Играем в математику. Первый счет

Содержание
  1. 1, 2, 3, 4, 5, учим малышей считать
  2. Счет предметов в пределах 5
  3. Соблюдаем принципы обучения
  4. Готовим к осмысленному восприятию математических знаний
  5. Считаем в прямом и обратном порядке
  6. Соединяем число и соответствующую цифру
  7. Обучаем действиям с числами
  8. Учим детей счету до 5 в играх
  9. Пальчиковые игры для самых маленьких
  10. “Пять пальцев”
  11. “Считаем пальчики”
  12. Математические игры на счет
  13. “Наш помощник”
  14. “Составь фигуру”
  15. “Малыши – карандаши”
  16. “Нарисуй число”
  17. “Паровозик”
  18. Математика в играх с палочками Кюизенера, Домино, Лего
  19. Начало нашего пути в мир математики
  20. Математика в играх с палочками Кюизенера
  21. Из чего состоит число
  22. Половина от числа
  23. Строим поезда
  24. Выкладываем квадраты
  25. Математика в играх — сложение
  26. Игра на сложение
  27. Состав числа
  28. Определяем больше или меньше
  29. Играем в математику. Первый счет
  30. Page 3
  31. Page 4
  32. Математика для малышей или Как научить ребенка считать
  33. Математика для малышей. Основные принципы
  34. 1. Порядковый счет в обычной жизни
  35. 2. Изучаем понятие «Столько же»
  36. 3. Сравниваем  «Больше-меньше»
  37. 4. Изучаем понятие «Ноль»
  38. 5. Настольные игры
  39. 6. Обратный счет
  40. 7. Простые операции с предметами: сложение и вычитание
  41. 8. Состав числа
  42. 9. Знакомимся с цифрами, устанавливаем взаимосвязь между цифрами и количествами
  43. 10. Повторяем цифры
  44. 11. Последовательность цифр

1, 2, 3, 4, 5, учим малышей считать

Играем в математику. Первый счет

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит», – всем известно это высказывание Ломоносова. В жизни математика помогает человеку решать разного рода задачи, видеть перспективу, планировать свои действия. Психологи подтверждают, что обучение детей счёту улучшает работу всех психических процессов, формирует логическое мышление и интеллект.

Дети, умеющие оперировать числами и математическими понятиями, успешно обучаются в школе по всем предметам. Поэтому, как только малыш подрастет, заботливые родители сразу же начинают учить его считать. Однако обучение детей в домашних условиях требует специальной организации.

Важно знать, когда и как правильно развивать элементарные математические представления. По мнению специалистов, возраст 2 -3 года считается лучшим периодом для начала обучения.

Это объясняется тем, что у малышей уже есть опыт познания окружающего мира, понимание речи взрослого, умение наглядно представлять предметы и связывать с ними математические понятия, например: сколько, один – много, больше – меньше, поровну. На вопросы родителей, с чего начинать обучение малыша, ответ один: учимся считать от 1 до 5.

Счет предметов в пределах 5

Главное, при обучении детей счёту в пределах 5 придерживаться основных правил, тогда работа по развитию элементарных математических представлений пойдет гораздо легче и быстрее. Итак, как научить ребенка считать?

Соблюдаем принципы обучения

Взрослые должны понимать, что маленьким детям не всегда удается быстро освоить новые знания. Чтобы у малышей не потерялся интерес к занятиям из-за сложности материала, обучение должно идти:

  • от простого к сложному;
  • постепенно и поэтапно;
  • длительность занятий на начальном этапе не превышает 10 минут;
  • не надо нагружать ребенка излишней информацией;
  • необходимо постоянно повторять полученные знания.

Программа домашнего обучения счету в пределах 5 состоит из следующих этапов:

  1. Составление количества предметов в пределах 5 и счет их в прямом и обратном порядке (сначала от 1 до 5, потом от 5 до 1).
  2. Количественный (вопрос: сколько предметов?) и порядковый (вопрос: который по счёту?) счёт в пределах 5.
  3. Соотнесение числа и цифры: соединяем слуховое восприятие числа с его обозначением (написанием).

Готовим к осмысленному восприятию математических знаний

Педагоги утверждают, что даже самый маленький ребенок может без труда считать предметы: один, два, три и т. д. Это успокаивает родителей, они думают, что их малыш умеет считать. Однако зачастую кроха просто повторяет за взрослым и механически запоминает название числительных. Оказавшись в иных условиях, он может элементарно путать их.

Родители поймут, осмысленно ли их малыш считает, если будут менять условия, например, составлять количество из разные игрушек, перемешивать их с бытовыми предметами, считать нарисованные объекты, счетные палочки. Для точности восприятия и осмысленности счета нужно учить ребенка действовать правильно: считать предметы, дотрагиваясь до них рукой, слева направо.

При назывании последнего числительного спрашивать, сколько всего предметов.

Не забывать! Числительное “один” нельзя подменять словом “раз”!

Считаем в прямом и обратном порядке

Обучая малыша количественному счету, важно показать ему, что можно считать в прямом и обратном порядке. Специалисты говорят, что такие навыки необходимы для дальнейших, более сложных, действий с числами, например, обучения вычитанию.

Научить ребятишек обратному счету в пределах 5 помогут простые игры, например: выложить из кубиков лесенку, по которой вверх – вниз шагают игрушки под счет 1, 2, 3, 4, 5 и 5, 4, 3, 2, 1. Или поиграть в игру “Что изменилось?” (взрослый составляет количество из 5 мелких предметов, малыш пересчитывает их, делает вывод: игрушек всего 5.

Затем закрывает глаза, а взрослый убирает игрушку, ребенок пересчитывает и делает вывод: всего игрушек 4 и т. д.).

