О понятии часто болеющие дети

Анализ проблем, связанных с особенностями часто болеющих детей дошкольного возраста

О понятии часто болеющие дети

Введение

Глава I. Обзор литературы. Психологические особенности часто болеющих дошкольников

1.1 Определение понятия “часто болеющий ребенок”

1.2 Психологические проблемы соматически больных детей

1.3 Личностные особенности часто болеющих детей

1.4 Особенности межличностного взаимодействия соматически больных детей

Выводы по главе I

Глава II. Экспериментальная часть. Психоэмоциональное состояние часто болеющих дошкольников

2.1 Организация и методика исследования

2.2 Результаты исследования и их обсуждение

Выводы

Список цитированной литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Введение

Актуальность проблемы. Сегодня, в период кардинального социально-экономического переустройства общества, по данным многих исследователей, наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей и подростков (в чем сходятся исследователи проблемы А.А. Баранов, ММ. Безруких, СП. Ефимова, Н.И. Быкова, Л.А. Кожевникова, Л.И. Дручина, А. Лекманов, А.Г. Румянцев, В.Н.

Касаткин и мн. др.). В национальном докладе о здоровье населения России отмечено, что число абсолютно здоровых детей снизилось до 10%, часто и длительно болеющие дети составляют 70-75%, а 15-20% имеют хронические заболевания. Часто болеющие дети (ЧБД), таким образом, являются самой большой группой детей, нуждающихся в системной медико-психолого-педагогической поддержке.

Имеющиеся в литературе данные освещают, в основном, медико-физиологические аспекты проблемы ЧБД.

Сведений, касающихся психолого-педагогических вопросов, крайне мало, несмотря на то, что в медицинской литературе указывается на недостаточную эффективность традиционных оздоровительных и общеукрепляющих мероприятий и ставится вопрос о необходимости профессиональной психологической помощи этой категории детей (В.К. Таточенко, В.Ю. Альбицкий, А.А. Баранов и др.).

Такая необходимость связана, по мнению медиков, с наличием в анамнезе у большинства часто болеющих детей упоминания об острых и хронических психотравмирующих ситуациях. Возраст часто болеющих детей, охваченных современными исследованиями, ограничен дошкольным детством (Г.А. Арина, Н.А. Коваленко, А.А. Михеева).

Отчасти это обусловлено тем, что часто болеющие дети считаются возрастным феноменом: к 8-9 годам их количество резко сокращается (Н.В. Михайлова, А.А. Михеева и др.). Но происходит это не потому, что дети перестают болеть, а потому, что к этому возрасту они приобретают одно или несколько хронических заболеваний и переходят в другую нозологическую категорию.

Гипотеза: часто болеющие дети дошкольного возраста имеют заниженную самооценку и повышенную тревожность в силу ослабленного здоровья. В результате частых болезней нарушается социализация ребенка, что сказывается на коммуникативных способностях дошкольника.

Цель исследования – изучение психологических особенностей часто болеющих детей.

Объект исследования – психологические особенности часто болеющих детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – анализ проблем, связанных с особенностями часто болеющих детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить психологическую и медицинскую литературу по теме исследования;

2. Дать определение понятия “часто болеющий ребенок” как междисциплинарной категории;

3. Изучить уровень самооценки и тревожности часто болеющих детей.

Методологическую основу исследования составляют онтогенетические теории развития личности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев и др.

); теоретические положения психосоматического подхода в медицине (В.В. Николаева, Д.Н. Исаев, В.Д. Тополянский, М.В. Струковская, Ю.А. Ефимов, В.Е. Каган и др.

); некоторые положения, касающиеся адаптации и развития детей, имеющих физические дефекты и недостатки развития (Л.С. Выготский).

Методы исследования: теоретический анализ и систематизация имеющихся в психологической, педагогической и медицинской литературе данных о категории часто болеющих детей дошкольного возраста; анализ документации и продуктов деятельности дошкольников; наблюдение; эксперимент. В экспериментальной части использована психодиагностика эмоционального состояния рисуночный тест Бака “Дом-Дерево-Человек”, методика “Рисунок несуществующего животного”, проведено анкетирование родителей.

