Режим дня гиперактивного ребенка

Содержание
  1. Как воспитывать гиперактивного ребенка
  2. Режим дня
  3. Баланс нагрузок и отдыха
  4. Доброжелательная атмосфера дома
  5. Внимание к ребенку
  6. Понимание со стороны окружающих
  7. Выстраивание отношений с ребенком
  8. Как уложить спать гиперактивного ребенка
  9. Первые признаки гиперактивности
  10. Причины формирования гиперактивности
  11. Как помочь заснуть гиперактивному ребенку
  12. Агрессивный и гиперактивный ребенок
  13. Гиперактивный ребенок
  14. Режим
  15. Приблизительный вариант режима дня для гиперактивного ребенка – дошкольника
  16. Приблизительный вариант режима дня для гиперактивного младшего школьника
  17. Как исправить поведение ребенка ?
  18. Гиперактивный ребенок. Что делать и кто виноват?
  19. Разбираемся в терминах
  20. Гиперактивный и активный: в чем разница
  21. Гиперактивные груднички – какие они?
  22. Как не ошибиться?
  23. Кто виноват?
  24. Вылечить нельзя, можно помочь
  25. Психологическая подготовка родителей
  26. Родителям необходимо твердо усвоить:
  27. Воспитательные подходы к малышу
  28. Режим дня
  29. Как воспитывать гиперактивного ребенка: советы психолога
  30. Природа появления гиперактивности
  31. Можно ли обнаружить в дошкольном детстве отклонения от нормы?
  32. Как понять, что у ребенка гиперактивность
  33. Коррекция гиперактивности

Как воспитывать гиперактивного ребенка

Режим дня гиперактивного ребенка

Сегодня к детям не применяют жестких рамок поведения, как это было пару десятков лет назад, наоборот — поощряется самостоятельность и активность. Взрослые не готовы к такому поведению детей, хотя часто сами его провоцируют. Отсюда и диагноз «гиперактивность», который объясняет любое поведение, выходящее за рамки привычного.

На самом деле СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) — это диагноз медицинский, и поставить его может только специалист. Основные симптомы этого синдрома — импульсивность и дефицит внимания.

Иными словами, такие дети очень эмоциональны, часто реагируют чрезмерно, при этом не могут сосредоточиться на одном занятии, постоянно переключаясь на другие виды деятельности.

Они очень подвижны и разговорчивы, на них сложно повлиять наказанием, они редко подчиняются уговорам и выполняют просьбы.

Обычно родители замечают, что их ребенок гиперактивен в 2-3 года. Но по-настоящему это состояние проявляется в периоды возрастных кризисов: в 6-7 лет и 11-16 лет.

Медикаментозное лечение гиперактивным детям может назначить только врач. Самостоятельно выбирать ребенку лекарства нельзя. Врач, после проведения комплексного обследования, назначает препараты, которые улучшат сон ребенка, снизят раздражительность, тревожность.

Режим дня

Родителям гиперактивного ребенка нужно понимать, что для их чада весьма важен режим дня. Лучше всего на поведение вашего ребенка будет влиять постоянство ваших действий, событий.

Соблюдение ритуалов значительно снизят проявления гиперактивности.

Таких ритуалов много: пробуждение, отхождение ко сну (сказки, массаж), ритуалы, связанные с едой, сбором на прогулку и возвращением с нее, переходу к занятиям и другие.

Переутомление для гиперактивного ребенка совсем нежелательно, поэтому режим дня нужно построить таким образом, чтобы обеспечить необходимую нагрузку на организм и мозг, а также предоставить вовремя отдых и расслабление.

Баланс нагрузок и отдыха

У гиперактивного ребенка очень много энергии. Ему просто необходимо ее тратить, выплескивать. Ему важны физические упражнения, ему нужно учиться новому, нужно заниматься творчеством. Иначе весь этот мощный поток энергии пойдет на разрушение: крики, агрессию по отношению к окружающим, разбрасывание вещей и игрушек.

Нужно постараться подобрать для ребенка занятия, которые придутся ему по душе и при этом будут его развивать. Важно обеспечить ребенку физическую активность: упражнения, прогулки, подвижные игры, так, чтобы к вечеру он уставал и хотел отдохнуть, поспать. Для ребенка очень полезно пребывание на свежем воздухе, поэтому хотя бы половину всех физических занятий и игр нужно проводить на улице.

Однако необходимо помнить, что физическая и умственная активность должны перемежаться с отдыхом. Если ребенок переутомится, то будет очень сложно его успокоить, он будет раздражен, неуправляем. Существует много способов расслабить и отвлечь малыша.

Массаж, ванна, игры в воде, рисование, спокойные песенки, медленные танцы, дыхательные практики, упражнения из йоги. Постарайтесь научиться замечать тот момент, когда проявляются первые признаки усталости у ребенка, и сразу же заканчивайте активные занятия и начинайте его расслабление и успокоение.

Научите ребенка самостоятельно успокаиваться, когда он чувствует, что раздражен и устал — так вы окажете ему неоценимую услугу.

Доброжелательная атмосфера дома

Главней всего — погода в доме! Постарайтесь, чтобы ребенок рос в доброжелательной, спокойной обстановке. Причем, это должно быть искренне, а не напоказ ребенку, он тонко чувствует фальшь.

Внимание к ребенку

Такому ребенку нужно больше внимания, чем обычному. Постоянно говорите ему о том, что он хороший, что вы его любите, что он молодец, старается.

Исключите из лексикона своего и родственников такие слова: «непослушный», «плохой», «невнимательный», иначе у ребенка могут развиться комплексы.

