Проблемы застенчивых детей в школе

Содержание
  1. Застенчивый малыш: как помочь ребенку преодолеть стеснение?
  2. Как отличить здоровую застенчивость от нездоровой?
  3. 1. Подготовьте ребенка к разговору
  4. 2. Показывайте малышу, как инициировать общение
  5. 3. Заранее готовьте ребенка к шумным праздникам
  6. 4. Понаблюдайте за собой
  7. 5. Не давайте противоречивых команд
  8. 6. Не обсуждайте поведение ребенка с другими людьми
  9. 7. Давайте ребенку «бытовые» задания
  10. 8. Учите ребенка благодарить
  11. Застенчивый ребёнок: что делать и как ему помочь
  12. Причины возникновения застенчивости
  13. Застенчивость в дошкольном возрасте
  14. Как развивать общительность
  15. Застенчивость в школе
  16. Застенчивый подросток
  17. Застенчивость у детей — мой застенчивый малыш!
  18. Как же проявляется застенчивость в обыденной жизни?
  19. Каким же способом можно распознать застенчивого малыша? Признаки застенчивости
  20. Какие рекомендации можно дать родителям застенчивых детей?
  21. Застенчивость у детей: общие проблемы
  22. Застенчивость и генетические факторы
  23. Проблемы, связанные с застенчивостью
  24. Что делать родителям застенчивого ребенка
  25. Опасность интернет-общения для застенчивых детей
  26. Застенчивый ребенок: как побороть детскую стеснительность?
  27. Хорошо ли быть робким трусишкой?
  28. Откуда берутся робкие зайчики и пугливые мышки?
  29. Чрезмерный семейный контроль
  30. Стресс
  31. Излишки воспитания
  32. Наследственность
  33. Как раскрепостить скромняжку?

Застенчивый малыш: как помочь ребенку преодолеть стеснение?

Проблемы застенчивых детей в школе

Дома ваш малыш, кажется, никогда не замолкает и все свои действия сопровождает болтовней. Но стоит ему оказаться в новой обстановке, например, на площадке, где много незнакомых детей, – и он превращается в самого застенчивого ребенка в мире, прячется за ваши ноги и отказывается выходить.

Многие родители думают, что не так уж плохо иметь застенчивого ребенка. Небольшая стеснительность едва ли помешает ребенку, но в более выраженном варианте она отрицательно сказывается на его желании исследовать и познавать мир, сужает круг общения и даже может плохо влиять на успеваемость в начальной школе.

Бернардо Кардуччи, врач и автор книг о застенчивости, утверждает, что некоторые подростки начинают употреблять алкоголь и наркотики, чтобы справиться со своей стеснительностью. Есть и еще одно пугающее последствие «нелеченой» скованности, – такие дети становятся легкой добычей хулиганов среди ровесников.

Как отличить обычную осторожность от болезненной замкнутости в раннем возрасте?

Как отличить здоровую застенчивость от нездоровой?

Застенчивость – это состояние психики, обусловленное неуверенностью в себе или отсутствием социальных навыков. Но в то же время робость является естественной ступенью развития: это метод адаптации к новым ситуациям.

В детстве каждый человек переживает две фазы боязни незнакомцев: первую – в полгода и вторую – от двух до четырех лет. Эти процессы связаны с узнаванием и дифференциацией себя, людей и остального мира.

Но бывают случаи, когда стеснительность становится проблемой. Такие дети, по словам врачей, имеют и другие поведенческие проблемы. И если за ними понаблюдать, то станут заметны гнев и сильный страх – частые соседи стеснительности.

Если вы заметили, что ваш ребенок проявляет признаки нездоровой застенчивости, то Я – Родитель рекомендует уделить этому некоторое время. Ниже мы приводим семь рекомендаций, как это сделать.

1. Подготовьте ребенка к разговору

Давайте рассмотрим ситуацию, в которой вы внезапно в магазине встречаете старого друга, который еще не знаком с вашим малышом. И в ответ на вопросы ребенок молчит и смотрит в пол.

Как в такой ситуации помочь ребенку? Прежде, чем их знакомить, поговорите с другом некоторое время. Пусть малыш увидит, что вам комфортно с этим человеком. Это успокоит его, и он будет готов заговорить. Но если ребенок отказывается, не настаивайте, уже после магазина спросите, почему ему было неуютно.

Потренируйте диалоги. Составьте вместе с ребенком список выражений, которые малыш сможет использовать в разговоре со сверстниками, воспитателями или учителями, вашими друзьями, членами семьи. Затем порепетируйте диалоги: меняйтесь ролями до тех пор, пока ребенок не почувствует уверенность и не станет самостоятельно и свободно с вами общаться.

2. Показывайте малышу, как инициировать общение

Другая неловкая ситуация может случиться на игровой площадке. Вы приходите туда однажды и не видите ни одного знакомого лица. А ваш малыш стесняется завести дружбу с другими ребятами.

Что можете сделать в такой ситуации вы? Посоветуйте малышу помочь другим детям в их игре, например, предложить им свою игрушку. Также раскрепоститься могут помочь несколько комплиментов, сделанных вами в сторону ребят.

3. Заранее готовьте ребенка к шумным праздникам

Перед праздниками или другими шумными событиями в детском саду или дома расскажите ребенку, что будет происходить на празднике, кто приглашен, что будут делать.

