Как развивается речь ребёнка

Содержание
  1. Первые слова: как быстрее развить речь ребенка до 1 года и после?
  2. Раннее речевое развитие ребенка: гуление, лепет, первые слоги
  3. Как правильно развивать речь у ребенка до года
  4. Речевое развитие ребенка в 2 года: как быстрее помочь ребенку развить речь
  5. Развитие речи у ребёнка
  6. Словарный запас расширяется
  7. Трудности коммуникации
  8. Как развить речь?
  9. Подавайте пример правильной речи
  10. Тренировка ого аппарата
  11. Пальчиковые игры
  12. Позитивный настрой — главное условие занятий
  13. Как развить речь ребенка? Что развивает речь ребенка?
  14. Нормы речевого развития для детей
  15. Что такое речь и как онаформируется?
  16. Что замедляет формирование речи ребенка?
  17. Что развивает речь ребенка — Полезные советы
  18. Как развить речь у ребенка до года
  19. Какие факторы влияют на образование речи ребенка до года?
  20. Первая фаза – период крика
  21. Вторая фаза – начинаем гулить
  22. Третья фаза – детский лепет
  23. Четвертая фаза – здравствуйте первые слова!
  24. Продолжаем развивать речь
  25. Как развивается речь ребенка
  26. Развитие речи на первом году жизни
  27. Развитие речи на втором году жизни
  28. Как развивать речь у ребенка
  29. Нормы речевого развития
  30. Развитие речи в домашних условиях
  31. Формируем правильное дыхание
  32. Работаем над артикуляцией
  33. Пополняем словарный запас
  34. Развиваем речевые навыки
  35. Методики развития речи

Первые слова: как быстрее развить речь ребенка до 1 года и после?

Как развивается речь ребёнка

Если до двух месяцев малыш заявляет обо всех своих потребностях лишь громким криком или плачем, то затем ситуация кардинально меняется.

Речь ребенка развивается как снежный ком, по нарастающей: сначала появляется неосознанное гуление, незаметно оно перетекает в лепет и вот уже слышны первые слоги, которые постепенно начинают складываться в простейшие слова.

Задача родителей – развивать речь у ребенка правильно, как это советуют делать педиатры: говорить с малышом без излишнего «сюсюканья», четко проговаривая все слова. Тому, как быстрее развить речь ребенка, и посвящен этот материал.

Раннее речевое развитие ребенка: гуление, лепет, первые слоги

Первые звуки младенец начинает издавать совсем рано, в 2-3 месяца.

Вот как развивается речь ребенка до года: в ответ на мамино появление и ласковое обращение он станет произносить протяжные звуки, состоящие из повторения отдельных гласных: а-а-а-а, о-о-о-о, у-у-у-у и так далее.

Из этого детского гуления и лепета начинается раннее речевое развитие ребенка, сформируется речь, а ее становление и развитие зависит от качества вашего общения с ребенком.

Как помочь ребенку развить речь правильно? На первом году жизни для ребенка важно слышать, как и что говорит ему мама и другие члены семьи.

Он должен научиться понимать обращенную к нему речь и только потом пытаться самому произносить звуки.

Разговоры взрослых людей между собой непонятны и неинтересны для малыша, порой даже утомительны, когда одновременно говорят несколько человек.

Особенность речевого развития детей раннего возраста заключается в том, что задолго до того, как ребенок произнесет первое слово, он уже начинает овладевать языком с помощью ушей.

Сначала он слушает и начинает понимать речь родителей и близких людей, а затем пробует подражать им, произнося звуки.

Называть издаваемые ребенком звуки речью пока еще рано, ведь в появлении речи важно не только развитие речевого аппарата, но в первую очередь мозговой деятельности.

Когда ребенок осмысленно произнесет слово «мама» при появлении матери, это уже свидетельствует о становлении речевой функции. А пока он издает произвольные звуки, и даже похожие на слова слоги «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «да-да-да» и т. д., он тренирует речевой аппарат и готовит его к многолетней интенсивной работе.

Как правильно развивать речь у ребенка до года

Задача мамы и других членов семьи заключается в том, чтобы малыш чаще слышал разговорную речь и учился понимать ее. При любом обращении к ребенку с рождения для развития его речи слова надо произносить правильно и четко, любое свое действие следует комментировать, все предметы и окружении ребенка необходимо постоянно называть, чтобы он понимал, о чем идет разговор.

Как развивать речь ребенка в год, чтобы малыш быстрее освоил навыки общения? На произносимые им звуки надо реагировать словами, чтобы ребенок осознавал, что между вами происходит полноценное общение.

Первые осмысленные слова малыш произносит в 11-12 месяцев; конечно же, этими словами становятся простые и понятные ему: мама, папа, баба, на, дай.

Зато все остальные разнообразные эмоции он выражает богатой интонацией и лепетом, состоящим из более сложных звуков.

До полутора лет такое общение вполне устраивает малыша и родителей, а ближе ко второму дню рождения речь начинает развиваться стремительно.

Происходит настоящий речевой скачок, обусловленный развитием мозговой деятельности, которая настроена на восприятие, понимание и усвоение речи взрослого человека. А раз речь становится понятной, то и овладеть ею не составляет труда для ребенка, тем более что его мозг как никогда готов к освоению всего нового.

Стоит отметить, что лучше всего малыш понимает речь близких ему людей, к которым он привык, чьи интонации и мимика ему знакомы с рождения. Речь незнакомого человека ему может быть непонятна, потому что имеет другой тембр, иную интонацию и артикуляцию.

Речевое развитие ребенка в 2 года: как быстрее помочь ребенку развить речь

Речевое развитие ребенка в 2 года позволяет ему произносить не отдельные слова, а короткие предложения, активно использует не только названия предметов, но и обозначает их действия, качественные характеристики, включает в словарный запас предлоги и союзы.

