Искусство врачевания: как лечили древние

Содержание
  1. Искусство врачевания как лечили древние Нетрадиционная медицина Художество врачевания: как пользовали древнейшие
  2. Шумерские азбучные истины
  3. Месопотамский рецепт № 12
  4. Частицы познаний
  5. Грозный закон, однако закон
  6. Вежливая врачебная наука Эллады
  7. Основное — веровать
  8. Портрет веского доктора
  9. Создатель: Сергей РОЩИН,
  10. Медицина древности
  11. Медицина древней Индии
  12. Медицина древнего Рима
  13. Медицина древнего Египта
  14. Медицина древней Греции
  15. Медицина древнего Китая
  16. Медицина древней Руси
  17. Еще статьи на эту тему
  18. Как лечили в старину
  19. Ужасы древней стоматологии
  20. Древняя гинекология
  21. Древняя гигиена
  22. Заключение
  23. Как и чем лечили боль в древности
  24. Божественный авторитет и плацебо
  25.  «Маковое молоко»
  26. Южноамериканский «родственник» опиума
  27. Римский электрошок
  28. Целительная сила массажа
  29. К высшим силам — с просьбой о помощи
  30. Дырка в голове
  31. Русские народные методы

Искусство врачевания как лечили древние Нетрадиционная медицина Художество врачевания: как пользовали древнейшие

Искусство врачевания: как лечили древние

, По-настоящему лечить собственные немочи человеческая расса выучилось недавно. По крайней мере, не ранее, чем завязалось напряжённое формирование урока и технологий. Стоит отметить общеизвестно. А в то же время высококлассное знахарство есть давно. Собственным становлением нынешная врачебная наука значительно должно лечебному художеству Шумера и Древнейшей Греции.

Шумерские азбучные истины

Пустыня. Под раскаленными полупрямыми небесного светила нерасторопно передвигается караван. Разморившиеся от жар верблюды нелегко ступают по очень горячему песку. На их хребтах утомило покачиваются погонщики. 2 недельки пути совершенно измытарили восседающего на первоначальном верблюде бритоголового лица в долгых одеяниях.

На боку у него большая сумка с медицинскими препаратами и приборами. Это врач… Вероятно, как раз так глядела неотложная медицинская помощь древнейшей Месопотамии, «спешащая» к нездоровому. А вообще, было это стоит отметить давненько, что сейчас эллинистический историк Геродот, живший в V веке до н.э.

, откликался о лечебном наследстве Междуречья как о весьма простой фигуре медицины. Впрочем в древнейшем мире шумерские и ассиро-вавилонские врачи воспользовались огромный популярностью. Временами они и свершали поездки зарубеж, дабы помогать влиятельным особам. Пример:, к обрезаны заболевавшему демотическому фараону Аменхотепу III (XV век до н.э.

) был ориентирован айсорский медик. Ну а в 1300 г. до н.э. один из вавилонских докторов колесил в Рисую Азию для лечения короля хеттов. Милосердные познания в древнейшей Месопотамии давались изустно. И просто предположительно посреди медно-бронзового века (III–II годовщина до н.э.) их стали вписывать на табличках прославленной клинописью.

Таблички творились из глины — один-единственного в данной доли света вещества, какой был и остается тайный. Наиболее античный из дошедших до нас милосердных слов на подобном носителе данных был найден североамериканской архиологической экспедицией в 1889 году, при раскопках шумерского городка Ниппура (в 160 клм от нынешного Багдада).

Выисканная тут фриз, датированная концом III тысячелетия до н.э., представляется старейшей в летописи населения земли «фармакопеей». В 145 строчках уместились азбучные истины 15 рецептов на шумерском слоге. Очевидно по слову, врачеватели Месопотамии были огромными ценителями флоры и фауны.

В целебных мишенях они утилизировали многообразные травки, корешок, суперэлита (их профессионалы высчитали возле 50 вариантов), пикули, листья и дары помоны деревьев. А посреди товаров скотного возникновения, перечисленных в рецептах, попадаются и совсем диковинные, пример:, кровь хищник, броня черепахи, кожа козла, экскременты овец.

Не нарушать интересом древнейшие лекари и роттизитовые вещества (мальта, естественную смолу, поваренную соль). Краткий контент таблички сообщает о тщательности, с какой врач подступал к лечению хвороб. ,

Месопотамский рецепт № 12

, «Просеять и отлично смешать истолченный броня черепахи, отпрыски растения нога (из какого достают соду — Первый. авт.), соль и горчицу. Омыть заболевшее пространство концентрированным пивом (его тогда утилизировали особенно как лекарственное средство — Первый. авт.) и тёплой водой.

Намять заболевшее пространство наготовленным формулой, затем натереть постным маслом и обпиздюкать размазанными в порошок иглами пихты».

Жаль, шильдик не включает предписаний, при какой-никаких недугах следует использовать этот рецепт (необходимо размышлять, было это общеизвестно другому самую малость опытному врачевателю).

А вообще, нынешним докторам, пожелай они пользоваться шумерскими рецептами, нелегко бы было вынуть, например, кровь хищник. С иными элементами, к примеру, отходам жизнедеятельности тонкого крупнорогатого скота, как и большего, дело обстоит проще. ,

Частицы познаний

, Ясно, что при неимении электрических микроскопов и ПК, характеристики целебных снадобий доставалось проверять апостериори, то есть путем опытов и мелких ошибок, а также применяя эксперимент, скопленный ранными поколениями.

