Что такое Вальдорфская система образования и Вальдорфская школа?

Содержание
  1. Вальдорфская система образования и Вальдорфская школа
  2. Немного истории
  3. Основные принципы
  4. Что же предлагает школа?
  5. Специфика вальдорфской школы
  6. Метод преподавания
  7. Подходы и методы
  8. Методики воспитания: вальдорфская система образования
  9. Что положено в основу вальдорфской системы
  10. Общие принципы, характеризующие вальдорфскую систему образования:
  11. Пример отражения принципов вальдорфской педагогики на детских садах
  12. 1. Организация благоприятной и комфортной среды для развития ребенка
  13. 2. Воспитание через личный пример и подражание
  14. 3. Гармоничный ритм деятельности
  15. 4. Применение многофункциональных игр
  16. 5. Творчество каждый день
  17. Отличия вальдорфских учреждений
  18. Главные преимущества вальдорфской системы:
  19. Недостатки вальдорфской системы
  20. Вальдорфская школа – основные принципы, плюсы и минусы
  21. 1. В чем суть вольдорфской школы
  22. 2. Преимущества школы
  23. 3. Недостатки школы
  24. 4. «Правила» школы
  25. 6. Перспектива в будущем
  26. Вальдорфская школа – что это такое? Вальдорфский детский сад. Вальдорфская педагогика: плюсы и минусы
  27. Скрытые способности
  28. Первая вальдорфская школа
  29. Единство трех ипостасей
  30. Принципы духовной науки
  31. Природа, как часть человека
  32. Учебная программа
  33. Праздники и концерты
  34. Вальдорфский детский сад

Вальдорфская система образования и Вальдорфская школа

Что такое Вальдорфская система образования и Вальдорфская школа?

Вальдорфские школы – это такая система образования, основой которой является уважение к детству. Цель данной системы – развить возможности каждого ребенка, данные ему природой, и уверовать в свои собственные силы.

На сегодняшний день вальдорфские школы функционируют по всему миру, и насчитывается их свыше тысячи. Только 600 вальдорфских школ насчитывается в 14 странах Европы. Размах их просто огромен.

Немного истории

Течение возникло в Германии, в 1919 году, в условиях тяжелейшего послевоенного кризиса. Основной причиной явился поиск новых форм социальной жизни общества.

Первая вальдорфская школа предназначалась для детей простых рабочих фирмы “Вальдорф Астория”. Именно она взяла все основные расходы на ее содержание. Но, в ней оказались дети и других слоев общества. Получается, изначально уже был устранен отбор по материальному и социальному признаку.

В настоящее время вальдорфская школа старается придерживаться тех же принципов, что и раньше, но все-таки процент детей из “низших слоев” и среды рабочих населения довольно низок.

В основном там обучаются дети обеспеченных родителей, которыми движет заинтересованность в гармоничном, всестороннем, здоровом развитии их детей. И, сегодня, именно этим родителям, приписывается заинтересованность в инициировании новых вальдорфских школ.

Основные принципы

Вальдорфская система образования основывается на духовной науке – Антропософии, созданной Рудольфом Штайнером, австрийским мыслителем. Он являлся примером настоящего учителя, как говорят с «большой буквы» и в обычном, и в духовном смысле.

В написанных им 20 книгах и прочитанных 6000 лекциях затронуты вопросы философии, религии, экономики, сельского хозяйства, науки, медицины, образования и искусства. Опираясь на данные знания, и духовное начало, он создал Антропософию. В ней затронуты духовно-научные методы, которые необходимы при достижении познаний высших миров.

Его последователями в России были известные нам люди искусства и науки: Волошин Максимилиан, Андрей Белый, Андрей Тарковский, Михаил Чехов и другие.

Сама по себе Антропософия – вид теософии, такое вот учение о единении неповторимой человеческой души с божеством. Антропософия преследует цель раскрытия скрытых способностей человека методом специальных упражнений (музыки, эвритмии и т.п.).

Что же предлагает школа?

Главной задачей школы является сохранение ощущения животворящего дыхания жизни, особо присущее детству. Но так складывается жизнь, что оно утрачивается, как только родители стремятся “вложить” в голову ребенка, как можно больше и раньше положенного срока.

С самого первого дня в начальной школе идет процесс закладывания довольно солидного фундамента знания и опыта. Именно он ляжет в основу дальнейшего обучения в средней школе. В это время вальдорфская школа ставит такие задачи, как развитие инициативы, эмоциональной зрелости, здравый смысл, а также творческий подход к делу и чувство ответственности.

Программы обучения вальдорфских школ строятся исключительно на индивидуальных потребностях каждого ученика и предлагают метод познания мира, путем сопричастности ученика ко всему происходящему вокруг него. Междисциплинарность и широта подхода – отличительная особенность данных программ.

Обучение в вальдорфских школах базируется на личном влиянии педагога и на принципах преемственности. В дошкольный период – один педагог, а начиная с 6 до 14 лет – один классный руководитель, классный наставник оказывает помощь и поддержку в 14-18 лет.

