Работа с особенными детьми: метод «Томатис»

Содержание
  1. Психология ребёнка: метод томатис-терапия для детей и взрослых
  2. Кому назначают и как подбирают
  3. Как это работает?
  4. Видимые эффекты терапии
  5. Долгосрочные результаты
  6. Важные дополнения
  7. Как работают томатис-центры?
  8. Заключение
  9. автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва
  10. Томатис терапия или волшебная сила звука
  11. Показания для Томатис терапии
  12. Эффективность Томатис терапии
  13. Как происходит Томатис терапия
  14. Противопоказания
  15. Акция
  16. Метод Томатиса при лечении аутизма
  17. Предыстория методики
  18. Томатис терапия. Что это такое?
  19. Отрицательные моменты методики Томатис
  20. Отзывы специалистов о методе «Томатис»
  21. Методика «Томатис» – что говорят родители
  22. u-mama.ru
  23. medkrug.ru
  24. otzovik.com
  25. conf.7ya.ru
  26. baby.ru
  27. Метод
  28. Как устроен человеческий слух?
  29. Восстановление способности слышать и слушать
  30. Апф для детей с отклонениями
  31. Перед началом лечения
  32. Принципы действия: как это работает?
  33. Для чего нужна терапия Альфреда Томатиса?
  34. Показания к прохождению АПФ-терапии
  35. Канадский эксперимент и только положительные отзывы
  36. Эксперимент в ЮАР
  37. Где и как применяется АПФ в России?
  38. Почему необходимо выбирать методику Томатиса?

Психология ребёнка: метод томатис-терапия для детей и взрослых

Работа с особенными детьми: метод «Томатис»

Альфред Томатис (1.1.1920-25.12.2001) – французский врач-отоларинголог, разработавший и развивавший одноименный метод терапии. Большую часть своей карьеры он посвятил изучению взаимосвязи речи и слуха, а, следовательно – навыкам слушания и коммуникации. В 1957 и 1961 годах Томатис представил свои исследования Парижской Академии Наук и медицинской ассоциации.

Основные три открытия стали известны в медицинской среде как «законы Томатиса»:

  1. голос способен воспроизводить только те тоновокальные характеристики, которое слышит ухо;
  2. при изменении в процессах восприятия речи изменяется и вокализация голоса;
  3. путем аудиостимуляции возможно изменение в долгосрочной перспективе фонации (голосообразования) речи.

Сегодня дело Альфреда Томатиса продолжает организация по развитию этого метода Tomatis Developpement S.A. В русскоязычном сегменте интернета есть их ресурс.

Благодаря деятельности этой организации метод не только популяризуется, но и развивается с научно-технической стороны.

Сегодняшние аппараты для томатис терапии существуют и в портативных вариантах, а знания о развитии слуховой коры существенно обогатили и уточнили работу со звуком.

Кому назначают и как подбирают

В большинстве медицинских центров, работающих с этим методом, врач-невролог в индивидуальном порядке подбирает курс лечения, учитывая особенности развития и состояния ребенка.

Существуют и центры, где метод томатиса является центральным в лечении, а в сопровождении коррекции ребенка принимают врачи разных специальностей, включая и физиотерапию, массажи, ЛФК-реабилитацию, логопедические отделения и психологические консультации.

Такой комплексный подход позволяет вывести всю терапию на предельно высокий уровень.

Итак, томатис терапия назначается для детей:

1. с задержкой развития речи;2. алалиями;3. аутизмом (вспомогательный метод);

4. заиканием;

5. прочими речевыми проблемами.

Среди тяжелых проблем метод применяется к:

1. детям с синдромом дефицита внимания и геперактивностью;2. с синдромом Дауна и другими формами когнитивного снижения;3. ДЦП;4. проблемам со сном;

5. эмоциональным проблемам.

Более того, метод томатиса применим к детям, которые испытывают сложности при различении звуков высоких частот.

Результирующей терапии, как правило, является улучшение навыков слушания, что опосредованно влияет на речевую активность, а, следовательно, и навыки коммуникации. Активное развитие этих позволяет задействовать потенциал ребенка по максимуму. В любом случая, невролог, работающий с этим методом, составит индивидуальную программу и будет проводить скрининг ребенка в ходе всего лечения.

Как это работает?

Итак, ключевое воздействие направлено на органы слуха в частности, и на всю слуховую сенсорную систему – в общем. Известно, что ухо воспринимает звук двумя путями – через костные вибрации (при жевании, например) и через вибрации воздуха.

Первый этап рождения звука – это прохождение воздуха через барабанную перепонку, которая резонирует и отправляет сигнал к мышцам стремечка и молоточка. Далее сигнал уходит во внутреннее ухо через средний отдел.

И уже в улитке уха колебательный сигнал звука превращается в электрический импульс, который по нервным путям попадает в первичную, вторичную и затем третичную кору головного мозга.

Для заинтересованных читателей: чтобы узнать, как локализован слух в коре мозга, обратитесь к книге Хомской Е.Д. «Нейропсихология», 4-е издание, стр.179-191, а также обратитесь к карте полей Бродмана. За слух отвечают 41, 42 и 22 поля головного мозга.

Таким образом, происходит полная и естественная стимуляция всей слуховой сенсорной системы. А, следовательно, задействованы и другие отделы мозга.

История развития метода доказала его эффективность и уникальность, сотни тысяч детей по всему миру ежегодно проходят коррекционные программы с применением этой методики. В России также накопился большой опыт применения этой методики.

Вернемся к нейроанатомии. Касалось бы, как тренировка слуховых навыков может помочь детям с моторными нарушениями? Координация движений и положения головы, рук и туловища в пространстве происходит посредством вестибулярного анализатора.

Но человеческий мозг очень экономичен и большая часть этой системы находится во внутреннем ухе и неразрывно связана со слуховой системой.

