Классификация речевых нарушений у детей

Содержание
  1. Современная классификация нарушений речи
  2. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений
  3. Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений
  4. Характеристики фонетико-фонологического недоразвития речи
  5. Четыре уровня речевого развития у детей с общим недоразвитием речи
  6. Чем задержка речевого развития отличается от общего недоразвития речи
  7. Системное недоразвитие речи при умственной отсталости
  8. Классификация речевых нарушений: как их распознать и исправить
  9. Причины нарушения речи
  10. Клинико-педагогическая классификация
  11. Нарушение средств общения
  12. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
  13. Когда стоит бить тревогу
  14. Стадии речевого развития ребенка
  15. Недостатки произношения звуков речи
  16. Методы формирования правильного произношения
  17. Нарушения речи. Классификация основных дефектов
  18. Классификация
  19. Психолого-педагогическая классификация нарушений речи
  20. На что может повлиять недоразвитие речи?
  21. В заключение

Современная классификация нарушений речи

Классификация речевых нарушений у детей

Нормальное формирование устной речи человека зависит от сбалансированного развития трех компонентов:

  • Лексический или «словарный», что характеризуется наличием достаточного количества слов активного и пассивного словаря.
  • Фонетико-фонематический или «звуковой», который является характеристикой артикуляционного аппарата человека, отражает способность произносить фонемы.
  • Грамматический – определяет правильность употребления звуков и слов и расположения слов в предложениях.

Нарушения речи – объективные изменения навыков общения, которые возникают при поражении одного или всех компонентов речи и влияют на социальное развитие человека. Группа расстройств характеризуется разнообразием клинической симптоматики: от полного отсутствия речи (афония) до словесного недержания (логорея).

Педагогическая тактика определяется вариантом патологии, поэтому логопеды с целью постановки диагноза и выбора коррекции применяют современные классификации речевых нарушений.

Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений

Схема оценки нарушения речи в клинической классификации (фото: www.plam.ru)

Первой в логопедической практике появилась клиническая классификация (клинико-педагогическая) расстройств речи. Выделение основных вариантов основано на психолого-лингвистических показателях развития навыков общения. Характеристика расстройства проводится в соответствии с морфологическим субстратом повреждения в нервной системе и структуры нарушения:

  • Письменная или устная форма.
  • Расстройство сенсорного (восприятия) или продуктивного (воспроизведения) типа.
  • Этап продуктивной деятельности. Операции устного или письменного воспроизведения речи реализуется на этапах внутреннего и внешнего синтеза.
  • Нарушение семантического и грамматического оформления речи.

Основные варианты расстройств согласно клинической классификации представлены в форме таблицы.

Форма речиВариант нарушенного оформления (компонента речи)Вид расстройства и его характеристика
УстнаяФонационный
  • Дислалия – специфическое расстройство речевой артикуляции, что характеризуется неправильным оформлением или искаженным звукопроизношением у детей с нормальным слухом и иннервацией речевого аппарата.
  • Тахилалия – ускоренный темп речи, при котором возникают заминки в словах, «потеря» отдельных звуков.
  • Брадилалия – замедление темпа речи.
  • Ринолалия (гнусавость) – изменение тембра голоса вследствие анатомических дефектов.
  • Заикание – темпо-ритмическое расстройство речи, что возникает при высокой судорожной готовности мышц ого аппарата (ых связок, языка)
Структурно-семантический
  • Алалия – отсутствие или недоразвитие всех компонентов речи, морфологическим субстратом чего является внутриутробная или врожденная патология развития нервной системы ребенка.
  • Афазия – приобретенная утрата речевых навыков в процессе жизнедеятельности. Возникает вследствие очагового поражения головного мозга
Письменная
  • Дислексия – специфическое расстройство чтения, которое характеризуется не распознаванием букв, искажением понимания написанного текста при нормальном зрении и интеллекте.
  • Дисграфия – нарушение процесса письма. Искажаются буквосочетания в словах, допускаются ошибки в формировании пространственного образа буквы

Современная клиническая классификация составлена по этиопатогенетическим критериям, сопоставляя вариант патологии с областью повреждения структур нервной системы или исполнительных органов.

Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений

В логопедической практике чаще используется педагогическая классификация нарушений речи. Система разработана Р.Е. Левиной, основываясь на особенностях логопедических приемов в коррекции дефектов. Современный способ дифференциации патологий характеризуется определением речевого расстройства, как части системного нарушения.

Использование классификации в логопедии учитывает психологические и лингвистические подходы к дифференциации дефектов, связанных с нарушением формирования и использования средств общения.

  • Патологии формирования: фонетико-фонологическое и общее недоразвитие речи. Расстройства связаны с замедленным или остановленным процессом становления компонентов речевого процесса.
  • Нарушение использования: заикание и не судорожные патологии. Расстройства отличаются патологическим функционированием органов, нарушением коммуникации при отсутствии органических повреждений структур.

Классификация нарушений речи не исключает варианта комбинации заикания и недоразвития.

Характеристики фонетико-фонологического недоразвития речи

Фонетико-фонологическое недоразвитие речи (ФФНР)– расстройство, характеризующееся нарушением процесса формирования и произношения звуков. Патология является самостоятельным дефектом или симптомом в системе комбинированного поражения речевых навыков. Период и механизм возникновения симптомов определяет первичность или вторичность расстройства.

  • В классификации речевых нарушений причиной первичных речевых нарушений является врожденный порок нервной системы или исполнительных органов. Чаще всего симптомы появляются после родовой травмы или внутриутробной инфекции.
  • Вторичная форма возникает на фоне сформированных нервных центров и артикуляционного аппарата. Нарушение восприятия и звукопроизношения возникает вследствие физической травмы или сильного эмоционального потрясения.

Клинические особенности первичного ФФНР возникают на фоне анатомических дефектов: расщелины твердого неба, раздвоение губы, патологии прикуса. Нарушения произношения и восприятия звуков проявляются:

  • Отсутствием дифференциации пар или отдельных групп звуков. Дети с таким расстройством используют минимальное количество фонем, замещая одни другими. Например, замена «с», и «ч» звуком «т'»: вместо «снимок» – «тьнимок», «чашка» – «тяська».
  • Неустойчивым употреблением фонем: одни фразы с проблемной фонемой произносятся без ошибок, в других – замена на похожие по звучанию. Изолированное произношение звуков не нарушается. Пример: «старик построил дом» – «старик постлоил дом».
  • Нарушением восприятия звукового строения речи – ребенок не определяет, с какого звука начинается слово, какие фонемы присутствуют, искажается звуковая схема фраз.

Изолированные расстройства звукопроизношения речи имеют наиболее благоприятный прогноз при использовании современных методов коррекции.

Четыре уровня речевого развития у детей с общим недоразвитием речи

Диагностика нарушений речи у детей с ОНР учитывает особенности становления отдельных компонентов в разные возрастные периоды. Различают четыре уровня развития в нейропсихологическом подходе к классификации речевых нарушений:

  • Первый уровень («безречевой») – наиболее тяжелый. Лексический и фонематический компоненты навыков общения находятся на этапе начального развития. Грамматический компонент отсутствует. Словарный запас состоит из простых имен существительных и глаголов. Допускаются множественные ошибки в произношении (чаще всего, отдельные звуки, напоминающие гуления годовалого ребенка).
  • Второй уровень развития речи характеризуется расширением пассивного словарного запаса (количества слов, значение которых ребенок понимает). Допускаются ошибки в словообразовании. Для обозначения групп предметов используются обобщенные понятия.
  • Третий уровень отличается нарушением лексико-грамматического строя речи. Дети данной группы пользуются достаточным словарным запасом, выражают желания и мысли с помощью фраз, обладают элементарными навыками словообразования. Аграмматизмы проявляются в подборе синонимов и антонимов, объяснениях абстрактных понятий.
  • Четвертый уровень характеризуется нарушениями семантической и грамматической составляющей. Дети проявляют навыки словообразования, согласовывают времена и числа. Основные ошибки допускаются в сложных предложениях и временно-пространственных отношениях.

Известный логопед и ученый-дефектолог Л.С. Волкова предложила использовать дифференцированный подход к логопедическим приемам в зависимости от структуры нарушения и степени развития навыков общения.

Чем задержка речевого развития отличается от общего недоразвития речи

Нарушение всех компонентов устной речи при нормальном интеллекте ребенка характерно для двух патологий: задержки речевого развития (ЗРР) и общего недоразвития речи (ОНР).

