Что такое депривация, или проявление «госпитализма» у приемных детей?

Содержание
  1. Госпитализм
  2. Госпитализм: это что такое?
  3. Госпитализм: причины
  4. Госпитализм: симптомы и признаки
  5. Госпитализм у детей
  6. Госпитализм: лечение
  7. Госпитализм у детей
  8. Причины госпитализма у детей
  9. Симптомы госпитализма у детей
  10. Диагностика
  11. Лечение госпитализма у детей
  12. Прогноз и профилактика
  13. Явление госпитализма в нашей жизни — современное видение
  14. Сущность отклонения
  15. Идеальные условия для деградации
  16. Основные идеи теории Спитса и современный взгляд
  17. Феномен госпитализма в младенчестве
  18. Детская депривация
  19. Как это выглядит во взрослом возрасте?
  20. Феномен госпитализма в психиатрии
  21. Как действовать
  22. Профилактика возникновения синдрома
  23. Помощь детям с диагнозом госпитализм
  24. У детей
  25. у взрослых
  26. признаки патологии
  27. Симптомы госпитализма воспитанников детских домов
  28. Клиника госпитального синдрома при частичной депривации
  29. Возможные осложнения
  30. Диагностика
  31. Лечение госпитализма у детей
  32. Прогноз и профилактика

Госпитализм

Что такое депривация, или проявление «госпитализма» у приемных детей?

Госпитализм — это целый ряд психологическо-соматических расстройств, которые провоцируются продолжительным нахождением человека в условиях лечебного учреждения вдали от близких людей и собственного дома.

Это понятие наиболее определяет госпитализм у взрослых, а у детей явление госпитализма проявляется как психопатическая и физическая малоразвитость, которая зарождается еще начиная с самого младенчества и продолжается по мере взросления ребенка, при определенных возникших обстоятельствах — в результате недостачи адекватного общения ребенка с матерью и нехваткой элементов воспитания.

Синдром госпитализма проявляется замедлением развития, трудностью у детей в овладении элементарными навыками самообслуживания и управления собственным телом, недоразвитостью речевого аппарата, уменьшенным уровнем адаптации к окружающей среде и социуму, утратой интереса трудовой деятельности и трудовых навыков в целом, низкой сопротивляемости инфекционным агентам и склонностью к хронизации патологических процессов в организме. Именно в детском возрасте явления госпитализма являются продолжительными и нередко необратимыми. При самых тяжелых случаях, при нелечении и продолжительного психологического угнетения, синдром госпитализма приводит к смерти индивида.

Госпитализм это в психологии явление отставания, введен термин впервые австро-американским психологом Рене Спитсем. Именно он в течении длительного временного диапазона проводил исследования — наблюдал детей в условиях больницы, без нахождения рядом матери.

Благодаря происхождению исследований и возникло само название – госпитализм.

Намного позже понятие обрело расширение и начало включать не только расставание по показателям здоровья, но и в общем отсутствии заинтересованности матери к своему чаду, при чем это может происходить, даже если они непрестанно находятся в прямой близости друг к другу.

Госпитализм: это что такое?

Госпитализм у взрослых возникает при нахождении человека длительно на больничной койке, психологически формируется синдром «хронического заболевшего», его пребывание практически превращается в норму жизненного уклада и человек не мыслит себя в иной среде – искажается мировосприятие, особенно ярко проявляется в пожилом возрасте. Отвыкая от существования вне больничных стен, человек совершает всеми правдами и неправдами действия и поступки для скорейшего возвращения в лечебный стационар.

Такое длительное пребывание больных, с уже развитыми психическими изменениями, в стационарных учреждениях, в дальнейшем неблаготворно влияет на прогнозирование соматического заболевания, с которым изначально поступает пациент.

Даже стойкий клинический период ремиссий не всегда сопровождается возобновлением социально-трудового приспособления, и адаптационные возможности снижаются прямо пропорционально длительности нахождения пациента в стационаре.

В частности продолжительное ежедневное пребывание именно в психиатрическом лечебном заведении увеличивает риск инвалидизации таких больных, влияние намного пагубнее и деструктивное, нежели само психическое заболевание.

При сроке пребывания, не достигающем отметки 5 — 10 месяцев свойственны лишь единичные проявления госпитализма; при длительности 10 — 15 месяцев — проявления доходят до фазы сформированного заболевания, именуемого — синдром госпитализма; самая тяжелая ситуация и выраженность симптомокомплекса при временном диапазоне пребывания в лечебном учреждении свыше 15 месяцев и более. Вывод – чем меньшее количество времени проведено в стационаре, тем больше шансов на сохранение осознания пациентом себя в социальном плане.

Существует несколько вариаций отклонения психики при болезни синдром госпитализма:

— Синдром деприватизационной десоциализации (формируется довольно медленно и постадийно, при длительной изоляция пациентов в психиатрических лечебницах).

— Синдром патерналистической подвластности или навязчивой мысли быть пациентом (отражение симптомокомплекса и результат систематического опекания и чрезмерного покровительства медицинским персоналом).