Житейской сутью людей тогда почитали, сначала, кровь, какую распадали на «кровь дня» (имея явный артериальную) и «кровь ночи» (венозную). Великое свойство также давали сердечку, печени, почкам, кишечному тракту, желудку.

В это же время очевидно игнорировались подобные аппараты, как, пример:, уринозной фунфырь и орган, а нерв совсем не выделяли от сухожилий. Любому органу приписывалось некоторое качество, к тому же отдельные наделялись даром править искренними смятениями и разумной деловитостью.

Например, числилось, что хлопалки и глаза заворачивают интересом, сердечко возглавляет умом, печень — расположением, желудок говорит за апрош, нос — за надмение. Отдельные эксперты подразумевают, что в те дни сейчас наличествовали очки, то есть были знамениты особенности шлифованных линз.

Вероятно, древнейшие медики производили их для состоятельных и родовитых больных, испытывавших страдания близорукостью либо дальнозоркостью. Доказательством что сможет предназначать пластичная лупа, выисканная в руинах замка на месте ассирийского городка Калху. Данный объект, выделанный из высокого хрусталя, очутился хорошей увеличительным стеклом. ,

Грозный закон, однако закон

, Представления врачевателей о первопричинах хворостей разделялись на немного категорий. В первую очередь недуги соединялись с помехой общепринятых между законов действия — ритуальных, духовных и других предписаний. Вот, пример:, как могло бряцать мнение древнейшего доктора: «Он ускорился к находящейся в законном браке даме.

В продолжение удовлетворительно суток он оправится и станет жить». Кроме всего этого, учитывалось воздействие разных соприкосновений с находящейся вокруг окружением: использование больной еды, пурханье в нечистой там. Собственную лепту записывали верующие верования («рука бога», «козни злобного духа» и т.п.).

Между прочим, ни в некоем милосердном тексте древнейшей Месопотамии недостает упоминаний относительный операциях, в том числе устранение зубов, прижизненное кесарево разрез, болтовня черепа. Это, конечно, не значит, что операций в те дни не сделали.

Они упоминались в иных бумагах — сборниках законов, какие долетели до нас вырезанными на базальтовом столбе 2 с половиной метра вышиной. Отдельные из утверждений конкретно затрагивают деловитости докторов. Образцом древнейшего кодекса имеют все шансы предназначать законы Хаммурапи, 6-ой вавилонского короля, верховодившего в XVIII веке до н.э.

Существовавший в Междуречье наказание (принцип соотношения меж доставленным убытком и надеющимся за это санкцией: очес за глаз, непочтительно) переменял врачба в достаточно страшное рукоделие. Если плохого финала лечения, доктора имели возможность подвергнуть достаточно строгому наказанию.

«Если врач делает люду глубокий надрез медно-бронзовым ножиком и этим причинит ему погибель либо, снимая медно-бронзовым холодными оружиями заслуда, испортит люду глаз, то ему следует отрубить руки» — оповещает один из законов Хаммурапи. Вот такие дела, кратко.

Грозные законы Междуречья, вероятно, не столько подымали на надлежащий степень ответственность докторов за самочувствие и жизнь больного, но так жевыверяли их часть. Стоит отметить либо по-другому, однако докторов вслед за тем было очень сильно менее, чем магов-заклинателей, какие так жепочитали себе сопричастными к медицине.

В библиотеке Ашшурбанипала, ассирийского короля VII века до н.э. (а этот предводитель досоздал в самой столице собственного страны Ниневии большее помещение клинописных слов), было найдено сходбище заклинаний на 40 черепяных табличках под всеобщим именем «Когда лиан идет в таунхаус больного».

Очевидно по сиим словам, художество заклинателя сродни нынешней психотерапии, однако выделяется от ее деятельным употреблением разных фармацевтических средств. Временами в ходе ритуала лиан трепал из глины, надоедалы, воска, теста либо производил из бревна статуэтки хуых праздник и спаливал их, дабы вытеснить болезнь.

Чернокнижных слов у заклинателей было настолько не мало, что для наилучшего удобства разведки их укрупняли в разделы («Освобождение от чар», «Избавление от хуых духов») причем даже основывали особые сборники. Как обычно чамбан задолго до начала лечения поделал прогноз, определяя болезнь и ее первопричины, и когда нездоровый был непоправимым, «лекарь» воздерживался, не начиная врачевания. Почти всегда прогноз был плохой: «он умрет», «он не выздоровеет» и т.п. ,

Вежливая врачебная наука Эллады

, В небольшом отличии от шумерской, вавилонской и ассирийской, врачебная наука Древнейшей Греции, независимая от чернокнижных способов и заклинаний, всегда одевала вежливый нрав. Хотя в любой местности жили религиозные вещи и места (древца, гидрофитные библиография, пещеры и, очевидно, церкви), к коих собирались заболевшие греки, чающие исцеления.

Собственное завязало эллинистическая врачебная наука хватит еще в крито-микенской эре, однако первоначальные надежные сведения о ней датированы XII столетием до н.э. (период Троянской борьбы). В поэмах Гомера представлено 141 повреждение человечего тела (ранения, ушибы, нагноения, результаты укусов токсичных змей и др.).

