Детская депрессия

Депрессия у ребенка

Детская депрессия

Депрессия у ребенка в диагностическом смысле означает психическое заболевание, основным критерием которого выступают эмоциональные нарушения. Депрессия воспринимается зачастую как самим ребенком, так и родителями, как проявление лени, плохого характера, эгоизма, природного пессимизма.

Родителям следует помнить, что депрессия является не просто плохим настроением, это заболевание, которое нуждается в лечении специалистами. Чем раньше у ребенка поставлен диагноз и начато соответствующее правильное лечение, тем гораздо выше вероятность быстрого выздоровления.

На сегодняшний день врачи располагают большим набором разнообразных методов психотерапии, фитотерапии, физиотерапии, благодаря которым снимается депрессивное состояние.

Долгое время психиатры спорили: способен ли ребенок испытывать депрессивные проявления? Ведь ощущение тоски, печали, снижение общего тонуса, ослабление интересов, заторможенность и уход от контактов — признаки свойственные для взрослой депрессии. У детей сложно выделить такие проявления из-за их нечеткости, а также не способности ребенка подробно рассказать о своих эмоциональных переживаниях.

Депрессия у детей и подростков зачастую маскированная и включает тревожность, школьную неуспеваемость, беспокойство за здоровье, нарушения отношений со сверстниками, страх за близких.

Причины депрессии у детей

Развитию депрессивного состояния способствуют следующие факторы:

— семейный климат: конфликты в семье, неполная семья, сверхопека матерями, полное отсутствие родительской заботы, со стороны родителей отсутствие полового воспитания. Зачастую в неполных семьях дети не могут рассказать родителю о личных проблемах, это касается семей, где например, отец воспитывает дочь.

Частые конфликты в семье наводят ребенка на мысли, что он является обузой и без него жилось бы легче. Наличие материнской сверхопеки не дает малышу возможности адаптироваться к обществу и окружающей среде и без отсутствия должной поддержки дети становятся беспомощными.

Отсутствие полового воспитания может негативно отразиться на подростке, что приведет к замкнутости;

— патология в раннем неонатальном периоде: внутриматочная гипоксия плода, наличие энцефалопатии новорожденных, рождение детей с асфиксией, внутриутробные инфекции, приводящие к поражению головного мозга;

— структурная и гормональная перестройка организма в подростковый возраст (у девочек появление месячных, у мальчиков ночных поллюций); изменение формы тела, появление юношеских прыщей.

Переизбыток гормонов делает детей более агрессивными, в среде подростков появляются лидеры, диктующие образ жизни.

В случае не соответствия этому определенному образу, подросток выпадает из этой группы общения, что приводит его к отчуждению, а также появлению мыслей, что он не как все;

— частая смена места жительства не позволяет ребенку успевать заводить друзей, с которыми он проводил бы все свободное время и делился секретами;

— проблемы с учебой, а также отставание по школьной программе отдаляет от сверстников, делая в психическом плане уязвимым;

— достижения технологии – компьютеризация и интернет объединили целый мир, сузив его до монитора компьютера, что очень плохо отразилось на способности общаться.

Депрессия также может развиться по причине воздействия хронических или острых стрессов (тяжелая болезнь или смерть близких, распад семьи, конфликты со сверстниками, ссора с близкими людьми, и т.д.

), а может возникнуть на фоне полного социального и физического благополучия, что, связывают с нарушениями протекания в головном мозге биохимических процессов.

К таким депрессиям относят, например – осеннюю депрессию.

Среди других причин развития депрессии является крушение идеалов и иллюзий, чувство бессилия и беспомощности перед непреодолимыми трудностями.

Причинами депрессии могут быть сильная психическая травма, перенапряжение, нарушение метаболизма головного мозга, головные боли, неадекватное потребление сахаров, аллергии, заболевания желудка, щитовидной железы, нарушения питания, мононуклеоз. Почти у 50% детей, страдающих депрессиями, оба или один родитель имели повторяющиеся эпизоды депрессий.

Симптомы депрессии у ребенка

Депрессивному состоянию наиболее подвержен подростковый возраст. Психологи выделяют раннюю депрессию (12-13 лет), среднюю депрессию (13-16 лет), позднюю депрессию (старше 16 лет).

Депрессивное состояние проявляет себя классической триадой симптомов: снижение подвижности, сниженное настроение, снижение мышления.

В течение дня снижение настроения происходит неравномерно. Зачастую в утренние часы настроение приподнятое, дети довольно таки охотно идут в школу. Затем настроение постепенно понижается и пик сниженного настроения приходится на вечернее время.

Детей ничего не радует, не интересует, беспокоит головная боль, изредка повышается температура тела. Они жалуются на постоянные проблемы в школе, конфликты с учениками и учителями. Даже в хороших вещах видят только отрицательные моменты.

Случаются у детей и вспышки очень хорошего настроения, когда они веселятся, шутят, однако, такое настроение длится недолго – не более часа и затем опять сменяется снижением настроения.

