выплаты ЕДВ. Неработающему родителю, который вынужден оставить трудовую деятельность для того, чтобы ухаживать за ребенком, выплачивается пособие в размере 5 500.

Конечно, эти суммы относительно невелики, но они позволяют частично покрывать суммы, затрачиваемые на занятия с больным ребенком, и лекарственные средства (ноотропы, транквилизирующие препараты и в некоторых случаях – нейролептики).

Порядок оформления инвалидности

После того как ребенок хотя бы в течение полугода будет стоять на учете у психиатра, ему будет дано направление на обследование в стационаре. В некоторых случаях можно сделать ребенку МРТ головного мозга для того, чтобы исключить наличие органических поражений мозга. В обязательном порядке будет сделана электроэнцефалограмма.

Вот пошаговое руководство родителям, как оформить инвалидность при атипичном аутизме у детей:

  1. Пролежать в стационаре и получить подтверждение диагноза.
  2. Пройти ряд специалистов в поликлинике, которые напишут свои заключения о состоянии здоровья ребенка (офтальмолог, хирург, логопед, клинический психолог, участковый терапевт, хирург).
  3. Когда заключения от всех врачей будут получены, сделать ксерокопии и отправиться к лечащему психиатру. Он подошьет все заключения к карте для комиссии.
  4. Записаться на МСЭК (в среднем приходится ждать своей очереди около месяца).
  5. Пройти комиссию и получить розовую справку, которая является документом, подтверждающим инвалидность ребенка.

Лекарства, которые могут назначить

Современная медицина до сих пор не может дать точный ответ на вопрос: атипичный аутизм – что это. Нет точных достоверных данных, почему у детей развивается это заболевание. Мнение, что аутизм развивается из-за прививок, признано ненаучным.

Медикаментозной терапии, которая могла бы излечить проявления атипичного аутизма у детей, попросту не существует.

Психиатры могут назначить:

  • транквилизаторы;
  • нейролептики;
  • ноотропы;
  • нормотимики.

Также могут назначить витаминно-минеральные комплексы, аминокислоты, лецитин.

Но все эти препараты в первую очередь снимают некоторые симптомы. При этом не делают ребенка нейротипичным (таким как все).

Альтернативные методы лечения

Существует множество альтернативных методов лечения атипичного аутизма. Современная медицина отвергает их действенность. Но измученные родители часто готовы на все, лишь бы добиться улучшения состояния своего ребенка.

К альтернативным методам лечения атипичного аутизма у детей относят следующие методы:

  • хелирование;
  • безглютеновая диета;
  • бесказеиновая диета.

Перед тем как решиться на любой из этих методов, родителям стоит хорошенько подумать. Были зафиксированы случаи детской смерти после попыток самостоятельного хелирования. В этом случае ответственность за нанесение вреда здоровью и жизни ребенка будут нести родители.

Метод Томатис для лечения атипичного аутизма у детей

Этот метод изобрел французский медик-сурдолог, который занимался проблемами нарушения восприятия речи у детей и взрослых.

В нашей стране курс терапии Томатис можно пройти платно (причем метод весьма дорогостоящий – около пятидесяти тысяч за курс) либо в некоторых специализированных реабилитационных центрах бесплатно (например, в “Парусе надежды”, который находится в Воронеже, или в Санкт-Петербурге, в институте им. Бехтерева).

Метод показал довольно высокую эффективность не только для детей с атипичным аутизмом, но и при сенсорной и моторной алалии. Дети стали лучше понимать речь, у них улучшилась артикуляция и речевой аппарат стал более послушным.

Транскраниальная микрополяризация – физиотерапевтический метод стимулирования речи

Этот метод активно применяется на протяжении нескольких десятилетий. Специальные электроды воздействуют на те участки мозга, которые ответственны за понимание речи и развитие артикуляционного аппарата. В некоторых случаях курс транскраниальной микрополяризации помогает ребенку произнести свои первые слова.

Увы, метод часто вызывает следующие побочные эффекты:

  • ребенок становится гиперактивным, неуправляемым;
  • нарушается сон;
  • еще больше нарушается социальное взаимодействие со сверстниками;
  • могут развиться головные боли;
  • может усилиться судорожный синдром, если у ребенка эпилепсия.

