Старость – возраст творчества

Содержание
  1. Старость — это возраст креативности
  2. Что такое креативность
  3. На волне твоей памяти
  4. Хвалить лучше, чем критиковать
  5. Не ленитесь фонтанировать идеями
  6. Бабушки зажигают!
  7. Чем заняться на старости лет?
  8. Основные типы старости и их особенности
  9. Хронологическая (календарная) старость
  10. Физиологическая (физическая) старость
  11. Психологическая старость
  12. Социальная старость
  13. Типы старости по классификации профессора Фердинанда Гизе
  14. Типы старости согласно классификации Игоря Кона, одного из основателей современной российской социологической школы
  15. Типы старости согласно классификации американского социолога Дэвида Бромли
  16. Арт-терапия для пожилых: творчество как способ продления жизни
  17. Пенсионная болезнь
  18. Хобби как эликсир молодости
  19. Арт-терапия
  20. Рукоделие  
  21. Пение
  22. Рисование
  23. Танцы
  24. Творчество реально
  25. Гормон творчества
  26. Достаточно одной таблетки?
  27. Ренессанс мозга
  28. «Умные живут дольше»

Старость — это возраст креативности

Старость – возраст творчества

В юности кажется, что старость наступает в 30. В 45 понимаешь, что все еще впереди. В 60 догадываешься, что, пока ты на ногах, ничего не потеряно. А в 70 лет оказывается: можно наконец начать заниматься тем, о чем мечтал всю жизнь… Старость — возраст креативности, утверждают ученые-психофизиологи.

Что такое креативность

— Это способность человека создавать новое, — старший научный сотрудник НИИ молекулярной биологии и биофизики Сибирского отделения РАМН, кандидат биологических наук Ольга Базанова много лет изучает мозг человека. — Но она может проявляться по-разному.

В тестах на креативность мы предлагаем испытуемым сконструировать законченные фигуры из различных графических элементов — волны, кривой линии, зигзага и т.п. Один человек может набросать множество идей за 15 минут. Второй — всего 10, но зато все они будут оригинальные.

Третий отличится тем, что использует все до одного предложенные фрагменты. И все это будет креативность — хоть за счет беглости, хоть за счет оригинальности, хоть за счет разнообразия.

Коэффициент креативности будет высок у всех — просто он отражает наши индивидуальные особенности.

Да, мы разные. Одни работают головой за счет упорного и постоянного труда, другие — за счет того, что оригинальны, третьи — догадливы. А нужны и те, и другие, и третьи. Но ученые знают, что при этом наш мозг работает по-разному, именно он и диктует стратегии поведения и в образовании, и в жизни.

На волне твоей памяти

Мозг обладает электрической активностью. Для каждого его состояния характерны волны разного диапазона: во время сна — тета и дельта (от 0,3 до 7 герц), во время бодрствования — бета и альфа (от 9 до 30 герц).

Альфа-ритм показателен для творческих процессов. Ученым достаточно измерить его частоту и диапазон, чтобы понять, на что мы способны. И наоборот, определенные достижения — свидетельство характеристик альфа-ритма.

Так, если его частота высокая, человек способен много и плодотворно трудиться: он отличник по истории или математике, хороший работник.

А если у этого ритма еще и широкая амплитуда, значит, налицо и большие творческие способности.

Эти характеристики работы мозга позволяют проводить ранний профессиональный и творческий отбор. Если для подростка характерна высокая частота альфа-ритма, значит, он обладает большим объемом памяти, усидчивостью, умеет концентрировать внимание. Можно выбирать профессии, связанные с информацией, техникой, необходимостью упорно трудиться.

А если есть широкий диапазон — лучше выбрать профессии, требующие креативности, нестандартных решений, оригинальности. Но — хорошая новость для тех, у кого и частота, и амплитуда окажутся средними, — и то, и другое с возрастом и упорными тренировками можно увеличивать.

Хвалить лучше, чем критиковать

Для чего ученым исследовать работу мозга? Чтобы педагоги могли лучше учить, а мы — легче учиться. Эти исследования позволили создать новый вид терапии — биоуправление. Это, собственно говоря, обучение быть здоровым и всему тому, чему человек хочет обучиться.