Получается, что ребенок, в каждый период своего детства и юности находится под опекой одного и того же человека, который досконально знает потребности и особенности своего подопечного. Педагог сам определяет, какие знания вкладывать в ребенка и в какой момент. Таким образом, он пытается использовать по максимуму творческие возможности ребенка.

Вместе с тем, педагог показывает и себя с хорошей стороны, проявляя преданность своему делу и использует при этом, как можно рациональнее и эффективнее, свой профессиональный опыт.

Так получается, что мы живем в эпоху крайней нестабильности, и от умения проявлять гибкость, инициативу, к тому же, быть ответственным зависит многое. Именно эти замечательные качества присущи выпускникам вальдорфских школ. Они показали себя творческими, находчивыми и умеющими справляться с любыми возникающими перед ними трудностями. Их по достоинству можно отнести к гражданам мира.

Специфика вальдорфской школы

Обучение в данной школе начинается с 7-летнего возраста и продолжается 11-12 лет. Классный учитель – первый человек, который встречает их на пороге школы. В течение 8 лет он приветствует учеников каждое утро и ведет 2-х часовой урок, не прерываясь на перерыв.

Академическим предметам на начальной стадии уделяется совсем немного внимания. В первом классе программа составлена таким образом, что все подается в минимальном объеме. Вплоть до второго класса детей не обучают чтению, но с буквами ознакамливают.

В средней школе, а это, как правило, 1-8 классы с учениками работает классный учитель. В его функции входит опека детей и их обучение. В идеальном случае он остается с учениками на протяжении всех восьми лет.

В течение восьми лет все предметы для ребенка представляют одинаковую ценность. Считающиеся в обычных школах второстепенные занятия, как музыка, искусство, иностранные языки, садоводство – в вальдорфских школах, наоборот, считаются главными.

В младшей школе все необходимые предметы включаются постепенно, шаг за шагом, из художественной среды.

Это объясняется очень просто – дети лучше реагируют на подобную среду, чем на неинтересные лекции. Буквально всех детей обучают вязанию и игре на флейте.

С первого класса дети, в обязательном порядке, изучают два иностранных языка, причем обучение начинается с самых простых слов, игр и песенок.

На уроках рукоделия дети с удовольствием обучаются приемам вязания крючком и спицах, вышиванию и ткачеству. Художественный труд подразумевает знакомство с многими технологиями и ремеслами. Детям преподают новый вид искусства движения, как эвритмия.

В школе – не редкость праздники, которые приурочиваются к каким-либо природным явлениям, как например, приход зимы, созревание плодов, а также религиозным событиям – Пасха, Рождество. К праздникам готовятся заранее: разучивают стихи и песни, изготавливают костюмы, ставят спектакли, готовят подарки своим родителям и друг другу.

Поздней осенью в младших классах устраивается необычный праздник фонариков. Дети выходят с бумажными фонариками на улицу. Внутри фонариков горят маленькие свечи, как напоминание о том, что зима не будет продолжаться вечно, солнце скоро осветит землю и будет вокруг светло.

Конец каждой учебной четверти ознаменуется концертом, как для своих родителей, так и для многочисленных гостей. Каждый класс рапортует о своих знаниях, чему они научились, читают стихи, играют на флейтах, поют. Есть классы, показывающие небольшие спектакли.

Перед актовым залом, в вестибюле, устраивается выставка, где представлены самые достойные тетради, разложены модели сшитой одежды, выточенные из дерева шкатулки, ложки, игрушки, вылепленная посуда из глины и еще много чего, чему дети научились в прошедшей четверти.

Имеется одна особенность – учебников в школе, как таковых, нет: у всех детей в наличии рабочая тетрадь, которая со временем трансформируется в рабочую книгу. Получается, что они сами создатели своих учебников, где отражается их опыт и полученные знания. Старшие классы применяют эти учебники, как приложение к основным урокам.

И, самое примечательное, обучение в вальдорфской школе совершенно не состязательное. В средней школе оценки совершенно не выставляются, а учитель в конце каждого года составляет отчет-характеристику на каждого ученика. В случае перехода ученика в другую школу оценки, при необходимости, могут быть выставлены.

Метод преподавания

Используемые в школе методы довольно интересны. Материал подается с восприятия – увидеть, далее пережить этот момент, удивиться. Как итог – приобретение жизненного опыта и уже, на его основе, строятся теории и делаются выводы.

Самыми главными ступенями всего процесса обучения являются – восприятие, мысль, чувство. В вальдорфских школах уроки проходят довольно живо и интересно. Они стимулируют воображение и дают пищу для мысли и чувств.

Подходы и методы

Применяемый в вальдорфских школах междисциплинарный подход, начиная с первых и вплоть до выпускных классов, прививает ученикам единый взгляд на мир.

Данное учение помогает им и осваивать определенные области знаний, и самостоятельно отслеживать сложные связи между происходящими явлениями.

