Как научить ребёнка с аутизмом соблюдать дистанцию при контакте

Содержание
  1. Помощь детям с аутизмом
  2. Почему ребенку с аутизмом трудно общаться
  3. Развитие речи при аутизме
  4. Как научить говорить ребенка с аутизмом
  5. Личное пространство и аутизм
  6. Социальная дистанция и социальный успех
  7. Исследования социальной дистанции у взрослых с аутизмом
  8. Роль миндалины в социальных проблемах при аутизме
  9. Обучение детей с аутизмом социальной дистанции
  10. Также смотрите:
  11. Как заподозрить у младенца аутизм и начать коррекцию. Советы родителям
  12. Признаки аутизма, заметные с пеленок
  13. Как воспитывать и чему учить ребенка-аутиста. Советы родителям
  14. Аутизм там и тут – почувствуйте разницу
  15. Как научить ребенка с аутизмом ждать?
  16. Программа обучения ребенка ожиданию
  17. Обучение ожиданию в естественных условиях
  18. Ребенок с аутизмом в школе: как помочь в общении со сверстниками – EduNeo
  19. Инклюзия
  20. Опыт США и Канады: Программа «Круг друзей»
  21. Правила обучения
  22. Статьи по теме

Помощь детям с аутизмом

Как научить ребёнка с аутизмом соблюдать дистанцию при контакте

ефектолог Наталья Керре более 20 лет работает с семьями, в которых растут дети с аутизмом.

Ее книга «Особенные дети: Как подарить счастливую жизнь ребёнку с отклонениями в развитии» может быть полезна всем родителям, которым кажется, что с ребенком что-то не так.

О том, как может проявляться аутизм, мы уже рассказали. Сегодня — об особенностях речи и общения у детей с аутизмом. Что мешает им научиться говорить и адаптироваться в обществе?

Пока не выявлено каких-то конкретных признаков, позволяющих диагностировать аутизм в младенчестве. Однако родители довольно часто упоминают о двух вариантах поведения детей, у которых впоследствии был диагностирован аутизм.

Вариант первый — это чрезмерно тревожные дети, которых трудно успокоить, у которых «сбит» режим, поэтому они путают день с ночью, не успокаиваются, когда их берут на руки, на руках не принимают удобную позу, а застывают, словно дощечки, либо, наоборот, «растекаются» по рукам.

Второй вариант — это, напротив, дети очень «удобные», которых всегда всё устраивает, которых можно с первых дней оставлять одних, и они, как вспоминают родители, «всегда могли занять себя сами» и быстрее успокаивались, когда их не брали на руки или гладили, а оставляли в покое. Такие дети могут предпочитать игрушкам рисунок на обоях, крошки, попавшие в кроватку, тени на стене и т. д.

Среди общих признаков малышей, у которых затем был диагностирован аутизм, отмечаются обычно: избегание глазного контакта, явное неудовольствие от контактов с людьми (быстрее успокаивается, когда его оставляют в покое), нестабильность слухового восприятия (то слышит обращённую к нему речь, то не слышит).

Почему ребенку с аутизмом трудно общаться

Ребёнок без особенностей развития тянется к близкому взрослому, который разговаривает с ним, после трёх месяцев — улыбается в ответ на улыбку, вокализирует, реагируя на обращённую к нему речь.

Ребёнок, у которого нет аутизма, с раннего возраста демонстрирует адекватные эмоциональные реакции: быстрее успокаивается, когда мама берёт его на руки, радуется, когда к его кроватке подходят родители, не любит надолго оставаться в одиночестве в комнате.

С раннего возраста у детей с аутизмом проявляются проблемы, связанные с социальными навыками (подражание, ориентация на социальные стимулы, концентрация внимания вместе с другими людьми на одних и тех же объектах, распознавание эмоциональных состояний окружающих людей, участие в играх, требующих использования воображения и подчинения общим правилам). В более старшем возрасте такие дети, даже если у них развита речь, редко первыми идут на контакт с окружающими, что может создавать иллюзию «тотальной неконтактности» аутистов.

По современным данным, дети с аутизмом хотят общаться не меньше, чем их обычно развивающиеся сверстники, но им сложнее понять, что нужно делать, чтобы наладить общение, они быстро устают и истощаются от общества людей, особенно на многолюдных мероприятиях.

У таких детей слабо выражена социальная направленность собственного поведения, а также восприимчивость к социальным аспектам поведения других людей, они редко делятся своими переживаниями и эмоциями с окружающими, хотя зачастую такие дети очень ранимы и восприимчивы, но им трудно распознать и выразить то, что они чувствуют, словами.

Дети с аутизмом также испытывают трудности в распознавании эмоций других людей по движениям тела, жестам, выражению лица и голосу, то есть затруднено формирование тех социальных навыков, которые при обычном развитии формируются «автоматически».

Аутичные дети отличаются и в выражении собственных эмоциональных состояний. Эти выражения часто характеризуются ограниченным и непроизвольным использованием экспрессивных жестов и эксцентричной, невнятной или непроизвольной мимикой.

Вопреки распространённому ранее мнению о том, что дети с аутизмом не испытывают родственных чувств к своим близким, не могут отличить родителей от посторонних людей, результаты современных исследований и наблюдений свидетельствуют об обратном. Большинство детей с аутизмом более восприимчивы по отношению к близким, чем по отношению к незнакомым людям.

В присутствии знакомых и родных поведение детей с аутизмом более социально, они скучают, когда близких нет рядом, быстрее успокаиваются рядом с родителями, прибегают к их помощи при изучении окружающего мира.

То есть при аутизме наблюдается не тотальная неспособность к формированию привязанности, а дефицит навыков, которые позволяют понимать социальную информацию и реагировать на неё привычным для большинства людей способом.

У аутичных детей присутствуют проблемы, связанные с сонаправленным социальным вниманием, то есть способностью направить внимание другого человека на объект общего интереса, которая в норме проявляется к 12-15-месячному возрасту.

Ребёнок с аутизмом может принести другому человеку интересующий его предмет или указать на него, но он, как правило, делает это только в тех случаях, когда хочет, чтобы другой человек что-то для него сделал: дал игрушку, конфету, помог включить телевизор.

