Нарушение сенсорное у детей

Содержание
  1. Симптомы болезни – сенсорные нарушения у ребенка
  2. Нарушения и их причины по алфавиту:
  3. Другие виды нарушений на букву “с”:
  4. Сенсорные расстройства: виды, симптомы, лечение. Сенсорные и гностические расстройства
  5. Что понимается под данными расстройствами?
  6. Разница между поражениями центрального и периферического звена
  7. Виды сенсорных систем человеческого организма
  8. Зрительная агнозия
  9. Нарушение звукового восприятия
  10. Нарушение обоняния
  11. Вкусовая агнозия
  12. Сочетание различных видов сенсорных расстройств
  13. Лечение сенсорных и гностических расстройств
  14. Острота ощущений. Нарушения сенсорной интеграции у детей в Центре новых медицинских технологий Новосибирск
  15. У младенцев
  16. Дошкольники
  17. Младшие школьники
  18. Подростки
  19. Программа восстановления
  20. В Центре новых медицинских технологий курсы восстановления ведут врачи-неврологи и физические терапевты Клиники восстановления здоровья
  21. Нарушения сенсорной интеграции – причины, диагноз и терапия | Шпилька
  22. Нарушения сенсорной интеграции: чувствительность вызывает проблемы
  23. Нарушение сенсорной интеграции у детей: причины
  24. Нарушения сенсорной интеграции: диагноз
  25. Лечение через игру
  26. Участие родителей в лечебном процессе
  27. Признаки сенсорной алалии у детей – диагностика и лечение
  28. Что такое сенсорная алалия
  29. Признаки и симптомы заболевания
  30. Лечение сенсорной алалии
  31. Профилактика
  32. Сенсорная интеграция: как научить ребёнка чувствовать правильно?
  33. Причины нарушений
  34. Речь – результат развития чувств
  35. Как скорректировать нарушения: простые советы

Симптомы болезни – сенсорные нарушения у ребенка

Нарушение сенсорное у детей
Нарушения у взрослых Нарушения у детей

Нарушения и их причины по алфавиту:

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Сенсорная система — часть нервной системы, ответственная за восприятие.

Сенсорная система состоит из рецепторов, нервов и ответственных за обработку полученных сигналов отделов головного мозга.

Многие сенсорные системы (анализаторы) — двигательная, вестибулярная, слуховая, зрительная, тактильная — информируют центральную нервную систему ребенка об особенностях движения, создают комплексное представление о положении тела.

При детских церебральных параличах (особенно при гиперкинетической форме) довольно часто снижается острота слуха (обычно отмечается на высокочастотные тона). Это может способствовать нарушению произношения ряда звуков в отсутствие дизартрии. Ребенок, который не слышит звуков высокой частоты (т, к, с, п, э, ф, ш), не употребляет их в своей речевой продукции. В дальнейшем отмечаются трудности при обучении таких детей чтению и письму. У некоторых больных недоразвит фонематический слух. Любое нарушение слухового восприятия может привести к задержке речевого развития, а в тяжелых случаях – к грубому недоразвитию речи.

Дети с умственной отсталостью могут также иметь и другие физические нарушения и нарушения развития, которые могут глубоко влиять на их психическое и физическое здоровье. Подобные отклонения обычно связанны со степенью интеллектуального нарушения.

Вы заметили сенсорное нарушение у детей? Вы хотите узнать более детальную информацию или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

У Вас нарушилось сенсорное развитие у ребенка? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными.

Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно.

Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом.

Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой.

Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию на форуме.

Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Eurolab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

Другие виды нарушений на букву “с”:

Карта симптомов предназначена исключительно для образовательных целей. Не занимайтесь самолечением; по всем вопросам, касающимся определения заболевания и способов его лечения, обращайтесь к врачу. EUROLAB не несет ответственности за последствия, вызванные использованием размещенной на портале информации.

Если Вас интересуют еще какие-нибудь симптомы болезней и виды нарушений или у Вас есть какие-либо другие вопросы и предложения – напишите нам, мы обязательно постараемся Вам помочь.

Источник: https://www.eurolab.ua/symptoms/disorders/85/

Сенсорные расстройства: виды, симптомы, лечение. Сенсорные и гностические расстройства

Нарушение сенсорное у детей

Неврологические заболевания в последнее время встречаются все чаще и чаще. Это обусловлено старением нации, частыми травмами головы. Особое место среди неврологической патологии занимают сенсорные и гностические расстройства.

Что понимается под данными расстройствами?

Нарушения сенсорной и гностической функции представляют собой сбой в распознавании в головном мозге или периферических нервных окончаниях определенных раздражителей или предметов.

Это происходит за счет неправильно построенных нейронных связей в головном мозге или при наличии препятствия, не дающего нервным импульсам проникнуть в него.

Если подобное нарушение наблюдается в коре головного мозга, то такое нарушение называют вторичным и относят к гностическим (так как в ней, а также еще в некоторых мозговых структурах происходит обработка всей информации, поступающей от периферических нейронов).

Если же вначале поражаются периферические нервные окончания или проводящие пути, то в данном случае имеют место расстройства сенсорного синтеза (так как в основном страдает афферентная ветвь спинномозгового нерва, и правильно создать электрический импульс становится непосильной задачей). Так как кора мозга и периферические нервные окончания могут осуществлять свою функцию только сообща, расстройства рассматриваются единым блоком.

