Что такое ринолалия или почему ребенок гнусавит

Содержание
  1. ​Гнусавость голоса – симптом опасного заболевания
  2. Что это такое?
  3. Виды
  4. Причины
  5. Диагностика
  6. Лечение
  7. Упражнение
  8. Профилактика
  9. Прогноз
  10. Ринолалия или гнусавость
  11. Ринолалия (гнусавость)
  12. Открытая ринолалия
  13. Виды открытой ринолалии
  14. Закрытая ринолалия
  15. Виды закрытой ринолалии
  16. Смешанная ринолалия
  17. Логопедическая работа по устранению ринолалии
  18. Что такое ринолалия и как лечить заболевание?
  19. Общая характеристика, этиология
  20. Врожденная
  21. Приобретенная
  22. Классификация
  23. Проявления
  24. Способы диагностики
  25. Подходы к лечению
  26. Прогноз и профилактика
  27. Ринолалия
  28. Классификация ринолалии
  29. Симптомы ринолалии
  30. Коррекция ринолалии
  31. Прогноз и профилактика ринолалии
  32. Насморка нет почему ребенок говорит в нос
  33. Причины ринолалии и ринофонии
  34. Физиологические
  35. Аденоиды
  36. Патология носовых ходов
  37. Причины временного изменения тембра голоса
  38. Фронтит
  39. Синусит
  40. Отек слизистой

​Гнусавость голоса – симптом опасного заболевания

Что такое ринолалия или почему ребенок гнусавит

При определённых заболеваниях наш голос может меняться и приобретать несвойственное для него звучание. Звуки становятся «глухими» и неразборчивыми, проще говоря мы начинаем говорить «в нос».

Врачи называют это синдром гнусавостью голоса и относят к дисфонии – неполному нарушению голоса.

Что это такое?

Гнусавость в голосе или по-научному ринолалия – это звуковой дефект, который возникает при произношении звуков. Является следствием чрезмерного или недостаточного резонирования носовой полости.

Воздушные струи меняют свой обычный ход и речь становится невнятной, звуки получаются в искажённом виде. При ринолалии полностью меняется звучание некоторых звуков: «м» начинает звучать как «б», а буква «н» становится похожей на «д».

Регулирует проходимость воздуха небольшой красный язычок, или по-латыни – uvula. Вы всегда видите его, когда широко раскрываете рот произносите звук «а». Когда язычок свисает, он находится в расслабленном состоянии и воздух свободно проходит в носовую полость.

Так возникают «носовые звуки». Когда язычок напряжён, он перекрывает носовой проход и воздух идёт через рот. При обычном голосе без гнусавости мышца язычка напрягается при произношении почти всех звуков кроме «м» и «н».

При возникновении гнусавости у воздуха нет возможности проходить через нос, и мы создаём эти звуки исключительно «ртом», без участия носовой полости.

Виды

Виды гнусавости:

  • закрытая;
  • открытая;
  • смешанная.

Гнусавость закрытого типа является результатом плохой проходимости в носовой полости и называется ринофонией или палатофонией. Открытой называют гнусавость, при которой звуки проходят не только через рот, но и через носовой проход.

При смешанной форме присутствует непроходимость носа и ослабленный нёбно-глоточный затвор.

Причины

Наиболее распространёнными причинами гнусавости голоса являются:

  • плохая подвижность мягкого нёба;
  • неправильное форма языка при произношении;
  • имеющиеся дефекты твёрдого или мягкого нёба.

Заболевания, которые сопровождаются ринолалией:

  • опухоль носоглотки;
  • гипертрофия и отёк носовых раковин;
  • патологическое увеличение носоглоточной миндалин (аденоиды);
  • появление слизи в носовой полости (насморк);
  • врождённое искривление носовой перегородки;
  • привычка неправильно произносить слова из-за слухового дефекта (глухота);
  • третичный сифилис;
  • различные травмы.

Диагностика

Гнусавость можно диагностировать самостоятельно. Для этого плотно сомкните рот и попытайтесь напеть мелодию. Если со стороны губ бы почувствовали струйки воздуха, то ринолалия вам не угрожает. Ещё один способ проверки – произнести с зажатым носом все буквы алфавита, кроме «м» и «н».

При проявлении первых признаков гнусавости сразу обращайтесь к врачу. В зависимости от симптомов и внешнего осмотра он назначит необходимое комплексное обследование и анализы. При осмотре логопеда изучается строение и работа речевого аппарата, проверяется качество дыхания при разговоре.

При открытой ринолалии используется метод Гутцмана, суть которого заключается в произношении гласных звуков «а» и «и» с поочерёдным закрытием и открытием носовых ходов. Затем исследуется произношение всех остальных гласных звуков.

Установление причины гнусавости зависит от следующих факторов:

  • длительность заболевания;
  • характер звуковых дефектов;
  • перенесённые и хронические заболевания.

Зачастую выявить истинную причину гнусавости очень сложно, тут необходимо проконсультироваться у целого ряда специалистов: хирурга, фониатора, эндокринолога, невролога или логопеда.

Самыми распространёнными видами обследования является рентгенография носоглотки, фарингоскопия и электромиография. При необходимости нужно стать общий и развёрнутый анализ крови и мочи.

