Обзор методик раннего развития. Заключение. Список литературы

Содержание
  1. Список литературы
  2. 1. Социальная ситуация развития и ведущий вид деятельности ребенка в период раннего детства
  3. Обзор популярных методик раннего развития способностей ребенка
  4. о направлениях детского развития
  5. Обзор методик раннего развития по Никитиным
  6. Масару Ибука «После трех уже поздно»
  7. Развивающая динамическая гимнастика
  8. Прочный контакт с матерью
  9.  Плавать раньше, чем ходить
  10. Обзор творческих методик раннего развития
  11. Методика Монтессори
  12.  Вальдорфская педагогика
  13.  Методика Глена Домана
  14. Методика раннего развития Сесиль Лупан «Поверь в своё дитя»
  15. Кубики Зайцева
  16. Обзор методик раннего развития творческих способностей
  17. Обзор популярных методик развития детей + ТЕСТ
  18. Методика Марии Монтессори
  19. Методика Глена Домана
  20. Методика Сесиль Лупан
  21. Методика Масару Ибуки
  22. Принципы методики Масару Ибуки:
  23. Вальдорфская педагогика
  24. Методики Зайцева
  25. Уникуб Никитина
  26. 5 золотых правил воспитания талантливых детей
  27. тест «Мой ребенок»
  28. Ответы:
  29. [divider]Еще статьи на эту тему:
  30. Краткий обзор методик раннего развития
  31. Методика Никитиных
  32. Методика Монтессори
  33. Методика Домана
  34. Методика Домана-Маниченко
  35. Методика Лупан
  36. Методика Штейнера (Вальдорфская система)
  37. Методика Ибуки
  38. Методика Береславского
  39. Методика Зайцева
  40. Методика Воскобовича
  41. Сравнительный обзор современных методик раннего развития
  42. Раннее развитие: осознанный выбор родителя
  43. Монтессори
  44. Вальдорфская школа
  45. Глен Доман
  46. Николай Зайцев
  47. Сесиль Лупан
  48. Методика Никитиных
  49. Тюленев
  50. Другие подходы к раннему развитию

Список литературы

Обзор методик раннего развития. Заключение. Список литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1997.

  2. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец: у истоков общения. – М., 1994.

  3. Бауэр Т.Дж.Р. Психическое развитие младенца. – М., 1979.

  4. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. – М., 1985.

  5. Большой энциклопедический словарь. – М., 1991.

  6. Возрастная и педагогическая психология. – М., 1992.

  7. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В.Петровского. —М., 1979.

  8. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. М.В.Гамезо. – М., 1984.

  9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.2, 4. – М., 1984.

  10. Детская психология. / Под ред. Я.Л.Коломинского. – Минск, 1988.

  11. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х томах – М.,1986. – Т. 1. Психологическое развитие ребенка.

  12. Исследования по вопросам возрастной и педагогической психологии. – М., 1980.

  13. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 1991.

  14. Кушнир Н.Я. Динамика плача ребенка в первые месяцы жизни. / Вопр. Психол. – 1994 – №3.

  15. Кушнир Н.Я. Плач как показатель психического развития младенца в первые месяцы жизни. / Вопр. психол. – 1993 – №3.

  16. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М., 1997.

  17. Люблинская А.А. Детская психология. – М., 1971.

  18. Менчинская Н.А. Развитие психики ребенка. Дневник матери. – М., 1957.

  19. Мещерякова С.Ю. Психологический анализ комплекса оживления у младенцев// Вопросы психологии. – 1994. – № 6.

  20. Мозг и психика младенца. – М., 1993.

  21. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: Психологическое взаимодействие. – СПб., 1999.

  22. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1985.

  23. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт. – 4-е изд. Госиздат, 1928.

  24. Развитие общения дошкольников со сверстниками/ Под ред. А.Г. Рузской. – М., 1989.

  25. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. – СПб., 1990.

  26. Сергиенко Е.А. Антипатии в раннем онтогенезе человека. – М., 1992.

  27. Уайт Б. Первые три года жизни. – М., 1982.

  28. Уругтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1996.

  29. Флейк – Хобсон и др. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношения с окружающими. – М., 1992.

  30. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. И.В.Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., 1981.

  31. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). – М., 960.

1. Социальная ситуация развития и ведущий вид деятельности ребенка в период раннего детства

В период раннего детства изменяется социальная ситуация развития ребенка. К концу первого года жизни ребенок приобретает некоторую степень автономии и самостоятельности, а ситуация полной слитности ребенка с взрослым изменяется кардинальным образом.

В ней появляются двое – ребенок и взрослый, а между ними строится ситуация совместной деятельности. этой деятельности – усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись, а затем он их освоил.

Социальную ситуацию развития в раннем возрасте можно представить следующим образом: «ребенок – предмет – взрослый».

В данном возрасте ребенок полностью поглощен индивидуальными действиями с предметами, а взрослый – образец действия и консультант.

В этой деятельности возникают и речь, смысловое обозначение вещей, обобщенно-категориальное восприятие предметного мира, наглядно-действенное мышление.

В результате совместной деятельности со взрослым у ребенка формируется предметно-манипулятивная (орудийно-предметная) деятельность, которая является ведущим типом деятельности на данном этапе развития.

В то же время, некоторыми исследователями отмечается, что в раннем детстве происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им характерны разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная.

У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная. Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами зачатки конструирования. Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений.

Однако это частные различия, в основном мальчики и девочки развиваются параллельно и проходят одинаковые этапы.

Развитие предметного действия проходит ряд стадий.

Так, 7— 8-месячные дети с любыми предметами действуют одинаково — постукивают ими, размахивают, тащат в рот, бросают и т.д.

Приблизительно в 10—14 месяцев дети могут повторить с предметом то действие, которое продемонстрирует взрослый (сначала вместе с ним, а потом самостоятельно). таких действий обычно очень бедно и не выходит за рамки 2—3 освоенных манипуляций.

Особенность первых специфических манипуляций (укачивать куклу, кормить медвежонка, листать книжку и т.д.) состоит в том, что они закреплены за теми единичными предметами, на которых были первоначально выполнены вместе со взрослыми и усвоены.

