Развитие тактильных ощущений

Развиваем тактильные ощущения

Развитие тактильных ощущений

в журнале “Мама, это я!” №4/200904.08.11

Раннее знакомство с прекрасным формирует вкус и развивает интеллект, а ребенок получает новые яркие и очень приятные ощущения.

Как-то так устоялось мнение, что новорожденный ребенок все больше сосредоточен на своем внутреннем мире и новых ощущениях. Ребенок растет, и в какой-то момент развитие и интерес к окружающему пространству начинаем подогревать мы, родители.

Юный испытатель с огромным любопытством смотрит на все окружающее, а заботливые мама и папа подкладывают красивые игрушки, яркие картинки и книжки любимому малышу.

Ребенок впервые приоткрывает двери в мир красоты и гармонии, а цвет и тактильные ощущения – это золотой ключик, впускающий в мир искусства.

Цвет вокруг

Для самых маленьких детей подходит прием «Цвет вокруг». Малышам приятно смотреть на яркое и красивое. Этот прием можно использовать даже во время купания. Ведь есть детки, которые, ну, никак не хотят погружаться в воду. Возможно, им становится просто скучно, а сконцентрировать внимание не на чем.

И, правда, зачем купаться просто так? И в ванной может быть не менее интересно и весело, чем в комнате. Для начала запасаемся яркими аксессуарами: пусть полотенца на крючках, губки, шторка и прочая утварь будут сочных тонов. Чувствуете сами, как уже прибавилось оптимизма? Теперь главное. Воду, в которой купается ребенок, можно подкрашивать.

Даже крохотный малыш через какое-то время начнет улавливать разницу оттенков воды и это тоже станет не плохим развлечением и дополнительной тренировкой его восприятия. Подкрашивать воду можно естественными красителями – отварами трав (конечно, если ребенок хорошо переносит эти растения).

Польза получается двойная: и для глаз приятно, и для кожи полезно (особенно ромашка – золотистая вода, тысячелистник – изумрудная, хвойный экстракт – коричневая).    

Чудо-коврик

Ребенок уже подрос и с удовольствием лежит на животике, наблюдая мир совсем как большой. Предложим карапузу «Чудо-коврик».  Скорее всего, восторгу не будет предела, а у мамы даже появится несколько минут на заслуженный отдых или на страничку-другую интересного журнала.

Берем кусочки ткани, отличающиеся по цвету и по фактуре. И подобно смелым кутюрье сшиваем в одном полотне шерсть и шелк, кожу и бархат, искусственный мех, тюль и деним. Пригодятся и крупные пуговицы или бусины, которые можно нашить в виде картинки (например, медвежонка) или беспорядочно.

Главное, чтобы они очень крепко держались на ткани и ни за что не поддавались цепким детским пальчикам. Выкладываем ребенка на коврик так, как вы обычно это делаете на пеленке. Сначала можно ручкой малыша водить по тканям и бусинам.

А через какое-то время он уже и сам будет с удовольствием исследовать поверхность, радуясь ощущениям и открытиям.

Волшебный носочек

 А как только ребенок научился хватать и держать игрушку ручками, и тем более сидеть, настало самое время порадовать его новой очень полезной игрушкой – «Волшебным носочком».

Сделать такую игрушку проще простого, но развивающий эффект, таящийся в ней, огромен, так как идет интенсивный массаж ручек, ребенок испытывает просто-таки лавину ощущений. А это как нельзя лучше стимулирует головной мозг карапуза. Итак, берем носочки. Желательно разной длины и цвета.

И кладем в них все, что только можно: пусть у вас появятся носочки с пшеном, гречкой, фасолью, макаронами, пряжей и кусочками мятой бумаги (мятой не сильно: так, чтобы чувствовалась фактура). Ребенок будет хватать такую игрушку, и знакомиться с очень разными фактурами на ощупь.

Кроме того, как показывает практика, в этом возрасте детей привлекает как раз такая вот незамысловатая форма. В общем, носочек имеет все шансы на высокий титул любимой игрушки самого главного члена семьи. 

Урок: Ладушки-ладошки

Задача –  развитие тактильных ощущений. Цель – познакомиться с ощущениями «мягко», «гладко», «колется».

  • Готовим предметы: кусочек меха или плюша, лист бумаги, массажная расческа или массажная игольчатая рукавичка.
  • Берем ручку ребенка и по очереди проводим ею по разным материалам. Между показом предметов должно пройти не менее пяти секунд.
  • Четко и очень доброжелательно называем ощущения, которые испытывает ребенок.
  • Еще раз даем потрогать материалы, при этом называем и сравниваем ощущения: «мягкая шерстка, как у кисы», «гладкий листок, как книжка», «колется, как ежик».
  • Радуемся, хвалим ребенка, показываем, как здорово то, что он делает.

Материалы по теме: Вам также может быть интересно «Лучшие книги по воспитанию детей» на сайте samaya.ru

Вам также может быть интересно «Чем занять ребенка на даче» на сайте samaya.ru

Вам также может быть интересно «поделки с детьми» на сайте modnoerukodelie.ru

'

Источник: https://mamaexpert.ru/article/razvivaem-taktilnye-oshchushcheniya

Сенсорные игры

Развитие тактильных ощущений

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребёнка посредством органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния) и формирование представлений о внешних свойствах предметов (форма, размер, цвет, положение в пространстве, запах, вкус и т.д.).

