Детские страхи: чего боятся дети в возрасте от 1 до 3 лет?

Содержание
  1. Ребёнок боится детей – советы психологов, причины, как помочь преодолеть страх
  2. Почему ребёнок в возрасте года и старше может испугаться других детей
  3. Что делать, чтобы малыш перестал бояться сверстников
  4. Пример взрослых для трёхлетних малышей
  5. Положительное влияние сказок
  6. Правильная модель поведения
  7. Что не стоит делать, если есть страхи у ребёнка
  8. Советы психологов и мнение Комаровского
  9. Детские страхи: классификация, причины и первая помощь
  10. 1. Страхи, обусловленные становлением и развитием психики, или возрастные страхи, присущие каждому из нас
  11. 2. Страхи, в основе которых лежат особенности личности ребенка и общего его самочувствия
  12. 3. Страхи, обусловленные семейной обстановкой, социумом и обществом
  13. 4. Страхи, основанные на травматическом опыте ребенка или невротические страхи
  14. Как родителям отличить настоящий страх от попыток манипуляции взрослыми?
  15. Страхи у детей. Почему ребенок до 3-х лет боится?
  16. Страхи детей первого года жизни
  17. Страхи детей 1-3 лет
  18. Продолжение темы:
  19. Детские страхи от 1 года до 3 лет и способы борьбы с ними
  20. 1. Неблагоприятная обстановка в семье
  21. 2. Перенесенная травма или испуг
  22. 3. Запугивание детей родителями
  23. 4. Запреты старших по любому поводу
  24. 5. Обсуждения старшими родственниками страшных событий
  25. 6. Слишком эмоциональная оценка проступков ребенка
  26. 7. Недопонимание в среде сверстников
  27. 8. Самый страшный страх
  28. Что нельзя делать, когда ребенок боится

Ребёнок боится детей – советы психологов, причины, как помочь преодолеть страх

Детские страхи: чего боятся дети в возрасте от 1 до 3 лет?

Иногда ребёнок избегает контактов с другими детьми, в психологии это называется «боязнь чужих». Такое может случиться в любом возрасте, начиная с 8–9 месяцев, и причин тому множество. Как избавить малыша от проблемы и нормализовать его общение со сверстниками, чтобы он перестал их бояться?

Почему ребёнок в возрасте года и старше может испугаться других детей

Причин, по которым ребёнок может бояться сверстников немало:

  • обидели на площадке;
  • ударили;
  • страх перед неконтролируемыми действиями к себе от других;
  • неумение взаимодействовать с детьми и находить выход из конфликтных ситуаций;
  • чрезмерная опека взрослых.

Необходимо определить, действительно ли ребёнок боится сверстников или избегает контактов по причине застенчивости

Но говоря о страхе перед другими детьми, нужно обращать внимание на темперамент и характер ребёнка. Возможно, ваш малыш очень застенчив, поэтому и избегает контактов со сверстниками.

В этом случае он скорее предпочтёт общение с кем-то одним хорошо ему знакомым, а не с большой шумной компанией. Но если кроха начинает плакать, переходит на крик или говорит, что боится, стоит задуматься.

Понаблюдайте за его поведением, чтобы выявить причину проблемы.

Определить боящегося ребёнка обычно не составляет труда, если учесть напряжённость и беспокойство в поведении, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха.

Энциклопедия практической психологии «Психологос»

http://lib.komarovskiy.net/rabota-so-straxami-u-detej.html

Что делать, чтобы малыш перестал бояться сверстников

Страх перед сверстниками очень сильно влияет на ребёнка. Побороть его можно разными способами. Но прежде всего необходимо определить ситуацию, выявить негативный опыт в детском садике, школе или любом другом коллективе, который повлиял на формирование поведения малыша.

В более младшем возрасте (приблизительно с двух лет) родителям нужно помогать своему ребёнку бороться со страхом начиная с малого:

  • придя на площадку, попросите кроху поздороваться с детьми, обратите его внимание на тех, кого он видел ранее;
  • в процессе игры распределяйте роли: один копает, а другой отвозит машинку с песком;
  • не позволяйте другим обижать своего карапуза, от игр у него должны остаться только положительные эмоции, и ему нужно быть уверенным, что в случае чего мама с папой всегда его защитят;
  • для того чтобы малыш получал удовольствие от игры на площадке, в игровых центрах и детском саде, научите его делится, ждать своей очереди и обмениваться игрушками, покажите ему это своим примером.

У двухлетних детей появляется потребность в общении, которая поможет справиться с проблемой. Возрастающий интерес к сверстнику, в конце концов, победит страх.

Сейчас существует очень много детских центров для развития детей, где они учатся играть и делать что-то вместе. Попробуйте записать ребёнка в группу, где не больше десяти человек его возраста, опытные педагоги также подскажут и помогут вам решить эту проблему.

Коллективные занятия помогут перебороть страх, запишитесь в группы раннего развития

Пример взрослых для трёхлетних малышей

Есть определённые обстоятельства, способствующие появлению страхов. К ним относятся особенности семейного воспитания, когда родители слишком опекают или, наоборот, практически не обращают внимания на ребёнка по причине постоянной занятости или нежелании его приласкать.

Если кроха постоянно находится в окружении мамы или бабушки, он чувствует, что ему больше никто не нужен.

Чрезмерная забота может навредить, ведь птенца необходимо понемногу отпускать из гнезда и из-под тёплого крыла, где он не останется на всю жизнь.