Даже на сходных предметах годовалые дети часто не в состоянии повторить известные способы действия. И только на 2-м году жизни они начинают осваивать действия с предметами по их назначению.

Эволюция самого предметного действия описывается тремя фазами: на первой с предметом могут выполняться любые известные ребенку действия (манипуляции).

На второй фазе предмет употребляется только по своему прямому назначению.

На третьей фазе происходит как бы возврат к свободному употреблению предмета, но на новом уровне, так как теперь ребенок знает основную функцию предмета и легко отрывает действие от предмета-носителя.

П. Я. Гальперин объяснял эволюцию предметного действия так: сначала ребенок действует с предметом так, как действует самой рукой — предмет становится как бы простым удлинением или придатком руки (такие действия он называл ручными).

Но постепенно рука начинает подчиняться требованиям орудийных приемов: ее движения перестраиваются в той мере, в какой они противоречат логике орудия. Именно в усвоении орудийных операций для ребенка возникает и само орудие как та новая действительность, которой можно овладеть.

Именно такие действия П. Я. Гальперин назвал орудийными.

Действия с одним и тем же предметом могут быть у ребенка раннего возраста то ручными, то орудийными. Это хорошо заметно, если пронаблюдать, как ребенок овладевает действиями с ложкой. Сначала он действует ложкой, как продолжением собственного кулачка, потому что это орудийное действие ребенок сразу освоить не может.

Ложка «устроена» так, что, зачерпнув ею еду, мы должны поднять ее вертикально, не наклоняя, и в таком положении отправить в рот.

Но «невооруженная» ложкой рука действует иначе — двигается по прямой линии ко рту, поэтому ребенок захватывает ложку как можно ближе к ее рабочему концу и даже залезает пальцами в ее углубление, лишь бы часть, которой он непосредственно орудует, по возможности сливалась с его кулачком. Зачерпнув еду, ребенок резким движением косо снизу вверх поднимает ложку ко рту.

Все внимание его сосредоточено не на ложке, а на пище, поэтому часть содержимого ложки вываливается. Простая «логика ложки» долго не выступает перед ребенком, и пройдет немало времени, пока действие не перестроится в соответствии с ней. Но еще долго впоследствии он будет пытаться взять ложку кулачком ниже верхнего широкого края ручки.

Орудийные действия, которыми овладевает ребенок в раннем детстве, еще несовершенны, развитие их будет осуществляться и дальше.

Но основным достижением ребенка является не столько точность отработки соответствующих движений, сколько то, что он усваивает сам принцип употребления орудий: воздействовать на предметы можно не только руками, ногами, зубами, но и вещами, специально для этого созданными.

Этот принцип принято называть принципом опосредованного действия: между предметом действия и его результатом человек помещает орудие как средство преобразования предмета в продукт.

В процессе овладения орудийными действиями в раннем детстве происходит и формирование первых интеллектуальных операций.

Это происходит, во-первых, потому, что орудийные действия являются более определенными и постоянными, чем другие виды действий, а поэтому легче выделяются и фиксируются.

Во-вторых, в орудийных операциях гораздо рельефнее выражена связь орудия с предметами, на которые направлено действие орудия, и тем самым создаются оптимальные условия ориентировки именно на эту связь.

Источник: https://StudFiles.net/preview/3048154/page:11/

Обзор популярных методик раннего развития способностей ребенка

Обзор методик раннего развития. Заключение. Список литературы

Изучая всевозможные книги для родителей, можно наткнуться на словосочетание «раннее развитие». Это понятие включает в себя целый ряд групповых и авторских методик, которые устоялись в течение десятков лет, и имеет уже изначально негативную оценку, т.к. понимание «раннего» развития оценивается, как «преждевременное». Предлагаем вашему вниманию обзор методик раннего развития.

о направлениях детского развития

к оглавлению ↑

Для большинства родителей понятие раннего развития означает лишь занятие с детьми по определенной методике, в то время как другие даже не думали, что к обучению ребенка можно относиться так серьезно.

Конечно же, малыш и без посторонней помощи научиться и ползать, и ходить. Но если организовать тренировки, то ребенок пойдет в 10 месяцев, а без них, к примеру, — в 11.

А ведь за месяц малыш может столько обойти, познать и увидеть!

В этом и состоит суть «раннего» развития. В пределах индивидуального графика – это достижение желаемых результатов и закладка их на будущее. Таким образом, для кого-то освоение чтения начнется в 3 года, для кого-то в 6-7 лет.

К сожалению, пока нет проработанного методического учебника, в котором бы четко описывались нужные занятия с ребенком от и до определенного возраста. Обычно каждая семья выбирает ту авторскую методику, которую считает нужной.

Все методики разные, их тяжело классифицировать, но условно их можно разделить на «творческие» и «физические». С момента рождения до года в жизни малыша проходит целая эпоха.

Именно в это время ребенок учится самостоятельно поднимать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, делать первые шаги, кушать, произносить слова. Поэтому на первом этапе наиболее важным для малыша является физическое развитие.

Окрепшие мышцы позволяют ребенку самому встать и увидеть то, что находится в квартире. Кроме того, нужна психологическая методика, которая развивает память, мышление и кругозор.

к оглавлению ↑

Обзор методик раннего развития по Никитиным

Проблема воспитания здоровых детей в нашей стране впервые была поднята педагогами-энтузиастами супругами Еленой и Борисом Никитиными. Множество людей смогли почерпнуть из их личных наблюдений за своими детьми знание о широких возможностях, заложенных с самого рождения и угасающих без развития.

Никитиным удалось выделить три важнейших безусловных рефлекса: рефлекс Робинзона (отталкивание от земли или другой твердой поверхности), хватательный рефлекс (ребенок сильно хватается за предложенный палец, палочку и т.п.) и плавательный защитный рефлекс (в воде кроха активно двигает ручками-ножками, не дает себе утонуть).

Именно раннее развитие, а не сознательное торможение родителями этих навыков, не позволяет ребенку «забыть» их, развить данные способности по «первому кругу». А это в свою очередь дает возможность ребенку раньше научиться ходить, бегать, прыгать, в то время, как переучиваться заново гораздо труднее. Старшие дети тоже не были обойдены вниманием.

