Реактивное расстройство привязанности

Содержание
  1. Признаки реактивного расстройства привязанности у детей
  2. Что такое реактивное расстройство привязанности у детей? 
  3. Почему возникает РРП у детей — основные причины
  4. Как определить реактивное расстройство привязанности у ребенка?
  5. Есть ли у вашего ребенка реактивное расстройство привязанности, и что делать при обнаружении признаков РРП?
  6. Что такое расстройство привязанности у детей – причины РРП и виды
  7. Виды РП специалисты классифицируют следующим образом:
  8. Согласно другой классификации РП, выделяют 4 ее вида, с учетом этиологического фактора:
  9. В чем кроются основные причины рп у детей?
  10. Причинами же развития РП обычно становятся ситуации, в которых ребенок теряет возможность поддержания необходимой стабильной связи с родителями или опекунами:
  11. Симптомы РРП – как заметить расстройства привязанности у детей?
  12. Среди ключевых симптомов РРП выделяют:
  13. Например…
  14. Основные риски РРП
  15. Диагностика расстройств привязанности у детей – к каким специалистам обращаться при признаках РРП?
  16. К какому врачу обращаться, если вы заподозрили у ребенка рп?
  17. Как проходит диагностика?
  18. Расстройства привязанности у детей
  19. Причины расстройств привязанности у детей
  20. Классификация
  21. Симптомы расстройств привязанности у детей
  22. Диагностика
  23. Лечение расстройств привязанности у детей
  24. Прогноз и профилактика
  25. Реактивное расстройство привязанности причины, симптомы
  26. Основные виды
  27. Причины
  28. Факторы риска
  29. Симптомы
  30. Опасность
  31. Диагностика
  32. Реактивное расстройство привязанности: как распознать и помочь
  33. Ррп и причины его возникновения
  34. Ррп у детей
  35. Лечение

Признаки реактивного расстройства привязанности у детей

Реактивное расстройство привязанности

Потребность любить и быть любимым заложена в каждом человеке. Но ни одно живое существо на свете не нуждается так в любви – как ребенок!

Что такое реактивное расстройство привязанности у детей? 

РРП или реактивное расстройство привязанности – это отсутствие у ребенка эмоциональной привязанности к своим родителям.

Как правило, данное патологическое состояние проявляется у детей вследствие недостаточного внимания со стороны родителей, их пренебрежительного или жестокого отношения к ребенку. Часто данная патология встречается у детей-сирот.

РРП приводит к негативным поведенческим проявлениям, к психологическим и социальным расстройствам. РРП – это целый комплекс психических отклонений.

Классификация РРП

В медицине существует 2 типа классификации данного расстройства. В первом случае РРП классифицируется в соответствии с особенностями клинической картины, на основе которых выделяются два вида расстройств.

  1. Расторможенное или дезингибированное расстройство. Данное расстройство выражается в отсутствии избирательности при установлении контактов. Маленькие детишки одинаково идут на контакт, как с родителями, так и с совершенно незнакомыми людьми. Посторонние люди не вызывают у них настороженности. В сознательном возрасте такие дети неразборчивы при выборе друзей. Врачи считают, что главной причиной данного расстройства является частая смена близкого окружения ребенка. То есть смена родителей, опекунов или воспитателей.
  2. Ингибированное расстройство – заторможенное, подавленное состояние. Симптомы при этом виде расстройства слабовыраженные. Одним из признаков данного расстройства считается устойчивая амбивалентность. То есть дети могут к одному и тому же человеку испытывать одновременно и ненависть, и любовь. Их поведение отличается агрессивной реакцией на любое страдание (свое или чужое). Большинство ученых считают, что данный тип расстройства является результатом жестокого обращения родителей с маленькими детьми. Однако это утверждение по сей день считается спорным.

Более подробной и точной считается вторая классификация, по которой данное расстройство подразделяется на четыре типа. Данная классификация учитывает не только клинические проявления, но и этиологический фактор, а также поведенческую направленность.

  1. Негативная привязанность. Ребенок специально провоцирует негативное отношение к себе, вызывая у взрослых раздражение. Как правило, такое поведение вынуждает родителей наказывать ребенка. Основными причинами данного нарушения становятся излишняя опека или, наоборот, равнодушие и пренебрежение со стороны родителей.
  2. Амбивалентная привязанность. К данному нарушению приводит непоследовательность в поступках взрослых, истерические реакции на поведенческие проявления ребенка. Детям с таким нарушением свойственна категоричность, ярко выраженная двойственность. Агрессивность может в считанные секунды перейти в доброту, ласка – в агрессию.
  3. Избегающая привязанность. Дети с этим типом нарушения отличаются замкнутостью. Они недоверчивы и угрюмы. Как правило, причиной данного расстройства становится разрыв отношений с одним из родителей, опекуном. Развод, возвращение опекуном ребенка в детдом, смена опекунов.
  4. Дезорганизованная привязанность. Дети с дезорганизованной привязанностью не идут на контакт, часто проявляют жестокость и агрессию. Как правило, причиной данного типа расстройства становится насилие или жестокое обращение с ребенком.

