Помогите ребенку пережить школьные нагрузки

Содержание
  1. Как помочь ребенку восстановиться после каникул
  2. 1. Восстановить режим дня
  3. 2. Развивать двигательную активность ребенка
  4. 3. Обеспечить ребенку правильное питание
  5. 4. Выполнить школьные задания
  6. 1. Поддерживайте морально
  7. 2. Не допускайте переутомления
  8. Как помощь ребенку закончить учебный год?
  9. Знать и действовать
  10. 1Внимание, внимание!
  11. Высокое напряжение
  12. 2Спина прямая?
  13. Надежда и опора
  14. 3Питательный элемент
  15. 4В его голове
  16. Кстати
  17. Маме на заметку
  18. Памятка родителям
  19. «АиФ» рекомендует
  20. Школьная пора: как помочь ребёнку лучше усваивать материал и справляться со школьными нагрузками?
  21. В чём же причина и как помочь ребёнку легче усваивать материал?
  22. Как помочь ребёнку справляться с нагрузками?
  23. С этим помогают справиться упражнения по самогипнозу по методу ХГС (Холистическая гипнотерапия судьбы – метод, основанный на стыке современного гипноза и практики цигун”), которым я обучаю всех своих клиентов и больших, и маленьких
  24. Что делать, если ребёнок устаёт в школе и переутомляется
  25. К чему же это приводит?
  26. На что следует обратить внимание
  27. Как помочь ребенку адаптироваться в школе
  28. Проявления стресса
  29. Оставлять ли на продленку?
  30. Физическая нагрузка
  31. Свежий воздух
  32. Сон
  33. Домашние задания
  34. Учеба
  35. И еще несколько советов

Как помочь ребенку восстановиться после каникул

Помогите ребенку пережить школьные нагрузки

Изменение привычного распорядка дня и длительное умственное расслабление могут создать для ребенка серьезные трудности после каникул. Дети не только забывают пройденный учебный материал.

Им нужно снова возвращаться в привычный режим жизни. И если взрослые могут себя заставить, то детям без помощи не обойтись.

Мы разберем, как родители и дети смогут безболезненно вернуться к рабочему режиму после отпуска.

Помочь ребенку адаптироваться после окончания школьных каникул можно, используя на практике рекомендации специалистов. В помощи нуждаются не только дети младшего возраста, но и старшеклассники. Подготовку к возвращению в школу лучше начать еще на каникулах, тогда процесс адаптации пройдет быстрее и легче.

1. Восстановить режим дня

В период продолжительных каникул у детей могут возникнуть нарушения сна. Дети, даже дошкольного возраста, в дни отдыха позже укладываются спать и позже встают.

Что можно сделать, чтобы привести в порядок режим дня?

  • За несколько дней до окончания каникул нужно попытаться сместить ночное время сна. Для этого ребенка необходимо начать укладывать в кровать немного раньше, каждый день сокращая время бодрствования на десять минут. Действовать стоит спокойно, не заставляя ребенка, а договариваясь с ним, обсуждая планы на завтра. Утром старайтесь будить школьника пораньше, постепенно приближая время подъема к школьному.
  • Обязательно нужно ограничить время просмотра телевизора и компьютерных игр. Особенно важно следить, чтобы дети прекращали подвижные игры не позднее, чем за два часа до сна. Вечером лучше почитать книги, устроить семейное чаепитие или поиграть в спокойные игры. Это позволит детям успокоиться и быстрее уснуть.
  • Хорошо, если в семье существуют вечерние ритуалы, например, чтение сказок на ночь или небольшая прогулка. Психологи рекомендуют ежедневно соблюдать одинаковый порядок действий перед сном, тогда организм ребенка будет заранее настраиваться на отдых.
  • Если малыш только пойдет в первый класс, постарайтесь психологически подготовить его – поиграть в школу, рассказать о занятиях, показать тематические фильмы. Тогда ребенок получит представление о том, что его ждет, и первый поход в школу будет не таким пугающим.

2. Развивать двигательную активность ребенка

Ребенку обязательно нужен активный отдых – прогулки на свежем воздухе, катание на лыжах, коньках, санках, летом – на велосипеде, роликовых коньках или самокате, подвижные игры на улице.

Часто в период каникул, особенно когда они сопровождаются праздниками, ребенок большую часть времени проводит дома, что плохо сказывается на его эмоциональном и физическом состоянии. Поддержание физической активности не только приносит пользу здоровью, но и помогает быстрее вернуться к рабочему ритму.

Поэтому чем ближе окончание каникул, тем больше времени стоит уделять двигательной активности. Очень хорошо начинать день с утренней зарядки.

3. Обеспечить ребенку правильное питание

Ребенку необходимо полноценно питаться в любое время года, в том числе и на каникулах. Конечно, в праздничные дни можно позволить небольшие отступления от режима. Но в каникулы нужно организовать детям три полноценных приема пищи, желательно, чтобы они были в тоже время, что и в рабочие дни.

4. Выполнить школьные задания

На длительные каникулы школьникам дают список заданий, которые ребенку следует выполнять, чтобы не потерять полученные знания. Их обязательно нужно делать, но не сразу, а распределив по частям на каждый день отдыха.

Так ребенок не переутомится, сможет отдохнуть, но в тоже время не утратит привычку к ежедневным занятиям.

Не стоит заставлять ребенка заниматься, важна система мотивации, которая будет вызывать желание успешно справиться с заданием.

1. Поддерживайте морально

Мало кто из детей рвется в школу после каникул, поэтому нужно поддерживать и чаще хвалить ребенка. Но похвала должна быть не просто так, а за дело – сам встал вовремя, приготовил одежду, сделал уроки и т.д.

Нужно стараться меньше ругать ребенка, больше разговаривать о школе в положительном ключе, интересоваться школьными делами и проблемами.

Чувствуя внимание и заботу со стороны родителей, школьник быстрее привыкнет к перемене режима и будет оптимистичнее воспринимать школьные заботы.