— Синдром фармакогенного психолого-эмоционального и социального личностного регресса (наблюдается наиболее молниеносное развитие, в отличие от других подвидов госпитализма, зачастую на фоне интенсификации терапевтического влияния при помощи нейролептических средств и при непомерных дозах психотропных лекарств).

— Смешанный объединенный вариант.

Госпитализм: причины

Причины госпитализма одинаковы в любом возрасте, включают следующий перечень:

— продолжительная госпитализация и изолированность конкретного человека от общения с близкими и родными людьми, друзьями, общение только лишь с медицинским персоналом;

— недостаток заинтересованности в их жизни и делах со стороны ближайших родственников;

— фактором риска является наличие хронических болезней, что заставляет подолгу проходить курс лечебных процедур;

— провоцирующий фактор — пожилой возраст, особенно у одиноких стариков (при заболевании такой человек остается один на один со своими жизненными тяжбами, без поддержки из внешней окружающей среды и от близких, особенно эмоциональная поддержка важна). В специализированных учреждениях (домах для престарелых и закрытых пансионатах), несомненно, обеспечиваются надлежащие мероприятия по уходу за такой когортой людей, но недостаток любви и внимания восполнить трудно со стороны, чужими людьми.

— младенческий и юный детский возраст.

В детских приютах, интернатах различного типа, домах малютки, особенно выражен синдром госпитализма, поскольку недостача персонала для полноценного обслуживания детей, проявления должного полного объема внимания и заботливости сотрудников, развития у них определенных навыков адаптации в социуме в целом по жизни. Не только в случае отлучении от матери, но и при нежелании, незаинтересованности матери, пи совместном проживании и пребывании постоянно вместе.

— пребывание детей и взрослых в оздоровительных центрах, поскольку создается принцип по типу стационара, обстановка и дискомфорт соотносимы с больничными заведениями, давление психологическое под влиянием медицинских процедур и вызывают боязнь и подсознательную психологическую блокаду.

Госпитализм: симптомы и признаки

Синдром госпитализма проявляется следующей симптоматикой:

— У детей замедляется развитие, возникают сложности в овладении навыками собственного тела, торможение процессов формирования речевого аппарата и отставание при начальном овладении речью в целом от сверстников, слабое развитие двигательной активности, особенно ходьбы.

— В самом юном возрасте: у младенцев, может наблюдаться потеря веса, чрезмерно выраженная сонливость, слабый крик и невыраженный плач, отсутствие реакции на действия, производимые вокруг, малыш не реагирует на звуковые раздражители, не следит зрительно за движениями, присутсвует заторможенность, пассивность, бедность мимики, страдают координаторные возможности глаз.

— Сниженный уровень адаптационных возможностей в окружающем мире и социуме в целом.

— Снижена сопротивляемость инфекционным агентам, присутствует тенденция к хронизации заболеваний .

— Утрата интереса к трудовой деятельности: желание бездельничать ярко выражено, негативное отношение к труду и возможностям трудится, трудовые навыки могут полностью нивелироваться, происходит аффективное безучастие, при этом крайне негативное отношение к выписке из больницы.

— Уменьшение общительности и ухудшение взаимоотношений с окружающими людьми, становится весьма трудно налаживать контакты и практически невозможно создавать новые.

— Часто встречаются бессмысленные однообразные, частоповторяемые движения навязчивого характера (например, раскачивание туловища в стороны, прищуривание глаз и пр.).

— Эмоционально люди обеднены, фактически оставаясь флегматичными к происходящему вокруг.

— У людей пожилого возраста молниеносно прогрессируют и ухудшаются мозговые функции: память, адекватное мышление, осознание происходящего.

— Общие признаки: вялость, истощенность, замедленная моторика, скованность, ригидный аффект, безынициативность, беспечность, монотонность поступков, тугоподвижность.

Госпитализм у детей

Госпитализм это в психологии термин, который интерпретируется по-разному у детей и у взрослых.

У детей, явление госпитализма проявляется как психопатическая и физическая малоразвитость, которая зарождается, еще начиная с самого младенчества и продолжается по мере взросления ребенка, при определенных возникших обстоятельствах — в результате недостачи адекватного общения ребенка с матерью и нехваткой элементов воспитания.

Проявления у детей включают:

— вялость, неактивность, истощенность;

— плохой аппетит и расстройства сна;

— дети имеют несчастный вид;

— характерны приступы беспричинной лихорадки;

— отсутствие навыков сосания у младенцев и недоразвитость рефлексов в целом;

— ухудшение физического состояния ребенка;

— чрезмерная склонность к заболеваниям;

— высокий процент смертности;

— мышечный гипотонус у малышей;

— младенческие «маразмы»;

— навязчивые однообразные движения (раскачивания тела – самоукачивание, сосание кончика одеял, малыш бьется головой об твердые предметы);

— ночное и дневное недержание мочи, каломазанье;

— отсутствие слежения глазами за игрушкой, нет реакции на разговор и голос взрослого при общении, не наблюдаются «гуления» как ответ на ласковое отношение;

— задержка развития психики и нарушение гармонии становления нервной деятельности;

— низкие антропометрические показатели развития и часто встречаемый рахит;

— неспособность ходить;

— мимическая обедненность.