Почему возникает РРП у детей — основные причины

Чувство эмоциональной близости принято называть привязанностью. Привязанность ребенка к родителям основывается на любви и симпатии. Основными причинами отсутствия привязанностями и патологических поведенческих реакций считаются:

  • Отсутствие или неполноценный контакт с матерью. РРП часто развивается у детей, матери которых страдают психическими расстройствами, длительной послеродовой депрессией, злоупотребляют алкоголем, принимают наркотики, считают рождение ребенка досадным недоразумением. Такие матери, как правило, применяют к детям насилие, отказываются от близкого общения с ними, унижают и игнорируют собственных детей.
  • Длительное отсутствие родителей. Развитие РРП может быть спровоцировано ранней разлукой с родителями. Например, ребенка отрывают от матери по объективной необходимости. Например, малыша помещают на длительное время в стационар или от ребенка отказываются опекуны и он вынужден менять место проживания и т.д. Чаще всего РРП страдают дети-детдомовцы и дети, по тем или иным причинам, изъятые из семьи.
  • Наличие в семье большого количества детей. В данном случае у многодетной матери попросту не хватает времени и на долю одного из детей приходится недостаточно заботы и внимания. Он начинает чувствовать себя изгоем, брошенным и не любимым.

Как определить реактивное расстройство привязанности у ребенка?

Симптомы у детей до 5 лет

Как правило, первые симптомы данного расстройства наблюдаются уже в младенческом возрасте и до пяти лет. Ребенок становится вялым, избегает любого общения, замыкается, уходит «в себя», «самоизолируется».

Малыш не просится на ручки, его не интересуют игрушки, он избегает смотреть в глаза взрослым, редко улыбается, ударившись, не ищет утешения. Он апатичен.

Признаки РРП у детей после 5 лет

После пяти лет (по мере взросления ребенка) симптомы прогрессируют и проявляются двумя типами поведения – заторможенным и расторможенным.

Заторможенный тип поведения характеризуется следующими симптомами:

  1. Ребенок всячески избегает близкого общения.
  2. Он замкнут, отказывается от любой помощи.
  3. Никак не реагирует на замечания.
  4. Постоянно грустит и предпочитает проводить время в одиночестве.

Расторможенный тип поведения – симптомы:

  1. Ребенок становится агрессивным, капризным.
  2. Он постоянно пристает к взрослым (даже к посторонним людям).
  3. Совершает непредсказуемые поступки. Например, может среди ночи приходить в спальню к родителям и ложиться к ним в кровать. На самое незначительное замечание может неадекватно и агрессивно реагировать.
  4. Ребенок любыми способами пытается привлечь к себе внимание.

В переходном возрасте такие дети относятся к группе риска. Они зачастую злоупотребляют алкоголем, и «подсаживаются» на наркотики.

https://www.youtube.com/watch?v=n6x3T2Oj3Xc

В некоторых случаях РРП может проявляться одновременно двумя типами поведения. То есть у ребенка попеременно наблюдаются то расторможенный тип поведения, то заторможенный.

Дети, страдающие РРП, часто ведут себя неадекватно или слишком импульсивно, они нередко попадаются на воровстве, проявляют неоправданную агрессивность к животным. Им незнакомо чувство раскаяния и сожаления.

РРП довольно сложно диагностировать, так как некоторые симптомы проявляются и при других заболеваниях. Например, при аутизме, при СДВГ, при стрессах, при тревожном расстройстве и т.д.

Для постановки верного диагноза необходимо комплексное обследование и наблюдение за поведенческими реакциями ребенка в разных ситуациях. Именно поэтому, своевременное обращение к специалистам в данном случае имеет огромное значение.

Чем раньше будет начато комплексное лечение, тем более благоприятным будет прогноз.

Последствия запущенной формы РРП могут носить очень серьезный характер. Наиболее частым осложнением становится задержка психического и интеллектуального развития. У детей с РРП наблюдается социальная дезадаптация, задержка в развитии, отставание в мышлении. Дети с РРП позже начинают ползать, ходить, говорить.

У них отсутствует стремление к речевому контакту, они не могут ни на чем сконцентрировать свое внимание. Если диагноз вовремя не был поставлен и ребенок не получил своевременного лечения, то в подростковом возрасте у него может развиться психопатия, невроз. Таким детям свойственны девиантные формы поведения.

Лечение РРП

Лечение данного расстройства включает в себя целый комплекс психотерапевтических мероприятий. А именно: детскую психотерапию, семейную психотерапию, индивидуальные консультации у психолога и психотерапевта.

  • Основная цель психотерапевтических сеансов с детьми заключается в снижение их эмоциональной напряженности. Психотерапевты в форме игры пытаются расслабить ребенка, избавить его от страхов и недоверия.
  • Целью семейных сеансов является восстановление эмоционального контакта между родителями и ребенком. Психотерапевтические упражнения позволяют устранить отчужденность, возродить телесный и вербальный контакт в семье.
  • Во время консультации опытные специалисты учат родителей правильно выстраивать внутрисемейные отношения, дают полезные рекомендации, разбирают конфликтные ситуации.

С целью коррекции имеющихся уже отклонений в некоторых случаях назначается медикаментозная терапия.

Младенцы и детишки раннего возраста легче поддаются коррекции, для этого всего лишь необходимо восстановить любящие отношения в семье. Любовь, забота, внимание, участие – главные «лекарства» в этом возрасте.

Лечение реактивного расстройства привязанности у детей дошкольного и школьного возраста требует вмешательства специалистов.

Только совместные усилия психотерапевта и родителей смогут избавить ребенка от этого недуга.

К каким врачам следует обращаться при первых симптомах РРП?

Лечением данного расстройства занимаются: психиатры, психологи и психотерапевты.