Разница между поражениями центрального и периферического звена

Расстройства центрального генеза, как видно из названия, проявляются при поражении головного мозга – центра обработки всей поступающей информации. Мозговая ткань крайне чувствительна к воздействию различных факторов, из-за чего гностические расстройства преобладают по степени тяжести.

Так как обычно в патологический процесс вовлекаются все ее структуры, может развиться и нарушение психики. В данном случае имеют место расстройства психосенсорные. Сенсорные расстройства являются причиной поражения периферического звена нервной системы – рецепторов, а также непосредственно стволов черепных нервов.

Они развиваются значительно чаще и обычно не требуют лечения (исключение – нейропатии).

Сочетанные расстройства чаще всего носят смешанный характер. Их причиной обычно является интоксикация психотропными соединениями (не обязательно наркотиками и алкоголем) или системные заболевания нервной системы.

Виды сенсорных систем человеческого организма

Основная функция, возлагающаяся на органы чувств – восприятие поступающих извне раздражителей. Для того чтобы адаптироваться к окружающей среде, природой было задумано создание специальных структур, предназначенных для восприятия всей поступающей извне информации.

Из-за того, что все импульсы различны по своей структуре и природе, выделяют пять групп сенсорных систем – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Каждая из них строго специфична, имеет свои органы восприятия, свои центры в коре мозга, отвечающие за обработку поступающей информации.

Каждая из этих систем имеет собственные рецепторы, расположенные в определенном месте (не считая кожи, на которой рецепторы располагаются на всей ее поверхности). Рецепторы различаются как по своему строению, так и по типу воздействия на них.

Нарушения восприятия поступающих раздражителей строго специфичны для каждой системы, и именно поэтому следует разобрать каждую из них.

Зрительная агнозия

Нарушения зрения обычно проявляются нечетким видением предметов, расплывчатостью, и обусловлены они при этом нарушением функции глазных структур.

В отличие от них, нарушение сенсорного восприятия кроется в поражении проводящих путей (в данной ситуации – зрительных нервов) и коры мозга (обычно при поражении затылочной доли головного мозга).

Зрительная агнозия обычно также сопровождается поражением долговременной памяти, в частности она связана с запоминанием и созданием образов того или иного предмета в сознании.

Сенсорное расстройство зрения обычно сопровождается нарушением восприятия цветовой гаммы предмета. Оно появляется при поражении колбочек – рецепторных клеток, расположенных на сетчатке, в результате чего развивается дальтонизм.

Нарушение может характеризоваться искажением формы предмета в сознании (зная, что предмет, например, мяч, круглый, больной человек видит его, как овальный, с наростами – подобное состояние обычно развивается при галлюцинациях, особенно истинных, и в данной ситуации относится к гностическим расстройствам).

Сенсорные и гностические зрительные расстройства имеют место при галлюцинациях различного генеза.

Нарушение звукового восприятия

Слух обусловлен нормальным функционированием проводящей системы уха – барабанной перепонки, косточек среднего уха и улитки внутреннего. Сенсорные нарушения (глухота) обычно развиваются при поражении или недоразвитии слуховых косточек (молоточка наковальни, стремечка).

Если же патология кроется в поражении гипоталамуса (главного центра восприятия всех импульсов от органов чувств), а также в височной доле коры головного мозга, то в данном случае подразумеваются сенсорные расстройства слухового анализатора.

Обычно подобные нарушения проявляются уже в раннем возрасте, из-за чего довольно часто поднимаются вопросы о детских сенсорных расстройствах.

Гностические расстройства также имеют место при наличии изменений в височных долях. Проявляются они чаще всего в нарушенном восприятии интенсивности звука (тихий звук кажется оглушительно громким и наоборот), нарушении понимания услышанного (параллельно с височной долей в процесс вовлекается зона Вернике – центр восприятия речи).

Нарушение обоняния

Сенсорные расстройства обоняния обычно развиваются в результате поражения слизистой оболочки носовой полости (в частности, верхней ее трети, где расположены периферические нервные окончания обонятельного нерва).

Обычно это происходит в результате вдыхания резких запахов, ожога слизистой оболочки при попадании горячего пара, а также при травмах носоглотки.

При этом рецепторы данных окончаний не могут воспринять ароматические молекулы, из-за чего и развивается нечувствительность к запахам.

Нарушение распознавания запахов появляется при травмах головного мозга, кровоизлиянии в область гиппокампа и лимба, а также в результате образования очага патологической импульсации в данных областях, появляющегося из-за употребления психоактивных веществ – таких как ЛСД, спайсы, а также на фоне некоторых психиатрических заболеваний, сопровождающихся галлюцинаторным синдромом (например, при шизофрении, некоторых видах энцефалопатий).

Тактильная чувствительность обусловлена рецепторами, расположенными практически на всей поверхности кожи. Они отвечают за восприятие предмета и некоторых его характеристик (размер, вес, температура, форма). Все это осуществляется за счет формирования сложных импульсных связей, идущих ото всех рецепторов одновременно.

При поражении периферического звена нервов (окончания и стволы) развивается только снижение чувствительности. Сам же образ предмета создается в коре мозга, обычно – в области лобной доли и частично – височной.

Центральное поражение данных зон (черепно-мозговая травма, инсульт, инфаркт мозга, отравление некоторыми ядами) может привести к формированию очага поражения, в котором все нейронные связи будут нарушены, из-за чего человек не сможет нормально воспринимать и создавать в своем сознании образ предмета.