Дайте вашему чаду больше свободы — пусть самостоятельно выберет, какие игрушки брать в песочницу и на какую площадку пойти. Вселяйте в малыша чувство уверенности в себе, чтобы он вырос полноценной личностью.

Одарите ребёнка теплом, заботой и любовью, ведь для малыша главное чувствовать вашу поддержку

На страхи ребёнка зачастую влияют слова и поступки взрослых. Например, когда мама или бабушка говорит о том, что опасается собак, болезней, катастроф, то будет не удивительно, если малыш через какое-то время тоже начнёт разговаривать на эти темы и точно так же бояться. Следите за своими словами и поступками, ведь они сильно отражаются на восприятии мира вашим чадом.

В возрасте до 3 лет, малыши чаще общаются со взрослыми, наблюдают за ними, учатся правилам поведения и следят за действиями с различными предметами. Всё, что происходит вокруг ребёнка он моментально «впитывает» это в себя как губка.

Если проблема уже появилася, поговорите с ребёнком. Поддержите малыша, рассказывайте ему о том, чего вы сами когда-то боялись. В более затруднённых случая обратитесь за помощью к психологу, он поможет избавиться от страха перед детьми.

Положительное влияние сказок

Помочь в борьбе со страхами помогут сказки. Читая их, анализируйте с малышом описанные ситуации и поступки героев. Подробно разбирайте, чего боятся персонажи историй и как они преодолевают трудности. Это поможет малышу поверить в свои силы.

Чтение и анализ сказок помогут ребёнку справиться со страхами

Правильная модель поведения

Заложите в ребёнке правильную модель поведения. Для этого необходимо развить общительность. Ходите на развивающие занятия, площадки, в гости, а также приглашайте друзей с детьми в свой дом.

Важно научить кроху быть радушным и уважать порядок в чужой семье. Знакомьте его со сверстниками и показывайте, что это отличные ребята и не стоит их бояться.

Убедите малыша, что с ним играть интересно и увлекательно, учите его стойкости в тех или иных ситуациях.

Если человек с самого детства будет спокойным, уверенным и общительным, он легко войдёт в любой коллектив.

Помогите вашему ребёнку сделать первый шаг навстречу крепкой дружбе

Что не стоит делать, если есть страхи у ребёнка

  1. Не делайте акцент на существующей проблеме.
  2. Не произносите «диагноз» малыша вслух.
  3. Не обсуждайте сложившуюся ситуацию с другими, чтобы не травмировать ребёнка.
  4. Не заставляйте насильно с кем-то дружить, не навязывайте общение.
  5. Защитите дитя от обидных прозвищ и каких-либо ярлыков, ведь от них избавится довольно трудно.
  6. Отзывайтесь о других детях как добрых и милых.

Советы психологов и мнение Комаровского

Специалисты обращают внимание, что у мам и пап разный подход к детским страхам. Женщины реагируют более серьёзно на эту проблему, а мужчины проще: в одном случае они считают нужным поддержать малыша, а в другом — пристыдить. Именно поэтому психологам часто приходится работать именно с родителями (обычно матерями и бабушками), указывая на их ошибки в воспитании и поведении.

Не приходится работать со страхами тем родителям, которые не имеют привычку учить детей боятся, и которые не подкрепляют трусливое поведение детей.

Энциклопедия практической психологии «Психологос»

http://lib.komarovskiy.net/rabota-so-straxami-u-detej.html

Самый простой способ преодолеть боязнь — отвлечь ребёнка, переключить его внимание на второстепенную проблему. Попробуйте попросить малыша нарисовать свои страхи, проиграть ситуацию с родителями. Дети могут сами справиться с проблемой, важно подсказать им, как это сделать.

Основной приём в работе со страхами у детей — это снятие у ребёнка страха перед страхом.

… Формулировки: «Страх — это не страшно», «Бояться — нормально, боятся все, бояться не стыдно», «Страх нам помогает, страх заботится о нас», «Свой страх нужно принять» — все эти внешне разнообразные внушения имеют одну внутреннюю задачу: спокойное без страха отношение ребёнка к тем психофизиологическим процессам, которые принято называть страхом.

Энциклопедия практической психологии «Психологос»

http://lib.komarovskiy.net/rabota-so-straxami-u-detej.html

Детские страхи — нормальное явление, но роль родителей очень важна в решении этой проблемы. Помогите ребёнку справиться, поддержите его, поговорите с ним и постарайтесь постепенно избавить от боязни.

Окружите маленького человека теплом, заботой и любовью. Поработайте над собой, посмотрите на себя со стороны, ведь дети полностью копируют взрослых. Расскажите, как сами справляетесь со страхами.

Если самостоятельно решить проблему не получается, обратитесь к детскому психологу.

  • Мария Циренова
  • Распечатать

Источник: https://pediatriya.info/rebenok-boitsya-detey/

Детские страхи: классификация, причины и первая помощь

Детские страхи: чего боятся дети в возрасте от 1 до 3 лет?

А-а-а!!! Боюсь!!! — наверняка вы не раз слышали эту фразу от своего сына или дочери.

Детские страхи… Сколько уже статей и книг про это написано. Сколько исследований проводится психологами, медиками, священниками, социологами и даже философами!

Страх — это древнее чувство, уходящее в глубину веков, еще на заре колыбели человечества. Это базовая эмоция выживания, мобилизующая силы организма перед возможной или реальной опасностью.