Именно поэтому многие люди с травмами мозга в области уха и коры, могут испытывать проблемы с координацией движений.

Посредством метода томатиса ребенок не просто учится «правильно слушать», но и попутно улучшает крупные двигательные навыки.

Развивается моторная составляющая и появляется чувство ритма: и движения, и звука.

Дети начинают лучше координировать свои действия в пространстве и лучше чувствуют свое тело, а последовательная тренировка двигательных и слуховых навыков заставляет мозг работать активней.

Результаты терапии связаны не только с развитием навыков говорения, но и с умением лучше понимать речь, «пережить» свое тело так четко, как до этого им не удавалось.

В ходе сеансов (в классическом варианте) ребенок слушает специально отобранные классические произведения (в частности – Моцарта из-за особой структуры звука), а также григорианское пение. Однако применяются и другие музыкальные произведения.

Основной принцип – в звучании должны размеренно чередоваться звуки высокой и низкой частот для оптимального переключения коры мозга.

Лечение помогает и детям с задержками психоречевого развития, психического развития, а также с некоторыми моторными нарушениями.

Видимые эффекты терапии

Этот раздел составлен на основе отзывов родителей, чьи дети проходили аудиовокальные тренировки томатиса, а также сюда включены и отзывы взрослых клиентов.

  • — развитие речевых и двигательных навыков: четкая артикуляция речи, уменьшение тремора, лучшая координация действий (неуклюжесть пропадает);
  • — усиление эффекта психотерапии и лечебной педагогики для детей с задержками психического развития;
  • — повышение коммуникабельности и доступности детей-аутистов;
  • — постепенное снижение частоты заикания, дислексии и дисграфии;
  • — улучшение эффектов терапии СДВГ;
  • — повышение уровня контроля над вниманием;
  • — развитие навыков понимания письменного текста;
  • — улучшение навыков восприятия устной речи (письмо под диктовку);
  • — общее улучшение слуха;
  • — взрослые отмечали ослабление депрессивных симптомов и снижение стресса.

Самое важное здесь – это помощь в развитии речевых навыков. Во-первых, недоразвитие речи заметно уже в раннем возрасте и существенно влияет на социализацию ребенка. Следствием этого становится снижение социальной компетенции, падение общего уровня развития.

Позже это может привести к серьезным трудностям в обучении и постановке неверных диагнозов об интеллектуальном снижении. На этом фоне у детей может развиваться стресс-депрессивная симптоматика.

Это комплексная проблема, которая требует комплексного лечения, а метод томатиса помогает не просто снять симптомы проблемы, но и помочь в развитии отстающих функций.

Также отмечается эффективность метода в борьбе с негативными симптомами аутизма. Однако отмечу, что, несмотря на реальную эффективность в работе с этой проблемой, метод томатиса не должен оставаться единственным в лечении детей с РАС. Подробнее о проблемах детей-аутистов можете почитать в отдельных статьях.

Долгосрочные результаты

Итак, мы рассказали о частных навыках, развивающихся в ходе лечения. В большинстве своем развиваются так называемые школьные или учебные навыки. Это важно, поскольку ребенок постепенно начинает включаться в процесс учебы не как отстающий член, а как полностью адаптированный ученик.

Также стоит отметить саму атмосферу проведения лечебных сеансов. Задумайтесь, а любят ли дети вообще посещать врачей? Маловероятно – это скучно, иногда страшно, да еще и пугает.

Однако в ходе типового сеанса по методу томатиса ребенок может преспокойно заниматься любимыми делами – играть, рисовать, заниматься лепкой или даже работать с песком. К слову, многие профильные центры обеспечивают кабинеты для томатис-процедур огромным количеством игрушек и специализированными арт-терапевтическими инструментами.

Очевидно, что это тоже дает свой результат, хотя специально этот вопрос не изучался. В любом случае – дети не то, что не скучают, они радуются во время сеанса.

Многие специалисты в этой области отмечают, что у многих детей-аутистов с ограниченным словарным запасом уже по окончанию первой сессии (это порядка 15 сеансов) начинает активно обогащаться словарь, появляется устойчивый зрительный контакт, игры приобретают нормальный характер, увеличивается число игровых действий и любимых игрушек, а внутри семьи ребенок становится более контактным.

Также томатис терапия показывает длительные и устойчивые результаты в коррекции таких проблем, как диспраксии, дисфазии, проблемы со счетом и орфографическим строем речи. Соответственно, это также влияет на школьную успеваемость и расширяет потенциал развития ребенка.

Важно отметить, что эти нарушения связаны с нейрологическими особенностями развития мозга, если у ребенка не было травм головы или нейроинфекций.

Метод томатиса, как и биоакустическая стимуляция, помогает не просто научить ребенка жить с этими симптомами, а реально влияет на мозговые источники этих проблем, постепенно уменьшая остроту патологии.

Другая проблема, о которой мало кто догадывается – это гиперчувствительность детей с аутизмом (и иногда – гиперактивностью) к звуковым раздражителям. И это остается проблемой, пока ребенок не понимает, как использовать свой чрезмерно развитый слух.

А задача томатис-подхода научить ребенка управлять этим навыком.

Опыт показывает, что после прохождения курса томатис терапии дети либо начинают лучше управлять своим слухом, либо чувствительность к звуку нормализуется, и ребенок начинает выделять в непрерывном звуковом потоке только смыслообразующие звуки.

Более того, ребенок учится направлять свой слух (например, услышать голос конкретного человека в галдящем помещении). Проще говоря, если раньше дети слышали, но не «знали», куда послать звук и как его обработать, то после томатис лечения этот навык появляется. И он остается с ребенком навсегда.

Важные дополнения

Проблемы гипер- и гипотонуса мышц, быстрой истощаемости, рассеянного внимания, а также проблемы с памятью также оказываются податливыми этому лечению.