Сегодня мы рассмотрим игры на развитие тактильных ощущений. Они подойдут и малышам и школьникам. Кроме того, в эти игры можно играть всей семьёй и привлечь к общей игре детей разных возрастов.

Только не забывайте малышам немного упрощать задание. Игры подобраны, исходя из минимальных временных и материальных затрат, и должны выполняться на ходу.

В дальнейшем сами решайте, во что играть с ребенком.

Вам нужно отобрать по дому вещи, игрушки из разных материалов и форм: резиновые, деревянные, металлические (ложки, например), пластмассовые, тканевые; скользкие, шершавые, теплые, холодные, мягкие и твердые.

Малышам даем в руки, называем и запоминаем. Потом играем. Школьникам – можно сразу усложнять игры, закрывая глаза.

Вспомнить предмет

Нужно прикасаться к руке ребёнка разными предметами, называя свойства предмета и ощущения от прикосновения. Можно использовать перо, игрушки с разными фактурами, варежки, мочалки, в общем всё, что найдётся в вашем арсенале. А потом прикасаемся снова, но только с закрытыми глазами. Ребёнок должен вспомнить своё ощущение и назвать этот предмет.

Сенсорные игрушки

Здесь нужно проявить немножко фантазии и сделать небольшие игрушки с различными наполнителями. Ребёнку будет интересно щупать их через ткань, это станет своего рода массажем для активных зон ручек.

В качестве наполнителей можно использовать фасоль, гречку, горох, макароны с завитушками, ракушками, спиралями, пуговицы, монетки, бусины.

Предлагаю несколько вариантов: 1. Самое простое: обычные воздушные шары. Постарайтесь выбрать поплотнее. Помимо вышеперечисленных наполнителей, шарики можно заполнить водой, крахмалом, мукой, манкой и тестом для лепки (мука+вода+соль).

Кстати, шарики с крахмалом делали ещё наши бабушки и мамы в советские времена.

Заменителями шариков могут стать резиновые перчатки.

2. В качестве мешочков можно использовать уже не нужные детские носочки.3. Солнышко. Шьётся довольно просто: два одинаковых по размеру круга и по периметру лучики, которые можно сделать из разных лент, тесьмы и ткани. В основу солнышка положите несколько горошин, пуговиц или бусин, можно разного размера. А если сделать без лучиков, получится колобок.

Особо творческие мамы, обладающие швейной машиной и навыками шитья, могут создать книжки и коврики для малышей с аппликациями из разных тканей, с пуговицами и застёжками…

В общем, всё зависит от вашей фантазии и имеющихся материалов.

Игры с водой

Эти игры весело проводить в ванной.

Как играть:

1. Разливать воду по разным ёмкостям, переливать из одной в другую, определять, где теплая вода, где холодная.2. Воспользуйтесь игрушечной посудой, устройте “чаепитие” или “званый ужин”, ребёнок будет сам “накладывать еду” или разливать по чашечкам “чай”.3. Предложите поиграть с губкой, выжимать её, можно дать мыло, чтобы намылить губку и “помыть” ванну, стену, кран. Предложите потереть мягкой стороной губки и жёсткой и сравнить ощущения. 4. Предложите малышу помыть себя мочалкой самостоятельно.5. Предложите школьнику определить, например, сколько чашек воды поместиться в кастрюле?

Мыльные игры

Игры с мыльными пузырями не только интересны малышам, но и помогают развивать моторику рук и осязание. Малыш выполняет сложные для него движения, обмакивая палочки и рамки в раствор.

“Танцы пузырей”. Возьмите кусок шерстяной ткани и положите на ладонь (можно взять шарф). Пробуйте жонглировать пузырями, подкидывайте их и ловите. Пузыри будут словно танцевать на ваших руках.

“Король мыльных пузырей”. Смочите мыльным раствором клеёнку, расстеленную на столе, и руки. На “мыльной” клеёнке трубочкой выдувайте пузырь, а мыльными руками вы без труда сможете проткнуть пузырь и он не лопнет.

Если после первого выдутого пузыря трубочку от коктейля повторно обмакнуть в раствор, можно осторожно проткнуть пузырь и выдуть внутри поменьше. Таким образом можно сделать много пузырей-матрёшек.

“Волшебные руки”. Делаем кольцо большим и указательными пальцами, обмакиваем в растворе и выдуваем пузыри.

Всё просто. Ловкость рук и никакого мошенничества.

Сейчас в продаже можно найти рамки для пузырей разных форм и размеров: квадраты, овалы, звёздочки, сердечки, облако. Но вы можете сделать их самостоятельно из толстой проволоки.

Узнай фигуру

На столе раскладываем геометрические фигуры, такие же, как лежащие в мешочке (Блоки Дьенеша (толстые, тонкие), палочки Кьюзинера, блоки или одинаковые детальки Лего). Показываем ребёнку любую фигуру, деталь и просим ребёнка нащупать в мешочке и достать такую же.

Для малышей мы сначала вводим понятие «такую же». Показываем одну деталь Лего, потом вторую и говорим, что это такая же. Затем просим отобрать из двух предложенных такую же, как у нас на столе (в руке).

Узнай предмет на ощупь

1. На столе раскладываем или расставляем:- различные овощи: огурец, помидор, морковь, перец, лук, баклажан…- посуду: ложки Большие и маленькие, чашки, кружки, чайник, тарелку, блюдце- одежду: майка, футболка, платье, юбка, шорты … – игрушки

А теперь закроем глаза и давайте попытаемся определить, что это за предмет.

