Раннее развитие ребенка с рождения

Содержание
  1. Раннее развитие – польза или вред?
  2. Раннее развитие или раннее обучение: путаница в терминологии
  3. Польза раннего развития
  4. Вред «раннего развития» детей, а точнее вред раннего обучения чтению, счету и т.д
  5. Раннее развитие: стоит ли?
  6. Развитие ребенка с рождения — средства развития ребенка раннего возраста
  7. Развитие ребенка с рождения – особенности раннего развития детей
  8. Развитие новорожденного ребенка, основы раннего развития детей
  9. Раннее развитие или Как сделать детство ребенка ярким?
  10. Что же такое раннее развитие?
  11. Разумный подход к раннему развитию или как не перегнуть палку
  12. Не слушайте тех, кто против
  13. Методики развития детей до года
  14. Что такое «раннее развитие»
  15. Мифы о раннем развитии малышей до года
  16. Какую методику раннего развития выбрать для новорожденного
  17. Раннее развитие по Монтессори
  18. «Буквы и цифры»
  19. Игры с манкой
  20. Методика Глена Домана
  21. Методика Сесиль Лупан
  22. Как развивать ребенка с рождения до полугода
  23. Как развивать ребенка в 0-2 месяца
  24. Как развивать ребенка в 3-4 месяцев
  25. Как развивать ребенка в 5-6 месяцев

Раннее развитие – польза или вред?

Раннее развитие ребенка с рождения

С рождением ребенка новоиспеченная мама сталкивается с лавиной мнений специалистов, родственников и знакомых как на темы здоровья и физического развития малыша, так и в вопросах его обучения (да-да, с самого рождения!).

Мы живем в стремительном мире передовых технологий, который, кажется, требует адаптации интеллекта к собственным реалиям даже от маленьких детей.

Молодые родители, узнав о существовании современных методик раннего развития, уже не могут жить спокойно, их преследует страх «не успеть», поскольку «после трех уже поздно»… Однако существует и другая категория родителей, то ли ленивых, то ли наоборот, внимательно изучивших вопрос – они уверяют, что от популярного «раннего развития» вреда намного больше, чем пользы. Так ли это или мнение о вреде чтения с пеленок и других популярных методик – не более чем сгущение красок? Попробуем разобраться.

Раннее развитие или раннее обучение: путаница в терминологии

Прежде всего, давайте избавимся от неясности, вносимой термином «раннее развитие» – уж слишком замыленным он стал в наше время. Смысл же этого словосочетания обычно вкладывается разный, а подразумеваться может либо раннее развитие, либо раннее обучение. И то, и другое предусматривает воздействие на развитие детей до 3-4 лет.

Раннее развитие – это действия взрослых (и результат таких действий), стимулирующие интерес ребенка раннего возраста к познанию, самостоятельной игровой деятельности и общению.

На самом деле найти среди родителей противников собственно раннего развития невозможно: все любящие мамы и папы стремятся, чтобы их малыш был заинтересован окружающим миром, был развит как физически, так и интеллектуально.

И если ребенок немного раньше, чем его сверстники, начинает ползать, ходить и разговаривать, проявляет сообразительность в игре, придумывает неожиданные способы применения для игрушек, здесь стоит говорить именно о раннем развитии.

Конечно же, сказать, что раннее развитие, в его настоящем смысле, вредно, нельзя: цель родителей в этом случае соответствует потребностям самого ребенка – развить и раскрыть собственный потенциал.

Нешуточные споры и разногласия возникают по поводу раннего обучения, которое обычно подразумевает использование какой-либо методики. Раннее обучение представляет собой целенаправленную деятельность взрослого, в результате которой ребенок осваивает некие знания и умения.

Как правило, это запоминание символьной информации (буквы, цифры), умение читать, способность различать животных, цвета и их оттенки, и т.п.

К сожалению, довольно часто за ранним обучением стоят личные амбиции родителей, которым нравится – как бы невзначай – рассказать знакомым: «А мой трехлетка уже читает!».

Как видите, цели и результаты раннего развития и раннего обучения кардинально отличаются. Если вам хочется, чтобы ребенок был не по годам развит, потому что хотите воспитать его уникумом, не таким, как все; мечтаете, чтобы он стал тем, кем не стали вы сами, или просто был «умнее родителей» – скорее всего, вы будете стремиться, прежде всего, к раннему обучению.

Польза раннего развития

Как известно, ранний возраст (от рождения до 6 лет) – самая важная в плане восприятия часть нашей жизни, определяющая будущее развитие человека, закладывающая его способности и характер. Дети начинают впитывать в себя информацию, учиться сразу после появления на свет.

Для понимания процессов, происходящих в нашем мозге, проводилось множество экспериментов над животными.  Чем более «богата» была окружающая детеныша окружающая среда, тем с более сложными задачами он справлялся, становясь взрослой особью. С человеком всё абсолютно так же.

Недостаточная стимуляция мозга младенца приводит к практически необратимым последствиям. А лишняя информация попросту не задержится в его сознании. Поэтому сложно переоценить важность создания для ребенка стимулирующей развивающей среды и поощрения его исследовательской свободы.

Не только современные мамы, но и их мамы, бабушки, прабабушки, да и вообще – мамы во все времена – стремились развивать своих детей как физически (занимаясь с ними массажем, гимнастикой и простыми подвижными играми), так и умственно, с помощью книжек, колыбельных, общения, вовлечения малышей в жизнь взрослых. Это нормальная, свойственная каждому родителю стимуляция естественного детского стремления к знаниям, самостоятельной игре и творчеству.

Другой же вопрос – насколько полезно и целесообразно заниматься с ребенком по карточкам и кубикам, устраивать тематические недели и водить в развивающие центры? Есть ли смысл «бежать впереди паровоза», ведь читать и писать ребенок всё равно научится рано или поздно?