Практически первоначальные эллинистические лекари, оставившие отпечаток в летописи, — это доктора, какие получали из тел бойцов неприятельские стрелы, задерживали кровотечения, починяли и перевязывали царапины, используя и при всем этом успокоительные средства.

В Древнейшей Греции, в том же духе так же как в Шумере, было воспрещено анатомировать погибших, и все же многочисленные милосердные определения из «Илиады» и «Одиссеи» вошли в анатомический словарь и до этих времен употребляются врачами. Во время тончайшего бума, то есть в V веке до н.э.

, в Древнейшей Греции было немного категорий докторов, даже боевые доктора, стремянные врачеватели так нарекаемые периодевты. Заключительные не связывали собственную лечебную практику к некоторому месту, а переезжали из полиса в полис, работая на собственной ужас и вероятность.

Временами они по нескольку лет трудили в некоем полисе в должности социального доктора, какой как обычно предпочитался общенародным собранием после заблаговременного экзамена. Наемным на сферу коллективным лекарям град давал для работы особые здания.

Тут нездоровым обнаруживалась основным фигурой хирургическая помощь, эти же болезни, какие не спрашивали хирургического вмешательства, почаще лечились в домашних условиях. Кабинет являл из себя великое ясное комнате, обеспеченное красновато-желтыми ваннами и разнородным лечебным инвентарем. Необходимо заявить, что тогда уже медики утилизировали достаточно огромный набор милосердных приборов и приспособлений. В их числе — банки для мазей, скальпели, многообразные подставки, пятерни, ушные ложечки и зонды, ножницы, зубные щетки, губы, бинты, клистиры. ,

Основное — веровать

, Один из наиболее, пожалуй, увлекательных технологий лечения в асклепейонах опирался на стоит отметить нарекаемой инкубации. Практиковался он в особых комнатах — абатонах. Стоит отметить именовались долгие покрытые галерки, тянувшиеся по стенок церкви. Семо ни один человек не был в силах угодить в отсутствие особого дозволения.

Нездоровый впрыскивался в положение «искусственного сна» (вероятно, гипноза либо транса) при помощи наркотика либо магнетического влияния. Потом организовывалось истиннее сценическое спектакль: в «операционной» являлся сам господь Эскулап — его воображал нагримированный врач, какой своими руками и изготавливал операцию.

Хотя, в культурных сферах Древнейшей Греции известие к обряду было очень подозрительное. В храмах «консультировали», а может быть резали вежливые врача, к предложениям каких склонялись в особенно трудоемких вариантах.

Впрочем миксолидийские медики оказывали предпочтение здравым способам лечения, греки, на самом деле, не видали специальной разности меж вежливой медициной и врачеванием в храмах. Они веровали в собственных создателей и их вылечивающую мощь.

И то, что, пример:, на протяжении праздников в потерять честь господа виноделия Дионисия афинские господа с огромным удовольствием выдвигали на пересмеивание наиболее основного господа Зевса, гладким количеством ничто не означало. Усмехаться возможно было насколько желать, сомневаться — невозможно.

Атеизм числилось нечестивостью, за какую бичевал суровый трибунал коллегия. Сходственные взоры, конечно, оказывали большое влияние на моральные философия вежливых докторов. Пример:, сообразно неписаным законам, врач не может был приступать прием болезненного с обсуждения велечины собственного возмездия. Временами и приличествовало лечить богатом, так как добросердечная память главнее физических ценностей. ,

Портрет веского доктора

, Великое свойство греки сообщали внешнему облику лекаря и его действию между.

«У доктора станет более престиж, когда он отлично глядит и упитан сообразно собственной натуре, так как эти, кто такой сами не имеют возможности побеспокоиться о собственном теле, числятся не даровитыми обнаруживать соответствующую опеку о других», — разбираем мы в каком-то из древнейших милосердных трактатов.

Знания, какие почитались неизбежными для данной специальности, не довольствовались милосердной наукой. Врач был должен ведать характеристики находящейся вокруг натуры, ураганов, вода, законы восхода и захода сиял, потому что «астрономия обладает к медицинскому художеству большое известие, а совместно с иногда года меняются и немочи людей».

Создатель: Сергей РОЩИН,

научно-популярный журнальчик «Наука Самочувствие Жизнь», выпуск месяц, 2009

Источник: http://medic-post.ru/iskusstvo-vrachevaniya-kak-lechili-drevnie-netraditsionnaya-meditsina-hudozhestvo-vrachevaniya-kak-polzovali-drevnejshie/

Медицина древности

Искусство врачевания: как лечили древние

Многие люди уверены, что древняя меди­цина была весьма примитивной.  На самом деле это не совсем так. Конечно, древние врачи не пользовались современными лекарствами, у них не было компьютера и  рентгена, ультразвукового исследования.

Тем не менее они делали удивительную работу и исцеляли многих, кто к ним обращался. Некоторые  древние медицинские технологии, развитые тысячелетия на­зад, невозможно повторить, даже имея в распоряжении всю со­временную технику.

  Остается только преклоняться перед древними целителями.