Им предоставляюсь целые спортивные комплексы, сделанные своими руками. Вводились элементарные закаливающие процедуры, простейший массаж.

к оглавлению ↑

Масару Ибука «После трех уже поздно»

Масару Ибука издал книгу «После трех уже поздно», которая своим появлением наделала много шума. В книге говорится о том, что максимум возможностей заложено в детях в период интенсивного роста мозга – до трех лет.

Именно в это время закладывается иммунитет, формируется характер, поведение в обществе. Автор неоднократно подчеркивает, что при хороших генах, нужно заниматься с малышом по максимуму.

Труд Масару Ибука вселяет оптимизм и веру в достижении высоких результатов.

к оглавлению ↑

Развивающая динамическая гимнастика

Динамическая гимнастика, разработанная Труновым и Китаевым, удовлетворяет потребности малыша до 1 года, которые связаны с движением, а также развивает рефлексы.

Данная методика зародилась в далеком прошлом: на Руси часто брали детей за подмышки, слегка подбрасывали, а ребят постарше – крутили вокруг себя, обхватив за руки и за ноги. Таким образом, родители дают возможность детям двигаться, даже когда ребенок сам не может реализовываться.

После того, как ребенок научился ползать и ходить, упражнения утрачивают свой смысл. Нужно использовать силы малыша, подключая зарядки, игры, упражнения на спорткомплексе.

к оглавлению ↑

Прочный контакт с матерью

С рождения и до 3-х лет для ребенка главным остается контакт с матерью, тактильные ощущения. Сейчас стал известен факт, что дети, живущие в племенах, где их носят на себе матери до 3-х лет, опережают по своему развитию своих сверстников из европейских стран.

Только лишь благодаря игрушкам, школе, всевозможным развивающим группам, европейские дети обгоняют детей из племен. Ребенок через тактильные ощущения познает мир, у него формируется образ физического предмета.

Кроме того, как считают психологи, дети до 5-ти лет познают окружение через эмоции и чувства.

к оглавлению ↑

 Плавать раньше, чем ходить

 К сожалению, неизвестно, кто первый был основателем методики развития, которая заключается в том, чтобы не просто купать малыша, но и плавать с новорожденным. Плаванье – это мощная лечебная и оздоровительная процедура, направленная на развитие дыхания, укрепление позвоночника и общего тонуса.

Известно, что плаванье избавляет от заболеваний неврологии, улучшает аппетит, развивает выносливость. Передвижение малыша в воде ограничено, ведь он еще не умеет управлять своим телом, поэтому нужно опираться на технику и упражнения. Плаванье укрепляет мышцы ребенка, учит его ориентироваться в пространстве.

Следовательно, ребенок начинает раньше вставать, ходить и т.д. С рождения занятия должны проходить сначала в домашней ванне, а потом в бассейне. Задача родителей – привить любовь к водным процедурам, научить малыша постановке дыхания, а затем – нырянию.

Если вы чувствуете неуверенность в своих действиях – найдите инструктора, который поможет избежать ошибок во время плаванья.

к оглавлению ↑

Обзор творческих методик раннего развития

загрузка…

К творческим методикам относится обучение письму, счету и энциклопедическим знаниям, а также знакомству с музыкой, природой и рисованием. Весомый вклад в раннее развитие детей внесла семья Никитиных. Пара открыла в каждом ребенке личность и индивидуальность.

Они показали, что можно заниматься, достигая «в игре» результатов. Их игры – это «сложи квадрат», «кубики для всех», «уникуб».

Головоломки для логического развития не имеют возрастных ограничений, предназначены для совместной игры родителей и детей и строятся по принципу «от простого к сложному».

к оглавлению ↑

Методика Монтессори

 Большой вклад в методику развития детей внесла Мария Монтессори. Ее подход, который для многих казался необычным, состоит из 3-х частей: ребенок, окружение и учитель.

Ребенок – центр всей системы, сам изучает окружающую среду, причем учитель лишь наблюдает за занятиями малыша, никогда ничего не навязывая. Девиз Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». Еще один этап в методике Монтессори – воспитывающее мышление.

Разум ребенка подобен губке, которая впитывает все образы, не разделяя на «плохие» и «хорошие». Поэтому, важный момент развитие малыша – создание взрослыми правильной среды.

к оглавлению ↑

 Вальдорфская педагогика

 Совершенно другие принципы лежат в основе Вальдорфской педагогики. Обучение детей было разбито на 3 этапа, в зависимости от возраста ребенка.

Так, дети до 7 лет, получают новые знания через подражание, а обучение через эмоции и чувства начинается с 7 до 14 лет. Только лишь по достижению 14 лет ребенок включает логику. Вальдорфская методика исключает любое раннее интеллектуальное развитие.

Например, обучение чтению начинается лишь с 3 класса. До школы дети только играют примитивными игрушками из природных материалов.

Методика полностью вычеркивает из жизни ребенка компьютер и телевизор. Предпочтительным считается занятие искусством (театром) и народным ремеслам. Задача системы – оградить детей от стрессов «взрослого мира», окружающего общества, политики  и т.д.

Ученики растут, развивая способности внутри себя. Много внимания уделяется психологии личности ребенка, но в то же время, дети должны быть легко внушаемы, без лидерских качеств.

В течение дня у детей лишь 1 урок, который требует умственной работы, поэтому обучение в средней школе проходит эпохами.

к оглавлению ↑

 Методика Глена Домана

Глен Доман развил идею Цицерона, которая гласит о том, что дети схватывают большое количество предметов. Доман был врачом, хорошо разбирался в медицине, и пришел к выводу, что стимуляция любого из органов чувств приводит к повышению активности головного мозга.

В его институте дети, которым исполнилось 3-4 года, начинали читать, писать, осваивали математику, а при хорошем физическом развитии становились эрудитами. Методика Домана гласит, что учеба эффективна только в период роста мозга – до 7 лет.

У новорожденных есть огромный потенциал, и задача каждого родителя сохранить его, ведь невостребованные клетки головного мозга отмирают.

Для раннего развития по методике Домана нужно уделить внимание математике. Счет для детей выглядит как игра по каточкам с красными крупными точками. Вслух называется не цифра, а количество точек, которое считает ребенок.