Давайте своему чаду необходимую поддержку, пусть он знает, что вы всегда его поймете, поможете ему, выслушаете.

По поводу лечения и коррекции гиперактивности ведутся споры среди врачей. Но, несмотря на споры, они согласны в том, что дети с СДВГ остро нуждаются в повышенном внимании родителей, воспитателей, учителей. При этом ситуация складывается с точностью до наоборот — неусидчивость, суетливость, подвижность деток вызывает только лишь раздражение и недовольство всех этих важных для него людей.

Понимание со стороны окружающих

Вы не сможете сделать так, чтобы окружающие вдруг приняли вашего ребенка таким, какой он есть сейчас, с его возбудимостью и непослушанием. Но родителям чрезвычайно важно наладить контакт с людьми, которые окружают ребенка каждый день и вносят значительный вклад в его воспитание и развитие.

Это воспитатель детского сада, няня, учителя. Чаще общайтесь с этими людьми, понемногу рассказывайте о своем ребенке, о гиперактивности вообще, о том, как можно справиться с вашим ребенком, что он любит.

Не нужно стесняться своего ребенка, наоборот — верьте в него, в его способности, и внушите эту веру окружающим его людям.

Выстраивание отношений с ребенком

1. Четкие запреты. Не нужно произносить длинных фраз, где вы что-то запрещаете ребенку. Давайте четкие инструкции, как делать можно, а как нельзя. Например, вместо того, чтобы кричать: «Ты опять ешь грязными руками! Сколько можно говорить, что нельзя есть, не вымыв руки!», лучше сказать: «Сейчас пойдем обедать, вымой руки».

2. Конкретные задачи. Если вам нужно, чтобы ребенок что-то выполнил, ставьте задачу четко. Объяснять цель надо, но лучше пусть объяснение звучит фоном, во время выполнения задания.

3. Задания на один раз. Если вы хотите, чтобы ребенок выполнил несколько заданий за один раз, вам нужно разбить эти задания на составляющие и выдавать их постепенно. Например, во время уборки: «Убери игрушки с пола» (сделал — похвалили), «Пропылесось комнату» (сделал — похвалили), «Вымой пол» (сделал — похвалили).

4. Контроль времени. Не растягивайте выполнение задания, данного вами на неопределенный срок. Контролируйте его выполнение. Например, если ребенок одевается, нужно уложиться в 5-7 минут. Не торопите его, но напоминайте, что от него требуется.

5. Донесите до ребенка принятые вами рамки поведения. Что можно, что можно иногда, а что нельзя ни в коем случае. Придерживайтесь сами принятой вами модели, и если уж решили что-то запретить, не позволяйте этого даже когда у вас плохое (или хорошее настроение), нет времени или просто апатия.

На сегодняшний день появились новые методики, которые позволяют максимально сгладить проявления синдрома дефицита внимания. Если родители зададутся целью — помочь своему ребенку бороться с гиперактивностью, то им придется запастись терпением и настойчивостью.

Да, придется походить по врачам, психологам, прочитать гору литературы и перепробовать тысячу методик. Но такие родители обязательно найдут то, что подходит их ребенку, что ему помогает.

И таких родителей и их детей ждет успех в преодолении синдрома дефицита внимания.

Doctor.kz

Источник: https://doctor.kz/baby/news/2013/07/22/15364

Как уложить спать гиперактивного ребенка

Режим дня гиперактивного ребенка

Гиперактивность не является для современных людей феноменом непонятным и новым. По статистике в каждой третьей-четвертой семье рождается гиперактивный ребенок.

Сначала родители нормально воспринимают излишнюю подвижность своего чада и необузданное желание все знать и все увидеть, но уже к школе и в старших садовских группах излишняя «живость» становится препятствием на пути к знаниям.

Детские психологи определяют сверхподвижность детей как синдром двигательной гиперактивности и дефицита внимания. Гиперактивному ребенку трудно сосредоточить внимание на каком-либо одном предмете – ему интересно все и сразу.

Первые признаки гиперактивности

Признаки активности

Как же определить, является ли ваш малыш гиперактивным или у него просто очень живой характер? Кроме общих признаков с обычными активными детьми, гиперактивность проявляется в манере быстро говорить, быстро передвигаться, все трогать и хватать, дергать руками.

Такие дети неуравновешенны в своем поведении, настроение их часто меняется: в один момент заливистый смех может перейти в громкие рыдания. Гиперактивные дети любят находиться в центре внимания, быть в толпе шумных озорников, заводить эту толпу, нередко проявляют лидерские задатки.

Но из-за неумения сконцентрироваться на одном предмете, они часто рассеянны, не собраны и неуклюжи. Уставший и утомившийся за день гиперактивный ребенок к вечеру все равно спешит узнать все новое и интересное – его познавательная деятельность ничуть не ослабевает.

Во время ночного отдыха малыши ворочаются, видят разнообразные сны, в которых также куда-то бегут, что-то узнают.

Такая болезнь, или, скорее, особенность характера ребенка, как гиперактивность, проявляется уже на первых годах жизни. Дневной сон нередко становится настоящей проблемой для излишне подвижных детей.

Нередко очень сложно заставить их соблюдать режим в детских дошкольных учреждениях, не говоря уже о рационе питания. При первых подозрениях родителям необходимо обратиться к специалисту.

Опытный психолог поставит точный диагноз и расскажет, как уложить спать гиперактивного ребенка, чтобы усталость не накапливалась, и малыш мог радостно и весело познавать окружающий мир.

Причины формирования гиперактивности

Причины гиперактивности

Несомненно, психологи не знают точно, что является причиной формирования гиперактивности. Существует несколько точек зрения:

  • Генетическая предрасположенность;
  • Последствие социально-психологической обстановки;
  • Во время родов были родовые травмы.