Нередко при подобных расстройствах из-за перестройки связей образ воспринимается неправильно по одному или нескольким критериям (круглое кажется плоским, а теплое – горячим или холодным).

Вкусовая агнозия

Вкусовые рецепторы расположены преимущественно на кончике языка, а также на его боковых поверхностях. Сенсорные расстройства обычно развиваются при ожогах слизистой оболочки языка, из-за чего притупляется ощущение вкуса.

Подобное состояние может развиваться также при их блокировании некоторыми веществами (например, вкус ощущается слабее после употребления в пищу холодных продуктов или острых приправ).

Поражение ствола вкусового нерва наблюдается в результате травм области мышц подбородка, а также при нейропатии или травме языка.

Нарушение распознания вкуса обычно развивается после перенесенного инсульта, кровоизлияния в область таламуса и коры больших полушарий, а также при некоторых нейроинфекциях (менингит, энцефалит).

Гностическое вкусовое расстройство (однако больше проявляет себя извращение вкуса) может иметь место у беременных женщин на фоне токсикоза или гестоза (например, гвоздь на вкус кажется незабываемым и прекрасным лакомством).

Сочетание различных видов сенсорных расстройств

Нередко вышеуказанные сенсорные расстройства могут развиваться независимо друг от друга. Однако имеется несколько типов заболеваний, приводящих к их сочетанному развитию. Наиболее наглядным примером таких заболеваний являются сенсорные расстройства при рассеянном склерозе.

Данное заболевание характеризуется развитием очагов уплотнения мозговой ткани с преобладанием в них соединительной ткани. Подобное расстройство имеется обычно у лиц старше 50-60 лет, однако известны случаи его развития и у достаточно молодых людей (30-35 лет).

Гностические расстройства появляются в тех случаях, когда подобные очаги развиваются в местах обработки поступающих импульсов (т. е. в тех участках головного мозга, куда проецируются основные центры восприятия).

Устраняется нарушение распознания и интерпретации путем адекватной терапии рассеянного склероза, начатой на раннем этапе заболевания. Если опоздать со своевременной диагностикой, нарушения переходят в статус хронических.

Лечение сенсорных и гностических расстройств

Специфического лечения нарушений чувствительности не создано.

Все лечебные мероприятия направлены на устранение причины (например, при инсульте рекомендуется как можно быстрее ограничить очаг кровоизлияния (при геморрагической форме) или снизить до допустимых цифр давление (при ишемическом инсульте).

Однако терапию не стоит начинать без предварительной консультации невролога и психотерапевта, так как самолечение в подобных ситуациях может значительно навредить здоровью.

Если причиной нарушения чувствительности являются ожог, обморожение, то терапия должна проводиться согласно тяжести травмы (при легких поражениях лечение сенсорного расстройства можно провести и в домашних условиях, а при среднетяжелых и тяжелых – только в стационаре или отделении реанимации). Функция рецепторов восстановится в процессе лечения и физиологического обновления клеточного состава тканей пораженной области (так как в основном рецепторы находятся в слизистых оболочках или коже, а они, в свою очередь, являются тканями с высоким регенераторным потенциалом).

Источник: http://fb.ru/article/161662/sensornyie-rasstroystva-vidyi-simptomyi-lechenie-sensornyie-i-gnosticheskie-rasstroystva

Острота ощущений. Нарушения сенсорной интеграции у детей в Центре новых медицинских технологий Новосибирск

Нарушение сенсорное у детей

Некоторых родителей беспокоит поведение ребенка: трудности в общении и играх со сверстниками, гиперактивность, невнимательность, рассеянность, частая смена настроения, возбудимость или заторможенность, плохой сон.

Ребенок не может самостоятельно сделать уроки и организовать своё свободное время. Часто бывает, что родители подобное поведение принимают за черту характера или лень, но во многих случаях это признак нарушения сенсорной интеграции.

Как помочь своему ребенку и изменить ситуацию к лучшему, рассказала Людмила Вячеславовна Ефимова, врач-невролог. 

Ребенок рождается без опыта общения с окружающей средой. С первых секунд жизни различные ощущения начинают поступать в головной мозг через органы чувств. Череда ощущений позволяет нам получать информацию о состоянии тела и окружающего мира, накапливая сенсорный опыт, который нужен человеку для управления телом и мышлением.

Органы чувств, через которые поступает информация в нервную систему:

Органы чувств, их рецепторы, проводящие пути и отдел мозга, ответственный за обработку полученных сигналов, образуют вместе сенсорную систему. Самые известные сенсорные системы – зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. Они помогают нам почувствовать физические свойства окружающего мира: температура, вкус, звук или давление.

  • зрение, слух, обоняние, осязание;
  • тактильные – полученные через кожные рецепторы от прикосновения, давления, температуры, боли;
  • вестибулярные – полученные от внутреннего уха о состоянии равновесия, гравитационных изменениях, движении и положении тела в пространстве;
  • проприоцептивные – полученные от мышц и суставов о положении тела, весе, давлении, растяжении.

Сенсорная система позволяет нам получить информацию от органов чувств, а сенсорная интеграция переработать её и в дальнейшем использовать как опыт взаимодействия с окружающим миром.

