Пищеварение у детей от 3 до 6 лет

Содержание
  1. Строение и функции органов пищеварения у детей. Часть 1
  2. Полость рта
  3. Слюнные железы
  4. Язык новорожденного
  5. Миндалины
  6. Зубы
  7. Пищевод
  8. Желудок
  9. Детское пищеварение
  10. Анатомия и физиология детского пищеварительного тракта
  11. Вспомогательные органы детского пищеварительного тракта
  12. Различия между желудочно-кишечной системой младенцев и взрослых
  13. Здоровые кишечные бактерии
  14. Правильное питание ребенка 3-5 лет
  15. Потребность детей 3–5 лет в основных пищевых веществах
  16. Режим питания
  17. Основные принципы составления меню
  18. Добавки, способные вызвать аллергические реакции:
  19. Примерная схема меню:
  20. Нормы прибавки роста и веса
  21. Меры организации безопасного питания детей
  22. Когда отсутствие аппетита говорит о болезни?
  23. Питание для профилактики заболеваний желудка
  24. Питание для профилактики кариеса
  25. Питание для укрепления иммунитета ребенка в детском саду
  26. 5 способов спрятать мясо в еде
  27. Маме на заметку:

Строение и функции органов пищеварения у детей. Часть 1

Пищеварение у детей от 3 до 6 лет

К моменту рождения развитие различных отделов пищеварительной системы ребенка полностью не завершается, хотя уже с 3 – 4 месяцев внутриутробной жизни функционируют кишечник и печень плода, выделяя пищеварительные соки и желчь. Желудок и поджелудочная железа несколько отстают в своем развитии, и пищеварительная функция их начинает определяться только у шестимесячного плода.

          Плод, начиная с 3 – 4 месяцев, совершает глотательные движения, заглатывая околоплодную жидкость, содержащую белки, сахара, мочевину, минеральные вещества и гормоны. Из этих веществ, а также из пищеварительных соков кишечника и желчи у него образуется первородный кал — меконий.

Полость рта

Пищеварительная система начинается с полости рта, которая у новорожденных и детей раннего возраста относительно небольшая, покрыта нежной, богатой кровеносными сосудами, ярко-розовой слизистой оболочкой. Полость рта новорожденного ребенка имеет некоторые особенности.

Так, слизистая оболочка губ с поперечными складками способствует лучшему охватыванию соска при сосании.

Способствуют акту сосания, созданию отрицательного давления в полости рта расположенные в толще щек заметно выраженные жировые комки — так называемые подушечки Биша и валикообразные утолщения на деснах.

Акт сосания состоит из трех последовательных фаз: аспирации (создание разряжения в полости рта), сдавливания соска и проглатывания молока.

Охватывая сосок и часть околососкового кружка губами, ребенок движением языка и нижней челюсти создает разрежение в полости рта, которое поддерживается подушечками Биша, затем надавливает челюстями на область околососкового кружка, выдавливает молоко из выходных протоков молочных ходов и проглатывает его. Каждому глотательному движению предшествует несколько сосательных.

Во время акта сосания ребенок заглатывает и некоторое количество воздуха, который, поднимаясь но пищеводу вверх, может вызвать отрыжку или, если вместе с ним захватывается часть молока из желудка, срыгивание. Поэтому после кормления грудью ребенка необходимо некоторое время подержать в вертикальном положении, пока не выйдет проглоченный им с пищей воздух.

Слюнные железы

Слюнные железы у новорожденного ребенка развиты недостаточно, слюны выделяют мало, чем и объясняется сухость слизистой оболочки полости рта.

Уже в слюне новорожденного в небольшом количестве обнаруживаются пищеварительный фермент амилаза, необходимый в последующем для переваривания сложных углеводных соединений, например крахмала, а также лизоцим — вещество, осуществляющее иммунологическую защитную функцию организма.

Слюна у новорожденного способствует створаживанию молока в желудке более нежными хлопьями, а также выполняет роль герметизатора ротовой полости во время акта сосания.

В процессе раннего развития ребенка, по мере развития  его организма слюнные железы увеличиваются, в них нарастает количество секретирующих клеток и соответственно количество слюны и се ферментативная активность. Этот процесс продол­жается до 10-летнего возраста.