Снижение подвижности замечается по нежеланию двигаться: дети либо постоянно сидят в одной позе, либо лежат. Физический труд никакого интереса не вызывает. Речь тихая, а мыслительный процесс замедлен. Детям трудно подобрать необходимые слова, проблематично отвечать сразу на вопросы, зачастую они отвечают только одним кивком головы.

У детей наблюдается зацикливание на одной мысли с отрицательным оттенком: у меня все плохо или меня никто не любит. У детей пропадает аппетит, они отказываются от пищи, иногда не едят по несколько дней. Спят мало, поскольку беспокоит бессонница из-за зацикливания на одной мысли, которая мешает процессу засыпания.

Сам сон беспокойный, поверхностный, не позволяющий организму в полной мере отдохнуть.

Мысли о суициде появляются не сразу, зачастую для их возникновения нужен длительный срок течения заболевания (более года). Одной мыслью о суициде дети не ограничиваются, они придумывают план действия, продумывают различные варианты. Такое течение депрессии наиболее опасное, поскольку способно привести к летальному исходу.

Все перечисленные переживания представляют характер мучительного страдания, вызывая нарушения в межличностных отношениях и приводя к снижению социальной активности. Симптоматика заболевания раскрывается в основном в поведении: меняется активность ребенка, пропадает интерес к друзьям, играм, учебе, начинается непонимание, капризы.

Зачастую сложная ситуация может быть пусковым механизмом для начала депрессии. Несмотря на довольно специфическую картину данного состояния, родителям и врачам бывает очень трудно понять суть проблем ребенка и разобраться в его недуге.

Это связывают с тем, что в силу своего возраста дети не могут дать четкое описание своего состояния.

Итак, симптомы депрессии включают:

— сниженное настроение на протяжении большей части дня, ощущение пустоты, тоски, подавленности;

— потерю интереса и полное равнодушие ко всем прежним занятиям, к учебе, хобби;

— прибавление или уменьшение массы тела ребенка;

— нарушение сна (ребенок или долго не засыпает с вечера, или засыпает, но часто просыпается за ночь);

— психомоторное торможение или возбуждение;

— длительную потерю аппетита;

— состояние бессилия, ежедневная усталость;

— чувство стыда, озабоченности, вины;

— снижение способности концентрироваться и мыслить (ребенок часто рассеян, ему сложно сосредоточится);

— мысли о суициде;

— перемены в поведении (не желание общаться).

Признаки депрессии у ребенка

С психоаналитической точки зрения признаком депрессии выступает нарушение регуляции самооценки у ребенка. Депрессия зачастую развивается у детских личностей с неустойчивой самооценкой. Основой для развития низкой самооценки выступает отсутствие принятия, а также эмоционального понимания с материнской стороны.

Признаком депрессивного состояния выступает снижение мышления и неспособность выполнять дома учебные задания. Школьники испытывают ощущение заржавленности, заторможенности психических процессов.

Врачами безуспешно делались многократные попытки выяснить, какой именно из компонентов симптомокомплекса: интеллектуальная задержка, ангедония или психомоторная заторможенность выступает первичным и лежит в основе заболевания. Постоянной составляющей депрессивного настроения выступает тревога различной интенсивности: от беспокойства в легкой степени до неуверенности и напряженности выраженной ажитации.

Депрессивное настроение, является сложным образованием: заболевший испытывает беспомощность, подавленность, безнадежность, явную или скрытую тревогу, отчаяние, внутреннее напряжение, неуверенность, утрату интересов, бесчувствие.

Когда настроение в норме, то оно складывается из нескольких, а иногда из разнонаправленных эмоций.

У здоровой личности настроение является результатом множества воздействий, а также причин: ощущение бодрости и усталости, физического здоровья или недомогания, приятных и печальных событий.

У здоровых людей настроение в той или иной мере подвергается внешним влияниям: оно улучшается при хороших известиях и портится при неприятных событиях, а болезненно измененное депрессивное настроение определяется интенсивными, длительными аффектами.

На сегодняшний день депрессия, являясь серьезной проблемой здоровья, зачастую остается без родительского и врачебного внимания. Это заболевание причиняет страдание и боль не только тем, кто болен, но и родителям. К сожалению, большинство родителей еще рассматривают депрессию у детей и подростков как проявление слабости.

Депрессия у ребенка — как помочь? Уточнение диагноза обязательно включает консультацию психиатра. В школах работают психологи и при необходимости можно к ним обратиться за советом. Школьный психолог поможет избежать развития тяжелой симптоматики и даст возможность выговориться школьнику о наболевшем.

Депрессия у ребенка — рекомендации родителям:

— в первую очередь следует с ребенком разговаривать, интересоваться его жизнью, проблемами в школе;

— важно обращать внимание на ую интонацию, на будущие планы и взгляды на завтрашний день;

— необходимо интересоваться, чем их чадо занимается после школы, какие у него друзья;

— нужно обращать внимание, сколько времени ребенок никакими делами не занимается. У одних детей – это лень, но ленивого ребенка, возможно, подкупить подарками и заставить что-то делать, а ребенка с депрессией ничего не радует и не интересует: ни поощрения, ни подарки.