Лечение

Лечение при гнусавости зависит от заболевания, которым оно вызвано.

Если гнусавость вызвана насморком и заложенностью носа, то можно использовать назальные капли или спреи: Називин, Галазолин, Санорин, Тизин, Отривин и т.п.

Если причина более серьёзная, может потребоваться серьёзное хирургическое вмешательство: устранение анатомического дефекта, установка глоточного арбитуратора, хирургическая коррекция деформация носоглотки.

При необходимости производят удаление полипов, аденоидов и опухолей. После операции необходимо проводить массаж рубцов нёба, следить за правильностью нёбно-глоточного смыкания.

Дополнительно применяется физиотерапия, психотерапия и продолжительное лечение у логопеда. Хирург лишь устраняет причину гнусавости, но правильно произношению звуков может научить только логопед.

Занятия с логопедом для лечения гнусавости включают в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику, логопедический массаж мягкого и твёрдого нёба и правильно выговаривание и постановка звуков.

Упражнение

При открытой и закрытой ринолалии следует выполнять артикуляционные упражнения для языка:

  1. Язык нужно вытянуть вниз до подбородка и зафиксировать его таким образом на 5-10 секунд.
  2. Произвести колебания высунутым языком от одного уголка рта к другому.
  3. Широко открыть рот, высунуть язык и произвести вращения по кругу, имитируя стрелки часов.

Второй комплекс упражнений для лечения гнусавости:

  1. Упражнение по методике Емельянова. Произносите гласные в следующем порядке «уоаэы». При звуке «ы» сделайте хороший зевок.
  2. Пропевайте вокальные упражнения и ваши любимые песни на звуки «у», «о», «ю».
  3. «Зевок». Несколько раз сделайте зевательные движения. Это упражнение очень эффективно для правильного дыхания.
  4. Звуки «му» и «ну». Произносите эти слова медленно, разделяя буквы: «м, у, н, у».
  5. Пейте воду очень маленькими глотками. Это стимулирует поднятие и напряжение язычка.

При открытой гнусавости очень важно научиться правильно дышать. Для этого нужно выполнять простые упражнения: надувание щёк, мыльных пузырей, имитировать задувание огня.

При устранении гнусавости нужно приучать больного говорить отрывисто, очень чётко, медленно, широко открывая рот. Важно уметь отличать правильное произношение звуков от неправильного.

При гнусавости голоса у ребёнка будет очень полезен регулярный массаж мягкого нёба. Его цель – стимулирование подвижности нёба, активизация его движения.

Если ребёнок маленький, массаж должны делать родители:

  1. Чистой подушечкой указательного пальца правой руки производится растирание границы между твёрдым и мягким нёбом, чтобы стимулировать рефлекторное сокращение мышц носоглотки.
  2. Повторить это действие, когда ребёнок произносит букву «а».
  3. Произвести зигзагообразные упражнения от левого края границы нёба до правого и в обратном направлении.
  4. Указательным пальцем производятся лёгкие надавливающие и толкательные движения мягкого нёба.

Массаж нельзя проводить сразу после приёма пищи, так как он может вызвать рвотный рефлекс.

Лечение гнусавости у детей нужно проводить тщательно и своевременно, при запущенной форме дефекты речи могут вызвать замкнутость, нервозность и даже озлобленность у ребёнка.

Обычно гнусавость требует длительного лечения и больших усилий как со стороны врача-логопеда, так и со стороны родителей.

Профилактика

Чтобы предотвратить появление гнусавости и дальнейшее осложнение, необходимо выполнять следующие рекомендации:

  • следите за состоянием носоглотки, при малейших изменениях следует обратиться к врачу;
  • избегайте простудных и вирусных заболеваний;
  • обращайте внимание на то, как вы произносите отдельные звуки и слова;
  • при необходимости хирургического вмешательства не затягивайте, иначе последствия такой отсрочки могут быть очень серьёзными для здоровья;
  • избегайте переохлаждения и соблюдайте правильный режим дня.

Прогноз

Гнусавость в любом возрасте требует длительных и регулярных занятий. Курс лечения ринолалии обычно достаточно продолжительный, здесь не стоит ждать быстрого результата. Но при правильной постановке диагноза и грамотной терапии гнусавость хорошо поддаётся лечению.

Источник: https://doctorlor.org/simptomy/gnusavost-golosa.html

Ринолалия или гнусавость

Что такое ринолалия или почему ребенок гнусавит

Ринолалия у детей и взрослых встречается не так уж и редко. Справиться с этим речевым нарушением поможет логопед. В этой статье я постараюсь рассказать о том, что такое ринолалия, её формах, симптоматике и направлениях коррекционной работы.

Ринолалия (гнусавость)

Это патологическое изменение тембра голоса и искажение произношения звуков речи в результате нарушения нормального участия носовой полости в процессе речеобразования. Если нарушается только тембр голоса (приобретает назальный оттенок), а артикуляция звуков не нарушена, то такое нарушение голоса носит название ринофония.

