Пальчиковая гимнастика для младших школьников

Содержание
  1. Пальчиковая гимнастика для школьников упражнения
  2. Пальчиковые игры для детей
  3. Просыпались зайки
  4. Мы морковку посадили
  5. Под березою нора
  6. Прыг-скок!
  7. Пальчиковая гимнастика в стихах
  8. Пальчиковая гимнастика для самых маленьких
  9. Известная почти каждому взрослому потешка «Сорока-ворона»
  10. Потешка “Мальчик-Пальчик”
  11. Потешка “Зайчик”
  12. Пальчиковая гимнастика для деток от года
  13. Пальчики спят
  14. Лодочка
  15. Пальчиковая гимнастика для младших школьников
  16. Засолка капусты
  17. Лесная история
  18. Пальчиковая гимнастика для детей в стихах
  19.       Дом
  20.        Друзья – садоводы
  21.        Лодочка
  22.        Мышка
  23.        Апельсин
  24.        Шарик
  25.        Летела сова
  26.        Пятачок
  27.        Белка
  28.       Наша семья
  29.        Зимняя прогулка
  30.         Паучок
  31.         Берёза
  32.         Рыбки
  33.        Шла кукушка
  34.         Пчёлки
  35.         На постой
  36.        Медузы
  37.       Ладушки ладошки
  38. Пальчиковая гимнастика: 9 простых и полезных игр для малышей
  39. Сорока-белобока
  40. Этот пальчик
  41. Твоя ладошка
  42. Имена для пальчиков
  43. На прогулку
  44. Что я делала?
  45. Сколько птиц?
  46. Замок
  47. Семь сыновей
  48. Пальчиковая гимнастика в стихах

Пальчиковая гимнастика для школьников упражнения

Пальчиковая гимнастика для младших школьников

Огромную роль в развитии речи ребенка играет сформированность мелкой моторики. Не случайно в старину мудрые люди играли в пальчиковые потешки. а их мудрые дети донесли эти игры до наших дней.

Значит, чувствовали полезность таких занятий, хотя понятия не имели, что много позже ученые обнаружат на коре головного мозга соседство речевой моторной зоны (центр Брока) и двигательной, которая отвечает за кисти рук, то есть еще наши предки, совершенствуя мелкую моторику, совершенствовали речь.

Особенно важно взаимодействие этих зон буквально от 0 до 3 лет, когда идет самое активное формирование речи ребенка (помним, что к 3 годам фраза долна быть сформирована), поэтому начинайте заниматься с самого рождения ребенка. Сгибая-разгибая малышу пальчики, массируя ему кисти, знайте – в это время вы посылаете импульсы в его речевые центры.

Развивая мелкую моторику и подготавливая руку к письму, не забывайте, что ручку, конечно, держат всего три пальца (большой, указательный и средний), но в упражнениях мы задействуем все пять каждой руки, увеличивая эффект развития тонкой моторики и влияние на речь. В движениях чередуем сжатие, растяжение, расслабление, следим за распределением тонуса в кисти и пальцах.

Независимо от ведущей, доминантной руки ребенка, в работу должны быть включены обе руки. Связь руки с мозгом перекрестная: правая рука связана с левым полушарием, а левая рука — с правым.

Речь — неизолированная единица, мы воздействуем на всю территорию коры головного мозга: стимулируем как процессы мышления (левое полушарие), так и творческое, креативное начало (правое); распределяем энергию равномерно (уставшее возбужденное полушарие затормозит, незадействованное — проснется, активизируется).
Чем больше умеет рука, тем умнее ее обладатель.

Пальчиковых упражнений множество, но как интересней их применить, умножить их пользу?

Для улучшения межполушарных связей некоторые упражнения грамотно делать в следующей последовательности: — симметрично; — поочередно; — реципрокно, например:

Коза: (2 Ладони — симметрично 2 Козы — симметрично 1Ладонь — 1 Коза — менять положение поочередно

1 Ладонь — 1 Коза — реципрокно, одновременно менять положение)

1 и 4 (Один: большой палец из кулака, — симметрично Четыре: большой палец прижат к ладони, остальные прямо — симметрично Один — Четыре — менять положение поочередно

Один — Четыре — реципрокно, одновременно менять положение)

В авторе этих строк течет китайская кровь, поэтому ей близка мудрость Востока, утверждающая, что на наши ладони выходят все внутренние органы, работа с ними положительно сказывается на самочувствии ребенка, улучшает работу мозга. На акупунктурные активные точки лучше воздействовать механически с помощью шариков с шипами, шуршиков, грецких орехов. Катайте между ладошками вдоль и поперек, по — и против часовой стрелки, зажимая между пальцами.