Важно отметить, что подобные проблемы – это вторичные (и даже третичные) следствия слабости нейронных связей в мозге. Например, память. Ребенок может не запоминать материал просто потому, что он не может фокусировать внимание на нем.

А проблемы фокусировки связаны со слабостью и истощаемостью ресурсов мозга. Метод томатиса работает напрямую с источником проблем.

Благодаря такому лечению у детей появляется дополнительный потенциал к любой деятельности, повышается «психическая выносливость». Полный эффект от лечения может оценить консилиум из детских психологов, неврологов, педагогов, физиологов. Безусловно, комплексный эффект не приходит сразу, для этого требуется время, однако создается благоприятная база для развития ребенка.

Основной курс терапии состоит из трех сессий-блоков, между которыми делается длительный перерыв.

Перерыв в сеансах является важной частью, поскольку помогает мозгу окончательно установить новые нейронные связи и оптимизировать применение новых навыков, а ребенку – научиться применять их ежечасно.

При этом важно, что чем больше видимых проблем у ребенка, тем больше требуется сеансов. Это связано с тем, что под каждую проблему составлен определенный «плей-лист», который целенаправленно влияет на конкретные навыки.

И еще раз отметим, что метод томатиса направлен на развитие естественных навыков ребенка, на интеграцию слуховой системы в общую деятельность мозга. А это значит, что полученный эффект закрепляется пожизненно. При этом также отметим, что этот метод может применяться и с большинством случаев травм головного мозга.

Как работают томатис-центры?

Детское отделение восстановительного лечения и диагностики медицинского центра “Московия” работает в следующих направлениях:

Все крупные центры томатис терапии – это заведения с комплексным лечением. Легче всего найти организации, занимающиеся лечением:

1. ДЦП;2. СДВГ;3. аутизма;4. неврозов;5. речевых задержек;6. проблем с эмоциональной регуляцией и поведением;7. проблем с общением;8. школьных проблем (учеба);9. проблем внимания;10. моторных проблем;

11. слуховых нарушений.

В большинстве своем все подобные центры функционируют по принципу реабилитационных организаций. В рамках курса лечения могут совмещаться методы микрополяризации, томатис, БАС, традиционный психотерапия и тренинги, неврологическое и педиатрическое лечение.

Заключение

Несмотря на то, что я специалист из конкурирующей среды, я не могу не признать эффективности томатис терапии в лечении различных психологических и нейропсихологических проблем у детей.

В тоже время стоит отметить, что в лечении детей нельзя полагаться лишь на один метод. Например, томатис действительно помогает на нейронном уровне, оптимизируя деятельность мозга.

А мозг – это основа реальной активности и жизнедеятельности человека.

Чтобы развивать мозговой потенциал ребенка, его надо применять в реальной деятельности. В случае аутизма стоит включить и третий этап – «безопасные пробы» новых навыков в психотерапевтической среде, где ребенок может не бояться оценки, критики или встречной агрессии.

И наконец, не стоит списывать со счетов и таблеточное лечение. При тяжелых проблемах томатис способна уменьшить количество требуемого препарата, но не заменить его. Не будем забывать о том, что самое важное в любом лечении ребенка – это конечный эффект.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

Источник: http://love-mother.ru/stati/roditelyam/psihologiya-rebyonka-metod-tomatis-terapiya-dlya-detej-i-vzroslyh/

Томатис терапия или волшебная сила звука

Работа с особенными детьми: метод «Томатис»

История метода | Показания | Эффективность аудиотренировок | Как выглядит процедура | | Противопоказания | Сколько стоит | Акция | Где ведется прием

Томатис терапия, названная в честь своего создателя, профессора Альфреда Томатиса, обрела популярность во всем мире. Эта педагогическая программа применяется более 40 лет для детей и взрослых и демонстрирует блестящие результаты стимуляции работы мозга.

Автор методики француз Альфред Томатис, много лет посвятил работе с профессиональными оперными певцами и изучению их слухового аппарата. Им было установлено что ухо – не только орган слуха и вестибулярный аппарат. Именно в ухе колебания звука преобразуются в электрический импульс, который при соответствующем подходе, может стать отличным стимулятором мозга!

Особым образом подобранные комбинации звука тренируют мышцы уха, а, следовательно, мозг, что заставляет его работать быстрее, четче и эффективнее.

Без надлежащей стимуляции мозг ребенка страдает. В роли стимуляторов выступают все внешние раздражители, тренирующие нашу сенсорную (чувственную систему): свет, звук, вибрация, тактильные ощущения, запахи, вкус, температура. Внешние сигналы, словно по проводам, движутся от рецепторов к окончаниям спинного мозга и, достигая мозга, стимулируют работу его клеток. Чувственный опыт – неотъемлемое условие мозговой активности. Иногда, в силу ряда причин, время, отведенное на развитие мозга, может быть необратимо упущено. С другой стороны, существует возможность целенаправленно создавать условия для интенсивного развития мозговой активности. Такие тренировки способствуют росту клеток, укреплению связей и скорости работы мозга.

Музыкальная терапия по методу Томатиса включает ряд программ, направленных на улучшение качественных характеристик мозговой деятельности.

В их основу легли специальным образом обработанные музыкальные мелодии Моцарта, григорианские песнопения, вальс. Оборудование позволяет также использовать специально обработанный голос матери.

Музыкальные произведения предварительно особым образом модифицируют на устройстве “Электронное Ухо”, регулируя их частоту, громкость, скорость, тональность и режимы задержки воспроизведения.

Параметры подбирают так, чтобы при прослушивании музыки оказать стимулирующее воздействие на мышцы среднего уха. Ребенок слышит через наушники так, как слышал во время внутриутробного развития.