Немаловажное значение в методике занимают энциклопедические знания. Дети могут легко заучивать голые факты и их систематизировать. Родители должны сделать подборку карточек с изображениями животных, растений, великих людей и др.

, для того чтобы ребенок запоминал новые образы. Причем малыш не только должен помнить, как называется изображение на картинке, но и уметь рассказать что-то о нем. Таким образом, ребенок запоминает всю энциклопедическую информацию.

По мере возрастания малыша Доман увеличивает длительность занятий, а в 2 года начинает его знакомить с музыкальными инструментами.

к оглавлению ↑

Методика раннего развития Сесиль Лупан «Поверь в своё дитя»

Сесиль Лупан показывает, что совсем не обязательно иметь множество ученых степеней в педагогике или медицине, чтобы воспитывать развитых здоровых детей.

Взращивая двух своих дочерей, она не следовала слепо существующим методикам, а приспосабливала их к своим детям, изменяла. Результатом ее работы стала книга «Практическое руководство: поверь в свое дитя».

Тут не найти подробного руководства, как делать из детей гениев. Книга раскрывает родителям мир ребенка, начиная с самого рождения.

Важнейшее значение Лупан придавала счету, ведь он — основа любых вычислений. Потому она настаивала на его изучении в первую очередь. Считайте везде и всюду, произнося цифры вслух внятно и четко. Ваши старания заметит и ребенок. Он будет считать вместе с вами. Обязательно хвалите его за любые попытки.

При переходе к десяткам нужно дать ребенку понятие о ноле, ведь это особенная цифра. В этом помогут шуточные вопросы: «Сколько слонов в твоем кармане?», «Сколько лягушек висит на люстре?». Кроме того, ребенок должен знать обратный счет, ведь без него малыш не научится вычитать, и четные и нечетные цифры.

Необходимо стремиться научить ребенка счету разнообразными способами избегая монотонности.

к оглавлению ↑

Кубики Зайцева

Методика развития Зайцева основана на системном игровом обучении. Чтение построено на принципе букв и складов, которые ребенок старается найти. Находя нужные буквы, ребенок составляет слова. Кубики, различные по цвету, с первых дней игры учат читать и «писать» кубиками. Но чтение должно ложиться на подготовленную почву.

Не следует обучать этому ребенка с года, ведь это творческий процесс. Показывая малышку буквы на кубиках с полугода, родители обрекают себя на бесконечное число повторений, т.к. ребенок не в состоянии все запомнить.

А вот с 3-4 лет, когда ребенок осознанно разговаривает и комбинирует слова, методика Зайцева приносит хороший результаты.

к оглавлению ↑ к оглавлению ↑

Обзор методик раннего развития творческих способностей

Для развития творческих способностей нужно, чтобы малыш был усидчив, крепко держал карандаши и кисточку, был хорошо координирован. Поэтому, в основном, практически все методики творческого обучения предназначены для детей старше 4 лет. При занятиях в группе ребенок должен быть общительным, здоровым и любознательным.

Методика Гмошинской направлена на развитие художественных талантов и не ставит никаких ограничений в творчестве. Ребенок рисует то, что хочет в данный момент в любой удобный ему способ: руками, фломастерами, акварелью. Предпочтительная цветовая гамма – синий, желтый, красный и оранжевый цвет.

Когда один из родителей или руководитель рисует вместе с малышом, он должен говорить, что появляется на бумаге, какой используется цвет. Помогая изобразить какой-то предмет, нужно ставить руку малыша вместе со своей, рисовать одной кисточкой.

Нужно учить ребенка находить знакомые цвета в книгах, на прогулке, на других рисунках.

Метод Мейсон Шарлотта направлен на изучение природы, развития наблюдательности. Ребенку следует дать возможность оценить окружающую красоту, показывая интересные детали.

Говард Гарднер выдвинул теорию о совокупности (множестве) интеллектов. Он различал лингвистический, межперсональный, внутриперсональный, телесно-кинестический, натуралистический, логико-математический и музыкальный интеллект.

Гарднер утверждает, что интеллект человека – это множество интеллектов, поэтому обучение нужно строить исходя из сильных сторон и особенностей каждого человека.

Исходя из этого, разобравшись с интеллектом ребенка, следует развивать его в нужном направлении.

Источник: http://3ladies.su/kids/k-education/obzor-metodik-rannego-razvitiya.html

Обзор популярных методик развития детей + ТЕСТ

Обзор методик раннего развития. Заключение. Список литературы

[frame][/frame]
Многие мамы озадачены гармоничным развитием и грамотным воспитанием своих малышей. Программы раннего развития, любовь мамы плюс здравый смысл помогут нам в этом.

В этой статье я хочу поделиться с вами всеми методиками раннего развития детей, которые я когда-то глубоко изучала и применяла в личной практике.

Рассмотрим их по-отдельности.

Методика Марии Монтессори

Ее суть заключается в том, чтобы развить у ребенка стремление к самовоспитанию и самообучению. В основе методики лежит создание особой обучающей среды для малышей, которая разделена на определенные зоны развития.

Каждый ребенок развивается самостоятельно, проявляя инициативу, креативность и развивая автономию. Также детки учатся общаться не только со сверстниками, но и с детьми постарше.

Старшие дети, в свою очередь, учатся проявлять заботу и оказывать помощь.

Как ни странно, в России программы итальянского педагога Монтессори более популярны, чем в самой Италии. Во всяком случае, такого ажиотажа вокруг программ развития детей я не наблюдаю в принципе здесь.

Более подробно программу развития по методике Марии Монтессори я описала в этой статье.

Методика Глена Домана

Эта методика также получила широкое распространение на территории России. Но само отношение к ней разделилось на два лагеря: кто-то категорически «против» (в том числе и специалисты различных областей), а кто-то категорически «за». Мне довелось столкнуться с этой программой на личном опыте, который я описала здесь.

Суть данной методики раннего развития направлена на стимуляцию различных (как правило, зрительных и слуховых) центров ребенка. Доман полагал, что развивая один центр, мы будем помогать малышам развиваться и в других направлениях.