Микрополяризация всегда должна проходить под присмотром опытного физиотерапевта. Если ребенку становится плохо, лучше прервать сеанс. В некоторых случаях проведение процедуры оказывается нецелесообразным, так как принесет больше вреда, чем пользы.

Источник: http://fb.ru/article/390986/atipichnyiy-autizm-u-detey-prichinyi-priznaki-i-osobennosti-lecheniya

Атипичный аутизм у детей

Атипичный аутизм

Появившись сравнительно недавно, понятие «аутизм» все чаще звучит как медицинский диагноз.

Быстрое распространение этой, совершенно особой болезни кто-то связывает с развитием медицинских технологий в репродуктивной сфере, кто-то с возрастом родителей, кто-то с загрязнением окружающей среды. На самом деле точно никто не знает, почему у ребенка аутизм.

А уж если аутизм атипичный, то здесь и вовсе темный лес. Что такое «атипичный аутизм»? Как он отличается от «типичного»? И что делать родителям ребенка с таким диагнозом?

Атипичный аутизм – признаки и симптомы

Диагностика детского аутизма имеет вполне четкие разработанные критерии. Понятие «атипичный аутизм» означает, что у ребенка есть расстройства аутистического спектра, но либо они проявились позже 3 лет, либо присутствуют частично.

Классический вид аутизма у детей ярко выражен уже на первом году жизни. Такой малыш не гулит, не реагирует на присутствие значимого взрослого, отсутствует реакция на игрушки.

Диагностировать атипичный аутизм сложнее, чем классический, поскольку здесь признаки более размыты и даже близкие люди многие его проявления до определенного момента могут списывать на особенности темперамента или развития.
Признаки атипичного аутизма у детей:

  • Нарушение взаимодействия, эмоциональная отстраненность. Ребенок не проявляет инициативы в общении, не смотрит на собеседника, не отзывается на имя или обращение. В отношении близких людей безразличен. К посторонним не проявляет интереса.
  • Нарушение речи. Говорит штампами, повторяет последние услышанные слова, говорит нечто, что не относится к текущей ситуации.
  • Отсутствие воображения, ролевых игр, отсутствие необходимости в общении.
  • Трудности в привитии навыков самообслуживания.
  • Повторяющиеся действия. У ребенка есть определенный ритуал, к которому он прибегает во время дискомфорта, вместо игр, для постоянного времяпрепровождения. Режим дня устоявшийся. Любое нарушение вызывает дискомфорт, агрессию, истерику.

Следует понимать, что описать все возможные симптомы атипичного аутизма настолько же не реально, как подогнать всех больных под определенный критерий. Вышеописанные признаки могут сочетаться в самых разных комбинациях и присутствовать не полностью. Их выраженность может быть разной. Иногда ошибки в диагностике выходят за рамки психологических патологий.

Например. Девочке до 4 лет ставили диагноз ДЦП. Походка ее была крайне шаткой. Создавалось впечатление, что ребенок не владеет своим телом.

При диагностике у специалистов выяснилось, что девочка страдает нарушением восприятия пространства, пониженной сенсорной чувствительностью, отсутствием эмоционального контакта с людьми. Говоря проще, ее мозг неверно оценивал расстояние до предметов, пола.

Она ходила как моряк, игнорируя препятствия в виде мебели или людей. При этом навыки самообслуживания были в норме, отставание когнитивного развития незначительно. Диагностирован атипичный аутизм.

Атипичный аутизм с умственной отсталостью

Для людей, страдающих расстройством аутистического спектра, оценка их умственного развития представляет определенную трудность. Умственная отсталость диагностируется путем проверки умений, знаний, навыков прохождением тестов. Ребенок с атипичным аутизмом не всегда способен показать свои знания, поскольку испытывает трудности с речью и общением.

Примером ошибки диагностики умственной отсталости при аутизме является Соня Шаталова. Девочка, считавшаяся ребенком с глубокой умственной отсталостью, которая не говорит и до сих пор, с 8 лет пишет замечательные стихи, анализирует события, является автором глубоких афоризмов.

Чаще бывает, что диагноз «умственная отсталость» ставится раньше, чем выявляются нарушения аутистического спектра. Интересна теория о том, что число аутистов в современном мире и в прошлом веке примерно равно. Разница заключается в принципах диагностики.

