- Современная классификация нарушений речи
- Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений
- Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений
- Характеристики фонетико-фонологического недоразвития речи
- Четыре уровня речевого развития у детей с общим недоразвитием речи
- Чем задержка речевого развития отличается от общего недоразвития речи
- Системное недоразвитие речи при умственной отсталости
- Классификация речевых нарушений: как их распознать и исправить
- Причины нарушения речи
- Клинико-педагогическая классификация
- Нарушение средств общения
- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
- Когда стоит бить тревогу
- Стадии речевого развития ребенка
- Недостатки произношения звуков речи
- Методы формирования правильного произношения
- Нарушения речи. Классификация основных дефектов
- Классификация
- Психолого-педагогическая классификация нарушений речи
- На что может повлиять недоразвитие речи?
- В заключение
Современная классификация нарушений речи
Нормальное формирование устной речи человека зависит от сбалансированного развития трех компонентов:
- Лексический или «словарный», что характеризуется наличием достаточного количества слов активного и пассивного словаря.
- Фонетико-фонематический или «звуковой», который является характеристикой артикуляционного аппарата человека, отражает способность произносить фонемы.
- Грамматический – определяет правильность употребления звуков и слов и расположения слов в предложениях.
Нарушения речи – объективные изменения навыков общения, которые возникают при поражении одного или всех компонентов речи и влияют на социальное развитие человека. Группа расстройств характеризуется разнообразием клинической симптоматики: от полного отсутствия речи (афония) до словесного недержания (логорея).
Педагогическая тактика определяется вариантом патологии, поэтому логопеды с целью постановки диагноза и выбора коррекции применяют современные классификации речевых нарушений.
Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений
Схема оценки нарушения речи в клинической классификации (фото: www.plam.ru)
Первой в логопедической практике появилась клиническая классификация (клинико-педагогическая) расстройств речи. Выделение основных вариантов основано на психолого-лингвистических показателях развития навыков общения. Характеристика расстройства проводится в соответствии с морфологическим субстратом повреждения в нервной системе и структуры нарушения:
- Письменная или устная форма.
- Расстройство сенсорного (восприятия) или продуктивного (воспроизведения) типа.
- Этап продуктивной деятельности. Операции устного или письменного воспроизведения речи реализуется на этапах внутреннего и внешнего синтеза.
- Нарушение семантического и грамматического оформления речи.
Основные варианты расстройств согласно клинической классификации представлены в форме таблицы.
Форма речи | Вариант нарушенного оформления (компонента речи) | Вид расстройства и его характеристика |
Устная | Фонационный |
|
Структурно-семантический |
| |
Письменная |
|
Современная клиническая классификация составлена по этиопатогенетическим критериям, сопоставляя вариант патологии с областью повреждения структур нервной системы или исполнительных органов.
Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений
В логопедической практике чаще используется педагогическая классификация нарушений речи. Система разработана Р.Е. Левиной, основываясь на особенностях логопедических приемов в коррекции дефектов. Современный способ дифференциации патологий характеризуется определением речевого расстройства, как части системного нарушения.
Использование классификации в логопедии учитывает психологические и лингвистические подходы к дифференциации дефектов, связанных с нарушением формирования и использования средств общения.
- Патологии формирования: фонетико-фонологическое и общее недоразвитие речи. Расстройства связаны с замедленным или остановленным процессом становления компонентов речевого процесса.
- Нарушение использования: заикание и не судорожные патологии. Расстройства отличаются патологическим функционированием органов, нарушением коммуникации при отсутствии органических повреждений структур.
Классификация нарушений речи не исключает варианта комбинации заикания и недоразвития.
Характеристики фонетико-фонологического недоразвития речи
Фонетико-фонологическое недоразвитие речи (ФФНР)– расстройство, характеризующееся нарушением процесса формирования и произношения звуков. Патология является самостоятельным дефектом или симптомом в системе комбинированного поражения речевых навыков. Период и механизм возникновения симптомов определяет первичность или вторичность расстройства.