Лечение депрессии у ребенка

Из депрессивного состояния сам ребенок не способен выйти, поэтому задачей взрослых является своевременное обращение за медицинской помощью. Тяжелые случаи с высказыванием суицидальных мыслей, а также наличие конкретного плана ухода из жизни является показаниями к лечению в стационаре: в отделении пограничных состояний.

Легкие формы заболевания лечатся в домашних условиях. На протяжении всего курса лечения ребенок может жить обычной жизнью: заниматься домашней работой, ходить в школу, в магазин за покупками.

Из медицинских препаратов в педиатрической практике хорошо себя зарекомендовал Адаптол. Это лекарство хорошо переносится, не вызывает сонливости, не имеет побочных действий. Адаптол улучшает настроение, нормализует сон, вырабатывает устойчивость к психо-эмоциональным нагрузкам, снимает соматические проявления — боль, нормализует температуру.

Что делать, если у ребенка депрессия? В лечении легких форм депрессии можно применять гомеопатический препарат — Тенотен, снижающий чувство тревоги, улучшающий сон, нормализующий аппетит, способствующий нормализации памяти, улучшению концентрации внимания. В тяжелых случаях назначают антидепрессанты, которые применяются под контролем врача.

Однако никакое лечение депрессии не будет эффективным без позитивных изменений в семье.

Родителям необходимо принять ребенка: его стремления и нужды, а также помочь повысить самооценку, развить способности выражать чувства, научить шаг за шагом справляться с трудностями, проблемами и конструктивно влиять на сложившуюся ситуацию. В профилактических целях ребенок как можно чаще должен пребывать на свежем воздухе, не переутомляться и своевременно отдыхать.

Источник: http://psihomed.com/depressiya-u-rebenka/

Детская депрессия – симптомы, проявления, лечение, причины развития

Детская депрессия

Депрессия у ребенка – опасное состояние, требующее повышенного внимания со стороны родителей. Нередки случаи, когда она сопровождается суицидальными наклонностями. Детская депрессия и ее проявления нуждаются в оперативном лечении.

Депрессивное состояние у ребенка часто внешне проявляется в виде лени, эгоизма, неуживчивого характера, пессимистического настроения.

Однако ни ребенком, ни родителями оно не воспринимается как болезненное, хотя определенно требует вмешательства со стороны врачей.

Ведь при своевременной постановке диагноза и при имеющихся методах лечения: психотерапевтических, физиотерапевтических и фитотерапевтических, возможно снятие депрессии на ранних стадиях.

Некоторое время назад психиатры не могли с уверенностью сказать, существует ли детская депрессия в принципе, ведь ее проявления у детей достаточно сложно выделить из-за их стертости. Депрессия в детском возрасте зачастую маскируется под тревожностью, неуспеваемостью в школе, отсутствием контактов с ровесниками. Чтобы выявить эту болезнь, нужно знать, что такое детская депрессия.

Дети и причины развития у них депрессии

Вот ряд важных факторов, оказывающихся причиной становления депрессивного состояния:

  • Прежде всего – это разноплановые проблемы в семье. Это могут быть частые семейные конфликты, семья без отца-матери, чрезмерное попечительство со стороны матери, либо наоборот – недостаток родительского участия, пренебрежение со стороны родителей сексуальными вопросами воспитания полов;
  • Патологические проявления раннего неонатального периода, сопровождающиеся гипоксией плода, энцефалопатией, асфиксией при рождении, а также разнообразные инфекции внутриутробного характера, оказывающиеся причиной поражения мозга;
  • Подростковая перестройка организма с избытком гормонов, сопровождающаяся новыми для ребенка явлениями: месячными у девочек, поллюциями у мальчиков, множественными прыщами на теле у обоих полов;
  • Непостоянство места жительства, с частой его сменой и невозможностью заведения постоянных контактов;
  • Отставание в учебе, сопровождающееся психологической уязвимостью перед одноклассниками;
  • Эксплуатация достижений информационных технологий, со сжатием целого мира до экрана компьютера, что фактически снижает потенциал живого общения;
  • Наличие тяжелых стрессов разного характера.

Если развитие депрессии происходит на фоне полного благополучия, что также вполне возможно, то вероятнее всего из-за протекающих в мозгу биохимических процессов. Также подобное состояние может быть вызвано разрушением имеющихся идеалов, что выражается в прострации и в бессилии перед жизненными невзгодами.

Статистически подтверждены данные, свидетельствующие о развитии депрессии у 50 % детей, родители которых, так или иначе, страдают от этого же недуга. Поэтому, причины развития депрессии у детей связаны и с генетикой.

перейти наверх

Симптоматика детской депрессии

На сегодня определены три фазы подросткового депрессивного состояния, поскольку именно подростки наиболее подвержены ее воздействию. Ранняя фаза – это период с 12 до 13 лет, средняя – с 13 до 16 и поздняя – после 16.

Три снижения, три симптоматических кита – классическое проявление депрессии. Это снижение: функций мышления, настроения и подвижности.

Самыми тяжелыми являются случаи проявления, сопряженные с возникновением суицидальных переживаний, которым предшествует достаточно длительный период депрессии (до года). Таковое течение заболевание наиболее опасно. Симптоматика детской депрессии в таком случае выражается в снижении активности ребенка, в потере интереса к друзьям, учебе, играм, в отсутствии взаимопонимания с окружающими.