Экспериментальная база исследования – детская поликлиника г. Волжска. Всего в исследовании приняли участие 12 дошкольников (6 девочек и 6 мальчиков).

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава I. Обзор литературы. Психологические особенности часто болеющих дошкольников

В системе охраны здоровья матери и ребенка проблема часто болеющих детей (ЧБД) остается важной не только с медико-социальной, но и с экономической точки зрения. Основной объем ЧБД среди детского населения приходится на возраст 3 – 4 лет.

Кроме этого, современные исследования показывают, что на долю ЧБД приходится от 25,0 до 56,9% всех заболеваний детей дошкольного возраста. Уход за больными детьми является причиной третьей части всех трудовых потерь, что тоже обусловлено контингентом ЧБД.

Исследователи утверждают, что частые заболевания ребенка являются факторами риска хронической патологии в подростковом периоде и у взрослых (в 2 раза больше анемий, в 5 раз чаще сердечно-сосудистые заболевания, у 60% – аллергические проявления).

В последние годы проявилась тенденция к проявлению заболеваний в более раннем возрасте. Общее количество заболеваний среди детей, в том числе детей дошкольного возраста, постоянно растет. Возросло число детей с функциональными расстройствами и хроническими болезнями.

В частности, дети первой группы здоровья (отсутствие функциональных и морфологических отклонений) составляют всего лишь 16,2%, второй группы (функциональные и морфологические отклонения со сниженной сопротивляемостью организма – ЧБД) – 82,2%, третью группу здоровья (хронические заболевания в стадии компенсации) составляют 1,6 % детей.

Соответственно, группа ЧБД является наиболее обширной в современном обществе.

Принято считать, что часто болеющие дети – феномен специфически возрастной. Эту группу составляют преимущественно дети дошкольного возраста, которые болеют различными респираторными заболеваниями более четырех раз в году.

Однако исследования показывают, что острые респираторные вирусные инфекции не единственная причина частых заболеваний.

В число причин входят детские инфекции, отиты, синуситы и обращения по поводу хронических заболеваний только в фазе обострения.

В исследовании Н.Г. Веселова [8] указано, что в медицине часто болеющими считаются:

· дети до 1 года, если случаи острых респираторных заболеваний (ОРЗ) – 4 и более в год;

· дети от 1 до 3 лет – 6 и более ОРЗ в год;

· дети от 3 до 5 лет – 5 и более ОРЗ в год;

· дети старше 5 лет – 4 и более ОРЗ в год.

Нередко ребенок болеет не только часто, но и длительно (более 10-14 дней одно ОРЗ).

Д.Н.

Исаев характеризует общее состояние таких детей проявлениями, которые можно обозначить как преневротические (нарушения сна, тики, патологические привычки, беспричинный плач), вегетодистонические (головокружения, головные боли, нарушения ритма сердцебиения, одышка, обмороки, повторные боли в животе, гиперемия кожи, отрыжка воздухом), соматические (жажда, булимия, рвота после еды, ожирение, непереносимость отдельных видов пищи, кожный зуд и высыпания).

В структуре хронических заболеваний ЧБД, по исследованиям Н.Г.

Веселова, наиболее значительными являются: заболевания ЛОР-органов (от 32% до 87,3%), органов пищеварения (от 20% до 25%), опорно-двигательного аппарата (от 18,3% до 28,7%) и болезни нервной системы (неврозы – 23%, астенический синдром – 16,4%, малая мозговая дисфункция – 9,8%, невротические реакции – 6,5%). Заболеваемость во всех возрастных группах выше у мальчиков.

Таким образом, ЧБД – это термин, обозначающий группу детей, характеризующуюся более высоким, чем их сверстники, уровнем заболеваемости острыми респираторными инфекциями. При этом к ЧБД относят детей, у которых частые ОРЗ возникают в силу эпидемиологических причин из-за транзиторных, корригируемых отклонений в защитных системах организма.

1.2 Психологические проблемы соматически больных детей

Изучение психологических и психических особенностей соматически больных детей остается одним из актуальных направлений отечественной психологии, оно связано с отсутствием положительной динамики в вопросах улучшения здоровья детей.