Как развить речь у ребенка в этом возрасте? В этот период еще большее значение приобретает ваше общение с ним. Разговаривая с ребенком или между собой, родители должны правильно и внятно произносить слова, ведь он повторяет за вами не только произношение, но и интонацию, рисунок речи.

Озвучивайте любое желание и каждое действие, собираясь на прогулку, моя посуду или готовя ванну к купанию. Читайте вслух книжки, рассказывайте стихи, пойте песенки, привлекайте малыша к их совместному повторению и пению. Ритмичные детские стишки легко запоминаются и с удовольствием декламируются малышом по вашей просьбе.

Он уже знает значения и названия многих предметов и повторяет их в различных падежах: «это моя рубашка», «я надеваю рубашку», «собачка лает», «я вижу собачку».

Освоение любого навыка, в том числе и речевого, у ребенка лучше происходит в игре.

Поэтому знакомство с новыми словами и их заучивание обращайте в игру: знакомую игрушку (куколку) на глазах у ребенка засуньте в рукавичку (незнакомый предмет, незнакомое слово).

Спросите: «Куда это куколка спряталась? Давай посмотрим, может, она в рукавичке?» Пусть малыш сам достанет игрушку, а вы похвалите: «Вот какой молодец! Нашел куколку в рукавичке».

Если с первого раза произнести слово правильно не удается, не заставляйте малыша повторять его несколько раз, так вы отобьете охоту к освоению речи. Зато когда слово наконец-то произнесено правильно, похвалите ребенка. Да и вообще, никогда не скупитесь на похвалу и ласку. Положительные эмоции стимулируют развитие ребенка, дают импульс к познанию мира, в том числе и к языковому развитию.

Возрастные особенности развития речи детей таковы, что девочки начинают говорить раньше, а мальчики в этом вопросе отстают, иногда довольно значительно.

Наконец-то девочки возьмут реванш за то, что позднее начали ходить.

Если ваш малыш упорно молчит, следует обратиться к специалистам для исключения серьезных причин молчания: снижения слуха, органического поражения нервной системы, генетических нарушений.

Если обследования у отоларинголога, психоневролога, логопеда не выявили патологии, то продолжайте работать над развитием речи — и добьетесь успеха. После длительного молчания ваш «немой» заговорит — не остановишь, в полном соответствии с мудрым изречением: «Человеку требуется 2 года, чтобы научиться говорить, и вся жизнь, чтобы научиться молчать».

НАЖМИТЕ НА СТАТЬЮ НИЖЕ,
чтобы читать еще:

Источник: http://mama-likes.ru/advices/pervye-slova-kak-bystree-razvit.html

Развитие речи у ребёнка

Как развивается речь ребёнка

Наступает новый период в развитии речи ребёнка: «слова-фразы».

В возрасте 15-18-ти месяцев наступает новый период в развитии речи ребёнка: «слова-фразы». Он знает уже некоторое количество слов, но еще не умеет их соединить так, чтобы получилось целое предложение. 

Вот и получается, что каждое слово приобретает сложный смысл, указывающий на определённое желание, просьбу¸ требование или жалобу. Малыш говорит «фебе» с особенной интонацией, и только заботливая мама прекрасно понимает, что эти два слога означают «Мамочка, дай мне хлеба!»

Словарный запас расширяется

Если к полуторагодовалому возрасту ребёнок знает 15–20 слов, то к двум годам его лексикон расширяется приблизительно до 50-60-ти слов. 

В этот же период он начинает складывать слова в первые короткие предложения: «Мама ушла», «Идем гулять», «Это кукла Маши». Маша, в данном случае, имя владелицы куклы, которая именно таким образом её называет. 

Все дети в этом возрасте говорят о себе в третьем лице, поскольку осознание собственного «Я» ещё не сформировано: «Малыш», «Он», «Саша», то есть, так, как их называют окружающие.

Трудности коммуникации

Бывает, что у 18-20-ти месячного ребёнка внезапно происходят вспышки гнева, истерики, когда он произносит непонятные взрослым слова. У этих припадков ярости есть объяснение: малыш хочет что-то до вас донести, но у него не получается, не хватает слов. 

У 1,5-2-х летних детей наблюдается большой разрыв между тем, что малыш уже понимает и тем, что способен выразить при помощи речи. Часто такой разрыв становится ещё больше, поскольку дети не желают разговаривать. Они попросту молчат до определённого момента. 

О таких детках родители обычно говорят: «Всё понимает, но сказать не может», и это действительно так. Вербальные возможности малыша ещё очень ограниченны, зато при необходимости он всегда найдёт иные средства, чтобы заставить взрослых понять себя.

Как развить речь?

С двухлетним ребёнком нужно проводить занятия по развитию активной речи. Конечно, это должно происходить в игровой форме.

  • показывайте малышу различные предметы, чётко произнося их название;
  • показывайте простые действия, называя их — так малыш узнает новые глаголы;
  • показывайте иллюстрации с изображением разных предметов и действий;
  • учите с ребёнком короткие стишки, народные потешки, пересказывайте их вместе;
  • малыши очень любят скороговорки. Выучите самые интересные и доступные из них и упражняйтесь вместе с крохой;
  • играйте в развивающие игры-задания: найди, принеси, спрячь.

Не забывайте о том, что, произнося слово-название, нужно проговаривать его медленно, выразительно, с паузами, соответствующими жестами, многократно. 

Ваша задача — обеспечить правильное и, желательно, быстрое восприятие малышом речи окружающих. 