Данный подход применяется при изучении исключительно всех предметов, при этом учитываются возрастные особенности детей.

В школе стараются соблюдать баланс между практическими навыками, например работа в саду или мастерской и, занятиями, определенными видами искусств: театром, ритмикой, музыкой, живописью и скульптурой.

Вальдорфские школы культивируют совместно с родителями такие ценности, как сочувствие, доверие, добро, способность к моральной оценке. Все обучение направлено на привитие этих качеств ребенку.

Несмотря на встречающиеся предрассудки в отношении вальдорфской школы, якобы она не дает реальных знаний для поступления в высшие учебные заведения, популярность ее, как и методы обучения, с каждым годов продолжает расти. Ведь все в ней построено на благо учащихся, что очень ценно.

Источник: https://nebolet.com/podrostki-do-16-starshe/valdorfskaja-sistema-obrazovanija-i-valdorfskaja-shkola.html

Методики воспитания: вальдорфская система образования

Что такое Вальдорфская система образования и Вальдорфская школа?

Вальдорфская система образования (другое название «Антропософская школа») используется с 1919 года. Название школа получила от компании, которая занималась финансированием первого подобного направления – «Вальдорф-Астория».

Что положено в основу вальдорфской системы

В основе вальдорфского учения лежит целая философия, выстроенная на принципе глубокого уважения педагога к личности каждого ребенка, к его мировоззрению, свободе, творчеству и здоровью.

Вальдорфская система не предусматривает строгих методик в процессе обучения детей. Основополагающим направлением системы является естественное развитие внутреннего мира детей, их личностных качеств, талантов, фантазии, интуиции.

Общие принципы, характеризующие вальдорфскую систему образования:

  • повторение и положительные примеры;
  • разнообразие игровых форм;
  • общий художественный, экологический и эстетический фон;
  • ритмичное повторение изученного материала.

Пример отражения принципов вальдорфской педагогики на детских садах

Последнее время вальдорфская педагогика стала очень популярной, в частности, в детских садах. Она основывается на пяти принципах:

1. Организация благоприятной и комфортной среды для развития ребенка

Необходимым фактором для полноценного развития каждого ребенка является любовь родителей и окружающих.

Но только настоящая любовь способствует гармоничному развитию, так как дети на интуитивном уровне понимают и чувствуют чистоту и искренность эмоций, направленных к ним со стороны окружающих.

Дошкольные организации, работающие по принципу вальдорфского учения, стремятся воссоздать атмосферу, которая максимально приближена к уютной домашней обстановке.

Особое внимание в вальдорфских дошкольных учреждениях уделяется организации пространства

Педагог вальдорфского учения должен быть разносторонней личностью – яркой и творческой. Уметь выстраивать доверительные отношения с детьми и их родителями.

Особое внимание в вальдорфских дошкольных учреждениях уделяется оформлению помещения и организации пространства.

2. Воспитание через личный пример и подражание

В возрасте до четырех лет дети активно познают окружающий мир и способны «впитывать» огромное количество информации. Принципиальное отличие вальдорфской системы обучения заключается в том, что познание мира происходит не посредством учебных пособий, а непринужденно, через окружающий мир.

Дети в вальфдорском саду знакомятся с окружающим миром через личный пример и подражание

Регулярное взаимодействие со сверстниками, окружающими предметами, педагогами, родителями – это и есть воспитание, основанное на личном примере. Процесс воспитания по вальдорфской системе – это развитие во взаимосвязи с другими людьми.

Дети в вальдорфском саду знакомятся с окружающим миром через личный пример и подражание ему.

В учреждениях, использующих вальдорфскую систему обучения, детям предлагают принять участие в самых разнообразных видах деятельности. Это могут быть: уборка, рукоделие, рисование, кулинария, в процессе чего ребенок через подражание развивает необходимые для него качества и навыки.

При этом ребенку не навязывают ту или иную программу, он сам решает, принимать в ней участие или нет. Педагог начинает заниматься какой-либо деятельностью, а дети, по примеру воспитателя, подхватывают эстафету и с огромным интересом включаются в процесс. Каждый ребенок занят настолько, насколько ему это интересно, исходя из своих предпочтений.

3. Гармоничный ритм деятельности

Вальдорфские дошкольные учреждения отличаются ритмичной и однообразной деятельностью. Каждый день недели имеет свое расписание, которое остается неизменным на протяжении всего периода обучения. Ребенок всегда знает, к чему ему готовиться завтра.

4. Применение многофункциональных игр

Развитие ребенка происходит через игру. Педагоги вальдорфского учреждения приглашают детей к активным играм. При этом все игры проводятся спонтанно. Ребенок сам вправе выбирать, в какой игровой деятельности ему принять участие на данный момент.

Игровой материал педагоги мастерят из натуральных материалов совместно с детьми

Особое внимание вальдорфская методика уделяет игрушкам. Здесь не используются законченные образы с правильными геометрическими формами. Куклы в дошкольных учреждениях без глаз, рта и носа. Это сделано для того, чтобы не навязывать ребенку определенный образ, а дать возможность пофантазировать и представить ее такой, какой ему хочется.