Неважно, из-за чего конкретно образовалась гиперактивность – важно вовремя и правильно корректировать ее. Благодаря содействию квалифицированного психолога, родителям удается быстро и эффективно научить малыша контролировать действия, эмоции и порывы.

Как помочь заснуть гиперактивному ребенку

Обеспечить спокойный сон гиперактивному малышу не очень просто, но надо постараться.

  1. На протяжении всего дня, но особенно ближе к вечеру, следует воздержаться от общения с ребенком на повышенных тонах, ругани и ссор. Не стоит постоянно заострять внимание на излишней подвижности малыша, он не виноват в этом, он просто такой родился.
  2. Очень важно хвалить малыша, но без фанатизма.
  3. Психологи советуют вводить меньше ограничений для гиперактивного ребенка.
  4. Четкий режим дня. «Делу время – потехе час». Весь день должен быть спланирован: подъем, завтрак, прогулка и т.д. Строгое соблюдение режима придаст ребенку уверенности. Даже во время поездки на новом месте малыш может спокойно заснуть, если перед отбоем повторится привычный домашний ритуал отхода ко сну.
  5. Активные игры

    Следует отдавать предпочтение активным играм. Во время прогулок и занятий ребенок растратит энергию, что непременно вызовет усталость, поэтому сон будет крепче и спокойнее. Среди огромного разнообразия следует выбирать командные игры неагрессивного характера.

    Хотя, некоторые психологи утверждают, что агрессивные игры помогают выплеснуть негативную энергию. Если ребенок хочет ударить кого-то, то пусть бьет палкой по земле, если хочет бросаться камнями, то дайте ему мяч – пусть побросает в стену и т.д.

  6. Нельзя забывать о детском питании.

    Вредная пища, изобилующая жирами и углеводами, несомненно, отягощает желудок и организм ребенка. Он может чувствовать себя неуютно, испытывать дискомфорт. Нужна здоровая пища: предпочтительнее использовать кисломолочные продукты, свежие овощи и фрукты, каши, нежирные сорта мяса, рыбы.

    Печень является одним из наиболее гомогенизированных продуктов. Яйца и киви – витаминная бомба.

  7. Медикаментозная терапия предполагает применение специальных лекарств. Таблетки и сиропы выписывает врач, потому что эти медикаменты оказывают угнетающие действие на нервную систему.

    Применять средства следует после консультации с врачом и в строгом соответствии с рекомендованной дозировкой.

  8. Массаж обладает успокаивающим и расслабляющим действием. Теплые мамины руки, нежно массирующие тело ребенка, оказывают просто поразительный эффект.

    Незнание техники массажа совсем не означает, что нужно отказываться от такого простого и действенного средства. Пусть любовь к ребенку руководит руками, пока они будут двигаться по маленькой спинке, ручкам и ножкам.

Родителям гиперактивного ребенка приходится нелегко. И не только потому, что за малышом трудно угнаться.

Другие родители и дети часто жалуются, а это всегда неприятно. Следует помнить, что гиперактивный ребенок не хуже и не лучше остальных. Гиперактивность — не болезнь. Любовь, ответственность, забота и строгость, взятые в правильном отношении, помогут малышу преодолеть все трудности.

Источник: http://glamius.ru/deti/4-7-let/kak-ulozhit-spat-giperaktivnogo-rebenka

Агрессивный и гиперактивный ребенок

Режим дня гиперактивного ребенка

«Мой сын излшне агрессивен. Я вижу это сама, об этом мне говорили воспитатели в детском саду, а сейчас говорят учителя в школе.

Он часто дерется, кусается, дразнит младших, постоянно спорит и ругается.

Из-заэтого у него возникли проблемы в общении со сверстниками, никто не хочет с ним играть и не зовет к себе в гости, что еще сильнее злит и раздражает его».

Детская агрессия не считается нарушением психического развития. Она заложена в каждом человеке от природы, являясь инстинктивной формой поведения, в основе которого – самозащита и выживание. Однако люди используют агрессию по-разному.

Одни – чтобы созидать и защищать, другие – для разрушения и нападения. Задача родителей – научить ребенка конструктивным формам использования агрессии – для самозащиты, для защиты слабых и близких людей, для того, чтобы добиваться цели, разозлившись на самого себя, и т. д.

Если родители сами ведут себя агрессивно по отношению к ребенку, постоянно применяя наказания, в том числе и физические, излишне контролируют все действия ребенка или, напротив, не обращают на него внимания, ребенок может решить, что единственный способ добиться того, что он хочет, – это агрессивное поведение.

Установите в семье запрет на любое физическое наказание ребенка! Не шлепайте его. не раздавайте подзатыльников, не бейте ремнем. Подумайте: вы наказываете ребенка за то, что он бьет маленьких, а сами поступаете точно так же.

Не учите детей агрессии. Я много раз видела, как мама или папа советуют ребенку ударить стул, подоконник или скамейку, о которые ударился ребенок. «У. какая нехорошая скамейка. – говорит мама. – Ударь ее за то.

что она сделала тебе больно». Таким образом у малыша вырабатывается стойкий рефлекс: если мне больно – надо бить.

Немудрено, что таким родителям, возможно, вскоре придется обращаться к психологу с вопросом об излишней агрессивности ребенка.

Если вы видите, как ваш малыш ударил другого ребенка, сначала подойдите к обиженному. Обнимите его и скажите: «Мой сын (дочь) не хотел(а) обидеть тебя. Давай поиграем вместе, пока он отдохнет». Затем начинайте играть с малышом, лишая своего ребенка внимания.