В русском языке есть деление звуков по участию в их образовании носовой полости. 4 звука носовые (это соноры М, МЬ, Н, НЬ), остальные звуки ротовые. Носовая полость в образовании ротовых звуков участия принимать не должна. В норме ротовая полость отгорожена от носовой.

Мягкое нёбо это активный орган, и оно является своеобразной дверцей между ротовой и носовой полостью. При необходимости мягкое нёбо может подниматься и закрывать проход в носовую полость, а может опускаться и открывать этот проход, если это необходимо.

В случае ринолалии нормальное участие носовой полости в процессе речеобразования нарушается двояко. В первом случае выдыхаемая струя воздуха может направляться через нос при произнесении всех звуков (носовых и ротовых), в результате чего возникает излишнее резонирование носовой полости. Это открытаяринолалия.

Во втором случае выдыхаемая струя воздуха при произнесении всех звуков направляется через рот, в результате этого возникает недостаточное резонирование носовой полости (М звучит как Б, Н звучит как Д). Такая ринолалия называется закрытой.

Также выделяется смешанная ринолалия, которая обусловлена утечкой воздуха через нос с одновременным уменьшением носового резонанса и проявляется она в комбинации нарушений характерных как для открытой, так и для закрытой ринолалии одновременно.

Открытая ринолалия

Симптомы:

– изменение положения и активности языка (он оттянут кзади, спинка резко выгнута, напряжена, кончик слабо выражен);

– нарушение деятельности мышц, осуществляющих движение мягкого нёба (либо пассивно провисает, либо малоподвижно);

– изменено взаимодействие между артикуляционными и мимическими движениями, что приводит к возникновению излишних движений лицевой мускулатуры при речи;

– нарушение речевого дыхания (речевой выдох неравномерный); — тотальное нарушение звукопроизношение (все звуки речи произносятся с носовым оттенком, особенно страдают гласные, артикуляция же согласных сдвигается кзади)

Виды открытой ринолалии

Самую большую группу составляют органические открытые ринолалии на почве врождённых расщелин. В этом случае родители знают о проблемах ребёнка с самого рождения. Коррекционная работа осуществляется только комплексно медико-психолого-педагогическими средствами.

Медицинское воздействие направлено на механическую нормализацию строения артикуляционного аппарата, психологическое воздействие направлено на предупреждение или коррекцию нарушений развития личности и педагогические (логопедические) средства направлены на преодоление непосредственно речевого дефекта. Логопедическая работа по коррекции этой формы ринолалии осуществляется как в дооперационный, так и в послеоперационный период.

Также встречаются открытые органические ринолалии центрального характера. Проявляется в тех же симптомах, что и предыдущая форма, но при такой ринолалии никаких нарушений в строении органов артикуляции нет. Эта форма обусловлена параличами и парезами мышц мягкого нёба.

Вследствие паретичности мышц мягкое нёбо пассивно, провисает и не выполняет своей основной функции. Коррекционная работа так же проводится комплексно, но в данном случае медицинская коррекция осуществляется неврологом.

И, наконец, функциональная открытая ринолалия, которая обусловлена чаще всего снижением тонуса мягкого нёба при подражании назализованной речи. Она встречается гораздо реже, чем органическая и представляет определённые трудности для дифференциальной диагностики. Коррекция логопедическая, иногда требуется психологическая или психотерапевтическая помощь.

Закрытая ринолалия

Симптомы:

– Носовые звуки М, МЬ,Н, НЬ звучат как ротовые Б, БЬ, Д, ДЬ, в речи нет противопоставления звуков по участию носовой полости, что влияет на общую разборчивость;

– Гласные звуки так же звучат не очень естественно из-за оглушения.

Виды закрытой ринолалии

Органическая закрытая ринолалия. При этой форме речевой дефект обусловлен анатомическими нарушениями в области носа, зева, носоглотки и в зависимости от того, где расположены эти анатомические дефекты она подразделяется на переднюю и заднюю.

Передняя органическая закрытая ринолалия может быть вызвана гипертрофией слизистых оболочек носа, полипами в носовой полости, опухолями носовой полости, искривлением носовой перегородки. Все эти аномалии препятствуют свободному прохождению воздуха через нос.

Задняя органическая закрытая ринолалия может быть вызвана аномалиями в области зева и носоглотки: аденоидными разращениями, срастанием мягкого нёба с задней стенкой глотки.

Коррекция начинается с устранения причины непроходимости носовой полости. Прежде всего требуется консультация отоларинголога. В некоторых случаях потребуется хирургическое вмешательство. После устранения непроходимости носовой полости нужна логопедическая коррекция, но она потребует меньше времени и усилий, чем при открытой ринолалии.

Функциональная закрытая ринолалия. В этом случае нет никакого нарушения в строении органов артикуляции. Она может быть вызвана подражанием дефектной речи, недостаточностью слухового контроля. Коррекция только логопедическая.

Смешанная ринолалия

При этой форме присутствует комбинация факторов, вызывающих как открытую, так и закрытую ринолалию. Поэтому при её устранении применяется комбинированный метод коррекции, с преобладанием тех упражнений, которые связаны с более ярко выраженной формой ринолалии.