Даже если вы не очень верите в пользу и силу работы с энергетическими каналами, просто механически используйте мудры — особое положение пальцев рук. Независимо от вас они окажут свою пользу.

Вот, например, Мудра Жизни:
— подушечки безымяного, мизинца и большого пальцев соединяются вместе, указательный и средний пальцы выпрямлены без напряжения (способствует приливу сил при утомляемости, повышает работоспособность, а нашим детям с дефицитом внимания и быстрой утомляемостью просто необходима такая помощь). А теперь вопрос: какое пальчиковое упражнение напоминает Мудра Жизни? Правильно. Нашего Зайку.

На занятиях по развитию речи мы используем пальчиковые упражнения и упражнения по общей моторике для закрепления тех или иных обобщающих понятий. Часто педагоги испытывают дефицит хороших стихотворных текстов.

Прекрасная подборка стихотворений и потешек представлена, например, в книге Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи питерского дефектолога Нищевой Н. В. но этого мало.

Вот мы и решили собирать пальчиковые упражнения и стихотворения-основы для создания игровых разминок, пальчиковых гимнастик, упражнений по общей моторике на одну тему. Движения к каждому стихотворению мы не прописали специально, текст — это прекрасный повод Вашей творческой инициативы.

Мудрости, творческих успехов.

Пальчиковые игры для детей

Пальчиковые упражнения – это не только забавно, но и очень полезно.

Играя, малыши развивают речь, общую координацию, совершенствуют мелкую моторику пальцев и кистей рук, подготавливая их к письму, рисованию и игре на музыкальных инструментах.

Пальчиковые игры также способствуют своевременному и гармоничному умственному развитию дошкольников и детей младшего школьного возраста. А веселые зайчики на каждом пальчике превратят упражнения в настоящий маленький театр.

Прежде чем приступать к игре с ребенком, выполните упражнение сами. После этого пальчиковыми красками нарисуйте на подушечках всех пальчиков правой руки малыша по зайчику или просто скажите ему, что теперь каждый его пальчик – это зайчик. Вот этого (большой пальчик малыша) зовут Коротышка.

этого (указательный пальчик) зовут Торопыжка. третьего зайчика зовут Тришка. четвертого (безымянный пальчик) зовут Тишка. а пятого, самого маленького (мизинчик), – Трусишка. Предложите поиграть с зайчиками, покажите ему одно упражнение (прочитайте стишок, сопровождая движениями).

После этого снова покажите, прося его повторять за вами и текст, и сами движения. Если это вызывает у малыша трудности, то помогите ему – читайте стих и своей рукой загибайте, разгибайте и двигайте нужные пальчики его руки. Повторяйте до тех пор, пока малышу весело.

Упражнения лучше выполнять в приведенной ниже последовательности, поскольку они расположены по увеличению степени сложности.

Просыпались зайки

Утром на лужайке

Рука с зайцами кладется на стол тыльной стороной вниз.

– Здравствуй, солнце красное!

Поднимается большой палец.

– Здравствуй, небо ясное!

Поднимается указательный палец. Большой остается поднятым.

Поднимается средний палец. Большой и указательный остаются поднятыми.

Поднимается безымянный палец. Большой, указательный и средний остаются поднятыми.

Все зайчики проснулись.

Мы морковку посадили

Мы морковку посадили,

Лето все за ней следили.

Зайчик, зайчик, в этот год

Не ходи к нам в огород!

Играют двое. Один рисует на пальчиках любой руки зайчиков, а второй становится огородником. Огородник протягивает руку ладонью вверх, приговаривая четверостишие.

Игрок-зайчик одним пальчиком быстро касается середины ладони огородника, а тот старается поймать зайчика, сжимая руку в кулак.

В огород к нам лазить!

Если зайчик пойман, огородник держит его и грозит стишком. Как только все зайцы пойманы, игроки меняются местами.