Ваше чадо быстро заметит, что он остался в одиночестве, и захочет присоединиться. В этом случае пригласите его в игру, но предупредите, что, если опять возникнет конфликт, вы сразу уведете его домой. Сдержите свое обещание.

Обычно требуется повторить это 2-3 раза – и драчун поймет, что агрессивность не в его интересах.

Скажите ребенку: «Мы никого не бьем, и нас никто не бьет». Помогайте ребенку справиться с собственными порывами. Если вы видите, что ваш малыш готов ударить другого ребенка, чтобы отнять игрушку, вмешайтесь в игру.

Спросите ребенка: «Как нужно попросить? Что сказать? » Приносите с собой на прогулку или в детский сад собственные игрушки, чтобы ребенок мог обмениваться ими. Обговорите правила игры: если кто-то взял игрушку, подожди, пока она не освободится. Помогайте детям освобождаться от излишней агрессии.

Предложите смять бумагу, взбить подушку, пять раз подпрыгнуть, помыть руки и т. д. Иногда достаточно потушить в ребенке первый импульсивный порыв, чтобы далее он отреагировал адекватно.

В детской драке не принимайте ничью сторону. В любой потасовке принимают участие как минимум двое. Всегда есть зачинщик, и есть жертва, но бывает очень трудно выяснить, кто есть кто. Словесная агрессия часто бывает гораздо обидней, чем удар. Дайте возможность драчунам успокоиться, разведи их по разным углам комнаты.

Скажите, что они могут самостоятельно выйти оттуда, как только разрешат друг другу это сделать. Таким образом вы ставите детей перед необходимостью компромисса, а это – первый шаг к примирению. Тайм-аут. Усадите драчунов на стульчики или разведите по разным комнатам. Скажите: «Вам необходимо научиться не только драться, но и успокаиваться. Сделайте это сейчас. Я даю вам … минут».

Время должно быть ограничено. Обычно дается столько минут, сколько ребенку лет.

Не скупитесь хвалить ребенка за добрые поступки. Не говорите просто: «Молодец»; лучше зафиксируйте еще раз вслух, что сделал ребенок: «Ты поделился с мальчиком игрушкой и предложил ему поиграть вместе. Ты поступил правильно. Я горжусь тобой».

Гиперактивный ребенок

«Моему сыну 7 лет. В этом году он пошел в школу, и сразу на нас cвалилась масса проблем. Учитель жалуется на неусидчивость, повышенную подвижность и рассеянность ребенка.

Он не может ни минуты усидеть на месте, постоянно задает вопросы, во время урока встает и ходит по классу, поет песни, поднимает руку, но не отвечает, если его спрашивают. Классная руководительница посоветовала нам пройти обследование у невропатолога. Она считает, что наш малыш – гиперактивен, а это требует лечения.

Я всегда считаю, что в основе подобного поведения лежит обычная активность мальчика. Есть ли необходимость обращаться к врачу, естли в ребенке столько энергии ?»

Вы абсолютно правы, не всякого подвижного или возбужденного ребенка следует относить к гиперактивным. Часто в эту категорию записывают упрямых, непослушных, быстроутомляемых, подвижных, шумных и нетерпеливых детей.

То, что ребенок становится как заводной, давая выход своей скуке, вовсе не признак гиперактивности. Ребенок, имеюший мотивированные отклонения в поведении, тоже не относится к разряду гиперактивных. Определить, является ли ваш малыш гиперактивным, может только врач.

Однако есть ряд симптомов, на которые родителям следует обратить внимание. Симптомы эти почти всегда появляются до 7 лет. обычно года в четыре.

Средний возраст при обращении к врачу – 8-10 лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности, целеустремленности и сосредоточенности.

Детям более раннего возраста диагноз при первом обращении обычно не ставят, а ждут несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок.

Как же проявляется гиперактивное поведение?

Вам следует обратиться к специалисту, если в поведении ребенка присутствует более 6 симптомов из 9:

  1. беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, ребенок постоянно крутится как юла и ведет себя так. будто у него внутри моторчик;
  2. ребенок встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставать ся на месте;
  3. он проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это совершенно неуместно;
  4. он совершенно не может тихо и спокойно играть сам с собой;
  5. ребенок болтает без умолку:
  6. он отвечает на вопросы, не задумываясь и не выслушав их до конца;
  7. ребенок мешает другим играть или заниматься, он пристает к взрослым (например, постоянно вмешивается в беседы),
  8. подобное поведение длится не менее 6 месяцев;
  9. гиперактивность проявляется как минимум в двух местах (например, дома и в садике или школе).

Врач не имеет права ставить диагноз «гиперактивность», основываясь только на этом наборе симптомов, обычно специалист рекомендует пройти дополнительное обследование мозговой деятельности: ЭЭГ, ЭХО ЭГ или УЗДГ.

Предположим, в результате медицинского обследования диагноз «гиперактивность» подтвердился. Что делать?

Режим

Гиперактивному ребенку, как никакому другому, требуется четкий режим дня, сбалансированная диета и обязательный дневной сон,

В питании избегайте таких продуктов, как: шоколад, конфеты, лимонад, пирожные, торты, консервы, сухие колбасы. Прием пищи должен проходить в четко определенное время, но соответствовать суточным биоритмам ребенка. Не позволяйте делать перекусы! Разделите прием пищи на 6 частей: завтрак, второй завтрак или полдник, обед, полдник, ужин, сонник.

Не перегружайте ребенка едой, не заставляйте съедать все до конца. Придерживайтесь принципа: плохо позавтракал, лучше пообедает. При составлении распорядка дня уделите особое внимание прогулке. Ребенок должен находиться на улице максимальное количество времени. Гулять с ним надо в любую погоду.