При этом ребёнок не стремится установить с другим человеком контакт и найти с ним общий интерес, чтобы получить удовольствие от самого процесса общения. Он редко привлекает окружающих, чтобы поделиться с ними эмоциями от познания окружающего мира: показать взрослому красивую бабочку, заинтересовавшую машину, кошку.

Разглядывая человеческое лицо, дети нередко обращают внимание на отдельные его части: нос или рот, не воспринимая лицо в целом (у детей с аутизмом обычно наблюдаются проблемы с запоминанием и узнаванием лиц, дети могут не узнать человека, если он по-другому одет, надел шапку или сменил причёску).

Развитие речи при аутизме

При аутизме часто встречаются серьёзные нарушения речи и общения, которые проявляются в раннем возрасте и сохраняются длительное время, в особо тяжёлых случаях — на протяжении всей жизни.

Один из первых признаков нарушения речи при аутизме — неполное использование доречевых средств общения: ребёнок не использует жесты для того, чтобы привлечь внимание взрослого к тому объекту, который его заинтересовал (хотя может показывать на тот объект, который хочет, но не может достать).

Например, не показывает маме на рыбок в аквариуме, которые привлекли его внимание, но показывает (собственной рукой или используя руку взрослого) на ту игрушку на полке, которая ему нужна: то есть использует инструментальные жесты для того, чтобы ему помогли осуществить желаемое, но не использует экспрессивные жесты для передачи собственных чувств.

Многие дети с аутизмом начинают говорить с существенной задержкой. Часто родители отмечают, что ребёнок начал говорить в соответствии с возрастной нормой, но затем речь постепенно регрессировала либо произошла резкая остановка речевого развития.

Когда дети начинают говорить, речь отличается своеобразием: она на первый взгляд вообще слабо соотнесена с ситуацией, в которой происходит общение. Аутичные дети, в отличие от детей без особенностей, отдают предпочтение неречевым звукам.

У многих из них наблюдаются реверсия местоимений (ребёнок не говорит о себе «я», называет себя во втором или третьем лице, например вместо «Я хочу конфету» скажет «Ты хочешь конфета», «Серёжа хочет конфету») и эхолалия, когда ребёнок в ответ либо повторяет ответ, немного изменив интонацию: «Ты пойдёшь гулять?» — «Ты пойдёшь гулять» (ответ утвердительный), либо использует цитаты из рекламы, любимых мультфильмов: «Ты хочешь есть?» — «Кетчуп „Хайнц“ — лучший кетчуп» и т.д.

Кроме того, иногда ребёнок произносит раз за разом слова либо цитаты вне ситуации общения (причём и слова, и цитаты могут быть довольно сложными).

Часто эхолалия расценивается семьёй и специалистами как серьёзное и безнадёжное нарушение речи, и они не всегда над ней работают.

Однако появление эхолалии — это хороший знак, потому что в случае с аутизмом она свидетельствует о том, что ребёнок хочет общаться, хоть и не очень понимает, как это нужно делать, и использует доступные ему средства.

По механизму использования эхолалия очень похожа на то, как человек учит иностранный язык: сначала заучивает ряд шаблонов, затем осваивает импровизацию.

У детей с аутизмом серьёзно страдает «интуитивное чувство языка», которое в норме является врождённым, и они действительно учат родной язык как иностранный. Если ребёнку не помогать — речь может так и остаться на уровне только шаблонов и её использование с целью коммуникации будет грубо ограничено.

Однако, если над эхолалией целенаправленно работать, в большинстве случаев на её базе можно развить у ребёнка речь, более или менее приближенную к привычной нам, хотя процесс это и не очень быстрый.

Некоторое своеобразие, ограниченность и «штампованность» речи могут остаться на всю жизнь, но это будет тот уровень, который позволит продуктивно общаться с окружающими и успешно социально адаптироваться.

Также у детей часто возникают проблемы с согласованием слов на грамматическом уровне, им трудно понять переносный смысл («крутая гора — крутое яйцо — крутой парень» и т.д.), отгадывать загадки, трактовать пословицы и поговорки.

Часто понимание фразы закрепляется за той ситуацией, в которой она была употреблена. (Девочку ругают в школе за то, что она дерётся.

Фраза «Нельзя хулиганить» для неё относится только к ситуации «Нельзя драться» и совсем не переносится на другие неодобряемые социально ситуации.)

Детям трудно понимать сложные инструкции. Поэтому на первоначальном этапе коррекции, общаясь с детьми, нужно употреблять максимально простые фразы, чёткие инструкции, по возможности избегать уменьшительно-ласкательных форм слова, потому что для аутичного ребёнка «мяч» и «мячик» могут быть совершенно разными предметами, никак друг с другом не связанными.

Дети с аутизмом, как правило, с трудом осваивают речевой этикет («спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», которые нейротипичный ребёнок осваивает автоматически с небольшими подсказками взрослых, для малыша с аутизмом будут совершенно нулевой информацией, не несущей никакой смысловой нагрузки, и употреблять он их, естественно, не будет). В более старшем возрасте у детей с аутизмом возникают проблемы с пониманием и пересказыванием прочитанного, ответами на вопросы и т.д.

Таким образом, огромная часть речевых проблем связана с тем, что дети не понимают, что речь можно использовать для общения, передачи информации, решения социальных вопросов.

Как научить говорить ребенка с аутизмом

Означает ли всё это, что ребёнок с аутизмом никогда не сможет полноценно коммуницировать с окружающим миром? Конечно нет. Кропотливая и длительная работа позволяет развить его речь до более-менее приемлемого уровня, научить соблюдать нормы речевого этикета, общаться с семьёй и внешним социумом.

Правда, часть детей с аутизмом так и не начинает говорить, однако даже у них можно улучшить понимание обращённой речи, научить их выполнять инструкции.

Возможно, в этом случае вам поможет обучение методам альтернативной коммуникации — с использованием карточек, планшета и т.д.

