Физиологические показатели здорового ребенка

Содержание
  1. I. Возрастные нормы важнейших физиологических и лабораторных показателей
  2.  Возрастные показатели частоты дыхания у детей (сводные данные)
  3.  Возрастные показатели частоты сердечных сокращений у детей (сводные данные)
  4. Здоровье, норма – что это такое? Здоровье в гармонии
  5. Понятие «норма» что значит
  6. Оценка здоровье ребенка
  7. Критерии для оценки здоровье ребенка
  8. J =количество заболевших родственников делится на общее количество родственников, входящих в родословную
  9. Группы здоровья
  10. Здоровье ребенка видео
  11. Основные показатели здоровья детей и подростков
  12. Здоровье матери и ребенка-2016: основные показатели
  13. Адаптационные возможности детей как показатель уровня здоровья
  14. Что является основными показателями физического здоровья детей и подростков
  15. Показатели комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков
  16. Показатели психологического здоровья ребенка и его нарушения
  17. Новорожденный: физические показатели, уход
  18. Оценка по шкале Апгар
  19. Уход за новорожденным
  20. Грудное вскармливание
  21. Физиология новорожденного: особенности грудничка
  22. Поведение здорового доношенного младенца
  23. Физиология новорожденного. Показатели здоровья
  24. Процесс мочеиспускания и опорожнения кишечника новорожденного
  25. Как набирает вес доношенный новорожденный?

I. Возрастные нормы важнейших физиологических и лабораторных показателей

Физиологические показатели здорового ребенка

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

2 3 следующая →

Смотреть полностью

Возрастные показатели частоты дыхания у детей (сводные данные).Возрастные показатели частоты сердечных сокращений у детей (сводные данные).Возрастные показатели артериального давления у детей (в мм рт. ст.) (сводные данные).Возрастные показатели центрального венозного давления (в см. вод. ст.) (сводные данные).Объем циркулирующей крови у детей различного возраста (в мл/кг) (сводные данные).Возрастные показатели мочи у детей (сводные данные).Количество веществ выводимых с мочой на 1 кг массы тела в сутки (сводные данные).Основные показатели гемограммы у детей (сводные данные).Возрастные нормы показателей лейкоцитарной формулы (в %) (сводные данные).Основные биохимические показатели сыворотки крови у детей (все показатели приведены в единицах по системе СИ).Показания к фототерапии и операции заменного переливания крови при гемолитической болезни у новорожденных (по D.Levin, F.Morris, C.Moore, 1979).Основные показатели коагулограммы и их клиническая оценка.

 Возрастные показатели частоты дыхания у детей (сводные данные)

ВозрастЧастота дыхания (в мин)
Новорожденные40-60
2 нед. – 3 мес.40-45
4-6 мес.35-40
7-12 мес.30-35
2-3 года25-30
5-6 летоколо 25
10-12 лет20-22
14-15 лет18-20
Старше 15 лет15-16

 Возрастные показатели частоты сердечных сокращений у детей (сводные данные)

ВозрастЧСС (в мин.)ВозрастЧСС (в мин.)
Новорожденные120-1407 лет85-90
6 мес.130-1358 лет80-85
1 год120-1259 лет80-85
2 года110-11510 лет78-85
3 года105-11011 лет78-84
4 года100-10512 лет75-82
5 лет98-10013 лет72-80
6 лет90-9514 лет72-78

Возрастные показатели артериального давления у детей (в мм рт. ст.) (сводные данные).

ВозрастСистолическоеДиастолическоеПульсовоеСреднее
1 сут.60362450
5 сут.724032
10 сут.79433657
1 мес.834439
5 мес.904941
1 год95573872
3 года102584473
5 лет103604375
10 лет106604681
14-16 лет110704086
Взрослые120804095

Возрастные показатели центрального венозного давления (в см. вод. ст.) (сводные данные)

ВозрастЦВД
Новорожденные2,7-6,7
до 1 года2,7-6,7
2 года2,8-8,3
3 года2,8-8,3
4 года3,0-10,0
старше 4 лет3,0-10,0

Объем циркулирующей крови у детей различного возраста (в мл/кг) (сводные данные)

ВозрастОЦК
Недоношенные110-100
Доношенные100-90
1-4 года85-90
4-6 лет80-85
Школьники80-75
Взрослые65

Источник: https://gigabaza.ru/doc/6234.html

Здоровье, норма – что это такое? Здоровье в гармонии

Физиологические показатели здорового ребенка

Представление о болезни не может быть оторвано от понятия «здоровье»: Оба эти явления — и здоровье, и болезнь — представляют собой две формы жизнедеятельности организма.

В практической медицине для установления факта наличия болезни сравнивают различные параметры жизнедеятельности организма либо с таковыми при здоровом состоянии этого же человека, либо с усреднёнными нормативами здоровых людей.

Здоровье — состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

На состояние здоровья влияет, прежде всего, правильное питание. Очень важен полноценный завтрак. В качестве завтрака очень полезным будет Геркулес. Для укрепления здоровья ежегодно в осенне-весенний период необходимо проходить курс витаминотерапии.