«Раннее развитие» в привычном для нас понимании (использование тематических карточек, специальных развивающих игрушек и пособий) имеет неоспоримые плюсы:

  1. С помощью дидактического материала вы вносите разнообразие в жизнь ребенка. В условиях города мы заперты в кирпично-бетонные коробки собственных домов, гуляем с детьми в одних и тех же дворах, мало путешествуем. Сложно сказать, наскучивает ли малышам подобное однообразие, но разноцветные карточки обычно вызывают у них интерес.
  2. Ребенок учится воспринимать и обрабатывать новую информацию. Согласно данным нейрофизиологии, именно до 3 лет формируются основные нейронные связи (около 80 %) в мозге человека. На этом и основано название знаменитой книги «После трех уже поздно» (автор Масару Ибука). Давая органам чувств ребенка адекватную нагрузку, вы научите его схватывать «на лету» новые знания.
  3. Вы имеете более-менее четкий план занятий, занимаясь с ребенком по определенным методикам. Что ни говори, воображение у всех нас разное, а сидение дома с малышом зачастую не способствует его развитию. В таких случаях рекомендации и пособия будут очень полезны, как минимум, для мамы.

Однако не стоит, опираясь лишь на эти положительные моменты, бежать сломя голову за карточками Домана или кубиками Зайцева. Противников «раннего развития» не меньше, а то и больше, чем его сторонников. И не по причине банальной лени. Все родители очень любят своих детей и, конечно, стараются дать им лучшее. Что же смущает любящих мам и пап и почему о вреде популярных методик говорят врачи?

Вред «раннего развития» детей, а точнее вред раннего обучения чтению, счету и т.д

Вред раннего обучения, к сожалению, не миф, а реальность. Отрицательные последствия образовательных «экспериментов» часто видят врачи-неврологи.

Взволнованные мамы жалуются им на неожиданно возникшие нервные расстройства, нежелание ребенка заниматься или проблемы с концентрацией.

При расспросах выясняется, что не больше месяца назад мама начала усиленно учить своего полутора-двухлетнего малыша чтению или счету…

  1. Перегрузка центральной нервной системы. Расстройства сна, головные боли, заикание, нервный тик, энурез, эндокринные нарушения, частые болезни – вот далеко не полный перечень проблем, которые могут быть вызваны психическим перенапряжением в результате занятий, не соответствующих возрасту ребенка.
  2. Развитие интеллекта в ущерб другим способностям. Как бы ни доказывали поборники систем раннего обучения их пользу, неопровержимыми являются некоторые закономерности детского развития. Мозг ребенка созревает последовательно: сначала области, отвечающие за дыхание и пищеварение, далее – зоны, связанные с движением и в последнюю очередь – обеспечивающие контроль собственных эмоций, волю и восприятие абстрактной информации. Нарушение воздействия на мозговые центры приводит к ненормальному развитию ребенка. Если мама пытается обучать азбуке грудничка, для которого восприятие букв является пока непосильной задачей, или усадить за занятия полуторагодовалого малыша, который по природе своей должен пока бегать и резвиться, познавая окружающий мир – ничего хорошего из этого, естественно, не выйдет. А если кроха и отличается «сознательностью» и действительно очень начинает радовать родителей речью, умением читать и т.п., это однозначно произойдет в ущерб другим его способностям.
  3. Снижение «пластичности» мозга. При раннем обучении ребенка родители форсируют его развитие, преждевременно обучают малыша абстрактным понятиям (буквы, цифры). Нейронные цепи, отвечающие за обработку определенной информации, с возрастом меняются, так как созревают новые области мозга. Решение несоответствующих возрасту задач приводит к необходимости задействовать те нейронные цепи, которые уже доступны. Это приводит к снижению «пластичности» мозга, не дает поменять в дальнейшем нейронную связь на более эффективную и в итоге тормозит интеллектуальное развитие. Вот почему не стоит особенно радоваться, если малыш многое знает и помнит: именно детскость мышления и непосредственность в раннем возрасте  позволят ему в будущем максимально реализовать собственные умственные способности.
  4. Функциональная несформированность лобных отделов мозга. Это грозное нарушение развития мозга может стать прямым следствием перегрузки ребенка развивающими занятиями. Несформированность лобных отделов первоначально является функциональной, а впоследствии может стать функционально-органической, то есть необратимой. Проявляется данная патология в равнодушии ребенка к учебе и заданиям, вялости на занятиях, медлительности. Он с трудом сосредотачивается и легко отвлекается; стремится упростить любую свою «работу»; речь его не отличается развернутостью.
  5. Проблемы с самооценкой могут возникнуть у детей особенно требовательных родителей, не считающихся с реальными возможностями каждого детского возраста. Если мама постоянно сравнивает своего малыша с другими, не учитывая, что темпы развития каждого ребенка сугубо индивидуальны, он вполне может начать считать себя плохим, глупым, неспособным. А низкая самооценка, в свою очередь, вызывает нежелание учиться чему бы то ни было.
  6. «Тепличность» детей, обучавшимся по методикам раннего развития. Если с ребенком занимаются преимущественно ранним обучением, а не стимуляцией его самостоятельной исследовательской деятельности, то он, несомненно, будет многое знать, рано научится читать и писать, однако нестандартного мышления, так называемого «креатива» ждать от такого ребенка не приходится.

Чтобы развеять ваши сомнения в обоснованности приведенных выше доводов, рекомендуем прочитать нашу статью Раннее развитие: врачи против! Отношение к раннему обучению официальной медицины

Раннее развитие: стоит ли?