Медицина древности

Поначалу сведения о болезнях и их лечении передавались только устно из поколения в поколение. И лишь около 3-го тысячелетия до н.э. в древних государствах сведения эти начали собираться и излагаться письменно.

Правда, у многих народов накопленные знания вместе с гибелью самих древних государств были с течением времени почти полностью утрачены. Так случилось с медициной Древнего Египта, Вавилона, Персии и многими другими культурами.

Некоторые знания врачей древности все же дошли до нашего времени.

Медицина древней Индии

Например, еще в  Древней Индии проводились  операции по лечению катаракты.  В 30 г. до н. э. известный римский врач Корнелий Цельсий  описал их  в классическом труде 'О медицине'. Эта операция была возрожде­на в XX веке.

Книга Целсия была настолько хороша, что врачи использовали ее в качестве учебника на протяжении двух тысяч лет! Клавдий Гален (130-200 гг. до н. э.) также написал много книг по анатомии человека. Именно ему принадлежит диагностика заболеваний  на основе счи­тывания пульса.

Этот древний метод до сих пор не имеет равных.

Медицина древнего Рима

Древнеримская медицина сочетала физические методы с различными  ритуалами, медитациями и  обрядами.  Римские врачи не брали слишком большую плату за свое мастерство, социальное положение док­торов было весьма низким.

Не существовало никакого лицензи­рования врачебной деятельности и никаких формальных требо­ваний для того, чтобы заниматься врачеванием. Любой мог на­звать себя доктором. Если его методы были успешными, он при­влекал большое число пациентов.

Самозванцев жестоко карали.

Медицина древнего Египта

За 4 тыс. лет до н.э. в Египте существовали «дома жизни». Это были специальные учебные заведения при храмах бога Ра, в которых молодых священников в течение многих лет обучали искусству врачевания.

В более поздние времена юноши из  египетских аристократических семей  получали специальную медицинскую подготовку при храмовых школах Гелиополиса, Саиса, Мемфиса и Фив.

  В настоящее время известно 10 основных папирусов древнего Египта, полностью или частично посвященных врачеванию: «Гинекологический папирус» из Кахуна, «Ветеринарный папирус», папирусы Эруса, Бругша. Самый старый, дошедший до нас медицинский папирус, датируется примерно 1800 г. до н.э.

Один его раздел посвящен ведению родов, а другой — лечению животных. Обнаруженный в Фивах в 1872 г. папирус Эберса представляет собой медицинскую энциклопедию древних египтян.

В нем содержится более 900 прописей лекарств для лечения болезней желудочно-кишечного тракта, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, нарушений слуха и зрения, разного рода инфекционных процессов и глистных инвазий. Египтяне в то время знали уже около 250 (!) болезней, которые распознавали по цвету кожи, выражению лица, по виду человеческих отходов и путем ощупывания тела больного. Таким болезням, как ревматизм, аппендицит и трахома уже более четырех тысяч лет.

https://www.youtube.com/watch?v=nNf9izhEF9w

Египетским целителям были известны несколько сот лекарственных растений, многие из которых — касторовое масло, льняное семя, полынь и опий — применяются в медицине и сегодня. Египетские врачи приготовляли из них отвары, пилюли, мази, целебные свечи.

Основами для приготовления лекарств служили молоко, мед, пиво, вода священных источников, растительные масла. Некоторые прописи содержали до 40 компонентов, многие из которых не удается пока идентифицировать.

  В состав лекарств входили растения (лук, гранат, алоэ, виноград, финики, снотворный мак, лотос, папирус), минеральные вещества (сера, сурьма, железо, свинец, алебастр, сода, глина, селитра), а также части тела различных животных.

Согласно мнению специалистов, древним египетским врачевателям уже тысячи лет назад была известна треть всех лечебных средств, используемых медициной нашего времени! Древнеегипетские врачи использовали в лечебных целях части тела и отдельные органы животных и даже насекомых. До сих пор эти препараты не признаны официальной медициной и  не изучено их влияние на организм человека.

Медицина древней Греции

Медицина древности. Гиппократ

Одним из выдающихся врачей Древней Греции был Гиппократ. Его учение  объединяет все  медицинские представления, сложившиеся в Греции к началу  IV в. до н.э.

Вот основные положения медицинской школы Гиппократа: внимательное обследование больного; каждый организм имеет свои особенности; лечить необходимо не болезнь, а больного;  большое значение имеют целительные силы природы и способность человека к самоисцелению;  зависимость здоровья человека от гармоничного сочетания в его организме четырёх жидкостей:  крови,  слизи,  желчи и черной желчи, а также  количества «прирождённой теплоты», которая поддерживается особым тонким веществом — пневмой,  циркулирующей в сосудах человека;  диета, режим и гимнастика играют важную роль в профилактике болезней.

Медицина древнего Китая

Китайская медицина уходит своими  корнями в глубокое прошлое и связана с древней философией.  Согласно ей существует Великая Триада: Небо-Человек-Земля.

Единство двух начал — Земли и Неба (инь и ян) — источник возникновения всех вещей во Вселенной, их сочетание и взаимодействие определяют собой чередование космических явлений.

Вся система взаимосвязей человека и Вселенной  учитывалась китайскими врачами при назначении методов лечения болезней и изготовлении лекарств. Основа лечения  болезней в Древнем Китае — мобилизация всех сил организма, т. е. самоисцеление.