Заданные импульсы передаются в вестибулярный аппарат (отвечают за координацию, равновесие, регуляцию мышечного тонуса), к мозжечку и в лобные доли ( отвечают за речь, эмоции, адаптацию в социуме).

Показания для Томатис терапии

тренировки помогают настроить мозг на более четкую и слаженную работу. Томатис терапия может быть рекомендована:

  • для улучшения концентрации и внимания,
  • для ускорения формирования речевых навыков, способности к коммуникации, устной и письменной речи;
  • для увеличения способности к обучению, в.т.ч. с целью интенсивного погружения в новую языковую среду,
  • для коррекции психо-эмоционального фона, в т.ч. при подверженности депрессиям, для поддержания уверенности в себе;
  • для стимуляции развития двигательных и координационных навыков;
  • для улучшения быстроты реакций;
  • для развития творческого потенциала и музыкальных способностей.

Прекрасные результаты демонстрирует Томатис терапия, проведенная перед поступлением в первый класс или перед напряженным периодом школьных экзаменов. тренировки рекомендуют для более мягкого протекания адаптации к новым условиям (переезд, переход в новую школу) и в целом для гармоничного становления личности ребенка и его интеллектуальных способностей.

Неоценима роль Томатис терапии в случае обнаружения неврологической патологии. тренировки могут стать приятной и эффективной частью лечения детей со следующими заболеваниями:

Томатис терапия помогает существенно облегчить состояние ребенка и способствует его более активному вовлечению в социальную жизнь при таких тяжелых диагнозах как

Эффективность Томатис терапии

Уже в ходе курса вы сможете оценить позитивные изменения в навыках и психике ребенка. Но данная педагогическая программа дает отсроченный результат. Запущенные процессы продолжат свое действие и после окончания аудиотренировок.

Это объясняется тем, что занятия стимулируют развитие функции мозга в целом, а не просто вырабатывают условные рефлексы. На протяжении шести месяцев после проведенного курса 83% детей развили и увеличили свои достижения.

Остальные 17% детей сохранили достижения, полученные во время прохождения программы.

Исследования, полученные по результатам занятий в центре Томатис в Торонто, в которых приняли участие 400 детей и подростков, подтверждают высокие результаты метода. Все участники программы показали выраженную положительную динамику во время теста на школьную успеваемость и тестирования у психолога. 95% родителей также признали факт того, что программа помогла их детям.

Зафиксированы положительные изменения по следующим параметрам:

Рост уровня коммуникабельности – 89%

Увеличение концентрации внимания – 86%

Уменьшение уровня расстройств – 80%

Понимание чтения – 85%

Качество речи – 74%

Память – 73%

Запись по буквам – 69%

Зрелость – 84%

Заинтересовала методика Томатиса? Все вопросы в индивидуальном порядке можно обсудить на первичной БЕСПЛАТНОЙ консультаций специалиста – практика 1-го уровня по методу Томатис.

Важно, что НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго» специализируется на лечении неврологической детской патологии и располагает всем необходимым, чтоб оказать качественную комплексную помощь в развитии гармоничной личности ребенка. Для достижения более выраженного результата, в зависимости от показаний, хорошо совмещать аудитренировки с занятиями с психологом, дефектологом или логопедом.

Как происходит Томатис терапия

Проведение Томатис терапии возможно только на специальном оригинальном оборудовании под наблюдением обученного сертифицированного специалиста. Томатис терапию в Челябинске можно пройти в НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго».

Занятия проводятся индивидуально или небольшими группами до четырех человек, несколько сессий с перерывами длительностью от месяца и более. Перерывы необходимы для  закрепления запущенных в фазе стимуляции процессов, для их интеграции в психику ребенка.

Продолжительность одного занятия и их количество внутри одной сессии определяется индивидуально в зависимости от показаний и возраста ребенка. Детям от 4 лет и старше может быть предложена схема из 13 ежедневных аудитренировок по 2 часа. Малышам в два года лучше ограничиться 30 минутами, но увеличить количество занятий.

В целом программа легко адаптируется под потребности ребенка и легко переносится малышами. В Центре «Дети Индиго» для проведения Томатис терапии предусмотрены комфортные условия. Детям предлагают одеть специальные наушники.

Во время прослушивания музыки ребенок может выбрать занятие по душе: рисовать, играть в спокойные игры, спать, при необходимости – перекусить. Можно смотреть мультфильмы, но без звука. Не рекомендуется интенсивная физическая активность.

Не стоит перегружать артикуляционный аппарат – лучше позаботиться о полноценном приеме пищи заранее.

Мама может присутствовать на занятиях и оставаться в поле зрения своего ребенка.

Противопоказания

  • отит в стадии обострения,
  • выраженная судорожная готовность,
  • онкология в области уха и головного мозга.

Перед проведением Томатис терапии желательно пройти электроэнцефалограмму мозга.

Акция

Заинтересовала методика Томатиса?
Первичная консультация об особенностях программы Томатис и ее возможностях предоставляется БЕСПЛАТНО. Консультирует специалист – практик 1-го уровня по методу Томатис. На первичный курс предоставляется скидка 15%. На второй и последующие курсы скидка 10%. Количество мест ограничено. Подробнее о сроках и условиях акции здесь

Источник: http://deti-indigo74.ru/metod-lech/neurodis/tomatis

Метод Томатиса при лечении аутизма

Работа с особенными детьми: метод «Томатис»

Методика аудио тренировок «Томатис» позиционируется ее адептами как психолого-педагогическая практика, которая улучшает когнитивные, адаптационные, коммуникативные, речевые функции детей и взрослых.

Считается, что занятия, проводимые при помощи специальных аппаратов по определенной схеме, могут помочь развитию речи у детей с аутизмом, при заикании.

Так ли это на самом деле? В этом контексте интересны отзывы родителей на метод Томатиса.

Предыстория методики

Томатис терапия названа в честь своего создателя Альфреда Томатиса – французского врача отоларинголога.

