Нарушение развития

Нарушение развития речи у детей

Нарушение развития

Формирование речи — критерий общего развития ребенка. Ребенок с нормальным развитием обладает способностями к усвоению родного языка.

Человеческая психика устроена таким образом, что речь является формой общения, передачи и усвоения информации. Речь — высшая психическая функция, обеспечивающаяся деятельностью головного мозга.

По этой причине любые отклонения в развитии речи должны быть своевременно замечены.

Для нормального функционирования речи нужно несколько условий:

  1. Кора головного мозга должна достичь определенного уровня зрелости.
  2. Артикуляционный аппарат должен быть сформирован.
  3. Ребенок должен иметь нормальный слух.

Этапы развития речи

Речь ребенка развивается не постепенно, а определенными скачками. В норме речь развивается следующим образом (таблица 1).

Таблица 1. Развитие речи ребенка

Возрастной периодРазвитие связной речиРазвитие словарного запаса
1-2 месяцагуканье
2-3 месяцагуление
4-5 месяцевНапевание с добавлением отдельных звуков
7-9 месяцевПроизношение отдельных слогов
9-11 месяцевПовторяет отдельные звуки, сопровождая их определенными действиями, как бы копируя взрослых, говорит отдельные короткие слова2-5 слов
11-13 месяцевПервые осмысленные слова5-10 слов
2 годаПростые предложенияОт 50 до 100 слов
2,5 годаСложные предложенияДо 500 слов
3 годаНебольшие связные рассказы из нескольких предложенийОт 1,5 тыс. слов до постоянного пополнения

Родители должны знать, что темп развития речи у каждого ребенка свой, и дети могут опережать известные этапы или отставать от них. Небольшое однократное отставание не должно беспокоить родителей.

Но если подобные явления глубокие или постоянные, то необходимо немедленно обратиться к специалисту для консультации.

Нарушения речи на ранних этапах устранить гораздо легче, чем в более зрелом возрасте.

Причины нарушения речи у детей

Нарушения речи у детей возникают по целому ряду причин, которые можно условно классифицировать на две группы:

  1. Органические нарушения (расстройства в центральной нервной системе и периферических отделах):

— внутриутробные патологии, приводящие к порокам развития: гипоксия, вирусные заболевания, ушибы при беременности, недоношенность, патологическое влияние на плод лекарственных препаратов при вынашивании ребенка, употребление алкоголя и наркотиков во время беременности; профессиональные вредности и плохая экология;

— наследственные заболевания, включая глухоту, нарушения речевого аппарата и др;

— родовые вредности: травмы, асфиксия, недоношенность;

— заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни, имеющие патологическое влияние на речевой аппарат и центральную нервную систему в виде осложнений.

  1. Функциональные причины нарушений речи:

— неблагоприятные условия жизни (необеспечение условий для полноценного развития ребенка);

— плохая речевая среда вокруг ребенка (отсутствие разговоров с ребенком, при этом ребенок лишается возможности повторять за взрослых артикуляцию и звуки, реагировать на речь взрослого);

— соматическая ослабленность;

— психологические травмы;

— неполноценная речь окружающих (с дефектами).

Виды нарушений речи у детей

Существует множество нарушений речи у детей, которые, в свою очередь, подразделяются на более узкие направления.

Основные нарушения речи:

  1. Афазия — полное отсутствие речи по причине распада всех компонентов речи на подкорковом уровне.
  2. Алалия — полное или частичное отсутствие речи при нормальном слухе ребенка. Это происходит по причине недоразвития или патологии участков головного мозга, отвечающих за речь. Алалию подразделяют на две группы: сенсорную и моторную. При сенсорной алалии ребенок не понимает речи окружающих людей. При этом ребенок реагирует на другие звуки, распознает их, но не разделяет речь на слова и звуки. При моторной алалии ребенок слышит речь окружающих, но неспособен самостоятельно произносить звуки, используя имеющийся артикуляционный аппарат.
  3. Дизартрия — легкая форма полного отсутствия речи, при котором ребенок не владеет возможностью иннервации речевого аппарата. У детей наблюдается нечеткое смазанное произношение звуков и слов, тихий, неестественный голос, несоответственный речи темп, по причине которого невозможно понять смысл сказанного, отсутствие плавности речи, нарушение дыхательного ритма. Дети с дизартрией имеют общую характерную особенность — слабое развитие речевого аппарата, в результате чего жевание продуктов довольно затруднено. Как правило, ребенок отказывается от твердой пищи, и родители переводят его на мягкие продукты питания. Такое решение приводит к тому, что артикуляционный аппарат перестает развиваться, а вместе с этим прекращается развитие речи.
  4. Дислалия — нарушение отдельных звукопроизношений. Этот вид нарушения речи является самым распространенным и даже воспринимается как норма на определенных этапах речевого развития (до 5 лет).  Дети могут непроизносить или произносить неправильно различные звуки, вследствие чего дислалия подразделяется на некоторые группы:

— ротацизм — непроизношение или искажение звука «р» и его мягкой формы;

— ламбдацизм — проблемы в произношении звуков «л» и «л,«;

— тетизм — проблемы звукопроизношения твердого и мягкого «т» и «д»;

— сигмаизм — ошибки в произношении шипящих и свистящих звуков.

У большинства детей звуки «ставятся» самостоятельно к 4-5 годам. Основная причина этого в самостоятельном корректировании собственной речи при копировании речи взрослых при условии развитого фонематического слуха.

Нужно знать, что если к 5 годам речь ребенка имеет нарушения, то нужно немедленно обратиться за помощью к специалисту.

  1. Заикание — нарушение темпа речи, вызванное спазмами или судорогами различных отделов речевого аппарата. Заикание может происходить в нескольких формах: остановка перед звуком (спазмы) и навязчивое повторение произносимых слогов
  2. Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, которое обусловлено структурой речевого аппарата. При ринолалии искажаются сразу все звуки, поэтому её называют фоновым искажением.
  3. Брадилалия — патологическое замедление речи.
  4. Тахилаия — патологически ускоренный темп речи.
  5. Общее недоразвитие речи — нарушение звуковой им смысловой стороны речи ребенка.

Каждое речевое нарушение имеет свои особенности, причины и методы коррекции. При некоторых проблемах помочь ребенку можно только на начальной стадии. В других случаях работа специалиста начинается после 5 лет.

При одних нарушениях задействован только артикуляционный аппарат, а другие нарушения возникают при недоразвитии фонематического слуха.

Глубину и последствия нарушений может констатировать только специалист. Поэтому при обнаружении дефектов речи у детей, или полном её отсутствии нужно незамедлительно обратиться к специалисту.

Источник: https://www.psyportal.net/134227/narushenie-razvitiya-rechi-u-detey/

Нарушения развития детей

Нарушение развития

Нет ничего прекраснее здорового малыша, который радует родителей и бабушек с дедушками своими улыбками и достижениями. Но, к сожалению, иногда здоровье крохи может пошатнуться.

Нарушения физического развития

Основные признаки, по которым оценивают физическое развитие детей, это:

  • рост;
  • масса тела;
  • окружность головы;
  • окружность грудной клетки.

Фото pixabay.com

На уровень физического развития могут влиять множество факторов окружающей среды и индивидуальные особенности организма малыша. К ним относят:

  • негативное влияние на плод в процессе внутриутробного развития (курение, употребление алкоголя матерью, бесконтрольное употребление лекарственных средств и др.);
  • генетическая предрасположенность;
  • родовые травмы;
  • гормональные изменения в организме ребенка;
  • нерациональное питание.

Наиболее нестабильный показатель физического развития детей – масса тела. Отклонения в ту или иную сторону от среднестатистической нормы, которые не превышают 10%, не считаются патологическими и корректируются элементарно — при помощи коррекции питания крохи.