Филипп Зимбардо, известный психолог, изучающий детскую застенчивость, в своей недавно вышедшей книге «Застенчивый ребенок» рекомендует родителям стеснительных малышей находить им друзей младшего возраста.

Это помогает детям раскрепоститься, ведь общение с младшим по возрасту ребенком дает почувствовать лидерство и ответственность, что так необходимо робким детям.

После этого ребенок уже более уверенно сможет контактировать со сверстниками.

4. Понаблюдайте за собой

Частая причина детской стеснительности кроется в поведении родителей: критике, публичном пристыживании, чрезмерном контроле каждого шага ребенка. Одновременно с этим такое поведение не уравновешивается проявлениями родительской любви и похвалами.

Понаблюдайте за собой и подумайте, как вы можете изменить отношение к ребенку, чтобы помочь ему раскрепоститься.

5. Не давайте противоречивых команд

Катерина Мурашова, психолог и автор книг о воспитании детей (http://www.ya-roditel.ru/parents/base/), утверждает, что на замкнутость и асоциальность ребенка влияют противоречивые указания родителей.

Когда малыш одновременно слышит «отстань», «куда пошел», «не лезь», «иди ко мне» и подобное, он не понимает, что ему нужно сделать, чтобы мама и папа были довольны, и замыкается в себе.

6. Не обсуждайте поведение ребенка с другими людьми

Не акцентируйте внимание на стеснительности ребенка. Не обсуждайте ребенка с родными и знакомыми в его присутствии. Проявляйте сочувствие к его проблемам, не игнорируйте его страхи.

7. Давайте ребенку «бытовые» задания

Обязательно помогайте малышу работать со стеснительностью, занимаясь повседневными делами: пусть он отвечает на телефонные звонки, сам себе заказывает еду в ресторане и расплачивается в магазине.

8. Учите ребенка благодарить

Учите малыша благодарить и говорить «пожалуйста» – это старый и проверенный способ обучения коммуникации.

Не стоит сильно волноваться: большинство детей переживает «застенчивый» период к семи годам, особенно, если они видят, как расслаблены в компании их родители. Убедитесь, что ваши дети видят в вас социально успешного человека, и старайтесь по возможности соответствовать этому примеру.

Александра Козлова

Источник: http://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/zastenchivyy-rebenok-kak-pomoch-rebenku-preodolet-stesnenie/

Застенчивый ребёнок: что делать и как ему помочь

Проблемы застенчивых детей в школе

Маленькие дети испытывают застенчивость даже в безопасной, по мнению родителей, обстановке. Застенчивый человек — а тем более ребёнок — чересчур чувствителен к неприятию его другими людьми.

Он предпочитает оставаться в тени, не проявлять себя. Эту особенность личности американский социальный психолог Филип Зимбардо сравнивает с добровольным лишением себя свободы.

Феномену застенчивости он посвятил книгу «Застенчивый ребёнок», которую написал в соавторстве с Ширли Рэдлом.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Причины возникновения застенчивости

Есть гипотеза о том, что застенчивость — это качество, передающееся по наследству. Но точно выделить факторы, которые влияют на формирование застенчивой личности, достаточно сложно. С уверенностью можно утверждать лишь то, что, если родители своим примером не научат детей легко общаться и знакомиться с разными людьми, — дети вырастут застенчивыми.

Другие факторы, которые могут оказаться пусковым механизмов к проявлению застенчивости:

1. Развитие навыков и умений, которые ребёнок часто не может освоить в маленьком возрасте (например, чтение в два года), вызывают недовольство родителей, а ребёнок замыкается в себе и воспринимает любовь близких как заслугу за хорошее поведение.

2. Неумение вести себя в разных ситуациях в слишком раннем возрасте, когда взрослые просто не научили и не объяснили, как и где принято заводить беседу, вызывает сильный страх любых контактов у ребёнка, склонного к застенчивости.

3. Контроль и чрезмерная дисциплина, когда ребёнку просто не дают право голоса.

4. И слишком разное воспитание девочек и мальчиков, когда ребёнок не понимает, как общаться с людьми противоположного пола.

Застенчивость в дошкольном возрасте

Окружающая обстановка, в которой находится застенчивый ребёнок, плохо влияет на его эмоциональное состояние. Задача родителей научить его подстраивать мир под собственные нужды вместо того, чтобы пассивно принимать негативное влияние от контактов. Однажды в своём телешоу американский журналист Фил Донахью провёл эксперимент.

Двух застенчивых незнакомцев посадили на соседние стулья лицом к зрительному залу. Им было дискомфортно, наладить контакт никак не получалось, их глаза испуганно блуждали по залу. Все изменилось, когда кресла незнакомцев отвернули от толпы и поставили напротив друг друга.

Этим двоим стало заметно легче находиться в телестудии, и они смогли начать знакомство между собой.

Родители могут помочь даже самому робкому ребёнку. Старайтесь, чтобы он общался с незнакомыми людьми

Если должны прийти гости или мастер по ремонту, заранее подготовьте ребёнка: расскажите о цели визита, что человек будет делать у вас дома. А с пришедшими гостями не стоит обсуждать застенчивое поведение, выставляя робость недостатком.