Так как отец Альфреда был оперном певцом, его клиентами были в основном творческие люди — артисты и певцы, которые страдали нарушениями голоса. В процессе лечения своих клиентов, Альфред всем делал аудиограмму. Позже, он заметил некую закономерность, что у певцов потерявших голос – в определённых частотах были также нарушения слуха.

Исходя из этого, он пришел к выводу, который звучит как постулат: «Голос может воспроизвести только то, что слышит ухо»

Далее у знаменитого отоларинголога появилась заинтересованность в том, чтобы помочь человеку с развитием слуха.  Его интересовал не физический слух, а сама способность использовать этот слух – слуховое внимание, слуховая фокусировка. Так Альфред Томатис и разработал аппарат – «электронное ухо».

Томатис терапия. Что это такое?

Чтобы понять, что такое эффект Томатиса нужно понимать, что ухо – это не только орган слуха, но еще и орган вестибуляции (равновесия).

При этом есть довольно много разных исследований и наблюдений, что вестибулярная система опосредовано, связанна  с речью.

Например: маленькие дети перед запуском речи, примерно за месяц до ее появления начинают крутиться вокруг своей оси, они, таким образом, стимулируют вестибулярную систему до речевого прорыва.

Ухо состоит из трех частей:

  1. Наружная;
  2. Средняя;
  3. Внутренняя.

В средней части находятся микроскопические косточки, которые передают звук, эти косточки связывают мышцы. Таким образом, при передаче звука через наушники происходит тренировка этих микроскопических мышц.

Когда Альфред Томатис стал опробовать свой аппарат, он увидел очень странный эффект, который особенно наблюдался у детей – они становились более эмоциональными. Изначально этот эффект Томатис не пытался вызвать, т.к. у него были другие задачи, но в дальнейшем именно этот эффект влияния на эмоциональную систему стал одним из ключевых эффектов для стимуляции речи.

Электронное ухо – это аппарат, при котором полный спектр звука подается с задержками одновременно на воздушную и костную проводимость.

У детей с РАС костная проводимость развита лучше, чем воздушная.Сначала сигнал подается на костную и с некоторыми долями секунд задержек дублируется на воздушную проводимость. Таким образом, происходит «игра» между костной и воздушной проводимостью.

Кроме этого, звук подается с фильтрацией частот (низкие, средние и высокие). Считается, что низкие частоты коррелируют с моторным развитием (телесным), средние – с речевым  развитием и высокие частоты связаны с эмоциями человека.

В качестве звуков при «Томатисе» в 80% используется музыка, зачастую Моцарт, вальсы и григорианский хорал, также записанный голос матери, голос педагога и голос самого ребенка.

Музыка Моцарта используется из-за того, что в ней очень широкий спектр частот. Голос матери используется из-за того, что ребенок, еще, будучи в утробе слышал этот голос. Таким образом, при прослушивании голоса матери во время «Томатиса», ребенок возвращается в тот сенсорный опыт, который он получал внутриутробно.

Таким образом, с помощью терапии звуком решаются такие задачи:

  • Развитие слухового внимания;
  • Звук становится более комфортным;
  • Тренировка вестибулярного аппарата.

Основные принципы терапии звуком:

  • Человек может воспроизводить только то, что он слышит и только так, как именно он слышит;
  • Когда меняется слух, то меняется и голос;
  • На процесс слушания можно влиять, если менять частоту звука.

Отрицательные моменты методики Томатис

Отрицательные моменты методики:

  1. Риск перестимуляции – накопление нежелательных моментов (перевозбуждения);
  2. Появление нежелательного поведения, которое встречается и у нормотипичных детей: страхи, упрямство, эмоциональность и т.д.

Не стоит пугаться, ведь такое поведение наоборот может свидетельствовать о признаках в развитии. Например, ребенок, который ничего не боялся, может начать бояться темноты. Это тоже признак развития, который просто не очень удобный для родителей. По этому, не все отрицательные проявления однозначно отрицательные.

Как избежать рисков:

  1. Постоянная обратная связь консультанта с родителями. Очень важно, чтобы консультант «Томатис» постоянно поддерживал связь с родителями, ведь негативная реакция может возникнуть дома и в таком случае, специалист может вовремя изменить программу для ребенка в другую сторону.
  2. Постоянная обратная связь консультанта с работающими педагогами.
  3. Индивидуальная программа для каждого ребенка.

Все дети разные, по этому, программа должна быть строго индивидуальной для каждого ребенка, если одному можно проводить сеанс «Томатиса» каждый день, то другому через день или два.

Отзывы специалистов о методе «Томатис»

Отзывы специалистов о методе Томатис в основном восторженные, они утверждают следующее:

  • после занятий значительно возрастают когнитивные способности, память, способности к изучению языков
  • повышается уровень внимания
  • снижается уровень расстройств (каких именно не уточняется)
  • повышается качество речи, способность к чтению и слушанию

Данные на сайте «Логомед прогноз» приводятся по Европе, где изучались отзывы родителей о Томатис. В процентах утверждается, что 95% родителей положительно отзываются о методе Томатис в лечении детей.

Здесь же приводятся цифры, что:

  • у 83% детей улучшения сохраняются и прогрессируют в течение полугода после окончания занятий
  • у 14% детей улучшения сохраняются частично
  • 3% — полностью утрачивают приобретенные навыки без подкрепляющий занятий

Исходя из вышеизложенного — специалисты рекомендуют каждые 6 месяцев проходить поддерживающую Томатис терапию для детей с аутизмом.

Следует отметить, что стоимость часа занятий колеблется в пределах 1000 рублей. Рекомендуемый начальный курс терапии – 30 занятий.