Сенсорная система у ребенка довольно хрупкая, поэтому неблагоприятные факторы могут привести к постепенному возникновению нарушений. Их можно заметить по следующим признакам:  

  • трудности с концентрацией внимания, «слышит» маму только с 3-го раза;
  • ребенок беспокойный и неусидчивый, импульсивный, у него часто меняется настроение;
  • быстро надоедают занятия, игрушки;
  • игнорирует правила поведения;
  • забывает и часто теряет вещи;
  • плохо засыпает, часто просыпается по ночам;
  • боится воды.

У младенцев

Симптомов нарушений сенсорной интеграции в таком возрасте еще нет, но можно создать некоторые предпосылки к их появлению, если ограничивать подвижность малыша.

К примеру, если мама все время носит ребенка на руках, не позволяя ему достаточно двигаться, то малышу не хватает опыта, полученного от самостоятельных движений. Чтобы этого не произошло, родителям необходимо создавать малышу условия, оптимальные для двигательного и речевого развития.

Для этого важно разговаривать с малышом, давать ему ползать, изучать и трогать предметы из разных материалов и разных размеров, показывать игрушки разных цветов. 

Дошкольники

В дошкольном возрасте неспособность играть – это очень распространенный симптом нарушения сенсорной интеграции. У ребенка не получается построить домик из кубиков, удержать игрушку, сложить простую мозаику.

Ребенок не чувствует своего тела и не знает как им управлять, у него страдает двигательная координация, он теряет равновесие, все время спотыкается, чаще сверстников роняет предметы.

В таком случае ребенку показаны занятия с физическим терапевтом.

Младшие школьники

В школьном возрасте у детей с нарушением сенсорной интеграции появляются проблемы с обучением. Это возникает либо из-за сложности освоить учебную программу, либо из-за нарушений поведения, связанного с учебой в школе, даже если способности к обучению не снижены.

Ребенок пытается сконцентрироваться, но у него с трудом получается, на это тратятся все силы, отчего он сильно утомлен. На фоне усталости ребенок начинает отвлекаться на посторонние звуки, действия, его мозг перевозбужден и ребенок может начать «прыгать по всему классу» не потому что он хочет это делать, а потому что его мозг выходит из-под контроля.

Ребенок не может объяснить свои проблемы или понять и оценить происходящее, так как мозговые процессы бессознательны и контролю не подлежат. Взрослые часто лишь усугубляют проблемы ребенка, заставляя его выполнять непосильные задания. Но важно понять, что ни поощрения, ни наказания не могут повлиять на ситуацию, поэтому стоит при подобном поведении обратиться к неврологу.

Подростки

Одной из самых распространенных жалоб родителей подростков с сенсорными нарушениями является несобранность. Мозгу трудно организовать ощущения и, следовательно, все остальное.

Подростку не по силам концентрировать внимание на таких задачах, как уборка комнаты или написание сочинения, ему трудно планировать серии задач, он не знает, с чего начать, или сколько времени займет каждое действие. Если его прерывают, он забывает, что делал.

Бывают дни, когда сконцентрироваться на чем-либо и завершить дело вообще невозможно.

Программа восстановления

Невролог и физический терапевт сначала проводят сенсорную диагностику, а по результатам составляют программу восстановления. Она включают в себя физическую терапию, массажи, висцеральную коррекцию.

Через две недели после окончания курса, улучшится концентрация внимания и сон, стабилизируется настроение, улучшится память, нормализуется работа желудочно-кишечного тракта.

Это даст ребенку возможность лучше учиться, ладить со сверстниками и родителями, спокойнее реагировать на стрессовые ситуации.

В Центре новых медицинских технологий курсы восстановления ведут врачи-неврологи и физические терапевты Клиники восстановления здоровья

Источник: https://www.cnmt.ru/nbz/aprel-2017/ostrota-oshhushhenij.-narusheniya-sensornoj-integraczii-u-detej

Нарушения сенсорной интеграции – причины, диагноз и терапия | Шпилька

Нарушение сенсорное у детей

Сенсорная интеграция является одной из основ надлежащего развития ребенка. Нежелание есть, плохое осознание тела или так называемое плохое поведение часто возникают в результате нарушений сенсорной интеграции. Как определить, что у ребенка есть проблемы с сенсорной интеграцией и где искать помощь? Что представляет собой терапия сенсорной интеграции, какие нужны упражнения?

Расстройства сенсорной интеграции — это термин, который все чаще слышат родители. Хотя название «сенсорная интеграция» звучит загадочно, этот термин можно легко объяснить.

Это умение, которое позволяет вам чувствовать, организовывать, собираться в единое целое и понимать окружающие раздражители: визуальные, слуховые, тактильные, исходящие от движения и силы тяжести, и, наконец, обонятельные и вкусные — которые проникают в мозг через наши чувства.

Благодаря этому можно поддерживать адекватные реакции. Например, младенец, которого мама держит на руках, рефлекторно поворачивает голову к груди, ощущая знакомый запах молока, и когда прикасается лицом к маме, то чувствует необходимость сосать.

Более взрослый ребенок, благодаря интеграции чувств, способен двигаться скоординированным образом, сосредоточиться на игре, наладить хорошие социальные отношения.

Сенсорная интеграция также является основой для надлежащего развития речи, эмоциональной чувствительности и двигательной возбудимости. Этот сенсорный интеграционный процесс развивается на протяжении всей жизни, но он наиболее интенсивен в течение первых трех лет жизни ребенка. И, к сожалению, бывает, что иногда это происходит не так гладко, как хотелось бы.