Этот симптомокомплекс является обратимым, если ребенок возвращается к матери, полностью исчезают симптомы в течение 2-3 недель.

Явление госпитализма в детском возрасте связанно с искажением ценностей в современном обществе, при котором приветствуется карьерный рост женщины для создания материальной обеспеченности.

Мама присутствует лишь формально — нет налаженного душевного контакта и близости матери и ребенка, а присутствует отстранённость, незнание потребностей малыша, его интересов, способностей и возможности их развивать.

Госпитализм: лечение

Госпитализм при лечении в различных возрастных когортах очень разнится, а поскольку проявления и первопричины у них довольно таки разные, то и пути разрешения данной психологической проблемы разные.

Важно своевременно провести диагностические мероприятия и начать адекватное, максимально эффективное психологически направленное лечение, особенно важно это у малышей, ведь процент смертности среди детей наиболее высокий.

Лечение синдрома госпитализма включает следующие мероприятия:

— У детей: педагогическая систематизированная коррекция, работа с психологом до устранения всех признаков госпитализма, обогащение окружения ребенка, интенсификация элементов общения сверстниками (у дошколят) и взрослыми.

Если госпитализм возник на фоне стационарно проводимого лечения, то требуется в скорейшие сроки вернуть маленького пациента домой, в семейное лоно, а особенно и первоочередно к матери или к человеку, который ее заменяет, или организовать совместное круглосуточное нахождение с мамой вместе.

— У взрослых: устранение причины (вылечивание основного причинного заболевания, из-за которого попал человек на больничную койку или при хронизации, по возможности желательно лечится амбулаторно, под присмотром близких (по возможности) родственников с коррекцией лечащим врачом.

Длительное проведение реабилитации со специалистом — психотерапевтом, при возникновении таковой необходимости – с психиатром, желательно избегая психиатрических стационаров, поскольку такие терапевтические действия могут вести к противоположно обратному результату, спровоцировав новые предпосылки для прогрессирования заболевания.

Источник: http://vlanamed.com/gospitalizm/

Госпитализм у детей

Что такое депривация, или проявление «госпитализма» у приемных детей?

Госпитализм у детей – комплекс нарушений психического и физического развития, возникающий в результате отделения от матери, дефицита эмоциональных социальных контактов. Проявляется потерей веса, вялостью, апатичностью, мышечным гипотонусом, слабым плачем, отсутствием гуления, зрительного контакта с взрослым, реакции на голос.

Определяется отставание речевого развития, позднее освоение двигательных навыков, неадекватные эмоциональные реакции, навязчивые действия. Заболевание диагностируется после осмотра детским психологом, психиатром, неврологом. Лечение предполагает психолого-педагогическую коррекцию, социальную реабилитацию, применение симптоматических препаратов.

Детский госпитализм возникает при длительном пребывании малыша в стационарном лечебном учреждении – «госпитале». Второе название болезни – синдром отрыва от дома. Госпитализм наиболее распространен среди детей, находящихся в сиротских домах, недельных яслях, стационарах различного профиля.

Патология может развиться у ребенка, проживающего с матерью, но не получающего достаточного внимания, такие условия обычно возникают в социально неблагополучных семьях.

Госпитализму подвержены новорожденные, младенцы, дети, имеющие соматические заболевания, пре- и постнатальные поражения нервной системы.

Причины госпитализма у детей

Основная причина возникновения расстройства – дефицит сенсорных, эмоциональных, интеллектуальных взаимодействий со значимым взрослым, к которому сформирована привязанность, либо отсутствие такого взрослого. Синдром формируется при отлучении ребенка от матери либо заменяющего ее близкого человека (папы, бабушки, медицинского работника). Существует два типа ситуаций высокого риска развития детского госпитализма:

  • Нахождение вне семьи. Дети, длительно находящиеся в стационарах, приютах, детских домах страдают от недостатка общения с близкими людьми. Дефицит эмоциональных, тактильных, речевых взаимодействий объясняется сменным характером работы медицинского персонала, его загруженностью основными обязанностями (гигиенические, лечебные процедуры), переводами ребенка по учреждениям.
  • Отстраненность матери. Причиной детского госпитализма может стать нехватка близкого материнского контакта (родительская депривация). Отсутствие заинтересованности, любви выявляется у женщин, страдающих алкоголизмом, наркоманией, психическими расстройствами. Иногда эмоциональная отстраненность является результатом изначального нежелания иметь ребенка либо личностной особенностью, основанной на замкнутости, увлеченности работой, карьерой.

Риску госпитализма подвержены младенцы, дети раннего возраста и малыши с ослабленным здоровьем. Причиной повышения вероятности возникновения расстройства является снижение или недостаточное развитие способностей к адаптации.