2. Не допускайте переутомления

Иногда ребенок, начав усиленно заниматься, переутомляется – становится вялым, сонным, апатичным. В этом случае нужно обеспечить ему полноценный отдых: разрешать спать днем и укладывать раньше вечером, позволять больше гулять на свежем воздухе. Но стоит ограничивать длительные спортивные занятия, походы в гости или оживленные места.

Нет необходимости сразу требовать от ребенка посещать все кружки и секции, в которые он ходил до каникул. Лучше возвращаться в рабочий ритм постепенно, с каждой неделей увеличивая умственные и физические нагрузки.

На полное восстановление работоспособности ребенку требуется около месяца, поэтому в этот период не нужно предъявлять ему излишние требования.

Грамотное поведение родителей поможет ребенку пройти адаптацию после каникул с минимальными потерями. Самое главное – быть последовательными в своих действиях, а также стараться понять и поддержать ребенка в сложное для него время.

Источник: http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kak-pomoch-rebenku-vosstanovitsya-posle-kanikul/

Как помощь ребенку закончить учебный год?

Помогите ребенку пережить школьные нагрузки

Часто к концу года усидчивость и, соответственно, успеваемость у детей снижаются. Родители винят во всем хорошую погоду, желание погулять и прочие отвлекающие моменты и пытаются заставить ребенка взяться за ум.

Услышав от него «я устал», взрослые нередко считают, что он просто валяет дурака. Но если вы внимательно посмотрите на расписание, то увидите, как весной увеличились нагрузки. В ближайшее время детям предстоит череда зачетов, контрольных и пересдач.

Со всем этим нужно как-то справиться, а сил и правда почти не осталось.

Знать и действовать

Главный документ, который стоит штудировать родителям, взволнованным непосильной школьной нагрузкой, — это СанПиНы. То есть Санитарные правила и нормы, разработанные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НЦЗД» Минздрава РФ.

Там, например, написано, что у пятиклассника может быть не больше 29 уроков в неделю (при условии учебной пятидневки), у шестиклассника — максимум 30.

И никакие уверения учительницы, что ребенку необходимы «дополнительные занятия», не являются основанием для увеличения количества учебных часов.

Имейте в виду, что на домашнее задание в нормативах отводится 2−2,5 часа (у шестиклашек). А также ребенок должен гулять как минимум пару часов и спать не меньше 10 часов в сутки.

Нагрузки для подростка: как уберечь ребенка от переутомления?

1Внимание, внимание!

Чем сильнее нагрузка, тем более рассеянным становится ребенок. Причина в том, что наш мозг не сразу адаптируется к поступлению большого количества информации.

И, если снизить темп обучения невозможно, нужно помочь школьнику с освоением компенсаторных механизмов.

Чуть больше года назад группа ученых под руководством Марии Галлотты из Римского университета опубликовала результаты исследования, посвященные влиянию физической нагрузки на работу лобных долей головного мозга у детей 8−12 лет. Полученные данные однозначны: занятия спортом повышают концентрацию внимания на 40−60%.

!Надо гулять! Правда, школьники сегодня с большим удовольствием проводят свободное время за компьютером или игровой приставкой и выгнать их на улицу не так-то просто.

Единственный работающий способ — ежедневные вечерние променады всей семьей. Например, после ужина. Знаменитый педиатр Евгений Комаровский и вовсе советует ради благих целей завести собаку.

Ребенок будет просто вынужден выходить на свежий воздух пару раз в день. А игры с псом вполне заменят необходимую физическую нагрузку.

Что мешает ребенку концентрироваться?

Высокое напряжение

Недавно ученые доказали, что главной причиной «школьного» гастрита часто является не неправильное питание, как считалось раньше, а нарушение нормальной работы поджелудочной железы. Именно она отвечает за кровоснабжение слизистой желудка и двенадцатиперстной кишки.

К сбоям в работе всех этих органов нередко приводят высокие психоэмоциональные нагрузки, нервное и физическое переутомление.

Следите за тем, чтобы ребенок — особенно в трудное время — питался по режиму (это, кроме прочего, успокаивает нервы) и достаточно спал.

дефицит активности учеников младшей и средней школы — 30−40%, У старших учеников он вырастает до 80%

2Спина прямая?

По статистике, именно весной у детей обостряется так называемый «осаночный синдром», они часто отмечают боли в спине, шее, руках и ногах. Иногда говорят, что стали хуже видеть.

За всеми этими симптомами обычно стоит нарушение осанки. Позвоночник, испытывающий перегрузки с осени, к весне перестает выдерживать растущее напряжение.

Виной тому, понятно, неправильная поза во время занятий за учебным столом и ношение тяжестей.

Но и это еще не все. Дело в том, что внутри организма постоянно поддерживается баланс окислительных и антиокислительных процессов. Неправильная осанка опосредованно влияет на это соотношение, и равновесие нарушается.

В результате продукт окисления — свободные радикалы — накапливается в организме и вызывает оксидативный стресс. Для того чтобы сдержать его, организм запускает интенсивный антиокислительный процесс.

Эта борьба приводит к тому, что мы начинаем быстро уставать и много болеть.

Стоит ли переводить ребенка на домашнее обучение?

!Если ребенок жалуется на боли в спине или шее, первым делом обратите внимание на его постель. Подушка должна быть плоской, матрас — умеренно жестким. По мере возможности следите за тем, чтобы ваш школьник не носил рюкзак на одном плече, а чередовал правое и левое.

И, конечно, нелишними будут упражнения для укрепления мышц спины. Самое простое из них — «лодочка»: лежа на животе, нужно оторвать от пола руки и ноги и постараться удержаться в этом положении как можно дольше. Простых мер достаточно, чтобы остановить процесс. Боли же обычно затихают через 10−15 дней.

Если они продолжаются дольше, обратитесь к неврологу.

Надежда и опора

Чтобы спина у школьника не болела, скорректируйте рабочее место дома. Начните со стула. Ребенок должен сидеть на нем ровно и доставать ногами до пола так, чтобы они были согнуты под углом 90°.