- В классификации речевых нарушений причиной первичных речевых нарушений является врожденный порок нервной системы или исполнительных органов. Чаще всего симптомы появляются после родовой травмы или внутриутробной инфекции.
- Вторичная форма возникает на фоне сформированных нервных центров и артикуляционного аппарата. Нарушение восприятия и звукопроизношения возникает вследствие физической травмы или сильного эмоционального потрясения.
Клинические особенности первичного ФФНР возникают на фоне анатомических дефектов: расщелины твердого неба, раздвоение губы, патологии прикуса. Нарушения произношения и восприятия звуков проявляются:
- Отсутствием дифференциации пар или отдельных групп звуков. Дети с таким расстройством используют минимальное количество фонем, замещая одни другими. Например, замена «с», и «ч» звуком «т'»: вместо «снимок» – «тьнимок», «чашка» – «тяська».
- Неустойчивым употреблением фонем: одни фразы с проблемной фонемой произносятся без ошибок, в других – замена на похожие по звучанию. Изолированное произношение звуков не нарушается. Пример: «старик построил дом» – «старик постлоил дом».
- Нарушением восприятия звукового строения речи – ребенок не определяет, с какого звука начинается слово, какие фонемы присутствуют, искажается звуковая схема фраз.
Изолированные расстройства звукопроизношения речи имеют наиболее благоприятный прогноз при использовании современных методов коррекции.
Четыре уровня речевого развития у детей с общим недоразвитием речи
Диагностика нарушений речи у детей с ОНР учитывает особенности становления отдельных компонентов в разные возрастные периоды. Различают четыре уровня развития в нейропсихологическом подходе к классификации речевых нарушений:
- Первый уровень («безречевой») – наиболее тяжелый. Лексический и фонематический компоненты навыков общения находятся на этапе начального развития. Грамматический компонент отсутствует. Словарный запас состоит из простых имен существительных и глаголов. Допускаются множественные ошибки в произношении (чаще всего, отдельные звуки, напоминающие гуления годовалого ребенка).
- Второй уровень развития речи характеризуется расширением пассивного словарного запаса (количества слов, значение которых ребенок понимает). Допускаются ошибки в словообразовании. Для обозначения групп предметов используются обобщенные понятия.
- Третий уровень отличается нарушением лексико-грамматического строя речи. Дети данной группы пользуются достаточным словарным запасом, выражают желания и мысли с помощью фраз, обладают элементарными навыками словообразования. Аграмматизмы проявляются в подборе синонимов и антонимов, объяснениях абстрактных понятий.
- Четвертый уровень характеризуется нарушениями семантической и грамматической составляющей. Дети проявляют навыки словообразования, согласовывают времена и числа. Основные ошибки допускаются в сложных предложениях и временно-пространственных отношениях.
Известный логопед и ученый-дефектолог Л.С. Волкова предложила использовать дифференцированный подход к логопедическим приемам в зависимости от структуры нарушения и степени развития навыков общения.
Чем задержка речевого развития отличается от общего недоразвития речи
Нарушение всех компонентов устной речи при нормальном интеллекте ребенка характерно для двух патологий: задержки речевого развития (ЗРР) и общего недоразвития речи (ОНР).
В таблице представлена дифференциальная диагностика расстройств.
Задержка речевого развития | Общее недоразвитие речи | |
Причины речевых нарушений |
|
|
Субстрат патологии | Замедленный темп становления навыков общения | Нарушенное становление всех компонентов.Наблюдается несформированное ядро речевых операций |
Овладение языковыми обобщениями | Самостоятельное овладение (для предметов бытового употребления). Например, дети знают, что чашки и тарелка – это посуда | Обобщения формируются только во время логопедических занятий |
Эффективность корригирующих методик | Своевременное начало и интенсивность занятий полностью устраняют дефект | Работа с логопедом формирует элементарные навыки общения |
Выраженная задержка развития навыков разговора относится к тяжелым нарушениям речи (ТНР) и требует комплексного подхода к коррекции дефекта
Системное недоразвитие речи при умственной отсталости
Уровень интеллектуальных способностей проводится по тестам IQ (фото: www.medicaldaily.com)
В логопедической практике для обозначения недоразвития всех компонентов устной формы общения у детей с умственной отсталостью пользуются термином системного недоразвития речи (СНР).