Исходя из важной роли способности организма человека к биологической и социальной адаптации к условиям внешней и внутренней среды, нередко здоровье определяют как состояние оптимальной адаптированности человека к меняющимся условиям жизнедеятельности. Для повышения адаптированности организма нужно есть гречку. Гречка содержит осемнадцать незаменимых аминокислот, железо, кальций, калий.

Понятие «норма» что значит

При установлении факта состояния здоровья или болезни нередко прибегают к понятию «норма».

Норма — состояние оптимальной жизнедеятельности организма в конкретных условиях его существования.

Понятие «норма» часто используют как синоним здоровья («здоровье — нормальное состояние организма»).

И всё же понятие «норма» несколько шире понятия «здоровье».

Так, можно быть здоровым человеком, но отличаться от каких-либо общепринятых эталонов нормы (например, роста, массы или габаритов тела, характера общения с другими людьми, уровня интеллекта).

Оценка здоровье ребенка

Разработка критериев нормы жизнедеятельности и других параметров организма человека, определение их оптимального диапазона весьма важны для медицины.

Наличие таких критериев, и вообще раздела медицины «нормология», который наиболее близок по содержанию учебной дисциплине и научной специальности «физиология человека» существенно облегчило бы дифференцировку пограничных состояний, здоровья и болезни.

Критерии для оценки здоровье ребенка

Здоровье ребенка оценивается по шести критериям:

  1. генеалогический
  2. физическое развитие
  3. нервно-психическое развитие
  4. устойчивость к инфекционным заболеваниям
  5. функциональное состояние организма
  6. наличие хронических заболеваний или врожденных пороков развития. Данный критерий контролируется педиатрами

Генеалогический метод оценки здоровья ребенка основывается на сборе данных о заболеваниях в семье, в роду, с указанием типа родственных связей между членами родословной. В результате обследования выводится индекс наследственной отягощенности j. Он определяется по формуле:

J = количество заболевших родственников делится на общее количество родственников, входящих в родословную

Если индекс (j) больше 0,7, можно говорить о наследственной отягощенности и предрасположенности данного ребенка , например, к сосудистым или желудочно-кишечным заболеваниям.

Физическое развитие— это физическое состояние организма, которое обусловлено нормальным функционированием всех его органов и системы в целом. Это основной компонент здорового образа жизни.

Если все физиологические системы хорошо работают, то в целом и весь организм человека также функционирует, осуществляя саморегуляцию и развивается в нужном направлении.

На физическое развитие благоприятно влияет употребление в пищу мясных продуктов. Очень полезным является Корейка.

Нервно-психическое развитие — отображает становление разных отделов нервной системы в определенные периоды жизни.

Устойчивость к инфекционным заболеваниям определяется по количеству острых инфекционных заболеваний у детей на протяжении одного года жизни, что впоследствии позволяет знать как сбивать высокую температуру 2 летнему ребенку и в уже более зрелом возрасте, а так же быстрее справляться с любыми заболеваниями в общем.

Устойчивость считается:

  • высокой при кратности острых заболеваний 0-3 раза в год
  • сниженной при кратности острых заболеваний 4-7 раз в год
  • резко сниженной при кратности острых заболеваний 8 и более раз в год

К группе часто болеющих детей относятся:

1 год жизни — 4 острых заболеваний в год и более;

2-3 года жизни — 6 острых заболеваний в год и более.

Уровень функционального состояния организма определяется по анализам крови и показателям артериального давления, которое начинают измерять в трехлетнем возрасте. Оценивается также половое развитие ребенка — мальчиков с 11 лет, у девочек с 9 лет.

О наличии или отсутствии хронических заболеваний и врожденных пороках развития судят по записям специалистов в медицинской карте ребенка .

Анализ показателей по шести критериям позволяет отнести ребенка к одной из пяти групп состояния здоровья и получить от врача рекомендации по лечению, профилактике или оздоровлению ребенка. Стоит помнить, что с каждым годом у большинства детей снижается зрение. Поэтому крайне важно ежегодно посещать окулиста. Обязательной для гармоничного развития ребенка является рыба.

Группы здоровья

  • 1 группа — здоровые дети, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций;
  • 2 группа — здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям;
  • 3 группа — дети, больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма;
  • 4 группа — дети, больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма;
  • 5 группа — дети, больные хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма.

Здоровье ребенка видео

Источник: https://nawideti.info/zdorove-rebenka/zdorove-norma-ponyatiya-zdorovya-i-normy.html

Основные показатели здоровья детей и подростков

Физиологические показатели здорового ребенка

Физическое здоровье детей в настоящее время является одной из самых актуальных проблем во всем мире, что обусловлено в первую очередь значительными ухудшениями экологической обстановки.

Здоровье матери и ребенка-2016: основные показатели

Неокрепший организм, находящийся в процессе развития наиболее подвержен влиянию негативных факторов, а потому быстро и остро реагирует на каждый из них. Конечно, нельзя говорить о том, что на физическое здоровье оказывает влияние исключительно окружающая среда, в которой находится человек. Однако экологическая обстановка в большой степени отражается на его качестве.

Стоит учесть, что физические показатели здоровья ребенка зависят от целого комплекса экологических, социальных и биологических факторов.