В основе патогенеза госпитализма лежит психическая депривация – состояние, при котором ребенку не предоставляются либо недостаточно предоставляются условия для удовлетворения основных потребностей. Депривация затрагивает сенсорную, эмоциональную, интеллектуальную сферы.

Центральное место занимает неудовлетворенная потребность в эмоциональной близости, на основе нее возникает задержка психоэмоционального развития – поздно формируется комплекс оживления, заинтересованность окружающими предметами, людьми.

Недостаток сенсорных воздействий и стимулов, упражняющих интеллектуальные функции, усиливает задержку развития.

Симптомы госпитализма у детей

Синдром затрагивает физическое, эмоциональное, интеллектуальное развитие.

В первые месяцы жизни основным признаком госпитализма является отсутствие комплекса оживления – малыш не отвечает улыбкой на улыбку и речь, нет фиксации взгляда на лице, окружающих предметах, нет двигательного оживления, вокализаций (вскрикиваний, «гуканий») при приближении взрослого.

У здоровых младенцев комплексная реакция оживления максимально разворачивается к трем-четырем месяцам, при госпитализме – формируется позже, отдельные звенья отсутствуют. Наблюдается частый продолжительный слабовыраженный плач. Объективно определяется недостаточная прибавка веса. Запаздывает навык удерживания головы, самостоятельного переворота туловища.

В период 4-12 месяцев госпитализм у детей проявляется отставанием моторных навыков, первыми признаками задержки речевого развития: в 5-8 месяцев возникает протяжное гуление, в 9 месяцев – обедненное лепетание. Большинство детей 4-5 месяцев могут самостоятельно удерживать голову, десятимесячные начинают ползать. Отмечается недостаточная координация, движения резкие, неустойчивые, неуверенные.

Отставание проявляется неумением взять игрушку, переложить ее из руки в руку. Нередко отмечаются компульсивные движения: раскачивание тела, мотание головой, стереотипные удары предметами о стену, стол. Заинтересованность коммуникацией недостаточная, частой ответной реакцией становится плач, агрессия. Объективно наблюдается вялость, апатичность, мышечный гипотонус, нарушения сна и аппетита.

В раннем детском возрасте основным признаками госпитализма являются нарушения социально-коммуникативных и речевых навыков. Первые слова появляются после 14 месяцев, у большинства детей – к 3-3,5 годам. Фразовая речь представлена командами – «дай», «пусти».

Интерес к общению снижен, во время контакта с людьми ребенок апатичен, замкнут либо эмоционально вспыльчив – плачет, кричит, дерется, убегает. Наблюдаются навязчивости: сосание пальца, кончика волос, раскачивание туловища. Недостаточность координации сохраняется.

Игра часто носит манипулятивный характер – игрушки используются по функциональному назначению (кидает мячик, расчесывает куклу). Иногда сохраняются стереотипные действия: ребенок не строит башню из кубиков, стучит ими по столу.

Запаздывает формирование гигиенических навыков, использование горшка.

Госпитализм у детей сопровождается задержкой роста, дефицитом массы тела, сниженным иммунитетом. Недостаточный гигиенический уход, несоблюдение температурного режима провоцирует респираторные заболевания, инфекции мочевыводящей системы, нарушение процессов пищеварения.

При отсутствии медицинской, психологической и педагогической помощи синдром может привести к психическим расстройствам – младенческому маразму, аутизму, стойким интеллектуальным нарушениям, которые становятся причиной инвалидности.

Редко заболевание заканчивается летальным исходом, факторами риска являются общая соматическая ослабленность, присоединение инфекции.

Диагностика

Ввиду специфики заболевания, возраста пациентов диагностика основывается на клинических методах – осмотре, наблюдении. Осуществляется опрос родителей, близких родственников, персонала, часто контактирующего с ребенком. Диагностика выполняется рядом специалистов:

  • Детский невролог. Определяет уровень развития ребенка, мышечный тонус, реагирование на звук, свет, тактильное раздражение. Оценивает наличие и выраженность рефлексов, сформированность сложных целенаправленных движений, исключает/подтверждает сопутствующие неврологические патологии.
  • Детский психиатр. Оценивает психомоторное развитие больного, особенности эмоциональной сферы. Через предметные манипуляции, уровень навыков коммуникации и самообслуживания выявляет отставание психической сферы.
  • Клинический психолог. Проводит диагностическую беседу – определяет способность ребенка контактировать, адекватно реагировать. Использует экспериментальные методы оценки сформированности речи, когнитивных функций (памяти, внимания, мышления), методики выявления страхов, агрессивности, аутоагрессивности .

Дифференциальная диагностика основана на факте наличия психической депривации.

При невозможности его установления (неблагополучные семьи), усложняется различение синдрома с иными эмоционально-интеллектуальными расстройствами.

Определение диагноза занимает длительное время, требует оценки темпов развития, динамического наблюдения. Госпитализм нередко сопутствует умственной отсталости, аутизму, эпилепсии.

Лечение госпитализма у детей

Основу лечения составляет систематическая психолого-педагогическая коррекция, социальная реабилитация. Усилия психолога направлены на развитие познавательной сферы: выполняются игры-упражнения, тренирующие внимание, память, мышление.