Источник: http://baragozik.ru/zdorovyj-malysh/priznaki-reaktivnogo-rasstrojstva-privyazannosti-u-detej.html

Есть ли у вашего ребенка реактивное расстройство привязанности, и что делать при обнаружении признаков РРП?

Реактивное расстройство привязанности

Есть ли у вашего ребенка реактивное расстройство привязанности, и что делать при РРП?

Термином «расстройство привязанности» в медицине принято называть группу психических отклонений, которые развиваются у детей в случае отсутствия необходимого эмоционального контакта со своими родителями (прим. – или опекунами, что чаще).

В чем выражается РРП, как его определить у ребенка, и к каким специалистам обращаться?

статьи:

Что такое расстройство привязанности у детей – причины РРП и виды

Под словом «привязанность» принято подразумевать чувство (ощущение) эмоциональной близости, которое обычно формируется на основе любви и определенных симпатий.

О расстройстве же данной привязанности говорят, когда у ребенка наблюдаются признаки эмоциональных и поведенческих нарушений, ставших следствием дефицита общения с родителями — и результатом отсутствия доверительных отношений с ними.

Психиатры обозначают данный диагноз аббревиатурой «РРП», которая в бытовом понимании предполагает холодные отношения с опекунами.

Распространенность РРП – менее 1 %.

Виды РП специалисты классифицируют следующим образом:

  • Дезингибированное (прим. – расторможенное) РП. В этом случае ребенок не отличается избирательностью относительно людей, к которым он может обратиться. В самом раннем детстве малыш «цепляется» даже к незнакомым людям, а подрастающий ребенок стремиться к привлечению внимания взрослых людей и не особо разборчив в дружеских отношениях. Чаще всего этот тип РП наблюдается у детей, у которых неоднократно менялись воспитатели (опекуны, приемные семьи) в течение первых лет жизни.
  • Ингибированное (прим. — заторможенное) РП. Симптоматика этого типа РП не слишком выражена — но, согласно классификации заболеваний, данный тип РП называется реактивным и подразумевает заторможенность, подавленность или сверхбдительность маленького пациента, который может реагировать на опекуна/воспитателя по-разному. Такие дети часто весьма агрессивны в отношении чужих (и даже своих) страданий, несчастны.

Согласно другой классификации РП, выделяют 4 ее вида, с учетом этиологического фактора:

  1. Негативная РП. Причины: гиперопека — либо пренебрежение ребенком. Признаки: ребенок провоцирует взрослых на раздражение, на негативную оценку, даже наказание.
  2. Избегающая РП. Причины: разрыв отношений с опекуном/родителем. Признаки: недоверчивость, замкнутость.
  3. Амбивалентная РП.

    Причины: непоследовательное поведение взрослых. Признаки: категоричность и двойственность поведения (от ласки до драки, от доброты до приступа агрессии).

  4. Дезорганизованная РП. Причины: насилие, жестокое отношение к ребенку. Признаки: агрессия, жестокость, сопротивление любым попыткам налаживания контакта.

В чем кроются основные причины рп у детей?

Среди особенностей, рассматриваемых в качестве факторов риска и провоцирования формирования РРП, отмечают:

  • Низкая сопротивляемость стрессам.
  • Неустойчивость нервной системы.

Причинами же развития РП обычно становятся ситуации, в которых ребенок теряет возможность поддержания необходимой стабильной связи с родителями или опекунами:

  1. Отсутствие полноценного контакта с матерью.
  2. Злоупотребление матери алкоголем или наркотиками.
  3. Психические расстройства матери.
  4. Послеродовая депрессия матери.
  5. Насилие в семье, унижение.
  6. Нежеланная беременность.
  7. Вынужденная разлука родителей и ребенка с последующим помещением ребенка в детский дом или даже интернат.
  8. Отказ от опекунства (частая смена приемных семей).

И так далее.

Подытоживая, можно сказать, что РП возникает у детей, которым не дали возможности спокойно и безопасно к кому-либо привязаться.

Симптомы РРП – как заметить расстройства привязанности у детей?

Как правило, формирование РРП происходит еще до наступления пятилетнего возраста (может диагностироваться даже до 3-х лет), после чего данное нарушение может сопровождать ребенка даже до взрослого возраста.

Симптоматика РРП схожа с такими расстройствами, как фобии, посттравматические стрессы, аутизм и проч., поэтому диагноз обычно не ставится «на глазок».

Среди ключевых симптомов РРП выделяют:

  • Настороженность и боязливость.
  • Отставание в интеллектуальном развитии.
  • Приступы агрессии.
  • Сложности в адаптации и при установлении взаимоотношений.
  • Равнодушие к уходу человека.
  • Частый тихий плач без конкретной причины.
  • Развитие (со временем) отвращения к объятиям и любым прикосновениям.
  • Задержка умственного развития, которая с возрастом приобретает более выраженные очертания.
  • Отсутствие чувства вины после случаев неприемлемого поведения.

Важно отметить, что симптоматика — и ее выраженность — зависит от типа РП, от возраста и других факторов.

Например…

  1. Малыши РП в возрасте до 5 лет обычно редко улыбаются и отводят глаза при попытке зрительного контакта. Приближение взрослых у них не вызывает радости.
  2. Дети с ингибированной формой расстройства не желают, чтобы их успокаивали, чтобы с ними сближались или устанавливали контакт, не берут у взрослых протянутую игрушку.
  3. При дезингибированном типе расстройства дети, напротив, постоянно ищут контакта, комфорта и чувства безопасности. Но только у незнакомых людей. Что касается родителей или опекунов – их дети отвергают.