Но уже в возрасте 3-4 месяцев слюнные железы достигают значительного развития и именно в этот период у детей наблюдается постоянное (физиологическое) слюнотечение.

Объясняется это тем, что слюны выделяется много, а способность глотать се еще полностью не выработалась. Наибольшая ферментативная активность слюны наблюдается у детей в возрасте 2—7 лет. На секрецию слюны оказывает влияние и характер пищи.

Например, па коровье молоко выделяется больше слюны, чем на женское, а на кисломолочные смеси — вдвое больше, чем на коровье.

Язык новорожденного

Язык новорожденного короткий, широкий, относительно большого размера, с тремя отчетливо выраженными мышечными слоями и развитой сетью кровеносных и лимфатических сосудов. На поверхности языка расположены сосочки с вкусовыми луковицами.

Твердое нёбо новорожденного плоское. Мягкое нёбо расположено более горизонтально, чем у взрослых. Глотка находится практически на одном уровне с твердым нёбом.

Миндалины

Миндалины наиболее интенсивно развиваются в течение первого года жизни, а в возрасте 2—3 лет часто значительно гипертрофируются и, закрывая носоглоточ­ные отверстия, затрудняют дыхание. После 14—16 лет размер миндалин уже соответствует размеру миндалин взрослого человека.

Зубы

Зубы появляются у детей в возрасте 6—8 месяцев, то есть в тот период, когда начинает меняться пищевой рацион. Молочные зубы (всего 20) прорезаются в такой последовательности: в 6—8 месяцев — нижние средние резцы, еще через 1 — 1,5 месяцев — верхние средние резцы, затем верхние боковые и нижние боковые резцы.

К концу первого — началу второго года жизни у ребенка обычно имеется 8 зубов, а к двум годам — 20 зубов. Малые коренные зубы прорезаются в 12 — 15 месяцев, клыки — в 17 — 20 месяцев и к концу второго года жизни — вторые малые коренные зубы. С 5 — 6 лет начинается процесс выпадения молочных зубов и разви­тия постоянных.

Пищевод

Пищевод у новорожденных и детей раннего возраста имеет воронкообразную форму. Верхняя часть пищевода сплющена (это обусловлено двусторонним давлением трахеи и позвоночника), в средней так называемой кардиальной части он расширен, а ближе к желудку приобретает цилиндрическую форму. Мышечные слои развиты слабо.

Нежная слизистая оболочка, покрываю­щая его внутреннюю поверхность, богата кровеносными сосудами. Слизистые железы развиты слабо, поэтому внутренняя поверхность пищевода всегда сухая и легкоранимая.

По мере развития ребенка изменяются не только размеры, но и форма органа — исчезает воронкообразность и постепенно формируется пищевод, характерный для взрослого человека.

Желудок

Желудок новорожденного, расположенный в левом подреберье, имеет цилиндрическую форму. Мышечный слой его плохо развит, вход в желудок широкий и это в значительной степени способствует срыгиванию пищи. В течение первого года жизни желудок ребенка расположен горизонтально.

С момента, когда ребенок начинает ходить, желудок постепенно принимает вертикальное положение. Слизистая оболочка — толстая, со слабо выраженными складками и с густой сетью кровеносных сосудов. Мышечный слой развит умеренно.

Секреторные железы желудка ребенка вырабатывают те же пищеварительные соки, что и у взрослого, только активность их значительно ниже.

Переваривание в желудке поступившей пищи у детей раннего возраста происходит при пониженной кислотности, так как секреторные клетки слизистой оболочки вырабатывают недостаточное количество соляной кислоты. Перевариванию белков способствуют содержащиеся в желудочном соке ферменты — химозин, гастриксин, пепсин, катепсин.

В зависимости от характера вскармливания изменяется и активность процесса переваривания белков. Известно, что при переводе на искусственное вскармливание постепенно начинает возрастать кислотность желудочного сока и активность ферментов, расщепляющих белки.

Это свидетельствует о значительных функ­циональных резервах секреторных желез желудка у доношенных детей раннего возраста.

Уже к 8—10-месячному возрасту кислотность желудочного сока и его пищеварительная активность в отношении белков значительно возрастает, к 3 годам приближается к показателям взрослого человека и к 10 — 13 годам становится такой же, как у взрослых.