Еще одна цель работы – формирование положительного эмоционального состояния, устранение напряженности, тревоги, страхов.

Педагогическая поддержка представлена реабилитационными мероприятиями, обеспечивающими социальные коммуникации: по возможности, восстанавливаются отношения ребенка и мамы (близкого родственника), малыш включается в детские коллективы.

В современных лечебных учреждениях активно внедряется совместное стационарное пребывание мамы и ребенка. Отделения закрытого типа (инфекционные, психиатрические) оснащаются специальными комнатами свиданий.

Тяжелые случаи госпитализма требуют дополнения основного лечения медикаментозным. Назначаются препараты для коррекции эмоциональной нестабильности, стимуляции развития познавательных функций.

Параллельно проводится лечение соматических заболеваний.

Прогноз и профилактика

Своевременное начало лечения, отсутствие тяжелых соматических болезней – факторы благоприятного прогноза детского госпитализма. Совместные усилия врачей, психологов, родителей позволяют полностью устранить синдром. Поздняя постановка диагноза, отсутствие лечения увеличивает вероятность инвалидизации, летального исхода.

Профилактика госпитализма у детей, проживающих в семье, включает восстановление близких отношений с мамой или заменяющим ее родственником. В младенческом, раннем возрасте не рекомендуется помещать ребенка без мамы в лечебное учреждение.

Детям в приютах, детских социально-реабилитационных учреждениях важно организовать четкий распорядок дня, включающий интересные занятия, общение со сверстниками, педагогами.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/hospitalism

Явление госпитализма в нашей жизни — современное видение

Что такое депривация, или проявление «госпитализма» у приемных детей?

Среди расстройств психического и соматического характера особое место занимает госпитализм. Указанное явление подразумевает расстройство, возникающее из-за недостатка общения и дефицита воспитания (характерно для детей), а также при длительном пребывании взрослого человека вдали от близких в условиях больничного стационара.

Продолжительное психологическое угнетение может стать причиной смерти человека.

Сущность отклонения

Феномен госпитализма предполагает наличие ряда психических и соматических расстройств, которые возникают у детей и взрослых по разным причинам. В первом случае отклонение обусловлено недостатком общения, внимания и воспитания, у младенцев – разлукой с матерью.

Синдром госпитализма у детей выражается в психической и физической малоразвитости и нередко приводит к необратимым последствиям, а при отсутствии лечения – к смерти.

У взрослых расстройство развивается при продолжительном пребывании в больнице, в условиях дефицита общения и проявляется в уклонении от существования в социуме, утрате интереса к труду и активности, потере трудовых навыков, заинтересованности в пребывании в условиях стационара как можно дольше. Чем более длительный срок пребывания больного в стационаре, тем меньше шансов на его сохранение в качестве единицы социальной среды.

Идеальные условия для деградации

Госпитализм у детей и взрослых возникает по следующим причинам:

  1. Продолжительная госпитализация, условия которой изолируют человека от общения с родными людьми и друзьями, при этом круг общения ограничивается медицинским персоналом. Фактором риска в данном случае выступают хронические заболевания, требующие частого прохождения долгих лечебных курсов в условиях стационара.
  2. Разлука ребенка с матерью.
  3. Отсутствие внимания со стороны матери и близких к маленькому ребеночку, незаинтересованность в нем, его жизни и становлении его как личности.
  4. Возраст. В младенческом и детском возрасте дети, воспитывающиеся в приютах, интернатах и иных местах подобного характера, не получают необходимого внимания и заботы. Это затрудняет социальную адаптацию. Пожилой возраст также способствует развитию госпитализма, особенно, если старики пребывают в специализированных учреждениях – домах престарелых, интернатах. Отсутствие внимания и недостаток любви не могут не повлиять на психоэмоциональное состояние человека в годах.
  5. Продолжительное пребывание как детей, так и взрослых, в оздоровительных центрах, где обстановка и распорядок дня схожи с условиями стационара.

К факторам, провоцирующим развитие синдрома, также следует отнести бедность психологического окружения, недостаток эмоционального контакта.

Основные идеи теории Спитса и современный взгляд

Американский психолог Рене Спитс (Шпиц), изучая особенности поведения воспитанников учреждений интернатного типа, объяснил явление госпитализма следующим образом: даже в благоприятной санитарно-гигиенической обстановке, при условиях удовлетворительного питания и ухода у детей, лишенных возможности общаться с родителями, наблюдается отставание в развитии – замедление развития мышления и речи.

https://www.youtube.com/watch?v=mKcCH61maOM

При этом ранее психолог считал, что важным условием развития синдрома госпитализма является недостаток витаминов в рационе и малочисленность персонала, призванного обеспечивать уход за детьми.

Рене Шпиц

Последователи Спица, далее изучая феномен, несколько расширили понятие термина «госпитализм». С точки зрения современных исследователей, подобный синдром возникает не только при разлуке ребенка с матерью, но и в том случае, если близкие люди, находясь рядом с ребенком, не проявляют заинтересованности к нему и не принимают участия в процессе его развития, становления.