Это и бытовые условия, и соблюдение гигиены, и сбалансированный рацион, и полноценный сон, и правильно составленный режим дня, и ежедневная достаточная двигательная активность.

Соблюдение всех перечисленных факторов способствует становлению физически развитой, здоровой личности, тогда как пренебрежение хотя бы одним из них влечет за собой отклонение от нормальных показателей и ухудшение самочувствия ребенка.

Основные показатели здоровья матери и ребенка в 2016 году должны повышаться – эта задача стоит в приоритете среди основных задач государственной политики.

Адаптационные возможности детей как показатель уровня здоровья

Что такое здоровье? С научной точки зрения это важнейший компонент, без которого немыслимо преуспевание человека, включающий в себя физическое, психологическое и социальное благополучие, отсутствие какого-то ни было дискомфорта, недомогания и болезней.

Нормальные показатели здоровья детей и подростков позволяют не только формирующейся личности успешно расти и развиваться, но и проявлять социальную активность, выполнять все возложенные функции и поручения. Из этого следует, что от состояния здоровья подрастающего поколения зависит успешность и процветание общества и государства, а также национальная безопасность страны.

Согласно статистике, основные показатели здоровья детей за последнее десятилетие снизились в несколько раз. Так, на сегодняшний день, около 30% учащихся начальных школ имеют те или иные отклонения в здоровье. Примерно 12% школьников имеют близорукость, у 17% выявлены нарушения осанки, у 40% нарушена острота зрения.

На данный момент врачи выделяют три основные составляющие здоровья: физическую, психологическую, поведенческую.

Физическая составляющая подразумевает развитие органов и систем организма, их состояние, функционирование, а также уровень роста.

Психологическая составляющая – психо-эмоциональное состояние, умственная деятельность, социальные потребности человека, адекватность поведения в социуме.

Поведенческая составляющая – проявление своего состояния, умение общаться, выражать эмоции, настроение, наличие жизненной позиции и желание приносить пользу обществу.

Адаптационные возможности детей как показатель уровня здоровья также рассматривается врачами-педиатрами на каждом этапе развития ребенка. Именно поэтому в различных детских учреждениях учитываются анатомо-физиологические особенности детей, их восприимчивость к тем или иным факторам, пониженная или повышенная сопротивляемость организма в определенные возрастные периоды.

Программа исследования зависит от возраста обследуемых. Так, при обследовании детей раннего и дошкольного возраста учитывается развитие моторики речи.

Что является основными показателями физического здоровья детей и подростков

Одним из важнейших показателей здоровья является физическое развитие детей и подростков. То, насколько развит ребенок, определяется на медицинских осмотрах, периодически проводимых в медицинских учреждениях или школах. Практически с рождения у каждого ребенка измеряется рост, масса тела, окружность грудной клетки.

Полученные результаты предоставляют возможность увидеть общую картину развития детского организма.

Кроме того, основными показателями физического здоровья детей являются состояния: зубов, слизистых оболочек глаз, полости рта, состояние кожных покровов, соответствие степени полового созревания с возрастом обследуемого, наличие/отсутствие жировых отложений.

При обследовании важны и функциональные показатели. Для этого измеряется жизненная емкость легких, мышечная сила рук, становая сила.

На показатели оценки здоровья детей и подростков влияют следующие факторы: наличие или отсутствие резко выраженных конституционных особенностей телосложения; результаты измерения и взвешивания; биологический возраст; нервно-психическое развитие.

В соответствии с полученными результатами определяется группа здоровья: 1, 2, 3, 4, 5.

1 группа – здоровые дети с нормальным развитием.

2 группа – здоровые дети, но с некоторыми функциональными отклонениями, а также со сниженной сопротивляемостью к острым и хроническим заболеваниям.

3 группа – дети с хроническими заболеваниями, но с сохраненными функциональными возможностями организма.

4 группа – дети с хроническими заболеваниями, со сниженными функциональными возможностями организма.

5 группа – дети с хроническими заболеваниями, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Те, кто относится к данной группе, не посещают детские учреждения и освобождены от массовых регулярных осмотров.

Показатели комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков

Показатели комплексной оценки состояния здоровья детей зависят от таких критериев, как наличие или отсутствие на момент обследования хронических заболеваний; состояние основных органов и систем (кровеносной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и т.д.); степень гармоничности физического и нервно-психического развития.

Показатели физического здоровья детей и подростков фиксируются педиатрами, участковыми врачами, либо медработниками дошкольных и школьных учреждений на плановых осмотрах.

Иными словами, сейчас на осмотре врачу недостаточно выявить наличие или отсутствие у ребенка каких-либо заболеваний.

Важно максимально расширить круг показателей, отвечающих за развитие биологических и социальных функций растущего организма, своевременно обнаружить начальные стадии отклонений и хронических заболеваний.

Показатели психологического здоровья ребенка и его нарушения

Физическое состояние здоровья детей и его показатели немыслимы без знаний о том, как функционирует нервная система ребенка, каково состояние зрения, слуха, развитие памяти, внимания, речи и мышления.