Методика «Томатис» – что говорят родители

Отзывы родителей на форумах в сети в основном негативные или осторожные. Явные положительные изменения у детей отмечают немногие, но такие родители есть.

u-mama.ru

Томатис в УГМК – отзывы на форуме говорят о том, что занятия по этой методике назначают практически всем детям, которые проходят лечение у невролога. Родители отмечают высокую стоимость курса лечения.

Говорят о том, что назначения часто проходят без качественного предварительного обследования. В частности, Томатис не показан при эпилептической активности, а здесь на это не слишком заостряют внимание.

Родители обсуждают эффективность аналогового аппарата (оборудование Besson) и цифрового (Solisten), которые используются в сеансах аудио-коррекции. Негативные отзывы Томатис относятся к цифровому аппарату. Родители утверждают, что цифровой сигнал не действует на среднее ухо должным образом, поэтому лечебный эффект отсутствует.

В целом на данном форуме Томатис терапия по отзывам родителей эффективна:

  • при задержке речевого развития
  • при небольшой умственной отсталости, которая диагностируется как задержка психо-речевого развития

Многие родители не могут точно отнести положительные сдвиги в развитии детей к действию аудио-коррекции Томатис, поскольку с детьми параллельно ведутся другие развивающие занятия. Томатис для школьников – отзывы говорят об эффективности использования для улучшения памяти и умения концентрировать внимание на изучаемом предмете.

Как действует Томатис при заикании, отзывы не позволяют объективно оценить. Родители отмечают положительные изменения, но не могут точно отнести их к применению данной методики.

medkrug.ru

Томатис при аутизме отзывы на форуме данного сайта от пользователя Ladushki. Она пишет, что прошли с дочерью курс аудио-коррекции Томатис терапии, их отзывы, как родителей положительные.

Ребенок разговаривать не стал, но начал лучше понимать речь и реагировать на короткие просьбы что-то дать, принести, подойти.

Однако мама отмечает, что параллельно были занятия с логопедом и психологом.

otzovik.com

Пользователь to4ka1, Россия, Смоленск. Здесь подробный отзыв о Томатис для детей с задержкой речевого развития.

Мама говорит о том, что методика хорошо работает для детей с небольшими проблемами и практически бесполезна для «тяжелых» аутистов.

Использовать советует Томатис в «сотрудничестве» с логопедом и психологом, поскольку считает, что отдельно это не работает. Дополнительная стимуляция слуха помогает улучшить эффект от лечения у специалистов.

Отмечает, что чуда ждать не стоит, методика Томатис не лечение, а педагогическое коррекционное занятие. 3 курса обошлись родителям в сто тысяч рублей. Девочка стала хорошо и много говорить.

conf.7ya.ru

На сайте есть раздел конференция «Другие дети».

Здесь развернулась дискуссия по Томатис терапии — отзывы родителей противников и приверженцев не столько самого метода, сколько определенных практикующих его специалистов. В целом много положительных отзывов.

Негативные отзывы о Томатис также присутствуют. Однако в их подлинности и искренности заставляет усомниться сама дискуссия – одни хвалят доктора Жанно, другие Светлану.

Анализ сообщений позволяет сделать следующие выводы – прежде, чем заключать контракт на проведение занятий изучите документы практикующего специалиста. Неквалифицированное использование аудио аппаратуры может навредить ребенку, поскольку воздействие на слуховой аппарат достаточно мощное.

baby.ru

Форум, тема: метод Томатиса. Родители обсуждают Томатис при аутизме. Отмечают, что у детей появляются первые слова после прохождения всех 3 курсов. Значимых изменений в стереотипном поведении или социальных навыков нет.

Из негативного:

  • аутисту трудно просидеть час в наушниках
  • некоторым деткам не удается надеть наушники
  • после сеансов отмечается перевозбуждение, гиперактивность

Исходя из отзывов, «Томатис» эффективен как вспомогательный метод в реабилитации детей с задержкой речевого развития, аутизмом, умственной отсталостью. Нет однозначных свидетельств того, что критика имеет обоснованную почву. Каждому родителю придется самостоятельно решать использовать данную методику в реабилитации ребенка или воздержаться.

Источник: https://autizmy-net.ru/tomatis-terapiya-dlya-razvitiya-rechi/

Метод

Работа с особенными детьми: метод «Томатис»

Альфред Томатис родился во Франции в 1920 году. Детство, проведенное за кулисами оперного театра, где пел его отец, по всей видимости, и стало причиной его интереса к недостаткам слуха.

Впоследствии он стал известным врачом-фониатром и отоларингологом и уже в тридцатилетнем возрасте предложил свое видение данной проблемы.

Методика «Томатис», получившая название в честь создателя, требует более детального рассмотрения.

Как устроен человеческий слух?

По его мнению, ухо (орган слуха) следует воспринимать в качестве генератора, возбуждение на который оказывается звуковыми колебаниями, поступающими из внешней среды. Ещё тогда и подумать никто не мог о том, автором насколько ценной методики станет Томатис. Терапия (что это такое, вскоре узнал весь мир), согласно его исследованиям, не была похожей ни на что другое.

Этот генератор в свою очередь передает энергию головному мозгу, а через него и всему организму.

В последующем Томатис собрал доказательства в пользу того, что человек, ухо которого утратило способность воспринимать звуки высокой частоты (выше 7 – 8 кГц) или не имело его вследствие каких-либо патологий, по-другому начинает воспринимать действительность.

Произошедшие изменения влекут деградацию, провоцируют снижение энергетики. Иными словами, качественное изменение сигналов, поступающих в организм извне посредством слуха, сказывается на самочувствии и функционировании органов тела. Не проходят они бесследно как для сознания, так и подсознания человека.

Восстановление способности слышать и слушать

В ходе проводимых во второй половине 20 века исследований Томатис пришел к выводу, что утраченную функцию можно восстановить.