Однако я считаю, что сначала имеет смысл попробовать развить устную речь, а вот если подвижек в этом направлении не будет — только тогда обратиться к альтернативной коммуникации.

Порой аутичные дети показывают удивительные и вроде бы неожиданные результаты. В большинстве своём они очень рано осваивают буквы, многие легко учатся читать (обычно для них методика обучения глобальному чтению продуктивнее традиционной методики послогового чтения).

 Ни в коем случае не игнорируйте возможность использовать навык чтения для развития устной речи: иногда ребёнку проще отвечать на те вопросы, которые написаны, осваивать новые слова и правила построения фразы по тексту, который у них перед глазами.

Из книги «Особенные дети»

Авторская статья Наталья Керре

Источник: http://www.fl-life.com.ua/wordpress/archives/12124

Личное пространство и аутизм

Как научить ребёнка с аутизмом соблюдать дистанцию при контакте

05.07.15

Обзор исследований о навыках соблюдения межличностной дистанции при аутизме

Большинство из нас не задумываются о том, на каком расстоянии мы стоим от нашего собеседника во время разговора. Мы просто знаем, где стоять. Но люди с аутизмом часто не могут автоматически определять это. Нередко они встают слишком близко или проходят между двумя беседующими людьми. Согласно некоторым исследованиям такое поведение может усиливать социальные трудности.

В телесериале «Сейнфилд» высмеивался «близкий собеседник» — обычный в других отношениях парень, который стоит лишь в паре сантиметров от лица другого человека во время дружеской беседы.

Исследования показали, что люди стараются сбежать или чувствуют себя неуютно, если кто-то неожиданно вторгается в их личное пространство.

Понять их дискомфорт совсем нетрудно, но если собеседник отличается другим необычным поведением, то подобное вторжение может даже испугать.

Кажется, что большинство людей «без усилий» определяют правильное расстояние до другого человека, но на самом деле это решение является результатом «сложных и динамичных социальных суждений».

Этот навык зависит от множества факторов, в том числе ваших отношений с другим человеком, возраста, пола, эмоций, культуры и, конечно, конкретной ситуации, в которой вы оказались.

Расстояние до потенциального начальника во время собеседования о приеме на работу должно отличаться от расстояния до вашей девушки на свидании или незнакомца на автобусной остановке. Как и выражение лица, физическая близость является источником информации для вашего собеседника.

Если вы встали слишком близко к другому человеку, то это может сообщать о романтическом интересе в одной ситуации и об агрессии в другой. Если вы стоите слишком близко, то это может привести к социальным, а то и к правовым проблемам.

Социальная дистанция и социальный успех

«Как правило, мы не думаем о социальной дистанции, когда с кем-то общаемся, но несмотря на это она играет большую роль в социальной успешности», — объясняет нейробиолог Дэниел П. Кеннеди, профессор Университета Индианы, США.

Доктор Кеннеди — один из немногих ученых, которые изучают «личное пространство» (прозрачный пузырь вокруг, который нам хотелось бы сохранить за собой) и «межличностную дистанцию» (насколько близко мы встает друг к другу) при аутизме.

Наша близость к другим — это «форма невербальной коммуникации, такая же как контакт глазами или кивок головой», поясняет доктор Кеннеди: «Это то, чему мы учимся спонтанно и автоматически в течение детства».

Однако при расстройствах аутистического спектра (РАС) это обучение может пойти неправильно. Чтобы изучить, что именно идет не так, он и доктор Ральф Адолфс из Калифорнийского технологического университета разработали исследование из двух частей — среди детей и среди взрослых.

Сначала они использовали информацию о социальном поведении детей из исследовательского проекта по аутизму «Simons Simplex Collection» и «Autism Genetic Resource Exchange» (AGRE). В проекте Simons участвовали более 2600 семей, в которых только один член семьи (сын или дочь) имел РАС. В AGRE собирались данные о семьях, в которых несколько членов семьи имели аутизм.

Ученые сравнили результаты 766 детей с аутизмом и их 766 братьев и сестер без аутизма по стандартному опроснику аутичного социального поведения, который заполняли их родители.

Подавляющее большинство детей с аутизмом (79%) «не осознавали, что стоят слишком близко и были более склоны вторгаться в личное пространство» по сравнению с их типично развивающимися братьями и сестрами.

Подобные проблемы обнаруживались у детей с 4 лет, и хотя они смягчались с возрастом, они сохранялись и у подростков. Дети, у которых были проблемы с личным пространством, также гораздо чаще:

— Прикасались к другим людям необычным образом.

— Проходили между двумя людьми, когда те разговаривали.

— Не осознавали, когда говорят слишком громко или слишком шумят.

Исследования социальной дистанции у взрослых с аутизмом

Во второй части исследования ученые провели эксперимент с 18 взрослыми с высокофункциональным аутизмом и 20 взрослыми без аутизма (контрольная группа), чтобы определить, какое расстояние они предпочитали.

Для того, чтобы измерить предпочтения расстояния при межличностном общении они просили каждого взрослого подходить к экспериментатору и остановиться, когда дистанция будет «совершенно удобной».

Они также попросили каждого участника остановиться на том расстоянии, которое покажется им слегка дискомфортным — это была граница их личного пространства.

Эти два расстояния часто были связаны: люди, которым нравилось больше личного пространства, были склонны вставать немного дальше, чем другие. По крайней мере, такая связь существовала в контрольной группе, но в группе с РАС эти расстояния варьировались гораздо сильнее.

Несмотря на различия в соотношении двух расстояний, средние предпочтения в дистанции были схожи в группе с РАС и без РАС. Кроме того, 3 из 18 взрослых в спектре аутизма, похоже, вообще не имели никакого представления о личном пространстве.

Один из них, например, вторгся в личное пространство доктора Кеннеди, прикоснувшись к его животу, схватив его за руку и прикоснувшись к лицу. Другому совсем недавно сделали замечание за то, что он стоит слишком близко.

Все трое взрослых имели нормальный уровень интеллекта, и это предполагает, что интеллектуальное развитие не связано с восприятием личного пространства.