Создавайте ситуации, когда у ребёнка будет возможность общаться со сверстниками. Например, в детском саду, на игровой площадке или в танцевальной студии. Не вмешивайтесь в то, каким способом ребёнок знакомится с другими детьми.

Старайтесь не одевать своего застенчивого ребёнка в одежду, которая может сильно отличаться от той, что принята в группе сверстников. Поддерживайте его потребность иногда быть в одиночестве, но специально не изолируйте от общества.

Начало дружбы в привычной домашней обстановке даётся таким детям намного проще.

Зимбардо настаивает на активном физическом развитии. Уверенность в собственном теле, развитая физическая выносливость и ловкость помогают ребёнку чувствовать себя комфортно и легче заводить дружбу со сверстниками.

Зимбардо утверждает, что «ребёнок, имеющий представление о собственных физических возможностях, может здраво судить о том, на что он способен, а на что — нет, он никогда не пойдёт на сумасбродство.

Готовность идти на риск характеризует лидеров и людей, успешных в бизнесе».

Воспитатели усугубляют застенчивость тем, что «хорошесть» девочек и мальчиков воспринимается как положительное качество. Активные дети, не боящиеся проявить себя, напротив, заслуживают порицания взрослых. Но также стоит понимать, что негативное отношение значимого взрослого к спокойному характеру делает рассудительного ребёнка забитым и робким.

Как развивать общительность

С раннего возраста рассказывайте ребёнку истории, в которых реальность переплетается с фантазией. Их главным героем должен быть ваш ребёнок. Пусть история начинается в каком-то знакомом месте, но приукрасьте действительность.

За высокими горами, через которые не может перелететь ни один орёл, за широкими морями, в которых плавают белые акулы и сирены, лежит город… Пусть другие члены семьи станут участниками сказки, просто слегка измените их имена. В истории должна случиться большая неприятность, которую ваш сильный, смелый, сообразительный и красивый ребёнок в итоге решит.

Совместное сочинение таких историй помогает ребёнку поверить в себя, учит быть в центре внимания и не бояться действовать.

Вторым способом, который развивает общительность, становится игра застенчивого ребёнка с ребёнком младшим по возрасту. Это доказывает эксперимент, который проводили психологи университета Миннесоты. Учёные пришли к выводу, что игра с маленькими детьми позволяет робкому ребёнку проявить и осознать свои лидерские качества.

Застенчивость в школе

Даже уверенные в себе и общительные дети зависят от обстановки в школе и отношения к ним учителя. Застенчивые дети должны понимать, что они не отличаются от других ребят в коллективе.

Не каждый учитель знает, что к таким детям надо правильно проявлять внимание: говорить на бытовые темы, но не касаться тем, которые могут вызвать смущение.

Если застенчивость влияет на учёбу, с таким ребёнком лучше наладить контакт во внеурочное время. Например, попросить его о помощи после уроков.

Необходимо в спокойной обстановке уверить его, что задавать вопросы по учёбе он может не боясь. В детских коллективах, где соревновательный элемент сведён к минимуму, а помощь и внимание друг к другу стоят на первом месте, обычно не возникает проблем даже у очень робких школьников.

Каким бы мудрым ни был учитель вашего ребёнка, с началом учёбы застенчивость (если она есть) становится доминирующим качеством личности

Причём, если учитель предпочитает, чтобы «детей было видно, но не слышно», застенчивость будет проявляться всё сильнее, так как она будет одобрена учителем.

Сегодня школа — это то место, где от детей требуют многого, критикуя за промахи. Главным недостатком здесь считается то, что ребёнок ведёт себя как ребёнок. Очень часто для первоклассника такая обстановка становится шоком.

Иногда учителя пытаются перевоспитать тихоню и делают это самым худшим из способов.

Зимбардо критикует школьное устройство. Он утверждает, что школа настроена воспитать пассивных и послушных граждан. Внимание детей из естественного состояния «здесь и сейчас» постоянно направляется в неопределённое будущее, ради которого надо хорошо учиться.

Застенчивый ребёнок и так слишком много думает о последствиях своих действий. Его лёгкое беспокойство быстро перерастает в страх и тревогу, такому ребёнку тяжело наслаждаться моментом.

Удовольствие от учёбы подменяется системой внешних наград за выполнение чужого задания на чужих условиях, что никак не способствует формированию у ребёнка объективного и благополучного отношения к самому себе.

Для успеха в школе, родителям надо всегда быть на стороне ребёнка. Не употреблять слово «застенчивый» в разговоре с учителем, а называть своего ребёнка спокойным, рассудительным, внимательным. Никогда не соглашаться с ярлыком «отстающий» и уж тем более «отсталый». И всегда помнить о том, что учитель может ошибаться.

Застенчивый подросток

Застенчивость способна сделать подростковый возраст худшим периодом в жизни. Популярность в школе важнее и именно её отсутствие заставляет застенчивого подростка страдать ещё больше. Особенно страданиям подвержены девочки, от которых с малых лет требуют удивительной красоты.

И если девочка не выглядит как идеал, принятый в школьной компании, она пребывает в состоянии постоянного недовольства собой и раздражения. Застенчивые подростки в два раза чаще начинают употреблять алкоголь и курить, чем их более уверенные в себе сверстники.