Логопедическая работа по устранению ринолалии

Она включает общие направления независимо от формы, но осуществляться будет по-разному. Направления логопедической работы при ринолалии:

– нормализация речевого дыхания;

– нормализация голосообразования;

– формирование правильного произношения звуков;

– развитие фонематического восприятия и дифференциации звуков и на их основе развитие фонематического анализа и синтеза.

В этой статье я постаралась затронуть основные вопросы, которые касаются такого речевого нарушения, как ринолалия. Если ребёнок гнусавит, не ждите, что это само рассосётся.

Начните с посещения отоларинголога, чтобы выявить причину такой особенности речи, так как в большинстве случаев сначала потребуется медицинская помощь. С визитом к логопеду так же не затягивайте, потому что без логопедической работы в данных случаях не обойтись.

Источник: http://vashlogoped-online.ru/dochkolniki/rinolaliya-ili-gnusavost

Что такое ринолалия и как лечить заболевание?

Что такое ринолалия или почему ребенок гнусавит

Ринолалия – это нарушение артикуляции, которое возникает из-за неправильного строения и функционирования речевого аппарата. При таком отклонении грубо искажаются произносимые звуки: в частности, гласные и согласные приобретают носовое звучание. Расстройство может иметь как врожденный, так и приобретенный характер.

Общая характеристика, этиология

Ринолалия характеризуется искажением звукопроизношения и тембра голоса. Такая патология встречается достаточно редко – из 1000 детей у одного или двоих.

Специалисты отмечают, что нарушение данного рода необходимо отличать от ринофонии – состояния, при котором нарушается исключительно тембр голоса, то есть происходит его назализация, а артикуляция не отличается от нормальной.

В случае ринолалии наблюдаются назализация гласных и согласных звуков, вторичные нарушения как фонематических процессов, так и письменной речи, недоразвитие лексико-грамматических аспектов речи. Также для данного отклонения характерны невыразительная, невнятная речь, позднее произношение первых звуков и слов.

Нарушение может иметь врожденный или приобретенный характер.

Врожденная

Врожденная ринолалия обусловлена такими факторами:

  • наличие расщелины твердого или мягкого неба (так называемая волчья пасть);
  • расщепление отростка верхней челюсти и верхней губы, больше известное как «заячья губа»;
  • укорочение мягкого неба;
  • отсутствие или раздвоение язычка.

Патологическое изменение структур речевого аппарата может произойти на этапе формирования и развития плода в том случае, если беременная перенесла на ранних сроках такие заболевания, как грипп, токсоплазмоз, краснуха. Также опасность представляют контактирование беременной с ядовитыми и химическими веществами, курение, употребление наркотиков и спиртного, частые стрессы.

Важную роль играет и наследственный фактор: риск развития патологий в строении речевого аппарата повышается, если один из родителей имеет асимметрию крыльев носа, расщелину неба или губы, несимметричные кончика носа.

Приобретенная

Приобретенная форма ринолалии является результатом таких причин, как:

  • рубцовые изменения неба;
  • парезы и параличи мягкого неба;
  • развитие опухолей, которые сдавливают языкоглоточный или блуждающий нерв;
  • операция по удалению аденоидов;
  • искривление носовой перегородки в результате травм или оперативных вмешательств;
  • злокачественные опухоли в полости носа;
  • разрастание тканей слизистой оболочки носа.

Дефект также может возникать при неврологических отклонениях, а также в том случае, если ребенок копирует гнусавую речь.

Классификация

В зависимости от критерия классификации различают несколько форм ринолалии.

По критерию механизма развития нарушения различают следующие его формы:

  • открытая. Для такой разновидности патологии характерно наличие постоянного открытого сообщения между ротовой и носовой полостями, из-за чего воздух одновременно проходит и через нос, и через рот во время речи. Эта форма нарушения наблюдается чаще всего;
  • закрытая. В этом случае ринолалия возникает как результат невозможности выхода воздушной струи через нос, что обусловлено наличием препятствия;
  • смешанная. О смешанной ринолалии говорят в том случае, если сочетаются факторы открытого и закрытого характера, то есть при непроходимости носовых ходов и недостаточности небно-глоточного кольца.

В зависимости от характера, различают органическую и функциональную ринолалию.

Первый тип связан с анатомическими нарушениями в носовой полости, которые создают условия непроходимости. Препятствия в данном случае устраняются хирургическим путем, благодаря чему произношение звуков и речь становятся полноценными.

Функциональная ринолалия возникает при гиперфункции мягкого неба, что обычно наблюдается при расстройствах невротического характера. Нарушения подобного рода корректируют специалисты логопед и невролог.

Еще один подход, по которому классифицируют ринолалию, – причина. Выделяют такие виды отклонения:

  • передняя ринолалия. Эта форма чаще развивается на фоне разрастания аденоидов, которые перекрывают хоаны и нарушают дыхательный процесс, ухудшая артикуляцию;
  • задняя. В этом случае ринолалия возникает по причине хронического ринита, развития полипов, искривления носовой перегородки.

В зависимости от разновидности нарушения, наблюдается разная клиническая картина.