По словам доктора Кеннеди, в этом эксперименте все участники понимали, что будет измеряться дистанция во время общения, так что они осознанно следили за своим поведением. «Когда вы берете поведение из реальной жизни и пытаетесь воспроизвести его в лабораторном эксперименте или экспериментальной ситуации, иногда вы получаете другие результаты», чем во время естественных наблюдений».

Возможно, что вне лаборатории, когда они не думают о личном пространстве, люди с РАС ведут себя иначе, и их проблемы с социальной дистанцией могут быть более выраженными. Кроме того, некоторым взрослым с РАС могли объяснять, на каком расстоянии от другого человека следует стоять.

Один из участников исследования сообщил, что ему комфортнее стоять гораздо дальше, чем это принято во время разговора. Просто ему говорили встать ближе, и он так и поступал.

Итальянское исследование, проведенное среди детей с РАС, также показало, что они предпочитают стоять дальше от незнакомого взрослого человека, чем типично развивающиеся дети.

Дальнейшие исследования должны изучить роль проблем с социальной дистанцией у людей с РАС для «функционирования в реальном мире», считает доктор Кеннеди. «Мы слышали сообщения родителей о том, что нарушения личного пространства приводят к значительным социальным и правовым проблемам».

Роль миндалины в социальных проблемах при аутизме

Некоторые ученые считают, что социальные проблемы, типичные для аутизма, могут быть связаны с отделом мозга, который называется миндалина. Она участвует в социальном и эмоциональном поведении и мотивации.

Для проверки этой теории команда исследователей под руководством доктора Саймона Барона-Коэна провела сканирование мозга 6 взрослых с аутизмом и 12 типичных взрослых в то время, когда они рассматривали фотографии глаз и пытались определить по ним эмоциональное состояние человека.

Взрослые с РАС справлялись с заданием хуже, чем контрольная группа. Также было похоже, что они не использовали для этого свою миндалину, если судить по результатам функционального магнито-резонансного сканирования мозга.

Исследование предполагает, что миндалина связана с «социальным интеллектом» — способностью интерпретировать социальный мир — и ее работа при аутизме нарушена.

Интересно, что шесть взрослых с аутизмом гораздо больше использовали другие части своего мозга во время просмотра глаз людей, «возможно, это компенсация аномального функционирования миндалины», говорится в результатах исследования Барона-Коэна.

Другое исследование, проведенное доктором Кеннеди, изучало влияние нарушений в работе миндалины на предпочтения в личном пространстве. Они провели эксперимент с «С. М.» — женщиной 42 лет, чья миндалина была повреждена и полностью перестала функционировать. У С. М. полностью отсутствовало чувство личного пространства.

Она не чувствовала никакого дискомфорта, когда вставала с кем-то нос к носу во время эксперимента. Однако само по себе повреждение миндалины не может привести к аутизму. Другие исследование, в котором участвовали С. М.

и еще одна женщина со схожим повреждением миндалины, показали, что они обе не имели расстройства аутистического спектра.

Нормально функционирующая миндалина, судя по всему, вызывает чувство дискомфорта при нарушении личного пространства, что помогает вам регулировать дистанцию с другими людьми.

Если это так, то, возможно, дисфункция миндалины способствует проблемам с уместной социальной дистанцией при аутизме.

«Мне кажется, что миндалина — это часть нейронной сети, которая участвует в обучении и проявлениях данного типа поведения», — говорит доктор Кеннеди.

Обучение детей с аутизмом социальной дистанции

Детей с аутизмом можно обучать поддержанию уместной социальной дистанции. Психолог Скотт Беллини, директор Клиники исследований социальных навыков в Университете Индианы, США, говорит, что для этой цели он использует обучение самосознанию.

«Обучению самосознанию в нашей клинике происходит на трех уровнях: наблюдение за своим поведением, регуляция своего поведения и оценка своего поведения.

Ключ в том, что вы не сможете регулировать или оценивать свое поведение, если сначала вы не научились за ним наблюдать! По моему определению, наблюдение за своим поведением означает, что вы сами можете отмечать свое поведение. Часто поведенческие программы терпят неудачу, потому что мы просим детей регулировать или изменить поведение, которое они сами даже не замечают.

Так что обучение самосознанию начинается с обучения тому, как замечать собственное поведение и отслеживать его. На этом этапе мы не просим детей вести себя иначе, а только отмечать, что они делают», — объясняет доктор Беллини.

«Как только дети научатся отслеживать свое поведение, мы начинаем требовать от них регулировать его или менять.

Преимущества такого подхода в том, что многие дети сами начинают регулировать свое поведение, когда отслеживают его.

Например, если мы просим ребенка отмечать, сколько раз он вторгался в чужое личное пространство, то с большой вероятностью он сам начнет регулировать свое личное пространство без дополнительных подсказок», — поясняет он.

На последнем этапе ребенок оценивает или анализирует собственное поведение. «Это очень, очень сложная задача для детей с аутизмом.

Многие родители и специалисты подтвердят, что если спросить ребенка с аутизмом: «Зачем ты это сделал?», то типичным ответом будет: «Я не знаю». Они не знают, потому что действуют на автопилоте.

Они демонстрируют поведение и принимают поведенческие решения, но не отслеживают их осознанно». Однако если ребенок научился следить за собственным поведением, то он сможет и оценить его, считает доктор Беллини.

Также смотрите:

Как научить ребенка с аутизмом понятию личного пространства

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Научные исследования, Социальные навыки

Источник: http://outfund.ru/lichnoe-prostranstvo-i-autizm/

Как заподозрить у младенца аутизм и начать коррекцию. Советы родителям

Как научить ребёнка с аутизмом соблюдать дистанцию при контакте

Сегодня, 2 апреля, отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Он установлен резолюцией Генеральной ассамблеи ООН в декабре 2007 года. Цель этой даты — подчеркнуть необходимость помогать людям, страдающим неизлечимым заболеванием, и повышать уровень их жизни.

Диагноз «аутизм» в Беларуси ставят детям не ранее, чем им исполнится 3 года. Между тем признаки аутистических расстройств могут проявляться уже на первом году жизни – внимательным родителям не составит труда заметить их.