Свои первые выводы Доман сделал на детишках с различными отклонениями, сделав удивительные открытия, которые помогли вылечить этих детей и сравнять их с «обычными» малышами.

В основе программы лежит обучение математике, чтению и естественным наукам. У самой методики, на мой взгляд, есть серьезные недостатки, но есть и достоинства. Если подойти к ней со здоровым чувством здравомыслия и адаптировать под своего малыша, не доводя до фанатизма, то от программ Домана можно получить очень хорошие результаты.

Методика Сесиль Лупан

Бельгийская актриса имела опыт работы с методикой Глена Домана, применяя ее в развитии своих детей. Сесиль Лупан нашла эту методику не совсем подходящей для своих деток и разработала свою программу, которую описала в своей книге.

Ее постулаты были просты. Она выделяла первый год жизни малыша как самого важного года в жизни любого человека, когда малыш должен получить уверенность в этом мире, чувство безопасности, утопать в ласках и маминой любви.

Далее, по мере роста малыша, необходимо развивать его прогулками, песенками, игрушками из натуральных материалов, знакомить его с жизнью во всех ее проявлениях, стимулируя осязание и зрение малыша.

Также важно развивать словарный запас в играх, например, играя в мяч, с каждым броском мяча называть новое слово.

По сути, подход Сесиль Лупан к развитию можно назвать методикой естественного развития ребенка, нежели окрестить методикой раннего развития. Многие мамы и без всяких методик интуитивно чувствуют и демонстрируют именно такое поведение в воспитании.

Методика Масару Ибуки

Наверно вы слышали такую фразу «после трех уже поздно…». Так вот именно Масару Ибука – основатель фирмы Sony, и произнес впервые эту фразу, используя ее для своей популярной книги с одноименным названием. Он настаивал на том, что мозг человека активно функционирует до трех лет, затем активность начинает резко снижаться и это снижение происходит до конца нашей жизни.

Поэтому все самое главное и важное ребенку мы должны дать до трех лет, считал Ибука. Но в то же время он не считал себя приверженцем воспитания гениев. Он говорил:

Единственная цель раннего развития – дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым

Важно окружать малыша только лучшими произведениями искусства и музыки, что будет способствовать развитию музыкального и эстетического вкуса.

Если это делать планомерно в течение первых трех лет жизни крохи, то успех гарантирован

Ибука был противником искусственных игрушек. Он выступал за естественное познание  мира и рекомендовал даже не прятать ножи и вилки от ребенка. Он верил, что ребенок должен познать и такие предметы, но только под руководством взрослого.

Принципы методики Масару Ибуки:

  • Мозг младенца без стимуляции и «нагрузки» быстро теряет свой потенциал к развитию, поэтому его нужно постоянно подпитывать все большей информацией.
  • Частое ношение ребенка на руках, тактильный контакт с мамой необходимы для обретения уверенности и защищенности.
  • Малыш нуждается в общении с матерью, как словесном, так и эмоциональном.
  • Необходимо развивать все органы чувств ребенка.
  • Также важна симуляция физического развития.
  • Малышу важно показывать лучшие произведения искусства и часто давать слушать шедевры музыки.
  • И самый главный принцип – любите своего малыша и уделяйте ему максимум внимания.

Когда-то эти принципы были революцией в умах ученых и мам.

А сегодня стали абсолютной нормой и образом жизни многих семей.

Вальдорфская педагогика

В этой методике основной акцент на освоение народной культуры и разнообразных форм художественной деятельности. Детей вводят в мир сказок, мифов, танца, музыки. Проводятся такие занятия, как рисование, лепка, ритмика, пение, театрализованные представления, работа с природными материалами.

Главной в вальдорфском подходе является сюжетно-ролевая игра. Педагоги показывают детям пример для подражания.

Кстати, эта методика отрицательно относится к раннему интеллектуальному развитию и активно поддерживает в ребенке творческую жилку.

Педагоги этой методики ориентированы на выявление самобытности и индивидуальности ребенка, а также на помощь в раскрытие этой индивидуальности.

Из российских программ очень популярны следующие развивающие программы:

Методики Зайцева

Методики Н. Зайцева характеризуются специалистами (физиологами, медиками, психологами) как природосообразные, здоровьесберегающие и универсально-адаптивные, учитывающие индивидуальные особенности различных групп детей, в том числе и с особенностями психофизического развития.

Пособия Н. Зайцева представляют собой комплекты учебных материалов по обучению чтению, каллиграфии, математике, грамматике русского языка, английскому языку. Они предназначены для использования в домашних условиях, в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе.

В основе методик Н. Зайцева лежит неукоснительное соблюдение основных дидактических принципов, которые все знают, но которые нигде не выполняются:

  1. От общего к частному и от частного к общему.
  2. От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.
  3. Обеспечение наглядности (не только от слова глядеть) с использованием различных каналов восприятия.
  4. Системная подача материала.
  5. Алгоритмизация учебных действий.
  6. Учет физиологии восприятия учебной информации.
  7. Охрана здоровья учащихся.

Более подробно с программами можно ознакомиться на официальном сайте.

Уникуб Никитина

Эта развивающая игра была создана педагогом Б.П. Никитиным для развития пространственного мышления. Набор кубиков состоит из двадцати семи цветных деревянных или пластиковых кубиков, которые окрашены в жёлтый, красный и синий цвета. Все кубики сделаны таким образом, что вы не найдете двух одинаковых кубиков в наборе.

К набору прилагаются 60 заданий различной сложности. Не смотря на очевидную простоту, задания выполнять непросто даже взрослому. Все они поделены на уровни сложности, где важно не просто выполнить задание, но и учитывается также время выполнения.

По сути, эта игра знакомит малышей с миром пространственной логики и трехмерного видения, развивая мышление, концентрацию, внимание, а также подготавливая детей к пониманию и усвоению таких предметов, как геометрия, тригонометрия и математика.

Сама игра требует постоянного присутствия родителей. Самостоятельно дети выполнять задания не будут.

Вот те программы, которые знакомы лично мне и которые я применила и применяю в воспитании своих детей.

Хотелось бы также отметить особые моменты в воспитании детей и в применении различных методик.