Антипод страха — это чувство безопасности, которое с момента развития крохи в утробе матери и в течение всей жизни является особо значимым фактором.

Почему один ребенок боится, а другой — нет? Откуда появляется страх? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять особенности детской психики.

Причин возникновения страха много, условно я бы разделила их на 4 вида:

1. Страхи, обусловленные становлением и развитием психики, или возрастные страхи, присущие каждому из нас

Они возникают в определенные периоды, периодически повторяются и, если обстановка в семье благоприятная, со временем бесследно проходят.

Например, в 0-2 мес. новорожденные и младенцы обладают повышенной сензитивностью, боятся резких звуков, резкого перемещения в пространстве.

В 3-6 мес. малыши могут испугаться редко приходящих родственников, их усов, бороды, очков (особенно если кроха их не видел у папы), больших предметов, высоты.

В 7-8 месяцев ребенок сильно тревожится, если мамы нет рядом, отказывается идти на ручки к другим. Если в это время и до 2 лет малыш НЕ переживал острую разлуку с мамой, госпитализацию, болезненное лечение — страх проходит.

Обусловлено тем, что у малыша изначально идет осознание своей неразрывной симбиотической связи с мамой. И оказаться без нее — значит, потерять часть себя, даже погибнуть.

Психологическое отделение (сепарация) у ребенка наступает между 1 и 2 годами: он понимает, что мама существует отдельно от него, но она никуда не исчезает.

Наступает первый этап взросления, кроха начинает спокойно отпускать маму от себя.

Мамы часто жалуются:

«Сыну 1,5 года, никуда не могу без него уйти, даже, пардон, в туалет. Громко плачет, если попытаюсь улизнуть. Так и ходим везде вдвоем! Я уже думаю, что это ненормально».

«Пробовала оставить своего годовасика на бабушку, пока сбегаю по делам. Меня не было около часа, вернулась — в доме дикий ор, как прильнул он ко мне, трясясь от плача, мне самой хотелось рыдать. С тех пор зареклась так делать. Жалко ребеныша!»

В таких случаях форсировать расставание не рекомендуется, чтобы не усилить беспокойство. Спокойный малыш гораздо быстрее будет готов проводить маму, чем тот, который на этом уже обжегся и получил отрицательные эмоции.

А что делать, если кроха уже боится, а маме нужно периодически отлучаться?

Cуществует мягкий метод десенсибилизации, суть которой в том, чтобы приучать малыша к коротким расставаниям (например, вы отбегаете в соседнюю комнату и тут же прибегаете) не дольше 30 секунд… 1 минуты… 2… 3… 5… 10… 20… 30 минут и т.д. Причем переход к следующему временному промежутку должен быть только тогда, когда освоен предыдущий в спокойном состоянии малыша.

В 2 года многие дети продолжают оставаться чувствительными к громким и неожиданным звукам, к боли, высоте, одиночеству. Они начинают бояться темноты, как спутника одиночества.

Причину новых страхов — темноты и одиночества можно связать с завершающим этапом сепарации. У кого-то этот процесс проходит незаметно (ребенок сам справляется, опираясь на доверие родителям и чувствуя себя безопасно), а у кого-то всплесками (то боится, то нет) и постепенно проходит.

Если нет предыдущего положительного опыта, двухлетка может испугаться животных, даже если перед ним просто дружелюбная собака, отказаться ехать в транспорте. Расширение взаимодействия с окружающим миром на фоне ощущения безопасности помогает таким детям преодолевать испуг и получать новый положительный опыт.

Есть исследования, показывающие, что малыши, путешествующие с родителями, гораздо легче привыкают к новым впечатлениям и меньше боятся, чем те, кто редко покидает свой дом, ограничиваясь детской площадкой.

В 3 года у ребенка возникает страх оказаться отверженным, получить наказание в семье (и в садике, если он начал его посещать).

Во время пребывания в новой группе может возникнуть страх перед сверстниками, особенно, когда есть сопутствующие проблемы (невнятная речь, гиперактивность, физический недостаток и др.).

В такой период на фоне усиления этих страхов могут вылезти сопутствующие проблемы (заикание, энурез, тики).

С 3 до 5 лет многие дети боятся Бабу Ягу, Кощея, воображаемых чудовищ. Они продолжают бояться боли, неожиданных звуков, воды, транспорта, одиночества, темноты и замкнутого пространства, особенно если в семье напряженная обстановка и дети не могут психологически чувствовать себя в безопасности.

В 6 лет иногда появляется страх смерти как своей, так и родителей.

В 7-8 лет прежние страхи постепенно рассеиваются, но появляются новые, обусловленные школьным социумом: боязнь опоздать, оказаться изгоем в классе, получить плохую оценку или выговор от учителя и родителей, подвергнуться насмешкам от одноклассников.

В подростковом возрасте (10-12, 12-16 лет) страхи чаще связаны с идентификацией себя как личности, оценкой своей привлекательности, значимости в глазах сверстников, своих возможностей проявить себя в каком-то деле.

В этом периоде родители хотя и отходят на второй план, но подросток продолжает остро нуждаться в их поддержке, даже если не признается в этом. Если нет понимания в семье — страхи усиливаются (вспомним значимость чувства безопасности).