Что в поведении малыша должно насторожить? Какую коррекционную помощь и поддержку взрослые способны оказывать своему ребенку до и после официального подтверждения диагноза? Какие правила поведения важно соблюдать при общении с ребенком-аутистом? На вопросы портала www.interfax.

by ответила медицинский психолог Надежда Георгиева.

Признаки аутизма, заметные с пеленок

«Аутистические нарушения могут проявиться уже в первые месяцы жизни ребенка.

И очень важно, чтобы родители не закрывали на них глаза, не уповали на то, что странности исчезнут по мере взросления ребенка, а обращались за консультациями к специалистам – неврологам, психологам, психиатрам-психотерапевтам.

Ведь чем раньше начнется коррекционная работа, тем лучше будет ее результат», – предупреждает Надежда Георгиева и называет признаки раннего детского аутизма.

  • Ребенок избегает прямого взгляда в глаза.
  • Равнодушен или уклоняется от тактильных контактов.
  • Не реагирует на обращенные к нему улыбки и речь окружающих.
  • Почти никогда не улыбается сам.
  • Остается безучастным, когда родитель протягивает к нему руки.
  • Может не откликаться на свое имя.
  • Предпочитает контактировать с предметами, а не с людьми.
  • Любит находиться, играть в одиночестве – очевидно, что общество других людей его тяготит.
  • Не реагирует вообще или реагирует с опозданием на звуки: например, голос человека, лай собаки, сигнал автомобиля.
  • Не пытается вступать в контакт, взаимодействовать с окружающими детьми и взрослыми.
  • Часами может делать одно и то же: рисовать, к примеру, каляки-маляки, рвать бумагу, строить башню из кубиков, следить за стрелками часов.
  • С трудом переключается с одного занятия на другое.
  • Без устали повторяет одни и те же движения: подолгу монотонно раскачивается на стуле, бегает по кругу и т.п.
  • Проявляет фиксированный интерес к определенным цветам, звукам, предметам: например, обращает внимание только на вещи синего и желтого цвета; затаив дыхание, слушает тиканье часов; всегда играет только с желтой резиновой уточкой, игнорируя другие игрушки.
  • У него хорошо развито периферическое зрение.
  • Любит нюхать, лизать, ощупывать предметы.
  • Демонстрирует странные эмоциональные реакции: ни с того ни с сего может зарыдать или захохотать.
  • Ситуация внезапности вызывает у него сильный испуг, стресс.
  • Склонен к аутоагрессии – сам себя кусает, царапает.
  • 2-3-летний ребенок ленится жевать твердую пищу, предпочитает жидкие блюда и напитки.
  • Соглашается есть только определенные продукты (как правило, это ограниченный перечень), категорически отказывается от новых блюд.
  • С трудом засыпает, часто просыпается ночью.
  • Упорно отказывается пользоваться горшком – ничуть не огорчается, справляя малую и большую нужду в штаны.

Как воспитывать и чему учить ребенка-аутиста. Советы родителям

«Прежде всего родители должны смириться с тем фактом, что их ребенок всегда будет особенным – в большей или меньшей степени. Вылечить аутизм невозможно, однако установить связь аутистов с внешним миром, социализировать их – вполне реально.

Многих родителей наверняка ободрит информация о том, что диагноз «аутизм» задним числом поставлен таким известным людям, как Исаак Ньютон, Леонардо да Винчи, Людвиг ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт, Винсент Ван Гог, Чарльз Дарвин, Александр Пушкин, Марк Твен, Вирджиния Вульф, Агата Кристи, Альберт Эйнштейн, а из современников, чьи имена на слуху, аутистические нарушения выявлены у Билла Гейтса, Вуди Аллена, Стивена Спилберга. Кстати, последние исследования свидетельствуют о том, что аутизм – довольно распространенное явление: его признаки обнаруживаются у одного ребенка из 2,5 тыс., по другим сведениям еще чаще – у одного из 110. Мужской аутизм встречается чаще женского», – говорит психолог Надежда Георгиева.

Итак, что могут делать родители для того, чтобы их ребенок-аутист приспособился к жизни в обществе, вышел в «большой мир» и занял в нем свое место?