Основные риски РРП

Среди самых частых осложнений данного расстройства отмечают…

  • Задержку психического развития.
  • Снижение познавательного интереса.
  • Нарушение принятия/передачи опыта.
  • Отставание в развитии речи, мышления.
  • Социальная дезадаптация.
  • Приобретение эмоциональных и прочих отклонений как черт характера.
  • Дальнейшее развитие неврозов, психопатии и проч.

Диагностика расстройств привязанности у детей – к каким специалистам обращаться при признаках РРП?

Прежде всего, важно понимать, что без четкого знания всей истории воспитания конкретного ребенка невозможна точная постановка диагноза.

Также не менее важен факт, что пережитые в комплексе те или иные описанные выше ситуации не обязательно провоцируют данное расстройство. Поэтому самостоятельно делать выводы точно не стоит, данный диагноз должен быть экспертным мнением, основанным на результатах полноценной диагностики.

К какому врачу обращаться, если вы заподозрили у ребенка рп?

  1. Педиатр.
  2. Психолог.
  3. Психотерапевт.
  4. Психиатр.

Как проходит диагностика?

Конечно, чем раньше диагностировано расстройство — тем больше шансов на быстрое восстановление ребенка.

  • Прежде всего, пристальное внимание врача сконцентрировано на отношениях мамы и малыша, отношениях в семье и последствиях отношений. Не меньшее внимание уделяется стилю воспитания ребенка, полноте удовлетворения его интересов, наличия собственного пространства у ребенка, и проч.
  • Врач должен точно определить – не связана ли симптоматика расстройства с иными заболеваниями. Например, заторможенность может наблюдаться после черепно-мозговой травмы или при мании.
  • Сбор истории болезни, опрос родителей и других близких ребенку людей, наблюдение за ребенком в разных ситуациях — все это обязательная часть диагностики.
  • Также выполняется специальная психодиагностика, способная выявить наличие эмоционально-волевых нарушений.

Что касается лечения, его осуществляют исключительно комплексно – с консультациями психологов, семейной психотерапией, медикаментозной коррекцией и проч.

Как правило, ранние проблемы РП можно устранить, если вовремя улучшить социальные обстоятельства жизни ребенка. Но окончательного «исцеления» для последующей, нормальной взрослой жизни ребенка можно добиться лишь при его полном примирении с прошлым – понимании прошлого, способности переступить через него — и идти дальше.

Сайт Colady.ru информирует: вся информация в статье носит ознакомительный характер, и не является руководством к действию. Точный диагноз вам может поставить только врач. При тревожных симптомах убедительно просим вас не заниматься самолечением, а записаться к специалисту!
Здоровья вам и вашим близким!

Поделитесь с друзьями и оцените статью:

  Загрузка… 

Источник: http://www.colady.ru/prichiny-reaktivnogo-rasstrojstva-privyazannosti-u-detej-priznaki-rrp-diagnostika.html

Расстройства привязанности у детей

Реактивное расстройство привязанности

Расстройство привязанности у детей – комплекс психических отклонений, развивающийся при отсутствии эмоционального контакта с воспитателями: родителями, опекунами. Проявляется боязливостью, настороженностью, трудностями адаптации и установления взаимоотношений, поведенческими нарушениями (агрессией, аутоагрессией), отставанием интеллектуального развития.

Основные методы диагностики – сбор анамнеза, клиническая беседа, наблюдение за поведением ребенка, детско-родительскими отношениями. Выполняется психодиагностика, выявляющая эмоционально-волевые нарушения, отклонения когнитивной сферы.

Лечение проводится методами индивидуальной, семейной психотерапии, дополняется медикаментозной коррекцией, психологическим консультированием родителей, педагогов.

Привязанностью называют чувство эмоциональной близости, сформированное на базе симпатии, любви, преданности. Под расстройствами привязанности (РП) у детей понимают группу поведенческих, эмоциональных нарушений.

Психиатрами они обозначаются диагнозом «реактивное расстройство привязанности» (РРП). Его особенность – отсутствие доверительных отношений с опекунами, родителями как результат патологического воспитания.

Бытовое понимание РП включает неустойчивые, «холодные» отношения с одним из родителей, прародителями, воспитателями интерната. Такие случаи целесообразнее называть ненадежной привязанностью.

Они являются вариантом нормального развития, не ассоциируются с социальной дезадаптацией. Распространенность реактивного расстройства привязанности – менее 1%, ненадежной привязанности – 40%.

Причины расстройств привязанности у детей

Существуют физиологические особенности, рассматривающиеся как факторы риска формирования РРП. Неустойчивость вегетативной нервной системы, несбалансированность гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси снижают сопротивляемость стрессу.

Повышается вероятность патологических эмоциональных, поведенческих реакций.

Непосредственными причинами развития расстройств привязанности являются ситуации, когда ребенок не имеет возможности устанавливать, поддерживать стабильную связь с родителями:

  • Неполноценный материнский контакт. РРП развивается у детей, матери которых злоупотребляют алкоголем, наркотиками, страдают послеродовой депрессией, психическими расстройствами, не принимают ребенка (нежеланная беременность), применяют насилие, унижение.
  • Отсутствие родителей (опекунов). Провоцирующим фактором становится ранняя разлука с матерью, помещение ребенка в стационар, дом малютки, интернат. Функции взрослых ограничиваются выполнением гигиенических, медицинских процедур. Устанавливающиеся эмоциональные связи быстро разрушаются из-за смены места проживания ребенка, графика работы персонала, текучести кадров, отказа от опекунства приемных родителей.