Подросток ощущает себя никчемным, бессильным или невостребованным — так возрастает личностная тревога, приводящая либо к отгораживанию себя от мира, либо к девиантному (отклоняющемуся от нормы) поведению, цель которой чаще всего — доказать себе, а потом и остальным, что ты крут, ничего и никого не боишься. Все это — защитный механизм, позволяющий ощутить свою мнимую безопасность.

2. Страхи, в основе которых лежат особенности личности ребенка и общего его самочувствия

Возбудимые, ранимые, чуткие и впечатлительные дети, а также те, кто ослаблен физически, — все они легче поддаются вышеперечисленным страхам, поэтому родителям крайне важно это учитывать.

Именно здесь лежит ответ на вопрос, почему в одинаковой ситуации один ребенок не боится, а другой — просто трясется от страха. Здесь сложились воедино такие пазлы, как личность ребенка, его темперамент, устойчивость и сила нервной системы, имеющийся у него багаж знаний и прошлый опыт.

3. Страхи, обусловленные семейной обстановкой, социумом и обществом

Это социальные страхи, которые могут повлиять на восприятии ребенка самого себя в контексте семьи, садика, школы и других общественных институтов.

Это сфера влияния на ребенка родителями, воспитателями, учителями и другими значимыми для ребенка взрослыми. Именно от них малыш считывает информацию, каков он, нужно бояться кого-то или чего-то, или нет.

Например, 3-летка весело карабкается на высокую горку: он готов бесстрашно съехать с нее! Но вот он глядит на встревоженную мать и уверенности — как не бывало. Позже в похожей ситуации он просто отказывается лезть на перекладину. Сработала ассоциация: горка = тревога матери = страх высоты.

К заболевшему перепуганному малышу однажды приехала скорая и сделала укол. С этого момента он возненавидел всех в белом халате, а при виде иглы орал от страха. Ассоциация: белый халат = боль. А поскольку каждый раз боль была ужасная (что не удивительно, так как сопротивляющемуся ребенку трудно сделать мягкий укольчик), он решил, что всегда будет драться.

В одной семье 4-летняя девочка очень любила выступать перед родными и петь песенки. Но стоило ей выйти из дома, как она становилась робкой.

Маму это очень беспокоило, и она всячески пыталась научить дочку не бояться здороваться с ее знакомыми, улыбнуться им, ответить на простейшие вопросы, типа «Как тебя зовут?» Дома дочка соглашалась, а на улице пряталась за спину матери.

На вопросы собеседников, почему прячется такая милая девчушка, мама отвечала смущенно: «Ой, а вы знаете, она у меня дикарка, всех стесняется. Просто ума не приложу, что это на нее находит!» И девочка поверила в свою стеснительность.

Позже это переросло в страх отвечать на уроках стоя или у доски. Она боялась начинать контакт со сверстниками. Прежде открытая и веселая девочка превратилась в замкнутого подростка со множеством фобий.

Как быть с такими страхами?

Прежде всего, родителям нужно научиться контролировать свои эмоции и речь.

Детям раннего и среднего дошкольного возраста не доступны сложные логические операции, они видят себя такими, какими их видят родители: робкими, испуганными, ничего не умеющими делать, не знающими.

А ведь ребенок-то уже многое освоил! Но почему-то это не признается, подвергается сомнению — так рождаются страхи.

Страх перед врачами и уколами имеет несколько причин. Чаще всего это — элементарная безграмотность и удивительная близорукость родителей.

Посмотрите на реплики, что в реальности там звучит.

Угроза:
«А ну марш спать! Иначе приедет тетя и сделает тебе та-а-акой укол!» (как вариант «заберет тебя в больницу, если не будешь слушаться»).
«Сил моих нет! (хватается за сердце) Лягу в больницу, вот будешь знать, как злить маму…»

Обман:
«Да ты не бойся, тут тебя комарик кольнет, это не больно совсем!» (а на деле — боль, испуг и горькая мысль: «ой… разве можно после этого доверять маме?»).

Пренебрежение чувствами ребенка:
«Эх ты, плакса-вакса! Какой же из тебя мужчина! Сразу ныть…!» (а ведь ребенок хочет, чтобы с ним разделили его боль и страх: так как на своем маленьком жизненном опыте он уже убедился, что привлечь внимание родителей другим способом, кроме нытья, не удается).

Страх перед врачами и процедурами можно снять с помощью игровых ситуаций с куклами-мишками-зайчиками и машинками.

Купите ребенку детский набор «чемоданчик врача», расскажите, что делает врач, зачем ему те или иные инструменты и предложите побыть в роли доктора и пациента. Меняйтесь ролями.

Подберите соответствующую детскую литературу (стихи, сказки, рассказы, песенки) о врачах и о том, как ему важно оказать помощь, спасти жизнь.

Когда предстоят неприятные процедуры — ребенку станет легче, если рассказать ему о них, честно предупредить «будет немножко неприятно, ты потерпи чуток, я буду рядом, подую тебе, подержу на ручках» и т.д. Обман недопустим.

4. Страхи, основанные на травматическом опыте ребенка или невротические страхи

Они являются наиболее сильными, трудно искоренимыми. Если не оказать такому ребенку вовремя помощь, ситуация может осложниться вплоть до распада личности.

Так, переживший какую-то трагедию или насилие, ребенок пронесет это воспоминание через всю жизнь. Если этот момент совпал по времени с каким-то возрастным страхом, или ребенок сам по себе очень ранимый, или нет доверия родителям, действие страха усиливается.