Раньше, до появления понятия «аутизм», таки больным ставили шизофрению, олигофрению, дебильность и другие диагнозы, связанные с нарушением психики, развития и органического поражения мозга.

Диагноз «детский аутизм» еще 30 лет назад звучал как «ранняя детская шизофрения».

Атипичный аутизм без умственной отсталости

Проявления атипичного аутизма без умственной отсталости на начальном этапе легко спутать с особенностями личности. Такие дети:

  • Подолгу сидят одни, без видимых занятий или повторяют что-то одно. Могут раскачиваться, стучать, что-то петь.
  • Не нуждаются в одобрении, не реагируют на наказание, просьбы, оклик по имени.
  • Говорят мало, часто отдельными словами. О себе говорят в третьем лице, называя по имени.
  • Производят впечатление непослушных, неуправляемых детей.
  • Не контактируют с ровесниками, посторонними взрослыми. На попытки посторонних заговорить с ними реагируют бегством, агрессией, истерикой или остаются равнодушными.
  • Не смотрят в лицо собеседнику. Могут обращаться, стоя спиной.

В целом, нарушение поведения выражается в крайней эмоциональной холодности, отстраненности от людей и событий. Чрезвычайно дорожат определенными вещами, порядком, устоявшимся режимом дня.

Диагностика отклонений аутистического спектра зависит от наблюдательности и чуткости родителей. От близких зависит и прогнозы будущей жизни, степень социальной адаптации особенного ребенка.

Лечение

Лечение психолого-педагогическое. Медикаментозное назначается при выраженном умственном отставании, асоциальном поведении или поведении саморазрушающем. Терапия антипсихотическими препаратами назначается индивидуально, после комплексного обследования.

В социализации и обучении хорошие результаты дают:

  • обучающие групповые и индивидуальные методики под руководством педагога-психолога
  • посещение реабилитационных центров
  • иппотерапия
  • систематические домашние занятия

Следует понимать, что без психолого-педагогического сопровождения семей с особенными детьми, реабилитация ребенка и родителей имеет крайне мало шансов.

ПрогнозыОбщение семей, у которых есть похожие проблемы, дают родителям кроме необходимых знаний, осознание того, что они такие не одни, что в случившемся нет их вины, что не стоит стыдиться ребенка и прятать его от окружающих.

При атипичном аутизме с умственной отсталостью прогнозы делать сложно. Здесь следует сосредоточиться на обучении ребенка навыкам самообслуживания и максимально возможной социализации.

Прогнозы развития при аутизме с сохранным интеллектом благоприятные при упорной реабилитации. Без целенаправленной работы велика вероятность регресса даже существующих навыков.

Реабилитационные центры, общественные организации, добровольные объединения родителей есть во всех регионах страны. Просто узнайте где ближайший и обратитесь туда.

Отзывы родителей детей с атипичным аутизмом

invamama.ru

Форум на сайте обсуждает детско-родительские отношения с ребенком у которого атипичный аутизм. Кратко:

Обязательно следует заботиться о собственном восстановлении, о своей личной и внутренней жизни.Ребенок с атипичным аутизмом сильно выравнивается с возрастом и к подростковому периоду меньше отличается от сверстников, чем в детстве.

При агрессивном поведении нужна медикаментозная терапия, бояться ее не следует.

baby.ru

Форум обсуждает маленьких (4-5 лет) детей с атипичным аутизмом. Родители делятся опытом того, как последующий здоровый ребенок положительно влияет на социализацию атипичного аутиста. Однако есть примеры и обратного влияния при задержке умственного развития, когда здоровый ребенок копирует поведение больного. Вывод: все индивидуально и нужно наблюдать за поведением и общением детей.

logoped-forum.ru

Обсуждение микротоковой рефлексотерапии как метода лечения атипичного аутизма. Отзывы положительные. Родители утверждают что курс лечения положительно влияет на коррекцию поведения и способность усваивать знания. Отмечают важность работы с ребенком, его обучения.

— Атипичный аутизм, занятие

Источник: https://autizmy-net.ru/atipichnyj-autizm/

Атипичный аутизм

Атипичный аутизм

Атипичный аутизм – психоневрологическое расстройство, вызванное структурными нарушениями головного мозга и характеризующееся дизонтогенезом. Проявляется ограниченностью социальных взаимодействий, снижением познавательной активности, речевыми и двигательными стереотипиями.