Принципы классификации речевых нарушений при низких интеллектуальных способностях основаны на степени умственной отсталости и выраженности симптомов расстройства. Различают три варианта патологии:
- СНР у детей с легкой умственной отсталостью. Характеризуется минимальным словарным запасом, необходимым для повседневной жизни. Нарушен процесс синтеза и анализа устной речи, допускаются ошибки в оформлении сложных словосочинений, в процессе словообразования, склонения по падежам.
- СНР у детей со средней степенью умственной отсталости. Фонетический компонент нарушен в одной звуковой группе (свистящие, шипящие и др.). Аграмматизмы наблюдаются в использовании числа и рода имен существительных и прилагательных. Ребенок пользуется обобщениями для обозначения бытовых предметов.
- СНР у детей с тяжелой степенью умственной отсталости отличается расстройством синтеза, анализа и восприятия устной и письменной речи. Активный словарный запас состоит из 10-15 слов, в произношении которых допускаются полиморфные ошибки: искажения, пробелы, замены.
Диагноз общего и системного нарушения речи является основанием для получения группы инвалидности
Источник: https://SimptomyInfo.ru/simptomy/34-klassifikaciya-rechevyx-narushenij.html
Классификация речевых нарушений: как их распознать и исправить
Речевые нарушения не возникают просто так, ниоткуда. Для любого из них есть своя определённая причина. Классификация речевых нарушений начинается с поиска причин.
Причины нарушения речи
Причины речевых нарушений – это воздействие на организм неблагоприятных факторов: внешних и/или внутренних.
Внешние, или социально-биологические, причины нарушения речи:
- Неблагоприятные условия жизни, отсутствие положительных эмоций в семье, педагогическая запущенность.
- Подражание неправильной речи (повторение за младшими братьями и сестрами, за сверстниками в детском саду).
- Коверканье взрослыми собственной речи (т.н. сюсюканье).
- Стрессы.
- Физическая ослабленность.
Внутренние причины речевых нарушений заключаются в следующем:
- Внутриутробные патологии, вызванные наследственностью, инфекциями, болезнями матери в течение беременности, прием лекарств и алкоголя, радиоактивное облучение.
- Натальные и постнатальные вредности, а именно: родовая травма, кислородное голодание плода, недоношенность.
В логопедии учитываются и такие факторы, как нарушения слуха, психические отклонения, аутизм. Классификация речевых нарушений в науке учитывает всё, что воздействует на речь ребенка, прямо или косвенно.
Клинико-педагогическая классификация
Все виды нарушений речи подразделяются на два направления:
- Нарушения устного высказывания,
- Нарушения на письме.
Виды речевых нарушений устной речи учитывают семантику, т.е. осознание ребенком фраз и предложений. Если понимание присутствует, но страдает звукопроизносительная сторона, то речевые нарушения делятся на следующие виды:
Таблица расстройств фонационного оформления предложения
- Алалия – это отсутствие или явное недоразвитие речи по причине поражения мозговых центров речи.
- Афазия – утрата сформировавшейся речевой деятельности по причине травм или болезней (инсульт и пр.).
Речевые нарушения, выявляемые при письме и чтении, называются дисграфией и дислексией.
- Дисграфию определяют как по неразборчивому почерку, так и по характеру неорфографических ошибок («не на правила»), когда пропускаются буквы, не дописываются слова, нет четкого разделения парных согласных звуков, нет четкого понятия мягкости-твердости согласных, смешиваются гласные даже под ударением).
- Дислексией называют неумение свободно, без ошибок читать, переводя зрительный буквенный образ в звуковой.