В этом случае может искажаться восприятие себя как цельной самодостаточной личности, проявляться не свойственные ребенку различные стереотипы поведения (моторные, вокальные тики, энкопрез, энурез и др.).

В более тяжелых случаях, когда страх превышает возможности организма, ребенок может утратить связь с реальностью. 

Как родителям отличить настоящий страх от попыток манипуляции взрослыми?

Есть дети, которые симулируют страхи в надежде избежать чего-то или кого-то. Здесь можно понять по поведению ребенка.

Страх сам по себе — это достаточно сильная эмоция, тело ребенка хорошо отражает его чувства: оно зажато, скованно, у него заметен «стеклянный взгляд», онемение (словно парализовало страхом) либо же можно наблюдать бегство от источника опасности, пронзительный крик, беспорядочные хватательные движения.

Симулирующий страх ребенок себя выдает непроизвольными, порой лишними, движениями. Например, говоря неправду, он отводит глаза, прячет руки или прикрывает ими рот. Эмоции страха неяркие, подчеркивается причина: «Я боюсь…, и я хочу/не хочу…»

Например, мама просит 5-летнюю дочку подмести пол. Дочка пожимает плечами и говорит: «Я боюсь подметать, тут паутина!» А сама с подружкой залезла в пыльный сарай, чтобы вытащить оттуда давно забытую коляску для куклы.

Тем не менее, когда ребенок говорит, что он чего-то боится, первое, что нужно сделать — это поверить ему и поддержать его, помочь ему справиться со своей эмоцией. И понаблюдать за его поведением, чтобы установить причину. Потом уже делать выводы о мнимом или реальном страхе.

Чтобы ребенка не одолевали страхи — окружите его безусловной любовью, обеспечьте ему безопасность и защищенность как физическую, так и психологическую. О последней многие родители почему-то забывают…

Лишь уверенный в себе малыш, доверяющий родителям, способен преодолеть любые страхи!

Дорогие родители, пожалуйста, поделитесь в комментарии, помогла ли вам статья про детские страхи?  С какими страхами ребенка вы уже сталкивались? Что делали для их преодоления?

Источник: https://detpsycholog.ru/detskie-straxi-klassifikaciya-prichiny-i-pervaya-pomoshh/

Страхи у детей. Почему ребенок до 3-х лет боится?

Детские страхи: чего боятся дети в возрасте от 1 до 3 лет?

Про тревогу говорят еще, что это не локализованный, не оформившийся страх.

Если любой человек находится все время в состоянии тревоги, то ему становятся свойственны: повышенная бесцельная активность (лишь бы чем-нибудь себя занять), непоследовательность в поступках, непереносимость ожидания, или, наоборот, топтание на одном месте, медлительность, инертность, «лучше ничего не делать, а то вдруг что случиться»  — это девиз такого состояния.

Детям, как и всем остальным людям, свойственно иногда чего-нибудь бояться. Причем существуют возрастные страхи, т.е. те страхи, которые переживают все люди на определенном возрастном этапе, что связано с различными этапами становления личности человека.

Страхи детей первого года жизни

Повышенное беспокойство у младенцев возникает чаще всего из-за неудовлетворения жизненно важных физиологических потребностей (сон, еда, активность, тепло, освобождения кишечника).

В первом полугодии жизни главным условием отсутствия беспокойства является привычность, благоприятность и постоянство окружающей социальной среды, т.е. телесный контакт с мамой, своевременное удовлетворение потребностей, четкий режим.

Во втором полугодии жизни увеличивается беспокойство при уходе матери, и появляется страх незнакомых, чужих,  необычных лиц. Это объясняется тем, что у ребенка существует эмоциональный контакт с матерью, и появляется способность отличать ее от других, формируется избирательность отношений.

Ребенок в этом возрасте остро переживает отсутствие матери, и если она отлучается на длительное время, то ребенок все это время находиться в состоянии ожидания, то есть, в постоянном состоянии тревоги. Страх незнакомых вытекает из предыдущего, ведь чужой — это не мама, да и ребенок еще не может поделиться мамой с кем-то другим и остро реагирует на переключение внимания мамы на чужого.

Страхи детей 1-3 лет

Ранний возраст характеризуется повышением самостоятельности ребенка, ведь он начинает ходить, самостоятельно изучать окружающий мир, начинает говорить и осваивает навыки опрятности.

Уменьшается беспокойство при отсутствии матери, и практически исчезает боязнь чужих. Ребенок взрослеет и уже осознает, что мама принадлежит только ему, и никуда она не денется, даже если будет общаться с кем-то еще.

У ребенка повышается чувствительность к эмоциональной обстановке в семье, ему легко передается беспокойство взрослых, и это часто проявляется в виде истерик, криков, повышенной привязанности к маме.

К двум годам происходит осознание собственной личности. В плане общения ребенок сосредоточен полностью на взрослых, сверстники его еще мало интересуют. Для ребенка в этом возрасте очень важна стабильность, ритуалы, поэтому ему свойственна некоторая педантичность, которая выполняет роль стабилизирующего фактора.

Малыш в этом возрасте очень ориентирован на эмоции родителей, и если они постоянно его чрезмерно опекают, ограждают от всего на свете («не упади», «не подходи», «упадешь» и т.п.), то ребенок начинает всего бояться, становится «маминым хвостиком».