Медицина древней Руси

Народная медицина на Руси с глубокой древности была частью языческой культуры. До нашего времени дошли передаваемые в устной форме заговоры, обращенные к языческим божествам, способным прогнать болезнь.

Во врачебной практике использовались растения (полынь, крапива, подорожник, листья березы, кора ясеня, лук, чеснок, хрен, березовый сок и т.д.), продукты животного происхождения (например, мед, кобылье молоко, сырая печень трески) и минералы.

Врачеватели-знахари назывались волхвами, ведунами, кудесниками, ведьмами. Они считались в народе посредниками между человеком и таинственными силами природы.

Приведенные примеры — обнаруженные и научно доказанные факты.  Сколько высочайше развитых древних культур (шумерская, майянская, атлантичес­кая) исчезло с лица Земли, оставив очень скуд­ные свидетельства о своем пребывании на нашей планете, боль­шая часть из которых до сих пор не прочитана!

Еще статьи на эту тему

Теги: featured, История

Рубрика: История

Источник: http://medpractik.ru/articles/medicina-drevnosti.html

Как лечили в старину

Искусство врачевания: как лечили древние

Несмотря на то, что сейчас мы достаточно часто жалуемся на нашу медицину и непрофессионализм врачей, нужно понимать, что современные способы лечения все же достаточно эффективны, в особенности, если сравнивать их с тем, как лечили своих пациентов врачи прошлого.

Хорошо известно, что продолжительность и качество жизни раньше были значительно ниже, чем в наши дни. Так, еще в средние века человек, доживший до 40 лет, считался практически стариком. Значит, что-то было не так. И не надо говорить, что наши предки умели жить в единстве с природой и знали некие уникальные, забытые способы лечения болезней.

Внимательный взгляд на врачебные практики прошлого раскрывает нам ужасную, но одновременно забавную картину того, как развивалась медицина, как накапливались знания и как мы пришли к современным методам лечения тех или иных болезней.

Ужасы древней стоматологии

Проблемы с зубами преследовали, преследуют, и видимо будут преследовать человечество. А если есть проблема, значит должны быть способы или хотя бы попытки ее решения. Итак, как же лечили зубы раньше?

Если обратиться к глубокой древности, оказывается, что во времена Древнего Египта и Финикии стоматология была развита совсем не плохо. «Стоматологи» этих ушедших в небытие стран умели сверлить и протезировать зубы.

Об этом говорят данные археологических исследований. Обнаружены вставные «мосты» из золотой проволоки и пластин, которыми древние лекари крепили удаленные зубы пациентов к здоровым зубам.

Найдены даже сверла, которыми древние египтяне сверлили зубы.

Красивая башня построенная отдельно от замка в Квиздыне, это и есть данскер — «прогрессивный» средневековый туалет.

С такими прическами и одеждой, куртуазным дамам и господам было не до личной гигиены.

Типичный чемоданчик средневекового лекаря-цирюльника. Из инструментов только набор для кровопускания — панацеи от всех болезней

Атлас точек для кровопускания из средневекового манускрипта для медиков. Познания автора в анатомии, оставляют желать лучшего.

Римские бани, надолго забытый Европой способ содержать в чистоте свое тело и поддерживать личную гигиену.

А это типичный средневековый туалет в рыцарском замке. Продукты жизнедеятельности прекрасных дам и благородных рыцарей стекали прямо по стене сказочного замка.

Конечно, говорить о том, что подобные процедуры были доступны всем нельзя. Такие методы лечения зубов чаше применялись богатыми вельможами и знатью. Простые же люди либо ждали, когда зубы выпадут сами, либо рвали их, теми способами какие только им были доступны.

И способы эти порой были не самыми приятными. К примеру, привязать больной зуб к коню и пустить его в галоп. Еще одним способом было привязать зуб к камню и бросить его со скалы.

Как видите везунчикам можно считать того, кто мог оплатить «профессионально зубодёра» имеющего хоть какой-то инструмент и опыт. А рвать было что, поверьте.

Из-за особенностей питания жителей Древнего Египта проблемы с зубами были настоящим бедствием простого народа и рабов. Грубый помол муки в хлебе и частицы песка в еде, приводили к тому, что зубы стачивались очень быстро. Анализ показывает, что у достаточно пожилых людей из низов общества, зубы зачастую оказывались сточенными до самых десен.

Как не странно, но с течением времени ситуация только ухудшилась. Врачи средневековья, утеряв даже те минимальные знания в области стоматологии которыми обладали их предки, придумали совсем уж экзотические методы лечения.

Так в средние века повсеместно бытовало мнение, что кариес вызывают «зубные черви». Несуществующих паразитов выводили жестоко и радикально. К примеру, заливая в дырки в зубах яд или засовывая раскаленное и даже расплавленное железо.

Мучения больных при подобных операциях можно себе только представить, а об эффективности таких процедур можно даже не говорить.

Однако существовал и достаточно безобидный метод лечения зубов. Нужно было всего лишь просидеть всю ночь, в полнолуние, открыв рот в сторону луны. Считалось, что свет луны способен исцелять зубы. Нужно ли говорить, что случаи излечения зубов таким способом до нас не дошли?