После того как малыш усвоит количественный счет, необходимо переходить к порядковому. При таком счете каждый предмет получает свой порядковый номер: первый, второй… Считать по порядку можно только слева направо. Полезны при закреплении навыков порядкового счета пальчиковые игры, например, загибая пальцы, считать вместе с ребенком:

“Первый пальчик – самый большой, указательный – второй, третий палец – средний самый, а четвертый – безымянный, пятый пальчик – наш любимчик, а зовут его – мизинчик!”.

Или “Первый пальчик – дедушка, второй пальчик – бабушка, третий пальчик – папочка, четвертый пальчик – мамочка, пятый пальчик – наш малыш и зовут его (имя ребенка)”.

Полезна будет игра “Какой игрушки не стало?” (каждому предмету присваивается порядковый номер: первый – мишка, второй – мячик, третий – слоник, четвертый – кубик, пятый – домик. Затем ребенок закрывает глаза, взрослый прячет одну из игрушек и спрашивает, какого по счету предмета не стало).

Соединяем число и соответствующую цифру

Дети могут научиться быстро соотносить число и цифру. Важно правильное обучение, в котором лучший прием, когда кроху учат числительным и соответствующим им цифрам постоянно, в повседневных ситуациях.

Например, дома пересчитывают и пронумеровывают книжки, расставляя их по порядку; считают ступеньки, обозначенные цифрами; голубей на площадке, деревья в парке. Полезно создавать для ребенка проблемную ситуацию, специально пропуская какое-то числительное, например: “Соберем листья для букета, первый листик, второй, … четвертый.

Правильно?” При этом обращать внимание, что число можно записать, искать цифры в окружающих предметах: в книжках, номерах дома, автобуса.

Осмысленно запомнить число и соединить его с цифрой помогут детские игры, стишки, считалочки. Например, на слова С. Маршака: “Вот один иль единица, очень тонкая, как спица. А вот это цифра два. Полюбуйся, какова: выгибает двойка шею, волочится хвост за нею…

” взрослый выкладывает из подручного материала цифры или рисует их. Можно нарисовать цифрами имена котят в считалочке С. Михалкова: “Мы решали, мы гадали: как же нам котят назвать? Наконец мы их назвали: Один, Два, Три, Четыре, Пять”.

Или подарить ребяткам картинки с цифрами и поиграть: “Будем бегать и играть, я решил вас посчитать: один, два, три, четыре, пять…”.

Обучаем действиям с числами

Запоминание чисел пойдет гораздо быстрее, если дошкольник научится активно действовать с ними, например, складывать. С детишками 2 – 3 лет переходят к сложению чисел только тогда, когда они овладеют осмысленным счетом. Не надо волноваться, если трехлетний малыш пока не понимает сложения.

Для этого умения необходимы знания по составу числа, оно может сформироваться и позже, к четырехлетнему возрасту, что тоже является нормой. Чтобы ребенок понял состав числа, используются счетные палочки как тренажер: “Положи одну палочку слева и две справа, сколько всего? Какое число получилось?”.

Учим детей счету до 5 в играх

Педагоги рекомендуют: чтобы обучение математике приносило ощутимые результаты, оно должно быть доступным и интересным для ребенка.

Таким учебным требованиям отвечает детская математическая игра.

Особым успехом в усвоении и закреплении математических знаний пользуются дидактические (обучающие) игры, например, по типу знакомых всем лото, домино, пазлов.

Для закрепления нового материала полезны словесные и подвижные, сюжетные и творческие игры, которые могут стать хорошим подспорьем для родителей, чтобы упражнять ребенка в счете.

Пальчиковые игры для самых маленьких

Для самых маленьких детишек подойдут пальчиковые игры, которые послужат не только гимнастикой мелких мышц руки, но и как тренажер счета от 1 до 5.

Взрослый предлагает крохе под ритмику стиха поработать пальчиками: сжимать и разжимать, поочередно загибать и считать. Не стоит забывать, что играем с пальчиками и учимся считать до 5 вместе с малышом.

Интересно игры с пальчиками будут проходить, если нарисовать колпачки со смешными рожицами для каждого пальца или использовать пальчиковый театр.

“Пять пальцев”

На моей руке пять пальцев, Пять хватальцев, пять держальцев. Чтоб строгать и чтоб пилить, Чтобы брать и чтоб дарить. Их не трудно сосчитать:

Один, два, три, четыре, пять!

“Считаем пальчики”

Будем пальчики считать: Один, два, три, четыре, пять. Один, два, три, четыре, пять, Стали пальчики играть.

Все такие дружные, крепкие и нужные

Математические игры на счет

Любая игра может быть математическим занятием для дошколят, главное – соблюдать необходимые требования. Такое занятие поможет ребятишкам упражняться в количественном и порядковом счете, знакомиться с цифрами, математическими понятиями (один – много, больше – меньше), активно действовать с числами.

“Наш помощник”

Сюжетные действия позволяют малышу почувствовать свою значимость в семье, обогащают эмоционально, в то же время закрепляют навыки количественного счета. Ребенок по просьбе мамы пересчитывает и выкладывает необходимое количество столовых приборов для ужина. Можно попросить его принести два огурца, три помидора, один перец для салата.

“Составь фигуру”

Задание используется как тренажер для развития мелкой моторики, счета в пределах 5, закрепления цифр, названий геометрических форм. Взрослый заранее готовит несколько цветных геометрических фигур (квадрат, круг), которые разрезаются на 5 частей.

Каждая часть помечается соответствующей цифрой. Дошкольник должен подобрать части и посчитать их количество для каждой фигуры.

Для разнообразия можно предложить соревнование “Кто быстрее соберет фигуру!” Обязательно дать возможность выиграть малышу и поощрить его.

“Малыши – карандаши”

Дошколята знакомятся с составом числа из единиц, повторяют количественный счет. Для занятия нужны цветные карандаши.

Взрослый достает голубой карандаш, уточняет, что предмет один, затем еще один карандаш, желтого цвета: число 2 состоит из двух карандашей (единиц). Постепенно подкладываются другие карандаши, чтобы аналогично познакомить с составом последующих чисел.