В результате период «отлепления» от мамы может затянуться. И очень часто он усугубляется тем, что родители начинают стыдить ребенка, пытаться его оттолкнуть («что ты все время за мной ходишь?», «иди сам поиграй!»).

В результате такого поведения родителей страх потерять маму еще больше усугубляется. Но это тема требует отдельной статьи, поэтому подробно мы  ее здесь разбирать не будем.

Также появляются страхи сказочных персонажей, особенно негативных. Это связанно с тем, что в этом возрасте резко увеличивается количество запретов (ребенок начинает ходить, бегать, активно изучать окружающий мир, часто не совсем приемлемыми для родителей способами), поэтому он сталкивается с негативными реакциями взрослых, что ему, естественно, не особо нравится.

Переживания ребенка, связанные с этой ситуацией, выплескиваются в страхи, кошмары, в которых главную роль играет негативный персонаж, олицетворяющий для ребенка, например, «строгую, наказывающую маму». Таким персонажем может быть Баба-Яга или Серый Волк, Лиса.

Помочь ребенку пережить этот период может адекватная оценка родителями деятельности ребенка. Очень важен в этом возрасте безоценочный подход, т.е. важно подчеркивать безусловность любви родителей, независимо от поступков ребенка; говорить не о личности ребенка в целом, а о конкретном поступке.

Продолжение темы:

Страхи детей  от 3 до 7  лет

Источник: http://detologiya.ru/strahi-0-3-goda/

Детские страхи от 1 года до 3 лет и способы борьбы с ними

Детские страхи: чего боятся дети в возрасте от 1 до 3 лет?

К одному году ребенок начинает адаптироваться к окружающему его миру. И если совсем недавно он кушал и спал по расписанию, капризничал потому, что у него что-то болит, то теперь маленький человек уже узнает своих родственников, может самостоятельно передвигаться и реагировать по своему на определенные ситуации.

  • Основные причины детских страхов
  • Что нельзя делать, когда ребенок боится
  • Как избавиться от страхов, преследующих вашего малыша

Перечислим основные причины страхов ребенка от года до трех лет. Среди них такие, как:

Рассмотрим каждую причину более подробно.

1. Неблагоприятная обстановка в семье

Еще долго после рождения, связь ребенка с мамой остается прочной. Только теперь это проявляется больше на эмоциональном уровне. В счастливой и дружной семье малыш растет веселым и энергичным.

Взрослые стараются улавливать все изменения в настроении ребенка, успокаивать его или отвлекать от ненужных мыслей.

Если же в семье постоянно вспыхивают ссоры и конфликты, родителям просто некогда вникать в переживания маленького человека.

Ничего не понимая в сложных отношениях старших, но остро реагируя на них, он начинает копировать поведение мамы. Малыш пребывает в постоянном стрессе и подсознательно боится очередной ссоры родителей. Вид плачущей и расстроенной мамы для ребенка настоящее горе.

Не зная, что делать в этой ситуации, не имея возможности помочь и защитить, он просто замыкается в себе. Обида и боль наслаиваются друг на друга и ложатся неподъемным грузом на детскую душу. Ребенок подсознательно с ужасом ждет очередной ссоры, боится ее и начинает вздрагивать от любого громкого звука.

Находясь в подавленном состоянии, ребенок становится раздражительным, слезливым и непослушным. Он по-своему старается отомстить за свои обиды.

Совет: Не устраивайте скандалов в присутствии детей. Если это невозможно, выйдите в другую комнату и разговаривайте на полутонах. Сдерживайте негативные порывы. Мамы, понятно, что вам больно и обидно, но постарайтесь выплеснуть эмоции ночью в подушку. Не травмируйте своими слезами сердечко маленького человека, любящего вас безмерно.

2. Перенесенная травма или испуг

Никто из родителей не может уберечь ребенка от падений, ожогов или укусов пчелы. Нужно предупреждать малыша, рассказывать ему о том, что если он не будет осторожен, то ему будет очень больно. Но полностью оградить от травм невозможно.

Однажды укушенный пчелой, малыш еще долго будет помнить этот случай. Переживания и страх быть снова укушенным могут на какое-то время вытеснить из его головки красивых пчелок из красочной книжки. Теперь для него это страшные монстры, которые подстерегают его за каждым углом.

Распознать этот страх просто – ребенок будет постоянно говорить об этом в поисках утешения.

Разбитая коленка тоже может стать страхом в будущем. Годовалые малыши, которые только научились ходить, больно ударившись при падении, могут надолго отказаться от вертикального передвижения. Им удобнее будет ползать, так не больно и не страшно.

Совет: Посадите малыша на ручки и всеми доступными способами спокойным голосом объясните, что будет, если он упадет или его укусит пчела. А если уж беда случилась, не паникуйте сами, ваша реакция еще больше усугубит напряженную обстановку. Спокойно, без истерик, сделайте все необходимые процедуры с ранкой или укусом, обнимите ребенка и приласкайте.

Старайтесь не напугать его еще больше. Найдите картинку в книжке со смешными пчелками или мальчиком, которому мажут разбитую коленку йодом, посмейтесь над этой ситуацией вместе.

Еще раз расскажите малышу о том, что мама заботится о нем и любит его и поэтому просит слушаться и не баловаться.

Ребенок быстро поймет, что бояться не стоит ничего, мама всегда будет рядом, нужно только прислушиваться к ее советам и просьбам.