Учиться без обратной связи невозможно. Чем чаще учитель говорит «молодец!», тем быстрее научишься. Чем комфортнее и лучше чувствует себя ученик, тем выше результаты. Так что обратная биологическая связь — это сигнал от нашего организма: мне хорошо, у меня все получается.

Поэтому в обучении так важна мотивация, чтобы это нравилось, а не было в тягость.

Отсюда — важность индивидуального подхода к обучению: одному ребенку нравится сидеть и писать крючочки, а другому нужно скакать с места на место и не нравится выводить прописи, его нужно чаще переключать с одного задания на другое.

Это и есть биоуправление, ориентированное на обратный сигнал от организма. К сожалению, нередко бывает так: пока учитель разберется в индивидуальных особенностях детей, кто-то уже выбился в отличники, а кто-то стал двоечником.

А если вы научитесь запоминать состояние полного комфорта и вызывать его произвольно, результаты работы вашего мозга всегда будут замечательны. По этому принципу сибирские ученые сейчас готовят самых разных профессионалов — хоть музыкантов высокого уровня, хоть спортсменов высоких достижений.

— Творчество — многогранный процесс, — уверена Ольга Базанова. — Ты можешь написать гениальную картину. А можешь нарисовать много просто хороших картинок. Один способен часами работать красиво и результативно: на хорошего сапожника, к примеру, тоже можно смотреть часами — так экономны и точны его движения, так он сосредоточен.

А другой вроде бы ничего не делает, но вдруг выдает оригинальную идею, и это в чистом виде творчество, как мы привыкли его понимать. Но все, что сделано с удовольствием, с любовью, пусть это даже мытье полов, — все это и есть творчество. Это гарантированно высокий альфа-статус, а значит, гарантированное здоровье.

Но не только…

Не ленитесь фонтанировать идеями

«Ох, что-то голова не соображает — старость, наверное!» Эта привычная для многих из нас фраза не имеет никакого смысла, как установили ученые.

Потому что существует самый простой и доступный способ преодолеть старость, возрастные изменения — и это креативность.

У людей с широкой амплитудой альфа-ритма, как мы помним, способность творить выше по определению, но и ее можно с возрастом расширять.

Более того (внимание, дорогие читательницы!), способность к творчеству с возрастом, особенно у женщин, растет. Только женщины этого не знают и ленятся использовать свою креативность, говорят ученые.

А это точно так же, как с физическим здоровьем.

Если вы сломали руку и врачи заковали ее в гипс, то потом, когда гипс снимут, месяца три придется ее тренировать — мышцы за время бездействия попросту теряют форму.

А если не пользоваться своими творческими способностями, они постепенно утрачиваются. Но потребность в творчестве никуда не уходит.

Мы знаем немало обычных бабушек, которые, казалось бы, вдруг ни с того, ни с сего начинают писать картины, плясать, петь. И не потому, что у них прежде времени на это не было.

Нет, говорят, психоневрологи, это связано с устройством головного мозга — с возрастом все больше потребность творить.

И не важно, в чем вы будете реализовывать возможности и потребности своего организма. Главное — если будете творить, значит, не будете стареть. Ведь для творчества возраста не существует n

Бабушки зажигают!

Помимо всемирно известных заслуженных старушек вроде писательниц Этель Лилиан Войнич, Агаты Кристи, Астрид Линдгрен или актрисы Джоан Хиксон, незабвенной мисс Марпл из телесериала, которые творили всю свою жизнь, многие женщины вдруг открывают в себе недюжинные способности в возрасте далеко не юношеском.

Замечательная русская художница Елена Волкова из города Чугуева начала рисовать в 65 лет, а до этого работала помощником киномеханика на кинопередвижке. В 2005 году, когда ей исполнилось 90 лет, ее персональная выставка прошла в Третьяковке. Работы Волковой есть во многих художественных галереях мира.

Француженка Жанна Кальманн родилась в 1875 году, а в 1996-м, когда ей исполнился 121 год, выпустила свой первый диск в стиле рэп-диско-фольк. Диск назывался «Хозяйка планеты». Бабуся отдала так много сил работе в студии, что скончалась. Абсолютно счастливой.

Австралийка Филлис Тёрнер в 94 года окончила университет в Аделаиде, получив степень магистра по антропологии. Когда ее спрашивали, зачем ей диплом, бабушка отвечала, что просто хотелось учиться, а в детстве возможности такой не было.