Основой формирования расстройств привязанности является негативный опыт установления близких, доброжелательных отношений. Ребенок плачет, старается привлечь внимание, выразить свои потребности (голод, дискомфорт, одиночество). Если он не получает помощи от взрослого либо получает неадекватный ответ – ругань, побои – ситуация становится стрессовой.

Происходят сбои на физиологическом уровне: изменяется концентрация гормонов, преобладают процессы возбуждения в нервной системе, мышечное напряжение. Постепенно окружающая среда начинает восприниматься как опасная. Возникает потребность защищаться, проявлять агрессию, самостоятельно контролировать ситуацию.

Доверие, привязанность подменяются враждебным отношением, равнодушием к матери, отцу, опекуну.

Классификация

Расстройства привязанностей классифицируются по особенностям клинических проявлений. С учетом этого выделяют два вида нарушений:

  • Дезингибированное. Называется расторможенным. Характеризуется развернутой клинической картиной. У ребенка отсутствует избирательность установления контактов. Социальные взаимоотношения недостаточно модулированы. Младенцы не проявляют настороженности к незнакомым людям, дети постарше неразборчивы в выборе друзей. Данная форма является результатом частой смены взрослого (родителя, воспитателя, опекуна).
  • Ингибированное. Симптомы слабовыраженные. Социальные контакты подавлены, заторможены, часто имеют амбивалентную направленность – ненависть-любовь, принятие-отторжение. Преобладает подавленность, агрессивная реакция на страдание. Такой тип расстройства формируется как результат жестокого обращения взрослого с младенцем.

Другая классификация имеет более точный описательный характер. Учитывается этиологический фактор, направленность поведения ребенка, особенности установления контакта. Выделяется четыре типа привязанности:

  • Негативная. Причинами являются пренебрежение либо гиперопека. Поведение ребенка направлено на провокацию негативного внимания, раздражения, наказания.
  • Амбивалентная. Основа – истерические реакции, непоследовательность взрослых. Проявляется категоричностью, двойственностью (агрессивность-доброта, ласка-побои) взаимодействия с окружающими.
  • Избегающая. Развивается после разрыва взаимоотношений с мамой, папой, опекуном. Проявляется замкнутостью, угрюмостью, недоверчивостью.
  • Дезорганизованная. Возникает после жестокого отношения, насилия. Характерны проявления жестокости, сопротивление попыткам взаимодействия.

Симптомы расстройств привязанности у детей

Нарушения привязанности проявляются спектром симптомов, выраженность и полнота которых нарастает от единичных реакций до сформированного реактивного расстройства. Младенцы, малыши до 5-6 лет избегают зрительного контакта, редко улыбаются, не радуются приближению взрослого.

При ингибированной форме расстройства – отвергают попытки установить контакт, сблизиться, успокоить. Не тянутся за игрушкой, предложенной взрослым. Оставшись в одиночестве, сохраняют спокойствие. Равнодушно относятся к уходу другого человека. Нередко наблюдается безутешный тихий плач без причины.

При дезингибированной форме дети крайне зависимы, ищут комфорта, безопасности от незнакомых людей, стремятся установить с ними контакты, но отвергают родителей.

Отсутствие доверительного эмоционального взаимодействия со значимым взрослым способствует отставанию развития психики: младенцы малоподвижны, отсутствует лепет, гуление, у детей запаздывает развитие речи, игровой интерес слабый.

С возрастом задержка умственного развития становится более выраженной, ребенок с трудом осваивает учебную программу. У детей дошкольного, школьного возраста развивается отвращение к прикосновениям, объятьям.

Попытки установить физический контакт вызывают неадекватные реакции смеха, плача, гнева, испуга.

Потребность сохранить контроль, обезопасить себя проявляется стремлением сохранять дистанцию. При психологическом сближении дети становятся непослушными, дерзкими. Гнев выражается через истерики, манипуляции, агрессивное поведение.

Взрослея, пациенты начинают понимать социальную неприемлемость гнева, маскируют ее «случайными» действиями – ударом мяча, болевым рукопожатием или объятьями.

Сложности идентификации собственных чувств, чувств окружающих, непонимание истинного назначения ласки, поглаживаний, близких отношений проявляются хаотичным выстраиванием отношений: незнакомцы вызывают интерес, доброту, а родители, родственники – равнодушие. После совершения ошибок, неприемлемого поведения чувство вины отсутствует.

Частым осложнением расстройств привязанности становится задержка психического развития. Отсутствие близкого контакта с взрослым приводит к снижению познавательного интереса: малыш не тянется за яркими предметами, игрушками, медленно осваивает манипулятивные действия, отсутствует стремление установить речевой контакт.

Передача и принятие опыта нарушены. Развивается отставание мышления, активного внимания, речи. Если РП не диагностировано вовремя, нарастает социальная дезадаптация. Волевые, эмоциональные нарушения, поведенческие отклонения становятся стабильными чертами характера.

У подростков развиваются психопатии, неврозы, девиантные формы поведения.