3. Запугивание детей родителями

Пытаясь добиться от ребенка послушания, мамы и папы бессознательно пугают его, например, «козой», которая придет и съест ребенка, если он не будет кушать кашу. Сколько их, таких «страшилок»: Злой серый волк, Баба Яга, Бабай.

Если бы все это было реальностью, и взрослому стало бы страшно. А ведь маленький человек еще не понимает грань между вымыслом и правдой. Он принимает все за «чистую монету».

Взрослые, получив от ребенка нужный результат, тут же забывают о том, что пугали его страшными персонажами. А в памяти ребенка этот образ обрастает все более жуткими подробностями.

Если Коза, то обязательно с огромными рогами и сверкающими глазами, если Бабай, то грязный, лохматый и вонючий. И как, скажите, ожидая каждую минуту появления этих страшных существ, можно не бояться?

И если среди белого дня родители находятся рядом и смогут его защитить, то ночью, когда темно, мама с папой просто не увидят приближающийся кошмар и Бабай обязательно найдет малыша в его кроватке и заберет. Это образ мыслей ребенка. Так стоит ли из-за не съеденной каши так травмировать детскую психику?

Совет: Не пугайте своих детей вымышленными, сказочными или другими персонажами. Вы уже забыли, а ребенок все еще боится. И с каждым разом все больше и больше.

До того, как он станет понимать, что Бабы Яги нет, пройдет много времени, а жить в постоянном страхе невозможно даже взрослому.

Лучше пообещать малышу почитать с ним любимую книжку или посмотреть мультики, если он согласится съесть кашу или выполнить какую-либо другую просьбу.

4. Запреты старших по любому поводу

Здесь можно поделить родителей на две категории:

Слишком занятые своими проблемами.
Быстро развивающемуся в эмоциональном и физическом плане малышу в этом возрасте необходимо максимум информации обо всем и всех. Он самостоятельно пытается познать мир, но каждый раз попадает в неприятные ситуации.

И родителям, которым вечно некогда, проще ставить запреты и наказывать, чем объяснить и показать ребенку, что может случиться с ним в результате его исследований мира. Боясь наказания, малыш начинает хитрить и изворачиваться, но тогда ситуация становится и вовсе тупиковой.

Растерянность и отчаяние порождают страх быть наказанным за все.

Чересчур заботливые родители.
Эта категория старших родственников, напротив, старается во всем предостеречь ребенка.

Следуя за ним по пятам, старшие буквально выхватывают из рук малыша предметы, которые считают неподходящими для его игр. Если ребенок оступился, мама подхватывает его на руки и с испугом осматривает возможные повреждения. Такое поведение пугает ребенка.

Ведь если старшие так реагируют на такие мелочи, значит это очень опасно, а, следовательно, бояться нужно всего.

Совет: Дайте ребенку возможность самостоятельно исследовать мир. Не охайте и не ахайте вокруг него. Но внимательно наблюдайте за всеми передвижениями и действиями.

Если малыш взял в руки что-то острое, объясните, что ему будет очень больно, если он порежется или уколется. Аккуратно возьмите из его рук опасный предмет, продемонстрируйте, как все может произойти, и уберите подальше.

Старайтесь следить за каждым шагом ребенка, при этом, не вмешиваясь и не пугая его.

5. Обсуждения старшими родственниками страшных событий

Зачастую взрослые, увлеченные каким-то разговором, просто не замечают, что малыш сидит рядом и внимательно слушает их. Конечно, годовалые дети мало что поймут из всего сказанного, но тревожные интонации в разговоре и, тем более слезы, напугают ребенка очень. Что уж говорить, о малыше, которому три годика, и он уже начинает осознавать, что мама плачет не просто так, а когда ей больно.

А когда плачут все вокруг – значит случилось что-то очень страшное. И ребенок начинает бояться неизведанного, о котором говорят все – «смерть», «авария», «война». Не понимая значения этих слов и, видя, что взрослые так тяжело реагируют на них, малыш пугается еще больше. Теперь еще долгое время, когда в доме будут собираться люди, ребенок подсознательно будет ждать слез и неприятностей.

Совет: Здесь двух мнений быть не должно. Жизнь предполагает, что неприятности могут случаться в любой семье. Оградите малыша от вида несчастья и ваших переживаний по этому поводу.

6. Слишком эмоциональная оценка проступков ребенка

Рассказывать об этом можно бесконечно долго, лучше привести пример из жизни:

— Ребенок, в поисках развлечений, путешествуя по комнате, находит на столе косметичку мамы и достает из нее острые щипчики для ногтей. Полностью поглощенный созерцанием находки, малыш не видит и не слышит ничего вокруг.

Как вдруг из кухни появляется мама, которая видит эту картину и издает душераздирающий крик: «Брось немедленно»! Благие намерения родительницы в этой ситуации понятны, она испугалась, что ребенок порежется, уколется или уронит их острием на свою ножку. Но от такого крика вздрогнули все, кто находился в квартире.

Что уж говорить о малыше, которого этот возглас сначала вырвал из своих мыслей, а потом напугал до слез. Первые несколько секунд ребенок стоит с растерянным видом, пытаясь осмыслить ситуацию и оценить степень своей вины, а потом начинает плакать и кричать от испуга. Результат не заставит себя долго ждать.

Еще один такой момент и малыш начнет заходиться в плаче или вздрагивать при каждом громком звуке.