Алкоголь и наркотики они считают средством избавления от собственной робости.

Родители могут помочь подростку, но для этого придётся запастись терпением. Ваш ребёнок сегодня может быть ласковым и покладистым, а завтра забыть все уговоры и обещания. Зимбардо подробно рассказывает о проблемах, которые влияют на подростка.

Взрослые при этом могут даже не подозревать о том, что его могут делать несчастным немодные брюки или лёгкие высыпания на коже.

И если в начальной школе вы пристально следили за поведением всех, кто окружает вашего ребёнка, то в старшей сведите контроль до минимума.

В конце книги Зимбардо, помимо прочего, обращается к повзрослевшим юношам и девушкам. Рассказывает, как можно осознать и за семь шагов решить их проблему, а также даёт конкретные рекомендации по общению.

Феномен детской застенчивости описан в книге «Застенчивый ребёнок» Филипа Зимбардо, написанной в соавторстве с Ширли Рэдлом

iStockphoto (volkovslava, NiDerLander, ilona75, gpointstudio, Hramovnick)

Источник: https://mel.fm/detskaya_psikhologiya/6508421-shy_child

Застенчивость у детей — мой застенчивый малыш!

Проблемы застенчивых детей в школе

Очень часто родители испытывают достаточно серьёзное беспокойство по поводу застенчивости своего ребёнка. Незнание детской психологии и, вместе с тем, острое желание помочь своему чаду могут привести к суетливым неправильным решениям, которые принесут не пользу, а только лишь непоправимый вред.

Детские психологи полагают, что застенчивость может быть не столько наследственным качеством характера, сколько приобретённым. Многие психоаналитики считают, что застенчивым малыш может стать в результате глубокой психологической травмы, которая была приобретена в неудачных моментах общения.

Однако не все дети, выглядя стыдливыми и застенчивыми, являются таковыми. В некоторых случаях за внешними проявлениями скрываются совершенно другие причины, позволяющие дать такую характеристику ребёнку. Например, малообщительный малыш не нуждается в помощи окружающих и при этом чувствует себя весьма комфортно.

Стремление быть лидером в детской компании при недостатке лидерских качеств может также вызвать отказ от общения. Некоторые дети (особенно те, которые избалованы повышенным вниманием со стороны взрослых в семье) слишком капризны, заносчивы и требуют повышенного внимания к себе.

Желая показать свою власть над другими, чадо демонстрирует своё своеволие: «Не хочу – и не общаюсь! А как только захочу – тогда посмотрите!».

Ну и, конечно же, проблемы речи (например, заикание) и интеллекта (малыш не может поддержать беседу, испытывает трудности при знакомстве), недостаточное внимание родителей к всестороннему развитию ребёнка могут вызывать трудности в общении.

Как же проявляется застенчивость в обыденной жизни?

Давайте, приведём некоторые примеры. Многие родители хорошо знают случаи, когда их ребёнок, выучив урок дома и отвечая его без запинки в домашней обстановке, вдруг приносит из школы единицу.

Оказывается, выйдя к доске, он только краснеет и некоторое время безуспешно пытается из себя что-то извлечь. начинают подшучивать или нарочито вызывающе подсказывать, что ещё больше смущает ученика у доски.

В результате учитель не находит ничего другого, как поставить плохую оценку.

Застенчивый ребёнок, как правило, не может постоять за себя, а потому чаще других подвержен насмешкам, издевательствам и придиркам не только со стороны одноклассников, но и детей во дворе.

Будучи более способным, чем его одноклассники в рисовании, музыке, литературе, компьютерной технике и многих других сферах, из-за своей скованности он уступает более активным сверстникам.

И вот результат: ребёнок отказывается идти в школу, знакомство с новыми детьми вызывает в нём страх и желание убежать или спрятаться, его иммунитет ослабляется и организм начинает страдать от различных заболеваний.

Постоянными спутниками застенчивости становятся чрезмерная мнительность, замкнутость, неуверенность в своих способностях, словах, мыслях, робость, тревожность. Весь этот негативные набор со временем сказывается на общем психическом состоянии и развитии ребёнка. Если вовремя не принять меры, то заболевания в виде энуреза или ночных страхов, а также различных психосоматических заболеваний не заставят себя долго ждать.

Нельзя сказать, что застенчивость свойственна больше девочкам. Около 25% мальчиков страдают этим неприятным недугом на разных этапах своего развития. Однако у мальчиков в большей степени, чем у девочек застенчивость может вуалироваться вызывающим поведением, грубостью, хулиганскими действиями.

Желая получить компенсацию своей внутренней скованности и несмелости, ощущая в этом свою некоторую ущербность, такие дети часто тянутся к компаниям, где сила, ненормативная лексика и развязное поведение становятся главным орудием в общении не только со сверстниками, но и взрослыми.

В результате, в пубертатный период подростку сложно сойтись с людьми, найти верных друзей, познакомиться с понравившейся девушкой.

Если Вы замечаете у своего ребёнка признаки застенчивости, необходимо проконсультироваться с опытными психологами или психотерапевтами, которые научат его более свободному взаимодействию с окружающими.