Чаще всего игровой материал педагоги мастерят своими руками из натуральных материалов совместно с детьми. В создании игрушек могут быть задействованы шишки, кора, солома, дерево. Главное, чтобы это был натуральный и экологически безопасный материал.

Кроме того, один игровой предмет может быть наделен несколькими функциями. Обычный лоскуток ткани синего цвета – это и море, и звездное небо, и нарядное платье для куклы.

Также ребят вовлекают в процесс рисования, лепки, постановки спектаклей. Стоит отметить, что пластилин в учреждениях вальдорфского типа не используется. Вместо него применяется специально подготовленный воск.

5. Творчество каждый день

Каждого нового пришедшего в вальдорфское дошкольное учреждение ребенка педагог встречает отдельно. С первой минуты создается впечатление теплой и очень дружелюбной атмосферы.

В вальдорфских учреждениях не существует слова «нет»

Каждое утро начинается с зарядки, но не с обычной зарядки, а по определенной методике. Под различные ритмичные мелодии дети активно двигаются, при этом читают стихи и поют песни.

Затем ребята могут выбрать тот вид деятельности, который им на данный момент по душе – заняться творчеством, поиграть, приготовить тесто для булочек, заняться «домашними делами». При этом педагоги не остаются просто сторонними наблюдателями.

Они также начинают заниматься какой-либо деятельностью, а заинтересовавшиеся малыши могут в любой момент присоединиться к этому процессу.

В вальдорфских учреждениях не существует слова «нет». Педагоги поощряют любую инициативу ребенка при условиях, что она не повлечет за собой угрозы жизни или здоровью ребенка, не принесет вреда другим воспитанникам учреждения и не оставит следов на стенах и мебели группы.

По окончании активного игрового периода дети и педагоги принимаются за совместный сбор игрушек, после чего малыши отправляются на завтрак. Завтрак происходит за одним общим столом.

После завтрака детям предлагаются интенсивные и ритмичные игры, после которых все дружно отправляются на прогулку. На улице малыши познают окружающий мир. Они кормят птиц, изучают камушки, создают замки из песка, заботятся о цветах и деревьях.

После прогулки педагог рассказывает или проигрывает детям сказку. Одно произведение рассчитано на одну неделю. Такой подход позволяет детям максимально влиться и пережить сюжет сказки. После обеда дети отправляются в свои кровати, которые выполнены исключительно из натурального дерева.

После тихого часа малышей приглашают на полдник, по завершению которого начинаются занятия, направленные на развитие определенных способностей: пальчиковые игры, игра на музыкальных инструментах, пение, жестовые игры и многое другое. Затем все приступают к интенсивным подвижным играм.

В учреждениях вальдорфского типа детям не бывает скучно. Каждый день способствует развитию талантов, фантазии и самостоятельности.

Праздники в учреждениях вальдорфского типа проходят в особой атмосфере. Здесь нет разделения на гостей и пригласивших. Родители и дети совместно с педагогами сами устраивают праздник – пекут пироги, поют песни и читают стихи. Педагоги не готовят определенного сценария. Праздник идет в свободном русле в домашней, непринужденной атмосфере.

Отличия вальдорфских учреждений

В учреждении вальдорфского типа действуют три запрета, которые кардинально отличают его от дошкольных образовательных организаций классического типа:

1. Запрет на раннее обучение до семи лет. Ребенка не заставляют проходить различные тренинги, направленные на развитие. Он развивается естественным путем.

2. Запрет на средства массовой информации. В учреждениях вальдорфского типа нет телевизоров или компьютеров.

3. Запрет давать оценку действиям малыша. Ребенок совершает все действия по личной инициативе, непринужденно, а не ради оценки со стороны взрослого.

Главные преимущества вальдорфской системы:

  • глубокое уважение к личности каждого ребенка и его свободному выбору;
  • процесс развития малыша не ограничен никакими сценариями и планами;
  • отсутствие принуждения и оценочных действий;
  • процесс воспитания организован на основе подражания и личного положительного примера;
  • процесс обучения происходит в непринужденной атмосфере;
  • возможность общаться не только со сверстниками, но и с детьми других возрастов;
  • волевые качества детей формируются в процессе трудовой деятельности.

Недостатки вальдорфской системы

Однако, принимая решение отдать малыша в «вальдорфский» детский садик, родителям стоит обратить внимание и на определенные недостатки этой системы:

  • в учреждениях вальдорфского типа дети не обучаются азам письма и чтения, поэтому могут возникнуть сложности при поступлении в классическую школу;
  • тематика произведений, представленных к прочтению малышам, ограничена;
  • в основе вальдорфской системы лежит антропософия, которую не поддерживает традиционная церковь;
  • у ребенка могут возникнуть трудности в общении со сверстниками, обучающимися в классическом дошкольном учреждении.