Переваривание жиров в желудке у детей раннего возраста происходит большей частью при участии фермента липазы, которая в значительном количестве содержится в грудном молоке. В то же время жиры коровьего молока в желудке детей раннего возраста почти не перевариваются, а значит, и не усваиваются, потому что активность желудочной липазы недостаточна для их переваривания.

Углеводы, поступающие с пищей, частично расщепляются в желудке йод влиянием фермента слюны амилазы. Эвакуация пищи из желудка у новорожденных и грудных детей замедленная, что объясняется несовершенством нерв­ных регуляторных механизмов.

При естественном вскармливании желудок освобождается от пищи через 2,5 часа, а при искусственном этот период удлиняется и составляет 3—4 часа.

В первые месяцы жизни желудок растет особенно интенсивно. Вместимость его с возрастом заметно увеличивается. У доношенного новорожденного она составляет 30—35 мл, в 3 месяца — 100 мл, в 12 месяцев — 250—300 мл, в 2—3 года — 400—600 мл. К десятому году жизни желудок приобретает форму, характерную для желудка взрослого человека. 

По материалам книги Дерюгиной М.П.

«Диетическое питание детей»

Источник: https://www.dgorodok.ru/zdorove/novorozhdennyj/ob-osobennostyakh-novorozhdennogo/112-stroenie-i-funktsii-organov-pishchevareniya-u-detej-chast-1

Детское пищеварение

Пищеварение у детей от 3 до 6 лет

Некоторые из многих полезных свойств грудного вскармливания — это легкость кормления.

Каждая часть пищеварительного тракта имеет специфические функции, которые работают при транспортировке и переваривании пищевых продуктов, важных для роста вашего ребенка.

Переваривание грудного молока играет важные функции, начиная от поглощения защитных антител, которые борются с бактериями и вирусами, для создания здоровых бактерий кишечника.

Анатомия и физиология детского пищеварительного тракта

Начнем с изучения анатомии детского пищеварения с момента, когда пища входит в рот, пока она не перейдет в подгузник вашего ребенка, и функции, которые происходят по пути. Вспомогательные органы чрезвычайно важны для правильного пищеварения и будут обсуждаться ниже.

  • Рот. Рот детей играет роль приема пищи, а также место, где начинается переваривание некоторых питательных веществ. Некоторые новорожденные могут испытывать трудности с фиксацией или проблемами, связанными с такими состояниями, как заячья губа или расщелины неба.
  • Пищевод. Он представляет собой трубку, которая соединяет рот с желудком и имеет две основные задачи — подталкивать пищу или жидкость из рта в желудок и останавливать обратный поток содержимого желудка.
  • Желудок. Он отвечает за хранение проглоченной пищи, комбинирование и разложение пищи, а также регулирование выделения содержимого желудка в двенадцатиперстную кишку, первую часть тонкой кишки. Пищеварение происходит в трех фазах — головной (инициируется блуждающим нервом, когда что-то видит и пахнет какой-либо пищей), желудочной (вызванного потреблением пищи и контролируемой гастрином) и кишечной (регулируется гормонами, выделяющимися в тонком кишечнике).
  • Тонкий кишечник. Он представляет собой трубчатый орган, разделенный на три части — двенадцатиперстную кишку, тонкую кишку и подвздошную кишку. Он делает огромную работу, поскольку отвечает за переваривание и поглощение питательных веществ, витаминов, микроэлементов, жидкостей и электролитов. По сути, кислая частично переваренная пища из желудка сочетается с основными выделениями из поджелудочной железы, печени и кишечных желез. Пищеварительные ферменты из этих секретов отвечают за большую часть процесса пищеварения в тонком кишечнике — они разрушают белки грудного молока в аминокислоты; углеводы грудного молока в глюкозу и другие моносахариды; и жиры грудного молока в глицерин и жирные кислоты. Кишечная стенка должна быть очень сильной, чтобы справляться с работой, которую она выполняет. Его сила исходит из того факта, что он имеет четыре различных слоя — серозную, мышечную, подслизистую и мышечную. Поверхность кишечника значительно увеличивается благодаря наличию ворсинок и микроворсинок, с помощью которых поглощаются конечные продукты пищеварения.
  • Толстая кишка. Она изгибается вверх от конца тонкой кишки, через брюшную полость и до прямой кишки. В основном отвечает за поглощение воды и электролитов.
  • Прямая. «Сфинктер О’Бейрна» регулирует поток отходов из сигмовидной кишки в прямую кишку, которая является зоной для хранения отходов пищеварения. Внутренние и внешние анальные сфинктеры регулируют поток фекального вещества из прямой кишки.