Заниматься с ребенком по методикам раннего развития или нет, решать вам. Однако, спеша наделить малыша необходимыми в этой жизни знаниями, взвесьте все «за» и «против» каждой конкретной методики. Не увлекайтесь какой-то одной из них.

Именно такое фанатичное стремление «научить читать по Доману» или «научить счету до 3 лет» и приводит к опасным последствиям. Самостоятельное обучение ребенка чем-то напоминает самолечение.

Не забывайте о множестве примеров уже выросших «вундеркиндов», отзывающихся далеко не с восторгом о собственном детстве, учебе в школе и говорящих об отсутствии у себя внутреннего стремления к знаниям.

Как показали множественные исследования, успешность человека во взрослой жизни совершенно не зависит от того, занимались ли с ним в детстве по методикам раннего развития. Главное – любовь и взаимопонимание в семье.

Если мама не стремится только к результату, а искренне получает удовольствие от общения с крохой, пытается учиться вместе с ним и посмотреть на мир его глазами – такое раннее обучение принесет действительно ценные плоды в виде радости обоих участников процесса, взаимного доверия и получения интересного опыта.

На родителях лежит огромная ответственность, ведь плоды воспитания ребенка видны не сразу. Если вас заинтересовала определенная методика, изучите досконально ее теоретическую базу. Не настаивайте на «учебе», если ребенок в настоящий момент в ней не заинтересован.

В занятиях делайте акцент преимущественно на творческих и эстетических моментах: рисовании, лепке, танцах, музыке и пении. Помните о необходимости и даже первостепенности эмоционального развития – простого общения, маминых поцелуев и объятий. Стимулируйте не только запланированные вами игры, но и самостоятельный исследовательский интерес малыша.

При адекватном отношении родителей к развитию и обучению они принесут ребенку только пользу.

Здоровья и своевременного развития вашим детям!

Специально для lovingmama.ru

Фото из фотостока photl.com

Источник: http://LovingMama.ru/article/605-rannee-razvitie-polza-ili-vred

Развитие ребенка с рождения — средства развития ребенка раннего возраста

Раннее развитие ребенка с рождения

Правильный уход за ребенком с рождения до года,  развитие любознательности, речи, кругозора и мышления — вот тема данной статьи. Причем, методика развития ребенка до 1 года, предложенная мною — проста и не требует отдельных усилий и времени от молодых родителей. А вот пользу развития ребенка в раннем детстве — она способна принести неоценимую!

Новорожденный малыш не очень обрадуется тому, если вы будете бесконечно сильно трясти погремушками и пытаться развлекать его «как только можно». Напротив, новорожденные малыши очень чутко реагирует на естественные звуки, к которым они уже привыкли частично (находясь в маме). Например, скрип двери, шум улицы, голос радиоприемника или телевизора, тиканье часов и так далее.

Раннее обучение, развитие ребенка — не предполагает того, чтобы читать книжки малышу сутками напролет. В первые месяцы жизни ему это не интересно. Английский язык — тоже врятли будет ему интересен.

Но есть эффективные средства развития ребенка раннего возраста — ваше общение с новорожденным ребенком и далее на протяжении детства. Книжки также выполняют отличную функцию в развитии детей, но их стоит вводить в методику развития уже после одного года. А в период времени с рождения до года — лучшее средство развития — ваше общение с ребенком.

Развитие ребенка с рождения – особенности раннего развития детей

Чтобы ваш ребенок вырос развитым, умным, с широким кругозором — необходимо сразу с момента его рождения как можно больше говорить с ним. Лучше не оставлять его одного в кроватке, а носить с собой в специальном устройстве для переноса малышей на теле.

Объясняйте голосом малышу все, что вы видите, слышите, делаете, зачем вы это делаете. Другими словами, озвучивайте все свои мысли ( в рамках разумного конечно), ребенку это будет полезно и интересно! Лучшее средства развития ребенка раннего возраста — ваше постоянное общение с ним голосом.

Малыш очень быстро будет впитывать информацию, и, уж точно быстрее сверстников, станет ориентироваться в окружающей среде и жизни. Будет знать что такое зонт, ключ, скрип замка и папа, вернувшиеся с работы. Как стучит дождь по карнизу и так далее. Поверьте это очень важно!

Именно так вы привьете своему ребенку чувство интереса к окружающему миру, здоровое любопытство, логику и мышление. Таким детям гораздо легче будет учиться и найти свое место в жизни, окружив себя достойным комфортом и интересным занятием в профессиональной области деятельности.

Именно такие детки гораздо более предрасположены к успеху.

Старайтесь дать новорожденному малышу такое конкурентное преимущество! Развития ребенка в раннем детстве должно быть основано на вашем постоянном диалоге с ним (даже если он пока не говорит, все равно задавайте вопросы ему во время общения, делайте паузу и отвечайте сами на них, начав со слов «Конечно, …» ; « Ты прав, …»; «Правильно, …»)

Развитие новорожденного ребенка, основы раннего развития детей

О развитии новорожденного ребенка я вам более менее рассказал выше. Еще немного уточнений. Не удивляйтесь, но самое лучшее развитие эмоциональности у новорожденного ребёнка происходит тогда, когда он, находясь в непосредственном контакте с родителем, слушает его «пояснения» по-поводу того, что его окружает, ведь это для него – целый мир, а вы – проводник.

И то, с какими чувствами вы будете его погружать в этот мир, с чувством доверия и открытости или с чувством настороженности и всюду представляющейся опасности, таким и будет воспринимать ваш подрастающий малыш всё то, что его окружает.

Поэтому, не стесняйтесь тратить слова, описывая его новую игрушку, какая она на ощупь, одушевляйте её, относитесь к ней бережно, а не запихивайте в коробку, и возможно ваш ребёнок вырастет чувственной и творческой личностью.

