Системы воспитания. Януш Корчак

Януш Корчак — педагог | Статья

Системы воспитания. Януш Корчак

«Нет детей, есть люди», «право ребенка на уважение», «право ребенка быть тем, что он есть»  — эти лаконичные девизы весьма точно отражают педагогическое кредо Корчака. Как их понимать и что за ними стоит?

За последние 70 лет многие идеи Корчака перешли в разряд педагогического мейнстрима (стали ли они практикой — другой вопрос).

Европейской нормой стала физическая неприкосновенность ребенка, все чаще осуждается любое психическое насилие над детьми, все более распространенным становится уважительное к ним отношение.

Что на практике означают эти принципы? И о чем на самом деле говорил Старый Доктор?

Азбука педагогики Корчака

Яцек Амброжевский / Ян Русинский / illustrationstudio.pl

Универсальную формулу или инструкцию по воспитанию у Корчака найти сложно.

Сам он в своих текстах избегал давать какие-то определения, указания и рецепты.

В этом смысле книги Корчака являются антиподами современных справочников и учебников, где нам точно скажут, сколько ребенок должен спать, что есть и как нам следует себя с ним вести.

Отсутствие универсальных рецептов —  принцип Корчака. Он исповедовал приоритет опыта, признавая за родителями и воспитателями право на ошибку. Более того, подчеркивал, что только из таких ошибок и рождается знание.

Его книги — это зачастую бесконечный поток вопросов, которые заставляют родителей и воспитателей задуматься. Существенную роль играет в них психологическое описание, касающееся не ребенка, а воспитателя, и тех чувств (раздражение, гнев и т. д.), которые вызывает у взрослого человека поведение ребенка. Об этом уникальном приеме писал Станислав Томкевич:

«Это описание вмешательства взрослого человека (можно даже сказать — терапевта) в профессиональной литературе все еще остается исключительным — и это спустя полвека после того, как Фрейд описал явление контрпереноса» (Станислав Томкевич, «Оригинальность и актуальность педагогической работы Януша Корчака» в: «Януш Корчак. Работа и жизнь. Материалы международной научной сессии», Варшава, 1982).

Именно эти подсознательные установки и психологический настрой, с которыми мы подходим к ребенку, лежат в корне разветвленной сети запретов и наказов, которой взрослые опутывают детей:

«Чем ниже духовный уровень воспитателя, бесцветнее его моральный облик, больше забот о своем покое и удобствах, тем больше он издает приказов и запретов, диктуемых якобы заботой о благе детей» («Как любить ребенка», глава «Интернат»).

Корчак предлагает относиться к ребенку без предубеждения. На первом месте — забота и внимательное к нему отношение, полная любви открытость и искреннее сопереживание его проблемам:

«Будь самим собой и присматривайся к детям тогда, когда они могут быть самими собой. Присматривайся, но не предъявляй требований. Тебе не заставить живого, задорного ребенка стать сосредоточенным и тихим; недоверчивый и угрюмый не сделается общительным и откровенным; самолюбивый и своевольный не станет кротким и покорным» («Как любить ребенка », глава «Интернат»).

В этом — ключевая мысль Корчака, который считал, что каждый ребенок таков, каков он есть. Он был убежден в том, что ребенка невозможно вылепить словно из глины — так, чтобы он соответствовал желаниям и представлениям взрослого:

«Я могу внедрить традиции правды, порядка, трудолюбия, честности, искренности, но я не в силах изменить природу ребенка. Береза так и останется березой, дуб дубом, лопух лопухом. Я могу пробудить то, что дремлет в душе ребенка, но не могу ничего создать заново. И буду смешон, если стану сердиться из‑за этого на себя или на него» («Как любить ребенка»).

Дом сирот 

Яцек Амброжевский / Ян Русинский / illustrationstudio.pl

Легче говорить о воспитательной системе, которую Корчак применил в Доме сирот (сам Корчак предпочитал название «Дом Детей») и сложнее о той, что использовалась в Нашем доме (который он создал в 1919 году вместе с Мариной Фальской). Сутью этой системы был метод коллективного воспитания и самовоспитания детей.

Одним из главных символов самоопределения в Доме сирот был сейм. Детский коллектив делился на округа — по пять человек в каждом. Депутатов было двадцать. Сейм располагал бюджетом в размере полпроцента от расходов всего дома.

Он мог потратить его на развлечения, игрушки и т. п. Другим важным (хотя и не неоднозначным) элементом структуры детского дома был товарищеский суд, который был призван разрешать конфликты между детьми.

Каждый воспитанник имел право подать в суд на своего товарища или на воспитателя, а судьями были сами дети.