Вспомогательные органы детского пищеварительного тракта

В дополнение к самому тракту пищеварения есть несколько вспомогательных органов, которые важны при переваривании пищи. К ним относятся:

  • Слюнные железы. Слюнные железы во рту вырабатывают слюнные ферменты. Подчелюстные, подъязычные и околоушные железы производят слюну, которая содержит амилазу, фермент, ответственный за начало переваривания углеводов.
  • Печень. Печень фактически самый большой орган в организме. Он отвечает за белковый и углеводный обмен и хранение гликогена и витаминов. Он также помогает в формировании, хранении и устранении желчи и играет роль в метаболизме жиров. Печень — место, где захватываются токсины и иногда хранятся для защиты остальной части тела.
  • Желчный пузырь. Желчный пузырь — это крошечный мешочек, который опирается на нижнюю область печени. Здесь собирается желчь (которая состоит из солей, необходимых для пищеварения и всасывания жиров) из печени. «Сфинктер Одди» регулирует поток желчи в двенадцатиперстную кишку. Подобно печени, желчный пузырь помогает в составе, хранении и удалении желчи и играет роль в переваривании жира.
  • Поджелудочная железа. Поджелудочная железа создает щелочные (или нейтральные) выделения, которые принимают участие в смещении кислой частично переваренной пищи (также называемой химусом) из желудка. Эти выделения содержат ферменты, которые необходимы для поглощения жиров, белков и углеводов. Хотя эти пищеварительные ферменты производятся в «экзокринной» поджелудочной железе, многие люди более знакомы с гормональным инсулином, который производится в «эндокринных» частях поджелудочной железы.

Грудное молоко также содержит ферменты, которые помогают в пищеварении, такие как амилаза, липаза и протеаза. Это важно для младенцев, поскольку пищеварительные ферменты отсутствуют на уровне взрослых, до тех пор, пока младенцы не достигнут шестимесячного возраста.

В целом, части пищеварительной системы работают вместе, чтобы принимать в пищу, транспортировать ее дальше в систему пищеварительного тракта, механически и химически разрушать ее и поглощать питательные вещества, а затем уничтожать лишний материал как отходы.

Различия между желудочно-кишечной системой младенцев и взрослых

Существует несколько анатомических, а также функциональных различий между пищеварительным трактом младенцев и взрослых.

  • Различия в голове и шее. У младенца язык больше по отношению к полости рта, и на боках языка имеются дополнительные жировые подушечки, которые помогают сосать. Кроме того, гортань или ой ящик находится выше у младенцев, чем у взрослых, а надгортанник лежит над мягким небом для обеспечения дополнительной защиты дыхательных путей.
  • Различия пищевода. У новорожденного ребенка пищевод составляет около 11,5 см в длину (против 24 см у взрослых), а нижний сфинктер пищевода составляет около 1 см в диаметре. Довольно часто при рождении тонкая всасывающая трубка проходит через пищевод, чтобы гарантировать, что этот сфинктер открыт. Дефекты пищевода, которые не являются редкостью, включают атрезию (состояние, при котором пищевод полностью закрыт) и свищи (состояние, в котором существует связь между пищеводом и другим органом, таким как трахея).
  • Различия в желудке. Новорожденный желудок может удерживать только 1/4 и 1/2 чашки жидкости (против 14 чашек у взрослых!). Пищеварительная активность желудка одинакова у младенцев и взрослых. Желудочные железы желудка включают париетальные клетки, которые продуцируют соляную кислоту и собственный фактор. Главные клетки в этих железах выделяют пепсиноген, который превращается в пепсин, разрушая белки в желудочном соке. Удивительно, что звуки кишечника уже существуют через час после рождения, а теменные клетки начинают работать сразу после рождения. PH желудка составляет менее 4 в течение первых 7-10 дней жизни.
  • Тонкий кишечник. Существуют также анатомические различия в тонком кишечнике. У младенца он составляет от 255 до 305 см в длину, а у взрослого — от 610 до 800 см.
  • Толстая кишка. Сначала кишечник младенца является стерильным. Однако в течение нескольких часов устанавливаются E. Coli, Clostridium и Streptococcus. Сбор бактерий в тракте необходим для пищеварения и образования витамина K, витамина, который важен для свертывания крови. Так как требуется некоторое время, чтобы это было произведено после рождения, младенцам обычно дают укол витамина К при родах.
  • Опорожнение. Первый стул прошел называется меконий. Меконий густой, липкий и смолистый. Он черный или темно-зеленый по цвету и состоит из слизи, белого сырного вещества, присутствующего на коже ребенка, лануго (тонкие волосы, присутствующие на коже ребенка), гормоны и углеводы. Крайне необходимо, чтобы у новорожденного был стул в течение 24 часов после рождения.