И в коленных, и в тазобедренных суставах.

Популярные крутящиеся кресла с отгибающейся спинкой ортопеды занесли в черный список: они способствуют деформации позвоночника и не дают спине достаточной опоры.

рюкзак для шести-восьмиклассников не может весить больше трех с половиной килограммов

3Питательный элемент

Правильное меню очень важно при повышенных умственных нагрузках. Основа диеты школьника — полноценный белок и сложные углеводы.

Вот топ-5 самых полезных продуктов для учащихся:

• Лосось. Источник жирных кислот омега-3. Доказано: регулярное употребление жирной рыбы улучшает кратковременную и долго-временную память.

• Томаты. Содержащийся в них антиоксидант ликопен защищает клетки от оксидативного стресса, улучшает кровоснабжение мозга, особенно зон, которые отвечают за память, внимание и логическое мышление. Примерно таким же эффектом обладает и миндаль.

• Капуста. Один из главных поставщиков витаминов В6, В₁₂ и фолиевой кислоты, которые снижают риск развития когнитивных нарушений (включая даже болезнь Альцгеймера).

• Виноград. Антоцины в его составе укрепляют зрение и нормализует внутриглазное давление.

Кондитерские и мучные изделия обезвоживают организм и ухудшают работу мозга. А именно сейчас он должен трудиться очень активно

4В его голове

Больше половины учащихся средних и старших классов время от времени жалуются на периодические головные боли. В большинстве случаев их причиной становятся нервно-психические перегрузки. Есть даже специальный диагноз — ГБН (головная боль напряжения).

По медицинской статистике, это заболевание обнаруживается у 40% школьников 7−17 лет. Для него характерны боли в теменной и височных областях, возникающие на фоне стресса (например, контрольной работы).

Обычно приступы случаются в школе или вечером — после занятий, а вот в выходные дни и на каникулах дети чувствуют себя совершенно нормально.

!Помогите ребенку купировать напряжение. Ваши союзники в этом деле — вечерние расслабляющие ванны с морской солью, хвойным экстрактом или лавандой, а также отвары зверобоя и мелиссы, обладающие легким седативным эффектом (по 1 ст. л.
3−4 раза в день). Разумеется, перед тем, как заваривать травки, нужно проконсультироваться с врачом.

Детские витамины для иммунитета: как выбрать?

Источник: https://lisa.ru/moy-rebenok/165462-kak-pomoch-rebenku-zakonchit-uchebniy-god/

Важно

Взрослые нередко жалуются на нехватку времени и с ностальгией вспоминают свое беззаботное дет­ство. На самом деле у современных школьников оно едва ли безоблачное. Так, специалисты отмечают, что одна из главных причин расстройства здоровья школьников – это так называемый стресс ограничения времени. За последние 50 лет школьная нагрузка выросла более чем в два раза.

Соответственно, увеличился и объем домашних заданий. В дополнение к этому многие школьники посещают спортивные секции, музыкальную или художественную школу, различные кружки и факультативы. В итоге, чтобы все успеть, они вынуждены постоянно спешить, у них практически не остается времени, которое они могли бы посвятить отдыху или своим, не связанным с учебой, интересам.

Еще одна проблема – психологическое давление на школьников со стороны учителей и родителей. Нередко причиной стресса становятся завышенные требования по поводу спортивных достижений, успехов в музыкальной школе…

Итоги этого неутешительны. Согласно исследованиям физиологов, у 40% учеников начальных классов имеются признаки скрытых или явных неврозов. Среди подростков этот показатель доходит до 70%. И чем более «сильная» школа, чем интенсивнее ее учебная программа, тем процент выше.

Так, у школьников, обучающихся в школах с углубленным изучением одного или нескольких предметов, к концу учебной недели, четверти и года существенно ухудшается работоспособность.

Кстати

Серьезным фактором риска перенапряжения является низкая физическая активность современных детей. Сегодня ребенок все чаще проводит досуг не на прогулке, а перед экраном телевизора или компьютера. По подсчетам физиологов и педиатров, в младшей и средней школе дефицит активности у детей достигает 30–40%, у старшеклассников – 80%.

Нехватка движения плохо сказывается не только на физическом, но и на психологическом состоянии, ведь бегая, прыгая, играя в подвижные игры, просто гуляя на свежем воздухе, ребенок снимает внутреннее напряжение.

Маме на заметку

Существуют признаки, указывающие на то, что ребенок переутомлен и испытывает хроническое перенапряжение.

  • Вечером ребенок долго не может заснуть, хотя может ложиться позже положенного. Днем, наоборот, чувствует сонливость.
  • У ребенка плохой аппетит, он худеет. Так, в Москве, согласно статистике, до 60% первоклассников к концу первой четверти теряют в весе, хотя они растут и должны, наоборот, прибавлять килограммы.
  • Младшеклассник становится возбужденным, а подросток раздражен и грубит, у него наблюдаются частые перепады настроения.
  • У ребенка болит голова и периодически поднимается артериальное давление. Особенно к скачкам давления на фоне интеллектуальных перегрузок склонны девочки.

Если какие-то из данных симптомов не исчезают в течение 1,5–2 недель, нужно обратиться к врачу.

Он может назначить препараты, помогающие организму своевременно восстанавливаться на фоне стресса, а также повышающие умственную работоспособность.

Визит к доктору также необходим, потому что некоторые из проявлений усталости очень похожи на симптомы ряда соматических заболеваний, которые важно вовремя распознать.

SOS

Хроническая перегрузка нередко дает о себе знать простудами, которые ребенок «цепляет» одну за другой. Дело в том, что интеллектуальное переутомление снижает адаптационные возможности организма, в том числе и иммунной системы.

На фоне учебного стресса растет и количество хронических болезней. Среди них на первом месте заболевания органов дыхания и пищеварения, на втором – сердечно-сосудистые нарушения, на третьем – патологии нервной системы и опорно-двигательного аппарата. По статистике, за время обучения количество детей, имеющих хронические заболевания, возрастает в два раза.