Если же процент отклонения прогрессивно увеличивается, тогда речь идет о гипотрофии или паратрофии (ожирении). В этом случае без помощи врача педиатра уже не обойтись.

В первую очередь доктор должен выявить причину изменения веса (алиментарного характера или изменения в здоровье малыша), а затем дать рекомендации, как наладить питание карапуза и скорректировать его вес.

Изменения роста зачастую связаны с гормональными изменениями. За рост ребенка отвечает соматотропный гормон — гормон роста.

При его недостаточной выработке развивается такое заболевание, как нанизм, а при избытке – гигантизм.

Соответственно, для нормализации роста малыша необходимо проводить коррекцию его гормонального фона и вести внимательное наблюдение за динамикой изменений.

Также важна оценка гармоничности физического развития детей, т.е. соотношения роста с массой тела, а также с размерами головы и грудной клетки. Дисгармония физического развития может наблюдаться при следующих патологиях:

информацияВ этих случаях дисгармоничное физическое развитие является только косвенным признаком патологии и требует глубокой диагностики здоровья ребенка. Что касается прогнозов для жизни и здоровья ребенка, то зачастую они благоприятные, при условии своевременной верной диагностики и правильного лечения.

Нарушения и задержка психического развития

Основными причинами отклонений в психическом развитии младенцев являются:

  • генетические заболевания;
  • патология головного мозга (гидроцефалия, микроцефалия, опухоли, эпилептический синдром);
  • заболевания эндокринной системы;
  • нарушения органов чувств;
  • социально неблагополучные дети (педагогическое безразличие родителей или опекунов).

Проявления заболеваний обычно зависит от формы патологии, ее причины и степени выраженности, но при этом можно выявить ряд признаков, которые характерны для большинства отклонений в психическом развитии детей. К ним относят:

  • эмоциональную лабильность детей (частые перепады настроения);
  • повышенную утомляемость;
  • скудность словарного запаса;
  • эмоциональная скудность или проявление эмоций, неуместных ситуациям;
  • нарушения сна;
  • повышенная возбудимость.

дополнительноЛечение нарушений психического развития проводится только в комплексе. В первую очередь необходимо выявить и начать лечить основное заболевание, которое провоцирует изменения со стороны психики ребенка. Также в комплекс лечения входит наблюдение у узкопрофильных специалистов: психологов, неврологов, логопедов, генетиков, нейрохирургов.

Как правило, прогноз для жизни деток при таких нарушениях благополучный, но как самим малышам, так и их родителям придется приложить усилия для того, чтобы кроха адаптировался к жизни в социальной среде.

Нарушения речи

Между работой головного мозга и развитием речи ребенка существует теснейшая взаимосвязь. Причинами отставания детей в речевом развитии могут быть:

  • внутриутробная гипоксия плода;
  • поражение слухового аппарата;
  • заболевания нервной системы;
  • отставание в психическом развитии, аутизм.

Очень часто причиной задержки развития речи является нарушение слуха ребенка.

Выделяют следующие типы нарушений речевой функции у детей:

  1. Расстройства, причиной которых являются органические заболевания ЦНС:
    • афазия (изменение, как восприятия, так и воспроизведения речи);
    • алалия (недоразвитие речи);
    • дизартрия (нарушение произношения).
  2. Функциональные расстройства нервной системы:
    • заикание;
    • сурдомутизм (глухонемота);
    • мутизм (немота).
  3. Нарушения речи, связанные с изменениями речевого аппарата.

Фото pixabay.com

Уже с первых месяцев родители могут заметить, что их малыш не лепечет или не агукает. Со временем они отмечают, что карапуз все понимает, но при этом продолжает молчать.

Дети поздно начинают произносить свои первые слова, их словарный запас скуден. Как правило, при задержке речевого развития происходит отставание во всех сферах общения. Т.е.