Диагностика

Диагностика расстройств привязанности у детей проводится врачом-психиатром, клиническим психологом. Комплексная процедура обследования включает:

  • Опрос. Врач уточняет симптомы, их продолжительность, выраженность. Расспрашивает о составе семьи, роде занятий родителей, наличии психических заболеваний, патологических зависимостей. Выясняет особенности течения беременности, отношений между матерью и малышом после рождения, включенность в процесс воспитания отца, бабушек, дедушек, наличие проблем социализации в детском саду, школе (проявляет ли ребенок агрессию, застенчивость, драчливость, истеричность).
  • Наблюдение. Специалист акцентирует внимание на детско-родительских отношениях. Отмечает доброжелательность, враждебность, заинтересованность контактом, негативизм, непослушание, принятие телесного контакта, стремление общаться. Определяет стиль воспитания.
  • Сбор дополнительных данных. Результаты беседы дополняются характеристиками педагогов, воспитателей детских домов, выписками заключений узких специалистов: невролога, эндокринолога, отоларинголога, офтальмолога.
  • Психодиагностику. Личностные опросники, проективные методики выявляют особенности самооценки, эмоционально-волевой сферы ребенка, его ориентированность на установление социальных взаимодействий, отношение к окружающим.

Важна дифференциация расстройств привязанности от стойких интеллектуальных нарушений, детского аутизма, острой стрессовой реакции, синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Ключевую роль играют отношения родитель-ребенок (отсутствие привязанности), нормальная обучаемость.

Лечение расстройств привязанности у детей

Психотерапевтическое лечение является основой, изменяющей отношения ребенка и родителей, близких родственников. Медикаментозная терапия необходима для коррекции сопутствующих эмоциональных, когнитивных нарушений. Комплексный подход включает следующие виды лечения:

  • Детская психотерапия. Цель сеансов – снижение эмоциональной напряженности, устранение замкнутости, недоверия, страхов. Проводятся в форме игры, чтения сказок, творческих занятий.
  • Семейная психотерапия. Психотерапевтические упражнения, задания, беседы устраняют отчужденность, восстанавливают эмоциональный, вербальный контакт, телесное принятие ребенком родителей.
  • Консультирование родителей. Психолог, психотерапевт рассказывает родителям об особенностях течения расстройства, причинах, способах коррекции. Дает рекомендации по выстраиванию внутрисемейных отношений, подробно рассматривает типичные конфликтные, сложные ситуации взаимодействия.

Медикаментозное лечение способно улучшить эмоциональный фон, снять острые реакции, что обеспечивает более высокую эффективность психотерапии. Самостоятельное использование препаратов нецелесообразно.

Прогноз и профилактика

Чем раньше начато лечение патологий привязанности, тем благоприятнее прогноз. При восстановлении любящих, заботливых семейных отношений младенцы и дети раннего возраста практически полностью избавляются от расстройства.

Дошкольникам, школьникам требуется специализированная помощь, исход лечения зависит от совместных усилий родителей и психотерапевта. Профилактика расстройств привязанности – создание психологического комфорта, формирующего чувство защищенности, базового доверия.

Важным является отношение матери, оно закладывает основу привязанности, психического здоровья.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/attachment-disorders

Реактивное расстройство привязанности причины, симптомы

Реактивное расстройство привязанности

Расстройство привязанности – это целая группа разных отклонений в психике, которые появляются у деток без эмоционального взаимодействия со своими родными людьми.

Мы знаем, что привязанность – это близость, ощущение любви, проявление определенных симпатий.

При отсутствии этих чувств, ребенок меняется в поведении, становится эмоционально нестабильным, ему не хватает общения с родными людьми.

Основные виды

  • Дезингибированный – дитя начинает цепляться ко всем, даже к тем людям, которых не знает. Когда ребенок подрастает, он хочет привлечь внимание взрослого человека, вовсе не разбирается в дружбе. Как правило, данный тип характерен для деток, которым постоянно приходилось менять опекунов, прибывать в разных семьях.
  • Ингибированный является не ярко выраженным, при нем наблюдается заторможенное состояние, появляется чувство подавленности. Маленькие детки становятся сверхбдительными, они реагируют на своих воспитателей по-разному. Детки становятся весьма агрессивными, несчастными.

Причины

Заболевание развивается из-за гиперопеке или, наоборот, отказа от дитя. В данном случае ребенок начинает специально провоцировать взрослого на злость, раздражение, сам выпрашивает наказание.

Избегающий тип расстройства является последствием разрыва отношений с опекуном, родителями. В результате детки становятся замкнутыми, недоверчивыми.

Когда взрослые непоследовательно ведут себя, у детей появляется двойное поведение, категоричность. К примеру, ребенок может быть ласковым, а через 5 минут лезет в драку.

Опасным видом расстройства является дезорганизованный. Возникает он из-за жесткого отношения к ребенку, насилия. В данном случае дитя жестоко, агрессивно себя ведет, отказывается наладить контакт с окружающими людьми.

Факторы риска

Чаще всего недуг характерен для тех деток, которые имеют неустойчивую нервную систему, не могут сопротивляться стрессовым ситуация. Ребенок может замкнуться в себе, если утеряна эмоциональная связь с родителями, опекуном. Кроме того, можно выделить такие причины:

  • Дитя полноценно не контактировало с мамой.
  • Родители злоупотребляли наркотиками, алкогольными напитками.
  • Депрессия после родов у мамы.
  • Разные психические расстройства.
  • Унижение, насилие в семье.
  • Мама не хотела быть беременной.
  • Отказ родителей от своего дитя, интернат, детский дом.