Комментирует детский психолог Ирина Григорьева:

«Система сама по себе полезная, способствующая развитию свободной личности, уверенной в своих силах. Однако не стоит ее брать целиком, а лучше только частично применять в совокупности с другими методами. Потому что получение знаний как таковых в этих учреждениях все же второстепенно, тогда как первостепенным является адаптация и развитие личности.

В то же время вальдорфская педагогика идет «за ребенком», не опережая его развитие, то есть даже если ребенок может большее, сама система не будет его на это толкать, если он не проявит активность. Для детей дошкольного возраста это скорее полезный подход, а вот для школьников уже есть свои нюансы.

Например, и у подростков, и у младших классов в вальдорфской школе первый урок длится два часа без перерыва, что не является природосообразным. А будут ли выпускники приспособлены к жизни в «неидеальном» мире, который их ждет за пределами школы, остается открытым вопросом и гарантии успеха не дает.

Выпускник может быть морально не готов к обучению в вузе, и первая же сессия станет для него шоком, гораздо большим, чем для выпускников обычных школ, поскольку в его школе не ставили не было понятия «на второй год», не было вообще никакого давления.

Он просто плыл по течению, а теперь вдруг ему приходится прикладывать усилия, работать.

Междисциплинарные связи, наполненность культурными мероприятиями и практикой, индивидуальный подход к каждому ученику – очень сильные стороны этих образовательных учреждений.

И именно ими можно было бы дополнить современные стандартные общеобразовательные школы, что пошло бы на пользу всем – и ученикам, и учителям, и родителям.

Также неоспоримым плюсом этой системы является и разнообразное творчество, которое составляет чуть ли ни основу вальдорфской педагогики».

Источник: http://www.ya-roditel.ru/professionals/pedagogika/metodiki-vospitaniya-valdorfskaya-sistema-obrazovaniya/

Вальдорфская школа – основные принципы, плюсы и минусы

Что такое Вальдорфская система образования и Вальдорфская школа?

Доброго времени суток, дорогие читатели! Пишу вдохновленная и одновременно озадаченная. Сегодня мне посчастливилось прочесть один удивительный отзыв о вальдорфской школе. Ранее, кажется, я что-то слышала о ней, но, то, что я узнала сегодня – повергло меня в шок!

Система образования в таком учреждении сильно отличается от привычной программы обучения. Причем оказалось, что есть также и детские сады с одноименным названием. И они также отличаются от обычных детских заведений. Каких же принципов придерживается вальдорфская школа, что это такое? Давайте  разбираться!

1. В чем суть вольдорфской школы

Большая часть родителей придерживается мнения, что школа должна держать ребенка в узде. Ровно также, что школа должна учить. И это вполне нормально, ведь это устоявшееся суждение.

Я многое прочла про вальфдорскую школу (методика Штайнера). Спрашивала у людей, которые имели к ней хоть какое-то отношение. В чем разница-то? Оказывается, в данной школе обучение проходит по принципу «желания». Ребенка не заставляют сидеть над учебниками, а дают возможность выбора.

Выходит, что основное отличие вальдорфской школы от общеобразовательной в том, что она направлена на развитие творческой стороны ребенка.

В этой школе вы не увидите телевизоров или компьютеров. Здесь дети не пользуются телефонами. Все игрушки сделаны из натуральных составляющих. Дети мастерят своими руками с первых классов невероятные поделки. Кстати, именно натуральный состав игрушек делает вальдорфскую школу схожей с методикой Монтессори. Но, сейчас не об этом.

Многие родители отметили, что есть в этой школе что-то эзотерическое. Что-то волшебное, невозможное, удивительное. И это «что-то» так и манит детей каждый день идти в школу. Неожиданно, да?

Но ведь не бывает все так прекрасно. Правда? Я решила, что есть всё-таки какие-то подводные камни у данной системы образования. И оказалась права. Давайте рассмотри плюсы и минусы методики Штайнера.

2. Преимущества школы

«Не отнимайте у ребенка детство» — слышали такую фразу? Вальдорфская школа всеми руками «за».

Именно поэтому у школы множество своих особенностей, которые так привлекают родителей и детей:

  1. Основной упор в первых классах обучения делается на развитие личности ребенка. Дети в этой школе – центр вселенной. Каждый из них имеет свое мнение и право высказать его. Педагог, в свою очередь, пытается максимально поддержать ребенка и воплотить его мысль/идею/желание. Главное, чтобы это не навредило другим.
  2. В школе обычно изучается два иностранных языка. Причем обучение начинается с первых классов.
  3. В школе уделяется огромное внимание творчеству. Дети не только рисуют и поют (как это принято в обычных школах), но и играют на музыкальных инструментах, познают эвритмию (искусство художественного движения), танцуют, посещают театральные занятия.
  4. Отсутствую домашние задания.
  5. Праздник – святое. Пасха, Рождество, Новый год, масленица и другие праздничные дни отмечаются с размахом! Подготавливаются сценки, дети учат стихи и песни, мастерят своими руками подарки друг другу. Особое внимание – дню рождению. Вместо привычной раздачи конфет в начале урока – здесь целое торжество. Весь класс подготавливает подарки имениннику, читают ему стихи, дарят открытки.
  6. В школе все едины. Отсутствует дух соперничества. Здесь нет места зависти и злому умыслу. Нет лидеров и «изгоев». Благодаря этому класс превращается в один сплоченный коллектив.