  • Принимайте ребенка таким, какой он есть, любите его безусловно – это самое главное.
  • Дарите ребенку как можно больше телесного тепла: берите на руки, усаживайте на колени, обнимайте, прижимайте к себе, делайте массаж, практикуйте совместный сон.
  • Верьте в потенциал ребенка и создавайте условия для его развития: знакомьтесь с различными методиками взаимодействия и работы с детьми-аутистами, объединяйтесь с другими родителями и перенимайте их опыт.
  • Аутисты остро нуждаются в том, чтобы их жизнь была упорядоченной и предсказуемой. Обеспечьте ребенку четкий режим дня, заботьтесь о том, чтобы в его комнате был установлен и поддерживался определенный порядок – каждый предмет должен иметь свое фиксированное место.
  • Многие аутисты склонны к агрессии и гневу, поэтому при общении с ребенком сохраняйте нейтральный эмоциональный фон, чтобы предотвратить у него проявление бурных вспышек негативных эмоций и чувств.
  • Учите ребенка конструктивным способам выражения агрессии: предлагайте ему в порыве злости поколотить подушку, потопать ногами, покричать в пластиковый стакан или пакет, изорвать газету на мелкие клочки и др.
  • Ребенок расстроился или испугался, кричит, плачет – постарайтесь устранить источник стресса. Если это невозможно, переключите его внимание, обнимите, схватите в охапку, скажите: «Я тебя люблю».
  • Общение должно быть предельно конкретным: используйте короткие четкие фразы без абстрактных слов с акцентом на то, что вы стремитесь донести до ребенка («Возьми чашку», «Будешь есть банан?»). При необходимости сопровождайте свою речь жестом, демонстрацией картинки.
  • Как можно чаще озвучивайте ребенку свои и его чувства, объясняйте причину их возникновения («Ты кричал, качался по полу, и поэтому я злилась на тебя», «Ты расстроился из-за того, что разлил чай», «Ты улыбаешься, потому что увидел собаку и обрадовался»).
  • Дети-аутисты капризны и своенравны, готовы сутки напролет делать одно и то же и яростно протестуют, когда их прерывают. Позволяйте ребенку заниматься тем, что ему интересно, но обязательно устанавливайте рамки: «Ты можешь собирать конструктор еще час, а потом мы пойдем на прогулку».
  • Обеспечьте долговременную работу с психологом или психотерапевтом, который будет учить ребенка общаться и взаимодействовать с другими людьми, распознавать свои и чужие эмоции и чувства.
  • Большую пользу детям-аутистам приносит танцедвигательная терапия – ищите специалистов в своем городе.
  • Заведите домашнего питомца, лучше всего – собаку. Общение с животными будет благотворно влиять на развитие мозга и эмоциональной сферы ребенка.
  • Заботьтесь о том, чтобы ребенок как можно чаще находился в обществе дружелюбно настроенных детей и взрослых, по возможности посещал интегрированную группу (класс) в обычном детском саду (школе).
  • Ежедневно занимайтесь с неговорящим или малоговорящим ребенком, используя коммуникативные карточки PECS – их можно купить, скачать из Интернета или сделать своими руками.
  • У детей с аутизмом отсутствует либо нарушен эмоциональный интеллект – его можно воспитывать, формировать путем постоянных тренировок в общении с членами семьи, сверстниками, одноклассниками, учителями и др.
  • Дети-аутисты испытывают определенные сенсорные проблемы, поскольку информацию из окружающей среды они воспринимают частями. Например, сначала они реагируют на свет, потом – на звук, после этого – на образ… И пока их мозгом распознается один раздражитель, поступает другой, вследствие чего информация обрабатывается кусками, порциями. Именно поэтому поведение аутистов выглядит неадекватным. Однако способность мозга одновременно перерабатывать поступающую информацию можно и нужно тренировать.
  • У детей-аутистов очень высокий потенциал, но они ленивы, апатичны, страдают синдромом дефицита внимания. Поэтому важно найти не только сферу их компетенции, но и знать, как их можно воодушевить, заинтересовать, мотивировать, побудить к той или иной деятельности.
  • У аутиста важно развивать самостоятельность, терпеливо и настойчиво прививать навыки самообслуживания. Моделируйте как можно больше ситуаций, в которых ребенок может имитировать ваши действия, копировать поведение: например, вместе с ним перед зеркалом чистите зубы, причесывайтесь, застегивайте пуговицы и др.
  • Развивайте у ребенка-аутиста чувство прекрасного – прежде всего с помощью классической музыки, которая не только обеспечивает ощущение психологического комфорта и безопасности, но и способствует развитию внимания и интеллекта. Регулярно ходите с ребенком в театр, музеи, на выставки.
  • Импульсивность – характерная черта аутистов, которая остается на всю жизнь. Это надо учитывать при выборе профессии – лучше, если она будет свободной, творческой, интровертной.

Аутизм там и тут – почувствуйте разницу

Легко ли в Беларуси быть родителями детей-аутистов? Психолог Надежда Георгиева делится с читателями www.interfax.by своим взглядом на проблему: «К сожалению, в нашей стране аутизм – это психиатрический диагноз.

Многих родителей он приводит в отчаяние: его боятся, стесняются, скрывают или до последнего отрицают, упуская драгоценное время для коррекции и реабилитации ребенка. В развитых странах отношение к аутизму совершенно другое – не как к болезни, а как к особому состоянию, вызванному атипичным строением и развитием мозга.

Там ни специалисты, ни обыватели не воспринимают людей с аутистическими нарушениями как больных, ущербных, опасных. Для них аутисты – это представители другой расы, с которыми при желании вполне можно найти общий язык.

За рубежом семьи, в которых воспитываются аутисты, не отгораживаются от мира, не прячут своих особенных детей – наоборот, стремятся наслаждаться родительством и жить полноценной жизнью.

Окружающие, и взрослые и дети, дружелюбны к людям с психофизическими ограничениями, готовы общаться с ними на равных и прийти на помощь в случае необходимости.

Ситуации, когда родители обычных детей возражают против того, чтобы в классе общеобразовательной школы учился ребенок-аутист, как это порой случается у нас, в развитых странах исключены. Считаю, что многим белорусам стоит поучиться такому отношению к людям, которые чем-то отличаются от большинства».

Беседовала Ирина Барейко

На фото психолог Надежда Георгиева

Источник: https://www.interfax.by/article/1181044

Как научить ребенка с аутизмом ждать?

Как научить ребёнка с аутизмом соблюдать дистанцию при контакте

Ребенку с аутизмом может быть трудно освоить такой навык как ожидание. Люди с аутизмом испытывают трудности с абстрактным мышлением, и они могут не понимать концепцию времени. Слова «Еще только пять минут» или «Мы сделаем это позже» могут ничего не значить для таких детей.

Аутизм также связан с ригидностью интересов и потребностью следовать своему внутреннему распорядку, что заставляет ребенка стремиться к удовлетворению своих желаний сейчас… сейчас… СЕЙЧАС. На эту статью меня вдохновила картина истерики этим утром. На этот раз это был не продуктовый магазин, а обувной.

Я выбирала между двумя парами симпатичных туфель, когда увидела миленького маленького мальчика, который явно подошел к своему внутреннему пределу для покупки обуви. Сначала он начал ныть, потом нытье переросло в плачь, а плач перерос в разбрасывание обуви по всему магазину. Я не шучу… шпильки летали повсюду.

Уверена, что многие свидетели этого случая считали, что они видят избалованного ребенка, который капризничает. Я же увидела ребенка, который не умеет ждать.

Многое агрессивное и нежелательное поведение связано с неспособностью ребенка ждать. Вы можете задаваться вопросом, почему же так важно научить ребенка с аутизмом ожиданию.

Причина этого в том, что это навык относится к так называемым базовым, то есть, он необходим для обучения другим, более продвинутым навыкам. Детям приходится ждать, потому что взрослым приходится ждать.