То есть расстройство привязанности – это отсутствие положительных эмоций. Дитя страдает от того, что ему нет к кому привязаться.

Симптомы

Формируется расстройство до 5 лет, затем возникает и у взрослых людей. Признаки заболевания напоминают посттравматический стресс, фобии, аутизм. Можно выделить такие неприятные симптомы:

  • Боязливость, настороженность.
  • Дитя отстает в интеллектуальном развитии.
  • Агрессия.
  • Сложно адаптироваться, установить взаимоотношения.
  • Равнодушно относится к тому, что человек уезжает, уходит.
  • Появляется отвращение от поцелуев, любви, ласк.
  • Задерживается умственное развитие, которое с возрастом ярко проявляется на фоне других деток.
  • Неприемлемое поведение.

Признаки недуга зависят от возраста. Детки до 5 лет практические не улыбаются, стараются отвести взгляд. Когда приближается взрослый, у них не возникает радости.

Детки, имеющие ингибированное расстройство, отказываются от успокоения, сближения, не берут от взрослого сладости, игрушки.

А вот, если у дитя дезингибированный тип, здесь все происходит по-другому. Дитя старается найти комфорт, безопасность у чужих людей.

Опасность

Важно своевременно принять меры, иначе все закончится неприятными последствиями:

  • Задержкой развития психики.
  • Снижением интереса к познаванию.
  • Отсутствием опыта.
  • Проблемами с мыслительными процессами, речью.
  • Социальной дезадаптацией.
  • Психопатией, неврозом.

Диагностика

Очень важно своевременно проконсультироваться с психотерапевтом. Главное знать историю ребенка, иначе будет сложно поставить правильный диагноз. Кроме того, не из-за всех описанных выше причины формируется заболевание. Не стоит самостоятельно делать какие-либо выводы.

Дополнительно нужно обратиться к психологу, педиатру, в тяжелых случаях к психиатру. Чем быстрее диагностирован недуг, тем раньше восстановится дитя.

Специалист больше всего обращает внимание, насколько ребенок сконцентрировал на отношениях с мамой, что у него произошло в жизни, кто его обидел. Затем берется во внимание стиль воспитания. Здесь учитываются, как удовлетворяются интересы дитя в семье, есть ли у ребенка собственное пространство.

Врач обязательно определяет, насколько связаны симптомы расстройства с другими болезни. Например, достаточно часто заторможенное состояние является последствием маний, мозговых травм.

После опроса опекунов, родителей, полного сбора истории заболевания, наблюдения за дитем, врач выписывает курс терапии. Обязательно выполняют психодиагностику, с помощью которой можно узнать об эмоционально-волевых нарушениях.

Что касается терапии, она должна быть комплексной, включать консультации с психологом, семейным психотерапевтом, а также медикаментозное лечение.

На ранней стадии расстройство легко устраняется, главное улучшить все жизненные обстоятельства ребенка. Окончательно исцелиться дитя сможет только, если смерится с прошлым, примет все как есть, будет способно переступить через все и пойдет дальше.

Итак, очень жаль, что из-за необдуманного поведения взрослых страдают детки. У них возникают серьезные проблемы в дальнейшем, они не имеют друзей, любимых людей, потому что никому не доверяют, отказываются от эмоциональных контактов. Берегите психику деток, не ломайте ее в раннем возрасте!

Источник: https://medportal.su/chto-takoe-reaktivnoe-rasstrojstvo-privyazannosti-u-rebenka/

Реактивное расстройство привязанности: как распознать и помочь

Реактивное расстройство привязанности

Чувство любви и привязанности считается основным (базовым) для личности и развития человека. Оно необходимо для формирования общечеловеческих ценностей, адекватной самооценки и семейных отношений.

Это чувство развивается и у людей, и у животных, оно является инстинктивным и не требует практически никаких условий для своего появления (и дети, и детеныши животных привязываются к любому объекту, даже неодушевленному, который находится рядом с ними).

Нарушение формирования такого чувства или реактивное расстройство привязанности у взрослых либо детей свидетельствует о наличие серьезных проблем с психикой. Взрослые с расстройством привязанности отличаются жестокостью и патологическим поведением, а у детей такое расстройство может свидетельствовать о наличие аутизма.

Ррп и причины его возникновения

Реактивное расстройство привязанности или РРП у взрослых –это нарушение способности формировать близкие отношения с кем-либо. Такие люди, в силу разных обстоятельств, не пережили достаточную эмоциональную связь с родителями или близкими людьми и не научились выстраивать такие отношения с кем-то другим.

Выделяют 2 основные причины возникновения такого состояния:

  • Депривация в детском возрасте – РРП может развиться у психически здоровых людей, у большинства взрослых с этой патологией были те или иные проблемы с окружением в детском возрасте.
  • Психологические особенности человека. – в этом случае РРП диагностируется у детей в раннем возрасте.

Чувство привязанности – одно из важнейших в детском возрасте, ребенок привязывается к любым людям, которые находятся рядом и заботятся о нем. Даже если его родители очень далеки от идеала, не любят или пренебрегают своими обязанностями, дети (особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте) испытывают сильнейшее чувство привязанности по отношению к ним.

Формирование чувства привязанности начинается еще во внутриутробном периоде – ребенок чувствует свою связь с матерью, привыкает к ее голосу и запаху. Окончательно это чувство формируется в первые годы жизни ребенка, а полностью сформированным его можно считать только в подростковом возрасте.