Для полноценного развития речи недостаточно говорить с малышом о том, что он видит в данный момент. Нужно побуждать его вспомнить то, что он видел недавно. К примеру: «Помнишь ту собачку, которую мы видели на прогулке?» или «Какие ягодки мы собирали в саду?»

Подавайте пример правильной речи

Совершенствуйте пассивную речь ребёнка: обогащайте свой личный словарный запас, пользуйтесь всеми частями речи, говорите правильно, произносите каждый звук в словах чётко. 

Расширять пользование речью — это значит, уметь правильно поставить вопрос и правильно на него ответить, уметь передать словами свои впечатления, эмоции. 

Воспитывать в ребёнке навыки культурной речи — это означает говорить не спеша, негромко, не жестикулируя и не слишком артикулируя.

Тренировка ого аппарата

Иногда малышу очень трудно воспроизвести отдельные звуки. Он присматривается к тому, как это делаете вы, старается, но это получается не сразу (особенно, если дело касается труднопроизносимых звуков). 

Очень важна тренировка ого аппарата и обучение правильному произношению.

  • чаще побуждайте ребёнка к чтению стихов, разговору;
  • показывайте предметы, в названиях которых встречаются «р», «ш», «ж» и другие труднопроизносимые звуки;
  • прослушивайте вместе детские диски и видеодиски с записями стихов, песен в исполнении профессиональных актёров и певцов;
  • важным аспектом в формировании речи является умение различать звуки, которое появляется не сразу, проходя несколько этапов формирования. К примеру, двухлетние дети не различают слова «мак» и «бак». Вообще все сходные по звучанию звуки они различают плохо: б-н, б-п, м-н, с-з.

Пальчиковые игры

Многие специалисты уверены, что на развитие речевых навыков детей большое влияние оказывает развитие рук, а особенно пальцев. 

Таких игр — с веселыми песенками, стихами, инструментальным музыкальным сопровождением, существует очень много. Например, вот игра, которая не только способствует развитию мелкой моторики, но и учит малыша считать:

В маленьком домике пять этажей (гладим и массируем все пальчики по очереди)Внизу живёт семейство ежей,На втором этаже — семейство зайчат;На третьем — семейка умных бельчат.

На четвёртом устроилась птица-синица,

На пятом — сова, очень важная птица.Ну вот и пора нам обратно спуститься:

На 5-ом — сова, на 4-ом — синица,

Бельчатки на 3-ем, зайчатки — 2-ом,
На 1-ом ежи, мы к ним в гости идём.

Другие способы развития мелкой моторики — рисование пальчиковыми красками и лепка. Такие занятия развивают фантазию ребёнка, способности к творчеству и художественным способам самовыражения.

Позитивный настрой — главное условие занятий

И ещё одно важное условие: сохраняйте хорошее настроение во время игр и занятий с малышом. Хвалите кроху даже за самые незначительные успехи, никогда не принуждайте к тому, что ему не нравится и неинтересно. 

И не сравнивайте его с другими детками, ведь каждый ребёнок начинает говорить в разное время. Кто-то переходит к предложениям уже к 18-ти месяцам¸ а есть молчуны, упорствующие до 3-х лет, а потом вдруг начинающие выдавать целые рассказы! 

Просто занимайтесь, увеличивайте словарный запас малыша — это важно в любом случае.

Источник: https://www.BabyBlog.ru/cr/sovety/cr20/prazvitie-rechi-unbsprebjonkap

Как развить речь ребенка? Что развивает речь ребенка?

Как развивается речь ребёнка

Любая мама трепетна ко всему, что касается здоровья и развития своего малыша. И, нуждаясь в ориентирах «правильности»,  часто становится заложником статистических норм.

Это касается зубов, роста, веса, двигательной активности и, конечно, речи.

Ребенок, который не укладывается в таблички, вызывает у мамы повышенную тревогу и, как следствие, истязания в виде активных занятий, обследований, усиленного питания, строгого режима – все, на что хватит сил и финансового ресурса.

Нормы речевого развития для детей

Познакомимся со стандартными нормами речевого развития для детей в возрасте от года до трех:

  • В 1,5 года – произносить простую фразу связки действие-предмет (дай чашку, дай мяч). Допускаются пропуски и неполное произношение предмета или действия.
  • В 2 года – произносить предложение из трех или четырех слов. Очень желательно употребление разных окончаний, множественного числа, предлогов и тд. Именно это умение является критерием оценки уровня развития речи, а не количество слов в багаже ребенка.
  • После 2х лет – безошибочно понимать речь, выполнять просьбы. Без пропуска строить фразы с использованием всех членов предложения (прилагательные, глаголы, предлоги, наречия, местоимения). Допускается, если ребенок не выговаривает отдельные звуки, как правило, это шипящие, Р и Л.

Как мы видим «нормы» очень расходятся с действительностью. Из встречаемых мною детей на площадках только один ребенок поспевает уложиться в «Норму».  Попробуем последовательно разобраться..

Что такое речь и как она формируется?

Механизм речи состоит из двух частей – понимания речи взрослого и собственной речи ребенка. Оба механизма формируются постепенно с разной успеваемостью, как правило к трем годам ребенок сносно говорит. Первые шаги к освоению речи лежат через жесты. Еще во младенчестве дети тянут ручки к желаемому предмету.

Далее осознанно использует указательный жест, отрицательный (мотание головой), жест-просьба «дай» (сжимать ладонь) и тд. Многие малыши не спешат переходить из жестовой речи в устную. Не торопите ребенка, это очень важный этап. Жестовая речь является неотъемлемой частью разговорной.

 Продолжайте реагировать на жесты, проговаривая вслух просьбу ребенка и ваши действия, таким образом озвучивая полный диалог. Также для обучения любым навыкам ребенку необходимо проявить внимание и любознательность. Это называется произвольным вниманием, то есть внимание, сознательно переключаемое с объекта на объект.