В конце занятия для поддержания интереса взрослый читает стихи по мотивам произведения А. Степанова, а ребенок рисует картинку:

Лежат в коробке малыши, Малыши – карандаши. Один, два, три, четыре, пять, Начинаем рисовать. Красный, жёлтый, голубой… Выбирай себе любой. Нарисуй красивый дом, Будем жить с тобою в нем. А над домом рисуй солнце, Чтоб светило нам в оконце. И на небе – облака, К нам бегут издалека. А внизу ручей, трава,

И на дереве – листва.

“Нарисуй число”

Задание знакомит дошколят с составом числа, помогает соотносить число и цифру, упражняет в количественном счете. Взрослый предлагает ребенку “нарисовать” число из каких-либо предметов: карандашей, мелких игрушек, счетных палочек, затем пересчитать количество предметов.

“Паровозик”

В сюжетной игре отрабатывается счет от 1 до 5 и закрепляется порядковый. Хорошо, когда играет вся семья. Если это невозможно, используются крупные игрушки: мишки, куклы, слоники. Взрослый ставит стульчики “паровозиком”, малыш рассаживает игрушки по порядку. Можно спросить, всем ли пассажирам хватит места.

Ребенок считает стульчики, игрушки. Затем под веселую песенку из мультика поезд отправляется в путь. Сюжет игры может быть таким: “Игрушки отправляются в путешествие. Посчитай их и посади по порядку: первый, второй, третий, четвертый, пятый “. Можно разнообразить действие, закрепив на стульчиках картинки с цифрами.

Игра развивает память, внимание, пространственное мышление, тренирует в запоминании чисел.

Подготовить материал для такой настольной игры очень просто самим: подбираются картинки с крупным изображением, например, овощи, фрукты, предметы быта, домики. Картинки разрезаются на пять частей, и каждая часть обозначается цифрой.

Ребенок должен собрать картинку в соответствии с числовым рядом. В этой игре полезно поучиться называть “соседей” числа ( у 2 “соседи” 1 и 3).

Дети быстро и легко обучатся счету, если взрослые будут постоянно упражнять их!

Источник: https://myintelligentkids.com/1-2-3-4-5-uchim-malyshej-schitat

Математика в играх с палочками Кюизенера, Домино, Лего

Играем в математику. Первый счет

Дошкольники должны обучаться математике в играх! Сегодня я расскажу и покажу как мы строим поезда с палочками Кюизенера, определяем «больше меньше» с блоками Лего, а состав числа с Домино. Будет весело!

Начало нашего пути в мир математики

По комплекту «Математика с пеленок» от компании Умница мы начали заниматься, когда моему сыночку Александру было 4,5 месяца. В 2 года произошел какой-то щелчок и он совершенно перестал воспринимать точки. Но сказать, что работа была проведена бесполезно, я не могу.

На данном этапе кажется совершенно натуральным, что мы отошли от точек, но тогда я сильно переживала. Опасалась, что всё было сделано зря, не могла понять как ребенок показывал правильные результаты, а затем «как отрезало».

Не мог ответить на совершенно легкий вопрос: сколько будет 2+2. Мне пришлось отойти от занятий математикой, отдышаться, забыть о бессонных ночах с подготовкой карточек и начать всё сначала.

Но сначала, как оказалось, начинать не пришлось.

https://www.youtube.com/watch?v=6T1cUThm72s

Даже когда был перерыв в занятиях, мой мальчик проявлял огромный интерес к счету. Но это был просто счет, пересчитывалось ВСЁ, что попадалось ему на глаза или в руки.

В конце концов я решилась продолжить, и выбрала методику Зайцева. У меня нет к ней претензий, подбирала долго под интересы своего сына и материал его увлек. С лентой Зайцева мы играли недолго, на пятый день заскучали оба.

А таблицы и самое главное карточки увлекли Александра серьезно.

В машине мы играем загадывая математические загадки, и уже на протяжении долгого времени эта игра является нашей любимой. Но вот что меня стало настораживать и почему я решила пойти разными методами по пути освоения данного предмета:

Пока сыночек, сейчас ему 3 года 10 месяцев, смотрит на таблицу или на выложенные им карточки — отвечает моментально, считает быстро и дает правильный ответ.

Но в машине может начать считать на пальцах 20+25, забывает о счете десятками и пятерками. Сначала думала, что ему нужна практика, со временем всё пройдет.

Обдумав ситуацию, я поняла, что моему ребенку всё еще необходимо визуальное или тактильное ощущение чисел.

Не подумайте, что мы вернулись назад — это не так. Мы продолжаем заниматься по Зайцеву, подключая любые другие методики и материалы. На сегодняшний день ситуация обстоит так: пример 400+17 может быть посчитан на пальцах, а с моей просьбой (задаю вопрос: «Как можно посчитать быстрее?») сразу же будет посчитан 400+10+7=417.

Математика в играх с палочками Кюизенера

Мною были приобретены палочки Кюизенера, они у нас деревянные, на мой взгляд хорошего качества. На первом этапе мы просто выкладывали их, одновременно изучали номинацию и соответствующие цвета. Александру очень понравились эти действия и сам обучающий материал, работал он над картинками с большим удовольствием.

Могу предположить, что данное занятие развивает мелкую моторику, конструктивное мышление, но пока этот процесс не относится к математике. Он просто учит различать материал по длине. Подобные альбомы вы легко найдете для скачивания на просторах интернета.

Из чего состоит число

Пока мы играем в пределах 20, но если у вас большой набор, обычно они предназначены для учебных заведений, то можно играть и до 100. Я покажу вам одну из первых работ Александра, очень не люблю стоять с фотоаппаратом над ребенком, когда он чем то занимается, поэтому ограничусь одним примером.

Я выдала несколько листов, на которых было написано вверху: 6=, 9=, 11=. Сын должен был сам сообразить, сложить и записать из каких чисел можно составить выбранное число.