Для формирования РРП в детском возрасте нужны особые условия, чаще всего оно развивается у детей, оставшихся без родителей в раннем возрасте. Дети, выросшие в детских учреждениях, чаще страдают от РРП разной степени тяжести.

Если ребенок пережил потерю родителей в раннем возрасте и был помещен к такое учреждение, для формирования нормального чувства привязанности в будущем ему будет необходима помощь психолога или длительная и достаточно тяжелая реабилитация.

Эта проблема знакома большинству приемных родителей, которые принимают в семью детей, никогда ни живших в семье.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Сексуальные отклонения: девиации сексуального поведения

Расстройство привязанности может быть у детей, выросших в асоциальных семьях, с родителями, страдающими от психических заболеваний, алкогольной или наркотической зависимостью или другими проблемами поведения.

Нормальное чувство привязанности не может сформироваться в таких условиях. Негативный опыт отношений между ребенком и значимым для него взрослым приводит к тому, что его потребности не удовлетворяются. Дети постоянно чувствуют себя брошенными, не нужными, отвергаемыми. Они ощущают себя в опасности, теряют доверие к взрослым, а через них – к миру.

Нарушение чувства привязанности в детском возрасте приводит к возникновению множества проблем в будущем. Взрослые, с нарушением привязанности, также считают мир – опасным, не верят окружающим людям и не могут испытывать к ним чувство доверия и любви.

Это становится причиной развития различных патологических привязанностей и увлечений – от спиртного до экстремального спорта.

У них могут быть смещены нравственные устои, таких людей часто отличает жестокость, патологическая лживость, агрессивность и эгоцентризм.

Отличительные черты человека с РРП:

  • Импульсивность – не умение и не желание сдерживать свои желания и порывы часто приводят к различным неприятным ситуациям или совершению правонарушений.
  • Недоверчивость – такие люди подвергают сомнению все, особенно чувства и намерения других людей. Они не могут поверить, что кто-то способен бескорыстно любить и заботиться о них, так как этого не делали их родители.
  • Отрицательное поведение – часто РРП приводит к тому, что люди стараются вести себя как можно хуже, они провоцируют окружающих на агрессию и другие негативные чувства в их адрес. Это помогает им подтвердить свою теорию – «все плохо относятся к ним».
  • Негативизм – все события и все окружающие видятся им исключительно в черном цвете.
  • Склонность к контролю и давлению – такие люди стремятся контролировать все и манипулировать окружающими. Это дает им мнимое чувство спокойствия.
  • Отсутствие доверия – невозможность выстроить доверительные отношения с кем-либо становятся причиной того, что такие люди часто остаются в одиночестве.
  • Лживость – отсутствие твердых моральных принципов приводит к тому, что люди используют любые приемы для достижения своих целей, в том числе и ложь.
  • Жестокость, агрессивность — характерные черты людей с РРП.
  • Беспомощность, безответственность – это оборотная сторона характера людей с нарушениями привязанности. Они не могут и не хотят брать на себя какую-либо ответственность и не выполняют взятые обязательства.

ПОХОЖИЕ МАТЕРИАЛЫ:  Как избавиться от психологической травмы

Ррп у детей

У детей, развивающихся в нормальных условиях, реактивное расстройство привязанности может развиться из-за особенности психики.

Реактивное расстройство привязанности детского возраста или психогенный аутизм диагностируется у детей в возрасте до 5, первые симптомы могут проявиться еще в младенчестве. Их причиной могут быть аутизм, тревожное расстройство, некоторые другие психические расстройства.

Первыми симптомами реактивного расстройства может быть равнодушие и вялость ребенка, он не пытается общаться с окружающими: не агукает, не следит глазами за игрушкой, не плачет, не пытается привлечь к себе внимания.

Иногда таких детей считают очень «удобными», они не кричат, не плачут, тихо играют в игрушки или целыми часами сидят, уставясь в стену. Могут не реагировать на голод, испачканную и мокрую одежду и другие неудобства.

В более легких случаях у детей наблюдаются отдельные симптомы расстройства – отсутствие выраженной привязанности к родителям, вялость или нежелание общаться с окружающими.

В старшем возрасте при РРП формируется 2 основных типа поведения:

  • Замкнутый
  • Чрезмерно общительный.

В первом случае дети избегают общения, они не разговорчивы, стремятся избежать тактильного контакта. Также их отличает заторможенность, погруженность в себя.

Чрезмерно общительные дети отличаются доверчивостью, у них как будто «смазаны» или отсутствуют свои границы и они не чувствуют границы других людей. Они свободно обращаются с незнакомыми, могут рассказать любую информацию о себе и своей семье, навязчивы и не понимают, о чем можно и нельзя говорить с посторонними.

Лечение

Диагностировать это заболевание, особенно во взрослом возрасте, достаточно сложно. Для этого требуется длительное наблюдение, сбор анамнестических сведений и проведение специальных тестов.

В детском возрасте основой лечения должны стать стабильные, безопасные отношения с родителями или опекунами. Требуется длительное время (несколько лет) для формирования таких отношений и еще несколько лет работы для формирования нормальной привязанности.

В старшем возрасте и для взрослых рекомендуется проведение психотерапии: психоанализа, семейной и личной.

Источник: https://opsihoze.ru/psihicheskie-narusheniya/reaktivnoe-rasstrojstvo-privyazannosti-u-vzroslyh-i-detej.html

Хиликон
Добавить комментарий