кроме малого словарного запаса есть трудности в построении фраз и предложений, а также в эмоциональной окраске речи.

Для диагностики причин нарушения речевой функции малыша необходимо проверить его слух и состояние нервной системы, т.е. найти органическую или функциональную причину данного состояния.

Лечение проводится комплексно и включает в себя терапию основного заболевания, спровоцировавшего данное изменение и занятия с логопедом и психологом, которые помогут нормализовать речь или адаптировать ребенка и научить его общаться с окружающим миром другими способами.

Что касается прогноза для дальнейшей жизни ребенка, то здесь все зависит от того, на сколько глубокое поражение сопровождается изменением в речи. При нарушении слуха и его своевременной коррекции малыш быстро нагоняет своих сверстников.

Если изменение речи является только одним из признаков и сопровождается другими органическими нарушениями или изменениями психики, в этом случае малыш может нуждаться в помощи психологов, неврологов или других специалистов для реабилитации и максимальной адаптации.

Умственная отсталость

Умственная отсталость – особое состояние интеллекта ребенка, которое характеризуется ограничением развития интеллектуальных способностей на фоне ограниченного функционирования нервной системы. Таким образом, можно сказать, что это функциональное нарушение нервной системы.

важноУ детей, страдающих умственной отсталостью, уровень интеллектуального развития ниже нормы, характерной для их сверстников. За счет этого малыши сталкиваются с трудностями в социальной адаптации, в обучении, а затем и во взрослой жизни. Степень социальной ограниченности зависит от глубины поражения.

Выделяют несколько степеней олигофрении:

  1. Дебильность – легкая степень умственной отсталости. Нарушения интеллекта выражены не явно, у деток присутствует механическая память, что дает им возможность обучиться чтению, письму и уходу за собой. Дети могут обучаться и достаточно хорошо усваивают информацию, предусмотренную специальной программой в школе. При своевременном выявлении и правильной реабилитации таких деток они могут хорошо адаптироваться к социальной жизни, как в детском, подростковом, так и в зрелом возрасте.
  2. Имбецильность – более тяжелое изменение в умственной сфере ребенка. Таким деткам гораздо сложнее даются процессы запоминания и воспроизведения информации, читают они просто механически, не понимая смысла прочитанного. Деятельность малышей характеризуется полным отсутствием инициативности и сводится к выполнению простых команд. В случае такой патологии обучаемость ребенка значительно затруднена, но все же возможна адаптация его к выполнению элементарных действий.
  3. Идиотия – наиболее тяжелая степень олигофрении. Изменения интеллекта столь значительны, что практически полностью отсутствует восприятие, мышление, осознание собственной личности. Малыши с такой патологией являются инвалидами и нуждаются в постоянном уходе взрослых и наблюдении специалистов.

Дети с ограниченными возможностями

Отдельно стоит затронуть вопрос о детях-инвалидах – малышах с ограниченными возможностями – физическими, психическими или умственными.

Часто вся помощь таким крохам сводится к тому, что их помещают в специализированные школы-интернаты, где они имеют возможность обучаться.

Но, безусловно, гораздо лучше и эффективнее будет происходить адаптация малыша к этому сложному миру, когда он будет в кругу любящих его родственников, сверстников, которые смогут стимулировать его стремление к развитию.

Уважаемые взрослые, помните: мало что сможет измениться в жизни детей с ограниченными возможностями, если мы не изменим свое отношение к ним.

Источник: http://deti.baby-calendar.ru/narusheniya-razvitiya/

Симптомы болезни – нарушения развития у ребенка

Нарушение развития
Нарушения у взрослых Нарушения у детей

Нарушения и их причины по алфавиту:

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Нарушение развития у детей это любое нарушение развития, возникающее в младенческом или детском возрасте, которое характеризуется задержкой биологически необходимых психических функций, например, развития речи.

Чаще такое нарушение развития встречается у мальчиков, чем у девочек, однако со временем оно постепенно проходит.