На мой взгляд Александр справился отлично, больше всего мне понравилось, что он не старался составлять только односложные примеры. И еще меня удивила развязка 6=6. Вот его совершенно самостоятельная работа.

Половина от числа

Это преддверие деления и на палочках тема очень быстро становится понятной ребенку. Пока мы играли только с 1/2 и конечно же будем продвигаться дальше.

Я предложила взять номинации 2, 4, 6, 8, 10 и попросила найти палочки, которые являются точными половинками. На этом этапе ребенок уже точно знает какому числу принадлежит каждый цвет, это он выучил по альбомам с картинками. Александр, в свои 3 года, четко называет: «Половинка от 8 это 4», и т.д. Является ли данное число ровно половиной — это легко проверить.

Вот например, дитя уже выяснило что половина 10 это 5. Затем он ищет половинку 8 и прикладывает две четверки, чтобы быть уверенным, что посчитал правильно. На первых порах желательно так делать со всеми номерами, но мой ребенок уже понял, что если 3+3=6, то половина от 6 будет 3. Удивительно, логика сработала практически сразу!

Он также пытался узнать какое число будет половиной 7 и 9, но увидеть это на палочках не удалось. Вывод сделал сам, это явно от Зайцева: «Половинки можно найти только к четным числам». Я объяснила, что это не совсем так, подобные решения мы узнаем на следующих этапах нашего обучения. Но по отношению к этому материалу, ребенок сделал абсолютно правильный вывод.

В первый раз мы играли только с половинками до 10, но затем сын сам продолжил до 20 и прекрасно с этим справился. Продолжать можно пока не закончатся десятки, всё зависит от их количества в вашем наборе.

Строим поезда

Как известно обладателям палочек Кюизенера, они соответствуют сантиметрам, то есть 1=1см, 10=10см. Этот факт дает возможность играть с линейками. Наша линейка 22см. Задача: нужно составить 5 разных поездов, но чтобы все они были по длине 22 см.

В итоге:

  1. Ребенок понимает, что из состава разных чисел получается одинаковый результат.
  2. Он, даже не замечая этого, тренируется в сложении.

Ведь если сложишь первые 2 числа и выберешь неправильное до 22, то «поезд» сразу покажет, что он длиннее или короче линейки. А кто сказал что чисел должно быть 3 или 4? Деткам трудно выйти сразу за рамки односложного, конечно легче и более привычно составить 10+10+2=22. Но это быстро проходит и начинает работать фантазия.

Итак, получились поезда по 22 см.

В следующий раз Александр строил поезда по 20 см. Обратите внимание какие они разные по составу. Именно этим мне нравится использовать несколько методик в обучении. Одна учит четкости вычислений, другая подбору разных вариантов. Математика — это конечно точная наука, но и в ней нужен творческо логический подход. Именно так нам удается вырастить деток влюбленных в этот предмет.

Выкладываем квадраты

Что такое квадрат?
Это геометрическая фигура у которой все стороны равны и 4 прямых угла.

Такой ответ я получила от своего трехлетки. Что ж, не плохо, значит занятия по геометрии не прошли даром.

Замечательно! Тогда давай построим квадраты. Сколько нам понадобится, чтобы построить квадрат например из шестерок?

Александр начал складывать брусочки вместе визуально оценивая если вышел квадрат. После составления нужной фигуры, он уже понял, что если берет шестерки, то палочек должно быть 6, если пятерки, то соответственно 5 и т.д.

Конечно же он решил продолжить, и батарея квадратов продолжилась. Для наглядности проверили линейкой если стороны наших фигур действительно равны.

А к чему собственно ведем? Да к таблице умножения, конечно же! Теперь берем кубики единички и заполняем наши квадратики. Если у вас не много белых деталек, придется выкладывать только по 1 действию, например 5×5=25. Поначалу малыш возможно захочет пересчитать их пальчиком, но скоро найдет закономерность действий.

Математика в играх — сложение

В просторах Интернета нашла отличные карточки на сложение, скачать можно здесь кликнув прямо на картинку. Для тех кто не читает по-английски подскажу, что составлены номера для методик Кюизенера, Монтессори и просто белые картинки.

Лично мне эта тактика кажется подсказкой. Ученик быстро поймет какой номинации счетный материал ему брать, так как карточки соответствуют его цвету. Хотя, если он всё еще запоминает номинации и соотношение номера, то это поможет. Именно, чтобы не было такой явности, предлагаются белые квадратики. Вам решать, что больше подойдет для вас.

Я же распечатала все листы, перемешала их цвета и мы начали играть. Я называла действие, Александр находил номера и высчитывал ответ. Сначала клал общий ответ и тут же по моей просьбе проверял складывая номера из самого действия. Получается очень наглядно, что и нужно дошкольнику.

Вариаций может быть море, всё зависит от того сколько вы распечатали листов с номерами и сколько у вас палочек.

Игра на сложение

Возвращаемся к линейке, у нас две линейки по 50 см, можно взять по 100 см учитывая конечно возможности ребенка в счете. Я просто не нашла по 100 см, а потом оказалось, что это даже неплохо, так как победитель определяется достаточно быстро и эмоции не угасают.

Итак, нам понадобилось:

  • 2 кубика-зарика;
  • 2 линейки:
  • палочки Кюизинера.

Первый игрок бросает кубики и складывая два номера вместе, выкладывает целое число. Пример: выпало 6 и 2, соответственно он кладет 8. Теперь бросает второй игрок и у него выпадает 6 и 6, соответственно он кладет 12. Выигрывает тот кто первым доходит до 50 (в нашем случае) или до 100.

Я играла несколько раз с Александром, но чтобы сделать фотографии попросила поиграть мужа. Сначала он отнесся к процессу скептически и начал нехотя, но видя азарт ребенка и поняв к чему вся эта игра, воодушевился и с удовольствием играл раз 15!