Постепенно и средневековые врачи осваивали забытое искусство протезирования зубов. Ими даже был освоен «творческий» подход к делу.

В отличие от древних врачей, средневековые лекари крепили к здоровым зубам не только выпавшие или удаленные зубы пациента, но и их имитации из металлов, жемчуга, камня и даже зубов животных, для тех, кто не особо брезглив. Однако, как и раньше, зубы чаще просто «драли» нежели лечили.

Интересный факт, зубы в средневековой Европе лечили вовсе и не лекари, этим занимались брадобреи — мастера на все руки. Они же и кровь людям пускали, а кровопускание считалось самым эффективным средством от всех болезней.

Отдельно внимания заслуживают люди, лишившиеся своих зубов полностью, как жили они? Ну, те, что победнее так и жили без зубов. Весело, но не долго. А вот богатые заказывали себе вставные челюсти из различных материалов.

На изготовление шли золото, стремительно желтеющая слоновая кость, кости и зубы животных. А особым «шиком» была натуральная человеческая челюсть.

Как бы омерзительно это не звучало, но был налажен даже теневой бизнес по покупке «запчастей» у палачей, могильщиков или просто грабителей могил.

Так продолжалось вплоть до середины 19 века, когда стоматология наконец-то начала входить в более менее научное русло. Люди стали понимать, что за своими зубами нужно ухаживать и стали их чистить. Тогда же стала применяться и изобретенная Джеймсом Беалл Моррисоном бормашина.

Древняя гинекология

С гинекологией дела обстояли немного лучше, чем со стоматологией. Дело видимо в важности здоровья женщины для общества и продолжения рода. Да и занимались вопросами женского здоровья и рождения ребенка вовсе не парикмахеры.

Именно в этом вопросе существовала строгая специализация. Следить за женским здоровьем были признаны особые знахарки — бабки повитухи.

Хотя в некоторых местностях принимать роды и обследовать женщин могли и специально обученные мужчины лекари, это все же было исключением.

Интересно, что для определения женских проблем с незапамятных времен использовалась пальпация, метод, применяемый и сегодня для обнаружения опухолей и других патологий. А при раскопках уничтоженного Везувием города Помпеи, было даже обнаружено древнее гинекологическое зеркало, применявшееся безымянным лекарем для осмотра пациенток.

А вот с лечением пациенток дело обстояло вовсе не так радужно как с диагностикой. Элементарное отсутствие знаний и невежество в вопросах гигиены, не позволяло применять иных методов лечения кроме молитв, окуривания благовониями и в лучшем случае употребления лекарственных трав.

При родах, чаще надеялись на магию, поверья и приметы, чем на реальную медицинскую помощь.

И лишь к 19 веку гинекология начала приобретать черты реальной медицинской науки, что постепенно позволило снизить смертность рожениц и детей во время родов.

Древняя гигиена

Ситуация с гигиеной в старые времена весьма не однозначна. Многое зависит от страны и времени.

К примеру, древние египтяне не слишком сильно заботились о гигиене, однако и совсем уж безграмотными в этой области их не назовешь. Цивилизации же античного мира, такие как древняя Греция и Римская империя, были подкованы в вопросах гигиены гораздо лучше. Связано это, по-видимому, с культом тела, исповедуемым в данных регионах.

Греки и римляне регулярно мылись, и по возможности следили за своей чистотой. Хотя конечно, о бытовой гигиене на достаточном уровне говорить все же сложно. Однако в сравнении с наступившими потом мрачными средними веками, эпоху античности можно считать просто образцом для подражания в вопросах гигиены.

Интересно, что древние римляне не использовали в своих банях — термах мыло. Грязь удалялась при помощи натирания тела маслами и последующего соскребания их специальными скребками.

Когда же Европа и весь известный тогда мир, погрузились в средние века, гигиена как таковая была практически забыта. Забота о теле и даже наблюдение собственных обнаженных дряблых и рахитичных телес, стали считаться грехом.

Заботиться настоящему христианину надлежало лишь о своей душе. Вот и не мылись годами прекрасные дамы и благородные рыцари.

А уж какой запах стоял в замке, когда вернувшийся из командировки (очередного крестового похода) рыцарь снимал свои сверкающие доспехи и являл миру годами не мытое мужественное тело, даже не хочется представлять.

Если же его прекрасная дама, не отличалась праведностью и потому ждала его в знаменитом «поясе верности», в семейном гнездышке, наверное, дохли даже мухи, блохи и клопы, верные спутники наших романтических героев.

А как вы думаете, куда девались нечистоты в средневековых замках? Нет, канализации там не было.

Всё куда прозаичнее: туалеты просто весели на стене замка, своеобразными «вороньими гнездами», а все продукты жизнедеятельности обитателей замка просто стекали на землю… прямо по стене.

Лишь некоторые прибалтийские замки были оборудованы вынесенной за территорию замка отдельной башней-данскером, особым средневековым туалетом.

В городах же все было еще хуже. Типичный городской туалет на узкой и предельно загаженной улице средневекового города, это пара досок между домами на высоте второго этажа, иногда огороженных стенами, для особо стеснительных граждан.