Здоровые кишечные бактерии

В последние годы мы больше узнаем о кишечных бактериях и их важности во всем: от физического здоровья до эмоционального благополучия. Грудное вскармливание обычно приводит к колонизации толстой кишки с правильным балансом здоровых бактерий.

Вместо того, чтобы работать на ферментах только в пищеварительном тракте, здоровые кишечные бактерии очень важны для правильного пищеварения продуктов и в результате поглощения питательных веществ, необходимых для роста и развития.

Когда мы узнаем больше о том, как связана микробиома младенческой кишки с грудным вскармливанием, вполне вероятно, что нынешние рекомендации по грудному вскармливанию станут еще сильнее.

Пищеварительный тракт ребенка отличается от взрослых несколькими способами и представляет собой процесс, включающий множество различных органов и несколько шагов. От обеспечения пищеварительных ферментов, для создания здоровых кишечных бактерий, грудное молоко может привести вашего ребенка к здоровому старту.

Источник: http://medictionary.ru/detskoe-pishhevarenie/

Правильное питание ребенка 3-5 лет

Пищеварение у детей от 3 до 6 лет

Возраст 3–5 лет характеризуется совершенствованием развития головного мозга, всех органов и систем организма. Физического развитие ребенка в дошкольном возрасте имеет неравномерные периоды прибавки веса и роста.

Это возраст, когда ребенку можно давать все пищевые продукты.

Развито сознание ребенка, он легко поддается обучению и хочет быть более похожим на взрослых, поэтому следует начинать закладывать навыки полезного правильного питания, культуры поведения за столом.

Интересно знать! По результатам блицопроса родителей, дети которых посещают детские сады, имеются следующие данные:

  • Жалобы на работу органов пищеварения имеют 30 % детей;
  • Йодированную соль используют только 80 % семей;
  • Ежедневное потребление молока и кисломолочных продуктов отмечено у 27,5 % детей; рыбы – 3,2 %; мяса и мясных продуктов – 33 %; а вот ежедневное употребление кондитерских и хлебобулочных изделий составляет 80 %!

Потребность детей 3–5 лет в основных пищевых веществах

Продукты, содержащие белок, обязательно должны присутствовать в ежедневном рационе ребенка.

Белок в питании детей не заменить никаким другим компонентом пищи. С его участием осуществляются самые важные функции организма: рост, обмен веществ, работа мышц и мозга.

Потребность в белке удовлетворяется благодаря блюдам из мяса, рыбы, молока и яиц. Избыток белка в питании вызывает нарушения органов пищеварения, выделительной функции почек.

Из мяса лучше употреблять говядину, мясо индейки и курицы, крольчатину. Рыбу лучше готовить свежую, больше пользы в морской.

Ориентировочно в сутки ребенок 3–5 лет должен получать белка:

  • Мясо – 100–140 г,
  • Рыба – 50–100 г,
  • Яйцо – 1/2–1 шт.,
  • Молоко (включая расход на приготовление блюд) и кефир – 600 мл,
  • Творог – 50 г,
  • Твердый сыр и сметана – по 10–15 г.

Не менее важную роль в организме играют углеводы – это главный источник энергии. Для восполнения организма в углеводах необходимо есть овощи, фрукты, крупяные блюда.

При недостаточном поступлении углеводов организм может использовать на энергетические потребности белки, что приведет к возникновению белковой недостаточности.

В свою очередь избыток углеводов способен привести к ожирению, метеоризму, гиповитаминозу, задержке воды в организме.