В Доме сирот существовала сложная система дежурств — дети работали парами (старший-младший, мальчик-девочка). Дежурства должны были учить взаимодействию в социуме и трудолюбию.

Корчак придавал им очень большое значение и следил, чтобы для детей эти дежурства стали почетной обязанностью, а не тяжкой повинностью. Такая же функция была у опекунской комиссии. В нее входили старшие дети, которые заботились о младших и о новых воспитанниках.

Это должно было развивать у старших чувство ответственности, а у младших — чувство защищенности и доверия.

Другие новаторские идеи, внедренные в Доме сирот, — это газета, доска объявлений, почтовый ящик, нотариальная книга (тетрадь, в которой записывались все транзакции между детьми).

В этих идеях виден приоритет письменного слова (а некоторые видели раздутую бюрократию), которое Корчак считал очень важным средством выражения и формирования характера детей.

Такие же цели были у редактируемого Корчаком детского приложения к главной польскоязычной еврейской газете межвоенного периода «Nasz Przegląd». Приложение называлось «Mały Przegląd» и выходило раз в неделю (по пятницам) с 1926 по 1939 год.

Другим инструментом, с помощью которого Корчак старался формировать характер детей, были пари.

Раз в неделю Старый Доктор заключал с воспитанниками пари, устанавливая максимальное количество возможных нарушений (например, «я выругаюсь не более пяти раз»).

Через неделю подводились итоги — если ребенку удавалось соблюсти обязательство, он как победитель пари получал три конфеты. При этом ему верили на слово: здесь также действовал корчаковский метод работы над собой.

«Право ребенка на уважение»

Яцек Амброжевский / Ян Русинский / illustrationstudio.pl

В основе педагогики Корчака лежит принцип права ребенка на уважение.

Что это означает? Как и многие другие принципы Корчака, этот также обусловлен внимательным наблюдением за положением ребенка в обществе.

Корчак заметил, что ребенок обладает парадоксальным, неполноценным статусом в социуме — он как бы есть, но как бы и не совсем: для взрослых он ребенок, которому еще только суждено кем-то стать. Корчак говорил:

«Есть как бы две жизни: одна важная и почтенная, а другая — снисходительно нами допускаемая, менее ценная. Мы говорим: будущий человек, будущий работник, будущий гражданин. Что они еще только будут, что потом начнут по-настоящему, что всерьез это лишь в будущем. А пока милостиво позволяем им путаться под ногами, но удобнее нам без них».

Возможно, лучше всего этот неполный статус ребенка в нашем обществе отражает другое корчаковское сравнение:

«Ребенок — иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев. Порой предпочитает осмотреться сам; трудно — попросит указания и совета. Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы».

В этой ситуации воспитатель становился кем-то вроде гида и одновременно этнолога, который изучает неизвестное племя, чтобы лучше его понять.

Половинчатый статус ребенка бывает источником страдания и отсталости.

Констатируя это, Корчак сформулировал право ребенка на уважение, а это значит: его право на незнание (ребенок — иностранец, поэтому «необходим гид, который вежливо ответит на вопросы»), на познание (врожденное любопытство, которое часто доставляет нам неудобство), на неудачи и слезы (разбитую коленку, кляксу в тетради — «даже слезы ребенка вызывают шутливые замечания, кажутся менее важными, сердят»). И далее: уважение к его собственности и бюджету («Столько существенных нужд, желаний и искушений — и нет!»), на секреты и все нестабильные состояния, вызванные сложным процессом роста (ухудшение самочувствия, усталость и проч., которые взрослые считают блажью). И, наконец, на уважение к текущему моменту, к сегодняшнему дню: «Уважайте каждую отдельную минуту, ибо умрет она и никогда не повторится, и это всегда всерьез»:

«Позволим детям упиваться радостью утра и верить. Именно так хочет ребенок. Ему не жаль времени на сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на подробное рассматривание картинки, на перерисовку буквы, и все это любовно. Он прав», писал Корчак в брошюре «Право ребенка на уважение».

Последний постулат — венец этого списка и одновременно его фундамент — уже скорее экзистенциальный вызов. Корчак говорит о том, что может быть только результатом внутренней работы — об уважении, а значит о внимании, которое нельзя навязать извне приказом или законом. В противном случае, пророчески говорит он, все становится фальшью:

«Cовременную жизнь формирует грубый хищник, homo гарах: это он диктует методы действий. Ложь — его уступки слабым, фальшь — почет старцу, равноправие женщины и любовь к ребенку» («Право ребенка на уважение»).