Была только одна проблема — Александр всё время выигрывал. Муж возмущался, что мол не может быть, чтобы его обыграл 3-ех летний ребенок. Но каждый раз, победитель, не скрывая эмоций ликовал:

Состав числа

Ну что же, не палочками едиными жива математика. Помимо Зайцева и Кюизенера мы закрепляем знания при помощи Домино. Мой сыночек обожает это занятие, к нему относятся две любимые им вещи — карточки и плашки с точками.

 Думаю здесь всё понятно по фотографии: берем набор Домино, перемешиваем плашки и просим к каждой цифре подобрать все возможные вариации с точками. Дитя сразу видит, постепенно запоминает, что 7 складывается из 5+2, 3+4 или 6+1.

Можно сразу объяснять, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется, хотя для тех с кем занимаются подобным образом, данный момент очевиден.

Определяем больше или меньше

Еще одно увлекательное занятие, а для меня просто бальзам на сердце — визуальное сравнение «больше меньше». Для него нам нужны одинарные кубики Лего, подставка, любые карточки с цифрами и знаками. У нас они из комплекта «Математика с пеленок», можно нарисовать от руки.

https://www.youtube.com/watch?v=Os22o9h3BXA

Надеюсь мне удалось показать вам, уважаемые читатели, что постижение этой науки не должно быть скучным. Математика в играх существует! И именно так нужно к ней подходить с детьми дошкольного возраста. Я буду продолжать делиться с вами идеями по мере наших углублений в математику. Если вам интересна тема, подпишитесь, пожалуйста, на рассылку блога в правой колонке.

Источник: http://www.millionairekids.ru/matematika-v-igrax/

Играем в математику. Первый счет

Играем в математику. Первый счет

 Уже в 3 годамногие малыши умеют считать в пределах 3 – 5, анекоторые – в пределах 10, знакомы с понятиями“один”, “много”. Четырехлетние дети судовольствием пересчитывают предметы напрогулках, рассматривая иллюстрации, рисуя.В 5-летнем возрасте ребенок не только считает от 1до 10, но и “наоборот” – от 10 до 1.

Он судовольствием примет участие в игре “Считайдальше” (взрослый бросает мяч и говорит “один”,малыш, поймав мяч, отправляет его обратно ипродолжает счет). Очень полезной будет игра “Найди соседей” (учисла 2 “соседи” – 1 и 3. Как ты думаешь, какие“соседи” у числа 3?) Обычно в этом возрасте дети уже знакомы с цифрами.

Вырежьте небольшие квадратики из картона инапишите на каждом число от 1 до 10. Предложитеребенку “правильно” выложить карточки (попорядку). Малышу понравится игра “Какое число потерялось?”(попросите его закрыть глаза и уберите однукарточку. Открыв глаза, ребенок долженопределить, какого же числа не хватает).

Кроме карточек, можно использовать кубики сцифрами. Из них малыш с удовольствием построит“числовые ступеньки”, по которым пройдетлюбимый медвежонок, считая от 1 до 10 и в обратномпорядке от 10 до 1. (такой счет в результатетренировочных упражнений должен быть доведен доавтоматизма.

) Итак, в ходе ваших занятий ребенок должен усвоить,как каждое число обозначается печатной цифрой,какое место занимает оно в ряде от 1 до 10, послекакого и перед каким числом его называют присчете.

Малыш должен понять, что каждое последующеечисло образуется из предыдущего и еще однойединицы (разумеется, эта формулировка – дляродителей, а не для запоминания детьми). Предложите игру “Сколько стало?” Пусть малышпосадит на коврик три игрушки, а вы – еще одну.Спросите, сколько их стало.

Обратите вниманиеребенка на то, как получилось четыре игрушки (ктрем прибавили один). Очень полезными будут игры, в ходе которых детиучатся получать большее число из двух меньших (какмы можем перевезти на грузовичке 5 кубиков, есливсе не помещаются в кузове? Можно взять сперва 4кубика, а затем перевезти еще 1. Или сначала – 3, апотом 2 и т.д.

) Решая подобные задачи, ребенокусваивает состав чисел первого десятка.

Раскладывайте на тарелки яблоки, расставляйте ввазы цветы (Как мы можем разложить 9 яблок на 2тарелки? Как 10 цветов можно расставить в две вазы?)Создавайте всевозможные игровые ситуации – ичерез некоторое время ваш малыш, не задумываясь,расскажет, что число 6 можно получить, если к 5прибавить 1, к 4 прибавить 2 или к 3 прибавить 3.

При изучении состава каждого числа можноиспользовать такие игры: “Найди пару” (назови любое число до 10. Ты выбрал8? Теперь я возьму одну карточку с цифрой, а тыподбери другую так, чтобы наши числа при сложенииобразовали число 8.) Можно использовать такжеустный вариант этой игры. “Дополни число до…” (число, которое я назову,нужно дополнить до 8. Я называю 6. Сколько единицне хватает, чтобы стало 8?) Поначалу ребенку легчебудет справиться с заданием, если вы используетесчетный материал (палочки, кружочки и т.д.) Тогдамалыш увидит, что нужно взять 2 единицы, чтобычисло 6 дополнить до 8. Постепенно нужно перейти квыполнению подобных заданий без опоры нанаглядность.

Сложение и вычитание в пределах десяти.Задачи

Конечно же, ваш малыш уже знаком с простейшимипримерами на сложение и вычитание, с задачами нанахождение суммы и разности. К кормушке прилетели 3 синички и 2 воробья.Сколько всего птичек собрались пообедать? /Задача на нахождение суммы./ У зайчика было 4 морковки.

Он съел 1 морковку.Сколько осталось? / Задача на нахождение разности./ Пришла пора ознакомить ребенка с самим понятием“задача”, ее структурой. Расскажите, что в задаче есть условие, вопрос,решение и ответ.

Пусть малыш сам научитсясоставлять задачи, предлагая решить их вам идругим детям. Обращайтесь к нему с просьбойпридумать задачу, скажем, с числами 3 и 2. Поиграйте в игру “Найди задачу”.