Ориентировочно в сутки ребенок 3–5 лет должен получать углеводов:

  • Крупы, бобовые, макаронные изделия – 60 г,
  • Мука – 30 г,
  • Овощи – 300 г (не стоит забывать давать детям репу, редьку, чеснок, зеленый салат),
  • Картофель – 150–200 г,
  • Фрукты и ягоды – 200 г,
  • Сухофрукты – 15 г,
  • Хлеб – 80–100 г,
  • Сахар (учитывая его в составе кондитерских изделий) – 60–70 г,
  • Чай (заварка) – 0,2 г.

Третьим важным составляющим являются жиры. Их роль для организма непереоценить: они источник энергии, полиненасыщенных жирных кислот, жирорастворимых витаминов, выполняют белоксберегающую функцию. Не стоит употреблять жиров больше нормы, ведь они имеют высокую калорийность, легко нарушают работу органов пищеварения.

Ориентировочно в сутки ребенок 3–5 лет должен получать жиров:

  • Растительное масло – до 30 г,
  • Сливочное масло – до 10 г.

Микро-, макроэлементы и витамины не имеют пищевой ценности для организма, но крайне необходимы для структуры костей и зубов, иммунной системы, для здоровья кожи, глаз, для обменных процессов, осмотического давления, кислотно-основного состояния. Поэтому надо пить минеральную воду, питаться разнообразно, ежедневно есть овощи и фрукты и обязательно добавлять в салаты зелень укропа, петрушки, лука и сельдерея.

Режим питания

Правильное питание обеспечивает хорошее пищеварение, оптимальное использование организмом пищи, способствует укреплению нервной системы и повышает иммунитет.

При добросовестном соблюдении режима органы пищеварения работают нормально, успевают вырабатываться условные пищевые рефлексы, аппетит повышается, выделяются пищеварительные соки. Четкое выполнения режима питания способствует эффективному использованию пищи, укрепляет нервную и иммунную системы организма.

Прием горячей пищи – 3 раза в день.

Оптимальным интервалом между приемами пищи является 3,5–4 часа (это время пища переваривается в желудке и только потом поступает в кишечник). Максимальные перерывы (в крайних случаях) не должны превышать 6 часов.

Пятикратный режим кормления (завтрак – 8:00, второй завтрак – 10:30, обед – 12:00, полдник – 15:30 и ужин – 19:00) приветствуется.

Желательно принимать пищу в одно и то же время, чтобы отклонения не превышали 15–30 минут.

Не допускать приема сладостей в перерывах между кормлениями.

Суточный вес пищи для ребенка в три года должен составлять 1500 г, в 4 года – 1700 г, в 5 лет – до 2000 г.

Однократный прием пищи для ребенка в три года не должен превышать 400 г, в 4 – 500 и в 5 – соответственно 600 г.

Калорийность питания: потребность детского организма в энергии в три года составляет 1550 ккал, с четырех до пяти лет – 1950 ккал в сутки. Суточная калорийность должна соответствовать приведенным цифрам и распределяться следующим образом: завтрак – 25 %, обед – 35–40 %, полдник – 10–15 %, ужин – 25 % суточной калорийности.

Основные принципы составления меню

  • Недопустимым считается, когда в суточном меню присутствуют две каши плюс крупяной гарнир на второе. Желательно в течение дня подавать два овощных и одно крупяное блюдо. Если на обед овощной суп, то на второе гарниром давать крупяную кашу или макароны. Если суп крупяной, то гарниром ко второму блюду должны быть овощи.
  • Нежелательно продукты, богатые белком, сочетать с жирами, иначе они дольше задерживаются в желудке и требуют большого количества пищеварительных соков. Рекомендуется богатые белком блюда, содержащие мясо, рыбу, яйца, давать в первой половине дня – на завтрак и обед.
  • Во время обеда ребенок обязательно должен есть суп, ведь вещества в овощных или мясных бульонах стимулируют рецепторы желудка, а это повышает аппетит, улучшает процессы пищеварения. Готовить следует каждый день свежий суп и не предлагать его ребенку слишком горячим или холодным.

    Выбор первых блюд для детей 3–5 лет не имеет особенных ограничений: бульоны,супы на бульонах с добавлением овощей, круп, клецек, галушек, вегетарианские и молочные супы. Давать в объеме 150–180 мл трехлетнему ребенку, четырех-пятилетнему – 180–200 мл на порцию.