День сопровождается крутыми перепадами настроения, начиная с приподнятого с утра, и до подавленного вечером. Дети, страдающие от депрессии, теряют интерес к окружающему, их ничего не радует, они сетуют на непонимание со стороны сверстников и учителей, конфликтуют с ними. Периоды веселого и шутливого настроения весьма недолги, быстро сменяются очередной волной подавленности.

Когда дети, в большинстве своем по природе шустрые и ищущие, вдруг перестают двигаться и замирают в одной позе либо подолгу лежат, стоит этим озаботиться.

Труд не в удовольствие, речь приглушенная, замедленная реакция на вопросы, нередки ответы простым кивком головы, потеря аппетита и зацикливание на чем-то плохом, нарушение функции сна — все это проявления детской депрессии, на которые немедленно следует реагировать и ни в коем случае не затягивать процесс развития психического заболевания.

Родители для ребенка — это шанс противостоять депрессии:

  • родители не должны молчать, они должны интересоваться жизнью своего ребенка, разговаривать с ним, вникать в его проблемы;
  • родителям просто необходимо интересоваться тем, что ребенок делает после школы и в чьем обществе он проводит свое свободное время;
  • родители должны обращать внимание на текущую интонацию в разговоре, на планируемые ребенком занятия следующего дня;
  • родители обязаны контролировать времяпрепровождение своих детей, сколько времени они проводят в ничегонеделании и выявлять его причины, не скрываются ли они в потере интереса к окружающей действительности.

перейти наверх

Лечение детской депрессии

Депрессивное состояние у детей не может быть устранено без помощи специалиста. Врач психотерапевт, особенно при тяжелых проявлениях депрессии, сопровождающихся заявлениями мыслей о суициде, должен рекомендовать стационарное лечение.

В период нахождения ребенка в больнице ему могут назначать даже антидепрессанты. Если определена легкая форма течения болезни, то достаточным будет ее лечение в домашних условиях, с посещением школы и выполнением обычных домашних дел.

Впрочем, ни один из методов лечения детской депрессии не может быть эффективным, если отсутствуют благоприятные для внутрисемейного климата изменения.

Родители обязательно должны вникать в суть проблем, происходящих с ребенком, не отстраняться от него, а наоборот, погрузиться в его проблемы, чтобы конструктивно помогать в преодолении возникающих разноплановых трудностей.

В целях профилактики ребенку необходимо проводить достаточно времени на свежем воздухе, избегать переутомления и достаточно отдыхать.

Источник: http://PsyTheater.com/detskaya-depressiya-i-ee-proyavleniya.html

Депрессия у детей

Детская депрессия

Депрессия у детей – психическое аффективное расстройство, характеризующееся сниженным настроением, неспособностью переживать радость, моторной заторможенностью, негативным мышлением.

Заболевание проявляется тревогой, страхами, фобиями, навязчивыми действиями, нарушениями социальной адаптации, соматическими симптомами (головной болью, недомоганием, нарушениями пищеварения).

Диагностика осуществляется с использованием метода клинической беседы, опроса родителей, проективных психологических тестов. Лечение включает психотерапию, социальную реабилитацию, применение медикаментов.

Слово «депрессия» имеет латинское происхождение, означает «давить», «подавлять». Патология занимает значительное место в структуре детских психических расстройств. Распространенность колеблется от 0,5% до 5%. Отмечается тенденция роста заболеваемости, снижения среднего возраста пациентов.

Частота аффективных расстройств возрастной группы до трех лет составляет 0,6-0,9%. Первичные проявления эмоциональной нестабильности малышей являются предвестниками депрессии дошкольников, школьников, взрослых.

Отмечается сезонность обострений, пик заболеваемости приходится на осенне-зимний период.

Причины депрессии у детей

Причины депрессивных состояний определяются возрастом. Для детей до 3 лет они подразделяются на:

  1. Поражения ЦНС. Аффективное нарушение развивается в результате повреждений клеток мозга при внутриутробной гипоксии плода, внутриутробных инфекциях, родовой асфиксии, энцефалопатии новорожденных, перенесенных тяжелых заболеваниях, нейроинфекциях.
  2. Наследственную предрасположенность. Дети, близкие родственники которых страдают психическими и неврологическими заболеваниями, более подвержены депрессии.
  3. Патологические семейные отношения. Причиной депрессивного состояния становится разрыв контакта с матерью: физическое отделение (детский дом, стационар), эмоциональное отчуждение (алкоголизация матери, увлеченность другими сферами жизни). Тяжелая семейная обстановка является провоцирующим фактором. Частые скандалы, проявления агрессии, насилие, алкоголизм, наркомания родителей формируют чувство подавленности, угнетенности.