Развитие речи с рождения

Как быстро начнет говорить ваш малыш — зависит от того, насколько правильно вы занимаетесь с новорожденным малышом. Чем больше вы будете разговаривать с ребенком (о том, как это делать я написал выше), тем быстрее ваш малыш начнет говорить.

Любите своих детей, инвестируйте в своих детей время, любовь и заботу. Занимайтесь с ними, разговаривайте, объясняйте! И помните, никакие деньги и няни не заменят любви и внимания истинных родителей! Дети, которые с первого дня рождения росли на руках любящих пап и мам — более развиты, уверены в себе, лучше адаптируются в тех или иных ситуациях.

Не упустите эффективный период жизни ребенка (с точки зрения развития малыша) — с момента рождения до года. Наполните первый год жизни новорожденного общением — ваш малыш потом скажет за это вам спасибо!

P.S. Я намеренно ничего не говорил о развитии моторики и других общеизвестных методиках развития ребенка в первый год жизни. Это все, без сомнения, необходимо и важно. Но это вы итак знаете (или вам подскажут).

А вот про общение с ребенком — многие забывают, потому что даже не предполагают — насколько огромную пользу принесет в будущем ребенку ваше осмысленное, направленное на развитие общение в течение его первого года жизни.

Источник: http://andreybobkov.com/zdorovye-rebenka/razvitie-rebenka-s-rozhdeniya-sredstva-razvitiya-rebenka-rannego-vozrasta.html

Раннее развитие или Как сделать детство ребенка ярким?

Раннее развитие ребенка с рождения

2015-03-07

Пожалуй, сейчас нет такой мамы, которая не слышала бы термин «раннее развитие». Однако мнения относительно его полезности среди родителей существенно расходятся.

Одни мамы с упоением учат малыша читать уже с 6 месяцев, другие убеждены в том, что занятия в столь раннем возрасте оказывают негативное влияние на психику ребенка и лишают его детства.

Так кто же прав? Мне кажется, большинство разногласий связано с тем, что все по-разному понимают выражение «раннее развитие ребенка». Попробуем разобраться, что же это такое и как оно может повлиять на вашего малыша.

Некоторое время назад учеными был выявлен один важный факт – к концу третьего года жизни клетки головного мозга завершают свое формирование на 70%, а к шести-семи годам – на 90%.

Получается, что, начинать обучать ребенка только в 7 лет – значит упустить очень ценное время и не использовать врожденный потенциал ребенка.

И наоборот, если заниматься развитием ребенка в этот «продуктивный» период, то будет хорошая «стартовая площадка» для дальнейшего обучения.

Ребенок рождается с огромным интересом к окружающему миру, его организм настроен на бурную деятельность, он жадно вбирает любую информацию, запоминая ее со скоростью, которая нам, взрослым, и не снилась.

Мозг ребенка все время работает, учится сравнивать и делать выводы.

Если мы активно занимаемся с малышом в первые годы его жизни, мы просто расширяем информационное пространство ребенка и даем ему возможность хотя бы немного удовлетворить его потребность в знаниях об окружающем мире.

Итак, раннее развитие предполагает интенсивное развитие способностей ребенка от рождения до 3 (максимум до 6) лет. Только вот понимание значения слова «интенсивное» у всех разное.

Многие люди, говоря о раннем развитии, представляют малышей, зубрящих буквы и цифры и не имеющих ни одной свободной минуточки для свободной игры и общения со сверстниками. К сожалению, надо признать, что последователи такого подхода к раннему развитию действительно имеются.

Такие родители упорно развивают своих детей до тех пор, пока совершенно не отобьют у них желание к какому-либо обучению. Этот подход к раннему развитию вряд ли можно назвать правильным, т.к. он ведет в никуда и вряд ли может сделать ребенка счастливым.

Что же такое раннее развитие?

В первую очередь это интересная игра, которая призвана сделать жизнь ребенка увлекательной. Как говорил Масару Ибука

«Основная цель раннего развития – это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта.

Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу.

Главное развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире»

Итак, раннее развитие в правильном, на мой взгляд, понимании – это:

  • Специально созданная развивающая среда, наполненная интересными предметами и игрушками, дающими много самых разных тактильных, зрительных и звуковых ощущений, способствующих сенсорному развитию ребенку.
  • Активное участие мамы в жизни ребенка, стремление сделать жизнь малыша интересной, красочной, много совместных игр, творческий подход к занятиям. Мало купить развивающие игрушки, нужно «обыграть» их вместе с малышом.
  • Постоянные беседы и обсуждения всего происходящего вокруг, чтение книг.
  • Рисование, лепка, аппликация, музыка, подвижные игры, сюжетные игры.
  • Знакомство с окружающим миром посредством карточек, книг и других пособий (например, изучение животных, овощей, фруктов, профессий и т.п.) Как не переборщить с обучением по карточкам, читайте здесь.

Разумный подход к раннему развитию или как не перегнуть палку

Когда Таисия только родилась я, как и многие мамы, с опаской относилась к интенсивному раннему развитию. Вдруг навредит эмоциональному здоровью дочери? Ведь именно этим пугают психологи.

Но когда я начала подробнее вникать в суть разнообразных методик и занятий, поняла, что раннее развитие, если подходить к нему без фанатизма, это вовсе не зубрежка и натаскивание, а интересные игры, которые призваны сделать детство ребенка ярче и интереснее. Только очень-очень важно с этими самыми играми не переусердствовать.

 Не нужно воспринимать слова «раннее развитие» как «растим гения!», беспрерывно приставать к малышу с занятиями, не оставляя ему ни минуточки отдыха и свободной игры.