5 золотых правил воспитания талантливых детей

1)    Начните с себя! Зачастую за попытками родителей разглядеть в малыше талантище стоит страх и неуемное желание самим не подкачать.

Часто, не реализовав в свое время задуманное, родители начинают отыгрываться на детях и «воспитывать» гениев. Начните сами развиваться в тех направлениях, которые вам нравятся – профессиональном или личностном.

Это очень поможет вам «абстрагироваться» от малыша и не стать фанатами раннего развития.

2)    Прислушивайтесь к ребенку! Задача родителей – увидеть в ребенке природные таланты и помочь реализовать их. Помните, ваш малыш – это отдельный микрокосмос. Его мечты скорее всего будут отличаться от ваших. Научитесь это видеть.

3)    Не упрекайте! Не критикуйте! Помните, что многих великих людей считали обычными, а некоторые из них (Энштейн, например) в чем-то были намного позади сверстников.

4)    Поймите малыша! Примите за факт, что у детей еще нет должной мотивации и усидчивости, чтобы долго заниматься. Уважайте их природный ритм.

5)    Не злоупотребляйте кружками и секциями! Не стоит записываться во все центры, обещающие воспитать вундеркинда. Будьте критичны и подходите со здравым смыслом к выбору программ. И вообще подарите вашему малышу детство.

Пусть ваши дети растут счастливыми!

[divider]

тест «Мой ребенок»

Так называемая «заурядность», по большому счету, не является детской проблемой. Скорее, это проблема родителей, которые хотят видеть своего малыша в списке вундеркиндов. Данный тест поможет определить, тревожитесь ли вы по поводу того, что ваш кроха слишком «прост», «тривиален», «зауряден».

♥ Чувствуете ли вы, что ваш ребенок «не такой, как все»?

Нет – А

Да – Б

♥ Есть ли у вас желание записать ребенка в какие-то кружки, секции?

Да – А

Нет – Б

♥ Вас в детстве считали вундеркиндом?

Нет – А

Да – Б

♥ Чувствуете ли вы обиду, когда ровесник вашего малыша по каким-то параметрам (интеллекту, спортивным достижениям) обходит его?

Да – Б

Нет – А

♥ Злитесь ли вы на вашего малыша, когда он проявляет нерасторопность, выглядит вялым, задумчивым?

Нет – А

Да – Б

♥ Вы много времени тратите на интеллектуальное развитие своего ребенка?

Нет – Б

Да – А

♥ Часто ли вы хвалите своего малыша?

Нет – Б

Да – А

♥ У вас есть страстное желание, чтобы ваш ребенок стал гением?

Да – Б

Нет – А

♥ Замечаете ли вы негативное, предвзятое отношение воспитателей, преподавателей в центре развития, спортивных тренеров к вашему малышу?

Да – Б

Нет – А

♥ Считаете ли вы своего ребенка излишне нервным? Замечали, что он слишком сильно расстраивается из-за неудач?

Нет – А

Да – Б

Ответы:

Больше ответов А: у вас получилось найти довольно взвешенный подход к талантам ребенка. Вы видите, как малыш поэтапно развивается, и вы готовы проявлять терпение. Будьте последовательны в воспитании. Не форсируйте события.

Больше ответов Б: вы создаете благоприятную атмосферу для развития ребенка, но иногда переживаете, что он выглядит слишком «тускло» по сравнению со своими сверстниками. Наберитесь терпения и помните, что способности у всех проявляются очень индивидуально.

[divider]Еще статьи на эту тему:

Источник: http://www.marialedda.com/obzor-populyarnyx-metodik-razvitiya-detej-test/

Краткий обзор методик раннего развития

Обзор методик раннего развития. Заключение. Список литературы

Обзорных статей по методикам раннего развития в сети предостаточно. Но обычно они содержат не полный список даже самых популярных методик. Поэтому мы сделали свой обзор: все методики, кратко о каждой, никаких эмоций и субъективизма.

Методика Никитиных

В центре методики лежит принцип: любите детей, не перегружайте их навязанными упражнениями, дайте детям развиваться «как есть». Взрослые участвуют в детских играх и поощряют их успехи.

Характерные черты:

  • Много физического развития. Спортивные снаряды должны быть в жизни ребенка практически с рождения.
  • Легкая «экипировка» ребенка: никакой лишней одежды, калорийной пищи. Ребенок должен быть подвижным, чтобы тренировать не только мозг, но и тело — главный инструмент познания.
  • Принцип необратимого угасания способности получать знания. До трех лет нужно активно давать ребенку знания и навыки, это поспособствует его дальнейшему самостоятельному развитию.
  • Минимум специально заготовленных упражнений. Каждая задача — это головоломка, требующая активности и творческого подхода от ребенка. Пример — «Уникуб Никитиных».

Подробнее о методике.

Методика Монтессори

Во многом схожая методика, в центре которой девиз «помоги ребенку сделать всё самому». Задача родителей, которые хотят развить в ребенке определенные навыки — создать подходящую среду.

Особенности:

  • Взрослый создает для ребенка определенные «пространства для творчества»: кухня, мастерская, художественная школа и т.д.
  • Ребенок сам выбирает, чем ему хочется заниматься в данный момент, родитель выступает в роли помощника, а не надзирателя.
  • Объединение детей разного возраста в группы. Методика полагает, что детей не нужно разделять на старших и младших, все занимаются вместе, тем самым старшие развивают чувство ответственности, а младшие могут просить помощи у тех, если стесняются обращаться к воспитателям.

Подробнее о методике.

Методика Домана

Методика нацелена на то, чтобы вложить в ребенка как можно больше знаний на раннем этапе: это влияет на общий уровень интеллектуального развития и открывает больше возможностей в будущем.

Черты методики:

  • Много внимания физическому развитию: гимнастике, занятию на специальном треке.
  • Обучение с помощью наборов карточек, разбитых на тематики. У наборов разный уровень сложности, поэтому они подходят как совсем маленьким, так и детям постарше.
  • Доминирование зрительного восприятия над другими видами.

Подробнее о методике.

Карточки Домана для iOS и Android:

Методика Домана-Маниченко

Та же методика Домана, адаптированная для русскоязычных детей.