В дошкольном возрасте ребенок переживает первый опыт социализации – начинает посещать детский сад, секции, творческие студии, устанавливает контакты со сверстниками. Депрессия может развиться вследствие биологических причин, сложных межличностных отношений. Эмоциональное нарушение формирует:

  1. Стиль воспитания. Причиной детской депрессии нередко становится отношение родителей: применение насилия, гиперконтроль, гиперопека, равнодушие, недостаточная заинтересованность жизнью ребенка. Повышается уровень невротизации, проявляющийся депрессивным состоянием.
  2. Социальные отношения. Усложняющиеся межличностные контакты становятся источником стресса. Отвержение сверстников, требование подчиняться указаниям педагогов негативно отражаются на эмоциональном состоянии дошкольника.

У детей младшего школьного возраста сохраняются перечисленные выше причины и добавляются новые. Они представлены усложнением социальных взаимоотношений, ростом учебной нагрузки, особенностями психического развития. Состояние утяжеляется при неспособности справиться с требованиями взрослых, невозможности достичь поставленных целей, оценке себя как слабого, глупого среди сверстников.

Депрессия у детей – многофакторное заболевание, обусловленное биологическими, генетическими, психосоциальными причинами.

К числу биологических патогенетических факторов относится дефицит серотонина, норадреналина, повышенное содержание кортизола ночью, дисбаланс синтеза мелатонина.

Существует катехоламиновая теория, согласно которой депрессия развивается при нарушениях гипоталамо-гипофизарных взаимодействий, дефиците нейротрансмиттеров ЦНС, отвечающих за обратную передачу сигналов.

Существуют психофизиологические и личностные особенности, способствующие возникновению депрессии. Эмоциональное расстройство развивается на фоне повышенной нервозности, нарушений адаптации, страха, интровертированности, тревожности.

Воздействие негативных средовых факторов – патологических отношений, неудачного опыта – увеличивает риск развития болезни. Ребенок становится уязвимым к негативным событиям, замыкается, хуже адаптируется к внешним условиям.

Иногда патогенетическим механизмом депрессии является чувствительность к климатическим условиям (сезонность), изменение биохимических процессов в головном мозге.

Классификация

Существует несколько вариантов классификации депрессии у детей. По продолжительности, полноте проявлений заболевание подразделяют на депрессивную реакцию, депрессивный синдром, депрессивное расстройство.

По характеру течения выделяют адинамическую форму болезни, для которой свойственна вялость, медлительность, монотонность, и тревожную форму, характеризующуюся двигательным беспокойством, фобиями, страхами, плаксивостью, нарушениями сна, ночными кошмарами.

В российских руководствах по психиатрии для классификации детской депрессии рекомендуется использовать следующие рубрики МКБ-10:

  • Тревожное расстройство, обусловленное разлукой. Ключевой диагностический критерий – отделение ребенка от близких людей, проявляющееся эмоциональными и соматическими нарушениями.
  • Фобическое расстройство детского возраста. Диагностируется при наличии страхов, специфических для определенного возрастного периода.
  • Социальное тревожное расстройство. Тревога, депрессия развиваются при взаимодействии с малознакомыми людьми, новыми социальными ситуациями.
  • Смешанные расстройства поведения и эмоций. Тревога, боязливость, навязчивости, компульсии, ипохондрия дополняются нарушениями поведения – агрессивностью, замкнутостью, пренебрежением социальными нормами.

Характерной чертой заболевания является маскированность. Маленький пациент еще не оценивает эмоции, не осознает их, не предъявляет жалоб. В раннем детстве центральное место занимают соматические симптомы, тревожность.

Часто наблюдаются нарушения сна, снижение аппетита, недостаточная масса тела, диарея, запор, боли различной локализации (головные, абдоминальные, суставные, мышечные), учащенное сердцебиение. Дети дошкольного возраста говорят об усталости: «ножки не хотят идти», «хочу полежать».

В младшем школьном возрасте к физическому недомоганию может добавиться идея наличия болезни, повышенное внимание к собственному состоянию, тревога даже при незначительном недомогании. Диагностические исследования (лабораторные анализы, УЗИ, МРТ) без изменений.

Эмоциональное состояние характеризуется тревожностью. Напряженность, страхи усиливаются вечером, достигают пика в ночное время. Тревога беспредметна, беспричинна, при нарастании трансформируется в оформленный страх. Малыши кричат, плачут.

Панику вызывает уход мамы, новая обстановка, незнакомые люди (врач, друг семьи). Дети плохо адаптируются к детскому саду, переживают, что мама забудет забрать их домой. Чем старше становится ребенок, тем более страшные картины рисует его воображение.

Появляется страх смерти родителей, несчастного случая, войны. В тяжелых случаях тревога генерализуется, все события выглядят угрожающими. Формируются фобии – боязнь замкнутых пространств, внезапной смерти, темноты, высоты.

Развиваются панические атаки – приступы учащенного сердцебиения, головокружения, удушья.

У младших школьников депрессия проявляется поведенческими изменениями: нарастает замкнутость, безразличие, снижается интерес к играм, урокам, общению. Появляются жалобы на скуку: «мне скучно», «хочется плакать», «я ничего не хочу». Снижение интереса к жизни является явным признаком депрессии.

Дети становятся слезливыми, заметен эмоциональный регресс: ребенок плачет без мамы, успокаивается при укачивании. Депрессия выражается дистимией – мрачностью, угрюмостью, озлобленностью, высказыванием упреков, обвинениями.