Пребывание на свежем воздухе способствует улучшению работоспособности мозга, что приводит к улучшению внимания, памяти ребенка, а это так необходимо гиперактивному малышу! Предоставьте ребенку на улице максимум свободы. Пусть он бегает и прыгает, пачкается, ходит по лужам, стучит палкой по столбу и т. д. Его энергия должна находить выход.

Старайтесь составить расписание таким образом, чтобы активные и спокойные виды деятельности сменяли друг друга с частотой 15-30 минут. Исключение составляет только сон.

В младшем школьном возрасте гиперактивным детям обязательно нужен дневной сон. Его продолжительность должна составлять от 2 до 4 часов. Постарайтесь выработать определенный ритуал отхода ко сну.

Ему должен предшествовать прием теплой ванны с успокаивающими травами. Даже в холодное время года старайтесь купать ребенка в ванне (не под душем!) не реже 2 раз в день по 5-15 минут.

Вода оказывает чрезвычайно успокаивающее действие на гиперактивных детей.

Пока малыш засыпает, посидите с ним рядом, почитайте ему сказку, погладьте по руке, положите с ним рядом на ночь его любимую игрушку. Можно сделать ему перед сном расслабляющий массаж.

Приблизительный вариант режима дня для гиперактивного ребенка – дошкольника

9:00 – 9:15 Подъем

9:15 – 9:30 Умывание

9:30 – 10:00 Завтрак (каша и др.)

10:00 – 12:00 Прогулка

12:00 – 12:10 Полдник (яблоко, сок)

12:10 – 12:45 Спокойные игры, развивающие занятия

12:45 – 13:15 Обед (салат, суп и т. д.)

13:15 – 13:30 Спонойные игры

13:30 – 13:45 Теплая ванна, массаж

13:45 – 15:45 Дневной сон

15:45 – 16:30 Активные игры дома

16:30 – 16:45 Полдник (кефир, печенье)

17:00 – 19:00 Прогулка

19:00 – 19:30 Ужин

19:30 – 20:00 Спокойные игры

20:00 – 20:15 Теплая ванна, массаж

20:15 – 20:30 Спокойной ночи, малыши! (мультфильм)

20:30 – 20:45 Сонник {стакан молока)

20:45 – 21:00 Чтение сказки на ночь

21:00 Сон

Приблизительный вариант режима дня для гиперактивного младшего школьника

7:00 – 7:15 Подъем 7:15 – 7:30 Умывание

7:30 – 8:00 Завтрак (каша и др.)

8:00 – 8:30 Дорога до школы

8:30 – 13:00 Занятия в школе

13:00 – 13:45 Прогулка на улице

13:45 – 14:15 Обед (салат, суп и т. д.)

14:15 – 15:45 Дневной сон

15:45 – 16:45 Выполнение домашнего задания

16:45 – 17:00 Полдник (кефир, печенье)

17:00 – 19:00 Прогулка, занятия в секциях

19:00 19:30 Ужин

19:30 – 20:00 Спокойные игры

20:00 – 20:15 Теплая ванна, массаж

20:15 – 20:30 Спокойной ночи, малыши! (мультфильм)

20:30 – 20:45 Сонник (стакан молока)

20:45 – 21:00 Чтение сказки на ночь

21:00 Сон

Как исправить поведение ребенка ?

Не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость, поэтапно используйте методы: предупреждение, игнорирование, тайм-аут, «тихое место» (спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка).

Чаще хвалите ребенка и, напротив, старайтесь не обращать внимания на мелкие нарушения дисциплины. Гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям.

Заведите дневник самоконтроля, используйте балльную или знаковую систему для оценки и самооценки ребенком своего поведения. Продумайте систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение.

Составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену.

Постепенно расширяйте круг обязанностей, предварительно обсудив их с ребенком; не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время; не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям; помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как для него это – самый трудный этап. Не давайте одновременно несколько указаний. Задание должно быть коротким и ясным.

Для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

  • лишение удовольствий, лакомства;
  • запрет на приятную деятельность: компьютерные игры, просмотр телепередач;
  • прием -выключенного времени– (угол или скамья штрафников, досрочное укладывание в постель).

Гиперактивность – это не поведенческая проблема. не результат плохого воспитания, а медицинский и нейро-психологический диагноз, который может быть поставлен только но результатам специальной диагностики; она требует своевременной и комплексной коррекции: психологической, медицинской и педагогической.

Источник: http://www.iambaby.ru/agressivniy-i-giperaktivniy-rebenok.html

Гиперактивный ребенок. Что делать и кто виноват?

Режим дня гиперактивного ребенка

Наверное, нет другого такого состояния, которое вызывало бы столько споров и сомнений у врачей, родителей и психологов, как гиперактивность. Одни утверждают, что проблема надумана и ее на самом деле не существует, другие же считают, что невыявленная и некорректированная в детстве гиперактивность грозит карьерному росту, социальной адаптации, личным отношениям человека в будущем.

Кто из них прав, какой он  гиперактивный ребенок, что делать в случае, если вашему малышу врач поставил такое заключение, поговорим в этой статье.

Разбираемся в терминах

Большинство родителей, которые когда-либо слышали про детскую гиперактивность, на самом деле довольно туманно представляют, о чем идет речь, порой вкладывая в это понятие не медицинский, а бытовой смысл. Поэтому, прежде всего, разберемся с терминами.