Именно оно лежит в основе любого обучения.

Что замедляет формирование речи ребенка?

Многие родители недооценивают степень влияния окружающей среды и неосознанно тормозят развитие новых навыков, в том числе и речи. Вредные привычки:

  • Телевизор и прочие производные. Бесспорный факт — экранная речь замедляет речевое развитие. Речь часто искаженная, быстрая, не обращена к ребенку, не требует от него ответа или действий. В дополнение просмотр телевизора тренирует непроизвольное внимание (вынужденное). Ребенок не в состоянии оторваться от нескончаемых ярких картинок, громких звуков. Это касается и так называемых развивающих мультиков. Помните, все экранные просмотры имеют только два направления: испортить зрение малышей и освободить родителей от общения с детьми.
  • Непрерывно звучащая музыка. Слова в песнях звучат протяжно или слишком быстро, ребенок не понимает их, не видит артикуляции. Детские песни не исключение. Наилучшее исполнение — от лица родителей, в таком случае выбирайте медленный темп, понятные слова. Музыка без слов допустима, но дозировано и негромко.
  • Развивающие приложения, компьютерные игры — крайне вредны. Кроме мощного фактора торможения речи, они также лишают ребенка творческого воображения, предлагая шаблонные ситуации с готовыми решениями. Дети должны знать о богатстве выбора поведения в той или иной ситуации. Именно родители знакомят с вариантами поведения в жизненных ситуациях, если: отнимают игрушку, упал и ударился, как поделить игрушку, как попросить пить и тд.
  • Речевые игрушки – ничему не научат ваших детей. Произношение оставляет желать лучшего, артикуляции нет, фраза говорится в воздух. Дети должны играть с реальными объемными и понятными героями (кукла, собака, кошка и тд). В какой-то момент игрушка в его руках скажет «мяу», или «ав ав» — это и будет вашей победой. А зачем озвучивать то, что и так говорит?!… Именно «ручные» игры положительно влияют на развитие мышления и речи. С живыми игрушками можно проигрывать то, что происходит с малышом в течение дня. Говорить, одевать, кормить, уснуть с куклой или трактором. Их можно любить! Однако помните – избыток игрушек способен вызвать у ребенка пресыщение, как следствие притупление любознательности и потеря интереса ко всему новому.

Что развивает речь ребенка —  Полезные советы

Уделите должное внимание вашему общению с ребенком. Не позволяйте себе общаться «глядя в телевизор» или с высоты своего роста. Старайтесь находиться на одном уровне лицом к лицу. Найдите в себе силы отвечать на 101-е «Мама». Поставьте себя на его место.

 Наверняка вас раздражает, когда близкие люди не реагируют на ваши слова, делая вид, что ничего не произошло. Или разговаривают с вами, но держатся принужденно, отвечая невпопад, почти не смотрят на вас.  Проведите эксперимент.

Поставьте у кухонного стола взрослого, возьмите малыша за руку и подойдите максимально близко к ногам. Опуститесь, так что бы ваши глаза были на одном уровне и посмотрите глазами ребенка на взрослого. Это вы — Мама, которая готовит, и малыш, который хочет что-то сказать.

Вам много видно? Интересно? Хочется поговорить в таком положении? Удобно говорить с задранной головой? Вы зовете Маму, а она даже не смотрит на вас…

Организуйте место для игр. Идеально играть по разные стороны детского столика, располагаясь друг напротив друга. Так малыш увидит артикуляцию и со временем попытается повторить.

Следите за собственной речью, она должна быть понятной, не быстрой. Во время общения соблюдайте тишину, желательно с рождения.

В тишине ребенок может сосредоточиться на речи взрослого, а также услышать и оценить качество собственной.

Научите малыша играть с куклой или машинкой. Разыгрывайте ежедневные дела: кормление, поход в гости, прятки, с диалогами между игрушками. Так малыш научится проводить время самостоятельно, проигрывая любимые сценки и стараясь их озвучивать.

Задавайте заведомо неверные вопросы, провоцируя реакцию опровержения. Допустим: — «У кошки есть хвост? А у мамы есть хвост? Собака говорит «мяу?». Вне зависимости от ответа проговаривайте развернутое опровержение – «Нет, собака не говорит «мяу», она говорит «ав-ав». При построении вопроса используйте слова, значение которых хорошо знакомо ребенку.

Пальцы в ротике — плохая привычка, однако это необходимое исследование органов речи. Язык, десна, зубы. Позвольте ребенку изучить их. Поощряйте стремление пить из чашки, кушать ложкой.

Язык совершает разнообразные движения, что готовит его к произношению. Тренируйте выдох через рот, именно на выходе мы произносим звуки. Дуйте на свечку, на горячее, на ватку, пену.

 Уделяйте внимание мелкой моторике рук, найдите занятие по душе. Делайте массаж пальчиков.

Речь будет медленно развиваться, если ребенок «зажат» физически. Голова смотрит вниз, руки крепко прижаты к телу, преобладают напряженные, стесненные позы. Боязливость дотронуться до другого ребенка или взрослого. Для работы органов речи мышцы лица и тела должны быть расслабленны. Будьте в постоянном физическом доступе.

 Ребенок не разделяет контакт физический и речевой. Помогая преодолеть барьер физического контакта, вы приблизите речевое обращение. Для этого обнимайте ребенка чаще, старайтесь не отказывать в желании побыть на ручках или подурачиться вместе. Дайте ощущение защищенности, если малыш просит уйти от объекта, не настаивайте.