Под березою нора

Под березою нора

Заглянуть в нее пора.

Зверь там или птица,

Кто в норе таится?

Играют двое. Один рисует на пальчиках любой руки зайчиков, а второй сжимает руку в неплотный кулак так, чтобы получилась просторная нора.

Игрок-зайчик вынимает из кулака одного зайчика, говорит стишок…

… и засовывает пальчик в нору.

Другой игрок тут же называет того, кто живет в норе и, если он опасен для зайчика (лиса, ласка, куница, горностай. ), то «нора» сжимается в кулак, пытаясь его схватить. Игрок-зайчик должен успеть убрать пальчик. Если зверь или птица не опасные (енот, крот, мышь, хомяк, зимородок. ), зайчик не должен «убегать из норы».

Пойманные зайчики выбывают (стираются или просто считаются пойманными). Иногда выбывшими считаются и те зайчики, что убежали от добрых зверей.

Когда все зайчики выловлены, игроки меняются местами.

Прыг-скок!

На одну руку наклеиваются зайчики, а ладонь второй руки держится вертикально с как можно более широко растопыренными пальцами.

Один палец с зайчиком (в примере – указательный) вытягивается, остальные сжаты в кулак. Палец приставляется к ладони ребром либо со стороны мизинца, либо со стороны большого пальца. Зайчик прыгает через пальцы, приземляясь между ними, пока не перепрыгивает через последний и не падает вниз, приговаривая на каждое движение: «Прыг! Скок! Прыг! Скок! Ой!» Потом прыгает следующий пальчик.

Пальчиковая гимнастика в стихах

Пальчиковая гимнастика или пальчиковые игры – это различные коротенькие сказки и рифмованные истории, обыгрывание сюжета при помощи пальцев.

Пальчиковые игры способствуют хорошему развитию мелкой моторики рук, влияющей на развитие речи, а также помогают подготовить ребенка к письму и рисованию.

Поскольку движения кистей рук и пальцев оказывают влияние на развитие всей высшей нервной деятельности ребенка, пальчиковая гимнастика полезна всем детям начиная с 6-7 месяцев.

Кроме того, такие игры способны моментально переключить внимание ребенка с негативных переживаний на приятные телесные ощущения, а рифмованные легко запоминающиеся стишки создают жизнерадостную атмосферу, и раскапризничавшийся малыш быстро успокаивается.

В ситуациях, когда ребенка нечем занять (очередь и т. д.), это хороший способ превратить ожидание в веселую игру.

Пальчиковая гимнастика также рекомендуется детям с определенными нарушениями развития (задержка речевого развития, заикание, церебральный паралич и др.)

У пальчиковой гимнастики, как и у любой другой, существуют свои правила:

  • Надо стараться вовлечь в игру все пальчики малыша.
  • Необходимо чередовать движения (сжатие, растяжение, расслабление)
  • Необходимо чередовать руки.
  • Пальчиковую гимнастику надо проводить ежедневно не меньше 2-3 минут.
  • Пальчиковая гимнастика для самых маленьких

    Все грудные дети любят общество родителей и позитивно воспринимают потешки – небольшие по размеру стихи, сопровождаемые действием.

    Потешки издавна использовались для обучения маленьких детей человеческой речи и для побуждения к действию. В процессе совместного действия ребенка и взрослого выполняются простые физические упражнения и массаж, стимулирующий моторные рефлексы.

    Именно поэтому с 6 месяцев для детей рекомендуются такие потешки, как:

    Известная почти каждому взрослому потешка «Сорока-ворона»

    Взрослый берет ручку ребенка ладошкой кверху и водит по ней пальцем по кругу, приговаривая:

    Деток кормила (начинает пальчики загибать по одному)

    А этому не дала.

    Ты воды не носил,

    Ты дрова не рубил,

    Ты кашу не варил,

    Тебе не дам ничего.

    Деткам постарше часто становится жалко обделенный пальчик, поэтому его можно «пожалеть» и тоже дать кашу. Если малышу щекотно и он забирает ручку, водить пальцем лучше по самому краю ладони.

    А если Вам интересны считалки для детей. То прочитайте нашу статью. Надеемся Вы найдете в ней полезную информацию.