Гиперактивность, или двигательная расторможенность – это состояние нервной системы ребенка, при котором процессы возбуждения в головном мозге происходят активнее, чем у обычных детей. Другими словами, клетки мозга постоянно генерируют нервные импульсы, которые просто не дают малышу усидеть на месте.

Поэтому гиперактивный ребенок это не просто очень подвижный, непослушный, капризный или невнимательный хулиган, как привыкли думать многие мамочки, а малыш, в поведении которого невропатолог (и только он!) усмотрел отклонения. Наличие гиперактивности у ребенка может быть установлено в любом возрасте.

Не следует путать гиперактивность у детей грудного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), который является расстройством психического развития и может быть выявлен не ранее 3—4 летнего возраста.

Гиперактивный и активный: в чем разница

Здоровый малыш по своей природе всегда полон энергии, подвижен, упрям и даже капризен. Эти качества помогают ему познавать окружающий мир и свое место в нем. Поэтому так трудно бывает отличить двигательную расторможенность от особенностей характера. Однако есть некоторые отправные точки, которые могут побудить родителей более внимательно отнестись к поведению своего чада.

Гиперактивные груднички – какие они?

Чаще всего такие малыши хорошо развиты физически. Они раньше сверстников учатся сидеть, ползать, ходить. Им трудно усидеть на месте, их день проходит в движении. Малыши неутомимы и бесстрашны настолько, что часто падают с мебели, пеленальных столиков, раскрытых окон.

Они как-будто не умеют уставать. Даже когда силы на исходе, гиперактивный ребенок будет продолжать движение, сопровождая его плачем, истериками, капризами. Остановить его может только мамочка, вовремя взяв на руки.

Такие детки очень мало спят, чем поражают родных и близких. 2—3 месячные малыши могут бодрствовать по 4—5 часов кряду, в то время как их сверстники делят день между маминой грудью и сном.

Они очень чутко спят, просыпаясь от малейшего шума, а потом долго не могут заснуть. Легко привыкают к укачиванию.

Обстановка, полная звуков, незнакомых лиц, яркого света (приход гостей или поход в поликлинику) приводит гиперактивных малышей к настоящей эйфории, заставляя удваивать свои проделки.

Такие малыши любят игрушки, но редко подолгу играют с ними. Их легко чем-то заинтересовать, но трудно увлечь. Интерес к новой игрушке или игре пропадает через несколько минут.

Гиперактивные дети очень привязаны к маме и редко хорошо ладят с чужими. Они подвержены приступам гнева, кидаются игрушками, кусаются, дерутся. Кроме того, малыши ревнивы, конфликтные ситуации решают с помощью слез и рева.

Как не ошибиться?

Поскольку у малышей первого года жизни еще недостаточно хорошо развита речь и другие способы общения, то родители часто напрасно беспокоятся, принимая возрастную жизнерадостность за гиперактивность. Есть несколько отличительных особенностей подвижного здорового малыша от гиперактивного. Темпераментные здоровые дети, как правило:

  • много двигаются, но устав, предпочитают полежать или посидеть;
  • хорошо засыпают, длительность дневного и ночного сна соответствует возрасту;
  • спокойно спят ночью;
  • хорошо развито чувство страха, запоминают опасные действия и ситуации и стараются их избегать;
  • легко отвлекаемы во время капризов и истерик;
  • рано начинают осознавать слово «нельзя»;
  • во время капризов неагрессивны;
  • имеют темпераментных маму или папу.

Особо хочется остановиться на последнем пункте. В отличие от других, его надо умело применять. Очень часто в гиперактивности «подозревают» своего малыша мамы и папы, не обладающие огненным темпераментом.

Срабатывает логическая связь: у спокойных родителей не может родиться ребенок-шалун.

Ситуацию усугубляют бабушки и дедушки с обеих сторон, удивленно говорящие: «да в кого он такой уродился», «мои дети всегда были ниже травы, тише воды».

Это неправильный подход. Генетика – сложная наука, и в ребенке могут «сыграть» гены, которые не проявили себя у мамы и папы.

Поэтому всем спокойным мамочкам, еще раз хочется посоветовать: прежде чем обращать за помощью к невропатологу, проанализируйте, чем малыш вас «беспокоит». Он несносен, раздражает своей подвижностью, любопытством и совсем непохож на вас по характеру, или же он действительно неудержим при всем вашем понимании детской природы.

Кто виноват?

Гиперактивность ребенка всегда имеет под собой физическую причину, то есть изменения в работе нервных клеток головного мозга. Такое может возникнуть, если:

  • малыш родился через кесарево сечение;
  • роды были трудными, длительными, сопровождались наложением акушерских щипцов;
  • ребенок родился сильно недоношенным или маловесным;
  • произошел сбой при закладке нервной системы во внутриутробном периоде по причине перенесенного гриппа, простуды, под действием неблагоприятных факторов окружающей среды, вредных привычек;
  • имеется наследственная предрасположенность, то есть ближайшие родственники страдали в детстве гиперактивностью.

Вылечить нельзя, можно помочь

Если у вас гиперактивный ребенок, что делать, чтобы ему помочь? Самое главное, необходимо понять, что гиперактивность – это не болезнь, а тип поведения, который зависит от особенностей нервной системы вашего малыша. То есть ее нельзя вылечить в широком понимании этого слова, но можно взять под контроль таким образом, чтобы это состояние успешно «изрослось» и не перешло во взрослую жизнь.

Лечение гиперактивности заключается в последовательном освоении следующих этапов:

  • Психологическая подготовка родителей;
  • Воспитательные подходы к малышу;
  • Режим дня.

Психологическая подготовка родителей

Наверное, самый важный этап. Ведь от его успешности зависит то, как гладко пойдут следующие.