 Пробуйте расслабить мышцы ребенка в подвижных играх. Например, падать на спинку или на животик с невысокого трамплина или ваших рук на диване. Ни в коем случае не отталкивайте ребенка физически, даже если он сделал вам больно.

Ваша задача раскрепостить, расслабить, сделать так, чтобы движения и поза малыша были доверительными, свободными,полными уверенности в вашей поддержке.

Наделите ребенка правом голоса. Спрашивайте чаще – можно я надену тебе носочки, поменяю подгузник? Какую футболку ты хочешь надеть — эту или эту? Если вы спросили у ребенка его мнение, следуйте его ответу. Это поддержит его стремление выражать более полно свои желания.

И самое главное — речь способна развиваться только в общении с настоящим, живим собеседником. Интересно, что для малыша «не испорченного» мультиками, игрушка способна его заменить.

Пусть ваш малыш еще маленький, но ему нужно многое вам сказать. Ведь это так приятно, когда тебя слушают

Источник: http://allsisters.ru/materinstvo/kak-razvit-rech-rebenka/

Как развить речь у ребенка до года

Как развивается речь ребёнка

Речь и мышление  отличают нас от «братьев наших меньших». Ребенок, без отклонений в анатомическом развитии, но волей случая оказавшийся без общения, никогда не заговорит. Поэтому задача родителей – научить разговорной речи, и не думать, что, только слыша нашу речь, он заговорит сам.

Развитие речевого аппарата проходят все стадии развития, начиная от рождения. Речь – взаимодействие дыхательной системы, ого аппарата и нервной системы. И ее развитие можно сравнить с развитием сенсорных или двигательных навыков. И делать это нужно с рождения, не дожидаясь пока малыш подрастет.

Какие факторы влияют на образование речи ребенка до года?

Развитие умения говорить взаимосвязано с кожным покровом, зрением и слухом.

Именно от них поступают импульсы в ЦНС с информацией о мире, который окружает кроху: сенсорные ощущения от прикосновений к коже, голоса матери и зрительного восприятия предметов.

А это является  толчком к тому, что у малыша возникает мотивация к общению, и чем информации больше, тем активнее  ребенок хочет говорить.

Активизируя мелкую моторику верхних конечностей, родители также способствуют активному развитию речи.

Умение говорить у детей,  можно разделить на условные периоды. Пока малыш у мамы в животике, то все его потребности удовлетворяются на физиологическом уровне, но при рождении сразу все меняется. Теперь он сам должен каким-то образом сигнализировать о своих потребностях, которые также являются предпосылками к умению говорить.

Первая фаза – период крика

Первые две недели жизни – безусловные рефлексы на такие раздражители как голод, температурный дискомфорт, боль. И при получении искомого кроха успокаивается. Кроме того, что слыша плач малыша – его голос, родители спонтанно формируют  стереотип – привлечение внимание голосом.

На третьей неделе жизни, при прогрессирующем формировании ротовой полости и языка (процесс сосания) он начинает проговаривать отдельные простые гласные звуки, не столь четко, но вполне понятно. Одновременно у крохи формируется слух и зрение. Он активизируется, слыша голос матери, может останавливать взгляд не неподвижных предметах.

И чем чаще он слышит голос мамы, тем спокойнее ему становится, он подспудно чувствует свою защищенность. Но крик все еще присутствует, и может выражаться как одна из форм общения, и развиваться одновременно с умением говорить.

  Продолжается крик  примерно к началу третьего месяца, только он видоизменяется, и чуткая мама сможет услышать уже интонации: радость, удовольствие, боль, гнев и др.

Фаза крика может длиться даже до тех пор, когда малыш уже умеет произносить отдельные простые слова. Это своеобразное общение.

Что нужно в этот период?  Особенности этой фазы состоят в том, что родители, и мама в первую очередь должна создать нужные условия для формирования слуха и зрения: звук погремушек, неподвижные, яркие и красочные предметы должны как можно чаще окружать ребенка. Необходимо развивать тактильные ощущения, вкладывая в его ладошку небольшие игрушки с различными фактурами.

И обязательно разговаривайте!  Чаще произносите звуки,  доступные для повторения малышом.

Вторая фаза – начинаем гулить

Повторяя простые гласные звуки от 2-х до 6-ти месяцев, малыш гулит. Но уже к гласным звукам присоединяются и согласные: х, г, к. Причем у ребенка получается соединять их в простые слоги: гу, агу, ку и пр.  Самое интересное, что дети разных народов соединяют их одинаково, вне зависимости от языка родителей.

Гуление у ребенка происходит чаще всего неосознанно: рассматривание игрушки, купаясь, трогая какие-либо предметы, но вместе с тем уже можно наблюдать что его «речь» — реакция на голос или обращение мамы или папы. Это первые проявления осознанного желания общаться.  Малыш может заглядывать в глаза и мимикой лица ждать ответной реакции.

Что нужно делать родителям во второй фазе формирования умения говорить? РАЗГОВАРИВАТЬ! Но только на языке ребенка, произнося простые, уже знакомые слоги. Такое речевое общение можно узнать без труда. При наступлении паузы в голосе мамы или папы он пробует вам ответить теми же звуками. Он как бы пробует слова и звуки, пытается поймать интонацию.

Отличным способом способствовать формированию речевого аппарата станет массаж пальчиков на руках. Это важно и для развития мелкой моторики, и умения пользоваться в дальнейшем обеими руками.

Третья фаза – детский лепет

Как утверждают педиатры период от 6-ти месяцев до 11 – самый интересный период. Его можно сравнить с приобретением знаний взрослым человеком  за несколько столетий. Малыш до года растет интенсивно, увеличивая свои размеры и возможности. И лепет появляется благодаря таким факторам:

  • малыш не просто лежит, а уже может сидеть и даже принимать прямостоящее положение;
  • изменение рациона приводит к интенсивному росту рта, и увеличениям возможностей языка.