У больных нарушено восприятие действительности, мышление конкретное, зачастую имеется интеллектуальное недоразвитие. Клиническое обследование проводится психиатром и неврологом, дополнительно назначается ЭЭГ и психологическое тестирование.

Помощь пациентам включает медикаментозное лечение, специальное интенсивное обучение и реабилитацию.

Атипичный аутизм наиболее распространен среди больных с глубокой олигофренией, а также среди пациентов с тяжелыми специфическими нарушениями развития речи, обеспечивающей понимание грамматических структур, интонаций, жестикуляции.

Расстройство получило свое название из-за особенностей клинической картины, атипичным является либо возраст дебюта (позже 3 лет), либо комплекс симптомов – заболевание может проявиться в первые 3 года жизни, но из трех обязательных клинических критериев РДА (стереотипии, речевые и коммуникативные нарушения) определяются только два или один. Эпидемиология атипичной формы аутизма составляет 0,02%. Среди больных преобладают лица мужского пола.

Причины атипичного аутизма

Физиологической основой заболевания являются структурные изменения различных отделов в головном мозге. Они могут быть спровоцированы разными факторами – эндогенными (внутренними) или экзогенными (внешними), генетическими. Причины развития атипичного аутизма подразделяются на три больших группы:

  • Наследственная отягощенность. Более чем у половины пациентов выявляются близкие родственники с таким же диагнозом. В конце XX века исследователи обнаружили ген, ответственный за аутизм. Его наличие не гарантирует развитие болезни, но увеличивает риск при влиянии иных факторов.
  • Пренатальные и натальные осложнения. Вероятность аутизма повышается при осложненном периоде беременности и родов. Большинство больных детей были подвержены внутриутробной гипоксии, инфекциям, токсемии, рождены раньше срока.
  • Соматические и психические болезни. Тяжелые психотические варианты аутизма дебютируют при злокачественном течении детской шизофрении и ряде генетических заболеваний. Симптоматически они проявляются при фенилкетонурии, ЦМВИ, эпилепсии.

Патофизиологическая основа болезни – поражения мозга. Провоцирующим механизмом при дебюте аутизма является воздействие повреждающего фактора в определенном возрасте, совпадающем с критическим периодом развития систем организма, в особенности ЦНС.

Онтогенез нервной системы представляет собой последовательность кризисов, обеспечивающих качественные изменения психических и физиологических процессов. Этим периодам свойственна повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов.

Возникновение тяжелых форм атипичного аутизма приходится на возраст 16-18 месяцев и совпадает с важными структурными онтогенетическими процессами в мозге, пиком естественной гибели нейронов в зрительной коре.

Классификация

Согласно МКБ-10 различают две разновидности патологии. Первая – атипичный аутизм, сочетающийся с олигофренией. Включает все виды умственной отсталости с аутистическими чертами, характер течения – малопрогредиентный.

Вторая – атипичный аутизм без интеллектуальной недостаточности. Его также называют атипичным детским психозом, атипичным психотическим расстройством у детей.

Данный вариант заболевания выявляется при синдроме Ретта, синдроме Мартина-Белла, синдроме Дауна и детской злокачественной шизофрении. Выделяют три общих стадии атипичного психоза:

  1. Аутистическая. Ее продолжительность составляет от 4 недель до полугода. Ключевые проявления – отрешенность, угасание эмоциональных реакций, нарастание пассивности. Естественное развитие приостанавливается, аутизм углубляется.
  2. Регрессивная. Разворачивается в промежутке от полугода до года. Характеризуется усилением симптоматики аутизма, редукцией речи и навыков гигиены. Больные начинают поедать несъедобное, значительную часть их двигательной активности составляют стереотипии.
  3. Кататоническая. Является наиболее продолжительной, длится от полутора до двух лет. Снижается глубина аутизма, появляются кататонические расстройства – двигательное возбуждение со стереотипиями. Больные кружатся, прыгают, раскачивают туловище, бегают кругами.

После завершения кататонической стадии происходит постепенный выход из психоза. При ремиссии наблюдаются устойчивые гиперкинетические расстройства с импульсивностью, неврозоподобные симптомы в форме примитивных навязчивых действий.