Физическое развитие как показатель здоровья детей должно дополняться сведениями о психологическом состоянии. Раннее выявление отклонений и направление ребенка к специалистам является важной задачей педиатра.

Психологическому здоровью детей всегда уделялось внимание, начиная с раннего возраста, поскольку это необходимое условие для развития полноценной личности. Психологическое здоровье неразрывно связано с физическим.

Что такое психологическое здоровье, и каковы его показатели? Об этом пойдет речь ниже.

Психологическим здоровьем человека принято считать внутреннюю гармонию тела, чувств, мыслей с внешней гармонией – связью между самим человеком и окружающим миром, социумом.

Основные показатели психологического здоровья у детей выражаются в следующих критериях: умении понимать себя и окружающих людей; реализации своего потенциала в различных видах деятельности; способности делать осознанный и правильный выбор; в состоянии душевного комфорта; нормальном социальном поведении.

Психологическое состояние делится на три уровня:

1. Креативный. К нему относятся дети с устойчивой психикой, нормальной адаптацией к окружающей среде, способностью справляться со стрессовыми ситуациями, находить выход в сложные жизненные моменты, умением и желанием творчески относиться к реальности.

2. Адаптивный. Дети, адаптированные к социальной среде, но отличающиеся повышенной тревожностью.

3. Дезадаптивный. Дети, старающиеся приспособиться к тем или иным условиям или обстоятельствам, жертвуя своими желаниями и возможностями.

На психологическое здоровье могут негативно влиять такие факторы, как неблагополучная семья или неблагоприятные условия в детском саду/школе, например, сложные отношения с учительницей, либо сверстниками.

На показатели нарушения психологического здоровья ребенка во многих случаях влияет окружающая обстановка, сложные взаимоотношения между членами семьи, не складывающиеся отношения со сверстниками, невосприятие его как личности в коллективе. Однако имеют место быть и неблагоприятные наследственные факторы, а также приобретенные психологические заболевания, появляющиеся на фоне сильных стрессов.

Только физически и психологически здоровая личность может стать полноценным, дееспособным членом общества.

Статья прочитана 16 549 раз(a).

Когда маму с новорожденным выписывают домой, в этот непростой период адаптации важно помочь ребенку как можно быстрее привыкнуть к его новой среде обитания. Вне материнской …

При обустройстве детской комнаты необходимо позаботиться о создании развивающей среды для ребенка, ведь первое познание окружающего мира происходит именно здесь, …

Какого бы возраста ни был ваш ребенок, пусть это даже 2-летний карапуз, общение родителей с ним должно быть адекватным. Безусловно, нельзя вести диалог на повышенных …

Прививать малышам любовь к прекрасному, развивать зачатки эстетического вкуса можно разными способами. И один из них – занятия с ребенком прикладным творчеством. Это …

Методик раннего развития детей дошкольного возраста за многовековую историю педагогики разработано немало. Одни давно канули в Лету, а другие до сих пор считаются …

Изучению главных потребностей ребенка посвятили немало научных исследований многие известные психологи, в том числе Абрахам Маслоу, Александр Лоуэн и Даниил Эльконин, …

Когда речь заходит о принятии ребенка, у многих сразу возникает мысль о приеме чужого ребенка в свою семью. Безусловно, этот аспект также достоин отдельного обсуждения, …

От ошибок никто не застрахован. Особенно, если идет речь о неудачах в школе, ведь путь обучения тернист, и на нем ребенка ждет не только успех. Будут взлеты и падения, …

Вопрос о том, надо ли учить детей читать до школы, в современной реальности не стоит – чем раньше ребенок освоит технику чтения, тем проще ему будет получать знания и …

К сожалению, о том, что дети с самого раннего детства, буквально с 1 года, проходят череду кризисов, известно далеко не всем родителям. В представлении многих этот термин …

Формирование правильного поведения ребенка – одна из тех задач, которую нужно выполнять с первых дней пополнения семьи. Но если даже время упущено, существует несколько …

Вне зависимости от причины детской истерики (будь то обида, злость, ярость, невоспитанность и т. д.) взрослый обязательно должен отреагировать на такое поведение малыша. …

https://www.youtube.com/watch?v=-XWIaMSSbIE

Рано или поздно в большинстве семей наступает время, когда ребенок становится капризным, непослушным, упрямым, хочет, чтобы все непременно было так, как он желает, при …

Развитие детей в раннем детстве имеет ряд особенностей, поэтому нельзя не учитывать, что 2-3-летки крайне эмоциональны и восприимчивы к происходящему вокруг них, они …

Тесное общение родителей с детьми в семье является основой построения доверительных отношений. От того, как вы общаетесь со своим ребенком дома, во многом будет зависеть …

Ещё со времен Гиппократа и Галена доказано, что темперамент является основополагающим фактором формирования характера. Дети разных темпераментов обладают различным …

Источник: http://vkapuste.ru/?p=6197

Новорожденный: физические показатели, уход

Физиологические показатели здорового ребенка

Сразу после рождения опускают головку плода под углом 15 ° для очистки полости рта и носоглотки от слизи с помощью катетера. Новорожденный должен закричать и сделать первый вдох в течение 30 с после рождения. Первое обследование новорожденного заключается в оценке его состояния по шкале Апгар.