Уже к 2004 году государственные статистические данные показывали снижение числа абсолютно здоровых детей до 10% с увеличением количества часто и длительно болеющих до 70-75% и имеющих хронические заболевания до 15-20% (В.Ю. Альбицкий, А.А. Баранов, 2003).

Данные по процентному соотношению здоровых и соматически больных детей на текущий момент в литературе не освещены, но косвенные факты указывают, что категория соматически больных детей в силу нестабильности социально-экономических условий жизни населения и ухудшения экологической обстановки продолжает неуклонно расти.

Больные дети, по-прежнему, вызывают повышенное внимание со стороны специалистов, что обосновывает потребность в дальнейшей разработке и реализации системного медико-психолого-педагогического сопровождения и поддержки данной категории.

Анализ факторов и условий психического развития современных детей показывает, что внешний, социальный фактор является наиболее значимым в возникновении и прогрессировании заболеваний.

Так, состояние здравоохранения лишь в 10% случаев является причиной роста числа заболеваний, а наследственность – в 15% случаев, состояние окружающей среды определяет 25% из них, неблагоприятное же влияние условий и образа жизни является причиной 50% заболеваний. Отмечено также, что зачастую процесс обучения и воспитания происходит без учета индивидуальных особенностей детей.

Это приводит к различным стрессовым ситуациям, обостряет противоречия между генетико-биологическими задатками и способствует росту заболеваемости детей (Муравьева В.Н., 1999; Бутенко Н.И., 1999).

Источник: http://MirZnanii.com/a/178721/analiz-problem-svyazannykh-s-osobennostyami-chasto-boleyushchikh-detey-doshkolnogo-vozrasta

Часто болеющие дети: 8 психологических причин

О понятии часто болеющие дети

Когда заболевает ребенок, родители практически в 100% случаев обращаются к врачам за лечением.

Проходит неделя-две-месяц и болезнь возвращается. Врачи и родители говорят о “часто болеющих детях”.

А что, если причина болезни лежит не в слабости иммунитета?

Ребёнок болеет не от слабого иммунитета!

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Рассмотрим болезнь на психологическом, а не физическом уровне.

Болезнь у ребенка (да и взрослого тоже) – это способ получить то, что без болезни получить никак не удается.

Допустим, у ребенка есть потребность во внимании со стороны родителей, и эта потребность (ну прям очень важная и необходимая) у него не удовлетворяется. Ребенок сначала пробует привлечь внимание своим поведением (в большинстве случаев неправильным) и иногда этот способ помогает. На время.

Но потом ребенок заболевает… и мама, бросив все свои дела, заботы, работу, взяв больничный, каждый час дает ему с ложечки лекарство, переживает за него, ходит в магазин за самыми лучшими фруктами и варит самый лучший бульон.

А потом садится играть с ним, читает ему книжку, пока он лежит в кровати – такой беспомощный и болеющий.

Ребенку нравится эта забота, несмотря на высокую температуру, насморк или более серьезные болезни.

Кстати, о более серьезных. Чем у ребенка сильнее недостаток внимания, тем серьезнее и длительнее у него болезнь. И, как следствие, он больше внимания получает от значимых людей.

Вторая причина, по которой болеют дети – это жестко выстроенная система установок и взглядов родителей.

Нужно обязательно ходить в школу, заниматься спортом, ходить к двум репетиторам и посещать три кружка, а еще маме помогать по дому и нести сумки из магазина (иначе ты “ленивый, неблагодарный, несамостоятельный, неспособный, неталантливый”).

Например, родители считают, что может быть только одна уважительная причина не ходить в школу – это болезнь. Даже недомогания не считаются.

И тогда ребенок заболевает, чтобы получить заветное право на отдых.

Болезнь избавляет нас от чувства вины, так как в этом случае мы можем получить отдых “заслуженно”. Абсурд, не правда ли?

К этой же причине относится и то, что ребенок слишком долго был сильным в какой-то ситуации, слишком долго держался. Болезнь дает возможность почувствовать себя слабым, именно ребенком. 