Нарушения сенсорной интеграции: чувствительность вызывает проблемы

Существует несколько типов сенсорного расстройства: нарушения сенсорной модуляции, нарушения движения или нарушениях сенсорной дифференциации у детей.

Их можно заподозрить, когда, например, у ребенка возникают проблемы с определением правильного ритма сна и бодрствования, он чрезмерно возбужден, испытывает трудности с концентрацией, ест только некоторые блюда, менее подвижен, чем его сверстники и т. д.

Чувствительность сенсорной интеграции также может проявляться чрезмерной либо слишком малой чувствительностью к сенсорным стимулам. Поэтому бывает, что младенец не любит объятий, и когда его поднимают на руки он отталкивает родителя или начинает плакать.

Бывает, что у ребенка гиперчувствительность касается слуха, и его крики вызваны звуками, которые не раздражают других детей. Нарушения сенсорной интеграции могут также касаться двигательной координации (ребенок не может положить блок в контейнер или захватить шарик пальцами) или чувства равновесия — когда движения неуклюжи, ему не хватает координации.

Также случается, что ребенок не реагирует хорошо на раздражители, не замечает сильных звуков или запахов.

Нарушение сенсорной интеграции у детей: причины

Причин расстройств сенсорной интеграции много, и чаще всего они являются результатом ситуаций, которые произошли во время беременности или родов. Во время беременности риск появления проблем увеличивается из-за потребления алкоголя, сигарет или наркотиков.

Ослабленная сенсорная интеграция может также иметь место у детей матерей, которые из-за угрозы выкидыша провели большой период беременности в постельном режиме.

Когда дело доходит до перинатальных факторов и причин, это прежде всего преждевременные роды, кесарево сечение, а также различные осложнения, например гипоксия.

Нарушения сенсорной интеграции могут также возникать при так называемой сенсорной депривации, то есть ограничения возможности познавать мир через чувства, например, когда ребенок находится в больнице в течение длительного времени или родители сознательно ограничивают естественные потребности исследования мира и постоянно запрещают ребенку исследовать все вокруг. Нарушения также возникают у детей с тяжелым повреждением головного мозга, например, при синдроме церебрального паралича или при различных генетических синдромах, например: синдром Дауна, синдром ломкой Х-хромосомы, синдром Уильямса.

Нарушения сенсорной интеграции: диагноз

Эту проблему не следует недооценивать, потому что она не исчезнет сама по себе, а со временем могут даже увеличиться, что приведет к задержкам в развитии речи, координации движений, навыкам чтения, качеству письма, концентрации внимания или надлежащей социальной коммуникации. Как следствие, у ребенка могут быть проблемы с самостоятельной жизнью, обучением, контактом со сверстниками или эмоциональными переживаниями.

К счастью, большинство нарушений сенсорной интеграции можно искоренить хорошо проведенной терапией. Чем скорее она будет проведена, тем больше вероятность того, что проблема исчезнет бесследно. Однако до того, терапевт должен поставить правильный диагноз, оценив тип нарушения сенсорного процесса.

Важно, чтобы у терапевта была соответствующая квалификацией: психолог, физиотерапевт, педагог, врач. Он должен иметь квалификация, подтвержденная сертификатом, полученным после завершения надлежащего обучения. Правильное распознавание типа нарушений сенсорной интеграции и выбор соответствующих упражнений улучшит состояние ребенка.

Однако неадекватный диагноз или плохо проведенная терапия могут ухудшить его.

Диагностика состоит из нескольких этапов — она ​​заключается в наблюдении за ребенком, разговоре с родителями и использовании специализированных тестов. И это не всегда заканчивается направлением на лечение.

Ведь родители могут думать, что это расстройство, а терапевт определит это как нормальное поведение ребенка, потому что каждый из нас немного более чувствителен к определенным раздражителям, в то время как другие воспринимают их слабее.

После обследования терапевт может указать на другие причины нарушений в функционировании ребенка, не связанные с сенсорной интеграцией.

Лечение через игру

Когда, однако, оказывается, что ребенку нужна помощь, то лечение будет выбраны в соответствии с типом расстройства.

Например, если ребенок чувствителен к прикосновению, то терапевт сначала тщательно будет наблюдать реакции ребенка на различные типы прикосновений, оценивая, какой из них приятен, а какой нет.

Затем, постепенно, он приручит его к различным ощущениям, в том числе тем, которые ему не нравились раньше, например, через массаж. Для лечения используются, в частности, игрушки различных форм и текстур, специалист также рекомендует домашние упражнения.

Терапия проводится в правильно оборудованной терапевтической комнате. Там дети через «научную игру», при помощи терапевта, организуют работу своих чувств так, чтобы она была эффективной и составляла основу для надлежащего развития.

Такие нарушения лечатся движением, поэтому во время занятий дети качаются, катаются на скейтборде, тренируются в сухом бассейне с шариками, прыгают на батуте, играют на инструментах, делают различные фигурки из пластилина и т.д.

Такое лечение необходимо проводит регулярно (в зависимости от возраста и состояния ребенка, это от одного до трех встреч в неделю), оно обычно длится несколько месяцев, но в случае более серьезных расстройств и низкой частоты встреч может потребоваться гораздо больше времени.