Родителям необходимо твердо усвоить:

  • гиперактивность – НЕ БОЛЕЗНЬ, а личное качество малыша;
  • ребенок не сознательно хулиганит и причиняет им беспокойство, просто, так работает его нервная система;
  • в случившемся нет ничьей вины;
  • необходимо принять ребенка таким, какой он есть — озорник, «живчик», капризный и ревнивый, но горячо любящий маму и папу;
  • гиперактивность у грудничков при правильном подходе не оказывает отрицательного влияния на физическое и психическое развитие в будущем;
  • малыш не обязан быть похож в своем поведении на сына Марии Ивановны или дочку Елены Сергеевны, какими бы хорошими они ни были. Также он может действовать совсем иначе, чем мама и папа в его возрасте. Маленький человек – большая личность и имеет право на индивидуальность, пусть даже через гиперактивность.

Некоторые из этих пунктов выполнить непросто. Но если родители их примут, то можно считать, что гиперактивность ребенка взята под контроль наполовину.

Особое слово хочется сказать мамам и папам, обладающим «гиперактивным» характером. Если ваш темперамент горяч, как арабский жеребец, то пришло время взять его под узду. Спокойствие, заранее составленный план-программа на день, отсутствие неожиданностей помогут не только создать благоприятную обстановку для гиперактивного малыша, но улучшат общий эмоциональный фон в семье.

Воспитательные подходы к малышу

Гиперактивный ребенок, как никто другой, нуждается в поддержке мамы и папы. Ведь его нервная система очень ранима и легко истощается. Поэтому необходимо сделать так, чтобы ребенок часто не расстраивался. Это не означает потакательство всем капризам.

Просто необходимо ограждать малыша от негативных эмоций: не оставляйте его плакать подолгу, не запирайте в комнате в виде наказания, прерывайте его рев и истерику сразу, как только они начались.

Лучше всего отвлечь малыша игрушкой, взять на руки, выйти на балкон или подойти к окну.

Не ругайте ребенка и вините его, он еще настолько мал, что не может оправдаться и сказать о любви к вам.

Хвалите, целуйте и поощряйте малыша в любом возрасте. Грудной ребенок может не понимать слов, но одобрительный тон будет ему лучшей наградой.

Найдите золотую середину между строгостью и попустительством. Малыш должен постепенно начать понимать слово «нельзя».

Необходимо оберегать ребенка от слишком шумной среды. Например, незнакомых гостей, толпы, общественного транспорта.

Это не значит – держать его в изоляции, но следует помнить, что торговый центр и вечеринка у друзей – неподходящее место для гиперактивного шалуна.

А вот прогулка в парке, на детской площадке, семейный выезд на пикник – хороший повод выплеснуть энергию без вреда себе и окружающим.

Будьте всегда готовы помочь крохе, когда у него что-то не получается. Гиперактивные детки очень чувствительны к неудачам и сразу расстраиваются, если цель не достигнута с первого раза. Добивайтесь ее вместе, спокойно и мудро поддерживайте малыша в его подвигах.

Режим дня

Лучше всего с проявлениями гиперактивности у ребенка справиться режим дня. Он не только приводит в равновесие нервные процессы, но и дисциплинирует родителей.

Лучше всего, если часы утреннего пробуждения и отхода ко сну будут одними и теми же каждый день. Это позволит тренировать нервную систему малыша и выработать собственный ритм.

Большую роль в формировании спокойного сна играет «вечерний ритуал», который повторяется каждый день и состоит из одинаковых действий. Это научит организм малыша готовиться ко сну.

Он может быть, например, таким «ванна—колыбельная—сон у груди—переход в кроватку» или, если вы не привыкли купать ребенка каждый день или ванна, наоборот, действует возбуждающе, то «переодевание в пижаму—колыбельная—грудное кормление или бутылочка со смесью—сон в собственной кроватке».

Следует ограничить подвижные игры за 1 час до отхода ко сну.

Кровать малыша до года лучше располагать в той же комнате, где спят родители. Гиперактивные детки часто просыпаются по ночам, мучимые тревожными снами. Ласкового голоса мамы, которая рядом, бывает достаточно для того, чтобы успокоиться.

В комнате, в которой малыш проводит большую часть времени, не должен быть включен телевизор или радио. Яркие цвета, музыка, постоянно меняющиеся картинки на экране растормаживают нервную систему.

Если детская комната оформлена яркими картинками – наклейками, постерами, большими игрушками, их следует убрать.

Грудной малыш все равно не понимает их смысл, а яркие пятна действуют возбуждающе на нервную систему.

Люстра и лампы в детской комнате должны быть из матового стекла, которое мягко рассеивает свет и не дает будоражащих бликов.

Гиперактивные дети должны непременно расходовать энергию. Этому поможет гимнастика, массаж, подвижные игры. Следует строго следить за продолжительностью активных игр. Гиперактивные детки не чувствуют усталости и не могут сами остановиться. Поэтому в зависимости от возраста периоды подвижных игр необходимо чередовать со спокойными.

Дорогие родители, ваш малыш – это чудо, каким бы он ни был. Поэтому вместо того чтобы задаваться вопросом «у меня гиперактивный ребенок, что делать теперь и как жить с эти дальше», постарайтесь вместе с ним спокойно и мудро пережить этот сложный период становления маленькой личности.

  • Администратор
  • Распечатать

Источник: https://moy-kroha.info/giperaktivnost-rebenka-chto-eto

Как воспитывать гиперактивного ребенка: советы психолога

Режим дня гиперактивного ребенка

Здравствуйте, дорогие читатели блога! С вами — психолог Ирина Иванова. Сегодня мне хочется пообщаться с вами на очень непростую, но интересующую многих родителей тему – как воспитывать гиперактивного ребенка.