Британка Дороти де Лоу известна в Европе тем, что в 55 лет освоила настольный теннис и с тех пор принимает участие во всех мировых первенствах по этому виду спорта среди ветеранов. А однажды — в 1982 году, когда ей было «всего» 79 лет, — даже победила на нем.

Еще одна австралийка Олив Рэйли в 107 лет завела свой блог в интернете и активно общалась с посетителями, охотно давала советы по всем жизненным вопросам онлайн. Когда через год Олив умерла, это оказалось большим горем для всех, кто успел с ней подружиться.

Британка Лорна Пэйдж в 93 года издала свой дебютный роман-триллер «Опасная слабость», который сразу стал бестселлером. Получив хороший гонорар, Лорна купила большой дом за городом и забрала туда трех своих друзей из дома престарелых. Между прочим, готовый роман три года лежал на полке, прежде чем Лорна решилась показать его издателям.

Вот такие бабушки. Зажигательные.

Чем заняться на старости лет?

Да чем угодно, считают ученые. Петь в хоре, освоить любой музыкальный инструмент, танцевать в фольклорном ансамбле или изучить тайны танго.

Прекрасно развивают креативность виды спорта, которые заставляют мозг работать, — шахматы, шашки, бильярд. И особенно айкидо — вид японских боевых искусств, в котором главное — умение пользоваться силой противника себе на пользу.

А это требует прекрасного владения собственным телом и способности быстро планировать свои ответные действия.

По наблюдениям новосибирских ученых, в группе пожилых женщин, впервые в жизни (!) занявшихся айкидо, после года занятий увеличились и максимальная частота, и ширина диапазона альфа-ритма.

Подходят для развития креативности и занятия изобразительным творчеством — рисованием, лепкой, вышиванием, плетением кружев, вязанием, разнообразными поделками.

Наконец, если вам по душе разгадывание, а может быть, и составление ребусов, кроссвордов, логических загадок — это тоже творческое занятие. Заучивание наизусть стихов, коллекционирование пословиц и поговорок, литературное творчество. И даже, добавляет Ольга Базанова, просто перебирать четки и вспоминать при этом слова молитв — это все на пользу вашему настроению, а значит, и здоровью.

Источник: https:// news.mail.ru

Если вам понравился этот пост, то поделитесь,пожалуйста с вашими друзьями в социальных сетях!

Источник: https://irinakalinina.com/starost-eto-vozrast-kreativnosti/

Основные типы старости и их особенности

Старость – возраст творчества

Старость – это очередной жизненный этап, на котором человек осознает ценность жизни, принимает прожитые годы как единственно возможные, знает, что былое не вернуть и не изменить. В нашей статье расскажем о том, какие бывают типы старости и как к ним относятся пожилые люди.

Хронологическая (календарная) старость

Древнегреческий ученый Пифагор (живший в VI в. до н.э.), наверное, был бы согласен с Эльдаром Рязановым («осень жизни, как и осень года»), так как, по его мнению, периоды человеческой жизни можно соотнести с временами года. По расчетам Пифагора каждый этап соответствует 20 годам: становление (до 20 лет), молодость (20–40 лет), зрелость (40–60 лет) и старость (60–80 лет).

В соответствии с древнекитайской философией жизнь делится на следующие стадии:

  1. До 20 лет – молодость.

  2. До 30 лет – годы вступления в брак.

  3. До 40 лет – период выполнения общественных обязанностей.

  4. До 50 лет – осознание личных заблуждений.

  5. До 60 лет – конечный период творческой жизни.

  6. До 70 лет – желанный возраст.

  7. После 70 лет – старость.

Известный французский писатель Виктор Гюго считал возраст 40–45 лет «юностью старости», убеждая всех, что именно в это время человек начинает стареть.

Александр Рославский-Петровский, русский математик и профессор демографии, выделил свои этапы человеческой жизни, дав поколениям романтические названия:

  • малолетние – до 5 лет;
  • дети – до 15 лет.
  • молодые – до 30 лет;
  • возмужалые – до 45 лет;
  • пожилые – до 55 лет.
  • старые – до 75 лет;
  • долговечные – до 100 и старше.