  • В качестве вторых блюд на обед следует предлагать котлеты, биточки, тефтели, тушеные овощи с мясом, рыбой, птицей; каши, макаронные изделия, овощи на гарнир.
  • В обед ребенок должен обязательно есть салат, лучше из сырых овощей, также можно к ним добавить зелень.
  • На ужин ребенку следует давать легкоусвояемую пищу, т. к.

    ночью процессы пищеварения работают неактивно. Подойдет молочно-растительная пища.

  • Рекомендуется составлять меню вперед на неделю, учитывая продукты, которые ребенку необходимы ежедневно, а некоторые из них он может получать 2–3 раза в неделю.

    Что нужно давать ежедневно: вся суточная норма молока, сливочное и растительное масло, сахар, хлеб, мясо, крупы, овощи, фрукты, свежая зелень петрушки, укропа и шпината, лук (зеленый и репчатый).

    Рыбу желательно предлагать два раза в неделю, яйца, творог, сыр и сметану можно давать ребенку не каждый день, но в течение 10 дней количество этих продуктов должно быть представлено в полном объеме возрастной нормы.

  • Повторять блюда желательно не чаще одного раз в три дня, т. е.

    если сегодня ребенок ел пюре, рыбу и свекольный салат, то следующих два дня эти продукты не предлагаются.

  • Объем пищи за прием должен соответствовать возрасту ребенка, не стоит его увеличивать, т. к. это способствует снижению аппетита, приводит к нарушению нормальной работы пищеварительных органов.

  • Потребление хлеба и каш можно немного увеличить в холодное время года и уменьшить в летний период. Вязкие каши следует заменить рассыпчатыми. Наиболее ценными крупами являются гречневая и овсяная, содержащие белки и минералы, важные для развития ребенка.
  • Из напитков можно все: свежие соки, компоты из свежих и сушеных фруктов, консервированные фруктовые или овощные соки для детского питания, питьевая вода с содержанием селена и йода, отвар шиповника. Из горячих напитков родители могут предложить некрепкий чай, компот, кисель, суррогаты с вкусовым подобием кофе, один-два раза в неделю можно давать какао. Чай, кофе и какао желательно разбавлять молоком.
  • В качестве сладостей рекомендуется мед, домашнее варенье, пастила, горький шоколад, зефир и мармелад.

Добавки, способные вызвать аллергические реакции:

  • Консерванты Е200, 203, 210–227, 230, 231, 232, 239, 249–252.
  • Антиокислители: Е310–313, 320, 321.
  • Красители: Е102, 107, 110, 122, 124, 151.
  • Усилитель вкуса и аромата: Е620–629.

Примерная схема меню:

Завтрак:

  1. Каша молочная – 200 г,
  2. Напиток с молоком – 100/50 мл,
  3. Хлеб белый с маслом 30/5 г или печенье 30 г.

Обед:

  1. Суп молочный или на мясном бульоне – 150–180 мл,
  2. Рыба/мясо – 70–100 г,
  3. Гарнир – 80 г,
  4. Овощной салат – 50 г,
  5. Напиток – 150 мл,
  6. Хлеб черный – 20 г.

Полдник:

  1. Молоко, кефир – 150 мл,
  2. Свежий фрукт (1/2) или ягоды – 100 г.

Ужин:

  1. Тушеные овощи – 200 г либо блюдо из творога – 100 г,
  2. Кефир – 150 мл,
  3. Хлеб белый/печенье/сырок творожный – 30 г.

Нормы прибавки роста и веса

ВозрастДевочкиМальчики
Рост/смВес/кгРост/смВес/кг
3 года93,0–98,113,3–15,592,3–99,813,8–16,0
3,5 года95,6–101,414,0–16,495,0–102,514,3–16,8
4 года98,5–10414,8–17,698,3–105,515,1–17,8
4,5 года101,5–107,415,8–18,5101,2–108,615,9–18,8
5 лет104,7–110,716,6–19,7104,4–112,016,8–20,0
5,5 лет108,0–114,317,7–21,1107,8–115,117,7–21,3

Меры организации безопасного питания детей

  1. Научить ребенка правильно мыть руки, следить за их чистотой перед приемом пищи.
  2. Желательно использовать в приготовлении пищи питьевую бутилированную воду; воду из колодца, родника, крана обязательно предварительно кипятить.
  3. Овощи и фрукты мыть под проточной водой и обдавать кипятком.
  4. Соблюдать сроки и условия хранения продуктов.
  5. Ножи и разделочные доски должны быть свои для сырых и термически обработанных продуктов.
  6. Не допускать соприкосновения продуктов, прошедших и не прошедших термическую обработку. Содержать в чистоте кухню.