Позже усложним задачу и будем выбирать предметы определённой формы (круглые, квадратные и т.д.) и размеров(большие, маленькие), можно выбирать по свойствам материалов: пластмассовые предметы, металлические, стеклянные, бумажные, из ткани…

Можно поиграть вместе с детьми и посоревноваться, кто быстрее выберет предметы с определёнными свойствами.

Это забавная игра скрасит досуг и поможет развить у ребёнка умение, определять на ощупь предметы, их форму и фактуру.

2. Помните, раньше была замечательная игра: водящему завязывали глаза, раскручивали его, он подходил к ближайшему игроку и на ощупь определял, кто это. Эту игру мы модифицируем и будем играть с мебелью (столом, стулом, диваном …). Игра подойдёт для деток от 5 лет и для младших школьников.

Завязываем глаза школьнику, раскручиваем его и подводим к одному из предметов: «Угадай-ка!»

3. В большую коробку складываем мячи разного размера, просим закрыть глаза и поймать, например, большого зайчика или маленького мышонка.Ребёнок научится определять размер предметов и называть его словами.

Найди пару

Игру не сложно сделать самим дома, главное, найти побольше пар образцов, разных на ощупь. Будут нужны различные кусочки ткани, губки и т.п.

Играть можно несколькими способами:

– просим ребенка (малыша – с открытыми глазами, школьника – с закрытыми) найти гладкий или бархатный предмет (кусочек ткани) среди предложенных;

– берем один предмет, а потом на ощупь ищем такой же.

Чтобы игра не надоела, её можно усложнять, добавляя дополнительные признаки к образцам, например, большая круглая пуговица с отверстиями или маленькая круглая с выпуклым рисунком и т. п.

Вот перечень того, что можно использовать для игры (материалы, разные на ощупь):

1. Ткани (какие есть):

– хлопок- синтетические ткани- фетр- вельвет (крупный, мелкий)- бархат и велюр- кожа- гладкая ткань (например, подкладочная)- флис- грубая ткань (например, мебельная для обивки)- любая “колючая” ткань- ткань с пайетками- шелк и атлас- мех- ткань с рельефом- ткань ворсистая (как овечка).

2. Пуговицы различных формы и размеров.

3. Липучки с обеих сторон.

4. Бархатная и фактурная бумага.

5. Вата или ватные диски.

6. Нитки или пряжа.

7. Клеёнка и полиэтиленовый пакет.

9. Мелкие стразы на липкой ленте (продаются в магазинах).

10. Кусочек резинового коврика.

11. Мочалка.

12. Губка.

13. Косточки от персиков, от абрикос…

Образцы можно оставить как есть, а можно приклеить к одинаковым кусочкам плотной бумаги и у вас получатся замечательные карточки.

Вышеперечисленные игрушки очень просто сделать самим без серьёзных финансовых затрат, и под силу любой маме.

Сенсорные коробки

Дети любят возиться в песке, копать, строить замки, дороги… Но кто из родителей решиться устроить дома песочницу, чтобы она была доступна ребёнку круглый год и в любую погоду? Ответ очевиден.

Есть экологичный заменитель песка – кинетический песок, но он достаточно дорогой. Можно сделать вполне экономичный альтернативный вариант – сенсорную коробку.

Сенсорная коробка представляет собой пластиковую ёмкость, которая заполняется различными материалами.

В продаже сейчас много контейнеров, подходящих для этой цели. Отдавайте предпочтение прямоугольным коробкам. Внимательно посмотрите, какая высота коробки будет удобна для вашего ребёнка, чтобы наполнители и игрушки не высыпались на пол и малышу было удобно с ней играть. И, конечно, должна быть крышка, чтобы не попадала пыль, и у домашних питомцев не появилась возможность туда нырнуть.

Сенсорные коробки могут быть цветными (всё в одном цвете) или тематическими. Тематические коробки наполняем игрушками, относящиеся к выбранной теме. Например, времена года, ферма, пляж и так далее. Таким образом, у нас получится маленький игровой театр с декорациями.

Для совсем маленьких выбираем крупные предметы.

Подборка материалов для вашего миниатюрного театра может стать отдельной увлекательной игрой.

Вот примерный перечень того, что можно насыпать в нашу сокровищницу:

1. Рис или пшено, в первозданном цвете или окрашенные пищевыми красителями (для сенсорных коробок не используйте гуашь, так как некоторые цвета могут окрашивать руки)2. Фасоль, чечевица, гречка, горох, манка3. Соль (обычная или соль для ванны. Не берите соль с сильным терпким запахом, чтобы у ребёнка не началась аллергия)4. Макароны (ракушки, завитушки, спиральки, бабочки и т.д.)5. Мелкие камешки, галька, ракушки6. Стеклянные шарики (для аквариумов)7. Нарезанная бумага, гофрированный картон8. Ватные шарики9. Пуговицы 10. Бусины11. Монетки12. Каштаны13. Жёлуди

Может придумаете ещё что-нибудь.

Такая игрушка никогда не надоест. А если это произойдёт, её содержание легко изменить и придумать новый сюжет.

Источник: http://novye-deti.ru/sensornye-igry-dlya-razvitiya-taktilnyh-oshhushhenij

Игры на развитие тактильных ощущений

Развитие тактильных ощущений

Уже в первые месяцы жизни кроха реагирует на прикосновения, учится различать их и начинает некоторым отдавать предпочтение.

Например, одному малышу может нравиться, когда мама легонько похлопывает его по спинке, другой предпочитает, чтобы его поглаживали по ручкам и ножкам.