/В предложенномвами рассказе должна содержаться задача, аребенок ее “находит”, отличая от загадок ипросто вопросов./

Для решения можно ввести новые виды задач,например:

У Алеши было 5 красных кубиков, а синих – на 1меньше. Сколько синих кубиков у Алеши? На арене цирка выступают 4 тигра и 3 льва.

Насколько больше тигров, чем львов? Производя вычисления в ходе решения задач, детимогут пользоваться фишками (они заменяютпредметы, о которых говориться в задаче).

Фишкамипослужат вырезанные из картона квадратики,кружочки и т.п.

Теперь поговорим о сложении и вычитании впределах 10-ти.

Малыш получает достаточное количество устныхупражнений в ходе изучения состава чисел ирешения задач. Кроме этого, нужно познакомитьребенка с понятиями “сумма”, “разность”,знаками “плюс”, “минус”, “равняется” инаучить “записывать” примеры.

Малыш еще неумеет писать, но он может “выложить” их припомощи изготовленных вами или купленныхкарточек (цифры и знаки). Занимаясь с ребенком, играйте в “школу”, причемвы должны выступать как учителем, так и учеником.

Не забудьте записать в ученики любимогомедвежонка, куклу Барби и всех желающих членовсемьи. Бабушка вашего малыша навернякаобрадуется, если строгий “учитель” поставит ей“пятерку” за правильно выполненное задание.

Готовя ребенка к школе, родители должны помнить,что добиться усвоения необходимого учебногоматериала – не первостепенная задача. Главное –вызвать у малыша интерес к учебе, желание пойти вшколу. Избегайте перегрузок при обучении, не ждите,когда ребенок устанет или ему станет скучно.

“Урок” лучше закончить до того, какпознавательная активность малыша начнет падать.Определить это очень просто: если в конце занятияваш ребенок просит “еще немножко посчитать” –вы на верном пути. По материалам www.likar.info

Источник: http://www.parenting.ru/

Вторая часть мультсериала про котенка по имени Гав: – Так нечестно. – Хорошо спрятанная котлета.

О приключениях маленького котенка по имени Гав: – Одни неприятности. – Где лучше бояться? – Середина сосиски.

Page 3

“Аты-баты…” Аты-баты, шли солдаты, Аты-баты, на базар. Аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар. Аты-баты, сколько стоит? Аты-баты, три рубля. Аты-баты, он какой?Ата-баты, золотой.второй вариант….. … Читать дальше »

Татьяна БоковаОсень скверы украшаетРазноцветною листвой.Осень кормит урожаемПтиц, зверей и нас с тобой.И в садах, и в огороде,И в лесу, и у воды.Приготовила природаВсевозможные плоды. На полях идёт уборка -Собирают люди хлеб…. Читать дальше »

Волк и ягненокУ сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем;А вот о том как в Баснях говорят.Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться; И надобно ж беде случиться, … Читать дальше »

Лепят всеснеговика, Мама ищет Игорька. Где сынок мой? Где же он? Закатали в снежный ком.Дед Мороз проспал в постели,Встал, сосульками звеня:Где вы, вьюги и метели?Что ж не будите меня?Я – веселая Сне … Читать дальше »

Приближаются зимние праздники. У многих он ассоциируется с мандаринами, запахом елки, красивыми гирляндами, огоньками и игрушками. Конечно же хочется придумать какой – нибудь карнавальный костюм. С малышами стоит разучить н … Читать дальше »

Стихи для самых маленьких В некоторых странах малыши к трем годам должны знать около 300 стихотворений. Если мы  с вами будем заниматься, наши дети осилят и большее количество. Для того, чтобы облегчить поиск таких стишков – малыш … Читать дальше »

Page 4

Скоро Новый год, вы уже загадали желание?Скорее думайте, ведь еще нужно время для исполнения.Для того, чтобы быть уверенным в 100% исполнении потрясите снеговика.Загадываем и трясем… Читать дальше » Категория: Флэшки | 2454 | Добавил: Slavunkin | Дата: 04-Дек-2009

Источник: http://www.domashnie-posidelki.ru/publ/11-1-0-414

Математика для малышей или Как научить ребенка считать

Играем в математику. Первый счет

2016-02-10

Очень часто родители, пытаясь дать ребенку первое представление о математике, сосредотачиваются исключительно на порядковом счете или на зазубривании цифр.

Естественно и то, и другое – занятие полезное, однако, если вы действительно хотите научить ребенка считать, то нужно знакомить его не с цифрами, а количествами и не просто заучивать с малышом счет до десяти, а помочь ему понимать произносимые значения, развивать математическое мышление.

Для ребенка слова «Четыре яблока» должны быть не пустым звуком, малыш должен четко представлять, сколько это яблок и понимать, что, к примеру, четыре больше, чем два.

Математика для малышей. Основные принципы

Математические игры, о которых я хочу рассказать в этой статье, лучше всего подойдут для детей 2-4 лет (а что-то даже раньше).

Основная цель этих игр – научить ребенка зрительно узнавать число, понимать, какое больше, какое меньше, какие одинаковы, какое количество соответствует каждой цифре и что будет, если к трем яблокам добавить еще одно. Хочется заметить, что это именно игры, а не уроки.

Детям в этом возрасте не слишком понравится, если вы будете постоянно пытать их вопросами вроде «Покажи цифру 3» «Скажи, сколько здесь палочек?». Их нужно заинтересовать, ненавязчиво добавить математические задачки в повседневные сюжетные игры.

У своей дочери я замечаю самую высокую заинтересованность, когда любимая игрушка лично сообщает ей о своей проблеме и просит помочь (за игрушку, конечно, говорю я ).

Не стремитесь играть сразу с большими числами! Достаточно ограничиться играми в пределах 4-5.

Согласитесь, гораздо привлекательнее помочь малышу освоить различные операции с числами, не превышающими числа 4, развить математическое мышление, чем просто выучить счет до десяти, не умея действовать с каждым из этих чисел. Ребенок, освоивший операции с небольшими числами, потом легко перенесет свои умения и на большие числа.