Отечественная демография и статистика ориентируются на юридическое понимание трудоспособного возраста:

  1. До 16 лет.

  2. От 16 до 60 (для мужчин) и 55 (для женщин) лет.

  3. Старше 60 (для мужчин) и 55 (для женщин) лет.

Физиологическая (физическая) старость

Классификация типов старости включат в себя физиологическую старость. Ее сгруппировать сложнее, чем хронологическую, так как физическое старение индивидуально. В одни и те же годы один человек здоров и выглядит молодо, другой (из-за своего самочувствия) выглядит хуже и старше своих лет. К тому же, органы человека изнашиваются в разной степени и не в одно и то же время.

Учение знаменитого древнегреческого врача Гиппократа легло в основу многих учений его последователей. Так, немецкий физиолог и гигиенист Макс Рубнер предложил делить возраст человека так:

  1. До 9 месяцев – младенчество.

  2. До 13–14 лет – раннее детство.

  3. До 19–21 года – юношеский возраст.

  4. До 41–50 лет – зрелость.

  5. От 50 лет – старость.

  6. От 70 лет – почтенная старость.

Немецкий ученый-патологоанатом Людвиг Ашофф предложил классифицировать жизненные периоды так же, как у Гиппократа, но выделил при этом другие временные периоды:

  1. Внутриутробный.

  2. Первые 7 дней жизни.

  3. Младенчество – до 1 года.

  4. Детство – до 7 лет.

  5. Отрочество – до 14 лет.

  6. Годы созревания – до 25 лет.

  7. Зрелый возраст – до 45 лет.

  8. Начало старости – до 65 лет.

  9. Старость – до 85 лет.

  10. Почтенная старость – после 85 лет.

Психологическая старость

Такая стадия старости, как психологическая, наступает в тот момент, когда человек сам начинает воспринимать себя постаревшим. Но опасность в том, что это осознание может прийти или очень рано, или достаточно поздно.

Книга доктора медицины Дипака Чопре «Нестареющее тело, вечный дух» отражает существенную причину старения – это «ущербное мировоззрение», действующее как гипноз, самовнушение, создающее неправильное представление человека о том, сколько лет жизни ему отведено. Дипак Чопре утверждает, что «эти убеждения раньше самой старости создают мир отчуждения, увядания и смерти».

Социальная старость

В наше время престарелые люди относятся к одной из самых значительных демографических и социальных групп.

«Возраст» социальной старости прежде всего соотносится с «возрастом» всего общества в целом.

Социальный возраст человека зависит от средней продолжительности жизни в определенной стране в конкретный временной период. Кроме того, большую роль для стариков играет отношение общества к ним.

Давно, в «дикие» времена, люди жили не более 20 лет, и старики не умирали по естественным причинам. В обязанности детей входило убийство родителей, ставших старыми и немощными. Такие обычаи соблюдали воинственные племена, которые не могли иметь в своем окружении лишних и слабых.

Но главная причина такого отношения к старым – их неспособность прокормить себя. В первобытном обществе не было места тому, кто не мог добыть себе пищу. В то же время зрелого человека уважали за его практический опыт.

Он был связующим звеном между поколениями, передавал свои знания молодежи.

Типы старости по классификации профессора Фердинанда Гизе

Гизе выделяет следующие психологические типы старости и пожилых людей:

  1. Старик-негативист. Он не верит в старость и не признает ее.

  2. Старик экстравертированный. Он принимает старость посредством внешнего влияния и адекватного восприятия изменений (возмужание молодежи, несогласие с ее взглядами, смерть близких людей, изменения его статуса в семье, технический прогресс и т. д.).

  3. Интровертированный тип. Он остро переживает процесс старения: ему неинтересно что-то новое, живет воспоминаниями, ведет малоактивный образ жизни и т. д.

Типы старости согласно классификации Игоря Кона, одного из основателей современной российской социологической школы

Игорь Семенович описывает такие социально-психологические типы старости:

  1. Активная и творческая позиция пожилого человека в жизни общества, участие в воспитании молодого поколения и т. д.

  2. Пожилые люди начинают заниматься делами, на которые раньше не хватало времени: получают новые знания, отдыхают, развлекаются… Для таких стариков характерен активный образ жизни, хорошие адаптационные навыки, но энергия направлена исключительно на достижение личных интересов.