    Потешка “Мальчик-Пальчик”

    Взрослый берет ручку ребенка в свою, поглаживает по очереди каждый пальчик и при этом приговаривает:
    Мальчик-Пальчик, где ты был?

    С этим братцем суп варил

    С этим братцем в лес ходил.

    С этим братцем кашу ел.

    С этим братцем песни пел.

    Потешка “Зайчик”

    Взрослый берет ручку ребенка, по очереди загибает пальчики и приговаривает:

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Вышел зайчик погулять.

    Надо зайчика ловить.

    Будем снова мы считать (по очереди разгибает пальцы)

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Пальчиковая гимнастика для деток от года

    Малыши постарше начинают самостоятельно повторять за взрослыми движения и слова, поэтому с ними можно играть в более сложные пальчиковые игры.

    Если у ребенка возникают трудности при выполнении упражнения, взрослые должны помочь малышу удержать не участвующие в данный момент пальчики от непроизвольных движений.

    Пальчики спят

    При выполнении этого упражнения взрослый берет пальчик, легко тянет на себя, а затем поглаживает. Можно также загибать и разгибать пальцы в разном порядке.

    Этот пальчик хочет спать.

    Этот пальчик — шмыг в кровать!

    А вот этот прикорнул.

    А вот этот уж заснул.

    Встали пальчики. Ура!

    В детский сад давно пора.

    Это упражнение ребенок сначала выполняет вместе со взрослым, копируя движения, а затем самостоятельно.

    Большая голова. (Машем руками, изображая полет)

    На головку села. (Руки кладём на голову)

    И опять полетела. (Опять машем руками)

    Возможно Вам будет интересно как сделать детский развивающий коврик своими руками. Наша статья поможет Вам в этом вопросе.

    Лодочка

    Две ладошки прижму,

    И по морю поплыву. (Изображаем лодочку, прижав друг к другу ладошки, большие пальцы прижимаем к ладоням так, чтобы они не соединялись)

    Две ладошки, друзья,

    Это лодочка моя. (При этом кисти рук изображают волны)

    Паруса подниму, (Поднимаем вверх большие пальцы)

    Синим морем поплыву. (При этом кисти рук опять изображают волны)

    А по бурным волнам

    Плывут рыбки тут и там. (Соединяем вместе две ладошки и изображаем рыбок, делая волнообразные движения)

    Пальчиковая гимнастика для младших школьников

    Как бы хорошо не был подготовлен ребенок к школе, необходимость длительное время что-то писать вызывает утомление, устает и рука. Поэтому выполнение письменных домашних заданий полезно прерывать пальчиковой гимнастикой. Несмотря на то, что ребенок в этом возрасте может самостоятельно выполнять упражнение, лучше его делать со взрослым.

    Мы писали, мы писали, (начинаем сжимать и разжимать кулаки)

    Наши пальчики устали.

    Мы немного отдохнем (растопыриваем пальцы веером и шевелим всеми пальцами)

    И опять писать начнем.

    Засолка капусты

    Мы капусту рубим. (Ребром ладони показывается, как рубят капусту).

    Мы капусту трем. (Кулак правой руки трет о ладонь левой руки).

    Мы капусту солим. (Пальцами имитируется посыпание солью).

    Мы капусту жмем. (Пальцы обеих рук интенсивно сжимаются в кулаки).

    Лесная история

    -Вышли зайки на лужайку. Прыг-скок, прыг-скок. (Подушечками пальцев надо отрывисто постучать по столу)

    -Прошла лиса. Шла она тихо и осторожно. (Надо мягко коснуться стола подушечками пальцев)

    Лиса шла незаметно, заметая хвостом следы. (Надо кистью руки изобразить покачивание хвоста)

    -Но зайцы ее увидели и бросились кто куда. (Надо пальцами обеих рук постучать по столу, изображая прыжки зайцев)

    Существует большое множество и других стихов, подходящих для пальчиковой гимнастики.

    Импровизируйте, рассказывая детские стишки, и благодаря пальчиковой гимнастике вы сможете полезно и весело провести время с ребенком, а эти нехитрые упражнения станут любимым совместным досугом.

    Источник: http://mozzy.info/palchikovaya-gimnastika-dlya-shkolnikov-uprazhneniya/

    Пальчиковая гимнастика для детей в стихах

    Пальчиковая гимнастика для младших школьников

    Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди).

    Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае.

    Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело – разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки.

    Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

    По насыщенности аккапунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

    А если пальчиковую гимнастику еще и разнообразить ПАЛЬЧИКОВЫМ ТЕАТРОМ, то это подарит вам много положительных эмоций!

    Простые правила игры

    1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).2. Обязательно чередуйте три типа движений:сжатие;растяжение;

    расслабление.

    Как еще активизировать пальчики

    1. Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»).2. Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.3. Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.

    4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.

    Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время.

    Несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах!

          Дом

    Я хочу построить дом,
    (Руки сложить домиком, и поднять над головой)Чтоб окошко было в нём,(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)Чтоб у дома дверь была,(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)Рядом чтоб сосна росла.

    (Одну руку поднимаем вверх и “растопыриваем” пальчики)Чтоб вокруг забор стоял,Пёс ворота охранял,(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)Солнце было, дождик шёл,(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы “растопырены”.

    Затем пальцы опускаем вниз, делаем “стряхивающие” движения)И тюльпан в саду расцвёл!

    (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики –   “бутончик тюльпана”)

           Друзья – садоводы

    Палец толстый и большойВ сад за сливами пошёл.(Ладошка собрана в “кулачок”. Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)Указательный с порогаУказал ему дорогу.

    (Отгибаем указательный пальчик, далее “сгибаем-разгибаем”)Средний палец самый меткий,Он сбивает сливы с ветки.(Отгибаем средний пальчик, “сгибаем-разгибаем” его.

    При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)Безымянный подбирает,(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)А мизинчик-господинчикВ землю косточки бросает!

    (Отгибаем мизинчик)

    Кораблик

    По реке плывёт кораблик,(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты – показываем “кораблик”)Он плывёт издалека,(Приставляем горизонтально левую руку к глазам – “смотрим вдаль”)На кораблике четыре очень храбрых моряка.

    (Показать 4 пальца)У них ушки на макушке,(Приставляем обе ладошки к своим ушам)У них длинные хвосты,(Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)И страшны им только кошки, только кошки да коты!(Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем – получаются “коготки”)В конце этой игры можно спросить у ребёнка:-Что за моряки были на кораблике?

    Ответ: мышки

           Лодочка

    Две ладошки прижму,И по морю поплыву.(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)Две ладошки, друзья, -Это лодочка моя.

    (Делать волнообразные движения руками – “лодочка плывёт”)Паруса подниму,(У соединенных вместе рук в форме “лодочки” поднять вверх большие пальцы)Синим морем поплыву.

    (Продолжить волнообразные движения руками – “лодочкой”)А по бурным волнамПлывут рыбки тут и там.

    (Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения – “рыбки плывут”)

           Мышка

    Мышка в норку пробралась,(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)На замочек заперлась.(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)В дырочку она глядит,(Делаем пальчиками колечко)На заборе кот сидит!

    (Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

           Апельсин

    (Рука сжата в кулачок)Мы делили апельсин.

    (Крутим кулачком вправо-влево)Много нас, а он один!(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)Эта долька для ежа,(Разгибаем указательный пальчик)Эта долька для чижа,(Разгибаем средний пальчик)Эта долька для утят,(Разгибаем безымянный пальчик)Эта долька для котят,(Разгибаем мизинчик)Эта долька для бобра,(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)Ну, а волку – кожура.(Двумя руками показываем волчью пасть)Он сердит на нас – беда!(Складываем руки домиком)

    В домик прячемся – сюда!

           Шарик

    (Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)Надуваем быстро шарик.(Кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом – шарик надут)Он становится большой.(Соприкасаем ладошки друг с другом полностью)Вдруг шар лопнул,воздух вышел -(Смыкаем вместе пальчики)

    Стал он тонкий и худой!

           Летела сова

    (Машем руками)Летела сова,Весёлая голова.Летела-летела,(Кладём руки на голову)На головку села.Села, посидела,Головой повертела(Снова машем руками)

    И опять полетела.