Итак, математические игры для малышей:

1. Порядковый счет в обычной жизни

Первым делом, обратите внимание малыша на то, что все вокруг нас можно посчитать и введите счет в вашу обыденную жизнь.

Считайте ступеньки, по которым поднимаетесь, машины перед домом, ложки перед обедом, поросят в сказке, свечки-палочки на вашем торте из песка и т.д.

Так постепенно ребенок запомнит регулярно произносимую вами последовательность «один, два, три…» и потихоньку начнет соотносить ее с увиденным количеством. Делать это можно уже с 1 года.

2. Изучаем понятие «Столько же»

Приведу здесь несколько примеров наших самых первых игр с количествами (играли в них в возрасте около 2 лет):

  • Рассаживаем 2-3 игрушки за столом, сообщаем малышу, что у одной из них сегодня день рождения, поэтому всех гостей нужно накормить.

    Для начала вместе считаем, сколько всего гостей и со словами «Так, всего 3 гостя, значит, и тарелки нам понадобится тоже 3» отсчитываем с малышом три тарелки.

    Расставляем их гостям, проверяем, что всем хватило, а это значит что тарелок столько же, сколько игрушек. Аналогично можно давать задания и на раздачу ложек или стульев для игрушек.

  • Потом голосом куклы Маши говорим «А можно мне, пожалуйста, 3 грибочка». Отсчитываем Маше 3 гриба. Затем рассуждаем, что нужно бы лягушонку положить столько же, чтобы не обидеть. Отсчитываем и ему 3 гриба. Вновь закрепили понятие «столько же».

В игре можно использовать как любой подручный счетный материал (шишки, пуговки, счетные палочки), так и покупной (различные грибочки, морковки, помидорки; вот еще пример шикарного набора).

  • Не обязательно ограничиваться только темой чаепития, математику можно добавлять в любые сюжетно-ролевые игры. Например, поставить столько же домиков, сколько и зверушек, нарисовать столько же ягодок, сколько и ежиков на картинке и т.д. Главное, гармонично вплести задачу в сюжет игры, поведав историю о том, что зверушки остались без жилья и т.п.

3. Сравниваем  «Больше-меньше»

  • Продолжая тему дня рождения игрушки, выкладываем одному из гостей 2 гриба, а другому 4, вместе размышляем, у кого больше, а у кого меньше. Для начала даем малышу попробовать определить на глаз, если он ошибается, пересчитываем вместе.
  • Если ребенок уже хорошо справляется со сравнением однородных предметов, можно предложить ему задачу посложнее: выложим перед ним 2 разных количества предметов разных размеров, например, пуговиц. К примеру, кладем 3 больших пуговицы и 5 маленьких и спрашиваем, где больше.

    Первое время малыши обычно путаются, показывая на большие пуговицы. Ваша задача объяснить, что в этой задаче вы сравниваете не размер, а количество пуговиц.

4. Изучаем понятие «Ноль»

Даже самые маленькие, годовалые детки могут легко заметить то обстоятельство, что предметы были и закончились, а также уловить тот момент, когда это произошло. Поэтому раздав игрушкам конфетки, грибы и прочие радости, в недоумении разводите руки и говорите «А у нас ничего не осталось – ноль конфеток». Понятие «ноль», как правило, усваивается детьми очень легко.

5. Настольные игры

Настольные игры с кубиками и фишками – один из самых и лучших и интересных способов попрактиковать порядковый счет с ребенком. К тому же, постоянно пересчитывая одно и то же количество точек на кубике, малыш учится узнавать число без пересчета, что также очень полезно и поможет в дальнейшем легко оперировать числами в уме.

Мы с Таисией начали играть в настольные игры в 2,5 года, в этом возрасте она уже могла уловить то, что нужно играть по правилам, есть очередность ходов и т.д. Про все наши первые настольные игры я подробно написала здесь. А вот здесь можно скачать игру-ходилку, сделанную специально для малышей.

6. Обратный счет

Показывайте ребенку не только прямой, но и обратный счет.

Так, например, надевая кольца на пирамидку, считайте как обычно, а разбирая пирамидку, считайте в обратном порядке, тем  самым показывая, что число колец уменьшается.

То же можно делать, складывая/выкладывая что-то из коробки, собирая/разбирая дорожку (башенку) из кубиков. Это очень полезная игра, она хорошо готовит ребенка к операции вычитания.

7. Простые операции с предметами: сложение и вычитание

Нет, конечно, я не буду здесь писать о том, что пора бы уже решать примеры. Мы просто будем ненавязчиво во время игры давать ребенку элементарное и очень упрощенное представление о таких математических операциях как сложение и вычитание.

Все только в игровой форме! Если ребенок затрудняется или не хочет считать, мы просто сами проговариваем вывод из игровой ситуации «Было три конфеты, одну съели, осталось две».

Вот несколько примеров игр, при помощи которых можно тренировать математическое мышление ребенка (напомню, что пока что мы используем в своих играх только самых маленькие числа – в пределах 4-5):

  • Берем какую-нибудь игрушку и отправляемся с ней вместе в лес на поиски ягод. Мы, например, играли с котом. Расхаживая по комнате, мы находили под стульями и столами ягодки-камушки двух цветов.

    Ну а в конце вели подсчет: «Сколько оранжевых ягод нашел кот? Три. А сколько желтых? Две. А теперь давай посчитаем, сколько всего ягод он нашел. Пять.

    Получается, что мы собрали 2 желтые ягоды и 3 оранжевые, а всего 5!»

  • Фиксики собрались чинить стульчик. У них есть 3 болтика. Давай посчитаем, хватит ли каждому фиксику по болтику. Сколько еще болтиков надо найти?
  • Перевозим кубики в машине на стройку (допустим, 3 штуки). Во время транспортировки один кубик выпадает. Считаем, сколько кубиков осталось.
  • Даем мишке три конфеты, две он съедает. Считаем, сколько у него осталось.
  • Очень интересно играть в так называемые «прятки-вычиталки». Например, рисуем четыре яблока, потом ладошкой закрываем одно, сколько осталось? Потом закрываем два и т.д.