Это говорит о том, что ребенок в состоянии воспринимать прикосновения, различать характер прикосновений и реагировать на них.

Нежные прикосновения. Положите малыша на спинку и легкими круговыми движениями поглаживайте его по ручкам, ножкам, животику. При этом ласково разговаривайте с ребенком или негромко напевайте песенку.

«Рельсы-рельсы». Положите ребенка на животик. Поглаживайте его по спинке разнообразными движениями, приговаривая стишок:

Рельсы-рельсы, (указательным пальцем поглаживаем ребенка вдоль спинки)
Шпалы-шпалы, (поглаживаем ребенка поперек спинки)
Ехал поезд запоздалый. (рукой, согнутой в кулак проводим по спинке ребенка с легким нажимом) Из последнего вагона

Вдруг посыпался горох. (легко и быстро постукиваем малыша по спинке подушечками пальцев)

Пришли куры – поклевали, (указательным пальцем «ставим точки» на спинке отрывистыми движениями)
Пришли утки – пощипали, (слегка пощипываем кожу ребенка)
Пришел слон — потоптал, (ладонью ставим «следы» по спинке)
Пришел дворник – все убрал. (кончиками пальцев поглаживаем по спине — «сметаем»)

Это упражнение-игру можно проводить и в более позднем возрасте. С помощью такой игры-массажа ребенок учится различать разную силу воздействия на кожные покровы, ассоциировать силу и характер прикосновений с действиями персонажей стихотворения. Массажные движения развивают чувствительность кожи, стимулируют кожные рецепторы, что способствует развитию тактильных ощущений.

Учимся хватать. Для того чтобы малыш освоил навык захвата предметов, вкладывайте ему в ручку небольшие игрушки, погремушки, мячики. Пока кроха не умеет ощупывать предметы кончиками пальцев, мы можем развивать тактильную чувствительность его ладоней.

Для совершенствования тактильной чувствительности эти предметы должны быть разными по форме, размеру, фактуре. Игрушки из тканей разнообразной на ощупь текстуры (бархат, вельвет, материал с гладким или ворсовым покрытием и т.д.) предоставляют ребенку новые тактильные ощущения, которые малыш учится сравнивать.

Игры с фактурными предметами развивают сенсорную чувствительность и мелкую моторику.

Гирлянда из игрушек. Подвесьте над малышом на высоту 20–30 см гирлянду с игрушками разной фактуры. Взмахивая ручками, кроха будет случайно наталкиваться на игрушки, а затем станет это делать целенаправленно.

Чуть позже, натолкнувшись ручкой на игрушку, малыш заинтересованно начнет ее исследовать, внимательно рассматривать, ощупывать поверхность.

Помогите ребенку почувствовать фактуру материала: взяв его ручку в свою, 2-3 раза проведите ладошкой по поверхности сначала одной игрушки, затем второй и т.д.

3-6 месяцев

Начало активного движения ручками способствует усложнению действий с предметами: кроха пытается дотронуться до игрушки, обхватить ее пальчиками, слегка сжать.

Когда ребенок освоит хватательные движения, предлагайте ему разнообразный материал для захватывания и ощупывания. Материал, из которого изготовлены игрушки, может быть самым разным: пластик, дерево, силикон, резина, ткань.

Развивающий коврик. Способствуют развитию тактильной чувствительности игры с развивающими ковриками и мягкими подвесными панелями. Как правило, они имеют множество разнообразных по форме, цвету и фактуре деталей, выполненных из разных материалов.

Познакомьте малыша с новой игрушкой, покажите, как нужно тянуть за веревочки, нажимать на игрушку-пищалку, вынимать из кармашков предметы.

Возьмите руку ребенка в свою и проведите ею по элементам коврика, аппликациям из ткани.

Знакомя малыша с разнородными материалами, проговаривайте прилагательные-ощущения: гладкий, шершавый, мягкий, теплый, холодный, жесткий и т.д. — в соответствии с осязаемой фактурой материала.

Изучаем форму предметов. Предлагайте малышу для захвата, ощупывания и манипулирования предметы разной формы. Это может быть мяч, кубик, фигурки от сортера («коробки форм»), элементы конструктора. Каждый раз, когда кроха возьмет предмет, говорите, какой он формы. Важно научить ребенка ощущать и распознавать форму предметов не только зрительно, но и с помощью осязания.

Вязаная кукла. Купите или изготовьте самостоятельно малышу вязаную или матерчатую куклу. Играя с такой куклой, ощущая фактуру вязки, кроха активизирует рецепторы кожи, развивает чувствительность пальцев и совершенствует осязание. Играть с куклой можно по-разному: покажите малышу, где у куклы глазки, носик, вместе с ним погладьте ее ладошкой.

Обыграйте действия с куклой. Например, скажите ребенку: «Кукла упала и ударилась. Пожалей ее. Погладь куклу» или «Кукла скушала всю кашку. Похвалим куколку. Погладь ее». Как с любой другой мягкой игрушкой, игра с куклой способствует развитию эмоциональной сферы ребенка.

Также эта мягкая игрушка призвана формировать у малыша эмоциональный отклик на позитивные тактильные ощущения.

Что я ощущаю? Цель игры – дать крохе разнообразные ощущения от соприкосновения с разнородным материалом. Для этого нужно подготовить несколько предметов-стимулов: перышко или пуховку из пудреницы, металлическую ложку, мягкий матерчатый мяч, кусочек меха, мочалку, массажную рукавичку. В эту игру можно поиграть, например, во время переодевания.