Часто родители пытаются реализовать собственные амбиции и несбывшиеся мечты за счет ребенка, либо же им хочется, чтобы их ребенок непременно был развит лучше, чем соседский. В погоне за результатом можно перегрузить ребенка и отбить у него всякое желание заниматься вообще.

  1. Предоставлять ребенку как можно больше свободы в выборе занятия. Не навязывать тех занятий, которые ему не интересны. Возможно, вы бывали в ситуации, когда вам кажется, что малышу надо бы порисовать, потому что давненько он не брался за карандаш, но он почему-то наотрез отказывается.

    Не настаивайте! Я не раз замечала, что такие занятия «через силу» только отбивают у Таисии какое-либо желание. А, если и удастся ее уговорить, она все равно потом сидит недовольная и нехотя водит карандашом по бумаге. Не хочется сейчас рисовать – это право ребенка, у всех свои интересы.

    Вполне возможно, что завтра или даже через недельку у ребенка появится желание.

  2. Прекращать занятие прежде, чем оно наскучит ребенку.

     Мне, например, не раз приходилось сталкиваться с ситуацией, когда, казалось бы, только начав склеивать какую-нибудь поделку или возводить постройку из кубиков, Таисия теряла к ней интерес и отказывалась продолжать занятие.

    Но я то бросать начатое не привыкла, мне же нужно доделать! Тут сразу возникает соблазн во что бы то ни стало уговорить дочку закончить начатое. Однако, как показывает опыт, такие вот уговоры ни к чему хорошему не приводят.

    Даже если ребенок согласится, он будет делать все без желания, а в следующий раз на подобное занятие вообще смотреть не захочет. Предложить продолжить, конечно, нужно, но без какого-либо давления! А вообще лучше заведомо предлагать ребенку не слишком сложные поделки и занятия, чтобы у малыша хватило терпения до конца.

  3. Стараться превращать любое занятие в игру. Пускай это будет не «Так, а сейчас мы собираем пирамидку», а веселая сценка, к вам придет мишка и позовет вместе играть, у него, конечно, ничего не будут получаться, колечки будут выпадать, и малыш обязательно захочет помочь неуклюжему мишке.

  4. Не устанавливать норм по времени и количеству занятий в день. Всякое может случиться: малышу может нездоровиться, у него плохое настроение, он увлечен новой игрушкой или у вас срочные дела. Не нужно стараться во чтобы то ни стало выполнить дневную норму по занятиям, да еще и корить себя потом за недостигнутый результат.

  5. Не нагружать малыша знаниями «про запас». Старайтесь, чтобы изучаемая информация соответствовала интересам и возрасту малыша, чтобы он смог ее в ближайшее время использовать.

    Например, изучайте геометрические фигуры тогда, когда малышу уже будет интересно играть с геометрическими рамками-вкладышами и сортерами, цвета — когда ребенок уже способен их различать (после года) и т.д.

  6. Никогда не сравнивать малыша с другими детьми (хотя это очень трудно, по себе знаю:)), все дети разные, у всех свои склонности! Всегда оценивайте развитие малыша не по отношению к соседскому мальчику Пете, а по отношению только к самому ребенку. Благодаря вашим занятиям ребенок развивается раньше, полноценнее, чем мог бы, если бы вы вообще не обращали на его развитие никакого внимания.

Итак, занимаясь развитием малыша, помните, что ваша первоочередная задача сделать ребенка счастливым! Интеллектуальное развитие – это еще не самое главное в жизни. Важно сохранить добрые отношения с малышом, сохранить и поддержать в нем творческие задатки, умение чувствовать и сопереживать.

Не слушайте тех, кто против

Если вы задумываетесь о необходимости раннего развития или уже являетесь его сторонником, вам, наверняка, приходилось сталкиваться и с противниками развития детей в раннем возрасте. Один из основных аргументов таких советчиков – «У ребенка должно быть детство».

Как правило, используют его те люди, которые не до конца понимают суть развития в раннем возрасте.

Вероятно, по их мнению, счастливое детство – это беззаботные игры с куклами у девочек и с машинками у мальчиков (а что еще?), бесцельное болтание на улице или по квартире из угла в угол и никаких умственных нагрузок («это тебе еще рано»).

Скорее всего, противники дошкольного развития детей никогда не видели, как у одно-двухлетнего ребенка горят глаза, когда он собирает пазл или вырезает ножницами, когда он просит «Мама, давай еще поговорим по-английски» или когда увлеченно пересказывает любимые стихи и поет песни.

Стоит также заметить, что детям, с которыми постоянно занимались в раннем детстве, гораздо легче приходится в школе и во взрослой жизни, они более усидчивы и восприимчивы к знаниям. Детям же, воспитанным по принципу «счастливого детства без лишних нагрузок», действительно нелегко будет смириться с неожиданно свалившейся на их голову необходимостью учиться.

Итак, если вы решили, что раннее развитие — это для вас, то обязательно приступайте.

Вскоре я обязательно постараюсь написать статью, в которой рассмотрю преимущества и недостатки наиболее популярных развивающих методик. Возможно, она кому-то поможет определиться со «стратегия развития».

На сайте вы также найдете много полезных материалов, которые помогут вам при подготовке занятий с малышом. Например,

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ТЕСТОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ГОДА

МЕТОДИКА ДОМАНА. КАК ЗАНИМАТЬСЯ? И СТОИТ ЛИ?

МЕТОДИКА МОНТЕССОРИ: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Искренне ваша, Яна Разначенко

Источник: https://jili-blog.ru/rannee-razvitie-rebenka.html

Методики развития детей до года

Раннее развитие ребенка с рождения

Раннее развитие сегодня является одним из самых популярных словосочетаний в обсуждении детей и их достижений к определенному возрасту.