Нарушения развития делятся на всеобъемлющие (pervasive), при которых ребенок отстает в развитии по многим показателям (например, при аутизме), и специфические (specific), при которых отставание наблюдается по какому-либо одному показателю (как, например, при дислексии).

В первый год жизни начинается активное формирование двигательных навыков, эмоций, интеллекта, речи и личности. Это период самого бурного развития всех функций организма, что обусловлено ростом и невероятной пластичностью детского мозга.

Психическое развитие малыша строится на базе сенсорного развития – через органы чувств (зрение, слух, тактильное восприятие). К детям, имеющим потенциальный или реальный риск отставания развития, обычно относят следующие группы: 1. Дети с выявленными нарушениями, которые с высокой степенью вероятности приведут к отставанию в развитии.

Это нарушения: – Снижение слуха; – Слепота, слабовидение; – Церебральные и спинальные параличи любой этиологии; – Генетические синдромы и хромосомные аберрации (с-м Дауна, с-м Ушера, с-м Клиппеля-Фейля, с-м Прадер-Вилли и т. д.); – Наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы (туберозный склероз, спинальные и невральные амиотрофии и т.п.

); – Врожденные аномалии развития: – Аномалии развития ЦНС (микроцефалия, черепно-мозговые грыжи, с-м Денди-Уокера и т.п.); – Аномалии развития других органов и систем (расщелины неба, грубые деформации конечностей и т.п.). – Тяжелые органические поражения ЦНС (любой этиологии) атрофии мозга, гидроцефалия и т.п..

– Злокачественные формы эпилепсии (с-м Веста и т. п.); – Серьезные трудности в контакте с окружающими, подозрение на ранний детский аутизм. 2.

Дети биологической группы риска: – Недоношенные и маловесные дети, рожденные с массой тела менее 1500 грамм; – Дети, рожденные на сроке гестации меньше 33 недель; – Дети, перенесшие асфиксию в родах; – Дети, находившиеся в отделениях интенсивной терапии. 3.

Дети социальной группы риска; – Дети родителей, имеющих психические заболевания; – Дети, подвергающиеся насилию; – Серьезные изменения в поведении у ребенка в результате пережитого стресса; – Дети родителей, страдающих алкоголизмом, наркоманией; – Дети малолетних родителей (матерей в возрасте до 17 лет); – Дети беженцев; – Другие категории семей группы социального риска.

Вы заметили нарушение развития у детей? Вы хотите узнать более детальную информацию или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

У Вас нарушилось развитие у ребенка? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными.

Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно.

Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом.

Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой.

Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию на форуме.

Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Eurolab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

Другие виды нарушений на букву “р”:

Карта симптомов предназначена исключительно для образовательных целей. Не занимайтесь самолечением; по всем вопросам, касающимся определения заболевания и способов его лечения, обращайтесь к врачу. EUROLAB не несет ответственности за последствия, вызванные использованием размещенной на портале информации.

Если Вас интересуют еще какие-нибудь симптомы болезней и виды нарушений или у Вас есть какие-либо другие вопросы и предложения – напишите нам, мы обязательно постараемся Вам помочь.

Источник: https://www.eurolab.ua/symptoms/disorders/71

Причины нарушений психофизического развития

Нарушение развития
статьи:
Загрузка…  

Отклонения в развитии детей могут быть обусловлены различными неблагоприятными факторами, которые делятся на:

  1. Эндогенные (генетические или внутренние воздействия)
  2. Экзогенные (средовые или внешние) воздействия

Чаще всего специалисты группируют патологические факторы в зависимости от периода воздействия на здоровье ребенка:

  1. Пренатальные причины, действующие на зародыш и плод в период внутриутробного развития
  2. Натальные — в период родовой деятельности
  3. Постнатальные — после рождения ребенка

 

Причины отклонений в пренатальном периоде

Во внутриутробном (пренатальном) периоде отклонения в развитии ребенка могут вызвать следующие факторы:

  • Наследственные заболевания (например, миопатия — нарушение обмена веществ в мышечной ткани, галактоземия — неусвоение галактозы, что входит в грудное молоко, муковисцидоз — дефект фермента поджелудочной железы, определенные типы нарушений зрительного и слухового анализаторов, ринолалия и др.);
  • Генетические заболевания (например, фенилкетонурия, тирозиноз — болезни, связанные с нарушением ферментной деятельности организма);
  • Хромосомные нарушения (болезнь Дауна, синдром «кошачьего крика» и др.);
  • Нарушение питания зародыша и плода. Эта причина обусловлена неправильным питанием беременной женщины (хаотичным, нерациональным, несбалансированным), в случае которого зародышу и плоду не хватает питательных веществ (белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и т.п.);
  • Интоксикации (химическое воздействие) — бесконтрольный прием беременной женщиной лекарств, алкоголизм будущей матери, курение, наркотическое воздействие, радиация и т.д.;
  • Инфекционные заболевания беременной женщины — токсоплазмоз, микоплазма, сифилис, вирусные инфекции (герпес, грипп, цитомегалия, гепатит);
  • Травмы зародыша и плода (механическое воздействие);
  • Температурное воздействие — переохлаждение или перегрев беременной женщины;
  • Соматические и психические заболевания беременной женщины — ревматизм, болезни сердца, гипертония, сахарный диабет и др.;
  • Несовместимость групп крови или резус-фактору матери и плода.

Беременной женщине следует помнить, что самолечение, бесконтрольное употребление лекарств, голодание, неправильное и нерациональное питание, хронические и острые заболевания важных органов негативно отражаются на внутриутробном развитии плода и могут привести даже к его гибели. Причем существует прямая связь между временем действия патологического фактора и негативными последствиями. Чем раньше во внутриутробном развитии повреждается эмбрион, тем тяжелее оказываются последствия.

Факторы, угрожающие развитию ребенка, возникающие в натальный период

В период родовой деятельности (натальный период) неблагоприятными могут быть такие факторы:

  • Стремительные роды
  • Затяжные роды
  • Неквалифицированная акушерская помощь

Действие этих факторов приводит к асфиксии (кислородному голоданию) или травмам ребенка.

Причины нарушения развития ребенка во внешнем мире

В постнатальном периоде могут действовать как биологические, так и социальные факторы:

  • Инфекционные заболевания (грипп, корь, скарлатина, менингит, энцефалит, полиомиелит, отит и др.);
  • Интоксикация (передозировка лекарственных препаратов (особенно антибиотиков), радиация, алкоголизм или курение кормящей мамы и др.);
  • Травмы;
  • Нарушение питания ребенка;
  • Длительные соматические заболевания;
  • Социальные факторы (социально-психологические причины):
  • Тяжелые переживания ребенка, обусловленные неблагоприятным положением в семье или школе, постоянными стрессами, хроническими соматическими и физическими дефектами;
  • Неблагоприятные условия;
  • Недостаточность речевого общения;
  • Подражания неправильной речи;
  • Психические травмы;
  • Педагогическая запущенность.

Это полезно узнать:

К оглавлению ↑

Отметим, что отдельные социальные факторы влияют, прежде всего, на детей с ослабленной нервной системой, уязвимых, ранимых, с определенными характерологическими особенностями (замкнутость, стеснительность, несамостоятельность), с отсутствием интеллектуальных интересов и тому подобное.

В редких случаях, факторы, несущие угрозу развитию ребенка в этих периодах, могут спровоцировать возникновение причин нарушения осанки и развития плоскостопия в будущем.

Правильное воспитание в семье, эмоциональный контакт с близкими людьми является источником полноценного развития ребенка.

Источник: http://leaky.ru/prichiny-narushenij-psihofizicheskogo-razvitiya/

Хиликон
Добавить комментарий