Каким же способом можно распознать застенчивого малыша? Признаки застенчивости

Не только психологические (постоянное и безосновательное чувство вины, тревожность, смущение при общении, зависимость от чужого мнения, страх, неуверенность в своих силах), но и внешние признаки помогут вам в этом. К последним относятся: покраснение кожи на лице, потливость конечностей, учащённый пульс, нежелание смотреть в глаза, тихая речь, скованные движения, дрожь.

Неприятности, которые получает ребёнок от своей застенчивости трансформируются в неудачи и комплексы во взрослой жизни. Во что же может вылиться эта детская психологическая травма, если вовремя не принять меры и не обратиться к специалистам?

Последствия пассивности родителей в помощи ребёнку весьма плачевны. Можно выделить несколько основных:

  • контакты с людьми весьма ограничены;
  • общение с любым человеком кажется роскошью. В этом таится опасность получить стойкую психологическую зависимость и приверженность к общению только с одним человеком, назойливость и отверженность, нежелание переключиться на общение с другими;
  • неуверенность в своём мнении и неумение его выразить, что позволяет такому человеку принимать чуждое ему мнение;
  • самобичевание и постоянное чувство вины. Причиной любых неприятностей застенчивый человек назначает себя и свои действия, что заставляет его заниматься самокопанием и самоедством. В результате этого , вместо того, чтобы совершать поступки и необходимые действия, личность мучается и переживает;
  • отрицательные эмоции постоянно накапливаются, не имея полноценного выхода, и затем трансформируются в физические заболевания;
  • застенчивый человек не умеет должным образом преподнести себя, свои способности и умения, показать свою значимость. Либо делает это весьма абсурдными и неконструктивными методами. Вследствие чего он не сумеет реализоваться в жизни, добиться успеха и раскрыть свои таланты.

Таким образом, психологическая проблема ребёнка перерастает в проблему социальную. Сначала ребёнок испытывает страх при общении с незнакомыми людьми, боится не только учителей и директора, но даже одноклассников.

Позже, став взрослым, усугубив свою застенчивость и не получив в нужное время помощи родителей и специалистов, он будет бояться начальства, представителей противоположного пола, не сможет стать благополучным в личной, семейной и профессиональной жизни.

И вполне может статься так, что останется обречённым на одиночество.

Какие рекомендации можно дать родителям застенчивых детей?

Что нужно изменить в своём восприятии, чтобы это помогло малышу в преодолении застенчивости?

Народная мудрость разных стран имеет достаточно пословиц и выражений на тему отношения к себе. Японская пословица гласит: «Кто сам себя не уважает, того и другие уважать не будут».

Американский психолог Луиза Хей уверяет, что ребёнок будет относиться к себе точно так же, как к нему относятся его родители. Он начинает себя критиковать, сравнивать с другими, приписывать себе вину точно так же, как это делают родители по отношению к нему.

Фактически, можно сказать, что сценарий жизни ребёнку пишут его родители с самого раннего возраста.

А вот и приоритеты, какие должны учитывать родители в написании жизненного сценария для своего ребёнка:

1. Развивать позитивное восприятие себя.

Ребёнок должен приниматься родителями таким, какой он есть, со всеми его позитивными и негативными качествами. Не нужно открыто критиковать и тем более сравнивать своего ребёнка с другими.

Малыш должен знать, что он – индивидуальность, личность, и такого как он не существует больше на всём белом свете! А чтобы ребёнок имел чувство безопасности в общении с вами, запаситесь таким качеством, как эмпатия.

То есть способностью к заинтересованному сочувствию в общении с ребёнком, сопереживанию и пониманию его проблем.

2. Формировать адекватную самооценку.

Известно, что отрицательное отношение к себе, неуважение, а порой и ненависть могут породить даже потерю смысла жизни. Наверное, во всём мире не найти родителя, который бы желал такого своему малышу.

Процесс формирования позитивной самооценки начинается с похвалы, но только за реальные достижения. Поэтому перед малышом нужно ставить такие цели, которые он способен реализовать успешно. Другими словами, нужно чаще создавать ситуации успеха и хвалить за самостоятельные решения.

А вот критиковать нужно не самого ребёнка, а его поведение и действия. Например, вместо того, чтобы нервно воскликнуть: «Какой плохой мальчик!», необходимо изменить направление критики, сказав спокойно и строго: «Ты совершил очень некрасивый поступок! Попробуй это исправить».

Заинтересованные развитием адекватной самооценки у своего ребёнка родители никогда не позволят насмехаться над своим ребёнком, будут стараться устранить любые видимые недостатки (кривые зубы, проблемы кожи), которые могут вызвать чувство неполноценности.

3. Найти в личности ребёнка сильные стороны и помочь ему пользоваться своими достоинствами.

Чувство собственного достоинства позволяет найти возможность переключиться с недостатков на позитивные качества личности и научиться использовать это в конструктивном общении с людьми. Зная это, ребёнок никогда не позволит себе впасть в депрессию, потому как, признавая свои негативные качества он будет компенсировать это знанием о своих достоинствах.

Одна из главных целей родителей – воспитать независимую личность, а не вечного «удобного» ребёнка, поэтому нужно разрешать детям выражать своё несогласие с вами, отстаивать своё мнение. И кроме того, необходимо позволять иметь право на ошибку и учить её исправлять. То есть нести ответственность за свои поступки.