Многие родители отмечают, что дети, воспитанные в данной школе – открытые и добродушные люди.

3. Недостатки школы

Есть несколько нюансов у данной школы, которые мне не совсем понятны. Например, детям не ставят оценки за их знания. Вместо этого на каждого ребенка заводится «тетрадь-характеристика». С одной стороны – отлично. Ребенок не находится «в погоне» за пятеркой. Знания, полученные не «по оценке» гораздо дольше остаются в голове. Но с другой стороны, так сложно оценить успеваемость.

Есть и другие «недочеты»:

  1. Трудности с переводом в другую школу. Оно и понятно, попробуй, переведи характеристику ученика в пятибалльную систему.
  2. Обучение в школе может длиться 12 лет, в то время как в обычной школе можно уйти после 9 класса в колледж или обучаться в целом 11 лет.
  3. Нет сильного упора на точные науки, поэтому зачастую выпускники такой школы – гуманитарии.
  4. Есть бесплатные вальдорфские школы, однако чаще – частные, а значит, платные.
  5. Сравнение с сектой. Некоторые родители отмечают, что атмосфера, которая царит в школе, слишком идеализированная и отрывает ребенка от реальности.

Чтению детей не обучают до второго класса. Впрочем, многие привычные для средней школы уроки здесь вводятся позднее обычного.

4. «Правила» школы

Есть у данной школы свой «изюм», который и делает её особенной.

И это – принципы вальдорфской педагогики:

  1. Здесь не принято говорить ребенку «нет». Ребенок может все! В пределах разумного, конечно. Бить другого ученика, крушить кабинеты и прочее ему не позволят. Но, чаще всего, здесь такого и не случается. Дети очень крепко между собой дружат.
  2. «Нет» преждевременному интеллектуальному развитию. Все должно идти своим чередом. Педагоги данной школы считают, что ребенок в начальных классах ещё не готов изучать трудные науки. На этом и не настаивают. Обычно лишь к четвертому классу начинается действительное обучение. Однако говорят, что именно к четвертому классу развитие детей вальдорфской школы выравнивается и уже ничем не отличается от детей из общеобразовательного учреждения.
  3. Учитель – авторитет. Причем один педагог ведет свой класс от самого начала и до конца. Первые восемь классов именно он будет обучать детей всем дисциплинам и лишь после девятого класса появляются другие педагоги. Детям, кстати, это нравится.
  4. Первый урок – главный урок. Утро детей данной школы начинается с важного предмета: математика, русский язык и так далее. После него обычно делается упор на творческое развитие ребенка.
  5. Отсутствие оценок. И детей это мотивирует. Их никто не пытается оценить. Никто не ставит «два», из-за чего у ребенка не появляется чувства никчемности.
  6. Особая атмосфера. В школе словно живет волшебство. Класс — как одна большая семья. Все праздники могут посещать родители и принимать в них активное участие, наравне с детьми и учителями.
  7. Отсутствие директора. Все школьные вопросы решаются на совете, участники которого: учителя, родители, воспитатели.

6. Перспектива в будущем

Если верить отзывам, большая часть детей абсолютно спокойно сдают экзамены, хотя, как я уже писала выше, здесь не делают акцент на интеллектуальном развитии ребенка.

Выпускники без труда поступают в высшие учебные заведения. Но чаще это творческая или гуманитарная профессия. Профессии, выбранные учениками – их любимые. Они посещают ВУЗы с удовольствием.

Также замечено, что дети из данных школ – открытые, счастливые, добродушные, креативные и творческие. Они легко находят язык с людьми разных мировоззрений и прекрасно умеют работать в коллективе.

В любом случае, только родитель сможет принять решение о том, подходит ли данная школа его ребенку или нет. Меня, например, очень вдохновляет мысль о том, что в данной школе своя гармония.

Здорово, когда ребенок воспитывается и обучается в волшебном месте. И уж очень привлекает тот факт, что школа превращает любой праздник в сказку, где каждый ученик – очень важный и нужный персонаж.

Впрочем, более подробную информацию можно узнать на сайте вальдорфской школы.

Посмотреть подробное видео о вальдорфской школе можно здесь:

Если вам была полезна данная статья – поделитесь ею со своими друзьями и знакомыми. И подписывайтесь на мои обновления, ведь я прощаюсь с вами ненадолго. Пока-пока!

2016-02-29

Источник: https://maminyzaboty.com/valdorfskaya-shkola-osnovnye-printsipy-plyusy-i-minusy.html

Вальдорфская школа – что это такое? Вальдорфский детский сад. Вальдорфская педагогика: плюсы и минусы

Что такое Вальдорфская система образования и Вальдорфская школа?