Методика Лупан

Ее еще называют «методикой естественного развития». Также, как и в методике Домана, здесь делается акцент на раннем развитии, однако вместо карточек применяются реальные объекты — во время прогулок мама показывает на разные предметы, дает их потрогать, называет их и т.д.

Отличительные черты:

  • Игрушки из натуральных материалов.
  • «Естественное» знакомство малыша с жизнью во всех ее проявлениях.

Методика Штейнера (Вальдорфская система)

Согласно этому подходу, ребенку нужно позволять жить в своем «сказочном» мире вплоть до 7 лет. Прежде всего в детях стараются развить творческие способности, а раннее развитие — враг образности и творчества.

Особенности:

  • Игрушки только из натуральных материалов, сделанные своими руками.
  • Много времени посвящается рукоделию, ручному труду.
  • Внимание уделяется физическому развитию: как дети двигаются, дышат.
  • Изоляция от СМИ.
  • Близость фольклору.

Подробнее о методике.

Методика Ибуки

Больше всего знаний в ребенка вкладывается в первые три года. До года идет обучение по принципу «поощрений и наказаний», после — ребенку дается больше свободы.

Принципы:

  • Важность физического развития, тренировки всех органов чувств.
  • Малыша нужно знакомить с шедеврами искусства: живописи, музыки.
  • Частый тактильный контакт с матерью: это способствует гармоничному психическому развитию.
  • Постоянное увеличение интеллектуальной нагрузки: без «тренировок» мозг ребенка быстро теряет потенциал.
  • Натуральные материалы и игрушки (даже ножи не стоит прятать, но при этом присматривать за действиями малыша).

Подробнее об авторе и его книгах.

Методика Береславского

В центре внимания — логический тренажер Береславского, электронная «книга» с пультом управления.

Характеристики:

  • Тренировка «творческого» логического подхода: ребенок принимает нестандартные решения, разгадывая электронные головоломки.
  • Слишком подвижные малыши учатся усидчивости и контролю собственных эмоций.

Методика Зайцева

Комплекты обучающих материалов, которые учитывают индивидуальные особенности развития. Методика с очень жесткими требованиями к педагогу и подаче материала.

Особенности:

  • Подача обучающего материала в игровой форме (кубики Зайцева).
  • Акцент на обучении чтению «по складам».
  • Свод правил для педагогов, обязательных для выполнения.

Методика Воскобовича

Методика направлена на создание для ребенка благоприятной среды, поощряющей творчество и любознательность. Отношения родитель-ребенок в методике определяются как «партнерские».

  • Игры, направленные на развитие определенной области: внимания, мышления, памяти, моторики и т.д.
  • Отсутствие «наказания»: ребенок должен понимать, что его действия в процессе игры-обучения не повлекут негативных для него последствий.

Почти каждая методика предлагает свой набор развивающих игр, построенных вокруг карточек, кубиков, тактильных и подвижных игр. Если даже не следуете строго какой-либо методике — можете смело пользоваться играми из нее, вреда точно не будет.

Комбинируйте, смотрите на реакцию малыша, слушайте природу и саму себя — тогда и развитие будет гармоничным и эффективным.

Источник: http://yellowbricks.ru/blog/index.php/2016/06/15/rannee-razvitie/

Сравнительный обзор современных методик раннего развития

Обзор методик раннего развития. Заключение. Список литературы

С течением времени одни методики раннего развития уходят в прошлое, как устаревшие или менее эффективные, другие, зарекомендовавшие себя с положительной стороны, сохраняются по сей день, третьи возникли совсем недавно. Хотите разобраться, чем методика Монтессори отличается от системы Глена Домана? Читайте нашу обзорную статью.

Раннее развитие: осознанный выбор родителя

Что такое раннее развитие? Это и подготовка к детскому саду и школьному образовательному процессу, и создание условий для эффективного усвоения навыков и умений, гармоничного и всестороннего развития, тренировки метапредметных навыков (внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления).

Задача педагога развивающего центра или родителя — выбрать лучшую для ребенка методику, либо составить собственный «микс» из различных развивающих программ, наиболее полно отвечающий потребностям детей.

Монтессори

Основной принцип методики Марии Монтессори — помощь детям в самостоятельном изучении окружающего мира в специально созданных благоприятных условиях. Центральную область методики занимает сам ребенок, который должен без постороннего вмешательства работать с разным материалом, чтобы раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал.

Помещения для занятий по методике Монтессори зонируют. Выделяют сенсорную, математическую, речевую, практическую и космическую зоны.

Каждая из них наполняется дидактическими материалами по возрасту ребенка (книги, конструкторы, ткани и так далее).

Сами группы всегда разновозрастные, чтобы старшие дети помогали младшим, а те, в свою очередь, тянулись и брали пример со старших. часть упражнений направлена на развитие логики, интеллекта и сенсорики.

Методика Монтессори очень благоприятно сказывается на развитии психических процессов малышей, совершенствует навыки самообслуживания и самодисциплины. Впрочем, многие занятия все равно требуют вмешательства педагогов и родителей.

Воссоздать центр Монтессори в домашних условиях очень сложно, так как требуется огромное количество специальных материалов и пособий.

Чаще всего данная методика применяется в усеченном виде, и разбавляется упражнениями из других развивающих и образовательных программ.

Вальдорфская школа

Методика вальдорфской школы предполагает начало обучения чтению только с третьего класса.

Интеллектуальные упражнения ребенок получает после семи лет, а до этого играет с пособиями из натуральных материалов — шишек, дерева, соломы и так далее.

На уроках ученики не получают отметок, не участвуют ни в каких соревнованиях. В каждом вальдорфском классе — не более двадцати детей.

Основное внимание на уроках уделяется театральной и художественной деятельности. Методика запрещает пользоваться мобильными телефонами, компьютерами, любыми гаджетами. Таким образом, у детей отлично развивается воображение, творческие способности, независимость суждений. Но наблюдается малое приспособление к современному школьному процессу.

Вальдорфская педагогика выросла из антропософского учения Питера Штайнера, чьи религиозные и мистические воззрения оказали влияние на формирование постулатов вальдорфской школы. Поэтому мы советуем родителям обратить внимание на конкретную школу или учителя, которого вы выберете для своих детей: будете ли вы согласны с идеологической составляющей преподавания?