Третья причина, по которой болеют дети – это непринятие негативных эмоций ребенка, да и вообще каких-либо эмоций.

Когда в семье любые проявления ребенка отрицаются. Нельзя злиться, ругаться, раздражаться, испытывать восторг от радости, обижаться на родителей. Одним словом, “нельзя проявлять себя, нельзя быть”.

За любым проявлением ребенка каких-либо эмоций приходит чувство вины, а так как это разрушительное чувство и оно тоже не выражается, оно направляется на себя.

Другими словами, ребенок наказывает себя болезнью за свое “право быть”.

Или мама отрицает его чувства. Ребенок говорит, что ему плохо, а мама говорит: “Да чего тебе плохо, не придумывай”. 

Четвертая причина – отказ от выполнения какой-то родительской просьбы, которую НАДО выполнить, но в силу возраста, неумения ребенок этого сделать не может.

До просьбы или требования, так сказать, еще нужно дорасти.

И выздоравливать быстро не всегда хочется, так как это требование все-таки придется выполнить.

И здесь включается сопротивление… в виде болезни.

Пятая причина – это уравновешивание семейной системы. Известно, что дети являются “стабилизаторами” семейной системы, и если она дает сбой, весь огонь они берут на себя.

Представьте ситуацию, когда мама и папа хотят развестись. Никакие уговоры ребенка это сделать не помогают. И тогда он заболевает. Серьезно, надолго и по-настоящему. И тогда идею с разводом придется отложить. Хотя бы на время.

Шестая причина – бессознательные установки родителей, которые ребенок несет в свою жизнь. Когда он слышит: “Ты у нас такой слабенький, нездоровенький, часто болеешь, что нам с тобой таким делать?”, за ним закрепляются эти слова, которые внедряются крепко в сознание и вызывают каждый раз болезнь.

Седьмая причина – внутриличностный конфликт у ребенка, который связан с их противоположными посланиями.

Папа говорит: “Не отвлекай меня, я занят” и тут же ребенок получает послание от мамы:”Подойди к папе и спроси у него”.

Ребенок не знает, что ему делать в таком случае и кого слушать. В силу возраста ему тяжело справиться с этой ситуацией. И он заболевает.

И, наконец, восьмая причина – это реакция на какие-либо травмирующие события. Потеря близкого человека, переезд в другое место, новый садик, новая школа могут стать факторами, травмирующими ребенка.

Ребенок мог стать свидетелем какого-то шокирующего, неприятного события.

Сюда же относится сам травматический опыт, полученный ребенком в раннем детстве или в более позднем детском возрасте (6-8 лет), когда, например, родители били ребенка, оскорбляли его и т.п. 

Здоровья вам и вашим детям!опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

Анастасия Рагулина 

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/179370-chasto-boleyuschie-deti-8-psihologicheskih-prichin

Часто болеющие дети

О понятии часто болеющие дети

Часто болеющие дети – категория детей, подверженных высокому уровню заболеваемости острыми респираторными заболеваниями вследствие преходящих, корригируемых нарушений в защитных системах организма. В группу часто болеющих включены дети, переносящие более 4-6 эпизодов ОРЗ в год, которые могут протекать в различных клинических формах.

Часто болеющие дети должны быть обследованы педиатром, ЛОР-врачом, аллергологом-иммунологом; алгоритм диагностики включает: ОАК, посев со слизистых зева и носа, выявление инфекций методом ПЦР, аллерготесты, исследование иммунограммы, рентгенографию придаточных пазух и грудной клетки.

Часто болеющие дети нуждаются в санации очагов хронической инфекции, этиопатогенетической терапии ОРЗ, вакцинации и неспецифической профилактике.

Часто болеющие дети (ЧБД) – дети, переносящие острые респираторные инфекции чаще, чем условно здоровые дети (т. е. более 4-6 раз за год).

Понятие «часто болеющие дети» не является диагнозом и самостоятельной нозологической формой: за ним могут скрываться различные заболевания респираторной системы (ринит, назофарингит, синусит, тонзиллит, ларинготрахеит, бронхит, бронхопневмония и др.).