Памятка родителям

Мама и папа школьника мало могут влиять на то, как в школе ведутся уроки, сколько их в расписании, насколько строго спрашивает учитель. Однако в их власти следить за тем, чтобы ребенок избегал перегрузок дома и в свободное от школы время.

  • Следите за тем, чтобы ребенок не проводил много времени у компьютера, если этого не требует учебный процесс. В подростковом возрасте он не должен просиживать за монитором больше полутора часов. Детям до 8 лет разрешается пробыть у компьютера около 40 минут, детям младше 7 лет – не более 20 минут в день. Если за монитором нужно сидеть, выполняя задание по учебе, важно делать перерывы на 10 минут каждые полчаса.
  • Помогите сыну или дочери найти занятия по душе. Часто ребенка «грузят» занятиями в музыкальной или художественной школе, а он боится признаться, что ему они не нравятся. Пообщайтесь с ребенком, выясните, что ему интересно на самом деле и поощряйте его творческие стремления. Если человек чем-то по-настоящему увлечен, нагрузка переносится легче, и стрессовых ситуаций меньше. Но в любом случае желательно, чтобы дополнительные занятия заканчивались не позже чем в 19.00, иначе времени на отдых совсем не останется.
  • Следите, чтобы ребенок соблюдал режим дня: просыпался, ел, ложился спать в одно и то же время. На сон должно уходить не менее 8–9 часов в сутки.
  • Всегда старайтесь оказать ребенку поддержку. Поощряйте его успехи и не наказывайте при неудачах.
  • Старайтесь, чтобы ребенок больше двигался. Если он недостаточно спортивный и не занимается в секции, выбирайтесь с ним на пикники, в походы, на экскурсии. Физическая активность, смена вида деятельности и новые впечатления будут благотворно действовать на его нервную систему.
  • Уделите внимание питанию ребенка. В его меню должно быть достаточно полноценного белка (его мы получаем из нежирного мяса, рыбы, творога), сложных углеводов (содержатся в крупах, цельнозерновом хлебе), а также витаминов (черпаем из овощей, фруктов, ягод). Также для хорошей работы мозга необходимы жирные кислоты, входящие в состав жирной рыбы, нерафинированного растительного масла, орехов.

«АиФ» рекомендует

Чтобы ребенок меньше уставал при приготовлении домашнего задания, нужно взять на заметку несколько правил.

  • Садиться за домашнюю работу желательно в 15.00–16.00. В это время наблюдается естественный физиологический подъем работоспособности.
  • Перед тем как начать работу, желательно составить план, заранее подготовить все, что потребуется: учебники, тетради, канцелярские принадлежности.
  • Начинать лучше с того предмета, подготовка задания по которому требует больше всего сил. Также полезно чередовать задания по точным и гуманитарным наукам.
  • Рядом со столом, где ребенок выполняет домашнюю работу, не должно быть отвлекающих факторов: игрушек, включенного телевизора, компьютерных игр.
  • После 40–50 минут учебы нужно сделать перерыв на 10 минут. В это время можно попить воды, размяться, провести физкультминутку или выполнить гимнастику для глаз.
  • Во 2–3-м классе ребенок не должен посвящать приготовлению уроков более 1,5 часа, в 4–5-м классе – 2 часов, в 6–8-м – 2,5 часа, в 9–11-м классе – 3,5 часа.

Помните, самолечение опасно для жизни, за консультацией по поводу применения любых лекарственных препаратов обращайтесь к врачу.

Печатную версию справочника покупайте в киосках вашего города или закажите в редакции по тел +7 (495)646-57-57 или по электронной почте ls@aif.ru с пометкой ЛС (в письме укажите ФИО, почтовый адрес и телефон).

Источник: http://maxpark.com/community/6549/content/2829414

Школьная пора: как помочь ребёнку лучше усваивать материал и справляться со школьными нагрузками?

Помогите ребенку пережить школьные нагрузки

Школьная пора…

Перестройка на новый режим дня, переход с летнего периода на осенний, учебная программа, которая на сегодняшний день довольно сложная и порой перегруженная предметами, новые требования к учебному процессу – от этого и другой спрос с учеников, 

выполнение домашних заданий, которые занимают бОльшую часть всего свободного времени…

У многих учеников в силу этой перегруженности возникают трудности с усвоением материала.

В чём же причина и как помочь ребёнку легче усваивать материал?

Люди склонны запоминать лишь то, что может быть полезным, то, что интересно, что удивляет, завораживает, огорчает, восхищает, шокирует, страшит, заставляет страдать – то есть вызывает какие-то эмоции.

Серьезная информация, эмоционально не окрашенная, запоминается с трудом. А если она и не личностно значимая, то нужно приложить невероятные усилия, чтобы её запомнить так, чтобы можно было затем применить на практике.

Поэтому очень важно научить ребёнка, подростка для эффективности запоминания информации задавать себе вопросы:

  • «Для чего мне нужно это запоминать?»,
  • «А что будет, если я этого не запомню?»,
  • «А что будет, если я буду более внимателен на уроке? Как это мне поможет?».

Ведь чем больше материала будет усваиваться во время урока, тем меньше необходимо учить при выполнении домашних заданий – и полезно донести эту взаимосвязь ученику.

Чаще всего ученики при выполнении домашних заданий используют механическое запоминание, просто «зубрят», а это не только малоэффективно, но и вредно. Во время «зубрёжки» много напряжения не только головного мозга, но и всей нервной системы, вследствие чего затрачивается неоправданно много энергии.

Поэтому очень важно научить ребёнка, подростка использовать осознанное запоминание, которое опирается на понимание и осмысление заучиваемой информации.

Очень хорошо работает метод схем и рисунков, когда при осваивании материала используются не только смысловые образы, но и мыслительные, которые переносятся на бумагу.