Те, кто работает с детьми, могут подтвердить мои слова о том, что в последнее время проблема детской гиперактивности стала «притчей во языцех» и в детском саду, и в начальной школе. Многие мои знакомые, имеющие таких детей, считают эти проявления недостатком воспитания, считая, что стоит только взять ребенка в «ежовые рукавицы», как его поведение наладится.

К сожалению, авторитарное воспитание лишь усугубит проблему, так как в ее основе лежит неврологическая патология. Чтобы избежать этой ошибки, нужно разобраться в причинах отклонения от нормы и понять, как эффективно взаимодействовать с такими детьми.

Природа появления гиперактивности

Причина появления беспокойного поведения, сочетающегося с дефицитом внимания, — это поражения мозга ребенка, возникшие в перинатальном период с 28 недели беременности, во время родов и первой недели после рождения малыша.

Эти разнообразные расстройства объединены термином ММД (минимальные мозговые дисфункции). ММД опасны тем, что они влияют на задержку психического развития, когда неправильно развиваются такие сложнейшие функции психики, как речь, память, внимание, мышление.

Ребенок и рад бы вести себя правильно, но не в состоянии это делать. Если его посадить на стул и попросить вести себя спокойно, то, он ничего не запомнит и не поймет из того, что вы будете ему читать или рассказывать. Все силы ребенка уйдут на то, чтобы удержать себя в состоянии видимого спокойствия.

Но вот парадокс! Когда он скачет «сломя голову», шалит и балуется, все самое важное запоминает, хотя и слушает «в пол-уха». Причем, такие дети чаще всего жизнерадостны и оптимистичны, обладают хорошим чувством юмора, хотя в детском коллективе зачастую бывают изгоями.

Можно ли обнаружить в дошкольном детстве отклонения от нормы?

На отклонения от нормы у детей с ММД указывают такие симптомы:

  • В год-полтора заметно нарушение координации движений, ритма крупной моторики;
  • В 2 года наблюдается задержка появления речи – хотя первые слова появились в срок, потом ребенок «замолчал», стал выражать свои желания жестами;
  • В 3 года начинается опосредованное восприятие мира, с этого возраста до 6 лет заметны нарушения связи зрения и движений руки, патологии развития речи;
  • С 6 лет и дальше отмечаются проблемы в поведении, учебе, общении с окружающими.

Как понять, что у ребенка гиперактивность

Многие дошкольники активны и невнимательны, проявляют импульсивность, имея при этом идеальное здоровье и состояние нервной системы безо всяких патологий. Отграничить проявления гиперактивности от особенностей детского темперамента родителям не так уж и просто.

Для постановки диагноза «гиперактивность», нужно чтобы симптомы проявлялись одновременно на протяжении достаточно долгого периода. Что собой представляет гиперактивный ребенок:

  • Он неусидчив и суетлив, очень невнимателен, из-за этого отстает в развитии от сверстников;
  • Ребенку трудно усидеть несколько минут, ничего не делая;
  • Движения неуклюжи и не скоординированы, имеются нарушения сна;
  • Дети импульсивны, а их поведение непредсказуемо (могут ударить, крикнуть, внезапно побежать, отобрать у сверстника понравившуюся им вещь);
  • Они не послушны и не дисциплинированы, равнодушны к похвале и к наказаниям;
  • Дети переходят от одного движения к другому, не могут закончить начатую работу, их легко отвлечь.

Коррекция гиперактивности

Большинство проявлений сходит «на нет» примерно к 12 годам, перед тем основательно потрепав нервы родителям и педагогам, однако, часть симптомов впоследствии перейдет и во взрослую жизнь. Что делать близким таких детей, как помочь им скорректировать свое поведение и состояние?

Прежде всего, обратитесь к детскому неврологу, он порекомендует медикаментозную терапию – ноотропы, витамины и фитопрепараты. Придерживайтесь определенной стратегии в отношениях со своим ребенком. Советы при затруднениях в воспитании гиперактивных детей:

  • избегайте завышенных требований;
  • старайтесь соблюдать режим дня;
  • чаще хвалите ребенка, говорите какой он замечательный;
  • создавайте для него ситуации успеха, в которых он сможет показать свои сильные стороны;
  • не старайтесь сломать ребенка, чаще старайтесь договориться;
  • игнорируйте негативные поступки, как бы ни кипело все у вас внутри, чтобы не образовалась связь: делаю плохо – получаю внимание;
  • обучайте малыша социальным нормам поведения, учите налаживать взаимоотношения со сверстниками.

Чтобы направить энергию гиперактивного ребенка в мирное русло, нужно использовать различные игры. Желательно, чтобы в них двигательная активность в соответствии с правилами переходила в более спокойный ритм поведения.

Хорошо помогают корректировать поведение занятия лепкой, плаванием, танцами, легкой атлетикой. Чтобы избежать социальной изоляции, ребенок должен быть успешным в какой-нибудь области, стать знатоком или виртуозно уметь выполнять то, что другие не смогут сделать так же хорошо.

Посмотрите видео доктора Комаровского по этой теме:

Вот вкратце основные положения того, что нужно знать родителям и педагогам гиперактивных детей. Если вам пригодилась эта информация, подписывайтесь на обновления моего блога, я найду еще много интересного, чтобы поделиться с вами. Прощаясь с вами, надеюсь, что вы порекомендуете прочитать эту статью своим друзьям из социальных сетей.

Ирина Иванова

Источник: http://pozdnyakova.org/kak-vospityvat-giperaktivnogo-rebenka/

Хиликон
Добавить комментарий