Дело в том, что обратной стороной права ребенка на уважение является его обязанность находить это уважение и внимание в себе, а значит — совершать усиленную работу над собой, что также было необыкновенно важно для Корчака.

Корчак?

Чтобы понять, насколько мы все еще далеки от духа неортодоксальной мудрости Корчака, достаточно просто его читать. Тогда-то и выясняется, насколько неэффективны любые попытки поместить фигуру Корчака в какую-либо классификацию. Примером может служить его идея детской комнаты из книги «Как любить ребенка»:

«Может, для комнаты маленького ребенка нужен не линолеум, а куча желтого песка, большая вязанка деревяшек и деревянная тачка с камнями? Может, доска, пила, картон, фунт гвоздей, молоток, токарный инструмент были бы более желанными подарками, чем игрушки, а профессионал, обучающий ремеслу, — полезнее, чем учитель гимнастики или фортепиано?»

При этом ошибается тот, кто думает, что Корчак не применял телесных наказаний. О том, как он «отвешивал шлепки» подопечному, можно прочитать хотя бы в его «Шуточной педагогике», о том, как он трепал за уши — в книге «Как любить ребенка. Летние лагеря».

Многие бы также удивились, прочитав мнение Корчака об игре.

Он вовсе не считал игру естественным, присущим от рождения ребенку состоянием: «Он обращается к игре поневоле, убегает в нее, скрываясь от злой тоски, прячется в ней от пугающей пустоты, от холодного долга», писал он в книге «Как любить ребенка». Корчак был гораздо более нетрадиционным и радикальным педагогом, чем нам кажется. На самом деле мы знаем о нем не так много. И поэтому его надо читать.

Миколай Глинский, декабрь 2012.

Источник: https://culture.pl/ru/article/yanush-korchak-pedagog

Уроки Старого Доктора

Системы воспитания. Януш Корчак

Ирина ДЕМАКОВА,
доктор педагогических наук

Настоящее имя Януша Корчака – Генрик Гольдшмит. Врач, талантливый писатель, педагог. Не имея педагогического и психологического образования, он полностью выразил себя в общении с детьми, которое стало его истинным призванием. Отношение к Корчаку эмоциональное.

В его основе – легенда о том, что это был совершенный человек, человек без недостатков. Легенда родилась 5 августа 1942 года. Именно в этот день Януш Корчак и 200 детей спокойно прошли по улицам Варшавы под зеленым флагом с желтым четырехлистным клевером. Они шли на Умшлагплац, откуда поезда увозили людей на смерть.

Легенда гласит, что у Корчака были варианты личного спасения, но это не так: он был с детьми и не обсуждал возможностей ухода от них в страшные минуты их жизни. А до войны газеты писали о нем как о наивном мечтателе, который любит детей и пишет «книжонки». И впрямь в Корчаке не было ничего героического.

Казалось, он живет в тени самого себя. Он аккуратно одевался, в детском доме ходил в зеленом халате (больничная форма врача), был невысокого роста, задумчив и рассеян, носил очки. Часто его изображают со страдальческим выражением лица, но современники вспоминают, что лицо его было спокойным.

Спокойной была и манера говорить: медленно, тихо, почти шепотом, привлекая таким образом внимание слушателя. Делал длительные паузы, словно давая возможность собеседнику подумать. Очень внимательно всех выслушивал, а детей слушал скорее как врач, чем как педагог.

Главным делом его жизни был Дом сирот, который начал работать 7 октября 1912 года. Дети (85 человек), пришедшие в Дом сирот, были, по мнению Корчака, «не очень предрасположены к воспитанию», поэтому он изучал потенциал каждого ребенка, таящийся в нем в период взросления и созревания.

В 1913 году Корчак написал: «Я хочу, чтобы это был детский дом и школа жизни». Сохранились отчеты Дома сирот, из которых мы узнаем, что Корчак очень серьезно готовил старших детей к взрослой жизни: пристраивал в хорошие семьи, учил жить самостоятельно в специально выделенной квартире.

Педагогическая концепция Януша Корчака

Будучи еще молодым врачом, Корчак сделал свое первое открытие, сказав, что дети не будут людьми когда-то – они уже люди. Да, люди, а не куклы. Можно обратиться к их разуму – они ответят, можно обратиться к их сердцу – они почувствуют. Корчак – это очень близкая дистанция между взрослым и ребенком, такая близкая, что хорошо слышно детское дыхание.

Такую дистанцию помогла Корчаку выбрать медицинская практика. Именно с этой бесстрашной дистанции начинается корчаковская педагогика с ее идеями самоценности детства, прав ребенка и его свободы в воспитательном пространстве. О Корчаке пишут, что он «поймал секрет детства», открыл, что существует не один мир людей, а два мира – мир взрослых и мир детей.