Например, необходимо выучить параграф по истории, но запомнить даты и названия очень сложно, и ученик начинает просто заучивать, перечитывая по несколько раз одно и то же. Но это скучно, надоедает, раздражает и мало помогает…

Но можно, читая параграф, выделять в нём сразу главное и закреплять это на бумаге схематически или в виде рисунков. Затем свободно пересказать по полученной схеме. А затем при желании перед сном повторить.

Таким образом, подготовка будет занимать в два раза меньше времени, чем при «зубрёжке».

При этом очень важно 
не стараться запомнить слово в слово, как в книге, а научиться свободно пересказывать своими словами. Это будет помогать осмыслению материала, а уточняя и формулируя свою мысль, он будет прочнее запечатлевать её в своей памяти.

Ну и, конечно, никто не отменял эмоционально благоприятную атмосферу. Для этого хорошо применять метод позитивного общения со своим ребёнком, который заключается в следующем.

Когда вы видите, что ребёнок занят правильными делами, старается, собран и настойчив на занятиях, получает хороший результат — обязательно выскажите одобрение в правильной форме. Это значит, что вам стоит хвалить действия, а не человека.

Точно так же, если он сообщил, что провалил важный тест в школе, соберите всё своё терпение, чтобы не выругать его, но при этом вы можете высказать спокойным голосом, что недовольны этим результатом (а не самим ребёнком). Это создаст более здоровую атмосферу в семье и убережёт ваши с детьми отношения от конфликтов и ссор.

Как помочь ребёнку справляться с нагрузками?

Помимо большого объёма информации, который необходимо запомнить и выучить, на современных детях лежит большая нагрузка, а порой и перегруженность не только школьная, но и психологическая! Ведь всё основное время уходит на учёбу, репетиторов, дополнительные занятия, а кто-то ещё занимается и спортом…

Времени на простые игры, на «ничего-не-делание» остаётся очень мало или вообще не остаётся. И в таком ритме – на протяжении 9 месяцев!

Как же справляться с такими нагрузками?! Что делать, чтобы дети не накапливали в себе стресс, который рано или поздно начинает выходить в виде болезней, простуд, недомоганий, хронической усталости, которая у детей проявляется по-особенному, например, как капризы, истерики, раздражительность…

С этим помогают справиться упражнения по самогипнозу по методу ХГС (Холистическая гипнотерапия судьбы – метод, основанный на стыке современного гипноза и практики цигун”), которым я обучаю всех своих клиентов и больших, и маленьких

Они просты, но очень эффективны. Одно из них – «Тряска на пятках». Будет полезно не только для детей, но и для взрослых тоже!

Очень хорошо с его помощью сбрасывать напряжение, усталость, какие-то мешающие эмоциональные состояния.

С детьми помладше можно выполнять в форме игры.
Например: «А давай представим, что к твоему телу прицепились маленькие крабики, которые тебе мешают, и сейчас мы будем их скидывать!». Или найдите своё, что будет комфортно и приемлемо именно для вашего ребёнка.

Главное условие – во время выполнения представлять образно, как усталость или напряжение, всё ненужное, что вам мешает, сбрасывается (отваливается, отлипает, отпадает, отлетает) в виде крючков, кусочков застарелой штукатурки, краски…

А выполняется оно очень просто, много времени на его выполнение не требуется – 1 минута, 2 минуты, 30 секунд, главное, по чуть-чуть, но каждый день. И тогда результаты не заставят себя ждать.

Итак, 
встаёте, ноги расслаблены, колени не напряжены, чуть присогнуты, прикрываете глаза, приподнимаетесь на носочки и опускаетесь на пятки так, чтобы пятки как бы ударяли об пол. Получаются такие удары пятками. Тело при этом расслаблено.

Выполнять с удовольствием в том темпе, который будет комфортен, приятен. Не забывая представлять свои образы.

После того, как простучите пяточки, остановитесь и просканируйте своё тело, замечая, что стало по-другому. Деткам младшего возраста можно предложить: «А давай посмотрим, стало ли меньше крабиков (прищепок, крючочков)?!»…

И самое главное – наберитесь терпения и снижайте своё беспокойство по поводу плохой или недостаточной учёбы. Поверьте, в этот период будет гораздо важнее не хорошая успеваемость в школе, а ваши тёплые доверительные отношения, которые могут быть очень крепким фундаментом для успешности вашего ребёнка в будущем.

Источник: https://www.all-psy.com/stati/detail/8162

Что делать, если ребёнок устаёт в школе и переутомляется

Помогите ребенку пережить школьные нагрузки

После учебного дня ребёнок выглядит измученным и вялым? Это неудивительно, ведь школьная нагрузка становится более и более интенсивной, а уроки – сложнее и сложнее. И далеко не все дети могут справиться с навалившимся грузом знаний, сохранив при этом крепкий иммунитет и хорошее настроение.

Можно ли помочь ребёнку в столь непростой ситуации, и как это сделать?
Стоит разобраться, в чём заключается основная нагрузка современных школьников. Почему получать знания стало слишком утомительным занятием?

Разгадка кроется не в том, что родители отправляют своих чад в какие только можно кружки, секции и школы сразу. Причиной является именно расширение школьной программы.

Детям постоянно добавляют дополнительные предметы, иногда совершенно бесполезные. Лишний урок физкультуры, труда или религиозного воспитания. Важно ли это? Некоторые дети и так занимаются в спортивной секции в свободное от школы время, а большинство учеников младших классов вряд ли поймут всё, что им расскажут про религию.

Вот и получается, что много энергии, сил и времени ребёнок, по сути, тратит впустую. Вместо этого он мог бы пообщаться с родителями или друзьями, погулять на свежем воздухе, уделить время своему хобби, поиграть в увлекательные компьютерные игры или же просто отдохнуть. Часто школы вводят ещё и разные факультативные занятия, которые необходимо посещать всем.

Здесь и компьютерные курсы, и шахматы, и театральные кружки. Ребёнок физически не может справиться с такой нагрузкой, а родители, постоянно упрекая его в неуспеваемости и лени, только подливают масла в огонь.