           Пятачок

    (Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны вправо)Поросенок ПятачокОтлежал себе бочок!(Встаём, выпрямляемся, поднимаем руки вверх – потягиваемся)Встал на ножки,Потянулся!(Приседаем на корточки и делаем наклон вперёд, руки держим прямо перед собой)А потом присел,Нагнулся!(Встаём, делаем прыжки на месте. Руки на поясе, делаем ходьбу на месте)И немножко поскакал,И на месте пошагал.(Сесть на корточки, руки на поясе, делаем наклоны влево)А потом опять прилёг, –

    Но уже на левый бок!

           Белка

    (В самом начале кулачек сжат)Сидит белка на тележке,Продаёт она орешки:(Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)Лисичке-сестричке,Воробью, синичке,Мишке толстопятому,

    Заиньке усатому…

          Наша семья

    (По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)Этот пальчик большой -Это папа дорогой.Рядом с папой – наша мама.Рядом с мамой – брат старшой.Вслед за ним сестренка -Милая девчонка.И самый маленький крепыш –

    Это славный наш малыш.

           Зимняя прогулка

    (Загибаем пальчики по одному)Раз, два, три, четыре, пять(“Идём” по столу указательным и средним пальчиками)Мы во двор пришли гулять.

    (“Лепим” комочек двумя ладонями)Бабу снежную лепили,(Крошащие движения всеми пальцами)Птичек крошками кормили,(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)С горки мы потом катались,(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)А ещё в снегу валялись.(Отряхиваем ладошки)Все в снегу домой пришли.(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

    Съели суп и спать легли.

            Паучок

    (Руки скрещены. Пальцы каждой руки “бегут” по предплечью, а затем по плечу другой руки.)Паучок ходил по ветке,А за ним ходили детки.(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение – дождик.)Дождик с неба вдруг полил,(Хлопок ладонями по столу/коленям.

    )Паучков на землю смыл.(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками – солнышко светит.)Солнце стало пригревать,(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)Паучок ползёт опять,(“Паучки” ползают по голове.

    )А за ним ползут все детки,

    Чтобы погулять на ветке.

            Берёза

    (Плавное движение правой рукой в сторону-вверх)Берёза моя, берёзонька.(То же, но левой рукой)Берёза моя кудрявая.

    (подъём рук вверх, вдох)Стоишь ты, берёзонька,(Опустить руки, выдох)Посредь долинушки,(подъём рук, вдох)На тебе, берёзонька,(Опустить руки, выдох)Листья зелёные,(Подъём рук, вдох)Под тобой, берёзонька,(Опустить руки, выдох)Трава шёлковая,(Подъём рук, вдох)Вокруг тебя, берёзонька,(Опустить руки, длительный выдох)Девицы красные

    Венки вьют, плетут…

            Рыбки

    (Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)Пять маленьких рыбок играли в реке,(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)Лежало большое бревно на песке,(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими “ныряющее” движение.)И рыбка сказала: “Нырять здесь легко!”(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).

    )Вторая сказала: “Ведь здесь глубоко.”(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)А третья сказала: “Мне хочется спать!”(Быстро качаем ладонями – дрожь.)Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)А пятая крикнула: “Здесь крокодил!(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.

    )

    Плывите отсюда, чтоб не проглотил!”

           Шла кукушка

    (Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)Шла кукушка мимо рынка,(Ладони соединяются “ковшом” – корзинка.)У неё была корзинка,(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)А корзинка на пол – бух!(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.)

    Полетело десять (девять, восемь) мух!

            Пчёлки

    (Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). “Улей” прижат к “ёлке”.)Домик маленький на ёлке,Дом для пчёл, а где же пчёлки?(Заглядываем в “улей”.

    )Надо в дом постучать,(Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.)Раз, два, три, четыре, пять.Я стучу, стучу по ёлке,Где же, Где же эти пчёлки?(Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.

    )Стали вдруг вылетать:(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)

    Раз два, три, четыре, пять!

            На постой

    Русская игра. Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы – дети, говорят тоненьким голосом. Безымянные пальцы – мама, говорит обычным голосом. Средние пальцы – папа, говорит низким голосом. Указательные пальцы – солдаты, говорят басом. Скрещенные большие пальцы – порог избы.

    (Ночь, в избе все спят. Раздается стук.)Солдаты: Тук-тук! (Указательные пальцы постукивают друг о друга.)Дети: Кто там? (Постукивают друг о друга мизинцы.)Солдаты: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают указательные пальцы.)Дети: Спросим у мамы. Мама! (Постукивают мизинцы.