  3. Этот тип характерен в основном для женщин пожилого возраста и подразумевает под собой активное участие в семейных делах. А так как работы по дому всегда достаточно, скучать им вряд ли придется. Но, несмотря на это, психологи отмечают, что удовлетворенность жизнью у этой группы людей более низкая, в отличие от первых двух.

  4. Смыслом жизни этих престарелых людей становится их здоровье. На это направлена их активность, от этого они получают нравственное удовлетворение. Мужчинам этой группы свойственно преувеличивать настоящие и мнимые болезни, их отличает повышенная тревожность.

Помимо того, что есть положительные психологические типы старости, Игорь Кон не исключает и отрицательные типы:

  1. Проявляют агрессию ко всему, что их окружает. Такие старики постоянно ворчат, критикуют всех и вся, кроме себя, постоянно поучают и преследуют окружающих своими претензиями.

  2. Эти представители пожилого поколения разочаровались в собственной жизни, считают себя неудачниками, глубоко несчастными, одинокими и обиженными за упущенные когда-то возможности.

Свою классификация типов старости предлагает и социолог Александр Качкин из Ульяновска. Его теория построена на делении по интересам:

  1. Семейный тип. Все интересы направлены на семью и преумножение ее благополучия.

  2. Одинокий тип. Для таких людей характерно общение с самим собой, собственными воспоминаниями (возможно одиночество вдвоем).

  3. Угасающий тип. Человек так и не нашел себе занятия по душе или не захотел его искать, не сумел применить свои знания и опыт на пенсии.

  4. Больной тип. Как правило, старики, причастные к такому типу, не столько занимаются поддержанием своего здоровья, сколько наблюдают за течением своих заболеваний. К сожалению, большинство из них склонны к девиантному поведению, становятся пьяницами, бродягами и самоубийцами.

  5. Религиозный тип.

  6. Политический тип. Престарелые люди активно или пассивно принимают участие в политической жизни страны.

  7. Творческий тип. Представители этой группы необязательно занимаются художественным творчеством, чаще всего они реализовывают себя на дачных участках.

  8. Социальный тип. Это активные пенсионеры, занимающиеся общественно-полезными делами и мероприятиями.

Типы старости согласно классификации американского социолога Дэвида Бромли

Его классификация основана на стратегии приспособления. Он выделяет пять типов пожилых людей.

  1. Конструктивный тип. Олицетворяет зрелую личность, отлично контактирующую с другими людьми и наслаждающуюся жизнью. На протяжении всех лет такой человек был спокойным, веселым и довольным. Эти же черты характера он сохранил и в старости. Такие люди не делают трагедии из своего возраста, продолжают вести активный образ жизни, знакомятся с новыми людьми.

  2. Зависимый тип. Эта стратегия также принимается обществом, но направлена в сторону пассивности и зависимости. Эти люди всю жизнь не очень доверяли себе, они слабовольны и уступчивы.

    В старости также стремятся к признанию, а не получая его, чувствуют себя обиженными и несчастными. Они ждут поддержки от окружающих, и не только в моральном, но и в материальном плане.

    Рады выходу на пенсию, довольны тем, что не надо ходить на работу, удовлетворены своей жизнью и склонны к сверхоптимизму и непрактичности.

  3. Оборонительный тип. Эта модель менее полезна для приспособления к старости. Она характерна для человека в «броне».

    Он замкнут, эмоционально сдержан, не любит сближаться с людьми, скрывает свои чувства, прямолинеен в привычках и поступках. Такие люди предпочитают обеспечивать себя сами, не принимают помощи от других или делают это неохотно.

    Обычно держат свое мнение при себе, никому не рассказывают о своих проблемах. Они ненавидят старость, завидуют молодежи.

  4. Враждебный тип. К такому типу относятся агрессивные, импульсивные пожилые люди, которые привыкли перекладывать свои проблемы на чужие плечи. Они не склонны реально оценивать действительность, не доверяют окружающим, поэтому замыкаются в себе и избегают новых контактов. Такой тип людей не воспринимает старость и со страхом ждет ее наступления.