В таблице представлена дифференциальная диагностика расстройств.

Задержка речевого развитияОбщее недоразвитие речи
Причины речевых нарушений
  • Морфологические (органические).
  • Социальные.
  • Психологические
  • Морфологические (органические)
Субстрат патологииЗамедленный темп становления навыков общенияНарушенное становление всех компонентов.Наблюдается несформированное ядро речевых операций
Овладение языковыми обобщениямиСамостоятельное овладение (для предметов бытового употребления). Например, дети знают, что чашки и тарелка – это посудаОбобщения формируются только во время логопедических занятий
Эффективность корригирующих методикСвоевременное начало и интенсивность занятий полностью устраняют дефектРабота с логопедом формирует элементарные навыки общения

Выраженная задержка развития навыков разговора относится к тяжелым нарушениям речи (ТНР) и требует комплексного подхода к коррекции дефекта

Системное недоразвитие речи при умственной отсталости

Уровень интеллектуальных способностей проводится по тестам IQ (фото: www.medicaldaily.com)

В логопедической практике для обозначения недоразвития всех компонентов устной формы общения у детей с умственной отсталостью пользуются термином системного недоразвития речи (СНР).

Принципы классификации речевых нарушений при низких интеллектуальных способностях основаны на степени умственной отсталости и выраженности симптомов расстройства. Различают три варианта патологии:

  • СНР у детей с легкой умственной отсталостью. Характеризуется минимальным словарным запасом, необходимым для повседневной жизни. Нарушен процесс синтеза и анализа устной речи, допускаются ошибки в оформлении сложных словосочинений, в процессе словообразования, склонения по падежам.
  • СНР у детей со средней степенью умственной отсталости. Фонетический компонент нарушен в одной звуковой группе (свистящие, шипящие и др.). Аграмматизмы наблюдаются в использовании числа и рода имен существительных и прилагательных. Ребенок пользуется обобщениями для обозначения бытовых предметов.
  • СНР у детей с тяжелой степенью умственной отсталости отличается расстройством синтеза, анализа и восприятия устной и письменной речи. Активный словарный запас состоит из 10-15 слов, в произношении которых допускаются полиморфные ошибки: искажения, пробелы, замены.

Диагноз общего и системного нарушения речи является основанием для получения группы инвалидности

Источник: https://SimptomyInfo.ru/simptomy/34-klassifikaciya-rechevyx-narushenij.html

Классификация речевых нарушений: как их распознать и исправить

Классификация речевых нарушений у детей

Речевые нарушения не возникают просто так, ниоткуда. Для любого из них есть своя определённая причина. Классификация речевых нарушений начинается с поиска причин.

Причины нарушения речи

Причины речевых нарушений – это воздействие на организм неблагоприятных факторов: внешних и/или внутренних.

Внешние, или социально-биологические, причины нарушения речи:

  • Неблагоприятные условия жизни, отсутствие положительных эмоций в семье, педагогическая запущенность.
  • Подражание неправильной речи (повторение за младшими братьями и сестрами, за сверстниками в детском саду).
  • Коверканье взрослыми собственной речи (т.н. сюсюканье).
  • Стрессы.
  • Физическая ослабленность.

Внутренние причины речевых нарушений заключаются в следующем:

  • Внутриутробные патологии, вызванные наследственностью, инфекциями, болезнями матери в течение беременности, прием лекарств и алкоголя, радиоактивное облучение.
  • Натальные и постнатальные вредности, а именно: родовая травма, кислородное голодание плода, недоношенность.

В логопедии учитываются и такие факторы, как нарушения слуха, психические отклонения, аутизм. Классификация речевых нарушений в науке учитывает всё, что воздействует на речь ребенка, прямо или косвенно.

Клинико-педагогическая классификация

Все виды нарушений речи подразделяются на два направления:

  • Нарушения устного высказывания,
  • Нарушения на письме.

Виды речевых нарушений устной речи учитывают семантику, т.е. осознание ребенком фраз и предложений. Если понимание присутствует, но страдает звукопроизносительная сторона, то речевые нарушения делятся на следующие виды:

Таблица расстройств фонационного оформления предложения

  • Алалия – это отсутствие или явное недоразвитие речи по причине поражения мозговых центров речи.
  • Афазия – утрата сформировавшейся речевой деятельности по причине травм или болезней (инсульт и пр.).