    )Мама: Что дети? (Постукивают безымянные.)Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.)Мама: Спросите у папы. (Постукивают безымянные.)Дети: Папа! (Постукивают мизинцы.)Папа: Что, дети? (Постукивают средние пальцы.)Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.

    )Папа: Впустите! (Постукивают средние пальцы.)Дети: Входите! (Постукивают мизинцы.)Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! (Указательные пальцы “пляшут” совершая перекрестные движения.)Солдаты: Войдем! (Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди.

    Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.)

    (Руки вытягиваются вперед.)

           Медузы

    (Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)Две огромные медузыПрилепились пузом к пузу.(После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.)Выгнем щупальца сильнее-

    Вот как гнуться мы умеем!

          Ладушки ладошки

    (Играя в эту пальчиковую игру можно проявить фантазию. Выполняйте движения которые вам подскажет сюжет стихотворения.)Мыли мылом ручки.Мыли мылом ножки.Вот какие ладушки,Ладушки ладошки!Наварили кашкиПомешали ложкой.Вот какие ладушки,

    Ладушки ладошки!

    Строили ладошкиДомик для матрешки.Вот какие ладушки,

    Ладушки ладошки!

    Курочке ПеструшкеНакрошили крошек.Вот какие ладушки,

    Ладушки ладошки!

    Хлопали ладошкиТанцевали ножки.Вот какие ладушки,

    Ладушки ладошки!

    Прилегли ладошкиОтдохнуть немножко.Вот какие ладушки,

    Ладушки ладошки!

    Надеемся эти несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах помогут Вашему ребенку начать болтать в год без умолку

    P.S. Если Вам понравилась наша подборка пальчиковых игр, также обратите внимание на подборку колыбельных песен и статусов о детях.

    Источник: http://dadandmom.ru/razvitie/palchikovaya-gimnastika-dlya-detej-v-stixax.html

    Пальчиковая гимнастика: 9 простых и полезных игр для малышей

    Пальчиковая гимнастика для младших школьников

    Пальчиковая гимнастика — это инсценировка каких-либо рифмованных историй или сказок при помощи пальцев.

    Благодаря регулярным занятиям пальчиковой гимнастикой развивается мелкая моторика рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, чувства ритма, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.

    Пальчиковой гимнастикой можно заниматься с самого рождения! Эти 9 простых и полезных игр для разного возраста обязательно понравятся вашему малышу.

    Сорока-белобока

    Сорока-белобока кашку варила, деток кормила: (взрослый делает круговые движения пальцем на ладошке ребенка)

    Этому дала (загибаем мизинчик ребенка)

    Этому дала (загибаем безымянный пальчик ребенка)

    Этому дала (загибаем средний пальчик ребенка)

    Этому дала (загибаем указательный пальчик ребенка)

    А этому не дала (держим большой пальчик ребенка)

    Ты дров не рубил, воду не носил, печку не топил, кашу не варил — нет тебе кашки!

    Этот пальчик

    Этот пальчик — дедушка (массируем большой пальчик ребенка);

    Этот пальчик — бабушка (массируем указательный пальчик ребенка);

    Этот пальчик — папочка (массируем средний пальчик ребенка);

    Этот пальчик — мамочка (массируем безымянный пальчик ребенка);

    Этот пальчик — я (массируем мизинчик ребенка);

    Это вся моя семья! (сжимаем и разжимаем кулачок)

    Твоя ладошка

    Твоя ладошка — это пруд,

    По ней кораблики плывут (медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке малыша, рисуя волну)

    Твоя ладошка, как лужок,

    А сверху падает снежок (дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки ребенка)

    Твоя ладошка, как тетрадь,

    В тетради можно рисовать (указательным пальцем «нарисовать» кружек и др.)

    Твоя ладошка, как окно,

    Его помыть пора давно (потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак)

    Твоя ладошка, как дорожка,

    А по дорожке ходят кошки (осторожно переступать пальчиком или пальцами по ладошке малыша)

    Имена для пальчиков

    Пять пальцев на руке своей

    Называть по имени сумей.

    Первый палец — боковой (ребенок держит большой пальчик)

    Называется Большой.