По мере взросления ребенка и его взаимодействия с обществом ему придется ждать в классе, в парке, в магазине, вне дома, в аэропорту и так далее. Несколько примеров того, как могут выглядеть трудности с ожиданием:

— Каждый раз, когда учитель говорит классу построиться в линейку и пойти на улицу, Дуг очень радуется. Он обожает игры на улице. Дуг приходит в такое волнение и нетерпение, когда ждет в линейке, что он регулярно толкает, натыкается и наступает на ноги другим детям рядом с ним.

— Лианна пришла в магазин вместе с папой. Лианна показывает ему знак «есть», с помощью которого она может сообщить, что голодна. Ее папа говорит ей, что они уйдут из магазина через 15 минут, и тогда она сможет поесть. Лианна начинает плакать, а через несколько минут она убегает от папы и забегает в ресторан, где начинает есть остатки еды на пустых столах.

— Воспитательница детского сада Тайрона купила новый батут для всех детей. Тайрон прыгал на батуте все утро к своей великой радости. После завтрака второй ребенок попытался залезть на батут вместе с Тайроном.

Воспитательница говорит, что прыгать может только один ребенок и говорит Тайрону сойти с батута.

Тайрон наблюдает, как другой ребенок прыгает в течение нескольких секунд, а потом он начинает кричать и сталкивает другого ребенка с батута.

— Родители Джейдена обычно забирают его из школы в одно и то же время. Если его родители опаздывают, то он постоянно пытается уйти из класса. Когда учителя не дают ему выйти из класса, то он становится агрессивным, раскидывает игрушки и опрокидывает стулья.

Ребенок, который не умеет ждать, может стать агрессивным, непослушным, его поведение может перерасти в истерику. Большинство людей видят проблему в самом поведении, пытаются блокировать агрессию, говорят ребенку перестать толкаться или ставят его в угол за бросание стульев.

Проблема такого подхода в том, что во всех ситуациях нежелательное поведение было результатом отсутствия навыка. Эти дети не умеют ждать. В ситуации, когда они не получают желаемый предмет или занятие «прямо сейчас», они прибегают к проблемному поведению.

Для того чтобы эффективно избавиться от этого проблемного поведения, вам нужно работать с дефицитом навыка, а не с его результатом. Не будьте теми специалистами или родителями, которые решают все проблемы «пластырями».

Рано или поздно пластыри перестают работать, а рана становится хуже прежнего.

При обучении ребенка с аутизмом ожиданию, вы можете работать над этим вопросом в естественных условиях, или вы можете написать программу и обучать ребенка структурированным образом.

Я обычно делаю и то, и другое. Я пишу программу обучения ожиданию, и я объясняю взрослым, окружающим ребенка, как работать над этим навыком вне стола. Чем больше ребенок практикуется в ожидании, тем лучше.

Давайте рассмотрим оба подхода.

Программа обучения ребенка ожиданию

Для программы по ожиданию вам понадобятся занятия или предметы, которые очень нравятся ребенку. Вам также понадобится таймер.

Перед тем, как написать программу, вам понадобится определить нынешнюю способность ребенка ждать уместным образом.

Уместность означает, что ребенок не тянется к предмету, которого он ждет, не пытается схватить его, не клянчит и не ноет. Если это доступ к занятию, то ребенок не пытается обогнуть вас и прибежать к месту занятия.

Если вы определили, что ребенок может ждать 20 секунд до того как попытается схватить предмет, то установите своей первой целью 10 секунд. Всегда начинайте с более низкого уровня, чем реальные способности ребенка, чтобы гарантировать, что ребенок получит поощрение. Очень медленно увеличивайте время ожидания. Выберите простую инструкцию.

Обычно хватит просто слова «Жди». Позвольте ребенку взять предпочитаемый предмет на несколько секунд. Например, дайте ребенку любимую игрушку поиграть несколько секунд. Заберите игрушку, скажите «Жди» и установите таймер. Положите игрушку так, чтобы ребенок ее видел, но не мог дотянуться. Когда таймер сработает, похвалите ребенка за ожидание и верните игрушку.

Если ребенок не ждет должным образом, то физически подскажите ему, что он должен спокойно сидеть, и игнорируйте любое нежелательное поведение, например, плач. Не хвалите и не поощряйте ребенка, если он не ждал уместным образом. Также не давайте ребенку почти дотронуться до предмета. Ребенок должен подождать доступа к предмету совершенно спокойно.

И повторяйте, повторяйте, повторяйте.

Обучение ожиданию в естественных условиях

Создавайте возможности в течение дня, чтобы ребенок мог чего-нибудь ждать. Например, во время завтрака начните протягивать ребенку апельсиновый сок, потом остановитесь и скажите «Жди».

Когда высаживаете ребенка из машины, потянитесь, чтобы отстегнуть его ремень безопасности, затем остановитесь и скажите «Жди». Используйте различные ситуации и предметы. Всегда предоставляйте похвалу и поощрение за хорошее ожидание.

Все взрослые, которые взаимодействуют с ребенком, должны предоставлять ему возможности для отработки этого навыка. Если вы в общественном месте и не хотите пользоваться таймером, то отсчитывайте время пальцами. Выставите от 2 до 10 пальцев и загибайте их, отсчитывая до нуля.

Если ребенок не сидит должным образом, используйте физическую подсказку и продолжайте счет. Игнорируйте нежелательное поведение. Не предоставляйте похвалу и поощрение, если ребенок не ждал должным образом. Повторяйте, повторяйте, повторяйте.

Наглядные материалы могут быть отличным способом обучить ожиданию. Если ребенок не понимает течение времени, визуальная подсказка позволяет сделать его ощутимым и реальным. Выбор визуальной подсказки зависит от возраста и когнитивных способностей ребенка. С маленькими детьми я использую цвета светофора — красный, желтый, зеленый.

Я держу красную карточку, что значит «жди», потом я держу желтую карточку, что значит «уже почти». Наконец, я держу зеленую карточку, что значит «пора» или доступ к предмету. Я использую эти карточки для предмета или занятия. Для ребенка более старшего возраста я могу использовать карточки с цифрами.