Ребенок – это индивидуум с определенным характером и особенностями развития.

Многие родители знают, что малыша необходимо учить и направлять, однако справляется ли с этими задачами обычная массовая школа? Далеко не всегда.

Альтернативным способом обучения можно смело назвать такую систему, как вальдорфская школа. Что это такое? Как она влияет на личность ребенка? Мы постараемся ответить на эти вопросы в данной статье.

Скрытые способности

В какой-то мере каждый ребенок похож на кусочек пластилина, из него можно вылепить что угодно, прилагая к этому максимум усилий. Разве будет лепить пластилин сам из себя фигурку? Конечно нет – ответ на этот вопрос знает даже ребенок. С детьми та же ситуация.

Их таланты и способности лишь в какой-то степени зависят от их генетики, большая же часть зависит именно от того, что мы вкладываем в них. Возможно, с данными словами согласятся не все, однако именно на основе этойразвиваются дети в таком учебном заведении, как вальдорфская школа.

Что это такое за дивная образовательная система, где вместо того чтобы заучивать таблицу умножения, дети рисуют и смеются? Именно в теплой и дружественной атмосфере ребенок проявляет себя лучше всего.

Более того, не попробовав различные виды деятельности, крайне сложно узнать, что же ученику нравится больше всего и к чему у него действительно есть талант. Именно такие занятия проводит вальдорфская школа. Москва – это тот город, где сосредоточены одни из самых лучших школ Штайнера.

Первая вальдорфская школа

Такую замечательную систему образования создал и внедрил австрийский ученый-философ Рудольф Штайнер. Кроме того, именно он создал такое учение о духовном познании, как антропософия. Об этой науке, мы поговорим немного позже, а сейчас все-таки вернемся к созданию первой вальдорфской школы.

Весной 1919 года Штайнер проводил встречу с работниками сигаретной фабрики «Вальдорф-Астория» на которой были освещены проблемы обучения и воспитания детей в обычных школах. Ученый озвучил учебные программы вальдорфской школы, которые он предполагает внедрить, а также рассказал о антропософийском учении и о необходимости духовного развития детей.

Многих родителей заинтересовало его мировоззрение и перспективы открытия нового, альтернативного учебного заведения и, конечно же, они согласились отдать своих детей в такую школу. Незамедлительно Эмиль Мольт (руководитель сигаретной фабрики) купил помещение и начал обустройство новой школы.

Так как основателем новой педагогики был Рудольф Штайнер, такое учебное заведение иногда носит название: «Вальдорфская школа Штайнера».

Именно так многие научные деятели характеризуют учение об антропософии.

В переводе с греческого “софия” – это мудрость, а “антропос” – человек, соответственно наука изучает особенности развития индивидуума в духовной сфере.

Это учение было выделено из теософии, и также основывается на богопознании и созерцании Бога. Разница состоит лишь в том, что антропософия основывается на немецкой классической философии и учениях И. Гёте, Ф. Шиллера.

Считается, что это мистическая наука, которая может помочь развить в человеке магические способности.

Штайнер называл данную область познания «гётеанством 20 века», а поскольку Гёте какое-то время был масоном, можно смело утверждать, что антропософия так или иначе, связана с магией и мистикой.

Именно на основе этих представлений и была создана вальдорфская школа. Что это такое за способ саморазвития и почему у Штайнера было огромное количество последователей?

Единство трех ипостасей

В учениях антропософии человек рассматривается не только как единое целое, но и включая такие составляющие, как: душа, тело и дух. Они же, в свою очередь, имеют свои физические и психологические характеристики: дыхательная система, сердце и дух относятся к сфере эмоций, нервная система и мозг – к интеллектуальной(душа), обмен веществ и опорно-двигательная система – это тело.

Наука антропософия изучает, как гармонизировать эти три сферы между собой: человек должен быть силен духом и телом, а также иметь благородную душу. Именно знания о том, как этого достичь и дает вальдорфская школа. Что это такое за мистическая наука и имеет ли она отношение к развитию детей? На этот вопрос можно найти ответ, изучив основные положения антропософии более детально.

Принципы духовной науки

В первую очередь для того чтобы любой ребенок развивался, чувствовал себя комфортно и мог раскрыть свой потенциал, ему необходимо уважение. Он не должен чувствовать себя в учебном заведении обиженным или обделенным вниманием. Антропософия изучает методы саморазвития при помощи творчества и медитаций.

В различных городах и школах методы обучения могут немного отличаться, и в основном это зависит от квалификации педагогов. К примеру, одна вальдорфская школа в Санкт-Петербурге может делать уклон в учебном процессе на творчество (рисование, пение, танцы, игра на музыкальных инструментах), в то время как другая – на душевно-духовное развитие.

Так или иначе, в любой школе Штайнера дети в течение дня рассматривают и творческий, и трудовой, и душевно-духовный блок.