  • Оценка по шкале Апгар
  • Уход за новорожденным
  • Грудное вскармливание

Оценка по шкале Апгар

Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар проводится на 1 и 5-й минуте жизни. Обычно низкая оценка на 1-й минуте обнаруживает новорожденных, нуждающихся в реанимационных мероприятиях; а оценка на 5-й минуте свидетельствует об эффективности этих мер.

Большинство новорожденных на 1-й минуте жизни имеют оценку 7-8 баллов по шкале Апгар (наблюдается легкий акроцианоз вследствие переходного кровообращения и снижение мышечного тонуса). Оценка 4-6 баллов свидетельствует о асфиксии средней степени, 0-3 балла — о тяжелой асфиксии. Оценку 10 баллов на 1-й минуте жизни имеют только 15% новорожденных.

На 5-й минуте жизни оценка по шкале Апгар обычно повышается до 8-10 баллов. Если на 5-й минуте оценка по шкале Апгар менее 7, дополнительно проводят оценку новорожденного каждые 5 мин в течение 20 мин.

Для стимуляции активности новорожденного нежно потирают его туловище, спинку, конечности и легко похлопывают по подошвам. Другие методы стимуляции недопустимы в связи с опасностью травмы новорожденного.

В случае тяжелой асфиксии (0-4 балла по шкале Апгар) выполняют повторное отсасывание слизи и искусственную вентиляцию легких со 100%-м кислородом. При подозрении на аспирацию околоплодных вод сразу после рождения головки (до рождения туловища!) тщательно отсасывают содержимое глотки, трахеи, выполняют интубацию трахеи и оксигенацию с положительным давлением кислорода (100%-й кислород).

Первичный туалет новорожденного заключается в обработке глаз 30% раствором сульфацил натрия (профилактика офтальмобленореи). На расстоянии 0,5-0,8 см от пупочного кольца накладывают зажим, культю пуповины обрабатывают 5% раствором йода и накладывают марлевую повязку.

Первичная обработка кожи новорожденного заключается в удалении творожистого масла, остатков крови, мекония, слизи ватным тампоном, орошений стерильной маслом. После окончания первичного туалета новорожденного измеряют его рост от макушки до пят, массу тела, окружность головки (согласно прямому диаметру) и окружность плечиков.

На ручки надевают браслеты с указанием фамилии матери, пола ребенка, номера истории родов, даты и времени рождения.

Оценка новорожденного по шкале Апгар

ПараметрыОценка, баллы
012
СердцебиениеОтсутствующееДо 100 уд/минБолее 100 уд/мин
Дыхание, крикОтсутствующиеБрадипное, аритмичное дыхание, слабый крикДыхание нормальное, громкий крик
Мышечный тонусТонус слабый, конечности вялые, свисаютТонус уменьшен, конечности несколько согнутыАктивные движения
Рефлексы (реакция на отсасывание, раздражение подошв)не определяетсяГримассаКашель, чихание, плач
Оттенок кожиГенерализованная бледность или цианозРозовое тело, синие конечностиРозовый

При недоношенности дополнительно осуществляют оценку степени дыхательных расстройств по шкале Сильвермана-Андерсена каждые 6 ч после рождения в течение 1-2 дней или до ликвидации дыхательных расстройств.

Доношенный новорожденный имеет гестационный возраст > 37 нед, масса тела обычно > 2500 г, рост (от макушки до пят) > 45 см и в среднем составляют соответственно 3500 ± 500 г и 50 ± 5 см.

Высота головки равен 1/4 длины тела новорожденного; окружность головки 34-36 см, окружность груди — 32-34 см. Доношенный новорожденный громко кричит, у него активные движения, выраженный мышечный тонус и ссальний рефлекс.

Кожа розовая, эластичная, покрыта пушковыми волосами (преимущественно на плечевом поясе), подкожный слой хорошо развит. Ушные раковины и хрящи носа упругие, ногти твердые, выходят за край ногтевого ложа. Пупок располагается посередине между лобковым симфизом и мечевидным отростком. У мальчиков яички опущены в мошонку, у девочек малые половые губы прикрыты большими.

Уход за новорожденным

Температура тела. Температура тела новорожденного быстро снижается после рождения. Итак, его нужно согреть (теплые пеленки, источник лучистого тепла) и проводить тщательный мониторинг температуры тела.

Кожа. Новорожденного следует вытереть насухо для предотвращения потери тепла через кожу. Избыточное количество казеозного масла, кровь, меконий тщательно удаляют.

Остатки казеозного масла абсорбируются кожей в течение 24 часов.

Купание новорожденных, а также стабилизации температуры не проводят и прикосновения к телу новорожденного в течение этого времени минимизируют.

Родовая опухоль возникает на предлежащей части плода вокруг ведущей точки в родах вследствие отека мягких тканей и венозной гиперемии, иногда с точечными кровоизлияниями. Родовая опухоль спонтанно исчезает в течение 1-3 суток.

Витамин К. Рутинное назначение витамина К новорожденным позволяет уменьшить риск кровоизлияний.

Иммунизация против гепатита В новорожденным производится при антиген-положительности у матери.