В педиатрии термин «часто болеющие дети» используется для обозначения группы диспансерного наблюдения и отражает, главным образом, кратность и тяжесть инфекционной заболеваемости.

Иногда для подчеркивания затяжного характера респираторных инфекций у данной категории детей используется понятие «часто и длительно болеющие дети» (ЧДБД). В западных странах по отношению к таким пациентам применяется термин «дети с рекуррентными ОРЗ». Согласно эпидемиологическим данным, часто болеющие дети составляют 15-40% от общего числа детей.

Часто болеющие дети: причины

Считается, что основной причиной частых повторных респираторных заболеваний у детей выступают неспецифичные нарушения иммунологической реактивности, затрагивающие все звенья иммунитета.

Как показывают исследования, даже в период полного клинического благополучия у часто болеющих детей снижена функциональная активность Т-лимфоцитов; изменено соотношение хелперы/супрессоры; отмечаются гипо- и дисгаммаглобулинемия, нарушения фагоцитоза, снижение уровня лизоцима и секреторного IgА, повышение содержания провоспалительных интерлейкинов и другие изменения. Эти сдвиги обусловливают повышенную склонность детей к развитию повторных респираторных инфекций и бактериальных осложнений. Вместе с тем, недостаточные резервные возможности интерфероногенеза (противовирусной защиты) способствуют поддержанию в организме ребенка вялотекущего воспаления.

Т. о., хотя в иммунной системе часто болеющих детей и отсутствуют грубые первичные дефекты, однако имеется крайнее напряжение иммунного реагирования и истощение резервов противоинфекционных защитных механизмов. По всей видимости, транзиторное изменение гомеостатического равновесия развивается на фоне массивных и длительных антигенных воздействий на организм ребенка.

В анамнезе часто болеющих детей нередко прослеживается патология перинатального и неонатального периодов: внутриутробные инфекции, асфиксия, гипоксически-ишемическая энцефалопатия, недоношенность и др.

У грудных детей может отмечаться гипотрофия, рахит, анемия, гиповитаминоз, дисбактериоз; в раннем возрасте присоединяются гельминтозы и хронические инфекции носоглотки- аденоиды, риниты, гаймориты, отиты, фарингиты и пр.

Срыву и без того несовершенных адаптационных механизмов может способствовать ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание, экологическое неблагополучие, плохой уход за ребенком, пассивное курение, нерациональное применение лекарственных средств (жаропонижающих, антибиотиков и др.), аллергическая отягощенность.

Часто болеющие дети нередко имеют лимфатико-гипопластическую аномалию конституции (диатез). Иногда, казалось бы, нормально развивающийся ребенок переходит в категорию часто болеющих детей после того, как начинает посещать дошкольные образовательные учреждения, что объясняется высоким уровнем контактов с источниками инфекции.

Возбудителями повторных инфекций у часто болеющих детей в большинстве случаев выступают вирусы (гриппа и парагриппа, респираторно-синцитиальные, аденовирусы), атипичные микроорганизмы (возбудители хламидиоза и микоплазмоза), бактерии (гемофильная палочка, стафилококки, стрептококки, марокселлы, пневмококки и др.).

Часто болеющие дети: характеристика

В среднем большая часть детей переносит 3-5 эпизодов ОРЗ в год; при этом наибольшая заболеваемость отмечается среди детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. В первые три года жизни дети болеют ОРЗ в 2-2,5 чаще, чем дети старше 10 лет.

Критериями отнесения детей к категории часто болеющих служат: частота и тяжесть ОРЗ, наличие осложнений, продолжительность интервалов между эпизодами заболеваемости, необходимость в использовании антибиотиков для лечения и др. Главным среди этих показателей является количество повторных эпизодов ОРЗ с учетом возраста ребенка (А.А.Баранов, В.Ю.Альбицкий, 1986 г.). К категории часто болеющих могут быть отнесены дети:

  • первого года жизни, перенесшие 4 и более случаев ОРЗ в год;
  • от 1-го до 3-х лет, перенесшие 6 и более случаев ОРЗ в год;
  • от 4-х до 5-ти лет, перенесшие 5 и более случаев ОРЗ в год;
  • старше 5 лет, перенесшие 4 и более случаев ОРЗ в год.