Положите малыша на спинку и по очереди проводите каждым предметом по его ручкам, ножкам, животику. Дайте ребенку ощупать каждый предмет. Соприкасаясь с разными по фактуре материалами, малыш испытывает разные тактильные ощущения.

Всякий раз проговаривайте ощущения, которые ребенок должен испытывать в данный момент (например, кусочек меха – мягко; перышко – щекотно; ложка – холодно).

6-9 месяцев

В этом возрасте малыши активно включаются в процесс игры: свободно берут и манипулируют предметами, стремятся все потрогать, схватить, совершить какие-либо действия.

Водные забавы. Водные процедуры доставляют ребенку новые ощущения. Когда малыш купается, можно провести такой эксперимент. Понадобятся пульверизатор, лейка и ковшик.

Наберите по очереди в каждую емкость воды и направьте струйку или брызги воды на ручки, спинку ребенка – пусть малыш испытывает разные ощущения от соприкосновения кожи с водой.

Регулируйте высоту, на которой держите лейку: чем выше струя воды, тем интенсивнее ощущения. Можно проговаривать потешку:

Дождик, дождик, веселей! (брызгаем на малыша из пульверизатора) Капай, капай, не жалей! Только нас не замочи! Зря в окошко не стучи — Брызни в поле пуще: Станет травка гуще!

Вот как дождик капает!

Дождик, дождик, припусти, (поливаем кроху из леечки) Побежим мы за кусты, Встанем под осинкой, Накроемся корзинкой!

Посмотри, как дождь льет.

Дождик, дождик, посильней – (поливаем кроху из ковша) Будет травка зеленей, Вырастут цветочки На нашем лужочке. Дождик, дождик, пуще, Расти, травка, гуще.

Вот какой сильный дождь пошел.

Дождик, дождик, полно лить, Малых детушек мочить!

(Рус. нар.)

Игры с песком. Для развития тактильных ощущений хорошо подходят игры в песочнице. Пусть ребенок пересыпает песок из одной ладони в другую, зарывает в него свои пальчики. Сооружайте для крохи башенки из песка – наверняка у него возникнет желание разрушить постройку.

Взаимодействие с песком не только способствует совершенствованию осязания и развивает мелкую моторику, но и благотворно влияет на нервную систему малыша.

«Я леплю из пластилина…» Лепка из пластилина, соленого теста, цветной массы способствует развитию тонких движений пальчиков, осязания.

Разминая в ручках пластичную массу, размазывая соленое тесто по поверхности стола, сплющивая пластилиновые шарики, кроха ощущает пластичность материала. Малыш учится регулировать силу воздействия на материал, чтобы придать ему другую форму.

Это оказывает благотворное воздействие на развитие мелкой моторики, возникновение тактильных ощущений и восприятия.

9-12месяцев

В этот период усложняются движения малыша. Тактильного материала, который можно предложить ребенку для исследования, становится больше, и он может быть разнообразнее.

Пальчиковые краски. Порисуйте совместно с ребенком пальчиковыми красками. Покажите ему, как нужно набирать краску на свои пальчики и размазывать ее по бумаге. Предложите крохе создавать красочные отпечатки. Можно отпечатать на бумаге свои ладошки; можно катать или возить по бумаге шнурок, предварительно окунув его в краску; можно приложить к бумаге листья деревьев и т.п.

Рисуют все! Насыпьте тонким слоем на широкий поднос манку. Предложите крохе порисовать пальчиками, выводя узор из крупы.

Все эти материалы для рисования создают тактильную среду для ребенка, активизируются  рецепторы кожи на кончиках пальцев – развивается их чувствительность, осязание, мелкая моторика.

На прогулке. Осмотрите участок, на котором вы гуляете с малышом, и найдите предметы с разнофактурной поверхностью. Это может быть кора дерева, травянистый участок, листья, камни.

Предложите ребенку для изучения разнородный материал: небольшие, удобные для захвата камешки, веточки, шишки, травинки, листочки с разных деревьев.

Предлагая предмет, четко проговаривайте его название, цвет, фактуру. Например: «Это камешек. Он гладкий. Дай свою ручку – потрогай, какой гладкий камешек».

Проведите ладошкой ребенка по разным предметам – дайте ему почувствовать поверхность материала.

Проговаривайте обозначения ощущений: камешек – гладкий, трава – мягкая, кора дерева – шероховатая (шершавая) и т.д. Маленький исследователь будет рад изучить такие интересные предметы. Соблюдайте элементарные правила безопасности: следите за тем, чтобы кроха не тянул предметы в рот. Держите наготове влажные салфетки, чтобы протереть ручки ребенка после игры.

Мы читаем. Разнообразьте библиотеку ребенка, купив ему книжки-игрушки с плюшевыми вставками: лапками, ушками, крылышками изображенных на обложке животных.

Можно приобрести книги, имеющие мягкие пухлые страницы из ткани различной фактуры.

Такая книга не только знакомит ребенка с изображением окружающих предметов, но и позволяет в полной мере задействовать его тактильную чувствительность.

Знакомим с понятиями. Познакомьте малыша с разными понятиями, обозначающими ощущения. Для этого лучше предлагать материал для сравнения.

Твердый – мягкий. Подберите предметы из твердого и мягкого материала. Например, кубик и мягкую игрушку; пластмассовый шарик и матерчатый мячик. Протяните крохе сначала один предмет.