Каждой мамочке хочется, чтобы ее ребенок был самым умным, развитым и выделялся на фоне сверстников.

Как этого добиться? Как раскрыть природный интеллектуальный потенциал крохи и не навредить ему чрезмерными нагрузками? Как правильно и по какой методике организовать занятия по раннему развитию у деток до года?

Что такое «раннее развитие»

Многие знакомы со словосочетанием «раннее развитие», но не все четко представляют, что же это такое. Вокруг множества методик витает огромное количество мифов. У воспитания ребенка в таком ключе существуют как поклонники, так и те, кто настроен резко негативно. На самом деле все не так сложно и страшно, как кажется на первый взгляд.

Раннее развитие – это комплексный подход к воспитанию ребенка, когда игры, занятия и общение в семье направлены на максимальное раскрытие умственного и физического потенциала малыша. Причем начинать эти занятия следует не с 3-4 лет, как это было принято раньше, а прямо с первых месяцев жизни.

Мифы о раннем развитии малышей до года

  1. Деткам до года сложно донести какую-либо информацию, поэтому какие-то занятия и методики просто бессмысленны.
  2. Это в корне неверно! Да, дети первого года жизни больше основываются на чувствах, а не на разуме, но их вполне можно научить многим вещам.

    Занятия будут отлично способствовать психомоторному развитию, что, в свою очередь, прекрасно скажется на физических и интеллектуальных навыках ребенка.

  3. Раннее развитие опасно для детей, не достигших полуторагодовалого-двухлетнего возраста.
  4. Это опять же не совсем верно.

    Любая опасность может быть связана с фанатичным желанием мамочки любыми средствами развить своего ребенка и дать ему энциклопедические знания. Перегрузки, действительно, могут быть опасны для крохи.

    Но если занятия не навязываются малышу силой и не занимают много времени, то ничего, кроме пользы, они не принесут.

  5. Раннее развитие – это очень сложно.

Ничего сложного нет! С детьми нужно просто играть, как это делают мамы каждый день.

Только игры и занятия выбирать такие, чтобы они не только позволяли весело провести время, но и учили чему-то кроху, а также развивали его психику, моторику, сенсорику, позволяли познавать окружающий мир.

Какую методику раннего развития выбрать для новорожденного

Методики раннего развития весьма разнообразны, среди них непросто выбрать какую-то одну. Но этого и не требуется. Можно ознакомиться со всеми и выбрать то, что наиболее интересно и комфортно и ребенку, и родителям.

Развивать своего малыша можно по какой-то одной методе или сделать «сборную солянку» из нескольких. Некоторые мамочки предпочитают самостоятельно подобрать занятия и игры для крохи на основе изученных материалов. Главное, ориентироваться на то, как ребенок реагирует на занятия.

Если малышу нравится и он с удовольствием принимает участие в развивающих играх, то все в порядке и можно продолжать обучение. Но в случае, когда мама видит, что ребенку тяжело, он не может понять смысл занятия или скучает, что ему не интересно, то следует более тщательно подбирать методики развития.

Когда речь идет о развитии новорожденных деток, то тут можно выделить несколько основных методик:

Раннее развитие по Монтессори

Девиз этой методики «Научи меня, чтобы я мог делать это сам!». Но в случае с грудничками подход немного иной. Для детей первого года жизни важно развитие сенсорики – развитие органов чувств, которое помогает человеку воспринимать и оценивать окружающий мир. Во многом именно на это направлены занятия по Монтессори для малышей в возрасте до года.

Совсем не обязательно искать и покупать специальные материалы Монтессори и обучающие методички, которые помогут организовать занятия с малышом. Все вспомогательные развивающие «игрушки» можно сделать самостоятельно или приобрести в обычном детском супермаркете

Занятия по данной системе могут быть следующие:

«Буквы и цифры»

Понадобятся крупные (с ладонь взрослого человека) буквы и цифры из фактурной и яркой ткани (фетр, махровая ткань, бархат). Их нужно сшить в виде подушечек и наполнить разными наполнителями – синтепон, крупа, бумага, опилки, пенопластовые шарики, мех и т.д. Нужно давать ребенку эти подушечки и каждый раз четко проговаривать название букв и цифр.

Советуем почитать:Развивающие игрушки для новорожденных

Ощупывая их, малыш будет развивать мелкую моторику, цветовосприятие, а также в будущем у него гораздо легче будут обстоять дела с разучиванием алфавита, чтением и счетом, ведь буквы и цифры будут уже знакомы ребенку.

Такие занятия с новорожденным можно начинать уже с первого-второго месяца жизни. Просто вкладывать буковку или цифру в ручку малыша. Делать это можно несколько раз на протяжении дня. Далее, когда ребенок будет сам тянуться к предметам и брать их в руки, можно класть его на животик и раскладывать вокруг него обучающий материал.

Это еще и будет способствовать физическому развитию, ведь, чтобы добраться до самой интересной буковки, ему придется потянуться или попробовать проползти несколько сантиметров.

Игры с манкой

К этому занятию вообще не нужно готовиться. Достаточно посадить малыша на пол, перед ним положить поднос или постелить газеты и насыпать манку ровным слоем. Теперь можно рисовать на ней узоры, щупать ее, сыпать вокруг, пробовать на язык, писать пальчиком буквы и цифры.

Методика Глена Домана

Эта методика основана на сочетании физического и умственного развития ребенка. В случае с детьми одно неотделимо от другого, поэтому необходимо гармонично сочетать занятия, которые направлены на психомоторное развитие детей до года, а также раскрытие их интеллектуального потенциала.

Доман в своих исследованиях выяснил, что, чем больше ребенок двигается, тем более успешно он осваивает любые новые знания и навыки. Потенциал мозга и тела малыша огромен, нужно лишь помочь ему реализоваться.