Проявления аутизма редуцируются, появляется слабая познавательная активность, восстанавливаются реакции на окружающих, понимание обращенной речи, навыки опрятности.

Стабильной остается отгороженность от реальности, эмоциональная холодность в отношениях, стереотипные формы деятельности.

Симптомы атипичного аутизма

Одно из ключевых проявлений патологии – нарушение способности устанавливать социальные контакты. Этот симптом бывает выраженным либо слабым. В стабильном периоде пациенты не отказываются от общения, но не могут начинать и поддерживать разговор.

При тяжелых формах аутизма ярко выражено стремление остаться в одиночестве, отгородиться от окружающего мира. Больные не хотят взаимодействовать с людьми при помощи речи, жестов или взглядов.

Попытки принуждения к контакту вызывают импульсивные эмоциональные и двигательные реакции – крик, плач, самоповреждения, агрессию.

Специфическое нарушение речи включает неумение формулировать и высказывать собственные мысли, в тяжелых случаях затруднено понимание обращенных фраз и слов. Утрачивается способность к абстрагированию – больные не понимают переносное значение выражений, сарказм, юмор.

Аффективная холодность характеризуется трудностями в выражении эмоций, чувств и переживаний. Пациенты кажутся безразличными и безучастными к происходящему, неспособными радоваться, грустить. Они не могут сопереживать, проявлять любовь или ненависть.

У детей эмоциональные отношения с матерью часто проявляются как патологическая привязанность, основанная на страхе незнакомых ситуаций, объектов и людей, а не на любви и потребности в материнской заботе.

Чрезмерная раздражительность больных объясняется повышенной чувствительностью к внешним факторам.

Ригидность психомоторной сферы представлена стереотипиями и отсутствием гибкости мышления.

Двигательная активность включает различные варианты повторяющихся нецеленаправленных действий: пациенты стучат предметами о твердые поверхности (игрушками о пол, ложкой о стол), раскачиваются в положении сидя или стоя, ходят по кругу или по периметру помещения.

Из-за выраженного снижения адаптивных способностей при любых переменах в окружающей обстановке или режиме дня возникает чувство страха, паника. Больные стремятся жить в окружении привычных вещей, изо дня в день совершать одинаковые ритуалы. Еще один симптом – сенсорные расстройства.

У аутистов восприятие и обработка чувственной информации, поступающей от зрительного, слухового, тактильного, обонятельного и вкусового анализатора, происходит иначе. Это нарушает процесс познания действительности, а иногда проявляется необычными способностями, например, эйдетической памятью, синестезией.

У пациентов с детской злокачественной шизофренией возникают регрессивно-кататонические приступы, глубина аутистического компонента прогрессирует до тяжелой степени.

У больных с синдромом Ретта аутизм нарастает постепенно, от легкого до выраженного, затем начинается стадия регресса, в исходе формируется негативизм, моторное возбуждение и импульсивность, стереотипные движения и действия.

Для синдрома ломкой X-хромосомы типичны приступы кататонии с регрессом на 12-14 месяце жизни. В период психоза глубина аутизма тяжелая, в ремиссии – легкая и умеренная. При окончании психотического состояния наблюдается кататония и ступорозные состояния, эхолалии, селективный мутизм.

При трисомии по 21 хромосоме расстройство проявляется в 24-36 месяцев, носит характер регрессивно-кататонического психоза с последовательной сменой всех трех стадий. Психоз завершается спустя 4-7 месяцев после начала, тяжесть аутизма ослабляется.

Качество жизни пациентов остается неудовлетворительным. Практически все больные оказываются вне общественных отношений, не имеют социальной поддержки для создания будущего, значительно ограничены в возможностях самоопределения, получения образования, трудоустройства. Основная причина развития осложнений – социальный дефицит.

Дети, страдающие атипичными формами аутизма, испытывают трудности в обучении, нуждаются в индивидуализированном интенсивном психолого-педагогическом сопровождении. Взрослые не создают семьи, не реализуют себя в профессии.

Если аутизм сочетается с выраженным расстройством рецептивной речи или тяжелой олигофренией, больным необходим постоянный уход.