Снижение заинтересованности учебой и общее недомогание влекут за собой школьную дезадаптацию: нарастает учебная неуспеваемость, отсутствует желание посещать школу.

Осложнения

В 20-50% случаев депрессия у детей со временем отягощается другими расстройствами настроения и поведения. 30-80% пациентов имеют тревожное расстройство, 10-80% – нарушения поведения, 20-80% – дистимию, 18-30% – субстанционную зависимость.

Наиболее опасным исходом депрессии является суицид. Примерно у 60% больных детей появляются мысли о самоубийстве, 30% совершают попытки, часть из них завершается летальным исходом.

Своевременная диагностика, периодический контроль врача снижают вероятность возникновения осложнений.

Диагностика

Диагностика депрессии у детей включает комплексное обследование педиатром, детским неврологом, психиатром.

До четырехлетнего возраста заболевание выявляется методом исключения и определения факторов риска (пре- и постнатальных повреждений ЦНС, наследственности).

В старшем возрасте становится возможным выявление эмоциональных изменений, социальных причин, провоцирующих расстройство. Процесс постановки диагноза включает следующие мероприятия:

  • Консультация врача-педиатра. Специалист осматривает ребенка, опрашивает родителей, выдает направление на стандартные исследования для исключения соматических заболеваний.
  • Консультации узких специалистов. Врачи профильных направлений (гастроэнтерологи, дерматологи, хирурги) используют необходимые клинические, лабораторные, инструментальные методики для окончательного исключения соматической патологии.
  • Консультация невролога. Врач проводит осмотр, направляет на инструментальные исследования: УЗИ, ЭЭГ, МРТ головного мозга. Результат позволяет определить наличие биологической основы развития депрессии.
  • Консультация психиатра. Когда соматические болезни исключены, пациент направляется к психиатру. Специалист оценивает эмоциональные реакции, поведенческие особенности, выясняет наличие психологических причин депрессии, анализирует данные обследований невролога и клинического психолога, устанавливает диагноз.
  • Клинический психолог. Определение депрессии после 3-4 лет проводится с использованием специальных психодиагностических методик – рисуночных тестов, методов, предполагающих интерпретацию образного материала. Эмоциональная сфера, особенности социальных взаимодействий оцениваются по результатам рисунка человека, несуществующего животного, методики «дом-дерево-человек», «моя семья», теста Розенцвейга.

Лечение депрессии у детей

Признанными методами лечения являются детская психотерапия и лекарственная терапия. Параллельно проводятся социально-реабилитационные мероприятия. Комплексный подход предполагает:

  • Прием антидепрессантов. Наиболее распространено применение селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. Они обезболивают, успокаивают, сглаживают панические проявления, фобии. Вероятность побочных эффектов низкая. Терапевтический эффект наблюдается через несколько недель.
  • Когнитивно-бихевиоральную терапию. Наиболее эффективными являются когнитивно-поведенческие методы: ребенок научается осознавать, выражать и переживать эмоции, рассказывать о травмирующем опыте, получать поддержку, изменять поведение и настроение при помощи различных техник. Основу работы составляют методы расслабления – дыхательные упражнения, телесно-ориентированная терапия. Проективные методики (рисунки, лепка, сказкотерапия) помогают пережить и осознать негативные чувства. Игровая терапия вырабатывает эффективные поведенческие навыки.
  • Семейную психотерапию. Встречи родителей, ребенка и психотерапевта направлены на восстановление гармоничных семейных отношений, поиск «общего языка» между членами семьи. Родители научаются помогать ребенку преодолевать трудности, создавать условия для скорейшего выздоровления.

Лечение проводится амбулаторно, при тяжелом течении болезни (психотические эпизоды, попытки самоубийства) требуется стационарный режим. После устранения тяжелых симптомов пациента выписывают.

Родителям советуют сообщить о заболевании педагогам, подчеркнуть важность толерантного отношения, помощи, поддержки в период выздоровления. Следует предупредить их о конфиденциальности информации о болезни.

Дома важна постоянная эмоциональная поддержка, соблюдение режима сна-бодрствования, питания, посильных физических нагрузок (регулярные прогулки).

Прогноз и профилактика

Отмечается высокий риск развития повторного эпизода депрессии: 25% детей имеют рецидивы заболевания через год, 40% – через два года, 70% – спустя пять лет. У 15-40% во взрослом периоде диагностируется биполярное расстройство личности.

Профилактика депрессии у детей позволяет снизить вероятность развития первого эпизода, при установленном диагнозе – уменьшить риск рецидивов. Основной профилактической мерой является создание благоприятной семейной обстановки, поддержание доверительных близких отношений, поддержка, участие в делах ребенка.

Важен периодический врачебный контроль, систематический прием назначаемых лекарств, посещение психотерапевтических занятий. Самостоятельная отмена лечения недопустима, даже если пациент выглядит здоровым.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/depression

Детская депрессия: причины, симптомы, как помочь пережить

Детская депрессия

Мы привыкли употреблять слово депрессия в отношении взрослых (уже писали о том, как бороться с депрессией). Однако, в некотором смысле, его можно использовать и в разговоре о детях. Как взрослым понять, что творится в душе малыша? Порой, детям пережить личное горе оказывается намного сложнее: они не могут рассказать, что именно с ними происходит.