Речевые нарушения, выявляемые при письме и чтении, называются дисграфией и дислексией.

  • Дисграфию определяют как по неразборчивому почерку, так и по характеру неорфографических ошибок («не на правила»), когда пропускаются буквы, не дописываются слова, нет четкого разделения парных согласных звуков, нет четкого понятия мягкости-твердости согласных, смешиваются гласные даже под ударением).
  • Дислексией называют неумение свободно, без ошибок читать, переводя зрительный буквенный образ в звуковой.

Письменные речевые нарушения имеют степени проявления, которые варьируются от легких до тяжёлых.

Нарушение средств общения

Системные нарушения речи занимают в науке особое место. На сегодняшний день они настораживают своей распространенностью. По мнению учителей дошкольной подготовки, сегодня среди будущих первоклассников каждый второй имеет нарушение.

Психолого-педагогическая классификация включает в себя:

  • Общее недоразвитие речи как нарушение всех речевых сторон (смысла, произношения, грамматики) требует пристального внимания и, конечно, своевременной профилактики.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи выделяется в отдельную группу, но очень часто входит в комплекс ОНР, ведь фонетические нарушения влияют на осознание речи, а значит, и на грамотное чтение и письмо.

По мнению логопедов, каждый второй дошкольник имеет нарушения речи

Профилактика речевых нарушений заключается в систематических занятиях с детьми дома и в детском саду, она в колоссальной степени зависит от родителей, ведь ни одно упражнение не может дать должного эффекта без постоянной, ежедневной, кропотливой тренировки.

На что стоит обратить внимание при обследовании речи ребенка:

  • Соотношение активного и пассивного словаря. Пассивный словарь — это те значения слов, которые осознаются ребенком, однако сами слова не произносятся. Именно актуализация словаря вызывает большие сложности.
  • Неточное употребление лексического значения слов. Речь бедна словами, обозначающими признаки, качество. Сложность могут представлять и некоторые глаголы (поезжай, пылесошу, надеть/одеть пр.).
  • Трудности в подборе однокоренных слов, образование их при помощи суффиксов и приставок.
  • Ряд затруднений вызван узким кругозором. Так ребенок может просто не знать, что индюк болбочет, а голубь воркует. Многие профессии оказываются для детей загадкой, названия ягод, птиц, плотницких инструментов. Здесь очевидна роль семьи в общем развитии ребенка. Этот недостаток называют бедностью словаря.
  • Неумение выделить основные признаки предметов приводит к тому, что лось вполне может стать оленем, а оса – пчелой. Это же относится и к именам прилагательным. У детей с ОНР всё большое и маленькое. Высокий, длинный, узкий, тонкий – все эти слова требуют обязательной проработки в речи у детей дошкольного возраста.
  • Детям с ОНР трудно дается подбор синонимов и антонимов ко многим словам. Основными ошибками является употребление слова с частицей не, слова другой части речи, слова, антонимически близкие, но не являющиеся антонимами (морозный — теплый).
  • Затрудненное использование предлогов, особенно таких, как: через, сквозь, между.
  • Аграмматизмы в речи у детей дошкольного возраста. Это достаточно тяжелые нарушения, так как исправляются с большим трудом, требуют постоянного контроля и дополнительной работы (неправильное использование родовых, падежных окончаний, игнорирование чередования и пр.).

Профилактика нарушений речи этого вида, тем не менее, под силу родителям, которым необходимо уточнять значения слов, тут же исправлять неточности в речи ребенка, а не игнорировать их.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Классификация нарушений речи включает в себя и фонетико-фонематическое недоразвитие, которое мешает полноценному общению. Этот вид нарушений средств общения является наиболее сложным, и без помощи специалиста здесь не обойтись. Его определяют по следующим трем признакам:

  • Звука нет.
  • Звук искажен.
  • Звук заменён другим.