8. Состав числа

Очень полезно раскладывать с ребенком числа на его составляющие (например, 3 это 2+1, 1+1+1, 3+0). Это поможет ребенку при счете в дальнейшем. Варианты игр:

  • Смотри, у нас с тобой есть три яблока, давай разделим их между мишкой и зайкой. Одно яблоко мы дадим зайке, а два – мишке. Попробуйте по-разному перераспределять яблоки между игрушками, показывая разные варианты разложения числа.
  • Можно закрепить на вешалку несколько прищепок, по краям установить небольшие игрушки и перераспределять между ними прищепки, представив, что это, например, конфеты. Получилась отличная замена обычным скучным счетам. Другой вариант: можно надеть баранки на ленточку и точно также их перераспределять, проговаривая, кому сколько досталось.

9. Знакомимся с цифрами, устанавливаем взаимосвязь между цифрами и количествами

Когда у ребенка сложится некоторое представление о количествах, можно начинать вводить цифры. Теперь уже, подсчитав что-либо, вы не просто называете число, но и показываете соответствующую цифру. Вот еще несколько вариантов математических игр:

  • Строим башни из конструктора или кубиков соответствующего размера;

  • Прикрепляем подходящее количество прищепок-волос (ЗДЕСЬ МОЖНО СКАЧАТЬ наши шаблоны головы);
  • Подбираем домино с нужным количеством точек (чтобы разнообразить игру, можно предложить ребенку развозить доминошки по домикам-цифрам на машинке);
  • Выкладываем дорожки из счетных палочек и подбираем подходящие цифры – длина получившихся дорожек поможет ребенку понять, какая цифра больше;
  • Вкладываем нужное количество спичек в пронумерованные коробки;
  • Накладываем нужное количество кубиков в машины с номерами (машины можно нарисовать на бумаге);
  • Можно также воспользоваться готовыми решениями, вроде вот такой игры «Цифры» (Ozon, Лабиринт, My-shop)

или рамки-вкладыша (Ozon, My-shop,Read)

10. Повторяем цифры

Для закрепления цифр будут полезны игры, в которых ребенку нужно найти одинаковые цифры и совместить их. Например, можно подбирать домики к игрушкам по номерам, расставлять машинки по пронумерованным гаражам и т.д.

Или сыграть в математическую игру «Паровозик». Для этого нарисуйте на бумаге или соорудите из конструктора паровоз, пронумеровав вагоны. Каждый пассажир, подходя, будет называть номер своего вагона, а малыш пускай рассаживает всех по местам.

Еще в запоминании цифр хорошо помогут книги со стихами про цифры вроде «Веселого счета» Маршака (Ozon, Лабиринт, My-shop). Нам повезло, и размер цифр в книге точно подходил под размер наших мягких цифр, так что мы их накладывали во время чтения.

Еще мне очень нравится «Веселый счет» Н. Владимировой (Ozon, Лабиринт, My-shop), о нем я писала раньше здесь.

11. Последовательность цифр

На мой взгляд, раньше 3 лет нет необходимости акцентировать внимание ребенка на том, в какой последовательности стоят цифры в числовом ряду, чтобы не путать малыша пока он формирует свое представление о количествах. Ну а после трех ребенка уже могут заинтересовать вот такие математические игры:

  • «Баба Яга перепутала цифры». Малыш должен разложить по порядку перепутанные цифры.
  • Пазлы по номерам. По сути эта та же игра, что и предыдущая, только интереснее, на мой взгляд, ведь упорядочив цифры, малыш может лицезреть красивую картинку. Несколько примеров пазлов можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ.
  • «Назови соседей числа». Сложив цифры по номерам, можно спросить у малыша, какие соседи, например, у цифры 4.
  • Соединять точки по цифрам. Самые легкие числовые лабиринты, которые идеально подойдут в качестве первых, на мой взгляд, представлены в рабочей тетради KUMON «Учимся считать от 1 до 30» (Ozon, Лабиринт, My-shop)

Ну и в завершение хотелось бы привести еще несколько полезных книг, которые помогут вам научить ребенка считать.

  • Земцова «Цифры и счет». Книжки с наклейками (Ozon, Лабиринт, My-shop)

В книжках собраны простые задания на счет, запоминание цифр. Задачки довольно разнообразные, присутствие в книжках наклеек однозначно повышает интерес ребенка к ним. Пособия станут замечательным подспорьем в освоении математики.

  • Фелисити Брукс «Играем и учим числа» (Ozon, Лабиринт, My-shop)

Об этой книге я писала здесь.

  • Магнитная книжка-игрушка «Счет» (Ozon, Лабиринт, My-shop)

Об этой книге я писала здесь.

  • Фотокнига «Учим цвета и числа» (Ozon, Лабиринт, My-shop)

В этой книге ребенку предлагается отыскивать разные предметы, одновременно подсчитывая их. Отличная книга для отработки навыков осознанного счета, внимания. У нас к ней появился интерес не сразу, где-то после 2,5 лет.

Итак, если вы будете вводить простейшую математику в ваши повседневные игровые ситуации с ребенком с малых лет, то эта наука дастся малышу легко. Желаю вам интересных и насыщенных игр!

Мы с Таисией продолжаем потихоньку расширять репертуар наших математических игр, так что думаю, скоро будет продолжение этой статьи. блога, чтобы не пропустить (Email, Инстаграм, , ). Да, и кстати, не забудьте почитать статью про изучение геометрических фигур, ведь развитие пространственного мышления тоже неотъемлемая часть математики для малышей:

УЧИМ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ С МАЛЫШАМИ

Источник: https://jili-blog.ru/kak-nauchit-rebenka-schitat-ili-matematika-dlya-malyshej.html

Хиликон
Добавить комментарий