Проговорите те ощущения, которые ребенок может испытывать: «Потрогай, это кубик. Пощупай, какой он твердый. Этот кубик деревянный». Затем таким же образом протяните другой предмет, проговаривая противоположные ощущения: «Это мышка.

Потрогай, какая она мягкая. Погладь мышку».

Гладкий – шершавый.Подберите предметы с гладкой и шершавой поверхностью. Например, атласный бант и банную рукавичку. Предложите ребенку каждый предмет для исследования и сравнения ощущений.

Холодный – теплый.Для демонстрации этих понятий нужны чайная металлическая ложка и пластиковая бутылочка с теплой водой, обернутая в ткань.

Прикоснитесь каждым предметом к ручке ребенка, называя ощущения («холодно», «тепло»), которые он испытывает. Разнообразьте материал для сравнивания ощущений.

Проговаривая понятия, предлагая материал для осязания, вы даете ребенку представление о его фактуре и свойствах.

Что в мешке? В небольшой мешочек положите 5-6 разных по форме и материалу предметов: железный ключ, пластиковое колечко от пирамидки, деревянный кубик, маленький тряпичный мяч, небольшие игрушки. Предложите малышу, засунув руку в мешочек, вытащить любой предмет.

Сначала ребенок ощупывает предмет, не видя его – основываясь на тактильных ощущениях. С помощью тактильной чувствительности пальцев кроха может почувствовать форму предмета и текстуру материала, из которого он изготовлен.

Тем не менее, на первых порах получить полное представление о предмете с помощью одних лишь тактильных ощущений он не может. Когда ребенок вынимает предмет из мешочка, с помощью зрения он составляет полное представление о предмете. Эта игра тренирует тактильную чувствительность.

Совсем скоро ваш малыш начнет с легкостью угадывать с помощью тактильных ощущений, что за предмет находится в мешочке.

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.2mm.ru/malysh/razvitie-rebenka/1209/igry-na-razvitie-taktilnyh-oschuscheniy

Иллюзии восприятия, стоившие человеческих жизней

Развитие тактильных ощущений

МОСКВА, 13 сен — РИА Новости, Альфия Еникеева. В непривычной среде обитания совершенно здоровый человек порой испытывает тактильные иллюзии, теряет ориентацию в пространстве. Это касается тех, кто действует в экстремальных условиях: пилотов, астронавтов, спортсменов. Привычка доверять органам чувств в некоторых ситуациях может обернуться катастрофой.

Потеря ориентации

По данным Федеральной авиационной администрации США, от пяти до десяти процентов происшествий в полете обусловлены тем, что летчики попадают во власть сенсорных иллюзий. Более 90 процентов этих случаев заканчиваются полным разрушением самолета и гибелью людей.

Согласно исследованиям китайских ученых, 91 процент пилотов в той или иной степени сталкивается с обманом чувств, в первую очередь это летчики-истребители. Практически всегда речь идет о потере ориентации в пространстве, когда во время прямолинейного ускорения возникает ощущение, что машина взлетает, а резкое падение скорости воспринимается как потеря высоты.

Возможно, нарушение пространственной ориентировки (ситуационной осведомленности) командира воздушного судна стало причиной крушения Ту-154Б-2 при вылете из аэропорта Сочи 25 декабря 2016 года. К такому выводу пришла комиссия Минобороны.

причина подобных ложных ощущений (их еще называют соматогравитационными иллюзиями) — сбой в работе вестибулярного аппарата, части внутреннего уха, отвечающей за равновесие и правильную пространственную ориентацию. Этот орган в виде скопления клеток и известковых образований воспринимает изменения положения головы и тела в пространстве и направление движения.

Чувствительные волосковые клетки вестибулярного аппарата погружены в желатинообразную отолитовую мембрану, где также находятся ушные камешки (отолиты), давление которых на разные части мембраны зависит от положения тела в пространстве. При наборе высоты давление этих камешков меняется, а в невесомости его вообще нет, поэтому космонавты, как и летчики, часто становятся жертвами ложных ощущений.

© Иллюстрация РИА Новости. А.Полянина

Схема строения отолитовой мембраны

По данным прошлогоднего эксперимента ученых Института медико-биологических проблем РАН, чаще всего на околоземной орбите люди сталкиваются с ориентационным обманом.

Члены экипажа Международной космической станции, заранее изучившие окружающую обстановку, при выключенном свете чувствовали себя полностью дезориентированными и не понимали, в какую сторону и как долго надо перемещаться, чтобы достичь цели.

Еще один вид космических иллюзий — кинетический, когда человеку кажется, что он, на самом деле находясь в состоянии покоя, вращается вокруг какой-либо оси. Подобные ложные ощущения часто приводили к так называемым координатным иллюзиям: космонавт считал, что он наклонился влево или вправо, назад или вперед или вовсе располагается вверх ногами.

Мозг исправит

Впрочем, после трех дней на орбите большинство участников экспедиции уже не страдали от ложных ощущений, так как мозг приспосабливался к невесомости. Примерно столько же времени занял эксперимент с очками, переворачивающими изображение.

Дело в том, что человеческий глаз фокусирует изображение на сетчатке в перевернутом виде, но мозг это компенсирует, и мы видим мир так, как надо.

Американский психолог Джордж Стрэттон, первым решившийся надеть очки с переворачивающими линзами, определил, что мозгу на адаптацию требуется не больше недели.

Кстати, после того как Стрэттон снял очки, мир предстал перед ним вверх тормашками, но через несколько дней вынужденного неудобства все встало на свои места.