Госпитализм особенно опасен для детей, так как существенно тормозит их развитие. Некоторые психические и физические отклонения могут сохраниться на всю жизнь.

Феномен госпитализма в младенчестве

В младенческом возрасте общее состояние детишек, брошенных своими матерями, либо страдающих от недостатка их заботы и внимания, отличается следующими показателями:

  • отказ от еды, быстрая потеря веса;
  • ребенок постоянно пребывает в сонном состоянии, не подает никаких признаков активности;
  • мышцы лишены тонуса, конечности безвольные и вялые;
  • отсутствует обратная реакция на контакты.

Младенцы с таким синдромом позже начинают держать голову, ползать, самостоятельно садиться и ходить. Их движения менее координированы, неустойчивые и неуверенные.

Детская депривация

У детей в ответ на разлуку с матерью или при отсутствии внимания и любви развивается госпитализм, который проявляется в глубокой умственной отсталости, дефиците массы тела и роста, отклонениях в психическом развитии.

Младенцы не реагируют на звук или движение предмета, на протяжении долгого времени беспричинно плачут. Дети более старшего возраста намеренно бьются головой о стену, поздно овладевают навыками опрятности – обычно только после 3-5 лет.

У них нередко наблюдается недержание мочи – как ночное, так и дневное, каломазание. Сон у таких детей поверхностный. У них недостаточно положительных эмоций, они отказываются от контактов, не тянутся к людям. Процесс формирования личности у них нарушен.

Все эти явления приводят к тяжелым психическим расстройствам, например, — к аутизму, умственной отсталости.

Иногда госпитализм может становиться причиной смерти ребенка, особенно при присоединении инфекции, с которой не способен бороться ослабленный организм.

Как это выглядит во взрослом возрасте?

У взрослых подобный синдром возникает обычно в пожилом возрасте, особенно, если человек одинок и ему не хватает заботы, внимания и любви со стороны близких людей.

Характерными симптомами в данном случае являются:

  • потеря аппетита;
  • развитие апатии;
  • личностный регресс;
  • ухудшение памяти;
  • потеря возможности адекватно мыслить и осознавать происходящее;
  • эмоциональное обеднение;
  • снижение общительности;
  • ухудшение отношений с окружающими людьми;
  • утрата интереса к трудовой деятельности.

У взрослых подобный феномен может стать причиной личностного опустошения, утраты интереса к жизни.

Феномен госпитализма в психиатрии

Отдельно необходимо отметить, что условия пребывания в психиатрическом стационаре создают риск фармакогенного регресса личности, что является тяжелейшей формой госпитализма.

Это явление развивается очень быстро, при этом ситуация усугубляется тем, что пациенты за короткое время привыкают к психотропным препаратам. У таких людей пропадает желание учиться или работать, существовать вообще вне больничной жизни.

После снижения дозировки психотропных препаратов у больного частично восстанавливается интерес к окружающему.

Как действовать

Лечение госпитализма у детей и взрослых отличается. Для детей этот синдром особенно опасен, поэтому и терапия занимает гораздо больше времени, чем при восстановлении взрослых.

Чтобы вернуть ребенка в социальную среду и возвратить ему интерес к жизни, необходимы:

  • работа с психологом;
  • педагогическая коррекция;
  • расширение круга общения;
  • интенсификация общения ребенка со сверстниками.

Если синдром возник при помещении ребенка в условия стационара, необходимо как можно быстрее вернуть его в семью, а в то время, пока он находится в больничном учреждении, регулярно навещать его и выказывать заинтересованность в нем, оптимальным же вариантом станет организация круглосуточного нахождения мамы рядом с ребенком.

https://www.youtube.com/watch?v=H3p-VZ9B9ls

При лечении взрослых пациентов на проблему воздействуют следующим образом:

  • по возможности устраняют симптомы заболевания, из-за которого пациент вынужден находиться на стационарном лечении, а также его первопричину;
  • проводят реабилитацию с психотерапевтом;
  • обеспечивают больному внимание и заботу со стороны близких.

Профилактика возникновения синдрома

Профилактика опасного синдрома госпитализма у детей заключается в том, чтобы максимально наполнить день ребенка интересными занятиями, игрой, возможно – трудом. По возможности следует обеспечить достаточное внимание и заботу со стороны близких, говорить с малышом, обсуждать все, что его интересует.

У взрослых пациентов не допустить развитие данного феномена можно, обеспечив им круг общения, позволив разместить в палате фотографии родных людей или предметы, напоминающие о доме.

Необходимо сохранить социальную активность пациента – если позволяет состояние, привлекать его к простой помощи по уходу за другими пациентами, обеспечить независимость и самостоятельность в удовлетворении потребностей.

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/psycho/gospitalizm.html

Помощь детям с диагнозом госпитализм

Что такое депривация, или проявление «госпитализма» у приемных детей?

Госпитальный синдром у детей – комплекс психофизических нарушений, обусловленных отрывом малыша от матери.