Так что все, что кушал ваш сосед вчера, вполне могло попасть вам прямо на голову, если вы решили немного прогуляться. Ну, а те, кто пользовался ночными горшками, тоже не слишком заботились о том, как их потом опустошить. Содержимое просто выплескивалось в окно.

Конечно самые «интеллигентные» из горожан сначала предупреждали прохожих о своем предприятии.

Поэтому нечему удивляться, что именно Европа послужила прекрасным резервуаром для черной смерти, неоднократно вспыхивавшей эпидемии чумы. Да, пришла чума из Азии, вместе с крысами и их спутниками — блохами. Однако именно в Европе это зерно зла упало на ту благодатную невежественную почву, которую оно искало.

Но перейдем из средних веков в эпоху просвещения и к куртуазным временам 17 — 18 веков, наверное, тут стало лучше пахнуть? Как ни странно совсем нет. И дело тут вовсе не в религиозных нормах, к тому времени они стали формальными. Дело в моде.

Дамы и их кавалеры стали носить настолько сложные платья и прически, что о том, чтобы снимать их каждый день, можно было просто забыть. В результате в огромных париках придворных красавиц заводились блохи, клопы и даже мыши. Ну, а боролись с ними, так как могли. Дамы носили специальные, богато украшенные ловушки для блох.

А для борьбы с мышами, свившими гнездо в гигантской прическе, отлично подходили тонкие спицы, которыми так легко можно проколоть несчастное животное.

А если уж о том, чтобы снять платье и разобрать прическу можно забыть, то забыть можно и о регулярном мытье. Да и лицо, тщательно намазанное белилами, замечу, «очень полезными» -свинцовыми умывать тоже не хочется.

И самое забавное то, что, по сути, мы можем быть обязаны Наполеону тем, что к началу 19 века модникам и модницам удалось избавиться от негигиеничных нарядов и париков.

Успехи полководца в построении своей новой империи, привели к зарождению целого стиля — ампир (империя) и эталоном этого стиля стала империя римская. Появились легкие платья в римском стиле, похожие на туники, простые прически подобные прическам римских женщин.

В результате люди желавшие оставаться на пике моды, наконец то смогли вздохнуть свободнее и пойти помыться.

Кстати весь этот гигиенический кошмар в большей степени характерен именно для Европы, в странах востока все обстояло куда как лучше. А на Руси таких проблем не знали вовсе. Просторы России позволяли не скучиваться в городах до последней крайности.

В отличие от европейских городов, русские города имели широкие улицы. А самое ценное, что было у наших предков, это конечно же баня.

Великое изобретение нашего народа, позволявшее витязям средневековой Руси, смотреть на своих западных коллег, как на немытых варваров.

Заключение

В наши дни, широко распространилось мнение, что именно сейчас в медицинских знаниях наступил некий регресс. Проскальзывают утверждения о том, что раньше-то все было хорошо, чуть ли не золотой век медицины. Мол, наши предки мало болели, и знали многие секреты лечения, которые мы по головотяпству своему утратили. А врачи сейчас способны только химией лечить да отрезать, все из ненужного.

Однако, как видим, медицина, как и любая другая научная дисциплина, развивалась последовательно, от полного примитива к получению истинных знаний. И предел ее развития еще очень далек от нас с вами.

Но однозначно можно утверждать, что как бы мы не ругали современную медицину, она шагнула далеко вперед в сравнении с древними, немного смешными, но чаще ужасными методами лечения и представлениями о человеке.

Источник: https://narmed.ru/articles/zdorove/kak_lechili_v_starinu

Как и чем лечили боль в древности

Искусство врачевания: как лечили древние

Медицина Древнего Египта была на довольно высоком уровне. Подтверждение этому — папирус Эдвина Смита — один из первых в истории учебников по травматологии. В нем описано 48 «клинических случаев», в которых автор объясняет, как лечить травмы головы, шеи, туловища, рук. Видимо, далее описывались травмы живота, таза и ног, но эти части утеряны.

Первым автором папируса Смита иногда называют Имхотепа — знаменитого древнеегипетского врача и архитектора, построившего пирамиду Джосера. Затем его последователи в течение тысячи лет дополняли и дописывали труд.

Древние авторы папируса Смита не предлагают конкретных способов борьбы с болью. В большинстве наставлений рекомендуется для остановки кровотечения прикладывать к ране свежее мясо, а для профилактики инфекции — мед и жир.

Древнеегипетские врачи делили травмы на три категории, в зависимости от прогноза: «Я вылечу это», «Я буду с этим бороться» и «Это неизлечимо».

Интересно, что про некоторые тяжелые повреждения, например, проникающую до пищевода рану горла, врач говорил: «Я буду с этим бороться».

Фрагмент папируса Смита | Edwin Smith Papyrus, Recto Column 7 (left) and Column 6 (right), containing Cases 12-20.

Божественный авторитет и плацебо

Истоки плацеботерапии — лечения самовнушением — видимо, также стоит искать в древнеегипетской медицине. В стране папируса и пирамид в качестве лекарств использовали самые разные вещества, начиная с трав и минералов, и заканчивая пометом животных.

Если автор рецепта хотел убедить читателя в эффективности своего средства, он упоминал, что лекарство придумал один из богов для себя или для другого бога. Естественно, «божественные» препараты «работали» намного лучше.