Иллюзия стены кафе. Кажется, что серые линии между черными и белыми квадратами расположены под углом. На самом деле они абсолютно ровные

С некоторыми нестандартными картинками мозг справиться все-таки не может — речь идет о визуальных иллюзиях.

Они возникают либо из-за сбоев в работе сетчатки и отделов мозга (классический пример — иллюзия стены кафе), либо из-за того, что реальное воздействие не соответствует нашим представлениям о мире.

Скажем, увидев вогнутую маску, изображающую человеческое лицо, наблюдатели считают ее выпуклой, потому что предшествующий опыт подсказывает, что вогнутых лиц не бывает.

Зрительное восприятие может сыграть недобрую шутку с биатлонистами. Как выяснили российские исследователи, точность стрельбы спортсменов зависит в том числе от внешнего вида мишени.

Если объекты для стрельбы смоделированы по образцу иллюзии Мюллера-Лайера (отрезки одной длины кажутся разными из-за обрамления стрелками), спортсмены не способны точно оценить размеры цели, и как следствие — снижается точность стрельбы.

© CC BY-SA 3.0 / Fibonacci

Иллюзия Мюллера-Лайера. В зависимости от вида наконечников, расположенных по бокам отрезков, они кажутся короче или длиннее. На самом деле все отрезки одинаковой длины

В плену тактильных ощущений

Но даже базовые ощущения, которым, казалось бы, можно полностью доверять, — тактильные, нередко обманывают нас. Например, расстояние между равноудаленными точками на коже ощущается по-разному в зависимости от того, где они расположены, а поглаживание кончика носа двумя скрещенными пальцами создает у человека впечатление, что у него два носа.

По мнению ученых из Королевского колледжа Лондона, подобные тактильные иллюзии возникают из-за особенностей строения кожи. Поверхность человеческого тела делится на так называемые рецептивные поля — участки кожи, усеянные рецепторами от одной нервной клетки и вытянутые вдоль конечностей.

На более чувствительных участках (например, на кончиках пальцев) этих полей много, и они маленького размера, в менее чувствительных местах поля крупнее, но их меньше. Расстояние между двумя точками оценивается мозгом по количеству этих рецептивных полей, лежащих на соединяющей их линии.

Эту точку зрения подтвердил эксперимент, в котором добровольцы воспринимали длины отрезков, обозначенных на различных частях лба как разные, хотя на самом деле они были одинаковыми.

Заложниками тактильных иллюзий становятся люди с поломкой в гене SCN9A, который кодирует белок, формирующий натриевые каналы в клеточных мембранах. Через них в мозг транслируются болевые ощущения. Если канал работает неправильно, сигнал не возникает, и мозгу нечего обрабатывать. Люди в этом случае совсем не ощущают боль и не замечают даже очень серьезной травмы.

По свидетельству профессора Кембриджского университета Джеффри Вудса, один из носителей этой редкой мутации в Пакистане спрыгнул с крыши дома, решив, что он неуязвим.

Конечно, 14-летний подросток разбился насмерть, однако его многочисленные родственники с теми же генетическими аномалиями впоследствии помогли исследователям разобраться в механизмах возникновения болевых ощущений.

Источник: https://ria.ru/amp/science/20180913/1528425112.html

Как и зачем развивать сенсорику у ребенка?

Развитие тактильных ощущений

С рождения малыш учится воспринимать окружающий мир: слышать, видеть, ощупывать окружающие предметы, ощущать запахи и вкусы.

В развитии ребенка чаще всего родители уделяют внимание стандартным темам, изучая цвета и формы. Но уже доказано, чем разностороннее развиваются органы чувств: слух, зрение, вкус и тактильные ощущения ребенка, тем на более высоком уровне будет его интеллектуальное и эмоциональное развитие, а обучение в детском саду и школе станет успешным и легким.

Развитие зрения 

90% данных об окружающем мире ребенок получает именно при помощи зрения. Визуально образы, особенно позитивные, активизируют познавательные процессы малыша, а также помогают расслабиться и успокоиться, снимают внутреннее напряжение.

Одно из интересных направлений развития зрения – цветотерапия. Даже в домашних условиях при помощи цвета можно улучшать настроение или даже поднимать иммунитет. Так, красный цвет – активизирует деятельность, желтый и оранжевый – поднимают настроение и дарят радость, зеленый и голубой – успокаивают.

Прекрасно, если ребенок будет часто бывать на улице, гуляя при солнечном свете, а в его комнате будет достаточно дневного и электрического освещения.

Развитие слуха 

Звуки окружают нас постоянно, мы слышим их даже когда спим. Мозг ребенка улавливает и распознает звуки, которые могут быть приятными или раздражающими, и реагирует на них.

Отличным способом развития слуха станет музыкотерапия: прослушивание различных мелодий – от классики и звуков природы до современных детских песенок и обучающих материалов с музыкальным сопровождением.

Главное при этом следить за реакцией малыша, ведь каждый звук может по-разному влиять на детский организм.

Читать также: Умственное развитие: как развивать логику ребенка

Развитие обоняния

Еще в Древней Греции люди поняли, что приятные запахи могут поднимать настроение и даже избавлять от болезней. И сейчас натуральные эфирные масла нередко используются для расслабления, лечения или профилактики различных заболеваний.

Ароматы важны для развития ассоциативного мышления ребенка: с их помощью можно до мельчайших подробностей вспомнить о каком-либо событии в жизни, человеке, его поступке, или месте, где происходило что-то важное.  