Речевое общение состоит из слогов, но сама речь становится выразительнее и осознанней. Он все увереннее составляет отдельные слоги в слова: мама, папа, баба и др.

https://www.youtube.com/watch?v=NuxhWAuvVMM

Характеристика данного периода состоит еще и в том, что идет активное развитие сложных психических процессов и памяти.

Какие особенности нужно учитывать в этом периоде?  Усложняйте разговор, общаясь с малышом. Желательно чтобы во время общения он видел движение ваших губ, а произносимые слоги были четкими. Это важно, так как в процессе прослушивания стишков или песенок у детей возникает неосознанное желание повторять  их.

Четвертая фаза – здравствуйте первые слова!

Характеристика малышей первого года в этом периоде – любознательность, копирование и повторение. Начиная с 11-ти месяцев и до года, у многих детей появляются первые осознанные слова. Они правильно их применяю по отношению к взрослым.

Сложные слова у детей первого года жизни произносятся в частичном исполнении. У детей отлично получается подражать звукам животных.

Особенности данного периода – активное словотворчество у ребенка проявляется  в умении ассоциировать слова и предметы.

Продолжаем развивать речь

  1. Не забывайте правильно и четко называть предметы и комментировать свои действия.
  2. Для ребенка это важно, так как он обогащает свой словарный запас ПРАВИЛЬНЫМИ словами.
  3. Тренируйте губные и щечные мышцы: дудочки, свистульки, губные гармошки, гримасничанье.

Заключение. Каждый ребенок уникален и своеобразен. Нельзя требовать того, что у него сразу не получается.

Тренируйте малыша и возьмите терпение в союзники.

Источник: https://rebenokrazvit.ru/deti-doshkolnogo-vozrasta/zaderzhki-v-razvitii/kak-razvit-rech-u-rebenka-do-goda.html

Как развивается речь ребенка

Как развивается речь ребёнка

Развитие речи является одним из главных процессов психического развития ребенка. Процесс развития речи у детей раннего возраста напрямую связан с процессом формирования мышления. Психологи говорят, что развитие речи и мышления у детей происходит одновременно, так как они составляют единое целое.

К трем годам речь детей должна развиться настолько, чтобы ребенок мог выражать словами свои желания, мысли, повторять то, что запомнил. Он должен уметь декламировать небольшие стихи, петь песни

Развитие речи на первом году жизни

Чаще всего большинство детей начинает произносить первые слова в возрасте 12-14 месяцев. До этого времени ребенок в основном произносит предшествующие речи звуки, способствующие развитию навыка говорения, умению произносить слова, овладению речью.

Новорожденный Еще с рождения звуковая активность малыша проявлялась в крике, который служил родителям сигналом о неблагополучии, своеобразным сообщением взрослым о том, что ребенок нуждается в помощи.

Три месяца Но уже приблизительно на третьем месяце жизни звуковая активность ребенка начинает проявляеться в форме «гуления». Обычно гуление служит признаком того, что малыш доволен. Хорошее настроение ребенка значительно ярче и сильнее проявляется в то время, когда взрослые разговаривают с ним.

Разговаривать с ребенком необходимо с самого раннего детства и в то время, когда его берут кормить, когда переодевают, делают гигиенические процедуры, когда он, бодрствуя, просто лежит в кроватке. Перед засыпанием с малышом также необходимо говорить или напевать колыбельные песенки.

Тогда ребенок очень рано научится воспринимать человеческую речь, а это первое необходимое условие для нормального развития.

6 месяцев Уже к шести месяцам большинство детей начинают лепетать, произнося больше разнообразных звуков, чем раньше. Малыш также начинает подражать взрослым и повторять некоторые элементы речи, которые он постоянно слышит.

В его лепете появляется многократное ритмическое повторение отдельных слогов, таких как ма-ма, ам-ам, па-па, ба-ба, дя-дя, ня-ня и т.п. Именно из этих сочетаний вскоре будут образовываться первые слова, содержание и смысл которых вырабатываются у ребенка под влиянием взрослых.

Необходимо как можно больше говорить с ребенком, повторять звуки, которые встречаются в его лепете, и связывать их с предметами, наполняя определенным смыслом, развивая у малыша понимание окружающей действительности.

Дети очень любят, когда с ними разговаривают и внимательно прислушиваются к речи взрослых, воспринимают ее, пытаются повторять некоторые звуки.

6-12 месяцев В этот же период дети начинают постепенно понимать речь и отвечать на нее определенными действиями.

Например, подползать на зов, отвечать на приветствия, покачивая головой, при прощании машут ручкой, делают «ладушки», находят и показывают предметы.

К году большинство детей уже способны сообщать звуками о своих нуждах, например, произносят «ам-ам», когда хотят есть, «бах» если что то упало, а также звуками обращают внимание взрослых на предметы, которые их интересуют.

Развитие речи на втором году жизни

Первые слова дети учатся говорить примерно в 12-14 месяцев, обычно это «мама», «баба», «папа», «няня». Если с ребенком разговаривают, в течение второго года у малыша активно расширяется речевой запас, он учится произносить все больше слов. При благоприятных условиях развития и воспитания малыша к двум годам в его речи может быть примерно 250-300 слов.

Конечно, случается, что дети начинают говорить значительно позже, к двум и даже к трем годам. Это может быть вызвано тем, что малышу уделяли мало внимания, мало с ним разговаривали или же взрослые пытались предвосхитить любой запрос малыша, что ему просто не было потребности выражать желания словами.

Среди причин также могут быть и медицинские показания, которые устраняются только при помощи психолога или врача-логопеда.