Письменные речевые нарушения имеют степени проявления, которые варьируются от легких до тяжёлых.
Нарушение средств общения
Системные нарушения речи занимают в науке особое место. На сегодняшний день они настораживают своей распространенностью. По мнению учителей дошкольной подготовки, сегодня среди будущих первоклассников каждый второй имеет нарушение.
Психолого-педагогическая классификация включает в себя:
- Общее недоразвитие речи как нарушение всех речевых сторон (смысла, произношения, грамматики) требует пристального внимания и, конечно, своевременной профилактики.
- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи выделяется в отдельную группу, но очень часто входит в комплекс ОНР, ведь фонетические нарушения влияют на осознание речи, а значит, и на грамотное чтение и письмо.
По мнению логопедов, каждый второй дошкольник имеет нарушения речи
Профилактика речевых нарушений заключается в систематических занятиях с детьми дома и в детском саду, она в колоссальной степени зависит от родителей, ведь ни одно упражнение не может дать должного эффекта без постоянной, ежедневной, кропотливой тренировки.
На что стоит обратить внимание при обследовании речи ребенка:
- Соотношение активного и пассивного словаря. Пассивный словарь — это те значения слов, которые осознаются ребенком, однако сами слова не произносятся. Именно актуализация словаря вызывает большие сложности.
- Неточное употребление лексического значения слов. Речь бедна словами, обозначающими признаки, качество. Сложность могут представлять и некоторые глаголы (поезжай, пылесошу, надеть/одеть пр.).
- Трудности в подборе однокоренных слов, образование их при помощи суффиксов и приставок.
- Ряд затруднений вызван узким кругозором. Так ребенок может просто не знать, что индюк болбочет, а голубь воркует. Многие профессии оказываются для детей загадкой, названия ягод, птиц, плотницких инструментов. Здесь очевидна роль семьи в общем развитии ребенка. Этот недостаток называют бедностью словаря.
- Неумение выделить основные признаки предметов приводит к тому, что лось вполне может стать оленем, а оса – пчелой. Это же относится и к именам прилагательным. У детей с ОНР всё большое и маленькое. Высокий, длинный, узкий, тонкий – все эти слова требуют обязательной проработки в речи у детей дошкольного возраста.
- Детям с ОНР трудно дается подбор синонимов и антонимов ко многим словам. Основными ошибками является употребление слова с частицей не, слова другой части речи, слова, антонимически близкие, но не являющиеся антонимами (морозный — теплый).
- Затрудненное использование предлогов, особенно таких, как: через, сквозь, между.
- Аграмматизмы в речи у детей дошкольного возраста. Это достаточно тяжелые нарушения, так как исправляются с большим трудом, требуют постоянного контроля и дополнительной работы (неправильное использование родовых, падежных окончаний, игнорирование чередования и пр.).
Профилактика нарушений речи этого вида, тем не менее, под силу родителям, которым необходимо уточнять значения слов, тут же исправлять неточности в речи ребенка, а не игнорировать их.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Классификация нарушений речи включает в себя и фонетико-фонематическое недоразвитие, которое мешает полноценному общению. Этот вид нарушений средств общения является наиболее сложным, и без помощи специалиста здесь не обойтись. Его определяют по следующим трем признакам:
- Звука нет.
- Звук искажен.
- Звук заменён другим.
Чем большее количество звуков у ребенка не сформировалось, тем выше фонематические нарушения. Ребенку сложно понять звуковой состав слова, он не различает глухость и звонкость, твердость и мягкость. Способность различения фонем (фонематический слух) можно проверить специальными заданиями:
- Дать возможность прослушать разницу между правильной и неправильной речью, активизируя слуховой контроль.
- Произнести цепочку слогов с оппозиционными фонемами: ба-ба-па, да-та-да.
- Узнать контрольный звук в последовательности звуков.
- Выделить слог из ряда слогов (га, на, па, та, ра). Ребенок может поднять фишку, услышав заданный звук.