Чем большее количество звуков у ребенка не сформировалось, тем выше фонематические нарушения. Ребенку сложно понять звуковой состав слова, он не различает глухость и звонкость, твердость и мягкость. Способность различения фонем (фонематический слух) можно проверить специальными заданиями:

  1. Дать возможность прослушать разницу между правильной и неправильной речью, активизируя слуховой контроль.
  2. Произнести цепочку слогов с оппозиционными фонемами: ба-ба-па, да-та-да.
  3. Узнать контрольный звук в последовательности звуков.
  4. Выделить слог из ряда слогов (га, на, па, та, ра). Ребенок может поднять фишку, услышав заданный звук.
  5. Определить наличие заданного звука в ряде слов. Ребенок выполняет задание на слух без дефектного проговаривания, поднимая фишку.

Правильно выполненные задания – профилактика речевых нарушений.

Недостаточный уровень развития фонематического слуха проявляется и в неумении ребенка:

  • угадать звук в начале и в конце слова (чаще выделяют слог);
  • подобрать иллюстрацию, в наименовании которой есть контрольный звук;
  • самому сочинить слово с заданным звуком в начальной, в серединной  или в конечной позиции.

Для речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерно нарушение просодики, речь неясна, артикуляция «сжата». Зачастую это дети с дизартрией, дислалией и другими серьезными нарушениями.

Для них характерны низкий уровень внимания, отвлекаемость.

Игра таких детей требует постоянного контроля взрослого, так как дети сложно перестраиваются с одного вида деятельности на другой, могут возникать трудности со сверстниками из-за непонятных для других высказываний, отчего дети могут сильно переживать.

Когда стоит бить тревогу

Речевое развитие проходит в дошкольном детстве несколько стадий, пропуск одной из них или запоздалое появление должны насторожить родителей.

Наслушавшись историй о позднем начале связной речи у детей подруг или знакомых («Наш заговорил после 3-х, теперь не остановишь»), мамы упускают драгоценное время, ведь объем речи не равен его качеству.

Стоит такого разговорчивого ребенка попросить составить рассказ по картинке – и сразу талант говорить куда-то исчезает!

А дело в том, что речевая задача, связанная с мышлением, куда сложнее обычных бытовых разговоров. Поэтому при наличии задержек в развитии речи нужно как можно скорее обратиться к специалистам: логопеду и неврологу. Иначе речевое запаздывание потянет за собой вниз и мышление.

Стадии речевого развития ребенка

  • 2-3 мес. Ребенок начинает гулить, проявляя таким образом реакцию на окружающий мир.
  • 9-10 мес. Появление лепета. Это чрезвычайно важный подготовительный этап, на котором ребенок учится произносить слоги в определенном порядке и ритме (мамама, баба-ба). Неслучайно логопеды интересуются этим этапом, когда к ним обращаются с той или иной речевой проблемой.
  • 1 год. Первые слова.
  • 1,5-2 года. Фразовая речь. Стремительное речевое развитие. Наивысшая способность к овладению языком именно в этот период. Происходит профилактика речевых нарушений.
  • 3 года. Возраст речевого взрыва. Объёмный словарь ребенка позволяет строить предложения, даже сложноподчиненные. Некоторые с удовольствием заучивают большое количество стихов.
  • 5 лет. Развернутая монологическая и диалогическая речь.
  • 6-7 лет. Поставлены все звуки родного языка. Если к моменту школьного обучения у ребенка останутся дефекты звукопроизношения, велика вероятность появления дисграфии.

Недостатки произношения звуков речи

  • Ротацизм — неверное произношение звука «р».
  • Ламбдацизм – дефект звука «л».
  • Сигматизм – страдают свистящие и шипящие звуки.
  • Йотацизм — не даётся звук «j» (буква Й).
  • Каппацизм – гортанный или ой «к».
  • Гаммацизм – дефектное звучание «г».
  • Хитизм – отличный от нормы звук «х».

Методы формирования правильного произношения

  1. Показ. Правильное произношение звука с показом верной артикуляции иногда помогает вернуть звук на место.
  2. Артикуляционные упражнения. Это важный метод, без которого никакой прогресс невозможен. Большая часть упражнений выполняется дома с родителями, так это ежедневная работа.

    Разнообразие форм подачи материала, его доступность как в печатных, так и в видеоматериалах не представляют особой сложности для заботливых мам и пап.

  3. Механическое воздействие. Использование логопедических зондов, массажа лучше доверить специалистам.
  4. Опора на сохранные звуки.