Глен Доман

Методика американского ученого Глена Домана состоит из четырех главных частей: развитие физическое, обучение счету, обучение чтению, усвоение энциклопедических знаний.

Глен Доман установил, что развивающие занятия эффективны в период самой большой активности коры больших полушарий, то есть в возрасте до семи лет, но и до одного года малыш может заучивать и систематизировать самую разнообразную информацию.

«Карточки Домана» — это картонные карты со словами, математическими действиями, фотографиями птиц, растений, животных, известных людей и так далее.

Эти карточки родитель или преподаватель показывает малышу в течение дня буквально на несколько секунд каждую, постепенно добавляя новые изображения.

Большой информационный поток активизирует развитие ребенка, «натаскивает» его на определенные знания, иногда в ущерб творческому развитию и развитию мелкой моторики.

Николай Зайцев

Уникальная развивающая программа петербургского педагога Николая Зайцева включает в себя комплект пособий по обучению ребенка чтению и письму, математическим навыкам и английскому языку.

Главный постулат методики Зайцева — ребенок всему учится в процессе игры. Поэтому вся информация на уроках подается в игровой форме в максимально свободной, раскованной атмосфере.

Впрочем, занятия не являются развлечением, но дают прочные знания.

Заниматься по методике Николая Зайцева можно и дома, и в детском саду или развивающем центре. Ребенок получает навыки грамотного письма, быстро учится читать. При домашнем обучении родителям придется сначала самим научиться всем нюансам зайцевской методики, прежде чем давать ее ребенку.

Деление слов на склады отличается от школьной практики деления слов на слоги, также цветовое обозначение гласных и согласных звуков имеет отличия, поэтому малышу при поступлении в первый класс обычной школы придется переучиваться. Однако игровые приемы данной методики делают уроки веселыми и непосредственными, закладывают фундамент позитивного отношения ребенка к учебе.

Сесиль Лупан

Бельгийская актриса Сесиль Лупан была недовольна системой Глена Домана, и на основе последней создала свою собственную методику.

Эта программа учитывает особенности личности каждого ребенка, его интересы и склонности характера, но так же, как и система Глена Домана, рекомендует давать малышу большие объемы знаний.

С первых дней ребенок должен получать общение и информацию от своих родителей, чтобы как можно раньше понять закономерности этого мира. Сесиль Лупан рекомендовала размещать карточки с крупными надписями названий предметов около самих предметов, которые часто видит малыш.

Методика Сесиль Лупан требует от родителей полной самоотдачи в общении с малышом и подходит для домашнего использования. Программа охватывает и интеллектуальную, и эмоциональную, и сенсорную сферу развития, стимулирует познавательный интерес ребенка. Также в состав методики входит обучение грудничковому плаванию.

Методика Никитиных

Система супругов Никитиных подразумевает полный отказ от таких приспособлений, как манежи и коляски, которые, по мнению авторов методики, ограничивают экспериментаторскую натуру детей. Малыши должны заниматься тем, что им ближе, самостоятельно выбирая виды деятельности. А родители не должны, участвуя в детских играх, вставать в позицию надзирателя.

Методика Никитиных включает закаливание и специальные физические нагрузки, систему естественных тренажеров для ребенка. Никитины считали, что если не развить определенные способности вовремя, они не достигнут высокого уровня.

Систему Никитиных возможно применять с самого рождения до школы, она отлично развивает интеллект, логическое мышление, воображение. Впрочем, у малыша могут возникнуть проблемы с концентрацией на определенном занятии, потому что выбор самого занятия всегда за ним. Также опережающее развитие детей может негативно сказаться на интересе к учебе в школе.

Данная методика подходит для семей в сельской местности, где возможно соорудить соответствующие тренажеры, дать ребенку полную свободу в выборе деятельности, а также возможность для закаливания.

Тюленев

Система интеллектуального развития ребёнка педагога и социолога П. В. Тюленева учит ребенка читать и писать, считать, а также развивает музыкальные и спортивные способности. Автор программы советует развивать малыша с рождения, давая ему тактильные раздражители, чтобы кора больших полушарий мозга развивалась эффективней.

До 2 месяцев ребенку показывают геометрические фигуры, до 4 — изображения зверей, растений, букв и цифр, дают возможность сбрасывать с кроватки разные предметы, с 5 месяцев дают первые музыкальные инструменты, с 6 — начинают изучать магнитную азбуку, в 8 ребенок должен приносить нужную букву, в 10 месяцев — показать букву и назвать ее (или целое слово), с полутора лет малыш играет в шахматы, с двух лет пробует печатать на компьютере, а с трех лет — вести дневник.

Метод, несомненно, дает толчок к интеллектуальному развитию ребенка, хотя является спорным с точки зрения соответствия возрастным особенностям.

Другие подходы к раннему развитию

Книга автора из Японии Масару Ибука «После трех уже поздно» (суть подхода отражена в названии) в свое время наделала много шума, и до сих пор многие родители и преподаватели ссылаются на опыт этого заботливого отца.

Динамическая гимнастика М. Трунова и Л. Китаева состоит из древнерусских гимнастических упражнений, которые эффективно борются с повышенным или пониженным тонусом мышц, косолапостью и прочими проблемами физического развития.

По системе Гмошинской ребенка учат рисовать с младенческого возраста. Использовать для этого можно пальцы, ладони целиком, а также мягкие фломастеры.

По методике Виноградова детей учат понимать сложные классические произведения с года. Другая музыкальная система — Железновых — помогает малышам с помощью песен и потешек изучать алфавит, чтение и счет.

***

Наш перечень развивающих методик не полный, он дает возможность родителю ознакомиться с основными современными программами и системами раннего развития для малышей.

Опытные педагоги детского центра «УмНяша» в Солнцево применяют наиболее эффективные методы, совмещая самые удачные элементы систем и программ раннего развития.

Запишитесь к нам на пробное бесплатное занятие и убедитесь в этом сами!

Источник: https://umnyasha.me/modern-educational-methods.html

Хиликон
Добавить комментарий