Совет: Никогда не выражайте свои эмоции криком, не повышайте интонации. Старайтесь забрать у ребенка ненужный предмет спокойно, без эмоций. Если малыш залез на высокий стул, разговаривая тихо и мирно подойдите к нему и опустите его на пол, объясните почему так делать нельзя.

7. Недопонимание в среде сверстников

Общаясь в яслях или на детской площадке со сверстниками, каждый ребенок ведет себя так, как привык дома. Воспитанному и коммуникабельному малышу будет просто найти общий язык с другими детьми. Но дети не идеальны, у них, как и у взрослых, есть свои привычки и недостатки:

  • Эгоистичный и грубый малыш встретит отрицание его авторитета в среде себе подобных. Это будет для него настоящим ударом и, если не заметить это сразу, и не объяснить ребенку причину такой реакции друзей, то, настаивая на своем, он станет изгоем в этом обществе;
  • Тихоня, который мирно сидит в углу песочницы и играет, у подвижных и озорных сверстников может стать объектом для обид.

Каждый ребенок, как существо социальное, боится быть не принятым в обществе своих ровесников. Его тяготит возникшее непонимание или нежелание играть с ним у других детей. Он еще не может найти истинной причины такой реакции окружающих и, если мама с папой не помогут, будет бояться появляться в кругу детей.

Совет: С самого раннего возраста ребенок должен общаться с другими детьми. Нельзя растить его в одиночестве.

Почаще гуляйте с малышом там, где есть его сверстники, старайтесь понять причины конфликтов между детьми, регулируйте их отношения, не наседая и не настаивая.

Объясняйте, что он был не прав, разговаривайте о том, как плохо вел себя крикливый мальчик и, как это не красиво. Старайтесь растить из ребенка коммуникабельного и доброго человека.

8. Самый страшный страх

Самый страшный страх, как, по мнению психологов, так и согласно оценкам родителей, у детей возникает с наступлением темноты. К нам это явление пришло из глубины веков. Наши предки, жившие в пещерах, днем могли защитить себя от хищных зверей, а ночью перевес был на стороне плотоядных.

Конечно же, никто ночью ребенка не съест. Но именно в темноте в сознании малыша всплывает все то, чего он так боится.

Картинки страшных героев начинают трансформироваться в еще более ужасные образы, отчаяние от того, что утром повздорил с лучшим другом нарастает, а пчела, укусившая недавно, видится чудовищем, которое прячется в шкафу и вот-вот выскочит и укусит еще больнее. Не имея возможности поделиться этими видениями со взрослыми, ребенок впадает в истерику.

Совет: Укладывая спать малыша, читайте ему на ночь добрые и спокойные сказки, прилягте или присядьте с ним рядышком, возьмите за ручку или сделайте легкий массажик.

Не оставляйте ребенка одного, старайтесь всячески показать ему, что вы рядом и всегда сможете его защитить.

Ежесекундно в течении всей его жизни доказывайте, что рядом с ним те люди, которые смогут оградить его от любых несчастий.

Что нельзя делать, когда ребенок боится

Список этих табу невелик, но его нужно знать:

  • не ругать и не наказывать малыша, который чего-то боится;
  • не высмеивать причину его страхов и его самого;
  • не давать ребенку смотреть страшные фильмы, страшные мультики и страшное аниме.

И, наконец, не в коем случае, не оставлять ребенка один на один с его страхом. Некоторые говорят «клин клином вышибает» и оставляют ребенка, вопящего от ужаса одного в темной комнате. Этим методом можно добиться только нервного срыва малыша, но никак не избавить его от страха темноты.

Есть несколько действенных методов, как можно избавить малыша от его страхов:

  • Самое главное, чтобы ребенок знал, что во всех сложных ситуациях он может обратиться к родителям. Любая его проблема должна быть услышана и решена. Тогда он не замкнется в себе и не станет копить негативное напряжение, а придет к вам за объяснениями и советом.
  • Если не удается разговорами и увещеваниями избавить ребенка от чувства страха, «назначьте» его «защитником» любимую игрушку. Объясните, что когда вас нет рядом, этот персонаж обязательно прогонит страшную Бабу Ягу или Бабая, поможет помириться с другом или защитит от пчел.
  • Разговаривайте с малышом, объясняйте на простых примерах, что его страх – это совсем не правда, что взрослые или старшие дети в семье не боятся того, чего боится он. Рано или поздно, ребенок задумается над этим и начнет понимать, что его фантазии просто не существуют.
  • Посмотрите с малышом мультик «Крошка енот». Там маленький енот очень боялся своего отражения в пруду. А потом оказалось, что бояться-то и нечего. Обсудите мультик, посмейтесь над глупышом вместе
  • Вместе с ребенком попытайтесь изобразить его страх на рисунке или из пластилина. А потом уничтожьте это изображение.

Любите своего малыша и слушайте. Пусть он растет в обстановке понимания и спокойствия. Вникайте в его проблемы, ведь все, что он пытается сказать, действительно важно. Решайте вместе его проблемы, играйте с ним, читайте и будьте рядом в любую свободную минуту.

Но помните, если вы сами не можете найти причину страха ребенка, если его охватывает паника, которая ничем не обоснована и приступы повторяются часто, обратитесь к доктору. Пусть это окажется напрасным визитом, но вы будете уверены, что с психикой ребенка все в порядке.

Источник: https://detki.today/detskie-strahi-rebenka-ot-1-goda-do-3-let-i-sposobyi-borbyi-s-nimi.html

Хиликон
Добавить комментарий