Кроме этого, у детей старше 3-х лет при отнесении их к группе часто болеющих, может быть использован инфекционный индекс, исчисляемый как как отношение количества всех эпизодов ОРЗ за год к возрасту ребенка (в годах). У редко болеющих детей инфекционный индекс обычно не превышает 0,2-0,3; у часто болеющих составляет от 0,8 и выше.

В структуре инфекционной заболеваемости у часто болеющих детей преобладают ОРВИ. При этом респираторные инфекции у часто болеющих детей могут протекать в форме поражения ЛОР-органов (аденоидитов, тонзиллитов, синуситов), верхних дыхательных путей (ринитов, назофарингитов, ларинготрахеитов и др.

), нижних дыхательных путей (бронхитов, бронхиолитов, пневмонии). У часто болеющих детей отмечается склонность к продолжительному и осложненному течению инфекций. В структуре осложнений у них преобладает гайморит, гнойный отит, бронхиальная астма, пневмония, пиелонефрит, гломерулонефрит, ревматизм.

Частая инфекционная заболеваемость приводит к нарушению нервно-психического и физического развития детей, формированию вегето-сосудистой дистонии, ограничению социальных контактов со сверстниками, плохой успеваемости. Нередко у часто болеющих детей отмечается несформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, задержка речевого развития, нарушение мелкой моторики.

Часто болеющие дети: обследование

Обследование и курация часто болеющих детей должны осуществляться группой специалистов, включающей педиатра, детского отоларинголога, детского аллерголога-иммунолога, детского пульмонолога.

Поскольку у половины часто болеющих детей имеются хронические заболевания ЛОР-органов, необходимо проведение риноскопии, фарингоскопии, отоскопии, УЗИ пазух носа для оценки состояния аденоидов, миндалин, синусов, барабанных перепонок

С целью выявления атопии выполняются аллерготесты, определяется содержание общего и аллерген-специфических иммуноглобулинов Е (IgE). Целесообразно исследование показателей состояния иммунитета, включая уровни IgА, IgG, IgМ.

Для оценки микробиоценоза слизистых носоглотки у часто болеющих детей в обязательном порядке проводится бактериологический посев из зева и носа. Для выявления вирусных и атипичных возбудителей (РС-вируса, микоплазмы, хламидий, цитомегаловируса, ВПГ 1 и 2 типов) мазки и смывы исследуются методом ПЦР.

Из дополнительных лабораторных исследований часто болеющим детям проводится клинический анализ крови, общий анализ мочи, кал на дисбактериоз, обследование на гельминтозы и лямблиоз. Инструментальная диагностика дополняется выполнением рентгенографии носоглотки и придаточных пазух носа, рентгенографии грудной клетки, ФВД.

Часто болеющие дети: лечение и реабилитация

Поскольку за понятием «часто болеющие дети» скрывается широкий круг индивидуальных проблем, невозможно говорить об универсальном алгоритме лечения.

Тем не менее, накопленный в педиатрии опыт, позволил определить общие подходы к терапии и реабилитации часто болеющих детей, включающие повышение резистентности организма, санацию очагов хронической инфекции, этиопатогенетическую терапию в период ОРЗ, вакцинопрофилактику.

Восстановительно-реабилитационное направление включает общегигиенические мероприятия: организацию рационального режима дня (достаточный сон, исключение физических и нервно-психических перегрузок, ежедневные прогулки и физическую активность), полноценное питание.

В периоды клинического благополучия часто болеющим детям показа прием поливитаминных комплексов, проведение закаливающих процедур, гидротерапии, общего массажа, дыхательной гимнастики и ЛФК.

При хронической ЛОР-патологии проводится местное лечение — промывание полости носа солевыми растворами, полоскание зева, промывание лакун небных миндалин, физиотерапия (УФО миндалин, ингаляции, СВЧ, УВЧ, лазер на регионарные лимфоузлы); по показаниям — прижигание слизистой носоглотки, аденотомия, тонзиллэктомия и др.