Не стоит контролировать каждое действие вашего малыша, ведь это может привести к неумению принимать решения, совершать выбор или самостоятельно налаживать отношения. Забудьте о том, что иногда хочется пристыдить сына или дочь (особенно в присутствии чужих людей), а также не будьте слишком озабочены реакцией окружающих на поведение своего малыша.

Ну и конечно же, самой лучше профилактикой застенчивости является пример родителей в активном общении с другими людьми.

В семье должно быть достаточно много контактов со взрослыми и детьми, включающими общие праздники, спорт, совместные путешествия, походы на аттракционы, в кафе и другие мероприятия.

Всё это покажет вашему ребёнку прежде всего ваше умение и удовольствие от приятного общения с людьми.

Любящие родители всегда будут стараться сделать всё возможное, чтобы их ребёнок избавился от болезненной застенчивости и таким способом откроют для него дорогу в успешное и счастливое будущее!

Источник: http://psyh.info/detskaya-psihologiya/psihologicheskie-problemy-detej/zastenchivost-detej.html

Застенчивость у детей: общие проблемы

Проблемы застенчивых детей в школе

Застенчивость является психологическим состоянием, которое заставляет человека чувствовать дискомфорт в социальных ситуациях и мешает осуществлению того или иного, либо социальным контактам в целом.

Застенчивость может варьироваться от мягких чувств умеренного неудобства в социальных обстоятельствах до высокого уровня тревоги, которая мешает процессу социализации. Застенчивость у детей является чертой личности, которая влияет на темперамент ребенка. Некоторые дети застенчивы чуть ли не с рождения.

Такой ребенок чувствует себя застенчивым в определенных ситуациях, например, при знакомстве с новыми людьми. Другие дети могут стать застенчивыми из-за опыта в школе или дома. Застенчивость, как правило, отличается от интроверсии.

 Интроверты просто предпочитают одиночество общественной деятельности, но не боятся социальных контактов, как застенчивые люди.

Застенчивость и генетические факторы

Имеющиеся данные свидетельствуют о генетических факторах застенчивости. Исследования по биологической основе застенчивости показали, что застенчивость у детей часто можно проследить еще в возрасте до трех лет.

 Даже двухлетние дети – это широко различные типы личности: примерно 25 процентов из них смелы, общительны и спонтанно независимы в новой ситуации, в то время как 20 процентов детей застенчивы и сдержаны.

 Остальные 55 процентов малышей испытывают и застенчивость и смелость в разных пропорциях.

По мере того, как дети растут, их застенчивость имеет тенденцию показывать себя предсказуемым образом: например, в игровых группах в возрасте до семи лет застенчивые дети играют сами по себе, в то время как большинство детей стремятся играть вместе в группах.

 Генетическая предрасположенность к застенчивости встречается у родителей, бабушек и дедушек застенчивых детей.

 Дальнейшие доказательства врожденной застенчивости обнаруживаются в исследованиях, которые показывают, что идентичные близнецы более вероятно могут быть застенчивыми, чем двойняшки.

Исследования показывают, однако, что в 25 процентах случаев генетическая предрасположенность не влияет на застенчивость детей. Некоторые ученые считают, что застенчивый темперамент у ребенка может выработаться при сложных взаимоотношениях с родителями, в результате семейного конфликта, частой критики, доминирования старшего брата или сестры или при стрессовых условиях в школе.

Проблемы, связанные с застенчивостью

Интенсивная застенчивость часто может привести к социальному тревожному расстройству или тревожному расстройству личности, которые характеризуются избеганием межличностных контактов и сопровождается значительными опасениями социального взаимодействия.

Чрезмерная застенчивость обычно приводит к социальной отгороженности.

 Если она основана на социальном страхе и тревоге, несмотря на желание взаимодействовать социально, состояние называется «противоречивой застенчивостью»; если она основана на отсутствии сильной мотивации социального взаимодействия, состояние называется «социальной незаинтересованностью». Оба типа обнаруживаются в раннем возрасте.

Основные поведенческие компоненты чрезмерной застенчивости у детей заключаются в следующем:

  • трудности с речью,
  • заикание,
  • покраснение лица,
  • потливость рук,
  • трудности мышления,
  • нежелание играть с другими детьми, ходить в школу и в гости.

Что делать родителям застенчивого ребенка

Родителям стоит начинать беспокоиться, если их застенчивый ребенок или подросток имеет проблему с социализацией. Родители также должны знать, что застенчивый ребенок может выглядеть встревоженным или вести себя излишне тихо.

 Самое лучшее, что они могут сделать, чтобы помочь ребенку чувствовать себя комфортно, объяснить, что застенчивость может быть нормальной частью взросления.

 Поддразнивание или критическое отношение к застенчивому ребенку приведет к тому, что он будет еще больше боятся находиться в обществе людей.

Иногда просто поощрение такого ребенка играть с другими детьми помогает ему преодолеть свои робкие чувства.

 Хотя многие застенчивые дети остаются застенчивыми на всю жизнь, многие преодолевают состояние со временем, развивая социальные навыки.

 Многие дети преодолевают застенчивость сами по себе, некоторые через общение с детьми младшего возраста, что позволяет им отображать поведение руководства, другие через контакты с общительными детьми.

Ничто не помогает в преодолении застенчивости больше, чем социальные успехи, когда ребенок принимает участие в какой-либо социальной деятельности, которая вознаграждается, например, успешно развивающимися дружескими отношениями.