Любое занятие по методике Домана должно длиться всего несколько минут, ребенок ни в коем случае не должен утомиться

Методика основана на демонстрации карточек, на которых нанесены различные изображения, буквы, цифры, фото. Карточки показываются по нескольку штук по очереди, названия изображенных на картинках предметов тщательно проговариваются.

Такие занятия проводятся несколько раз в день, а все остальное время должны занимать активные подвижные игры, направленные на физическое развитие.

Благодаря таким занятиям, дети легко изучают алфавит, счет, названия предметов обихода, мировые достопримечательности, иностранные слова.

Разумеется, начинать заниматься карточками с рождения не стоит. Это слишком рано. Занятия лучше начать с 9-ти –10-ти месячного возраста.

Для начала на карточки можно поместить предметы быта (стул, стол, тарелку, стакан), животных (кошка, собака, заяц), игрушки (мяч, пирамидку, машинку). С возрастом можно расширять и усложнять сферы обучения, вводить алфавит и цифры, слова на русском и иностранном языках.

Большое значение следует уделить физическому развитию ребенка, выбирая подвижные игры с мячом, больше гулять на улице, активно учить кроху ползать и ходить.

«Грудничковое рисование» – очень популярная методика, которая в европейских странах известна и практикуется не один десяток лет. По этой методе детки начинают рисовать с полугодовалого возраста или даже раньше, при условии, что ребенок хорошо сидит. Для этого используются пальчики, ладошки, ножки и яркие безопасные нетоксичные краски.

Такие занятия очень хорошо помогают развивать ребенка творчески, положительно влияют на психоэмоциональное становление личности, а также способствуют развитию мелкой моторики и сенсорики.

Развлекать и обучать ребенка с помощью «грудничкового рисования» можно 2-3 раза в неделю

Для занятия понадобятся нетоксичные качественные краски нескольких ярких оттенков, которые должны быть специальные, достаточно жидкие, чтобы рисовать без добавления воды (можно использовать фирмы SES, Stilla), а также:

  • удобные емкости для красок (устойчивые баночки с широким горлом);
  • большой лист ватмана (чем больше, тем лучше);
  • клеенка, чтобы подстелить ее под «художника» и его творение.

До начала работы нужно расстелить на полу клеенку, разложить ватман таким образом, чтобы он не скручивался в трубочку, можно придавить концы чем-нибудь тяжелым. Рядом расставить баночки с краской. Затем нужно показать малышу, что делать. Для этого нужно обмакнуть палец в краску и нарисовать что-то на бумаге. Дальше ребенок будет действовать сам.

Не нужно пытаться учить его рисовать что-то определенное, нельзя подавлять порывы самовыражения. Пусть кроха рисует то, что хочет, любыми цветами, используя все части тела. Если хочется показать пример, то можно рисовать что-то рядом с ребенком, но не заставлять его делать то же самое.

Методика Сесиль Лупан

Методика Сесиль Лупан для деток первого года жизни основана на развитии основных чувств ребенка, становлении его физиологии и психоэмоционального фона. При этом она не настаивает на использовании каких-то специальных методических материалов и приспособлений.

Все занятия можно проводить в повседневной обстановке с привычными предметами. Начинать развивать ребенка по системе Лупан можно уже с первого месяца жизни

Физическое развитие ребенка основывается на ежедневной гимнастике, подвижном купании с кругом на шее, массаже, а также играх, стимулирующих двигательные навыки – ползание и ходьба.

  • Слух нужно развивать, постоянно разговаривая с малышом, обращаясь к нему, также нужно активно использовать песенки, стихи, сказки.
  • Зрение развивается с помощью ярких погремушек, подвесных игрушек для кроватки и коляски. Для малышей с полугода можно использовать карточки с различными предметами (изображения должны быть цветными и черно-белыми). Также в кроватке можно закрепить небольшое зеркальце, чтобы малыш мог видеть в нем себя.
  • Осязание развивается с помощью предметов, разных по форме, текстуре, величине. Можно купить различные игрушки или сделать своими руками мешочки из разной ткани, наполнив их разнообразными наполнителями (сахар, мех, лоскутки, вата, горох и т.д).
  • Обоняние можно развить, давая ребенку нюхать разные саше из натуральных трав (здесь надо быть осторожным, если малыш аллергик или астматик, то лучше такие занятия не проводить). Также можно просто приносить ребенка на кухню во время приготовления пищи или в ванной разрешать ему понюхать мыло или гель для душа.
  • Вкус развивается по мере взросления с введением новой пищи. Нужно стараться кормить малыша как можно более разнообразно. Разумеется, не нужно фанатично пихать в ребенка все, что под руку попадет. Но разнообразить рацион новыми блюдами из разрешенных продуктов необходимо.

Заниматься или нет с ребенком ранним развитием, каждая мамочка решает сама, но обратить внимание на популярные, завоевавшие доверие методики определенно стоит. При разумном подходе они принесут малышу много пользы, а маме дают больше поводов гордиться своим малышом.

Источник: http://mladeni.ru/obshee/metodiki-razvitiya-detey-do-goda

Как развивать ребенка с рождения до полугода

Раннее развитие ребенка с рождения

Как развивать ребенка, интересует многих мам. При чем современные мамы готовы заниматься развитием малышей буквально с первых дней жизни. И в этом нет ничего удивительного – современный мир диктует свои условия да и дети, которые рождаются, они гораздо смышленее своих родителей. Итак, как развивать ребенка в первые полгода его жизни?