Например, в одном из папирусов можно встретить описание средства от головной боли, которое приготовил бог Ра: «Шестое средство, чтобы устранить боль в его голове: плоды кориандра −1; плоды растения „хасит“ −1; или −1; плоды растения „шамес“ −1; …мед- 1; сделать единой массой; смешать с медом; наложить на голову в качестве повязки. Больному сразу станет лучше».

 «Маковое молоко»

Первым настоящим обезболивающим, хотя и с серьезными побочными эффектами, стал опиум, добываемый из мака. Начали использовать его все в том же Древнем Египте.

Есть данные, что мак активно культивировали во времена фараонов Эхнатона и Тутанхамона. Опиум применяли как обезболивающее и успокоительное, как глазные капели и мази, чтобы успокаивать плачущих детей.

Позже опыт египетских коллег переняли греческие врачи.

Интересно, что в античных текстах не найдено ни одного упоминания, что мак вызывал зависимость.

Южноамериканский «родственник» опиума

В то время как древние египтяне и греки боролись с болью опиумом, индейцы Южной Америки применяли с той же целью кактусы пейот, содержащие психоактивное вещество мескалин. Этот «божественный посланник» помогал не только погостить в течение 10-12 часов в мире духов, но и справиться с болью в грудной клетке, с зубной болью, с болями во время родов, при ревматизме.

https://www.youtube.com/watch?v=5An83taJCWA

Анализ археологических находок показывает, что пейот нашел применение в духовных и медицинских практиках примерно пять с половиной тысяч лет назад.

Римский электрошок

Древние умели бороться с болью не только лекарствами. Использовали и некоторые методы физиотерапии, правда, весьма специфические. Если пациент жаловался на головную боль, врач мог положить на его голову электрического угря (по другим данным — электрического сома). Живой электрод следовало держать до тех пор, пока не наступит онемение, и боль не пройдет.

Электроугретерапию, кроме римлян, практиковали африканские племена и древние арабы.

Depostphotos.com

Целительная сила массажа

В дополнение к лечебным травам, минералам и электротерапии, врачи древности могли предложить страдающему от болей массаж. Еще тысячелетия назад его применяли в Египте, Китае, Индии.

Массаж помогал снять боль, расслабить мышцы и избавить от стресса.

Есть данные, что египтяне практиковали и рефлексотерапию: врач нажимал на определенные точки на кистях и стопах, пытаясь справиться с неприятными симптомами.

Гиппократ считал, что «врач должен быть опытным во многих вещах, но, несомненно, в растирании». Разбирался в массажном искусстве и Гален, прославившийся как «врач гладиаторов». Благодаря трудам Галена, знания о массаже получили доктора средневековой Европы и Азии.

К высшим силам — с просьбой о помощи

С древнейших времен медицина была тесно переплетена с религией и магией. Еще в каменном веке болезнь представляли как некого злого духа, вселившегося в тело жертвы.

Древнеегипетские врачи изгоняли «демонов боли» по-разному. Например, лекарь мог вспомнить историю, некогда происходившую с тем или иным божеством. Нужно было подобрать миф, который максимально соответствовал «клиническому случаю», и обязательно рассказать о том, как бог победил злостный недуг.

Иногда обращались прямо к болезни и старались ее «напугать», например, обещая накормить экскрементами. Были и заклинания, мало чем отличавшиеся от современных заговоров. Текст строили в формате пожелания: «пусть боль от этого человека уйдет».

Изгнание болезней считалось занятием рискованным: ведь их могли вызывать не только демоны, но и божества, а им лучше не перечить.

Дырка в голове

В древности существовал весьма экстравагантный метод лечения головной боли, который, впрочем, некоторые самоучки-энтузиасты до сих пор продолжают практиковать на дому.

Примерно 9 000 лет назад некий гений «понял», что головная боль — происки злых духов, поселившихся в черепе. Достаточно сделать в голове дырку и выгнать через нее астральных недоброжелателей. Так человечество начало познавать искусство трепанации. Напомним, о наркозе тысячи лет назад никто не знал.

Черепа вскрывали врачи Древнего Египта, Вавилона, Греции, Рима. Возможность полюбоваться экзекуцией нам любезно предоставляют изображения, сохранившиеся со времен Средневековья и Ренессанса. В настоящее время трепанация черепа имеет четкие показания, «бытовая» головная боль в этот список больше не входит.

Иероним Босх “Извлечение камня глупости”

Русские народные методы

Народная медицина предлагает много способов лечения боли. Встречаются среди них и весьма необычные, представляющие собой причудливое переплетение фитотерапии и мистических обрядов. Например, в своей книге «Сказания русского народа», изданной в 1885 году, этнограф-фольклорист Иван Сахаров описывает такой метод лечения зубной боли:

нужно убить указательным пальцем крота со словами: «Кротик ты, кротик! Я пальцем своим из тебя всю кровь испускаю и им больные зубы излечаю». Затем следует приложить этот палец к больному зубу, произнести шепотом тот же заговор и полоскать утром и вечером чистым уксусом.

О том, как сделать ваше лето безопасным во всех отношениях, читайте здесь.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://health.mail.ru/news/kak_i_chem_lechili_bol_v_drevnosti/

Хиликон
Добавить комментарий