Если ребенок чрезмерно застенчивый, его состояние является стойким и приводит к высокому уровню тревожности в социальных условиях и социальной отгороженности, родители должны обратиться за профессиональной помощью.

 Очень важно определить при этом, есть ли у ребенка социальное тревожное расстройство, и если да, то какое лечение может наилучшим образом помочь ему преодолеть застенчивость.

 Детский психиатр поможет родителям разобраться, является ли уровень застенчивости их ребенка нормальной интроверсией или признаком расстройства.

Опасность интернет-общения для застенчивых детей

Стоит сказать, что распространенное сегодня общение посредством интернета сильно мешает застенчивым детям завязывать прямые контакты с другими детьми для развлечения и дружбы. Все чаще, социальное время заменяется анонимным обменом информацией в рамках навязанной извне среды, которая эффективно способствует проявлению застенчивости у молодых людей.

В то время как некоторые застенчивые дети могут получить выгоду от использования анонимности и структурных особенностей киберпространства, опасность заключается в том, что для многих других виртуальная реальность может стать заменой реальности близких человеческих отношений. Многие родители обеспокоены тем, что их дети предпочитают проводить в чатах больше, чем встречаться и общаться с другими детьми.

Валерий Викторов, «Портал Московская медицина»©

Отказ от ответственности: Информация, представленная в этой статье про застенчивость у детей, предназначена только для информирования читателя. Она не может быть заменой для консультации профессиональным медицинским работником.

Источник: http://moskovskaya-medicina.ru/sovety/zastenchivost-u-detey-obshchie-problemy.html

Застенчивый ребенок: как побороть детскую стеснительность?

Проблемы застенчивых детей в школе

Евгения Климкович

Здравствуйте, дорогие мои читатели! Помнится мне, когда мои детки шли первый раз в сад, я сталкивалась с их нежеланием остаться среди чужих людей без мамы.

Наверное, я не первая, да и не  последняя: каждый родитель в той или иной мере проходит эти горючие слёзы, когда малыш переступает порог детсадовской группы.

И это абсолютно естественная адаптация детей к новым для них условиям, страшного в этом ничего нет, проходит.

Но бывают случаи, когда держаться за мамину юбку и прятаться за родительскую спину деткам приходится даже, когда все рядом и никто никуда не собирается уходить. «Глазки в пол, палец во рту и настойчиво молчалив» — знакомая картина? Некоторых она умиляет: «Какой стеснительный!», многих родителей, как правило, подбешивает: «Давай, расскажи стишок, чего молчишь-то, язык проглотил?»

Почему так происходит и чего боятся наши дети, ища в такие минуты защиты у близких людей? И вообще, как быть, если в семье растёт застенчивый ребёнок?

Хорошо ли быть робким трусишкой?

Вот уж действительно, почему так происходит: один буквально «по щелчку» громко читает стихи на табурете для огромной взрослой аудитории, наслаждаясь бурными аплодисментами, а из другого при встрече так трудно вытянуть обычное «Привет!»? Почему один среди сверстников – душа компании и организатор активных развлечений, а другой молчаливо и в одиночестве в уголке собирает конструктор или рисует карандашами?

Научные факты! Психологи говорят, что в возрасте до 7 лет застенчивых стесняшек около 40-42%!

Хорошо это или плохо быть застенчивым? Если вернуться в давние советские времена с давно забытым пионерско-комсомольско-партийным воспитанием, застенчивость была одним из «стандартов коммунистической породы», такой человек являлся образцом для подражания, и все отклонения от нормы активно выносились на суд партийных присяжных.

Сейчас психологи твердят, что излишняя застенчивость мешает полноценному развитию ребёнка как личности. Почему?

  • Застенчивые детки в обществе малознакомых им людей в условиях вдруг возникшего страха и неуверенности готовы провалиться под землю, лишь бы их не трогали и к ним не обращались.
  • Проблемы начинаются с возраста песочницы, когда малыш боится подойти к другим детям, чтобы поучаствовать в игре или попросить игрушку. Напряженное состояние при чрезмерном внимании к своей персоне они испытывают в детском саду, когда приходиться участвовать в утренниках и на публике читать, петь, танцевать. Свою застенчивость они приносят в школу, становясь обычно невидимками и изгоями: они по списку вроде есть, а по жизни вроде их нет.
  • Остро замечая свои недостатки, они умело лепят себе ненужные, часто мнимые, комплексы, пряча под слоем неуверенности имеющиеся достоинства, считая себя хуже своих сверстников.

И это отнюдь не значит, что такие дети не хотят общаться, и одиночество – это их любимое состояние. Наоборот, в своей детской душе у них спрятано огромное желание к общению, только вот его-то они боятся как огня: а вдруг что-то не так, и со мной не будут дружить?

По своей природе застенчивые дети очень доброжелательны, но вот подтолкнуть их к контакту тяжело, поэтому и слывут они среди одноклассников или высокомерными ботаниками, или трусливыми тихонями.

Особенностью застенчивости является то, что это не кратковременное состояние, как например, стеснение или смущение в результате повышенного внимания или похвалы. Это черта постоянная, с которой даже взрослые способны до пунцовой окраски засмущаться просто наедине сами с собой. Не стоит оставлять такую спутницу в жизни.