Диагностика

Диагноз «атипичный аутизм» подтверждается врачом-психиатром. Кроме него в процессе обследования больного принимают участие педиатр, невролог, клинический психолог.

Для диагностики используется ряд критериев: аномальность развития по типу дизонтогенеза, манифестация без привязки к раннему возрасту, симптомы качественных нарушений социального взаимодействия и/или стереотипии, отсутствие необходимых критериев детского аутизма. Обследование пациентов включает следующие методы:

  • Клиническую беседу. Информативные клинико-анамнестические данные предоставляются родителями, а при нахождении больного в медицинском учреждении – персоналом. Беседа с пациентом возможна в редких случаях, после нескольких встреч с врачом (после привыкания). В речи отмечаются повторения фраз, эхолалии, односложные ответы, рассказы о себе в третьем лице («Миша пошел спать», «он не хочет есть»).
  • Наблюдение. Анализ непосредственных эмоциональных и поведенческих реакций является основным способом получения диагностической информации. При первой встрече больные часто не вступают в контакт, стремятся избежать контакта с врачом (плачут, проявляют агрессию). Позже обнаруживаются более разнообразные проявления болезни: стереотипии, холодность эмоций, отсутствие интереса к социальному взаимодействию.
  • Исследование познавательных функций. При диагностике важно дифференцировать аутизм психотического типа от аутизма с олигофренией. Исследование когнитивной сферы осложняется нарушением межличностных взаимодействий, речевого развития. Психолог использует невербальные методики – сбор пирамидки, составление отдельных картин и сюжетных историй, кубики Коса, тест прогрессивных матриц Равена.
  • ЭЭГ. По данным электроэнцефалографии подтверждается вероятность диагноза. При устойчивом психозе определяется усиление тета-ритма, на регрессивной стадии – редукция альфа-ритма, при кататоническо-регрессивном психозе тета-ритм не обнаруживается, усиливается бета-ритм. Во время ремиссии восстанавливается альфа-ритм, уменьшается либо полностью исчезает тета-активность.

Лечение атипичного аутизма

В отношении больных аутизмом правильнее говорить не об изолированной терапии, а о комплексной медико-психолого-педагогической поддержке, направленной на повышение качества жизни, свободы и независимости в повседневных делах, восстановление субъектности в социуме. Единая схема помощи не разработана, потому что не существует метода или системы, одинаково эффективной для всех пациентов. Подход всегда индивидуален, реализуется в трех направлениях:

  • Интенсивное структурированное образование. Обучающие и поведенческие методы ориентированы на освоение навыков самопомощи, общения, полезного труда. Их формирование повышает уровень функционирования, снижает выраженность симптомов, корректирует неадаптивные формы активности. Широко применяются техники прикладного анализа поведения, занятия с логопедом, трудотерапия.
  • Медикаментозная терапия. Выраженные аутистические симптомы купируются с помощью лекарственных средств. Многим пациентам назначаются психотропные либо противосудорожные препараты. Относительно безопасны антидепрессанты, психостимуляторы, антиконвульсанты. При выраженном психомоторном возбуждении используется нейролептики, однако они способны спровоцировать атипичную реакцию или побочные эффекты. По этой причине их применение обосновано лишь в случаях неконтролируемого поведения с агрессией, нанесением самоповреждений.
  • Социальная реабилитация. При восстановлении социальной активности больных практикуется инклюзивный подход к образованию и осуществлению профессиональных обязанностей. Реабилитационные мероприятия проводятся комплексно, группой специалистов – психиатрами, медицинскими психологами и специальными педагогами, логопедами, дефектологами, инструкторами ЛФК, преподавателями музыки и творчества. Создаются интегративные группы в учебных учреждениях и на крупных предприятиях.

Прогноз и профилактика

Положительный исход преодоления когнитивных нарушений, восстановления навыков самообслуживания и общения, улучшения моторики и адаптации в условиях семьи возможен при раннем выявлении болезни и безотлагательном проведении коррекционной работы, включающей специальное обучение, фармакотерапию и вовлечение больных в социальные институты. При активной терапии симптомы не прогрессируют, психическое состояние приближается к норме (если нет тяжелой олигофрении). Профилактические меры в настоящее время не разработаны.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/atypical-autism

Хиликон
Добавить комментарий