Взрослым принадлежит вся власть, они и детей считают своею собственностью. Именно взрослые придумали миф о том, что детство – самая счастливая пора жизни. Дети же, по Корчаку, – это порабощенный класс, малорослый, угнетаемый, неравноправный народ. Во все времена они страдающая сторона. Страдания эти неизмеримо возрастают в условиях войн и катастроф.

У детей трудная судьба, писал Корчак, даже если это дети из благополучных семей, потому что взрослые не понимают их и не умеют любить. Корчак считал, что между детьми и взрослыми есть барьеры, и стремился перешагнуть через них. Он писал, что желание взрослых помочь ребенку, защитить его, все сделать за него не есть уважение к ребенку.

Что взрослые, признавая права ребенка на образование и питание, путают права и обязанности, ибо накормить ребенка – это обязанность взрослых по отношению к детям. В права ребенка в официальных документах, подчеркивал Корчак, не заложено главное право ребенка – право на уважение, которое, в сущности, есть его право быть самим собой.

Корчак подчеркивал, что быть самим собой ребенку очень трудно и помочь ему в этом и есть смысл педагогической деятельности. В традиционной педагогике, отмечал Корчак, взрослый навязывает ребенку образцы жизни, стереотипы представлений о жизни: это хорошо, это плохо (мы, взрослые, знаем лучше). Здесь нет места интересам, потребностям и правам детей.

По Корчаку, сущность воспитания – взаимодействие человека с человеком.

Корчак повторял изречение древнего философа: «Я многому научился у моих учителей, еще больше – у моих товарищей, но больше всего – у своих учеников». Важнейшей задачей педагога Корчак считал заключение «общественного договора» с детьми.

Модель «договорных отношений» в Доме сирот строилась на законах, единых для взрослых и детей, – только в этом случае педагог мог сказать ребенку: «Ты обязан послушанием не мне, а закону, который мы вместе с тобой установили».

Педагог в представлении Корчака

Корчак считал, что педагог – это человек, который умеет войти в мир ребенка: почувствовать себя ребенком, вернуться в детство – по-детски смеяться, радоваться, огорчаться. Он писал, что воспитателем не может быть человек, который не любит детей, не интересуется ими и занят только собой. Корчак отнюдь не идеализировал педагогов.

Он считал, что среди них есть тираны, для которых важнее всего внешний порядок. Для соблюдения такого порядка они издают многочисленные запреты и затем проверяют их соблюдение. Есть честолюбцы, которые стремятся подчинить детей своим воспитательным догмам.

Идеальным педагогом для Корчака был «разумный воспитатель», который в своей работе руководствуется принципом уважения личности ребенка и его прав. Никто не занимался так серьезно правами детей, как Корчак.

Он считал главным правом ребенка право на уважение и скрупулезно описывал, что это означает: ребенок имеет право на уважение его незнания и труда познания, неудач и слез, тайн, текущего часа и сегодняшнего дня, усилий и доверчивости, мистерии исправления; он провозгласил право ребенка на протест и ошибку, на игру и собственность, на использование своих достоинств и сокрытие недостатков, на самостоятельную организацию собственной жизни… Именно Корчак ввел в педагогику термин «выращивание ребенка» и писал о нелегком труде взрослого, который берется помогать ребенку в «трудной работе роста», не стремясь ускорить этот процесс, терпеливо дожидаясь успехов и побед своего воспитанника. Это он соединил в воспитательной работе педагогическую интуицию и результаты научных поисков. Это он впервые употребил понятие «общество детей». Это он догадался, что успех педагога зависит от того, умеет ли он уважать и прощать ребенка. Корчак считал, что основные ценности воспитательной системы – это:

здоровье ребенка. Чистота помещений, питание, личная гигиена: умывание, смена одежды, купание – все это у Корчака напоминало торжественный мистический обряд;

культовое отношение к труду и к человеку, который трудится. Входя в детский дом, посетители видели вешалку, на которой висели (на самом видном месте) тряпки и ведра, и понимали, что входят в дом, где чистота – результат труда;
самоуправление. Смыслом самоуправления было активное участие детей в решении главных проблем детского дома. Для этого была принята конституция, которая устанавливала правила жизни, защищала права ребенка. И воспитанник в этом случае оценивался уже не как «хороший» или «плохой», а по степени выполнения принятых всеми законов. Товарищеский суд, плебисциты и организация дежурств, доска объявлений, почтовые ящики, «пари», «списки драк» – все это элементы самоуправления жизни Дома. Кстати, больше всего Корчака критиковали именно за самоуправление. Говорили, что оно слишком регламентировано. Особенно критиковали «товарищеский суд», считая, что детей приучают ябедничать, за ярлыки, которые дети давали друг другу в соответствии с принятыми в детском доме категориями гражданства (товарищ, жилец, безразличный жилец, обременительный пришелец и т.д.), видя в этом социальное неравенство. А в современных условиях именно система самоуправления Корчака вызывает огромный практический интерес во всем мире.