Хотите разрушить отношения с ребёнком? Поступайте так же в случае каждой его неудачи

К чему же это приводит?

Во-первых, у многих детей абсолютно отбивается интерес к учёбе: пропадает желание ходить в школу, делать уроки. И в этом нет ничего удивительного! Мало того что требования колоссальные, так ещё и никакой поддержки со стороны родителей. Во-вторых, некоторые прилежные школьники подрывают своё здоровье в погоне за знаниями.

Пытаясь успеть везде и всем угодить, они портят зрение и ослабляют себе иммунитет. В итоге – постоянные болезни и походы к врачам.
Родители, конечно, не могут отменить уроки в школе, но они вполне способны помочь своему ребёнку пережить школьную пору. В этом нет ничего сложного: достаточно лишь присмотреться к своему чаду.

На что следует обратить внимание

Каждый ребёнок реагирует на перегрузки по-разному. На это влияют характер и состояние здоровья. Однако есть общие симптомы перегрузки, на которые родители должны обратить внимание первым делом:

  • Ребёнок слишком быстро утомляется. В его поведении появляется раздражительность, капризность, нервозность.
  • Также возможны проблемы при общении со сверстниками и взрослыми.
  • Полное отсутствие сна либо, наоборот, постоянная сонливость и вялость.
  • Ухудшение состояния здоровья: частые болезни и недомогания (головные боли, боли в животе).
  • Отсутствие у ребёнка стремления что-либо делать, жалобы на усталость, желание бросить учёбу.
  • Невнимательность, рассеянность, большое количество орфографических ошибок, которых раньше не наблюдалось.
  • Ребёнок постоянно находится в хорошем настроении, у него чересчур много энергии даже в конце трудного дня. Это также является симптомом перегрузки организма.

Не стоит переживать, если вы заметили у своего ребёнка эти симптомы. Решение есть! Нет необходимости полностью избавлять школьника от нагрузок. Важно только умело сократить их количество.

  1. Проанализируйте уровень способностей вашего ребёнка. Потянет ли он школу с углублённым изучением какого-либо предмета, которую вы для него выбрали?
  2. Делайте уроки вместе. Помогайте ребёнку с заданиями, ведь так ему будет легче и интереснее справиться с домашней работой. Например, вместе разберите сложную задачу, найдите материал для сообщения, перескажите текст или напишите сочинение.
  3. Развивайте своё чадо, смотрите с ним познавательные фильмы, решайте головоломки, постоянно рассказывайте что-то новое и увлекательное. Это поможет ему в процессе запоминания новой информации, разовьёт его логику.
  4. Ограничьте использование ребёнком новомодных гаджетов. Следите за тем, чтобы он больше двигался, чем смотрел в монитор компьютера. Не позволяйте ему брать технику с собой в школу. Она не только является дополнительной нагрузкой на зрение, но ещё и не даёт ребёнку возможности поиграть в подвижные игры на перемене.

    Помните, нынешнее поколение буквально воспитано гаджетами, и полностью лишать этого удовольствия ребёнка не стоит!

  5. Иногда устраивайте ребёнку мини-каникулы: разрешите ему не ходить в школу пару дней, если он очень устал. За это время он выспится, отдохнёт от суеты и восстановит свои силы.Результат будет невероятный!

    Последнее, но, пожалуй, самое важное: как можно чаще хвалите своего ребёнка! Поверьте, ему нужна ваша поддержка!

(Visited 2 679 time, 4 visit today)

Источник: https://shkolabuduschego.ru/roditelyam/esli-rebenok-pereutomlyaetsya-v-shkole.html

Как помочь ребенку адаптироваться в школе

Помогите ребенку пережить школьные нагрузки
Добавлено 15.05.2018

Как правило, родителей первоклассника сильнее всего волнуют вопросы, связанные с учебой. Это, безусловно, важно, но главная родительская задача в этот период – помочь ребенку адаптироваться к школе. 

Хотя для большинства детей поступление в школу – это радостное событие, которого они очень ждут (ведь для них это значит стать почти взрослыми), для любого ребенка это событие является большим стрессом, и требуется время, чтобы он адаптировался к такой глобальной перемене в своей жизни.

Проявления стресса

Первоклассники переживают состояние стресса. Это происходит по-разному. Часто это видно невооруженным глазом: ребенок становится вялым, бледным, у него могут появиться головные боли или боли в животе, нарушается сон, он часто болеет.

 не всегда родители понимают, что изменения в поведении их ребенка – это следствие стресса. У ребенка могут начаться капризы и истерики, или он вдруг начинает грубить и хамить родителям. Если это произошло в первые месяцы посещения школы, не стоит списывать такое поведение на «кризис семи лет».

Следует учитывать, что не всегда стрессовые проявления носят явно негативный характер.

Часто стресс проявляется в том, что ребенок становится на удивление дисциплинированным: без напоминаний с вечера собирает портфель, вскакивает с постели сразу после звонка будильника, стремится прийти в школу за полчаса до начала занятий.

Родители радуются: «Замечательно! Пошел в школу и сразу повзрослел!» Но не следует впадать в иллюзии. Такая несвойственная раньше малышу ответственность и дисциплинированность говорит о том, что он очень сильно переживает и волнуется.

Родители в этот период должны быть особенно чутки и бережны по отношению к своему ребенку. Любые изменения в поведении их малыша должны быть для них настораживающим сигналом, ведь наша задача не только в том, чтобы наши дети получили хорошее образование, но и в том, чтобы они сохранили свое физическое и психическое здоровье.

Адаптация к школе занимает от 2 до 6 месяцев. Поговорим о том, как помочь ребенку пройти период адаптации к школе с наименьшими потерями.

Оставлять ли на продленку?

В каждой семье этот вопрос решается, естественно, в соответствии с возможностями самой семьи, и все-таки, если есть хоть какая-то возможность, то в первые месяцы лучше, чтобы сразу же после уроков малыш уходил домой.

Если вы работаете, то можно попытаться перейти на неполный рабочий день на пару-тройку месяцев.