Взрослые должны понимать, что нельзя мешать правильному развитию речи ребенка, подражая ему в неправильном произношении слов, и чтобы речь ребенка развивалась нормально, необходимо произносить слова четко и правильно.

К трем годам ребенок должен научиться говорить фразами, выражая словами все свои желания, передавать свои мысли и чувства. Малыш рождается со способностью усваивать речь и овладевать языком, на котором говорят окружающие его люди.

Но чтобы ребенок научился говорить вовремя, с ним необходимо разговаривать.

Источник: http://udoktora.net/kak-razvivaetsya-rech-rebenka-12093/

Как развивать речь у ребенка

Как развивается речь ребёнка

Многие родители задаются вопросом: как развить речь у ребенка? Зачастую это связано с тем, что все дети индивидуальны. Поэтому некоторые сверстники приобретают связанную речь раньше. Но это не всегда является поводом для беспокойства. Незначительные отклонения от нормы развития речи у конкретного ребёнка могут быть его характерной особенностью.

Чтобы узнать, как развивать речь ребёнка, родителям необходимо ознакомиться с существующими нормами. Нельзя требовать от малыша невозможного.

Родители, которые не знают, как развить речь ребёнка, часто допускают ошибки. Чрезмерная строгость может привести к тому, что малыш закроется и перестанет говорить.

Поэтому развиваем связную речь ребёнка постепенно. Это, безусловно, принесёт свои плоды.

Нормы речевого развития

  1. Ребёнок 1 года до 1,5 лет. В этом возрасте дети используют в разговоре отдельные слова. К полутора годам малыш составляет простые предложения. Например, «дай каши» или «дай воды». Ребёнок запоминает названия предметов, которые окружают его дома, а также несколько основных глаголов и прилагательных.
  2. Ребёнок от 1,5 лет до 2 лет.

    Словарный запас малышей быстро увеличивается. Постепенно уходят сокращённые формы слов. Речь детей становится связной благодаря местоимениям и прилагательным. К двум годам ребёнок начинает использовать предложения из 3-4 слов. Чем больше мы развиваем речь детей дома, тем выразительней и эмоциональней она становится.

  3. Ребёнок от 2 лет до 2,5 лет.

    Занимаясь речью своих детей, можно перейти к простым стихам. В этом возрасте малыши хорошо запоминают четверостишья. Словарный запас увеличивается благодаря быстрому усвоению новых фраз и выражений. В связной речи появляются вопросы. Количество слов в предложениях возрастает за счёт союзов и предлогов. Ребёнок начинает общаться не только с родителями, но со сверстниками.

  4. Ребёнок от 2,5 лет до 3 лет. Малыши начинают хорошо понимать смысл речи. Они могут вникнуть в рассказы о будущем и прошлом времени. Чем чаще мы развиваем речь детей дома в этом возрасте, тем быстрее увеличивается словарный запас. Родители превращаются в источник информации. Детям можно поручать задания, которые включают несколько действий.

    Если речь развиваем правильно, то в ней возникают числительные и падежи.

  5. Ребёнок от 3 лет до 4 лет. Улучшается звукопроизношение. Ребёнок может рассказать о себе, правильно использует сравнительные прилагательные, времена глаголов и рода. Детям даются обобщения (мебель, люди и пр.).

    Словарный запас включает не только предметы, имеющиеся дома, но и абстрактные понятия, явления и оценки. В этом возрасте речь развиваем при помощи книг и стихов. Детям нравится перечитывать одно и то же по нескольку раз, поскольку знакомая информация усваивается лучше. У ребёнка получается запоминать прозу и стихи дословно. Однако пересказ вызывает затруднения.

  6. Ребёнок от 4 лет до 5 лет. У детей стремительно растёт запас слов за счёт наречий. Ребёнку становится интересно самостоятельно анализировать слова, перенося их формообразование на другие. Хотя получается не всегда правильно («милый – милее», «яркий – ярчее»). К пяти годам ребёнок свободно пользуется множественным числом.

    Однако при встрече с незнакомыми словами у детей могут возникать проблемы («огурец – огурецы – огурцы»). Связная речь ребёнка пока развита недостаточно. При пересказе событий допустима непоследовательность. В этом возрасте необходимо развивать речь ребёнка, работая над звукопроизношением сонорных и шипящих звуков.

  7. Ребёнок от 5 лет до 6 лет.

    В этом возрасте активно развивается правильная связная речь. У детей получается составлять рассказы по наглядному материалу, пересказывать истории с соблюдением времён и логических цепочек. Формируется внутренняя речь, поэтому у детей появляется способность планировать свои действия. Исчезают грубые грамматические ошибки.

    Вы уже не услышите от ребёнка: «Я вчера пойду в магазин». Нормализуется звукопроизношение и звуковой анализ. У ребёнка речь становится более выразительной, сопровождается перепадами интонаций и громкости.

  8. Ребёнок от 6 лет до 7 лет. Дети полностью осваивают связную речь. Звуки произносятся правильно, соблюдаются временные и логические последовательности.

    Ошибки возникают только в сложных предложениях.

  9. Ребёнок от 7 лет до 8 лет. В связную речь добавляются устойчивые и образные выражения. Малыш способен прочитать стихотворение с выражением, а также пояснить его смысл. Ребёнок в 8 лет начинает активно осваивать чтение и письмо. К этому возрасту у него формируются все навыки, необходимые для обучения в школе.

    Как правило, на данном этапе у взрослых не возникает вопроса, как развить речь ребенка.

Если у ребёнка не развита речь для его возрастной группы, то может потребоваться помощь специалиста. Лучше обратиться к логопеду или педагогу для дошкольников. Также необходимо развивать речь малыша дома.