К оценке воспитательной работы Корчак привлекал прежде всего детей, считая, что только ребенок может быть квалифицированным экспертом.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

“Первое сентября”

Источник: http://ps.1september.ru/article.php?ID=200407320

Януш Корчак: «Ребенок — словно весна»

Системы воспитания. Януш Корчак

Доктор Януш Корчак был не только прекрасным писателем, педагогом и создателем самой оригинальной и отличающейся от других системы воспитания, но и опекуном детей, которым он остался верен до конца.

6 августа 1942 он отказался быть спасенным и отправился вместе с детьми из своего Дома Сирот в Треблинку, где и погиб от рук фашистов. Корчак читал лекции на Высших педагогических курсах и даже вел дела малолетних преступников в суде.

Януш Корчак – автор книг для взрослых и детей, педагогических произведений, методик преподавания и воспитания.

Главные принципы в воспитании

Главный принцип системы Януша Корчака – это самовоспитывающая активность детей. Ведущими чертами его воспитания были такие качества, как самопознание, саморазвитие, самоконтроль, самооценка и еще много различных вещей, которые делает ребенок САМ.

Корчак выделял любовь к ребенку как главную вещь, которую может дать взрослый, чтобы ребенок мог правильно развиваться. Общение без интереса к ребенку и без любви к нему он называл пагубным.

Януш Корчак призывал воспитывать ребенка самим собой, а не тем, кем не стали родители. Его учения были нацелены на то, что родители не должны требовать благодарности за все, что делают родители.

Если ее не требовать, то благодарность будет гораздо честнее. Он учил, что нельзя вымещать на ребенке свои обиды, и призывал ценить его проблемы.

Все, чем обеспокоен ребенок – это серьезные проблемы для него, несмотря на то, что для родителя они могут казаться смешными.

В его детском доме было главное правило – не унижать ребенка, и этому правилу все следовали. Даже дети, которые часто между собой конфликтуют, в его детском доме любили друг друга, и старались проявлять уважение как к младшим, так и к старшим.

Януш призывал уделять больше внимания своим детям, делать все возможное для них и любить его вопреки всему. Не важно, талантливый ли он, удачливый – все равно нужно любить. И даже когда он будет взрослым, он будет также нуждаться в любви, как когда он был маленьким. Именно такие правила устанавливал Корчак в своей воспитательной системе.

Также Януш завещал не делить детей на своих и чужих. Он призывал помогать всем детям, и тогда кто-то поможет и вашему ребенку.

Вся его педагогическая методика основана на любви и самореализации ребенка. И надо сказать, что откликов и последователей этой методики очень много.

Педагогические идеи Корчака в цитатах

Источник — Википедия

Идея Януша Корчака была, по сути, одна, и такого она свойства, что, например, в последовательном курсе истории педагогики точное место Янушу Корчаку найдешь не сразу: о нем можно с одинаковым правом рассказывать до Руссо и после Песталоцци, между Ушинским и Макаренко, сразу после Марии Монтессори и вместе с Сухомлинским. С него можно начинать курс, а можно и заканчивать им, ибо идея Януша Корчака известна человечеству с тех пор, как оно стало человечеством: воспитатель должен любить детей…

  • Принцип реальной выполнимости требований, предъявляемых ребёнку

«Ты вспыльчив,— говорю я мальчику,— ну и ладно, дерись, только не очень сильно, злись, только раз в день. Если угодно, в одной этой фразе помещается весь воспитательный метод, которым я пользуюсь». (Корчак. Как любить ребёнка: Ребёнок в семье.)

  • Своеобразное представление о правах ребёнка

«Я взываю о Magna Charta Libertatis, о правах ребёнка. Может, их больше, но я нашёл три основных. 1. Право ребёнка на смерть.2. Право ребёнка на сегодняшний день. 3. Право ребёнка быть тем, что он есть.» (Корчак, Ребёнок в семье, гл. 37).