Особое внимание в педагогике вальдорфской школы уделяется изучению культуры и традиций. Для того чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким, он должен понимать, что вокруг него есть целый мир очень интересный и многообразный.

Различные спектакли и постановки, выполняемые самими же детьми, помогают им почувствовать себя чем-то большим, чем просто школьник.

Определенная вальдорфская школа в Санкт-Петербурге может стать для ребенка не просто учебным заведением, а второй семьей, где ему будет комфортно и уютно. Особенно такие школы нравятся деткам, у которых нет братьев и сестер.

Дружественная атмосфера в учебном заведении им настолько нравится, что они готовы находиться в школе практически весь день. В теплой и дружеской обстановке деткам очень нравится, они находят новых друзей и единомышленников.

Природа, как часть человека

Педагогика Штайнера уделяет особое внимание окружающей среде. Если ребенок не научится чувствовать себя одним целым с природой, он некогда не сможет открыть весь свой потенциал.

Как правило, учебное заведение располагают поближе к природе: к чистому лесному воздуху, возле речки, недалеко от гор. Сама же школа не сильно напоминает класс, это скорей уютный дом, где можно собраться новой семьей (классом), позаниматься творчеством и духовным развитием.

Даже мебель в современных вальдорфских школах, как правило, не содержит пластика и токсических веществ – все только натуральное.

Обучение в вальдорфской школе очень отличается от уроков в обычной школе. Совершенно другая программа развивает в детях интерес к учебе, неподкрепленный соперничеством. Нету худших и лучших, каждый ребенок по-своему уникален и талантлив. Ему не ставят оценок и не отчитывают за незнание чего-либо.

Кроме того, отличительной особенностью такого учебного заведения является отношение преподавателей к подсказкам. Если в массовой школе за подсказки и списывание ругают, то здесь же это называют помощью и очень даже приветствуют. Ни в коем случае в минуты неудач ребенок не должен чувствовать себя одиноким.

Наоборот же, в такие моменты весь класс и педагоги оказывают ему поддержку, помогают, объясняют то, что ребенок не понял.

В учениках формируется стойкая уверенность, что они не одни в этом огромном мире, что всегда есть люди, которые придут на помощь, и более того, этот ребенок также будет с радостью помогать кому-либо.

Учебная программа

Естественно, что программа в школе Штайнера имеет огромное количество отличий от обычной массовой школы. Все это объясняется тем, что в таких учебных заведениях абсолютно другой уклон и цели, преследуемые педагогами.

Детей не заставляют заучивать что-либо наизусть – это и есть основное кредо такого метода обучения, как вальдорфская педагогика. Плюсы и минусы данной школы обсуждают многие ученые, однако к общему мнению так никто и не приходит.

Это объясняется тем, что у данной педагогики есть огромные отличия, которые противоречат обычной школьной программе. К примеру, в 1-2 классах детей не учат чтению и письму. Два года в игровой форме деток учат буквам и цифрам.

На уроках, как правило, дети учатся рисованию, шитью, вязанию, садоводству, иностранным языкам.

Сложные точные науки, такие как, например, математика, в начальной школе изучается только в игровой форме: дети, держась за руки, водят хороводы(круг), двигаются по вертикали, диагонали, по квадрату, по прямоугольнику.

«Прочувствовав эти фигуры на себе», ученикам в дальнейшем не составляет труда их нарисовать, разделить пополам, найти периметр и площадь.

Праздники и концерты

В вальдорфских школах очень много внимание уделяют праздникам и концертам. К каждому мероприятию дети вместе с педагогами готовят выступления, шьют сами костюмы, украшают концертный зал. Это очень сближает деток, дает им возможность самовыражаться.

Выступление на сцене для стеснительного ребенка – это возможность стать более раскованным и непринужденным.Чаще всего на такие праздники в качестве гостей приглашают родителей и близких родственников. Ребенок, чувствуя поддержку, выступает на сцене еще более уверенно.

Именно вальдорфская школа, отзывы родителей о которой только положительные, благотворно влияет на детей, развивая в них самые неожиданные таланты.

Вальдорфский детский сад

Педагогика Штейнера стала настолько популярна в Европе и Азии, что возникла необходимость в создании и дошкольных учреждений на основе этого учения. После обычного детского сада ребенку, которого отправляют учиться вальдорфскую школу, приходится нелегко.

Модель обучения, которую он видел в детском саду, полностью противоречит новой школе: в обычном дошкольном учреждении детей уже начинают учить серьёзности, усидчивости, буквам и цифрам.

Вальдорфский детский сад — это учебное заведение для дошкольников на основе педагогики Штайнера. Здесь детки в процессе игры познают мир, делают поделки, играют в дочки-матери, в магазин, в больницу.

Для поделок используют различные натуральные материалы: камешки, листочки, шишки, желуди. Игрушки в таких садиках тоже только деревянные или тряпочные.

Хиликон
Добавить комментарий