Сенсорная комната – лучший тренажер сенсорики

Отличным способом развития сенсорики станет сенсорная комната – уникальное мультифункциональное пространство.

Оборудование сенсорной комнаты чаще всего состоит из двух блоков – расслабления и активации.

Блок расслабления и релаксации: мягкое покрытие стен, пола и других поверхностей, бассейн с пластиковыми шариками, светильники с мягким рассеянным светом, подвижные мягкие игрушки.

Расслаблению также способствуют аромалампы и спокойные расслабляющие звуки.

Задача этого блока: ребенок принимает удобную позу на мягком полу, расслабляется, чувствует себя безопасно и комфортно.

Блок активации: мячики для массажа, подвижные конструкции и игрушки со звуковыми и световыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног.

Свет яркий, но не напрягающий, звуки громкие, но не резкие и раздражающие.

Задача этого блока: стимулировать и поддерживать процессы внимания и восприятия, улучшать настроение. Под влиянием всех этих факторов развитие ребенка происходит быстрее и эффективнее, он активно двигается, инициирует новые игры и охотно идет на контакт.

Оборудование сенсорной комнаты воздействует на органы чувств по-разному, в зависимости от того, какого эффекта необходимо добиться.

Читать также:  Как цвет влияет на психику ребенка | Твой малыш

Работа со зрением: 

  • мягкий свет, медленно меняющиеся картинки спокойных цветов или абстрактные расплывчатые изображения снимают возбуждение нервной системы и расслабляют;
  • яркие образы и свет стимулируют познавательные процессы, активизируют работу сознания, усиливают мозговую активность.

Важные нюансы: стены и мебель в комнате не должны быть слишком яркими, однако несколько деталей для привлечения внимания необходимы. Также в сенсорной комнате важна возможность регулировать степень освещения, так как в определенных ситуациях может понадобиться различный эффект.

Работа со звуком: 

  • сильные и громкие звуки или быстрая музыка зададут нужный темп для активных действий, вызовут желание двигаться быстро или даже танцевать;
  • медленные мелодии и тихие звуки (в основном классическая музыка) снимут возбуждение, расслабят и успокоят.

Интересный нюанс: доказано, что мелодия более сильно воздействует на сознание, чем простой набор звуков.

Психолог Карабута Наталья рассказывает: «Чаще всего в сенсорной комнате устанавливается световое и звуковое оборудование.

Благодаря уникальной «включающей» среде полученного пространства эффект любых, даже стандартных занятий, усиливается многократно.

Поэтому занятия в сенсорной комнате могут проводить педагоги, психологи, психотерапевты, логопеды, коррекционные педагоги, а также врачи разных направлений».

Работа с тактильными ощущениями проводится мягкими, теплыми и пушистыми изделиями спокойных оттенков. Воздействуя на поверхность кожи рук, ног и других частей тела ребенка, они создают благоприятную атмосферу для расслабления.

Такие ощущения помогут малышу почувствовать себя в безопасности, благодаря чему он будет стремиться активно, без страха, познавать окружающий мир.

Развитие тактильных ощущений поможет ребенку научиться различать предметы и квалифицировать их по группам, у него улучшится координация и моторика, что в будущем будет очень полезно при письме и манипуляциях с небольшими предметами.  

Читать также: Тактильные ощущения младенца. Мягко, гладко, неожиданно

Для стимуляции обонятельных ощущений чаще всего используются эфирные масла. Они снижают воздействие бактерий, обладают антисептическими свойствами, положительно влияют на эмоциональное и психическое состояние, активизируют работу защитных и иммунологических процессов детского организма.

Психолог Наталья Карабута рассказывает: «Важно, чтобы в сенсорной комнате работали специалисты, знакомые с особенностями детской психики, ведь воздействие на сенсорную систему должно быть индивидуальным.

Если ребенок гипервозбудимый или тревожный – активная стимуляция органов чувств ему не нужна.

Напротив, специалистам необходимо выстроить программу, рассчитанную на расслабление, с плавными переходами от одного стимула к другому». 

Сенсорная комната может не только стимулировать все органы чувств ребенка, с ее помощью можно расслабиться и улучшить свое психоэмоциональное состояние.

Как например, создать «морскую лагуну»:

  • для визуализации образа на стены проецируются изображения в морской тематике;
  • для стимуляции слуха включаются записи шум моря, шелест волн и крики чаек;
  • для активизации тактильных ощущений детям предлагается поиграть с песком и водой, пройти босиком «по дну реки», камешкам на дне, ощутив рецепторами их шероховатость, гладкость и твердость.

При этом в комнате витает легкий морской бриз, отдыхать дети могут на надувном матрасе, а купаться – в бассейне с шариками.

Так можно воссоздать различные образы – осенний лес, цветочную поляну, домашний уют – главное, чтобы вызванные ощущения были позитивными и расслабляющими.

Благодаря созданию активной мультисенсорной среды и оптимальному комплексному воздействию на все органы чувств и нервную систему ребенка, сенсорная комната помогает снять мышечное напряжение, улучшить эмоциональный фон, стимулировать зрение, осязание, тактильные ощущения и слух, улучшить процессы мозговой деятельности.

Куда пойти с ребенком?

Пространство сенсорного развития детей  “МультиСенсория”г. Киев, ул. Михаила Максимовича, 3-г(ст. м. “Васильковская”)

Тел.: +38 067 329 12 82

Источник: http://tvoymalysh.com.ua/children/development/4104-kak-i-zachem-razvivat-sensoriku-u-rebenka.html

Хиликон
Добавить комментарий