Участие родителей в лечебном процессе

В сеансах сенсорной интеграции участвуют не только ребенок, но и родители. Терапевт помогает родителям понять, почему ребенок ведет себя по-другому, объясняет, чем является эта проблема и как действовать во время обычной повседневной деятельности, ​​чтобы постепенно уменьшать нарушения сенсорной интеграции.

Важным элементом терапии является также организация окружающей обстановки ребенка таким образом, чтобы помочь ему преодолеть беспорядок. Например, если ребенок гиперчувствителен, то в его комнате должно быть место, где он может спрятаться, когда ему это нужно (например, небольшая палатка или теневой уголок).

В свою очередь, у очень активного ребенка должно быть место для сброса избыточной энергии, например небольшой батут.

Источник: https://shpillka.ru/rebenok/sensornaya-integratsiya-kak-raspoznat-narusheniya-sensornoj-integratsii-i-kak-podobrat-terapiyu.html

Признаки сенсорной алалии у детей – диагностика и лечение

Нарушение сенсорное у детей

Новорожденные младенцы не имеют способности к разговору, спустя некоторое время детки начинают с ответной реакции в виде звуков, затем эти звуки сливаются в подобие слов.

Потом, с течением времени, слова приобретают смысл, и речь получает понятные рамки. Но у некоторых детей ситуация не меняется, и ребенок продолжает либо невнятно что-то бормотать, либо молчит.

И это значит, что он болен.

Порой у детей внутриутробно, либо в первые три года жизни, в связи с поражениями, относящимися к органическим, нарушается работа центров головного мозга, которые отвечают за речь.

У таких малышей очень скудный словарный запас, речь развивается на поздних сроках, абсолютно нарушается структура слога и произношения звуков. Такое заболевание называется алалия.

По классификации недуга одно из ответвлений болезни именуется сенсорная алалия.

https://www.youtube.com/watch?v=9Ss9RMYE2k4

Эта патология требует обязательного лечения.

Что такое сенсорная алалия

Сенсорная алалия – это такое состояние, когда у человека нормальный слух, но нарушено первоначальное восприятие речи. Патология развивается в связи с тем, что поражаются височные доли, расположенные в левом полушарии головного мозга, еще они именуются центром Вернике.

Малолетние дети, при наличии такого заболевания, никак не воспринимают речевые сигналы либо понимают их в очень ограниченном сегменте. Но вот на звуковые сигналы они реагируют; среди них:

  • шум (шорох, стук, скрип и т. п.);
  • звон, например, битого стекла.

А также такие малыши вполне могут повторять незнакомые слова, но делают они это неосмысленно. Как яркий пример, ситуация ,где ребенку задается вопрос, а он, вместо ответа, повторит ту же последовательность слов, что в вопросе.

патология при проявления сенсорной алалии – это нарушения в слухе, именуемом фонематическим. Проще говоря, это отсутствие способности различать звуки, воспроизводимые посредством речи, либо их восприятие в крайне затрудненной форме.

Сенсорная алалия у детей требует своевременного направления к специалистам, которые смогут продиагностировать заболевание и начать лечение.

Диагностикой недуга занимаются такие специалисты, как:

  1. логопед;
  2. психоневролог;
  3. отоларинголог.

Признаки и симптомы заболевания

Сенсорная алалия развивается, если патологически поражены височные доли или область Вернике.

Именно эта корковая зона головного мозга отвечает за регуляцию и способность слышать речевые звуки, за восприятие услышанного и распознавание информативного потока.

Так что сенсорную алалию отличает нарушение нормального восприятия речи, которую произносят другие люди, а также полное отсутствие способности понять смысл. Но, как правило, слух у таких детей в полном порядке.

Отличают сенсорную разновидность алалии, по характерным формам патологии именно в речевом аспекте, причем в тяжелой форме. Дети, которые поражены такой болезнью, слышать речь, но понять ее они не в состоянии, а также самостоятельно они не могут воспроизвести какие-либо речевые осмысленные звуки. Дети вполне могут жестикулировать и сочетать звуки, но это лишь бессмысленный набор.

Обычно сенсорные алалалики выделяются тем, что они навязчиво повторяют звуки и слога либо пытаются сделать звуковую замену, также они могут неосознанно повторять чужие для них слова. В отдельных случаях специалисты говорят, что они могут объединять словесные отрезки в целое предложение.

У детей с диагнозом сенсорная алалия есть некая особенность – они пытаются активно пытаться вступить в разговор. Но такое воспроизведение голосом складывается только в словесный бурелом, так как несвязанная речь вообще не имеет никакого смысла.

Если у ребенка форма заболевания более легкая, то он в какой-то мере, отчасти и только в рамках определенного контекста, правильно воспринимает речевые сигналы. Порой пациенты могут даже читать по губам. Но тяжелая патология не позволяет ребенку и вовсе воспринимать речь.

У пораженных недугом детей нет способности удерживать внимание, у них абсолютно не устойчивое восприятие слуховое восприятие и движения отличительно хаотичные. Тяжелая патология приводит к тому, что недоразвитая речь резко тормозит процесс запоминания, и психика тоже подвергается нарушениям. Зачастую ребенок остается недоразвитым.

Но так как такое заболевание, как алалия, классифицируется довольно широко, то прежде чем начать лечение, необходимо точно определить, какое именно отклонение присутствует у ребенка.