Изначально термин применялся в отношении маленьких пациентов, длительное время находящихся в больничных условиях. Понятие было введено психоаналитиком Рене Шпицем в 1945 году.

Впоследствии под госпитализмом стали понимать задержку развития ребенка вследствие эмоциональной холодности (депривации) матери в домашних условиях.

У детей

отсутствие эмоционального и социального контакта с матерью может быть обусловлено двумя основными причинами:

  1. длительное нахождение в больницах, сиротских домах, детских садах закрытого типа, интернатах. малыш не чувствует любви, заботы, понимания.
  2. эмоциональная холодность матери, вызванная психическими расстройствами, алкоголизмом, наркоманией, увлеченностью карьерой, особенностями характера.

в группу риска развития синдрома госпитализма входят дети до трех лет, у которых еще мало адаптационных ресурсов; малыши в период возрастных кризов (3 года, 7 лет, переходный период) и дети с неустойчивостью эмоций.

все вышеперечисленное приводит к депривации – неудовлетворению потребности в общении, тепле, ласке. встречается полная или частичная форма расстройства. первая делится на два основных вида — изоляцию и сепарацию.

изоляция – полное лишение человеческого общения, пример крайней степени – маугли.

сепарация – длительное пребывание в закрытых учреждениях без матери. частичная депривация – бедность эмоциональных контактов мать–дитя.

у взрослых

причины госпитального синдрома у взрослых, особенно у лиц пожилого возраста: длительное пребывание в закрытых учреждениях – специальных интернатах медицинского профиля (психоневрологические, туберкулезные, кожно-венерологические), в домах для престарелых, тюрьмах и колониях.

признаки патологии

Вынужденное помещение ребенка в закрытое учреждение проходит следующие этапы:

После отказа матери от малютки в роддоме он остается там на обследование. Если обнаруживается какое-то заболевание: родовая инфекция, черепно-мозговая травма, врожденный порок, – кроху переводят в соответствующий стационар, где он получает лечение и находится под наблюдением 3–4 месяца. После этого грудничка переводят в дом малютки, а с полутора лет – в детский дом.

Симптомы госпитализма воспитанников детских домов

В младенчестве (до 6 месяцев) у детей с нормальным фоном (без врожденных патологий) развитие протекает относительно своевременно. Но после полугода формирование вдруг замедляется, возникает острый феномен угасания.

Малыш вял, апатичен, избегает зрительных контактов, не реагирует на ласковое обращение и улыбки, не гулит, у него отсутствует «комплекс оживления». Кроха часто плачет, совершает хаотичные движения руками и ногами.

Наблюдается отставание в весе из-за плохого аппетита и нарушение сна. Дети поздно начинают сидеть, ползать, ходить.

У детей 1–3 лет на главный план выходит нарушение развития коммуникативных навыков. Они поздно начинают говорить, первые слова – «дай», «пусти». Речь неразборчива, лишена интонаций. Малыши избегают общения, в ответ на которое плачут или проявляют агрессию.

В этом возрасте ребенок начинает совершать патологически привычные действия: сосет палец, края одежды, выдергивает волосы, грызет ногти, раскачивается, бьется головой о стену. Игрушки использует не по назначению. Предпочитает играть посторонними предметами. Ролевые игры, характерные для сверстников, отсутствуют.

Часто запаздывает развитие гигиенических навыков – малыш не удерживает стул и мочу.

У детей старшего возраста преобладают эмоционально-личностные расстройства. Начинаются страхи: тактильного и визуального контакта, боязнь игрушек. Общение поверхностное из-за недоразвития высших эмоций. Детям чуждо чувство сострадания, жалости, стыда, вины. У подростков могут наблюдаться расторможенность, агрессия, асоциальное поведение.

Если ребенка поместили в детдом не с рождения, а уже в сознательном возрасте, его адаптация проходит 3 этапа:

  1. Протест — малыш ищет мать, мечется, хочет убежать, кричит, плачет, отказывается от еды, игрушек, не спит.
  2. Истощение — обессиленное дитя впадает в апатию, никаких движений не совершает, мать не зовет, пытается осознать случившееся.
  3. Адаптация — ребенок начинает приспосабливаться к новой жизни.

Явление госпитализма у детей, помещенных в детские дома, проявляется нарушениями эмоционально-личностной, интеллектуальной, социальной сфер и получил название синдром сиротства.

Дети, воспитывающиеся в домах ребенка, развиваются по иным механизмам, нежели их ровесники в семье с любящими родителями. Главным успехом нормального психического развития ребенка служит тесный контакт с матерью.

Дети в условиях институционализации вынуждены адаптироваться к жизни без любви и поддержки близких. С раннего возраста они привыкают сосуществовать в коллективе сверстников, подчиняться общим правилам, не иметь личного пространства.

У большинства из них поздно формируется или вообще не вырабатывается свое Я. У таких детей замечены неуверенность, скованность движений, бедная речь.