Депрессия у детей — это совсем не «просто плохое настроение» и не обычный всплеск эмоций, характерный для детского возраста. Если ребенок грустит в течение длительного периода, или в его состоянии замечается агрессия — это подозрительно.

Если неожиданно начинают проявляться другие негативные факторы, влияющие на его общение, интересы, учебу (плач, «уход в себя», потеря аппетита) — все это, вполне вероятно, является признаками начинающейся депрессии, и по этому поводу нужно обязательно проконсультироваться с детским психологом.

Депрессия — это проблема, нуждающаяся в корректировке. Но результат консультаций, в подавляющем большинстве случаев — благоприятный. По мнению врачей, наиболее подвержены депрессии дети, родители которых тоже страдают этим недугом. В опасности — дети из неблагополучных семей, например таких, где родители слишком заняты и не уделяют своим детям времени.

Причиной детской депрессии также может стать повышенная чувствительность к сезонным колебаниям климата. Такие ее виды легко распознаются и самими родителями, и врачами. Они лечатся изменением схемы приема лекарств и укрепляющими организм препаратами.
Иногда депрессия вызывается определенными жизненными факторами, болезнью или генетической предрасположенностью.

Пример из практики: На прием к психологу пришла бабушка 6-летней Кати. Бабушка жаловалась, что Катя все время грустит. Девочка мало играла со сверстницами. Психолог попросил ее нарисовать свою семью.

Девочка изобразила себя в одном углу листа, а родителей — в другом. Бабушка объяснила: родители — бизнесмены, у них нет времени возиться с ребенком.

У психолога состоялся долгий разговор с родителями, в результате выяснилось, что они не понимали, что происходит с ребенком.

Американская медицинская статистика утверждает, что депрессией страдает 2,5 % детей, причем, в младшем возрасте, до 10 лет, намного чаще заболевают мальчики, а после 16 лет — девушки.

Симптомы детской депрессии

Основными проявлениями депрессии у ребенка принято считать:
-страхи, возникающие без видимой причины;
-ощущение беспомощности;
-резкие смены настроения;
-проблемы со сном, такие как бессонница, постоянная сонливость, или же постоянные ночные кошмары;
-чувство усталости;
-проблемы с концентрацией внимания;
-тяжелые тревожные мысли.

Еще одна группа симптомов депрессии — это ее соматические проявления: жалобы на головные боли или резь в животе, которые не проходят при приеме соответствующих лекарств. Опасны и панические проявления с головокружением, ознобом, сердцебиением, часто сопровождающиеся сильным страхом.
Чаще всего такие проявления сопровождаются апатичностью или постоянной повышенной тревожностью.

Родители и взрослые отмечают и нестандартное поведение, не свойственное ранее ребенку: отказ от любимых игр, раздражительность, агрессивность, проявления тревожности, усиливающиеся вечером и ночью.

У детей младшего возраста более выражены нарушения двигательной активности, жалобы на плохое самочувствие, частый плач. В более старшем возрасте к слезливости и грусти добавляется раздражительность, рассеянность и вялость.

Пример из практики: К психологу обратилась мама 10-летней школьницы Ани. Она рассказала, что Ане ничего не интересно, она перестала делать уроки, дома часто плачет, на вопросы не отвечает. Психолог попросил Аню слепить то, о чем она мечтает. Она стала лепить фигурки гаджетов: планшет, смартфон, компьютер.

Оказывается, девочка очень завидовала своим одноклассницам: у них были «крутые» гаджеты, которых она была лишена. Однако мама не хотела с девочкой говорить на эту тему и не могла объяснить ей все так, чтобы девочка успокоилась.

А вот одноклассницы с удовольствием дразнили Аню, называя ее «нищей», что очень обижало девочку.

Душа у детей болит также, как у взрослых

У ребенка признаки депрессии выявить достаточно сложно, во-первых, потому, что проявляются они менее четко, а, во-вторых, ребенку трудно развернуто рассказать о своих переживаниях. Поэтому детская депрессия практически всегда замаскирована.

О чем должны всегда помнить ответственные за ребенка взрослые — так это о том, что депрессия в детском возрасте всегда сопровождается жалобами на плохое самочувствие: боли, вялость, изменение внешнего облика.

Это приводит к тому, что ребенка показывают педиатру или хирургу, те пытаются выявить причину, и только после того, как выясняется, что физической природы недомоганий нет, ребенка отправляют на консультацию к психологу.

Часто депрессия выражается в виде так называемых «ипохондрических расстройств»: когда ребенок жалуется, что у него тяжелое смертельное заболевание, и пользуется при описании своего состояния пугающими медицинскими терминами, где-то случайно услышанными, например, СПИД, рак. Часто у детей выражены проявления тревоги, при этом, если вначале тревожность беспредметна, позже ребенок начинает переживать и бояться определенных и конкретных вещей: потеряться, потерять маму, того, что мама не придет за ним в сад, что начнется наводнение или война.