На это указывали следующие факты: внутренне ухо способно регенерировать, а слуховые центры полушарий головного мозга достаточно податливы для этого.

Еще одним результатом стало доказательство того, что способности органа слуха, полученные при рождении, можно качественно «улучшить».

Возможность восстановить слух посредством коррекции некоторых функций была запатентована как метод «Томатис» или АПФ (аудио-психо-фонология), сейчас широко известный и очень популярный во всем мире.

Данная методика проверена и одобрена научными и медицинскими сообществами разных стран. Сам Альфред Томатис помог более чем ста тысячам пациентов (например, Жерара Депардье заставил забыть о заикании).

Апф для детей с отклонениями

В настоящее время данный метод «Томатис» известен во всем мире. На всех континентах есть центры, где он используется.

Люди, работающие там, специализируются во многих областях науки, медицины, образования, искусства. Каждый из профессионалов осознаёт важность прохождения специализированной методики.

Томатис – терапия (что это такое, понятно из выше изложенного), к которой обращаются тысячи людей во всём мире.

-психо-фонология помогла огромному количеству детей с проблемами слуха, речевыми расстройствами, недостаточностью концентрации внимания, аутизмом, моторно-двигательными расстройствами. Депрессии также поддаются этому методу. Он помогает в изучении языков, увеличении работоспособности, уменьшении трудностей в общении, поднимает на качественно-новый уровень творческий потенциал.

Суть метода Томатиса состоит в разграничении понятий «слушать» и «слышать». Знаменитый врач называл слышание пассивным процессом. Слушание же – процесс, использующий уши на 100%.

Перед началом лечения

Прежде чем приступить к началу курса лечения, ребёнку или взрослому необходимо пройти тест и получить квалифицированную АПФ-консультацию у специалистов центра. Проверка имеет огромное значение в дальнейшей схеме применения метода, ведь с её помощью можно узнать об индивидуальных возможностях человека, выявить слабые и сильные стороны функциональности органов слуха.

Поскольку слушание – это процесс, нормальное течение которого можно выявить только косвенным путём, необходимо знать о перечне контрольных навыков. Именно они позволяют оценивать уровень слушательских способностей у детей и взрослых. Различать такие признаки по степени сложности не принято, однако они могут явно свидетельствовать о недостатке развития возможности слушания.

Принципы действия: как это работает?

Курс терапевтических занятий по методу Томатиса проводят с использованием произведений для скрипки, написанных австрийским композитором – великим Моцартом.

Специальные аранжировки позволяют создать явные контрасты в музыке, сопровождающиеся внезапными абсолютно непредсказуемыми изменениями тембра и громкости звучания, что является для мозга настоящим шоком.

Процесс помогает запустить естественные механизмы внимания.

Такие аудиотренировки представляют собой сенсорную стимуляцию, добиться которой намного проще через наушники. С помощью указанной гарнитуры передача звуковых вибраций и колебаний осуществляется намного эффективнее благодаря воздушной и костной проводимости.

Музыка, воздействуя на молоточек, стремечко и мышцы, провоцирует двигательную активность улитки и вестибулярной мембраны. В ходе подачи звуковой вибрации возникает электроимпульс, благодаря которому мозговая деятельность поддаётся дополнительной стимуляции.

Говоря проще, ухо фильтрует музыку определенным образом, заставляя слуховую систему работать лучше.

Если пациентом выступает ребёнок, то сеанс терапии выглядит приблизительно так: малышу на пару часов одевают беспроводные наушники (что позволит на протяжении всей аудиотренировки заниматься тем, чем он пожелает: играть, бегать, рисовать и т. д.), в которых звучит специальная мелодия Моцарта в правильной обработке.

Для чего нужна терапия Альфреда Томатиса?

Дети с отличным слухом могут не услышать множества элементарных вещей, не уметь концентрировать внимание на чем-либо, плохо учиться, читать с трудом. Причина всему этому одна: неумение слушать. Сегодня любой школьный психолог знает об эффективности методики Томатиса и рекомендует прохождение соответствующей терапии именно таким детям.

Человек, умеющий правильно слушать, адекватно воспринимает информацию, отсеивая ненужное. Нарушение процесса слушания и приводит к проблемам в обучении и деформации социальных навыков.

Томатис осознал необходимость обучения своих пациентов процессу слушания, что может восстановить способность к восприятию информации и отфильтровыванию лишнего. Курс Томатиса как метод имеет цель, которая состоит в улучшении способности мозга принимать и обрабатывать информацию. Восстановление и развитие данной функции дает ошеломляющие результаты.

Данную методику называют также педагогикой слушания. Она призвана развивать определенные способности и помогает избавиться от некоторых симптомов. АПФ лечит:

  • проблемы слуха;
  • речевые расстройства;
  • нарушение концентрации внимания;
  • аутизм;
  • моторно-двигательные расстройства.

Являясь развивающим приемом, этот метод:

  • качественно улучшает творческий потенциал;
  • помогает сделать скачок в развитии ребенка;
  • работает с музыкальным слухом и способностями к пению;
  • помогает повысить способность к обучению у пациентов любого возраста;
  • способствует безболезненной социальной адаптации;
  • увеличивает способность мозга к длительному восприятию;
  • влияет на развитие концентрации внимания;
  • улучшает память.

Кроме того, неоднократно былы замечены скорейшие сдвиги к быстрому запоминанию особенностей иностранного языка и даже избавлению от акцента.

Показания к прохождению АПФ-терапии

Проблемы задержки развития речи, её расстройства, неправильного произношения и заикание – основные поводы для беспокойства, которые возникают у родителей и логопедов-дефектологов.

Именно для их устранения активно работает метод Томатиса. К тому же такая терапия помогает и детям с аутизмом, тревожностью.

Самое главное, что механизмы воздействия по системе «Томатиса» помогут ребёнку избежать сложностей, обоснованных неверной разбалансировкой вестибулярной и слуховой систем.