Как развивать ребенка в 0-2 месяца

Ничего сложного в раннем развитии нет. С первых дней жизни малышу важно как можно чаще видеть мамино лицо, ее мимику с близкого расстояния. Такую возможность нужно дать ему при кормлении. Когда ребенку 2 месяца, он отлично узнает маму по запаху. Поэтому нежелательно использование духов или туалетной воды с  резким запахом.

Важную роль в жизни грудного ребенка имеют тактильные контакты. Чтобы их разнообразить, при купании грудного ребенка на дно детской ванночки можно положить махровое полотенце. Почаще берите малыша на руки, делайте ему массаж и просто гладьте его ручки, ножку, спинку.

Чтобы обеспечить ребенку общение и возможность овладеть интонациями родного языка, с ним нужно как можно чаще разговаривать. При этом, ребенок должен слышать голоса с различной интонацией. Речь должна быть взрослой, без сюсюканий и коверканий слов.

О чем говорить с таким крохой? О том, как вы его любите, о том, чем вы занимаетесь в настоящее время и чем будете заниматься с ним дальше. Прикасаясь к частям тела ребенка во время одевания и купания, можно называть их.Для развития зрения можно показывать ребенку сочетание черного и белого цветов.

К примеру, сшить полосатый чехол для бутылочки, если ребенок питается смесью.Ни в коем случае не стоит забывать о физическом развитии ребенка. Когда ребенок не спит, нужно менять положение его тела, класть его на бочок, выкладывать на животик.Помимо звуков маминого голоса, ребенок должен слышать и другие звуки.

Можно позвенеть ему колокольчиком, познакомить с другими звуками в его окружении, включать для него приятную музыку, греметь погремушками, и др. Очень полезны совместные танцы с малышом под музыку: в ритме спокойного танца ребенок очень хорошо успокаивается.

С грудным ребенком месяцев можно уже даже начать играть в игры. Первой игрой обычно становится игра в прятки: мама может, одевая ребенка, прикрыть свое лицо пеленкой или вещами, а затем показать лицо со словами «ку-ку».

Как развивать ребенка в 3-4 месяцев

Возраст 3 месяца считается для детей, в определенной степени, переходным. Малыш уже многое умеет, и учится очень быстро.На четвертом месяце необходимо стимулировать и зрение, и слух, и двигательную активность крохи.

В этом помогут те же упражнения, что вы делали с ним до этого. Теперь для развития слуха можно начать произносить звуки, которые издают животные. Маме желательно постоянно разучивать новые стишки, песенки и потешки.

Когда ребенок переодевается или купается, занимается гимнастикой или ему делают массаж, можно разнообразить активность произнесением этих стишков.С малышом по-прежнему можно играть в прятки. А для других игр пользоваться яркими и по-разному звучащими погремушками.

Можно познакомить ребенка со звуком часов, если он достаточно громкий. Обратить внимание, прислушивается ли он.

Малыша полезно оставлять голеньким на разных видах поверхностей. Это позволит нормально развиваться его тактильным ощущениям. Для нормального развития ребенка очень важны не только тактильные прикосновения, но и массаж.

Как известно, в течение первого года  жизни необходимо провести не менее 4 профессиональных курсов массажа. А мама каждый день может сама делать простейший массаж: гладить животик, ручки и ножки, сгибать и разгибать конечности малыша. Очень полезны для ребенка круговые движения тазобедренных суставов.

Если ребенок еще не переворачивается сам, ему нужно помогать это делать, удерживая за ножки. Чтобы ребенок вовремя научился садиться, в этом возрасте его полезно брать за ручки и «присаживать» — но не сажать! Важно только следить за тем, чтобы ребенку при этом было комфортно.

Получив эти знания о том, как развивать ребенка 4 месяцев, вы, несомненно, будете проводить свое время с ним более плодотворно.

Как развивать ребенка в 5-6 месяцев

Каждый месяц жизни ребенка приносит ему новые умения. Когда малышу исполнилось 5 месяцев жизни, появляются новые составляющие.Если вы не делали этого раньше, перед сном ребенку можно начать петь колыбельные. Желательно выбрать из своего репертуара одну, которая теперь начнет ассоциироваться у ребенка с засыпанием.

Продолжаем развивать вестибулярный аппарат с помощью фитбола или кресла-качалки.Продолжаем делать массаж: либо перед купанием, либо после него, чтобы расслабить и успокоить малыша.Для развития координации можно сделать следующее: из детского одеяла изготовить небольшой валик и положить его под грудь ребенка.

Опираясь на этот валик, малышу будет удобно хватать рукой игрушки, разложенные перед ним. Когда ребенок находится на игровом коврике, нужно следить за тем, чтобы положение его тела постоянно менялось.

Делая с ребенком зарядку, можно сопровождать ее песенками о тех движениях, которые вы делаете: придумывать песенки можно и самим по ходу дела. Это позволит ребенку ознакомиться и с частями тела, и с описанием различных движений.Малышу по-прежнему нравится игра в прятки.

Теперь уже можно не только прикрывать свое лицо, но и прятаться полностью, к примеру, за шторой. При этом, выглядывать из-за шторы с различных сторон, чтобы развивать внимание ребенка.

Чтобы стимулировать ребенка к движению, можно надеть на его ножку яркий полосатый носок или колокольчик. Пытаясь их достать, он будет больше двигаться, и движения его будут более скоординированными. Зная, как развивать ребенка, вы сделаете его бодрствование гораздо более интересным и насыщенным.

Как развивать ребенка в 6-7 месяцев? Читайте в этой статье: http://www.kraskizhizni.com/baby/0-1/3860-kak-razvivat-rebenka-v-6-7-mesyatsev

Источник: http://www.kraskizhizni.com/baby/0-1/2818-kak-razvivat-rebenka-do-polugoda

Хиликон
Добавить комментарий