Лечение сенсорной алалии

Лечение заболевания разрабатывается для каждого пациента в рамках индивидуальной программы, и строится оно на результатах, полученных после проведения лабораторных анализов и на фоне проявления общей симптоматики.

Благоприятный для успешного лечения возраст пациента – это 4 года, потому что именно в этот период происходит познание ребенком окружающего его мира в большей степени. Методики лечения включают в себя такие программы, как:

  • постоянные занятия со специалистом-логопедом;
  • медикаментозное воздействие не недуг;
  • постоянный контроль состояния при динамичной сдаче анализов.

При составлении схемы лечения учитываются все индивидуальные особенности каждого ребенка:

  1. общее функциональное состояние;
  2. возраст пациента;
  3. насколько прогрессирует заболевание.

Перед логопедом ставится задача научить ребенка правильно использовать речевую функцию, применять логику при построении фраз, а также увеличивать словарный запас.

Медикаментозное дублирующее лечение помогает улучшить мозговое кровообращение, тем самым увеличивая снабжение головного мозга необходимыми элементами и веществами.

Специалист по массажу делает ребенку правильный и необходимый массаж лица, что придает тонус мышцам.

Цикл курса физиотерапии помогает уменьшить проявление некоторых симптомов, что облегчает состояние больного ребенка.

В том случае, когда лечение проводится грамотно и в нужное время, то ребенок избавится от патологии, либо же значительно снизится ее проявление. Но самое главное: ребенок сможет полноценно развиваться и социализироваться в обществе на равных правах, не ограниченный обязанностью посещать специальные образовательные учреждения.

Родители, при лечении такого ребенка, должны оказывать ему максимум внимания, поскольку поддержка важных и любимых людей – это качественный стимул. И в таком случае выздоровление идет гораздо быстрее.

Профилактика

Для того чтобы не столкнуться с такой проблемой, женщине, которая планирует беременность, необходимо предпринять следующие шаги:

  • полностью обследоваться на предмет скрытых инфекций и патологий;
  • период вынашивания младенца должен проходить в максимально спокойной обстановке;
  • вредные привычки и пристрастие к веществам, которые вызывают зависимость, существенно снижают возможность появления здорового ребенка;
  • рацион должен быть значительно обогащен витаминами и полезными продуктами, потому что это важно и для развития плода, и для здоровья матери.

Источник: http://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/sensornaya-alaliya.html

Сенсорная интеграция: как научить ребёнка чувствовать правильно?

Нарушение сенсорное у детей

Как формируется способность ребёнка к восприятию и обработке информации? Почему в этом процессе происходят нарушения и что с этим делать? Эти аспекты осветила педагог-дефектолог по работе с детьми дошкольного возраста Любовь Филатова в ходе ярмарки «Город здоровья».

Журналист портала «Сибмеда» побывала на лекции Любови Геннадьевны «Сенсорная интеграция. Что это?».

Причины нарушений

По словам специалиста, центральное место в развитии ребёнка играет способность объединять информацию, поступившую по нескольким каналам восприятия, и далее интерпретировать её.

В медицинской терминологии такая способность называется сенсорной интеграцией.

Именно с неправильным развитием этой способности, уверяет Любовь Геннадьевна, связано множество часто встречающихся сегодня отклонений в развитии у дошкольников и детей младшего школьного возраста. 

В частности, речь идёт о таких распространённых в последние годы диагнозах, как «синдром гиперактивности и дефицита внимания» и расстройства аутического спектра. Так почему же у детей нарушается способность к адекватному восприятию окружающего мира? 

Основные причины нарушений сенсорной интеграции кроются во врождённых проблемах, а также в нарушении процесса компенсаторного развития ребенка раннего возраста. 

Дело в том, что ещё до рождения формируются три ключевые сенсорные системы – вестибулярная, тактильная и проприоцептивная (равновесие, чувствительность кожи, восприятие тела), позднее формируются обонятельная, зрительная, слуховая и вкусовая. Именно от них зависит, как будет проходить сенсомоторное и перцептивное развитие, формироваться познавательные способности ребенка, а, в итоге, обучение. 

Нужно учитывать, что с самого рождения дети гармонично развиваются только при условии постоянной стимуляции ощущениями от собственного тела и окружающей среды. 

А потому существуют и предпосылки для нарушения сенсорного (чувственного) восприятия, которые формируются под влиянием внешних факторов. К таковым относится избыток либо, наоборот, недостаток так называемой чувственной информации – звуков, прикосновений, запахов и красок, окружающих малыша.

По словам специалиста, сегодня дети всё больше недополучают впечатлений от эмоционального и тактильного общения – современные молодые семьи, как правило, живут довольно обособленно.

Поэтому оптимальными условиями для большинства маленьких детей, по мнению Любови Филатовой, может стать достаточное частое присутствие родственников, а в идеале – окружение большой семьи.

А вот для детей с какими-либо нарушениями процесс сенсорной интеграции становится неэффективным (они могут быть слишком или недостаточно чувствительными к сенсорным стимулам).

«Если поступает много чувственной информации, мозг перегружается, и у ребёнка с повышенной чувствительностью обостряется непереносимость ярких цветов, бытовых шумов, зрительных и тактильных раздражителей.

– объясняет Любовь Филатова.

С целью избегания дискомфортных ощущений ребёнок пытается оградить себя от внешнего вмешательства, формируя отрицательную избирательность к сенсорным стимулам. Он избегает контактов, прячется, отказывается от прикосновений.