«Горячая, умная, владеющая собой любовь матери к ребёнку должна дать ему право на раннюю смерть, на окончание жизненного цикла не за шестьдесят оборотов солнца вокруг земли, а всего за одну или три весны… „Бог дал, Бог и взял“,— говорят в народе, где знают живую природу, знают, что не всякое зерно даст колос, не всякая птаха родится способной к жизни, не всякий корешок вырастет в дерево.» (Там же, гл. 38.) «В страхе, как бы смерть не отобрала у нас ребёнка, мы отбираем ребёнка у жизни…» (там же, гл. 40.) «Желая уберечь ребёнка от бактерий дифтерита, не переносите его в атмосферу, насыщенную затхлостью скуки и безволия…» (Там же, гл. 38.)

  • Учёт прав и возможностей родителя и воспитателя.

«Деспотичный крик ребёнка, который чего-то требует, на что-то жалуется, домогается помощи… Этот первый крик при свете ночника— объявление борьбы двух жизней: одна— зрелая, уставшая от уступок, поражений, жертв, защищается; другая— новая, молодая, завоевывает свои права. Сегодня ты ещё не винишь его: он не понимает, он страдает. Но знай, на циферблате времени есть час, когда ты скажешь: и мне больно, и я страдаю.» (Там же).

  • Признание того, что дети— разные.

«Вместо того чтобы наблюдать, чтобы видеть и понимать, берется первый пришедший в голову пример „удачного ребёнка“ и перед собственным ребёнком ставится требование: вот образец, на который ты должен равняться…» (Там же).

  • Общаться с ребёнком имеет смысл на уровне возможностей его понимания (в соответствии с возрастом) :

«Ох уж эти наши ответы… Так случилось, что дважды я был свидетелем, как ребёнку перед книжной витриной объясняли, что такое глобус.— Что это, мячик?— спрашивает ребёнок. —Мячик, да, мячик,— отвечает няня. В другой раз:— Мама, что это за мячик?— Это не мячик, а земной шар. На нём дома, лошадки, мамочка.

„Мамочка?“— Ребёнок поглядел на мать с состраданием и ужасом и вопроса не повторил.» (Там же). Впрочем, ошибки, допускаемые родителями в подобных случаях, Корчак не считает очень страшными: «Если мы дали ему неудобоваримую информацию— он не поймет её, глупый совет— он не примет его, не послушается…» (там же).

  • Нужно готовить ребёнка к реальной жизни (а не идеальной, воображаемой).

«…В теории воспитания мы часто забываем о том, что должны учить ребёнка не только ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возражать, не только слушаться, но и бунтовать…»(Там же.)

  • Право ребёнка на уважение.

«Во мне ещё не сформировалось и не утвердилось понимание того, что первое бесспорное право ребёнка есть право высказывать свои мысли, активно участвовать в наших рассуждениях и выводах о нём. Когда мы дорастем до его уважения и доверия, когда он поверит нам и скажет, в каких правах он нуждается, — меньше станет и загадок, и ошибок.» (Там же. Добавление к изданию 1929г.)

  • Важность размышлений матери, черпающей

«не из книг, а из самой себя. Ничего не может быть ценнее. И если моя книга убедила тебя в этом, значит, она выполнила свою задачу. Будь же готова к долгим часам вдумчивого одинокого созерцания…» (Там же.)

  • Педагогика — наука о человеке

«Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке. Вспыльчивый ребёнок, не помня себя, ударил; взрослый, не помня себя, убил. У простодушного ребёнка выманили игрушку; у взрослого — подпись на векселе.

Легкомысленный ребёнок за десятку, данную ему на тетрадь, купил конфет; взрослый проиграл в карты все своё состояние.

Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств…» (Корчак, Как любить ребёнка: Интернат.)