- Определить наличие заданного звука в ряде слов. Ребенок выполняет задание на слух без дефектного проговаривания, поднимая фишку.
Правильно выполненные задания – профилактика речевых нарушений.
Недостаточный уровень развития фонематического слуха проявляется и в неумении ребенка:
- угадать звук в начале и в конце слова (чаще выделяют слог);
- подобрать иллюстрацию, в наименовании которой есть контрольный звук;
- самому сочинить слово с заданным звуком в начальной, в серединной или в конечной позиции.
Для речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерно нарушение просодики, речь неясна, артикуляция «сжата». Зачастую это дети с дизартрией, дислалией и другими серьезными нарушениями.
Для них характерны низкий уровень внимания, отвлекаемость.
Игра таких детей требует постоянного контроля взрослого, так как дети сложно перестраиваются с одного вида деятельности на другой, могут возникать трудности со сверстниками из-за непонятных для других высказываний, отчего дети могут сильно переживать.
Когда стоит бить тревогу
Речевое развитие проходит в дошкольном детстве несколько стадий, пропуск одной из них или запоздалое появление должны насторожить родителей.
Наслушавшись историй о позднем начале связной речи у детей подруг или знакомых («Наш заговорил после 3-х, теперь не остановишь»), мамы упускают драгоценное время, ведь объем речи не равен его качеству.
Стоит такого разговорчивого ребенка попросить составить рассказ по картинке – и сразу талант говорить куда-то исчезает!
А дело в том, что речевая задача, связанная с мышлением, куда сложнее обычных бытовых разговоров. Поэтому при наличии задержек в развитии речи нужно как можно скорее обратиться к специалистам: логопеду и неврологу. Иначе речевое запаздывание потянет за собой вниз и мышление.
Стадии речевого развития ребенка
- 2-3 мес. Ребенок начинает гулить, проявляя таким образом реакцию на окружающий мир.
- 9-10 мес. Появление лепета. Это чрезвычайно важный подготовительный этап, на котором ребенок учится произносить слоги в определенном порядке и ритме (мамама, баба-ба). Неслучайно логопеды интересуются этим этапом, когда к ним обращаются с той или иной речевой проблемой.
- 1 год. Первые слова.
- 1,5-2 года. Фразовая речь. Стремительное речевое развитие. Наивысшая способность к овладению языком именно в этот период. Происходит профилактика речевых нарушений.
- 3 года. Возраст речевого взрыва. Объёмный словарь ребенка позволяет строить предложения, даже сложноподчиненные. Некоторые с удовольствием заучивают большое количество стихов.
- 5 лет. Развернутая монологическая и диалогическая речь.
- 6-7 лет. Поставлены все звуки родного языка. Если к моменту школьного обучения у ребенка останутся дефекты звукопроизношения, велика вероятность появления дисграфии.
Недостатки произношения звуков речи
- Ротацизм — неверное произношение звука «р».
- Ламбдацизм – дефект звука «л».
- Сигматизм – страдают свистящие и шипящие звуки.
- Йотацизм — не даётся звук «j» (буква Й).
- Каппацизм – гортанный или ой «к».
- Гаммацизм – дефектное звучание «г».
- Хитизм – отличный от нормы звук «х».
Методы формирования правильного произношения
- Показ. Правильное произношение звука с показом верной артикуляции иногда помогает вернуть звук на место.
- Артикуляционные упражнения. Это важный метод, без которого никакой прогресс невозможен. Большая часть упражнений выполняется дома с родителями, так это ежедневная работа.
Разнообразие форм подачи материала, его доступность как в печатных, так и в видеоматериалах не представляют особой сложности для заботливых мам и пап.
- Механическое воздействие. Использование логопедических зондов, массажа лучше доверить специалистам.
- Опора на сохранные звуки.
Чтобы научить ребенка правильно произносить тот или иной звук, нужно выяснить, какие звуки у него сохранны. Оттолкнувшись от них, можно поставить нужный звук. Так звук «р» чаще всего ставят от «д» или «т» (реже от «ж» или «з»).