Может быть, бабушка или еще кто-то из родственников смогут вам помочь? Или вы договоритесь с соседкой-пенсионеркой, чтобы она забирала ребенка из школы? Если есть возможность, то наймите на пару месяцев няню.

Если у вас или у папы есть отпуск, то лучше его взять сейчас, чтобы хотя бы в течение первых недель ребенок мог не посещать продленку.

Если же такой возможности нет, то обязательно в первые же дни познакомьтесь поближе с воспитательницей группы продленного дня и внимательно присмотритесь к её отношению к детям.

Не уповайте на то, что школа, в которую вы отдали ребенка, имеет хорошую репутацию.

Даже в хорошей школе высокие требования предъявляются, как правило, к учителям, а не к воспитателям ГПД, поэтому все зависит от личности конкретного воспитателя. Кто-то относится к своим подопечным с душой, стремится организовать для них интересные игры, доброжелательно общается.

Но бывают и такие, кто позволяет себе кричать на детей или может «забыть» ребенка на улице, а в ответ на жалобу родителей вымещает обиду на ребенке – только ему запрещает в течение всего времени, пока не придут родители, выходить из класса (мне известен такой случай). Очевидно, что в период адаптации ребенка к школе пребывание «под крылом» такого педагога просто противопоказано.

Физическая нагрузка

ем известно, как важна для развития ребенка физическая нагрузка. И именно ее катастрофически не хватает ребенку в школе! До школы малыш почти непрерывно находился в движении, а теперь он вынужден неподвижно сидеть на уроках, причем по несколько часов подряд.

Переменки не в счет, во-первых, они короткие, а во-вторых, обычно в школе детям во время перемены не разрешают бегать или играть в слишком подвижные игры. Два урока физкультуры в неделю тоже не восполняют дефицит двигательной активности.

В результате, ребенок устает от неподвижности, которая постепенно становится хронической.

Кроме того, в этот период ребенок испытывает высокую нервную и психическую нагрузку, а в этой ситуации двигательная активность является первым «лекарством».

Обязательно организуйте досуг ребенка таким образом, чтобы он скомпенсировал своё долгое сидение за партой. Это может быть посещение спортивных секций, бассейна, езда на велосипеде или обычные подвижные игры во дворе. В среднем, ребенок этого возраста должен находиться в активном движении не менее 2 часов в день.

Если есть возможность, то до школы и обратно лучше пройтись пешком. А если школа расположена рядом – можно выходить пораньше, чтобы, сделав небольшой крюк, прогуляться лишние 15 минут.

Свежий воздух

Замечено, что дети, посещающие школу, гуляют в среднем 15 минут в день. Согласитесь, когда видишь такую цифру, испытываешь горечь. Ведь первоклассник – еще маленький, и бывать на свежем воздухе ему необходимо так же, как и дошкольнику. Ребенку, нервная система которого испытывает стресс от свалившихся на него нагрузок, это необходимо вдвойне.

• Теперь, в связи с новым, школьным, режимом утренние прогулки отменяются, поэтому во второй половине дня желательно уместить 2 прогулки.

Лучше всего первую прогулку устраивать минут через 20 после обеда, а вторую – перед сном, вместо сидения за компьютером или телевизором.

Тем более, ребенку обычно не хватает общения наедине с мамой или папой, а гуляя перед сном, можно и поговорить по душам, и поиграть немного. Так что такая прогулка будет служить сразу двум целям.

• В выходные дни и в каникулы старайтесь гулять с ребенком в том же режиме, как это происходило до школы: утром и вечером, примерно, по 1.5 часа, а в хорошую погоду по 2 часа.

Сон

Очень важно, чтобы в этот период ребенок полноценно высыпался. Если же ребенок будет испытывать дефицит сна, то «досыпать» он будет на первых двух уроках. Понятно, что эффективность обучения при таких обстоятельствах будет не слишком высокой.

• Если ребенок привык днем спать, то укладывайте его на послеобеденный сон.

• Ребенок этого возраста должен спать примерно 11 часов в сутки. Постарайтесь, чтобы вечером он укладывался не позже 9 часов.

• Старайтесь, чтобы перед отходом ко сну ребенок не играл в шумные возбуждающие игры или не играл на компьютере.

• Перед сном сделайте ему расслабляющий массаж, предложите принять теплую ванну. Очень хорошее расслабляющее средство – чашка теплого молока, выпитая перед сном.

• Выспавшийся ребенок встречает утро в радостном настроении. Если ваш ребенок с утра выглядит хмурым или вялым, то значит отведенных для сна часов ему недостаточно.

• Организуйте режим малыша так, чтобы у него было достаточно времени перед выходом в школу. Ребёнок не должен чувствовать спешки и нервничать, он должен спокойно привести себя в порядок, позавтракать и настроиться на «рабочий день».

Домашние задания

В соответствии с законом нельзя задавать первоклассникам работу надом в первом полугодии, но не все учителя этого придерживаются. Поэтому несколько рекомендаций и на эту тему.

• Второй пик мозговой активности приходится на 14-17 часов (первый – от 9 до 12 часов утра), поэтому домашнее задание выполнять лучше в этот промежуток времени.

• Перед выполнением домашней работы ребенок должен не только пообедать, но и в обязательном порядке погулять.

• Первоклассник не должен сидеть над домашней работой больше часа. Если это не получается, то есть смысл поговорить с учителем.

• Бывает, что в начальной школе детям задается столько домашней работы, что о разумном времени ее выполнения и говорить не приходится.

Иной раз в этой работе, честно говоря, нет серьезной необходимости (например,ученик уже хорошо пишет, но учитель настаивает, чтобы все рабочие тетради по прописям были заполнены).

Допустим, вы видите, что ребенок в течение часа старательно сидел за уроками, явно уже устал, но тут выясняется, что еще нужно стихотворение к празднику выучить. В этом случае, я думаю, не грех помочь ему. Этим вы не сделаете ребенка лентяем, зато сохраните его здоровье и не привьете отвращение к учебе.