Когда отсутствие аппетита говорит о болезни?

Если ребенок отказывается от еды в спокойных и доброжелательных условиях, при этом не утоляет голод сладостями, печеньем, бутербродами, это причина обратиться за помощью к врачу для выяснения причин (заболевания желудка, кишечника, заражения глистами, нервный стресс).

Питание для профилактики заболеваний желудка

  • Первое и неотъемлемое правило – это соблюдение норм и режима правильного питания;
  • Исключение недоброкачественных и просроченных продуктов (особенно следует присматриваться к молочным и мясным продуктам);
  • Ограниченное употребление острых приправ;
  • Ограничение употребления трудноперевариваемой, грубой и плохо переносимой пищи.

Питание для профилактики кариеса

  • Исключить основной провоцирующий фактор – ночное питье сладких напитков: чай, компот;
  • Исключить из вечернего и ночного приема пищи сахарсодержащие продукты, кислые фрукты и соки;
  • Вместо травмирующих зубную эмаль леденцов предлагать ребенку мармелад и зефир;
  • Сок пить через трубочку, чтобы избегать контакта кислоты с зубной эмалью;
  • Приучить ребенка полоскать полость рта водой после употребления сладких и кислых продуктов;
  • Употреблять богатые кальцием продукты, такие как молоко, творог, йогурт. Кальций лучше усваивается в сочетании с витамином D, поэтому надо обязательно есть рыбу и совершать прогулки на солнце;
  • Употреблять фторированную питьевую воду.

Питание для укрепления иммунитета ребенка в детском саду

Переход ребенка к воспитанию в детском коллективе дошкольных учреждений всегда сопровождается психологическими трудностями, при этом может снижаться аппетит, появиться бессонница и невротические реакции, снижается общая сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Правильно организованное питание поможет справиться с этими проблемами. Необходимо домашнюю еду приблизить к получаемой в детском саду, особенно если имеются блюда, которых раньше ребенок никогда не ел.

Для профилактики сезонных простудных заболеваний уделять внимание содержанию витаминов в еде, используя витаминизированные свежие пищевых продукты, питькурсами витаминные препараты.

Обязательно ребенок должен есть мясо, поскольку белок является структурным материалом иммунной системы.

Можно пить курсами в 2–3 недели отвары из шиповника, мяты, липы, ромашки, калины, клюквенные морсы, особенно полезны чаи и напитки с имбирем с добавлением лимона и ложечки меда.

Приучайте ребенка к луку и чесноку: они содержат фитонциды – вещества, обладающие мощными противовирусными и антимикробными свойствами. И не стоит забывать употреблять продукты, богатые железом.

5 способов спрятать мясо в еде

  1. Лучше всего замаскировать мясное блюдо хорошей ложкой-двумя сметаны или белым соусом.
  2. В пельменях к начинке из мяса добавлять булку или белый хлеб, говорить, что они с хлебом.
  3. Добавлять мясо, перемолотое в блендере, в рагу из сладких овощей.
  4. Готовить вместе с ребенком, ведь некоторые дети очень любят есть приготовленное своими руками.
  5. Смешивать разные сорта мяса в соотношении 1:1, например, говядину с мясом кролика или курицы.

Приучайте детей есть молча, пользоваться салфеткой, при выходе из-за стола заставлять за собой стул и благодарить взрослых.

Сохранение в возрасте 3–5 лет хорошего аппетита, воспитание привычки ребенка есть в определенное время, владение культурно-гигиеническими навыками – это прекрасная подготовка к школе.[/fusion_text]

Маме на заметку:

Татьяна 2017-02-14T15:23:31+00:00

Источник: https://babyfoodtips.ru/2020181-pravilnoe-pitanie-rebenka-3-5-let/

Хиликон
Добавить комментарий