Пупочный канатик. Потеря жидкости вартонового студня приводит к мумификации остатка пупочного канатика в течение 24 ч; через несколько дней он отпадает.

Заживление пупочной ранки обычно происходит в течение 2 нед, но может варьировать от 3 до 45 дней. Уход за ранки заключается в ежедневном применении антисептиков (повидон-йодином, бриллиантовый зеленый, ксероформ т.п.).

Пупочная инфекция может быть вызвана золотистым стафилококком, кишечной палочкой, стрептококком группы В.

Стул и мочеиспускание.

В течение первых 2-3 дней после рождения содержание толстой кишки представлен мягким, коричневато-зеленым меконием, состоящий из слущенных эпителиальных клеток кишечного тракта, слизи, эпидермальных клеток и пушковых волос плода, которые плод проглатывал вместе с амниотической жидкостью. Темно-зеленый цвет связан с наличием желчных пигментов.

В течение внутриматочной жизни и нескольких часов после рождения содержание кишок плода является стерильным, хотя вскоре они заселяются бактериями.

Выделение мекония и мочи через несколько минут сразу после рождения или в течение следующих нескольких часов свидетельствует об анатомической и функциональной способности желудочно-кишечного и мочевого тракта. Мекониальные испражнения имеют 90% новорожденных в течение первых 24 ч и большинство из них в течение 36 час.

Задержка стула может наблюдаться до 2 дней жизни. Отсутствие стула или мочи после этого времени может свидетельствовать о врожденной аномалии, например неперфорированный анус или уретральный клапан.

После 3-4-го дня, когда новорожденный переходит на кормление грудным молоком, меконий сменяется светло-желтые гомогенные фекалии с характерным кисловатым запахом. В течение нескольких первых дней стул является неоформленным, но вскоре приобретает цилиндрической формы.

Физиологическая желтуха. Почти в 1/3 всех новорожденных между 2 и 5-м днем ​​жизни развивается так называемая физиологическая желтуха новорожденных. Сывороточный уровень билирубина при рождении равен 1,8-2,8 ммоль / л. Этот уровень возрастает в течение первых нескольких дней, но имеет значительные индивидуальные вариации.

Между 3 и 4-м днем ​​уровень билирубина у доношенных новорожденных обычно достигает 5 ммоль / л, что приводит к развитию видимой желтухи. Большую часть этого билирубина составляет свободный, несвязанный билирубин. Одной из причин физиологической желтухи является незрелость гепатоцитов, что вызывает меньше связывания билирубина с глюкуроновой кислотой и уменьшение его экскреции с желчью.

Реабсорбция свободного билирубина в кишечнике также способствует транзиторной гипербилирубинемии и желтухи.

Желтуха более выраженная, тяжелая и продолжительная у недоношенных новорожденных в связи с меньшей зрелостью ферментных систем печени.

Рост деструкции эритроцитов в любом месте также увеличивает гипербилирубинемию. С целью лечения желтухи применяют фототерапию (ультрафиолетовое облучение тела).

Физиологическая эритема. В первые 2 дня после рождения наблюдается гиперемия кожи, которая постепенно исчезает с последующим шелушением течение 4-6 дней — физиологическая эритема.

Токсическая эритема характеризуется высыпаниями на коже в виде полиморфных красных пятен и мелких пузырьков в период физиологического уменьшения массы тела (на 4 5-е сутки), когда ребенок не получает достаточного количества питания и жидкости (кормление молозивом). Специального лечения не требует, как и все преходящие состояния новорожденных.

На лице новорожденного (лоб, нос) могут наблюдаться расширенные сальные железы, которые исчезают через несколько месяцев. Расширенные сальные железы могут локализоваться также на волосистой части головы, на шейной складке, плечевом поясе и груди.

Начальная потеря массы тела. В связи с тем, что большинство новорожденных получают ограниченное питание в течение первых 3-4 дней, они теряют массу тела, пока не будет установлено кормления грудным молоком или другое.

Недоношенные новорожденные обычно теряют массу тела быстрее и в большей степени и дольше ее восстанавливают. Новорожденные с ЗВУР обычно быстрее восстанавливают массу тела, чем недоношенные. У здорового новорожденного начальная масса тела восстанавливается до 10-го дня жизни и растет примерно на 25 г / день в течение первых нескольких месяцев.

К 5-месячному возрасту масса тела новорожденного увеличивается вдвое, а до 1-летнего — втрое.

Грудное вскармливание

Начало грудного кормления рекомендуется в течение 12 ч после рождения. Во многих родильных заведениях новорожденного прикладывают к груди матери сразу после рождения, в родильном зале. Доношенных новорожденных обычно кормят с интервалом 2-4 ч; недоношенные новорожденные и новорожденные с ЗВУР требуют более частого кормления.

https://www.youtube.com/watch?v=NOGN2kH8hYE

В большинстве случаев 3-часовой интервал между кормлением является достаточным. Продолжительность каждого кормления зависит от нескольких факторов:

1) количества грудного молока;

2) легкости его получения из молочной железы;

3) жадности, с которой новорожденный сосет грудь.