Проявления

Симптомами нарушения артикуляции, вызванной дефектами структур речевого аппарата и имеющей открытый характер, являются:

  • вытекание молока через нос в процессе кормления ребенка;
  • недостаток веса;
  • заложенность носа;
  • частые бронхиты, отиты, предрасположенность к пневмонии, гаймориту;
  • отсутствие модулированного лепета в долингвистический период;
  • беззвучная или очень тихая артикуляция звуков;
  • запоздалое речевое развитие. Обычно ребенок с открытой ринолалией произносит первые слова после двух лет;
  • выраженный речевой дефект: все звуки склоняются к назальному оттенку и практически не различаются между собой;
  • тихий, глухой голос.

Дети, которые страдают от открытой формы указанного дефекта, стремятся произносить звуки более внятно, что приводит в особую активность мимическую мускулатуру. Таким образом получаются гримасы, что усугубляет речевой дефект и в еще большей степени портит впечатление от речи.

Из-за гнусавого голоса дети становятся стеснительными, замкнутыми, боятся находиться в обществе по причине своего речевого дефекта.

Из-за неточной артикуляции у детей нарушается и слуховая дифференциация, поэтому у них возникают проблемы с письменной речью.

При закрытой ринолалии наблюдаются такие проявления:

  • изменение ого тембра;
  • неестественность голоса;
  • потребность в постоянном вдыхании воздуха через рот;
  • нарушения в произношении носовых звуков («м», «н», их замена на «б», «д»);
  • склонность к частым простудным болезням;
  • развитие астенического синдрома.

Если ребенок говорит в нос и имеет проблемы с произношением звуков, необходимо срочно посетить специалиста для выявления причины такого явления. Для начала стоит обратиться к логопеду и ЛОР-врачу.

Способы диагностики

Если у ребенка после насморка не проходит гнусавость и нарушена артикуляция, то может потребоваться комплексная диагностика с привлечением таких специалистов, как отоларинголог, логопед, дефектолог, психолог, ортодонт, невролог.

Первичная диагностика предусматривает следующее:

  • изучение анамнеза;
  • проведение физикального осмотра, особое внимание при этом уделяют горлу;
  • оценка носового и фонационного дыхания;
  • определение состояния чтения и письма у детей, начиная с младшего школьного возраста.

Иногда установить этиологию отклонения сложно, поэтому проводят дополнительные диагностические мероприятия: риноскопию, рентгенографию носоглотки, фарингоскопию, электромиографию.

Для диагностики открытой ринолалии особую информативность несет методика Гутцмана – мероприятие, в ходе которого пациент поочередно произносит гласные звуки, а специалист при этом поочередно открывает и закрывает носовые ходы.

Подходы к лечению

Способы коррекции ринолалии в каждом конкретном случае подбираются отдельно, в зависимости от причины и степени выраженности дефекта.

Если присутствуют анатомические аномалии, проводят операции для их исправления. При таком отклонении может потребоваться:

  • аденотомия, операция по удалению аденоидов;
  • иссечение полипозных новообразований в полости носа;
  • коррекция дефектов строения лицевого скелета;
  • удаление новообразований в области глотки.

Важное значение для лечения ринолалии имеет лечебная гимнастика, целью которой является активизация кончика языка. Специальные артикуляционные упражнения полезны также для губ и щек. Нужно делать следующее:

  • приоткрыть рот, язык попеременно поднимать к носу и опускать к подбородку;
  • выдвинуть язык как можно дальше, проделать им несколько колебательных движений от одного уголка рта к другому;
  • медленно высовывать язык изо рта и таким же образом задвигать его обратно;
  • изнутри надавливать языком поочередно на одну и другую щеки.

Также следует выполнять массаж, который основывается на принципе активизации мягкого неба. Он включает такие приемы:

  • поглаживание и мягкое растирание слизистой на стыке твердого и мягкого неба. Делать это нужно указательным пальцем, предварительно обработанным спиртом или другим антисептическим средством;
  • точечное надавливание на область мягкого неба, которая находится рядом с твердым небом;
  • выполнение зигзагообразных движений по границе мягкого и твердого неба.

Комаровский подчеркивает, что родителям необходимо как можно раньше начать думать о том, как развить речь ребенка от гнусавости. Для улучшения качества речи рекомендуется имитировать зевание и покашливания при широко открытом рте, энергичное произношение гласных звуков с выраженной артикуляцией (округление губ, вытягивание их вперед).

Прогноз и профилактика

При своевременно начатой терапии прогноз при ринолалии носит благоприятный характер. Корректировать этот дефект нужно долго и старательно, но результат будет достигнут. Эффективность во многом зависит от полноты объема хирургического вмешательства (при необходимости), а также раннего начала работы с логопедом.

Основная профилактическая мера – предупреждение и раннее устранение анатомических дефектов, коррекция функциональных расстройств речевого аппарата.

В период беременности женщине необходимо избегать провоцирующих факторов, которые могут стать причиной ринолалии у будущего ребенка.

Ринолалия – нарушение артикуляции, которое может сказаться на навыках письма ребенка, его словарном запасе и возможности верно изъясняться, а также на психоэмоциональном состоянии. Такой дефект успешно корректируется, главное – как можно быстрее начать процесс лечения.

Стрельченко А. В.