В периоды заболеваемости респираторной инфекцией часто болеющим детям назначается этиопатогенетическое лечение: противовоспалительная (фенспирид), противовирусная (альфа интерферон, умифеновир, ремантадин), местная или системная антибактериальная терапия (амоксициллин, амоксициллин-клавуланат, цефиксим и др.).

Для стимуляции неспецифических факторов защиты часто болеющим детям показан прием бактериальных лизатов. Необходимо проведение коррекции микрофлоры кишечника с помощью пробиотиков и пребиотиков. Не исключается возможность наблюдения часто болеющих детей гомеопатом.

Отнесение ребенка к группе часто болеющих детей не исключает проведение профилактических прививок, а, напротив, является основанием для тщательно продуманной индивидуальной вакцинации.

Так, частая заболеваемость респираторными инфекциями является основным показанием для вакцинации детей против гриппа.

Обязательная и дополнительная вакцинация часто болеющим детям должна проводиться в периоды клинического благополучия; в этом случае риск развития поствакцинальных осложнений не превышает среднестатистический.

Часто болеющие дети: профилактика

К сожалению, полностью предотвратить заболеваемость детей ОРЗ невозможно, однако в силах взрослых снизить частоту и тяжесть протекания заболеваний.

С момента планирования беременности необходимо вести здоровый образ жизни, избегать воздействия неблагоприятных факторов во время вынашивания плода; после рождения ребенка — осуществлять грудное вскармливание.

В отношении часто болеющих детей не следует пренебрегать иммунопрофилактикой и неспецифической профилактикой ОРЗ, своевременным лечением сопутствующих инфекций.

Число повторных эпизодов ОРЗ в год у часто болеющих детей зависит не только от правильности лечения, но, в большей степени, от образа жизни в периоды клинического благополучия. Планирование и соблюдение реабилитационно-восстановительных мероприятий способствует продлению срока ремиссии, снижению частоты и тяжести эпизодов ОРЗ.

Источник: http://IllnessNews.ru/chasto-boleushie-deti/

Часто болеющие дети: диагноз или норма?

О понятии часто болеющие дети

Термин «часто болеющие дети» (ЧБД) появился в российской медицинской практике в 80-х годах прошлого века иу него существуют аналоги за рубежом.

Врачи выделяют эту категорию пациентов, для которых характерна высокая заболеваемость респираторными инфекциями в детском возрасте, по сравнению с их сверстниками.

Однако стоит знать, что ЧБД – это всего лишь обозначение группы детей, склонных к ОРЗ, а не диагноз, требующий специфического лечения.

В России, по данным указанных в работах ученых-педиатров, Альбицкого В.Ю.и Баранова А.А., к ЧБД относят детей, болеющих ОРЗ чаще, чем 6 раз в год. Для детей, постоянно контактирующих со сверстниками, этот показатель может увеличиться до 10 раз в год. Если же ребенку еще нет 1 года, то к ЧБД его относят в случае заболеваемости более 4 раз в год.

Такие пациенты чаще всего страдают именно от респираторных заболеваний, им требуется диспансерное наблюдение. Зачастую, причиной заболеваний являются обострения хронических заболеваний верхних дыхательных путей – аденоидитов, тонзиллитов, ринитов, риносинуситов, отитов, трахеитов, бронхитов и другие.

У часто болеющих детей также может на протяжении длительного периода сохраняться один из признаков заболевания – кашель, насморк, общее недомогание, покраснение горла и прочие. При этом высока вероятность развития осложнений, а срок выздоровления затягивается.

Задача врача-педиатра, в данном случае – как можно быстрее верифицировать диагноз, выявитьи излечить причину «частоболения». В том случае, если в результате обследований, источники хронических инфекций, первичные иммунодефициты и аллергические реакции исключены, врач «выходит» на, так называемое, «истинное частоболение».

А оно связано с транзиторными проблемами в системе детского иммунитета. Становление иммунитета ребенка происходит долго, проходит несколько стадий и завершается к 16-17 годам.