Наиболее отчетливо выражены симптомы депрессии у подростков, чаще всего проявляющиеся в мыслях о собственной неинтересности и ущербности.

Заметна апатия и утрата воли, когда подросток не способен на активную деятельность и «убивает» время несвойственными его возрасту занятиями, например, бессмысленным катанием игрушечной машинки.

Ребенок никак не может приступить к выполнению домашнего задания, при этом ругая себя за проявление лени и отсутствие силы воли. Подросток начинает пропускать некоторые неприятные уроки, а позже может и совсем забросить школу.

Ответственные за ребенка взрослые такие изменения в его характере и поведении чаще всего интерпретируют как лень или влияние плохой компании и применяют дисциплинарные меры, на которые подросток чаще всего реагирует агрессией.

Пример из практики: Отец 13-летнего Данилы обратился к психологу по поводу того, что его мальчик дома часто скучал. Мужчина воспитывал сына один, мать уехала с новым мужем за границу.

Отцу казалось, что если он купит много суперсовременных гаджетов, то для мальчика этого будет достаточно.

Однако в беседе с психологом выяснилось, что мальчик страдал от отсутствия эмоциональных связей с родственниками: им никто не интересовался…

Советы психолога, как же помочь ребенку справиться с депрессией?

Взрослые не всегда в состоянии ясно понять, насколько серьезно состояние ребенка, поскольку на детские проблемы склонны смотреть со своей «взрослой» точки зрения.

Тем не менее, не так мал процент детей, которым трудно справиться с самыми обычными нагрузками. Даже если взрослому кажется, что проблемы ребенка незначительны, самому ребенку они могут казаться непреодолимыми.

Не думайте, что вы точно понимаете то, что чувствует ребенок в данный момент, серьезно отнеситесь к его страхам:

Важно уметь управлять собственными эмоциями и поведением. Так как причины не всегда понятны родителям, они могут чувствовать свою вину в состоянии ребенка, страдающего депрессией, и, сами не желая этого, передавать — «транслировать» такое состояние ребенку.

В результате он будет чувствовать, что его не понимают. Действительно, общаться с ребенком в таком состоянии очень непросто, поэтому рекомендуется пройти курс семейной терапии.
Проводите с ребенком каждый день какое-то время наедине, ребенок должен понять, что вы всегда готовы его выслушать без осуждения.

Занятия спортом укрепят здоровье, причем, не только физическое, но и психическое. Если ребенок слабый, можно начать с прогулок в парке или бассейна. Как показывают современные исследования, лучшим средством от детской депрессии является аэробика.

Это одновременно — бодрая музыка, разнообразные движения и быстрый ритм. Все это поможет ребенку преодолеть депрессию.

Важную роль играет рацион питания. Яркие овощи и фрукты, например, апельсины и морковь — хорошее подспорье в борьбе с депрессией. «Антидепрессивная» диета должна включать в себя бананы и шоколад, в которых есть эндорфины, а также продукты, содержащие тиамин: гречку, орехи и бобовые. Зимой необходимы солнечные ванны и прием поливитаминов.

В семье должно быть радостно. Можно дарить друг другу подарки, устраивать совместные игры или шутливые конкурсы, приглашать гостей, дурачиться под веселую музыку. Знаете, как сказал один из знаменитых врачей прошлого? Когда в город приезжает цирк, для здоровья его жителей это не менее важно, чем открытие нескольких аптек: дарите ребенку веселье.

Следует внимательно следить, что именно читает ребенок, и ограничивать просмотр агрессивных телепередач. Рекомендуется внести изменения и в интерьер комнаты ребенка, сделав его более ярким и радостным.

Действенным способом борьбы с депрессией является песочная терапия.
Японцы постоянно улыбаются — такую привычку вырабатывают у японских малышей с раннего детства. Ученые доказали, что не только радость и веселье вызывает улыбки, но и улыбка сама по себе приводит к улучшению настроения — рефлекторно. Научите улыбаться своих детей.

Пример из практики: Маленького Женю привели к психологу, потому что мальчик был очень раздражен. Родители сказали, что собираются разводиться — и мальчик об этом узнал. Психолог попросил 11-летнего Женю нарисовать свою семью.

Выяснилось, что папа для мальчика на рисунке — однозначно «черного» цвета. Ребенок перенял негативный взгляд мамы на мужчину в семье и был очень расстроен.

Психолог помог провести процедуру развода в семье так, чтобы у Жени осталось положительное отношение к обоим родителям.

ОРИФЛЭЙМ: МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ! 

РАБОТА ОНЛАЙН+ БЬЮТИ БИЗНЕС БЕЗ ВЛОЖЕНИЙ + ЛИЧНЫЙ ИНТЕРНЕТ МАГАЗИН КАЧЕСТВЕННОЙ КОСМЕТИКИ И АКСЕССУАРОВ БЕЗ ВЛОЖЕНИЙ

Родион Чепалов (практикующий психолог, коуч)

источник: http://constructorus.ru

Источник: http://lichnorastu.ru/detskaya-depressiya-prichinyi-simptomyi-kak-pomoch-perezhit/

Хиликон
Добавить комментарий