Источник: https://lorcabinet.ru/bolezni-gorla/problemy-s-rechyu-i-dyhaniem/rinolalija.html

Ринолалия

Что такое ринолалия или почему ребенок гнусавит

Ринолалия – искажение звукопроизношения и тембра голоса вследствие нарушения нёбно-глоточного смыкания. Ринолалия встречается с частотой 1 случай на 760 человек.

Некоторые авторы рассматривают ринолалию как форму механической дислалии, однако общепринятым в современной логопедии является выделение ринолалии в самостоятельное нарушение речи.

Для обозначения ринолалии в литературе иногда используются термины «гнусавость» или «ринофония», однако оба этих понятия недостаточно полно отражают суть речевого нарушения, поскольку указывают лишь на специфическое нарушение голоса (назализацию), в то время как при ринолалии страдает артикуляционная и акустическая сторона речи.

Многообразие и сложность расстройств, лежащих в основе ринолалии, обусловливают необходимость участия в ее преодолении специалистов в области хирургической стоматологии, ортодонтии, отоларингологии, логопедии, психологии.

Классификация ринолалии

Механизм развития ринолалии связан с нарушением взаимодействия носовой полости и ротоглотки. В зависимости от особенностей этого нарушения принято выделять открытую и закрытую форму ринолалии. С учетом возможных причин (анатомических дефектов или нарушения функции речевого аппарата) каждая из форм может быть органической и функциональной.

Открытая ринолалия характеризуется наличием постоянного открытого сообщения между носовой и ротовой полостью, что обусловливает свободное прохождение воздушной струи одновременно через нос и рот в процессе речи и возникновение носового резонанса при фонации.

Закрытая ринолалия связана с наличием препятствия, преграждающего выход воздушной струи через нос. В зависимости от уровня расположении анатомического препятствия (полость носа или носоглотка) выделяют соответственно закрытую переднюю и закрытую заднюю ринолалию.

При сочетании непроходимости носа и недостаточности небно-глоточного кольца, говорят о смешанной ринолалии. В этом случае отмечается отсутствие носовых звуков и назальный оттенок голоса.

По времени возникновения открытая органическая ринолалия может быть врожденной или приобретенной.

Врожденная открытая ринолалия встречается у детей с расщелинами мягкого и твердого нёба («волчьей пастью»), расщеплением альвеолярного отростка верхней челюсти и верхней губы («заячьей губой»), укорочением мягкого нёба, раздвоением или отсутствием маленького язычка, скрытыми (субмукозными) расщелинами твердого нёба. Причинами врожденных расщелин лица может служить заражение беременной на ранних сроках гестации токсоплазмозом, гриппом, краснухой, паротитом и др. инфекциями; контакт с ядохимикатами и другими вредными веществами, курение, употребление наркотиков и алкоголя во время беременности, стрессы, эндокринные нарушения у будущей мамы. Критическим периодом для формирования расщелин лица служит 7-8 неделя эмбриогенеза.

Приобретенная открытая органическая ринолалия возникает в результате рубцовых деформаций, травматической перфорации нёба, параличей и парезов мягкого нёба, обусловленных ранением или опухолевой компрессией языкоглоточного или блуждающего нервов.

Случаи открытой функциональной ринолалии встречаются после удаления аденоидов или при постдифтерийных парезах мягкого неба. При этом наблюдается недостаточный подъем мягкого неба и неполное нёбно-глоточное смыкание при фонации.

Причинами закрытой органической ринолалии выступают различного рода анатомические изменения в носовой полости или носоглотке.

Передняя закрытая ринолалия может быть связана с наличием искривления носовой перегородки, полипов носа, гипертрофии слизистой, опухолей полости носа.

Задняя закрытая ринолалия вызывается аденоидами, полипами, фибромами носоглотки, ростом непарной глоточной миндалины и т. д.

Закрытая функциональная ринолалия возникает при гипертонусе мягкого неба, препятствующем выходу воздушной струи через нос. Данное состояние может развиваться вследствие аденоидэктомии, неврологических нарушений, а также на фоне копирования гнусавой речи окружающих.

Симптомы ринолалии

При открытой органической ринолалии, обусловленной врожденными расщелинами лица, с первых дней жизни у ребенка страдают жизненно-важные функции питания и дыхания. При кормлении ребенка молоко вытекает через нос, поэтому новорожденный недостаточно набирает массу тела и недополучает необходимые питательные вещества.

Вдыхаемый воздух не успевает достаточно согреться в носовых ходах, т. к. через расщелину сразу поступает в нижние дыхательные пути. Дети с небными расщелинами и открытой ринолалией предрасположены к возникновению гипотрофии, отита, евстахиита, бронхита, пневмонии.

Врожденные небные расщелины часто сочетаются с неправильным прикусом.

Состояние интеллекта у детей с открытой ринолалией может быть различным – от нормы до ЗПР и олигофрении различной степени. Часто у детей наблюдаются неврологические знаки: нистагм, птоз, гиперрефлексия.

Долингвистический период у детей с ринолалией протекает аномально: обращает внимание отсутствие модулированного и разнообразного лепета, тихая или беззвучная артикуляция звуков. Речевое развитие при ринолалии также запаздывает: первые слова ребенок нередко произносит после 2-х лет. Речь невнятная, невыразительная и непонятная для окружающих.