- Слуховой, зрительный контроль необходим для сверки собственных действий с образцом.
Чем серьезнее нарушение речи, чем глубже затронут мозг, чем более системные нарушения речи, тем раньше необходимо начать коррекционную работу.
Совместная работа логопеда, невролога и родителей обязательно дадут положительный эффект. Степень его находится в прямой зависимости от усердия всей семьи.
Источник: https://VseoRechi.ru/narushenie-rechi/klassifikatsiya-rechevyh-narushenij.html
Нарушения речи. Классификация основных дефектов
Как известно, в раннем возрасте у детей могут наблюдаться те или иные нарушения в сфере изложения мысли. Чтобы ребенок получил возможность для нормальной социализации, такие недостатки нуждаются в устранении. Давайте же рассмотрим, какие могут быть нарушения речи. Классификация распространенных дефектов будет представлена далее.
Классификация
Дети с нарушениями функций речевого аппарата относятся к особой категории индивидуумов. У них нет отклонений в интеллектуальном развитии по сравнению со сверстниками. Однако дефекты в устной, как и нарушения в письменной речи, непременно негативным образом отражаются на формировании отдельных сторон психики.
Сегодня в сфере логопедии используется несколько классификаций, согласно которым, идентифицируют определенные дефекты в изложении мысли. Первая – психолого-педагогическая. Вторая – клинико-педагогическая.
Какие же положения более объективны при идентификации нарушения речи? Классификация того и другого плана успешно применяется логопедами. Разные точки зрения на одну проблему не противоречат, а лишь дополняют друг друга.
Психолого-педагогическая классификация нарушений речи
Идентификация дефектов здесь строится, в основном, на психологических критериях. Согласно классификации, выделяют следующие нарушения:
- Фонетико-фонематическая недоразвитость речи – нарушения в произношении звуков и слов родного языка.
- Общая недоразвитость речи – проблема системного характера, наличие которой может быть обусловлено умственной отсталостью ребенка. Это, в свою очередь, сказывается на неосознании индивидом смысловых и звуковых сторон компонентов речи.
- Заикание – согласно психолого-педагогической классификации, рассматривается как дефект коммуникативных способностей при правильном формировании речевого аппарата.
На что может повлиять недоразвитие речи?
Дети с недоразвитием речи часто страдают от затрудненной, замедленной адаптации в обществе. В целях обеспечения социализации логопедами применяется целенаправленная коррекция дефектов. Без этого у малышей в будущем могут наблюдаться определенные недостатки в интеллектуальной, сенсорной и волевой сферах.
Обладая достаточно развитым мышлением, дети с логопедическими проблемами нередко испытывают затруднения в формировании мысли, построении логических связей.
При недостаточном внимании родителей к имеющимся проблемам в речевой сфере позже у ребенка могут возникать сбои и в двигательной сфере.
В частности дети с отставанием в развитии речевого аппарата часто неспособны выполнять настолько же скоординированные движения по команде, как их сверстники.
Отклонения могут наблюдаться и в эмоциональной сфере ребенка с нарушением речи. Таким детям присуща неуверенность в себе, отсутствие интересов, повышенная раздражительность, трудности в установлении контактов с окружающими.
Эти и другие проблемы могут коснуться в будущем детей, которые имеют нарушения речи. Классификация и идентификация имеющихся дефектов позволяет своевременно начать работу над устранением недостатков.
В заключение
Вот мы и рассмотрели основные нарушения речи. Классификация отклонений психолого-педагогического плана ранее использовалась в логопедической практике лишь для выявления проблемы.
Окончательное заключение принимали неврологи.
Сегодня врачи все чаще применяют обе классификации параллельно, поскольку такой подход способствует постановке более точного диагноза и разработке эффективных методов коррекции речи.
Источник: http://fb.ru/article/277492/narusheniya-rechi-klassifikatsiya-osnovnyih-defektov