Высказывания Януша Корчака о воспитании, о детях

  • Всё, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, — непрочно, неверно и ненадежно.
  • Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.
  • Душа ребенка равно сложна, как и наша, полна подобных противоречий, в тех же трагичных вечных борениях: стремлюсь и не могу, знаю, что надо, и не умею себя заставить.
  • Меня не касается, маленький кто-либо или большой и что говорят про него другие: красив, некрасив, умён, глуп; меня не касается даже, хорошо ли учится, хуже меня или лучше; девочка это или мальчик. Для меня человек хорош, если хорошо относится к людям, если не желает и не делает зла, если он добрый.
  • Многие детские игры — подражание серьезной деятельности взрослых.
  • Одна из грубейших ошибок — считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке.
  • Ребёнок — существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни.
  • Уважайте чистое, ясное, непорочное святое детство!
  • Упрямый ребенок — результат неразумного поведения матери».
  • …Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит.
  • Всё, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, — непрочно, неверно и ненадежно.
  • Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.
  • Душа ребенка равно сложна, как и наша, полна подобных противоречий, в тех же трагичных вечных борениях: стремлюсь и не могу, знаю, что надо, и не умею себя заставить.
  • Многие детские игры — подражание серьезной деятельности взрослых.
  • Одна из грубейших ошибок — считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке.
  • Ребёнок — существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни.
  • Уважайте чистое, ясное, непорочное святое детство!
  • Упрямый ребенок — результат неразумного поведения матери.
  • …Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит.
  • Воспитатель, который не хочет неприятных сюрпризов и не желает нести ответственность за то, что может случиться, — тиран.
  • Выбивая из головы преждевременную любовь, не вбиваем ли мы преждевременную развращенность?
  • Современное воспитание требует, чтобы ребенок был удобен. Шаг за шагом оно ведет к тому, чтобы его нейтрализовать, задавить, уничтожить все, что есть воля и свобода ребенка, закалка его духа, сила его требований и стремлений.
  • Мой ребенок — это моя вещь, мой раб, моя комнатная собачка. Я чешу его за ушами, глажу по челке, украсив ленточками, вывожу на прогулку, дрессирую его, чтобы он был послушен и покладист, а когда надоест: — Иди поиграй. Иди позанимайся. Пора спать.
  • Ребенок — это не почва, возделываемая наследственностью для посева жизни, мы можем лишь способствовать росту того, что яростно и настойчиво начинает рваться к жизни в нем еще до его первого вздоха.
  • Ребенок словно весна. То солнце выглянет ‑ и тогда ясно и очень весело и красиво. То вдруг гроза ‑ блеснет молния и ударит гром. А взрослые словно всегда в тумане. Тоскливый туман их окружает. Ни больших радостей, ни больших печалей. Все как‑то серо и серьезно. Ведь я помню. Наша радость и тоска налетают как ураган, а их ‑ еле плетутся.
  • Ребенок не лотерейный билет, на который должен пасть выигрыш в виде портрета в зале заседаний магистрата или бюста в фойе театра. В каждом есть своя искра, которую может высечь кремень счастья и правды, и, может, в десятом поколении, она вспыхнет пожаром гениальности и, прославив собственный род, осветит человечество светом нового солнца.
  • Детство — это не рай, это драма.
  • Надо поостеречься, чтобы не путать «хороший» с «удобным». Плачет мало, не будит ночью, доверчивый, послушный — хороший. Капризный, кричит без видимого повода, мать света из-за него не видит — плохой.
  • Заставлять детей спать, когда им не хочется,-преступление. Таблица, гласящая, сколько часов сна нужно ребенку, абсурдна.
  • Уважайте текущий час и сегодняшний день! Уважайте каждую отдельную минуту, ибо умрёт она и никогда не повторится.
  • Я заметил, что только глупые люди хотят, чтобы все были одинаковые. Кто умён, тот рад, что на свете есть день и ночь, лето и зима, молодые и старые, что есть и бабочки и птицы, и разного цвета цветы и глаза и что есть и девочки, и мальчики. А кто не любит думать, того разнообразие, которое заставляет работать мысль, раздражает».
  • Здоровье — это главное жизненное благо.
  • Меня не касается, маленький кто-либо или большой и что говорят про него другие: красив, некрасив, умён, глуп; меня не касается даже, хорошо ли учится, хуже меня или лучше; девочка это или мальчик. Для меня человек хорош, если хорошо относится к людям, если не желает и не делает зла, если он добрый.
  • Всякий раз, когда, отложив книгу, ты начнешь плести нить собственных размышлений, — книга достигла цели.
  • Существует категория мыслей, которые надо рождать самому, в муках, и они-то и есть самые ценные.
  • Эта боязнь стать посмешищем так стесняет и сковывает, что совершенно теряешь уверенность в себе, а потому то и дело попадаешь впросак. Как на льду: кто больше боится, тот чаще падает.
  • Признание нужно новым сортам табака и новым маркам вина, но не людям.
  • Быть храбрым на словах ничего не стоит, а вот расхлёбывать кашу, которую заварил, не так-то просто
  • От слова бывает так же больно, как от удара.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Источник: http://uchitel76.ru/yanush-korchak-rebenok-slovno-vesna/

Глава 1. Воспитательная система я. Корчака

Системы воспитания. Януш Корчак

РОССИЙСКАЯФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральноегосударственное бюджетное образовательноеучреждение высшего профессиональногообразования

ТЮМЕНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

https://www.youtube.com/watch?v=iDWtX44mnTQ

КАФЕДРАВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

РЕФЕРАТ

Подисциплине: ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Тема: МЕТОДЫВОСПИТАНИЯ ЯНУША КОРЧАКА

Выполнил:

Студент _2_ курса, _4_ семестр

МуратоваЖанна Каиржановна

Тюмень,2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 3. Реализация педагогических идей я. Корчака

Заключение

Литература

Введение

Скольково всем, что делал Корчак, пониманиядетской психики! 22 июня, самый длинныйдень, объявляется днем, когда можносовсем не ложиться, потому что ночь итак очень короткая. Соответственно 22декабря, когда ночь самая длинная,объявляется днем, когда желающие могутне вставать, потому что день оченьмаленький.