Например, если вы говорите с другим взрослым по телефону, и вам нужно, чтобы ребенок подождал, прежде чем обращаться к вам, то используйте цифры. Начинайте перекладывать цифры от 10 до 0. Как только дойдете до 0, то предоставьте ребенку все ваше внимание и похвалите его за хорошее ожидание. Это более конкретная информация для ребенка, чем когда вы говорите «Подожди» снова и снова.

При использовании визуальных подсказок всегда сопровождайте их устной речью, так вы сможете перейти только к речи и постепенно отказаться от подсказок.

Источник: http://outfundbel.ru/pro-autizm/kak-nauchit-rebenka-s-autizmom-zhdat

Ребенок с аутизмом в школе: как помочь в общении со сверстниками – EduNeo

Как научить ребёнка с аутизмом соблюдать дистанцию при контакте

В настоящее время проблема помощи детям с аутизмом в России и за рубежом отнесена к актуальным задачам образования. Это явление объясняется большим и все увеличивающимся количеством детей с расстройствами аутистического спектра, что зафиксировано во многих странах, и запросом психологов и педагогов на эффективные коррекционные технологии по сглаживанию дефекта развития.

Основной дефицитарной чертой при аутизме является избегание контактов (даже визуальных), отсутствие потребности в общении и чрезвычайно низкая социальная активность.

Данные технологии пригодны для работы с детьми с нетяжелыми расстройства аутистического спектра, то есть для тех детей, для которых возможно включение в общение со сверстниками и взрослыми не ближайшего круга (не членами семьи).

Инклюзия

Одним из способов помощи, который обладает значительными ресурсами социализации, на сегодняшний день называется инклюзия в образовании, то есть объединение в массовой школе здоровых детей и детей с нарушениями развития. То есть можно сказать, что микросоциум класса и здоровые ученики признаются значимым «инструментом» в замысле, проектировании и организации помощи при расстройствах социальной сферы.

Опыт США и Канады: Программа «Круг друзей»

Целью этой программы являются вывод аутичного ребенка из зоны желаемого одиночества и организация его контактов с несколькими одноклассниками (2-4 человека).

Суть: небольшое число здоровых детей, участвующих в Программе, объясняется особенностями при аутизме – выраженный дискомфорт и возможно бурные психоэмоциональные реакции при необходимости одновременно взаимодействовать со многими людьми.

Включение в Программу здоровых детей происходит на основании их собственного желания и готовности оказывать помощь. Типично развивающиеся дети, составляющие «круг», регулируют собственные действия в соответствии с поведением одноклассника – «центра круга», учатся идентифицировать его трудности и предлагают стратегии помощи.

Результаты:

В процессе Программы ребенок с аутизмом попадает в ситуации вынужденных контактов и внимания одноклассников, то есть происходит некоторое «выравнивание» его социальной сферы и выход из состояния замкнутости.

У здоровых детей происходит переориентация позиции: от восприятия сверстниками как аномального и резко от них отличающегося к пониманию его особенностей, трудностей и способов необходимой помощи, которая может оказываться детьми.

Роль педагога (учителя общеобразовательного класса) состоит в предупреждении излишнего внимания и давления отдельных здоровых учеников, участвующих в Программе, на «центр круга» – одноклассника с аутизмом.

При исполнении учителем этой функции соблюдается баланс между помощью и свободой действий каждого ребенка; для здоровых учеников исключается тенденция к доминированию, которая сопровождается приоритетом собственной позиции и нечувствительностью к автономии другого.

Достоинством методики автором называется то, что для ее проведения не требуется специально отведенного времени или дополнительных занятий, увеличивающих общую нагрузку.

В качестве организационных условий для методики выбираются уроки и учебные дисциплины, в которых ученик с аутизмом наиболее преуспевает.

Суть:  учителем  могут искусственно создаваться для «особого» ученика ситуации успеха и преимущества перед другими одноклассниками.

При этих условиях здоровые ученики воспринимают одноклассника, предпочитающего изоляцию и нуждающегося в социальной помощи, как наиболее компетентного в данной области академических знаний и периодически могут обращаться к нему за консультацией.

Роль «консультанта» в лице ребенка с аутизмом позволяет расположить к нему одноклассников, спровоцировать у них потребность общения с ним, «консультант» вовлекается в обсуждение общих учебных вопросов и, таким образом, сокращается социальная дистанция, вызванная дефектами межличностной сферы.

Правила обучения

Относительно правил обучения детей с аутизмом существует проработанная траектория, которая показывает способы включения в класс с большим числом одноклассников и необходимостью принимать участие в общей учебной деятельности.

1 этап 

Первоначально, после поступления в школу, допустимы индивидуальные занятия с педагогом-дефектологом, во время которых ученик усваивает учебную программу и получает коррекционную помощь.

2 этап

Далее, по мере адаптации к ситуации школьного обучения индивидуальные занятия с педагогом-дефектологом переносятся в пространство класса, где обучаются здоровые дети и проводит обучение учитель массовой школе.

3 этап

При следующей ступени адаптации – отсутствие стресса при пребывании в многочисленной группе – происходит постепенный переход от индивидуальных занятий к выполнению требований основного учителя и равноправному участию в общем, объединяющем всех детей класса образовательном процессе.

То есть можно отметить, что главной целью дефектологической сопроводительной работы специалисты в этой области называют постепенное расширение социального пространства ребенка, преодоление его позиции самоизоляции и уменьшение дискомфортного состояния при необходимости вступать в контакт с окружающими.

Вывод

Навыки общения, приобщение к социальной сфере и умение в ней действовать – критерии, которые свидетельствуют о продвижении детей с расстройствами аутистического спектра к состоянию адаптации в той мере, которая возможно при этой аномалии. Развитие даже минимальных коммуникативных умений гарантирует лучшую приспособленность ребенка к окружающему миру, возможность обучения и социализацию через диалог с другими людьми.

Статьи по теме

  • Грамматические способности и чувство ритма: а есть ли связь?

Источник: https://www.eduneo.ru/rebenok-s-autizmom-v-shkole-kak-pomoch-v-obshhenii/

Хиликон
Добавить комментарий