Как говорят психологи, хоть это не заболевание, но всё-таки дискомфортное состояние психики, с которым можно и нужно бороться, причём, чем родители это сделают раньше, тем будет для ребёнка лучше, ведь застенчивость способна перерасти в глубокую замкнутость.

Откуда берутся робкие зайчики и пугливые мышки?

Прежде чем выдать какие-то советы, как ребёнку преодолеть свою стеснительность, предлагаю поискать ту капусту, в которой находят скромняшек.

Есть одно устоявшееся мнение: застенчивыми не рождаются, ими становятся! Наверное, доля истины здесь есть. Причины появления застенчивости никак не связаны ни с умственными, ни с интеллектуальными детскими способностями. Что же делают не так родители, что ребёнок становится робким?

Чрезмерный семейный контроль

Это эффективный способ вырастить робкого тихоню. «Не трогай!», «Не бери!», «Нельзя!» — пригодный инструмент, чтобы лишить малыша самостоятельности и активности и добавить в его характер неуверенности.

Стресс

Иногда он является причиной того, что ребёнок замыкается и перестаёт общаться. Характерным примером может служить смена школы: неизвестный, уже за годы учёбы вместе слаженный коллектив, где новый ученик пока лишний, новые учителя. Не все дети готовы справиться с такой ситуацией.

Излишки воспитания

Да, интеллигентная семья с многолетними семейными устоями тоже может быть недостатком. Разве стоит удивляться тому, что малыш будет чистой воды «ботаником», при первой встрече опускающим глаза и неуверенно бормочущим себе что-то под нос вместо внятных и чётких ответов, когда ребёнком занимается больше бабушка, воспитанная на тех самых советских принципах.

Такой бабушкин любимец будет настороженно относиться ко всему, что предлагает детям современный мир, да к самому этому миру в лице его жителей он будет подходить с опаской.

Наследственность

Оставила эту причину на десерт, потому что причинно-следственную связь между ней и появлением застенчивости многие психологи подвергают критике. Конечно, если родители изначально скромны и стеснительны, то ожидать от ребёнка другого поведения вряд ли можно.

Только вот всё-таки наследственный ли это фактор, а не принятые в семье правила поведения? Но даже если и крепки папо-мамины гены, социальный фактор и правильный поход к воспитанию могут свернуть не только эти горы.

Как раскрепостить скромняжку?

«Ну да, робкий, застенчивый и скромный, вот такой, ну что делать?» — скажут родители. Преодолевать комплексы и учить общаться! Вот некоторые рекомендации родителям, которые выдают психологи в «скромных ситуациях».

  • Похвала и надёжное родительское плечо – эффективное лекарство. Ищите у ребёнка достоинства и учите его ими гордиться. Вместе разбирайте ошибки и обсуждайте за чашкой чая проблемы.
  • Не нужно весить ярлык. Зачем прививать окружающим навязчивое мнение, что у вас застенчивый ребёнок, если изначально он таковым не является? Иначе вы задаёте своему чаду программу поведения, с которой потом будет затруднительно спрыгнуть.
  • Что может быть лучше собственного примера? Расскажите случаи из жизни, когда вы были не уверены в себе — стеснялись выступать перед большой аудиторией или не могли найти слов, чтобы познакомиться, — но сделали шаг и победили. Не было такого? Тогда предлагаю немного слукавить, пусть ваш ребёнок не будет одинок со своей проблемой.
  • Инициируйте игру на общение, разыграйте сценку знакомства с любимыми игрушками, потом друг с другом, а после перенесите ваш выученный урок на улицу.
  • Играйте с застенчивым ребёнком в игру «Кто кого пересмотрит». Пристально глядеть в чужие глаза, не отводя своего взгляда, тоже надо уметь. Почему бы не начать с родных и совсем не страшных родительских глаз? А потом в ход пойдут и соревнования с соседской девчонкой и с совсем незнакомыми сверстниками.
  • Не препятствуйте и не возмущайтесь тому, что ваш застенчивый ребёнок вдруг дал сдачи, поставив завидный синяк местному грубияну. Это первый серьёзный шаг скромняги в преодолении своей неуверенности. Значит – не всё потеряно! Давать ответ для некоторых особо навязчивых иногда очень даже полезно.
  • Родители могут прибегнуть к маленькой хитрости: устройте маленький праздник в школе, найдите любой повод и вместе с ребёнком угостите его одноклассников какими-нибудь вкусняшками. Это немного приблизит к нему его сверстников (по крайней мере, уж жадиной он точно в классе прозван не будет!), а у самого ребёнка поднимет шкалу уверенности чуть выше обычного. Только зачем это всё задумано, застенчивому малышу знать совсем не обязательно, пусть цель такого поступка будет для него тайной.

Ну и давайте еще послушаем мнение детского психолога. Смотрим видео!

Вот так скромно про детскую застенчивость. А у вас дома живут робкие зайчата и трусливые мышки? Расскажите, как вы им помогаете. Давайте будем застенчивы, но только первые пять минут!

Всегда ваша, Евгения Климкович

Источник: http://shkolala.ru/zdorove-shkolnika/kak-poborot-detskuyu-zastenchivost/

Хиликон
Добавить комментарий