Сначала новорожденного оставляют у груди на 10 мин. Некоторым новорожденным достаточно 4-5 мин, другим необходимо 15-20 мин. Обычно достаточным является прикладывание новорожденного на 5 мин в каждой молочной железы в течение первых 4 дней. После 4-го дня новорожденного прикладывают на 10 мин в каждой молочной железы.

Противотуберкулезная вакцина (БЦЖ). На 3-5-е сутки после рождения, при отсутствии противопоказаний, осуществляют вакцинацию новорожденных противотуберкулезной вакциной. Вакцину БЦЖ вводят 0,1 мл внутрикожно.

Гормональный криз может возникать у новорожденных в связи с отменой действия материнских эстрогенов: кровянистые выделения из влагалища наблюдаются у 1-2% девочек на 3-4-е сутки жизни.

Набухание молочных желез может возникать у новорожденных обоих полов на 7-14-й день жизни и продолжаться 2-4 нед. Выписку новорожденного проводят обычно вместе с матерью при его удовлетворительном состоянии, тенденции к восстановлению массы тела. В США и большинстве стран Европы здоровых доношенных новорожденных выписывают вместе с матерями через 24 ч после рождения.

Источник: https://www.eurolab.ua/encyclopedia/352/48635/

Физиология новорожденного: особенности грудничка

Физиологические показатели здорового ребенка

Ещё в период беременности женщина начинает изучать информацию о правильном уходе за младенцем. Физиология новорожденного сильно отличается от физиологии взрослого человека. Матери необходимо быть хорошо осведомлённой в вопросах ухода за маленьким ребёнком, особенно, в вопросах грудного вскармливания.

Не имея достаточного опыта и знаний, мать, участковый педиатр или медицинская сестра, осуществляющая патронаж, могут принять неверное решение относительно вскармливания новорожденного, сделать необоснованные выводы о недостатке питания и докорме.

Такие вопросы лучше всего решать со специалистами по грудному вскармливанию.

Если ребёнок активно набирает вес, хорошо растёт и развивается, проявляет активность, нет необходимости даже думать об искусственном докорме. Тщательное наблюдение за новорожденным в период грудного вскармливания поможет вовремя выявить неприятности, связанные со здоровьем малыша.

Данная статья носит информационный характер, основывается на исследованиях естественного вскармливания и данных о физиологии новорожденных, но не заменяет рекомендаций доктора.

Если у врача, наблюдающего новорожденного, недостаточно опыта для работы с грудными детьми и их матерями, то рекомендуется показать ему информацию из данной статьи для обсуждения. Имея дело с новорожденными детьми, врачу важно быть подготовленным для принятия решений, повлияющих на жизнь и здоровье ребёнка в будущем.

Развитие и поведение младенца, находящегося на естественном вскармливании, существенно отличается от характера поведения детей-искусственников.

Поведение здорового доношенного младенца

  • Первые дни ребёнок питается молозивом, являющимся для него защитным барьером для борьбы с вирусами и бактериями, а так же — значительно питательным секретом. В одно кормление малыш может высосать в среднем 1,5-2 мл. молозива, достаточное количество для только что родившегося ребёнка.

    Малыш может прикладываться к груди через каждые 20-30 минут и высасывать значительно больше молозива, что является нормой.

  • Для каждого новорожденного устанавливается определённый “режим” кормления, в соответствии с его физиологией. В норме младенец сосёт молоко 8-12 и более раз за сутки.

    Если малыш прикладывается к груди менее 8 раз, но хорошо прибавляет в росте и массе тела, то это может не являться причиной для беспокойства. Так же могут наблюдаться более долгие прикладывания в вечернее время, а ночью — перерыв до 4-5 часов.

  • Примерно в возрасте 2-3 и 6 недель у младенцев наблюдаются скачки развития, вследствие этого, режим кормления может измениться, число кормлений увеличиться. Малыш может требовать грудь чаще обычного.
  • Время, проведённое у груди, зависит от индивидуальных особенностей новорожденного.

    Одни способны удовлетвориться за 5 минут, в то время как другим малышам требуется около часа.

  • Физиология новорожденного — сон. Один раз за день новорожденный может провести во сне 4-5 часов. Здоровые младенцы просыпаются ночью на кормления.

    Ночные кормления – залог гармоничного развития мозга грудничка, а так же — длительной, успешной лактации.

Важно! Режим кормления ребёнка-грудничка существенно отличается от режима кормления малышей-искусственников. Искусственное вскармливание осуществляется строго по режиму с интервалом 3 часа, грудное — по требованию!

Физиология новорожденного. Показатели здоровья

Есть определённые критерии, свидетельствующие о здоровом состоянии ребёнка:

  • Упругость кожных покровов. При надавливании на кожу младенца не должно оставаться следов, кожа должна быстро приобрести свой обычный вид.
  • Слизистые оболочки полости рта влажные, розовые.
  • Ребёнок проявляет активность во время бодрствования.
  • Плач ребёнка громкий.

Данные показатели говорят о хорошем развитии и состоянии новорожденного.

Процесс мочеиспускания и опорожнения кишечника новорожденного

О здоровом состоянии малыша или наличии проблем можно судить по количеству мокрых пелёнок и грязных подгузников.