При открытой органической ринолалии грубо нарушается артикуляция звуков и звукопроизношение.

Корень языка постоянно находится в приподнятом положении, а кончик языка – в пассивном, опущенном, в связи с чем большая часть согласных приобретает «заднеязычный» оттенок и напоминает звук [х].

При открытой ринолалии все звуки имеют сильный носовой (назальный) оттенок, между собой практически не дифференцируются; голос становится глухим и тихим.

Стремясь произносить звуки более внятно, дети напрягают мимическую мускулатуру, мышцы губ, языка и крыльев носа, что приводит к возникновению гримас и еще больше ухудшает общее впечатление от речи.

Неточная артикуляция и искаженное звучание звуков сопровождается вторичным нарушением слуховой дифференциации и фонематического анализа, приводя к нарушениям письменной речи – дисграфии и дислексии. Ограничение речевых контактов у детей с ринолалией приводит к недостаточной сформированности словарного запаса и грамматической стороны речи, т. е. ОНР.

Если ребенок с открытой органической ринолалией осознает и переживают свой дефект, это вызывает у него развитие вторичных психических наслоений: замкнутости, раздражительности, застенчивости.

При открытой функциональной ринолалии страдает, главным образом, звукопроизношение гласных; согласные звуки остаются сохранными ввиду достаточного нёбно-глоточного смыкания.

Закрытая органическая ринолалия сопровождается нарушением произношения носовых звуков ([м], [м'], [н], [н']), заменой [м] на [б], [н] на [д].

При этом также страдает тембр голоса; из-за невозможности носового дыхания дети вынуждены дышать ртом. Дети с закрытой органической ринолалией склонны к простудным заболеваниям, развитию астенического синдрома.

При закрытой функциональной ринолалии голос приобретает тусклый, неестественный, мертвый оттенок.

Обследование детей и взрослых с ринолалией многопланово и проводится различными специалистами: отоларингологом, челюстно-лицевым хирургом, ортодонтом, неврологом, фониатром, логопедом, дефектологом, психологом. Наиболее важными инструментальными исследованиями, позволяющими выявить причины ринолалии, служат рентгенография носоглотки, риноскопия, фарингоскопия, электромиография и др.

https://www.youtube.com/watch?v=ongCXdLK4Zc

При логопедическом обследовании больного с ринолалией основное внимание уделяется оценке строения и подвижности артикуляционного аппарата, физиологического и фонационного дыхания, нарушений голоса.

Для выявления открытой ринолалии используется проба Гутцмана – произнесение гласных [а] и [и] с попеременным закрытием и открытием носовых ходов. При зажатых ноздрях звуки заглушаются, одновременно логопед ощущает пальцами сильную вибрацию крыльев носа.

Затем исследуется звукопроизношение всех гласных и согласных звуков, просодическая сторона речи, фонематические процессы, состояние лексики и грамматики; у школьников – состояние чтения и письма.

На основании медицинской диагностики и обследования устной речи намечается план лечебной и коррекционно-педагогической работы при ринолалии.

Коррекция ринолалии

При органических формах ринолалии требуется устранение анатомических дефектов: изготовление глоточного обтуратора, хирургическая коррекция деформаций лица (уранопластика, велофарингопластика, хейлопластика), аденотомия, полипотомия носа, септопластика, удаление новообразований глотки и пр. роль в лечении функциональной ринолалии принадлежит физиотерапии и психотерапии. Медицинское воздействие дополняется дифференцированной логопедической работой. Особенности коррекционного процесса рассмотрим на примере ринолалии при нёбных расщелинах.

Логопедические занятия по коррекции открытой органической ринолалии проводят в до- и послеоперационной периоде.

До операции проводится артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, логопедический массаж (пальцевой массаж фрагментов твердого нёба и вибрационный массаж мягкого нёба).

На этом этапе необходимо работать над постановкой и автоматизацией доступных звуков (при сохранении их назального оттенка), развивать силу и гибкость голоса, расширять словарь ребенка, воспитывать слуховое внимание и фонематический слух и т. д.

Целью послеоперационной работы по коррекции ринолалии служит закрепление достигнутых навыков в новых анатомических условиях.

С этой целью проводится массаж послеоперационных рубцов нёба, развитие полноценного нёбно-глоточного смыкания, выработка дифференцированного ротового и носового выдоха, коррекция звукопроизношения, устранение назального оттенка голоса, ликвидация пробелов в лексико-грамматическом строе и фразовой речи.

Прогноз и профилактика ринолалии

Функциональная ринолалия, как правило, имеет благоприятный прогноз и устраняется с помощью фониатрических упражнений и логопедических занятий. Эффективность преодоления органической ринолалии во многом определяется результатами хирургического лечения, сроками начала и полнотой логопедической работы.

Профилактика ринолалии заключается в предупреждении возникновения и своевременном устранении анатомических дефектов и функциональных расстройств речевого аппарата.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/rhinolalia

Насморка нет почему ребенок говорит в нос

Что такое ринолалия или почему ребенок гнусавит

Причина нарушений речи у детей заключается в расстройствах мозговой деятельности (речевой центр, отвечающий за восприятие и воспроизведение речи) или же в физиологических патологиях. Неправильное произношение связано с логопедическими проблемами, устранить которые можно занятиями с ребенком по постановке артикуляции.