    Чтобы научить ребенка правильно произносить тот или иной звук, нужно выяснить, какие звуки у него сохранны. Оттолкнувшись от них, можно поставить нужный звук. Так звук «р» чаще всего ставят от «д» или «т» (реже от «ж» или «з»).

  5. Слуховой, зрительный контроль необходим для сверки собственных действий с образцом.

Чем серьезнее нарушение речи, чем глубже затронут мозг, чем более системные нарушения речи, тем раньше необходимо начать коррекционную работу.

Совместная работа логопеда, невролога и родителей обязательно дадут положительный эффект. Степень его находится в прямой зависимости от усердия всей семьи.

Источник: https://VseoRechi.ru/narushenie-rechi/klassifikatsiya-rechevyh-narushenij.html

Нарушения речи. Классификация основных дефектов

Классификация речевых нарушений у детей

Как известно, в раннем возрасте у детей могут наблюдаться те или иные нарушения в сфере изложения мысли. Чтобы ребенок получил возможность для нормальной социализации, такие недостатки нуждаются в устранении. Давайте же рассмотрим, какие могут быть нарушения речи. Классификация распространенных дефектов будет представлена далее.

Классификация

Дети с нарушениями функций речевого аппарата относятся к особой категории индивидуумов. У них нет отклонений в интеллектуальном развитии по сравнению со сверстниками. Однако дефекты в устной, как и нарушения в письменной речи, непременно негативным образом отражаются на формировании отдельных сторон психики.

Сегодня в сфере логопедии используется несколько классификаций, согласно которым, идентифицируют определенные дефекты в изложении мысли. Первая – психолого-педагогическая. Вторая – клинико-педагогическая.

Какие же положения более объективны при идентификации нарушения речи? Классификация того и другого плана успешно применяется логопедами. Разные точки зрения на одну проблему не противоречат, а лишь дополняют друг друга.

Психолого-педагогическая классификация нарушений речи

Идентификация дефектов здесь строится, в основном, на психологических критериях. Согласно классификации, выделяют следующие нарушения:

  1. Фонетико-фонематическая недоразвитость речи – нарушения в произношении звуков и слов родного языка.
  2. Общая недоразвитость речи – проблема системного характера, наличие которой может быть обусловлено умственной отсталостью ребенка. Это, в свою очередь, сказывается на неосознании индивидом смысловых и звуковых сторон компонентов речи.
  3. Заикание – согласно психолого-педагогической классификации, рассматривается как дефект коммуникативных способностей при правильном формировании речевого аппарата.

На что может повлиять недоразвитие речи?

Дети с недоразвитием речи часто страдают от затрудненной, замедленной адаптации в обществе. В целях обеспечения социализации логопедами применяется целенаправленная коррекция дефектов. Без этого у малышей в будущем могут наблюдаться определенные недостатки в интеллектуальной, сенсорной и волевой сферах.

Обладая достаточно развитым мышлением, дети с логопедическими проблемами нередко испытывают затруднения в формировании мысли, построении логических связей.

При недостаточном внимании родителей к имеющимся проблемам в речевой сфере позже у ребенка могут возникать сбои и в двигательной сфере.

В частности дети с отставанием в развитии речевого аппарата часто неспособны выполнять настолько же скоординированные движения по команде, как их сверстники.

Отклонения могут наблюдаться и в эмоциональной сфере ребенка с нарушением речи. Таким детям присуща неуверенность в себе, отсутствие интересов, повышенная раздражительность, трудности в установлении контактов с окружающими.

Эти и другие проблемы могут коснуться в будущем детей, которые имеют нарушения речи. Классификация и идентификация имеющихся дефектов позволяет своевременно начать работу над устранением недостатков.

В заключение

Вот мы и рассмотрели основные нарушения речи. Классификация отклонений психолого-педагогического плана ранее использовалась в логопедической практике лишь для выявления проблемы.

Окончательное заключение принимали неврологи.

Сегодня врачи все чаще применяют обе классификации параллельно, поскольку такой подход способствует постановке более точного диагноза и разработке эффективных методов коррекции речи.

Источник: http://fb.ru/article/277492/narusheniya-rechi-klassifikatsiya-osnovnyih-defektov

Хиликон
Добавить комментарий