Развитие речи в домашних условиях

Многие не интересуются, как развивать речь ребёнка, родителям кажется, что это задача логопедов и педагогов. Однако именно взрослые учат говорить детей дома: от первого звука до интересной сказки. Обращение к логопеду требуется только в случае возникновения проблем. Мы развиваем речь детей дома, комментируя свои действия, общаясь между собой и читая малышу книги на ночь.

Если вы не знаете, как развить речь у ребёнка, то воспользуйтесь советами специалистов. Разработано множество интересных игр. Они не будут утруждать родителей, а также помогут в формировании речи детей.

Формируем правильное дыхание

Чтобы правильно сформировать речь маленьких детей необходимо научить их говорить слова на выдохе. Для этого используются специальные тренировки для дыхательной системы. С их помощью у ребёнка получится умещать большее количество слов в одном выдохе. Подойдут следующие занятия:

  • сдувание перьев и лёгких предметов;
  • игра на губной гармошке, флейте или дудочке;
  • пускание мыльных пузырей;
  • надувание воздушных шаров и так далее.

Родители могут использовать всё, во что можно дуть. Тренировки должны быть регулярными.

Работаем над артикуляцией

Как развить у ребёнка правильное звукопроизношение и внятную речь? Уделите внимание артикуляционным занятиям. Они необходимы для развития лицевых и ротовых мышц, а также речевого отдела головного мозга. Артикуляционная гимнастика очень важна для речи маленьких детей. Подойдут следующие игры.

  1. «Весёлая пчёлка». Эти насекомые собирают цветочный нектар при помощи хоботка. Расскажите ребёнку об этом, а потом предложите изобразить пчёлку. Для этого необходимо сложить губы дудочкой и втягивать через них воздух. Не забывайте о поощрениях. Чем дольше малыш будет втягивать воздух, тем лучше.
  2. «Хитрая лягушка». Расскажите ребёнку, как лягушки ловят мух. Они резко вытаскивают язык в разные стороны, а затем прячут его. Попросите малыша изобразить лягушку. Подвижный язык очень важен для формирования развитой речи.
  3. «Быстрый конь». Научите малыша цокать языком, изображая быструю поступь лошадки. Челюсть при этом не должна шевелиться.
  4. «Зоопарк». Если вы не знаете, как развить речь ребёнка в игровой форме, то это упражнение обязательно вам понравится. Покажите малышу, как разговаривают разные животные (кошка – «мяу-мяу», собака – «гав-гав», лев – «р-р-рав», кукушка – «ку-ку-ку-ку», ослик – «иааа-иааа»). Пусть кроха изображает разных животных, а вы попробуете угадать.

Развивая речь малыша дома, вы создаёте благоприятную обстановку. Он видит, что обучение – это очень весело и интересно.

Пополняем словарный запас

  1. «Цепь из слов». Всем знакома игра «Города». Но она подходит только тем, у кого уже хорошо развита речь и эрудиция.

    Играя с малышом, лучше использовать простой вариант, когда нужно называть слова на последнюю букву (арбуз – зуб – бобр – рукав – вафля).

  2. «Поход». Спросите у малыша, чтобы он взял с собой в путешествие на море, в жаркие страны, в лес и так далее.

  3. «Опиши квартиру». Находясь вне дома, попросите кроху рассказать, что находится в спальне, в ванной, на кухне и так далее.

Развиваем речевые навыки

Эти упражнения подходят малышам, у которых уже хорошо развита речь.

  1. «Представь себе». Задайте малышу тему для фантазий, например, «представь себе, что наш кот научился говорить». Пусть он придумает небольшую историю.
  2. «Музей». Пусть кроха проведёт родителям экскурсию по своей комнате, квартире, детской площадке. Задавайте ему вопросы о разных предметах. Пусть расскажет, что это такое и для чего используется.
  3. «Загадки». Загадайте простой предмет. Малыш должен угадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Например, «это большое?», «это съедобное?».

Если мы развиваем связную речь ребёнка при помощи игр, то это даёт лучший эффект. Кроха увлекается процессом, поэтому упражнения не утруждают его.

Методики развития речи

Если вы хотите узнать, как нужно развивать речевые навыки малыша, то воспользуйтесь специальной литературой. Специалисты рекомендуют издания следующих авторов:

  • А. М. Бородич. Автор затрагивает вопросы совершенствования речевых навыков среди дошкольников. Основное внимание сконцентрировано на формировании связной речи.
  • Е. В. Колесниковой. В программу входят методические материалы для педагогов и рабочие – для малышей разных возрастов. Она включает иллюстрации, игры и разные занимательные упражнения. Помимо заданий, направленных на формирование речевых навыков, в программе представлены задачи, нацеленные на подготовку руки к письму. Материал очень обширен – стихи, скороговорки, песни, сказки, книги и так далее. Педагогу не придётся искать что-либо самому.
  • О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной. Программа разработана для педагогов и взрослых, которые хотят самостоятельно заниматься развитием речи малыша до школы. Она включает множество игр и заданий, направленных на всестороннюю стимуляцию речи – звуковую, грамматическую и лексическую.

Существует множество методик, написанных различными авторами. Подобрать конкретную поможет логопед, основываясь на уровне речевого развития вашего ребёнка.

Если вы столкнулись с проблемами задержки речевого развития, то лучше обратиться в центр логопедии и психологии «НЕАПЛ». Самодиагностикой и самолечение заниматься нельзя. Проблемы с речью не проходят сами собой. Только эффективная программа коррекции позволит малышу заговорить наравне со сверстниками.

Источник: https://neapl.ru/blog/rechevye-narusheniya/rech-rebenka-ne-razvita/

Хиликон
Добавить комментарий