Вэтих мероприятиях много юмора, присущегоКорчаку, но есть еще и уважение к интересаммаленьких граждан. Это Корчаку принадлежитисполненное глубокого смысла высказывание,что ребенок — это тоже человек, толькомаленький. А мечтал Корчак о созданиидетской республики, где дети будутполноправными гражданами, где с ихинтересами и желаниями будут считаться.

Корчакписал: Ты вспыльчив, — говорю я мальчику.— Ладно, дерись, только не слишкомбольно, злись, но только раз в день. Еслихотите, в одной этой фразе я изложилвесь педагогический метод, которым япользуюсь16. Надо не вытравлять побужденияребенка, а считаться с ними, так полагалКорчак.

Можноспорить о достоинствах метода Корчака(мало найдется воспитателей, согласныхдать ребенку право судить самогопедагога), но очевидно, что это педагогика,где ребенок рассматривается не каксырье, из которого надо сделать вещь, акак живой человек со своими радостямии бедами и где ребенок сам активновключается в свое воспитание.

Упомянутыепедагогические системы достаточноразличны по своим исходным принципами методам воздействия на ребенка. Однакоих сближает внимание к живой душевоспитанника, к его желаниям и интересам.

Замечательныетрадиции гуманистического подхода квоспитанию, сообразного с природнойактивностью ребенка, содержатся вотечественной педагогике.

Педагогическиевзгляды выдающегося польского педагогаЯнуша Корчака (1878-1942) формировались вдраматическом противоборстве с окружающиммиром.

Раннее осознание социальнойнесправедливости по отношению к детямспособствовало тому, что у него сложиласьсвоеобразная концепция, согласно которойобщество делилось на класс взрослых иугнетаемый ими класс детей.

В поискахпричины угнетенного состояния ребенкав обществе Корчак приходит кпротивопоставлению двух миров – взрослыхи детей. Корчак становится, с однойстороны, защитником интересов и правдетей от деспотизма и произвола взрослых,с другой – пытается найти пути примиренияи достижения взаимопонимания междуними.

Неменее важной предпосылкой корчаковскоговзгляда на детей как на социальнуюпрослойку является его убеждение вабсолютной ценности детства. На немпостроена вся воспитательная системаКорчака. “Детский возраст, – писалон, – долгие, важные годы в жизни человека”[1, с.15]. “…

Детские годы – это горы, скоторых река берет начало и где определяетсвое направление” [2, т.4, с.9]. Оннеоднократно подчеркивал значениесчастливого, радостного детства вформировании личности, считая, что безпережитого во всей полноте детстваискалечена вся жизнь человека.

Неслучайно Корчак пытался повыситьответственность воспитателей за«сегодняшний день» ребенка: “Этотсегодняшний день должен быть ясным,полным радостных усилий, ребячий, беззабот, без обязанностей свыше лет и сил.

Я обязан обеспечить ему возможностьизрасходовать энергию, я обязан независимоот громыхания обиженного писаногозакона и его грозных параграфов – датьребенку все солнце, весь воздух, всюдоброжелательность, какая ему положенанезависимо от заслуг или вин, достоинствили пороков” [1, с.41].

Помнению Корчака, дети обладают множествомправ, которые взрослые должны безоговорочнопризнавать. Это право ребенка на уважение:

  • его незнания и труда познания;

  • его неудач и слез;

  • тайн и отклонений тяжелой работы роста;

  • текущего часа и сегодняшнего дня;

  • мистерии исправления;

  • усилий и доверчивости.

Неменее важно признание права ребенкабыть тем, что он есть.

Взрослые такжедолжны признавать право ребенка на:участие в рассуждениях о нем и приговорах;внимательное отношение к его проблемам;высказывание своих мыслей; самостоятельнуюорганизацию своей жизни; использованиесвоих достоинств и сокрытие своихнедостатков; протест; ошибку; тайну;движение; собственность; игру; и, наконец,право на смерть.

Источник: https://StudFiles.net/preview/3240681/

Хиликон
Добавить комментарий