С самого детства и на протяжении всей жизни они испытывают повышенную потребность в ласке, внимании, что служит причиной формирования многочисленных психологических комплексов. Это затрудняет общение таких людей в зрелом возрасте, создает проблемы в адаптации: в учебе, на работе, в личной жизни.

Клиника госпитального синдрома при частичной депривации

У малышей 6–11 месяцев после внезапного ухода заботливой и любящей матери формируется анаклитическая депрессия, которая выражается плаксивостью, потерей аппетита, снижением веса, заторможенностью, нарушением сна, безучастностью к окружающему. Малыша ничего не радует.

Если мать возвращается в течение трех месяцев, психофизические нарушения восстанавливаются. При дальнейшем ее отсутствии симптомы закрепляются, возникает стремительное отставание в развитии. Полная отгороженность от окружающих напоминает проявления аутизма, олигофрении, что требует дифференциальной диагностики.

Критерием служит тот факт, что причины заболеваний различны.

Вегетативная депрессия. При эпизодическом появлении матери депрессия у ребенка протекает в относительно легкой форме. Вегетативные отклонения представлены нарушением сна, частыми срыгиваниями, потерей веса. У маленького человека есть надежда, что мама вернется, эпизодические ее появления не дают состоянию усугубиться.

Если приходы матери постепенно прекращаются, развивается следующая форма – соматизированная депрессия, при которой преобладают психосоматические расстройства.

Малыши не плачут, совершают бесцельные движения, не проявляют адекватных ситуации эмоций, не понимают условия игры. Дети постарше слишком послушны, молчаливы, ведут себя тихо, безучастно.

Если присмотреться к поведению, можно выявить характерную депрессивную триаду: снижение настроения, заторможенность речи вплоть до мутизма и движений вплоть до ступора.

Регрессивно–апатическая депрессия – самая тяжелая — возникает в далеко зашедших случаях соматизированного расстройства. Соматические явления исчезают, на первый план выходят регрессивные симптомы: тяжелая умственная отсталость, застывание в необычных позах, стереотипные движения.

Возможные осложнения

При отсутствии тщательного ухода за ребенком, медицинского наблюдения, психолого-педагогического сопровождения, госпитализм может дать следующие осложнения:

  • задержка физического развития: дефицит массы, роста, недоразвитие костно-мышечного аппарата;
  • плохой уход, несоблюдение гигиенических норм, сниженный иммунитет приводят к развитию инфекций;
  • расстройства психической сферы: умственная отсталость, неврозы, псевдоаутистические симптомы, депрессии, психопатии;
  • психологические проблемы: затруднения коммуникации, агрессивность, повышенная тревожность, неуверенность в себе, конфликтность.

Диагностика

Основаниями для постановки диагноза служат тщательный сбор анамнеза, данные медицинского осмотра, патопсихологическое обследование и постоянное наблюдение за пациентом. Диагноз госпитализм у детей ставится на основе заключения специальной комиссии, в которую входят педиатр, детский невролог и психиатр, клинический психолог.

Дифференциальная диагностика проводится:

  • у детей после года — с умственной отсталостью, аутизмом;
  • у более старших – с другими психическими нарушениями: неврозами, расстройствами личности, отклонениями в поведении.

Главное отличие патологий при госпитализме – причины, вызвавшие их.

Лечение госпитализма у детей

Госпитальный синдром у детей требует комплексной, этапной и длительной терапии. Основную роль играет психолого-педагогическая коррекция эмоционально-личностных и поведенческих нарушений.

Психологи проводят групповую, индивидуальную и семейную психотерапию, педагоги следят за поддержанием здорового психологического климата в детских коллективах. Медикаменты способствуют улучшению внимания, памяти, мышления, обменных процессов в головном мозге.

Параллельно проводится терапия соматических и инфекционных заболеваний. Применяются средства для общего укрепления организма.

Прогноз и профилактика

На исход борьбы с патологией влияют следующие факторы:

  1. Возраст, в котором произошла депривация (период до трех лет считается наиболее опасным).
  2. Был ли до депривации «светлый промежуток» – полноценное общение с матерью в домашних условиях – или малыш с рождения был помещен в детское учреждение.
  3. Навещает ли мать свое дитя и как часто.
  4. Степень интеллектуальных, эмоционально-личностных, поведенческих нарушений.
  5. Наличие сопутствующих заболеваний, осложнений.
  6. Находится ли ребенок под наблюдением специалистов, получает ли медицинскую и психологическую помощь.

Последнее время в мире отмечаются тенденции к деинституционализации. Дети помещаются в специальные учреждения только в крайних случаях.

Создаются «детские деревни» в которых малыши объединены по 5-6 человек в «семью» с «мамой», живут не в казенных условиях, а в обстановке, приближенной к домашней. Многие закрытые учреждения ликвидированы.

В больницах младенцу разрешается длительное время находиться вместе с мамой.

Есть надежда, что в будущем такое явление, как госпитализм, полностью искоренят.

(2 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://ProSindrom.ru/psychopathology/gospitalnyj-sindrom.html

Хиликон
Добавить комментарий