Ринолалия — распространенное нарушение у детей дошкольного возраста, изменение тембра голоса, который по физиологическим причинам приобретает гнусавость. В переводе с греческого термин ринолалия звучит как «носовая речь».

Признаком такого расстройства выступает то, что ребенок говорит в нос, как при насморке, но соплей при этом нет. Если это происходит по логопедическим причинам, диагностируют ринофонию. Рассмотрим эти два расстройства и факторы их провоцирующие.

Причины ринолалии и ринофонии

Факторы влияющие на произношение ребенка, различны.

Физиологические

Открытая ринолалия характеризуется дефектами твердого и мягкого неба (врожденная расщелина, парез, слабое прилегание), при которых воздух при выдыхании попадает в нос.

https://www.youtube.com/watch?v=W6I4j5bH_A8

При этом ребенок говорит нечетко, гнусаво, а звуки «эм» и «эн» звучат как «мб», «нб». Устраняется такой дефект тренировкой мягкого неба, упражнениями по артикуляции, в случае физиологических патологий проводится операция по сращиванию расщелины в небе.

Закрытая ринолалия проявляется в изменении тембра голоса, что обусловлено физиологическими процессами в носоглотке. Также выделяют заднюю гнусавость и переднюю в зависимости от локализации патологии.

Причина задней гнусавости — разросшиеся аденоиды, патологическое срастание мягкого неба с задней стенкой гортани.

При передней гнусавости в закрытой форме звукопроизношение искажается из-за искривления перегородки, образования гребней, полипов, гипертрофического разрастания слизистой ткани, ринита.

При ринофонии наблюдают изменение тембра голоса, но при этом замещения некоторых звуков или их нечеткости, заглатывания, как при ринолалии, нет.

Гнусавый голос у ребенка развивается при нарушении потока воздуха в нос, и поддается логопедической коррекции.

Аденоиды

Одна из частых проблем в детском возрасте, которая приводит к изменениям тембра голоса и гнусавости, — аденоидит, патологическое разрастание лимфатической ткани аденоидов. Причинами воспаления у детей выступают частые ОРВИ из-за сниженного иммунитета.

Симптомы воспаленных аденоидов:

  • ротовое дыхание;
  • храп;
  • нарушение тембра голоса;
  • нарушения дыхания;
  • головные боли;
  • скопление соплей на задней стенке гортани.

Лечить такое заболевание можно хирургическим и консервативным методом в зависимости от формы. При первой и второй степени разрастания применяют витаминотерапию, дыхательную гимнастику, симптоматическое лечение. Если ребенок дышит через нос и при риноскопии видно, что аденоиды увеличены, но не закрывают просвет, необходимости в хирургическом удалении нет.

Третья степень разрастания аденоидов характеризуется полным перекрытием сошника, из-за чего ребенок не дышит через нос. Аденотомия, или хирургическое удаление разросшихся миндалин, применяется если медикаментозное лечение не возымело должного действия. Но нет никакой гарантии, что лимфатическая ткань не разрастется вновь и патология не возобновится.

Патология носовых ходов

Утолщение слизистой, разрастание костной ткани, образование гребней и полипов нарушают движение воздушного потока и приводят к изменениям тембра голоса. Чтобы определить почему ребенок говорит в нос, пройдите риноскопию или эндоскопическое обследование.

Причины таких образований в носу:

Лечить такие заболевания консервативными методами нет смысла, поскольку изменения в тканях необратимы. Но есть возможность исправить ситуацию при оперативном вмешательстве. При полипозе и гипертрофии слизистой ткани используют щадящее лечение лазером, для восстановления перегородки применяют хирургическую операцию.

Причины временного изменения тембра голоса

Кроме патологических изменений, которые лечат хирургическим путем, есть заболевания, при которых присутствует симптом гнусавости, но соплей нет. Это гайморит с полной закупоркой пазухи и фронтит.

Фронтит

Придаточные пазухи носа участвуют в очищении и согревании воздуха на вдохе, а также формируют тембр голоса при произношении. У детей до пяти лет развиты только надчелюстные гайморовы пазухи.

Они воспаляются из-за перенесенного вирусного заболевания и при попадании в них соплей при промывании носа, а также при травмах.

При фронтите воспалению подвергаются лобные пазухи, которые также участвуют в формировании голоса.

Синусит

Соплей при синусите нет только в начальной стадии воспаления, в дальнейшем появляются слизистые выделения из носа и с примесями гноя при присоединении бактериальной инфекции.

Отек слизистой

Еще одна причина временной гнусавости — отек слизистой при аллергии и простуде. В начальной стадии соплей может и не быть. Лечение таких ЛОР заболеваний проводится медикаментозно с применением сосудосуживающих препаратов, противовирусных и антисептических. Иногда назначают антибиотики для местного применения или в виде таблеток и уколов при осложнениях.

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://nasmorklechit.ru/deti/rebenok-govorit-v-nos.html

Хиликон
Добавить комментарий