По данным НИИ гриппа, гриппом и ОРВИ чаще всего болеют именно дошкольники – дети в возрасте до 6 лет. Эта общая закономерность не только для наших соотечественников, но и для большинства иностранных малышей.

Соответственно, повышенная чувствительность организма к атаке вирусов и инфекций является нормой – особенностью иммунной системы данной возрастной категории. Иммунитет ребенка в возрасте до 6 месяцев защищен антителами, полученными от мамы еще в период вынашивания.

Укреплению естественной защиты способствует и грудное вскармливание, поэтому малыши первых месяцев жизни болеют реже.

Так называемый срыв механизмов адаптации к негативным факторам окружающей среды у иммунитета случается чаще всего тогда, когда малыш попадает в детский сад или школу, где встречается с вирусами с большим кол-вом новых вирусов, особенно в периоды эпидемий гриппа и ОРВИ.

Чем можно помочь иммунитету?

Чтобы укрепить здоровье малыша из группы ЧБД, необходимо предпринимать меры, направленные на повышение естественной сопротивляемости организма, а не только на устранение симптомов ОРЗ.

Необходимо придерживаться режима дня, ежедневно гулять на свежем воздухе дважды в день. Важно позаботиться о полноценном рациональном питании ребенка. Продукты должны быть свежими, натуральными, а объемы порций соответствовать потребностям и возрасту.

Оптимизируйте параметры воздуха в детской комнате. Температура в помещении должна составлять +18-22 градусов, влажность – 50-70%.

Обеспечьте также регулярную влажную уборку и проветривание.

Для повышения естественных защитных сил организма рекомендуется проводить закаливание, но в мягкой форме и только в периоды, когда малыш здоров. Это могут быть обливания ног, постепенное снижение температуры воды в ванне для купания. Необходима малышу и физическая активность. На улице и дома практикуйте подвижные игры, проводите гимнастику, выполняйте зарядку.

Для защиты малыша от заболеваний в периоды эпидемий гриппа и простуды вы можете использовать препарат Виферон .

Виферон в форме геля для наружного и местного применения наносится на слизистую носа для профилактики вирусных и других заболеваний, в комплексной терапии ОРВИ и гриппа, в том числе осложненных бактериальной инфекцией.

Препарат удобен в применении, благодаря гелевой основе он обладает пролонгированным действием. Для профилактики ОРВИ необходимо наносить его на слизистую оболочку носа 2 раза в день.

Антиоксиданты , входящие в состав лекарственной формы – альфа-токоферола ацетат иаскорбиновая кислота, обладают противовоспалительным, регенерирующим свойствами.

Для лечения герпетических инфекций (Herpessimplex 1 и 2 типа) кожи и слизистых оболочек различной локализации, в составе комплексной терапии гриппа и других ОРВИ у детей в возрасте от 1 года целесообразно применение Препарата Виферон в форме мази.

Свечи Виферон подходят даже для самых маленьких пациентов , вводятся ректально. Препарат действует практически мгновенно, всасываясь в кровь, не оказывая побочных действий на желудок и печень.

Виферон способствует снижению заболеваемости инфекциями у детей групп риска в 2-2,5 раза*.

Препарат разрешен к применению с рождения, обладает широким спектром противовирусной активности, отсутствие красителей и подсластителей позволяет свести к минимуму вероятность возникновения аллергии.

* Ссылка: 1. Макарова 3. С., Доскин В. А., Малиновская В. В., Парфенов В. В. «Применение мази Виферон ®для профилактики ОРВИ у детей». Современная медицина. №4 (4),2016. С.90 93.

2. Малиновская В. В., Тимина В. П., Мазанкова Л. Н, Чеботарева Т. А. «Иммунопатогенез острых респираторных инфекций и тактика рационального выбора этиотропнойи иммуномодулирующей терапии у детей». Детские инфекции, 2013, №4, С.14 18


СО СПЕЦИАЛИСТОМ.

* На правах рекламы

Источник: https://www.BabyBlog.ru/article/post/chasto-boleyuschie-deti-diagnoz-ili-norma

Хиликон
Добавить комментарий