  • За первые двое суток новорожденный может намочить всего пару подгузников.
  • Физиология новорожденного предусматривает в первые несколько дней после рождения очищение кишечника от первородного кала младенца – мекония. Это первый стул ребёнка чёрного цвета, липкий, без запаха. Кормление молозивом способствует более быстрому его выходу.
  • При частом прикладывании новорожденного к груди уже на 3 сутки кишечник младенца полностью очистится от мекония, и стул примет зеленоватый оттенок. Это так называемый переходный стул младенца.
  • К 5 дню жизни малыша стул приобретёт жёлтый цвет. Иногда он может оставаться зелёным, что так же считается нормой для новорожденного. По консистенции стул младенца напоминает горчицу. Допустимо наличие слизи или небольших комочков. Запах у стула не должен быть зловонным, резким.
  • По истечении 3-4 дней малыш будет мочить уже 6-8 подгузников. Когда новорожденный начинает питаться грудным молоком вместо молозива, он будет мочить около 8 пелёнок или 5-6 одноразовых подгузников.
  • Акт дефекации должен наблюдаться у малыша примерно 3-4 раза в сутки. Некоторые новорожденные пачкают подгузники после каждого кормления, а у других кишечник опорожняется менее 3 раз за день, что не является отклонением, если малыш активен и хорошо набирает массу тела. Физиология новорожденного допускает отсутствие стула у грудничка до 10-14 дней при условии хорошего самочувствия ребенка, отхождения газов и мягкого живота.
  • При использовании одноразовых подгузников тяжело посчитать количество мочеиспусканий, поэтому для проверки менять их нужно после одного мочеиспускания или пользоваться пелёнками. Это поможет понять, не голодает ли ребёнок. Процесс опорожнения и мочеиспускания – важные показатели сытости малыша, работы его ЖКТ.
  • После 12 дня жизни и до введения прикорма в сутки здоровый ребенок мочит от 12 одноразовых пелёнок. Это показатель достаточного количества питания при условии отсутствия допаивания водой, лекарствами и до введения прикорма.

Важно! Если новорожденный кроме грудного молока получает воду, чай или лекарства, количество мокрых пелёнок и грязных подгузников уже не будут являться достоверными показателями сытости ребёнка.

Как набирает вес доношенный новорожденный?

Набор веса, пожалуй, главный показатель здорового развития новорожденного. По весу судят о хорошем аппетите малыша. Как быстро должен набирать вес ребёнок?

  • В период пребывания в родильном доме младенец теряет 5-7% от веса при рождении. Так организм новорожденного освобождается от лишней жидкости и мекония.
  • Потеря около 10% веса тоже может быть нормой, если малыш хорошо сосёт грудь. Но, не имея опыта в вопросах грудного вскармливания, мать может не заметить, что есть проблемы в здоровье малыша. При подобной потере веса рекомендуется обратиться к квалифицированным специалистам в области кормления грудью.
  • К двухнедельному возрасту, новорожденный должен набрать массу тела, с которой он родился. Если этого не произошло необходимо показаться врачу, проверить состояние здоровья ребёнка. Так же недобор веса может свидетельствовать о неправильно организованном кормлении грудью, проблемами с захватом, использовании мамозаменителей, в таком случае важно как можно раньше получить консультацию консультанта и наладить грудное вскармливание.
  • Будет ошибкой взвешивать малыша после каждого кормления. Если контрольное взвешивание в двухнедельном возрасте новорожденного показало, что малыш хорошо набирает вес, то последующие взвешивания назначают один раз за месяц.
  • По нормам ВОЗ дети, находящиеся на чистом грудном вскармливании, набирают от 500 до 2000 гр в течение первых 6 месяцев жизни. При введении прикорма и возрастающей активности малыша прибавки обычно снижаются. Так, грудные дети после полугода могут практически перестать набирать вес. Прибавки могут быть от 200 до 500 гр в месяц. Мифы о слишком “жирном” или “пустом” молоке — всего лишь мифы! Т.о. и набор по минимальной, и по максимальной отметке являются нормой. Более подробно с данными ВОЗ по росту и весу детей можно ознакомиться на официальном сайте организации.

Важно! Считать набор веса стоит от показателей самого маленького веса новорожденного, а не от массы тела при рождении.

  • Для точных данных взвешивать малыша необходимо раздетым, сняв подгузник.
  • Хорошо развивающийся малыш за месяц вырастает от 2,5 см. и более. Окружность головы младенца в среднем увеличивается от 1,2 см. до 1,5 см.

Показатели набора веса, роста – это лишь средние показатели. Исключительно по ним нельзя оценить, достаточно ли молока получает младенец. Каждый малыш индивидуален.

При оценке состояния новорожденного важно оценивать сразу ряд показателей: количество мокрых пеленок, набор веса (раз в месяц), состояние слизистых и пр.

При возникновении подозрений относительно здоровья ребёнка, рекомендуется обратиться к квалифицированному врачу-педиатру.

ИНТЕРЕСНО!  Какой должна быть первая обувь

Источник: http://ammam.ru/fiziologiya-novorozhdennogo/

Хиликон
Добавить комментарий