    Палец второй —

    Указчик старательный (ребенок держит указательный пальчик)

    Не зря его называют Указательный.

    Третий твой палец

    Как раз посредине (ребенок держит средний пальчик)

    Поэтому Средний дай ему имя.

    Палец четвертый зовут Безымянный (ребенок держит безымянный пальчик)

    Неторопливый он и упрямый.

    Совсем как в семье

    Братец младший любимец (ребенок держит мизинец)

    По счету он пятый,

    Зовется Мизинец.

    На прогулку

    Пошли пальчики гулять (пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу)

    А вторые догонять (ритмичные движения по столу указательных пальцев)

    Третьи пальчики бегом (движения средних пальцев в быстром темпе)

    А четвертые пешком (медленные движения безымянных пальцев по столу)

    Пятый пальчик поскакал (ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами)

    И в конце пути упал (стук кулаками по поверхности стола)

    Что я делала?

    В понедельник я стирала (кулачки трём друг о друга),

    Пол во вторник подметала (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)

    В среду я пекла калач (печём «пирожки»),

    Весь четверг искала мяч (правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк»),

    Чашки в пятницу помыла (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки),

    А в субботу торт купила (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев).

    Всех подружек в воскресенье

    Позвала на день рождения (машем ладошками к себе).

    Сколько птиц?

    Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? (ритмично сжимают и разжимают кулачки)

    Мы расскажем: (на каждое название птицы загибают по одному пальцу)

    Две синицы, воробей

    Шесть щеглов и голубей,

    Дятел в пёстрых пёрышках.

    Всем хватило зёрнышек (опять сжимают и разжимают кулачки).

    Замок

    На двери висит замок —

    Кто его открыть бы смог? (быстрое соединение пальцев в замок)

    Потянули… (тянем кисти в стороны)

    Покрутили… (волнообразные движения)

    Постучали… (пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями)

    И открыли! (пальцы расцепились)

    Семь сыновей

    У Маланьи, у старушки (хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху)

    Жили в маленькой избушке (сложить руки углом, показывая «избушку»)

    Семь сыновей (показать семь пальцев),

    Все без бровей (очертить брови пальцами),

    Вот с такими ушами (ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам),

    Вот с такими носами (показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом),

    Вот с такой головой (очертить большой круг вокруг головы),

    Вот с такой бородой (показать руками большую бороду)!

    Они не пили и не ели (одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку»)

    На Маланью все глядели (держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами)

    И все делали вот так… (Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев).

    Sergey Novikov/goodmoments/Elena Vasilchenko/Shutterstock.com

    Источник: http://www.kanal-o.ru/parents/9916

    Пальчиковая гимнастика в стихах

    Пальчиковая гимнастика для младших школьников
    / Развивающие упражнения

    Пальчиковая гимнастика или пальчиковые игры – это различные коротенькие сказки и рифмованные истории, обыгрывание сюжета при помощи пальцев.

    Пальчиковые игры способствуют хорошему развитию мелкой моторики рук, влияющей на развитие речи, а также помогают подготовить ребенка к письму и рисованию.

    Поскольку движения кистей рук и пальцев оказывают влияние на развитие всей высшей нервной деятельности ребенка, пальчиковая гимнастика полезна всем детям начиная с 6-7 месяцев.

    Кроме того, такие игры способны моментально переключить внимание ребенка с негативных переживаний на приятные телесные ощущения, а рифмованные легко запоминающиеся стишки создают жизнерадостную атмосферу, и раскапризничавшийся малыш быстро успокаивается.

    В ситуациях, когда ребенка нечем занять (очередь и т.д.), это хороший способ превратить ожидание в веселую игру.

    Пальчиковая гимнастика также рекомендуется детям с определенными нарушениями развития (задержка речевого развития, заикание, церебральный паралич и др.)

    У пальчиковой гимнастики, как и у любой другой, существуют свои правила:

    1. Надо стараться вовлечь в игру все пальчики малыша.
    2. Необходимо чередовать движения (сжатие, растяжение, расслабление)
    3. Необходимо чередовать руки.
    4. Пальчиковую гимнастику надо проводить ежедневно не меньше 2-3 минут.
    Хиликон
    Добавить комментарий