• Начинать домашнюю работу лучше всего с чтения, а потом делать остальные предметы. Это поможет ребенку настроиться на выполнение заданий по другим предметам. Если малыш хочет начать с задания, которое в данный момент кажется ему более интересным, то родителям необходимо предоставить ему в этом вопросе полную свободу.

• Во время выполнения домашней работы устраивайте малышу «переменки» на 10 минут. И пусть он привыкнет, что домашняя «переменка» – это не сиденье перед телевизором или компьютером. Лучше всего если он попрыгает, покувыркается или потанцует.

Учеба

Старайтесь в этот период поменьше волноваться на эту тему. Интересуйтесь учебой своего малыша, но в меру.

Не забывайте, что первокласснику очень сложно в течение всего учебного дня быть внимательным, старательным и аккуратным. Поэтому не расстраивайтесь, если в первое время он будет что-то забывать или не успевать, палочки в прописях будут неровными, а цифры будут написаны наоборот. Нормально развивающийся, здоровый ребенок непременно со временем научится читать, считать и писать.

Учителям хорошо известно, что отлично успевающая в начальной школе девочка в дальнейшем может оказаться весьма посредственной ученицей, и, наоборот, мальчик, которому с трудом давалось чистописание, в старшей школе может выигрывать все олимпиады по математике и физике.

В этом возрасте самое важное – сохранить интерес к учебе и познанию нового.

• Ни при каких обстоятельствах не упрекайте ребенка за то, что у него что-то плохо получается или он что-то прослушал, или забыл.

• Не сравнивайте его школьные успехи с успехами других детей или своими собственными, когда вы были в его возрасте, ни в лучшую, ни в худшую сторону.

• Не пугайте его двойками, которые он будет получать, если не научится писать, считать и вообще быть внимательным и усидчивым, каким полагается быть прилежному ученику.

• Не рассказывайте страшилок, типа, «будешь плохо учится, станешь дворником».

• Внушайте ему оптимизм. Уверенным голосом говорите, что все получится, хотя сейчас ему бывает трудновато.

• Не награждайте (и уж тем более не наказывайте) за успехи в учебе.

• Но с интересом относитесь к тому, чему малыш научился, с радостью отмечайте, если что-то ему удалось хорошо сделать.

Спрашивайте, что интересного он сегодня узнал, что нарисовал на уроке рисования, во что играл с друзьями на перемене.

Если малыш поделился с вами чем-то из услышанного на уроке, что показалось ему интересным, постарайтесь развить тему, например, расскажите еще что-нибудь интересное об этом.

И еще несколько советов

сто родители первоклассников подключают к своим наставлениям теперь еще один аргумент: «Как тебе не стыдно, перепачкался весь! Ты же большой – в школу ходишь!». Или это становится новым аргументом для каких-то ограничений или побуждений: «Уступи сестренке.

Ты ведь теперь школьник!» Иногда родители считают, что, став первоклассником, ребенок перешел «в другой ранг» и поэтому должен отказаться от каких-то своих детских привычек.

 

На самом деле первоклассник и так страдает от того, что на него свалился целый ворох новых правил, требований и обязанностей, причем до конца ему не понятных и не известных.

Малышу тяжело справиться с этим грузом, он переживает и волнуется, оказавшись в этой новой школьной жизни, и время от времени ему необходимо чувствовать себя маленьким ребенком, который никому ничем не обязан.

1) В первые месяцы адаптации к школе предоставляйте своему ребенку возможность чувствовать себя маленьким, если он этого хочет: сажайте к себе на колени, читайте давно известные и любимые стишки или сказочки, вместе с ним поползайте по полу, играя в машинки или куклы, разрешайте ему уснуть в вашей кровати и т.д.

2) Не апеллируйте к тому, что он теперь школьник и «большой».

Вы же не станете спорить с тем, что человек не может повзрослеть или измениться вдруг, только потому, что у него теперь появилась новая роль (молодая жена не станет прекрасной домашней хозяйкой на следующий день после свадьбы). Ребенок от таких слов не станет более сознательным, зато под гнетом подобных апелляций ему будет тяжелее привыкнуть к новой нагрузке.

3) В этот период снизьте уровень обычных требований, предъявляемых к ребенку.

4) В довесок к новым школьным обязанностям не нагружайте ребенка другими новыми требованиями, кроме тех, которые относятся к школе и являются обязательными. Например, приходить в школу к началу уроков – обязательное требование (условно), а вот приготовить одежду к завтрашнему дню – это пока не обязательно.

5) На эти несколько месяце адаптации к школе, отложите посещение дополнительных кружков и секций, если они не спортивные.

6) Если вы заметили, что ребенок устал, не бойтесь оставить его на один день дома, или позвольте не готовить домашнее задание. Чтобы не возникло недоразумений, предупредите учителя звонком или запиской.

7) Чтобы малыш чувствовал себя в школе более уверенно, давайте ему собой любимые игрушки (но не самые любимые, так как в школе они могут потеряться).

8) Дайте ребенку мобильный телефон, чтобы в любой момент он мог с вами связаться, и вы могли ему помочь справиться с возникшей проблемой.

9) Для психологического комфорта ребенку очень важно, чтобы у него в новом сообществе появились друзья и приятели. Поговорите с самим ребенком, учителем, понаблюдайте за тем, как происходит общение ребенка с одноклассниками.

https://www.youtube.com/watch?v=XLWFrQveopM

Если вы убедитесь, что в этом вопросе вашему чаду нужна помощь, то окажите её:

– помогите детям обменяться телефонами;

– давайте ребенку с собой небольшое угощение для новых приятелей: конфетки, мармеладки и т.д.

– давайте ребенку с собой маленькие интересные игрушки, чтобы на перемене ему было проще вступить в игру с кем-то из других детей.

Ирина Осипова

Материал к занятию:

5-7  /  7 и старше  /  воспитание  / 

Источник: https://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/esli_voznikli_problemy/id/1137/

Хиликон
Добавить комментарий