Вторая сторона – когда ребёнок не получает достаточного количества чувственной информации.

В этом случае имеет место снижение чувствительности к сенсорным раздражителям, что может проявляться, например, в однообразных манипуляциях с предметами.

«В искажённом развитии восприятия можно увидеть наличие изменений целостной картины реального предметного мира, вычленение отдельных ощущений собственного тела, звуков, форм окружающих вещей, – продолжает рассказывать о последствиях неправильного развития восприятия Любовь Геннадьевна. – Это, конечно, дети с расстройствами аутистического спектра, которые «выхватывают» кусок из реальной жизни: либо они только самолётик катают, либо кружатся, либо видят у крокодила только глаза и зубы, но целиком его увидеть не может».

При этом специалист подчёркивает: винить родителей в подобных отклонениях было бы неправильно. Важно лишь учитывать факторы, которые могут так или иначе сказаться на развитии ребёнка.

Речь – результат развития чувств

Как педагог-дефектолог, нередкие посетители дефектолога – родители с ребятишками, которые долго не начинают говорить. Однако специалист подчёркивает: подобные случаи – отражение проблем с системой восприятия. Ведь именно первичные ощущения и чувства формируют память, мышление и воображение, а уже на их основе появляется речь.

Любовь Филатова описывает процесс формирования речевой функции: до рождения формируются ощущения, дающие нам знания о собственном теле (вестибулярная, тактильная и проприоцептивная системы).

На их базе появляются способности слышать, видеть, чувствовать запахи и вкус, затем – способность планировать движения, концентрировать внимание и контролировать свои действия.

И на основе всего вышеперечисленного, у человека появляется способность к произведению речи.

«Сейчас много таких детей, которые, вроде бы, и буквы освоили, и слоги научились складывать, но целое слово прочитать не могут, – говорит Любовь Геннадьевна. – Сидеть и бесконечно «долбить» с таким ребёнком бесполезно, корректировать надо в другом месте, гораздо раньше, и только потом возвращаться к чтению».

Как скорректировать нарушения: простые советы

Цель терапии сенсорных нарушений – усилить или сбалансировать возможность центральной нервной системы обрабатывать внешние стимулы.

Нередко для этого используются специальные инструменты, которые сегодня в изобилии представлены в продаже – всевозможные коврики, мешочки с песком и так далее. Но чаще всего корректировать отклонения чувствительности можно простейшими подручными средствами.

Любовь Филатова описала всевозможные сенсорные нарушения вместе со способами их корректировки, некоторые из них мы приведём в качестве примеров.

Так, при пониженной чувствительности вестибулярной функции ребёнок испытывает потребность в том, чтобы качаться, поворачиваться и кружиться. В этом случае на помощь придут качели и карусели, а также игры в мяч, хождение по лестницам и всевозможным бордюрам.

При повышенной же чувствительности вестибулярной функции у ребёнка возникают сложности при спортивных занятиях, его часто укачивает в транспорте. Для корректировки такого отклонения стоит делить большие занятия на мелкие, более лёгкие, использовать визуальные подсказки, например, финишную черту.

Ребятишкам из обеих категорий, а также тем, у кого отклонений нет, на пользу пойдут различные лесенки и специальные сооружения на детских площадках.

А вот повышенное беспокойство за детей, лазающих по этим сооружениям, на пользу им вряд ли пойдёт. По словам дефектолога, родителям не стоит оттаскивать своих чад от спортивно-игровых снарядов, ведь только с их помощью у ребятишек развиваются координация, вестибулярный аппарат, а также мышечная и тактильная чувствительность.

Дети, у которых недостаточно развито осязание, обычно отличаются довольно высоким болевым порогом, зачастую они даже наносят повреждения самим себе. Проблема таких ребятишек в том, что они словно не чувствуют собственного тела. Помочь им сможет массаж, соприкосновение со специальными шариками и колючими поверхностями.

При повышенной осязательной чувствительности любые прикосновения будут доставлять ребёнку дискомфорт или даже причинять боль.

В этом случае необходимо предупреждать ребёнка, если вы собираетесь к нему прикоснуться, позволять ему самостоятельно расчёсываться, мыться и одеваться.

Кроме того, такому ребёнку подойдут игры с красками, мыльными пузырями, песком и водой, а также прикосновение к тканям различной фактуры. Не бояться прикосновений научат и специальные коврики, которые сегодня можно найти в продаже.

Нередко у детей встречаются и нарушения в восприятия вкуса. Обычно это проявляется в своеволии при выборе еды, за которым кроется чувствительность к её фактуре, запаху и вкусовым качествам.

В этом случае, помимо консультации с врачом, который поможет подобрать ребёнку диету, можно изменять структуру еды – например, сделать пюре вместо нарезанной ломтиками картошки, а также давать попробовать ребёнку разные продукты.

Скорректировать сенсорные нарушения у ребёнка не так трудно, так что отчаиваться при обнаружении столь распространённых сегодня детских проблем не стоит. Главное – вовремя обратить внимание на тревожные симптомы и как можно быстрее проконсультироваться с педиатром. 

Юлия Моисеева

Источник: https://sibmeda.ru/articles/pediatriya/sensornaya-integratsiya-kak-nauchit-rebyenka-chuvstvovat-pravilno/

Хиликон
Добавить комментарий