Кроме слуховых и речевых отклонений у детей, методика способна помочь и взрослым людям. Метод «Томатис» востребован в лечении неврозов, дистрессов и депрессий у людей всех возрастов, в процессе улучшения работоспособности и повышения креативности, в качестве профилактики эмоционального выгорания и усталости.

Работа со слухом способна помочь человеку добиться самых неожиданных и приятных изменений в жизни: карьерного роста, возвращения вкуса к жизни, невосприимчивости к стрессу, способности реализоваться творчески.

Канадский эксперимент и только положительные отзывы

Многочисленные исследования подтвердили и продолжают подтверждать эффективность метода. Трудно переоценить его значимость в устранении поведенческих проблем, а также повышении способности к обучению. Более чем 400 детей младшего и подросткового возраста в Канадском центре Томатиса (Торонто) подверглись воздействию слуховой терапии.

Результаты последующего тестирования оказались более чем хорошими. Подавляющее большинство родителей признало, что улучшение в состоянии их детей было явно выраженным, и заслугой этому они считали не что иное как метод, который изобрёл Томатис. Отзывы, отмечающие положительные изменения, в очередной раз доказывают высокую эффективность и действенность терапии.

Показатели в ниже приведенной таблице впечатляют.

Достижение

Процентное соотношение испытуемых

Повысился уровень коммуникабельности

у 89%

респондентов

Увеличилась концентрация внимания

у 86 %

Уменьшился уровень расстройств

у 80%

Повысилось качество понимания чтения

у 85%

Улучшилось качество речи

у 84%

Улучшилась память

у 73%

Повысилась способность записи по буквам

у 69%

Спустя полгода 83% респондентов удалось сохранить и даже развить приобретенные качества, у 14% сохранилась часть приобретенных навыков, и только 3% из них утратили достигнутое.

Французское правительство на протяжении нескольких лет выделяло средства на внедрение программ с использованием метода Томатиса в некоторых школах. В данных программах участвовали учащиеся с наибольшими проблемами в обучении.

Надо отметить, что отсутствие в данных образовательных учреждениях условий, подходящих для внедрения и проведения подобных исследований, не повлияло на их результат.

Каждый школьный психолог, а также родители и преподаватели зафиксировали положительную динамику в развитии детей и говорили о полезности подобных мероприятий.

Эксперимент в ЮАР

В 1983 году метод Томатиса (с целью определения его эффекта) опробовали на тридцати пациентах 4-14 лет одного из Южноафриканских реабилитационных центров, которые заметно отставали в развитии, но были способны ходить и сидеть. В рамках исследования проводились серьезные эксперименты. Детей разделили на три группы:

  1. А-группа. Участники подверглись воздействию аудио-психо-фонологии (метод Томатиса) и сенсорных возбудителей.
  2. В-группа. Участники подверглись музыкальной стимуляции (эффект АПФ отсутствовал) и сенсорных возбудителей.
  3. С-группа. Участники не подвергались никаким воздействиям.

После было отмечено, что в А и В группах у участников эксперимента возросли умственные способности, но в А-группе эффект был более значимым, чем у участников из В-группы. У детей из С-группы никаких изменений не выявлено. Больше того, у детей, подвергшихся воздействию метода Томатиса, сократилось количество спонтанных ответов, речь их стала более осознанной.

Где и как применяется АПФ в России?

На протяжении последних нескольких лет ряд медицинских учреждений в России, имеющих узконаправленную специализацию, пополнил арсенал действенных терапевтических способов известными на весь мир разработками Альфреда Томатиса. Его исследования на высоком уровне удаётся подтверждать немногим учреждениям.

В частности метод «Томатис» в Москве практикует один из уникальный медицинских центров (кстати, имеющий соответствующее название – «Томатис-Москва»). В нем лечатся и проходят реабилитацию люди всех возрастов, обладающие как врожденными, так и приобретенными расстройствами физического и психического состояния.

Методы воздействия на пациентов позволяют исследовать пораженные участки головного мозга и восстанавливать утраченные функции.

Работают с пациентами только высококвалифицированные специалисты центра. Все они прошли определенный курс повышения квалификации, что отмечено в официальных сертификатах.

Почему необходимо выбирать методику Томатиса?

Применение АПФ доступно и просто. Метод совершенно безболезненный и основан на прослушивании определенных звуковых композиций (в том числе музыкальных). Никакие электронные приборы (компьютер, телефон, обыкновенный проигрыватель и т.п.) использовать нельзя по методу «Томатис».

Центр обеспечивает проведение занятий только со специальными наушниками, оснащенными дополнительным устройством. Они работают с определенными частотами, воздействуя на мышцы внутреннего уха. Приборы для прослушивания композиций АПФ выпускаются лишь несколькими предприятиями в мире.

Выбор композиций для прослушивания и ряд частот для воздействия сугубо индивидуальны. Это может решить только специалист, работающий с пациентом. Каждый человек, пришедший в центр, подвергается тщательному обследованию и проходит психолого-педагогический тест.

После этого начинается разработка композиций для коррекционной работы. Программой можно пользоваться как в центре (под наблюдением специалиста), так и в домашних условиях по методу «Томатис».

Отзывы пациентов при частичном самолечении отмечают доступную возможность распоряжения личным временем и не менее выраженные позитивные результаты.

Коррекция нарушений психического плана и связанных с ними отклонений очень кропотливая. Эти недуги не поддаются мгновенному исправлению. Длительность и индивидуальный подход способны добиться сдвига в лечении любой болезни. Метод «Томатис» занимает почетное место в галерее методик, направленных на решение проблем, связанных с мозговыми нарушениями.

Источник: http://fb.ru/article/248546/metod-tomatis-pomosch-logopeda-defektologa-i-psihologa

Хиликон
Добавить комментарий