  5. Самоненавидящий тип. Агрессия людей данной группы, в отличие от предыдущей, направлена на самих себя. Для них характерны депрессия, фатализм, безынициативность. Их жизнь кажется им сплошной неудачей, к смерти относятся как к избавлению от своего несчастного существования. Эти пожилые люди отлично осознают наступление старости, но не завидуют молодежи.

Подводя итоги, отметим, что:

  1. Старость наступает в момент перехода возрастного барьера в 60–65 лет. Но в настоящее время количество людей, которые в этом возрасте не считают себя стариками, растет из-за технического, медицинского и социального прогресса, а также в связи с общим повышением качества жизни.

  2. Старость для человека – это больше процесс социального характера, нежели физического, духовно люди могут развивать и в пожилом возрасте.

  3. Состояние таких психических функций человека, как память, мышление, речь, восприятие в старости зависит от его трудовой деятельности, так как именно она поддерживает и сохраняет их в рабочем состоянии.

Источник: http://pansionat-osen.ru/poleznye-materialy/tipy-starosti/

Арт-терапия для пожилых: творчество как способ продления жизни

Старость – возраст творчества
Арт-терапия для пожилых: творчество как способ продления жизни Не стоит думать, что после 60 лет начинается старость – творчество может стать отличным стимулом для нового витка жизни.

Ученые давно выяснили, что творческая активность дарит пожилым людям самое важное – жизненные силы и желание жить.

Для человека, занимающегося любимым делом, не существует возраста. Увлечение интересным занятием помогает пожилым людям с пользой проводить время, не думать о плохом и – главное – сохранять на достойном уровне интеллектуальную и физическую форму.

А потому специалисты сходятся во мнении, что творчество является одним из секретов долгой жизни.

Пенсионная болезнь

Ни для кого не секрет, что после выхода на пенсию многие пожилые люди теряют жизненный ориентир, остаются один на один со своими трудностями. Так происходит потому, что они  не сумели возместить потерю своей профессиональной деятельности каким-нибудь равным ей в интеллектуальном смысле занятием.

В медицине существует даже специальный термин  «пенсионная болезнь», когда у ранее здорового человека, привыкшего к размеренной, постоянной трудовой деятельности, быстро развивается ряд болезненных состояний.

К примеру, начинает беспокоить бессонница, появляется беспричинная утомляемость, повышается нервная раздражительность, падает моральный дух и обостряются хронические заболевания.

Человек оказывается наедине со своими страхами, ощущает острую нехватку общения, жизнь кажется ему бесцельной.

Хобби как эликсир молодости

В то время пенсионеры, ведущие активную социальную жизнь и занимающиеся творчеством, дольше остаются молодыми и здоровыми. Уровень их жизни качественно повышается. Последние исследования ученых доказывают, что занятие любимым делом  становится своего рода адаптацией к новым условиям жизни, способом психологической реабилитации пожилых людей.

Арт-терапия

В Европе успешно функционируют специальные кружки и школы для творческого развития пожилых людей. В них практикуются основы арт-терапии (особого направления  психологии, где диагностика и лечение заболеваний происходит с помощью творчества).

С недавних пор подобные заведения появились и в России:  многие люди пенсионного возраста получили возможность начать жизнь с нового листа благодаря творческим занятиям, таким, как рукоделие, пение, литературная и художественная деятельность и др.

Рукоделие  

Эти виды творчества (батик, вязание, вышивание, бисероплетение, макраме, шитье, плетение кружев, лепка и др.) тренируют мелкую моторику: пальцы рук становятся более послушными и гибкими, – а также помогают поддерживать интеллектуальную активность.

Пение

Вокальные упражнения тренируют память, улучшают вентилируемость легких и всего дыхательного аппарата, поднимают настроение и блокируют приступы депрессии.

Кроме того, регулярные занятия в хоре повышают уровень особых веществ – иммуноглобулина-А и кортизола, которые являются признаками хорошего иммунитета.

Правда, некоторые эксперты отмечают: регулярные занятия в хоре могут дать обратный для здоровья эффект, так как постоянно повышенный уровень кортизола провоцирует угнетение иммунитета, а пребывание в большом коллективе – это повышенная угроза заражения простудными заболеваниями.

Рисование

Это занятие дарит свободу самовыражения, помогает бороться со стрессом, избавляет от переживаний, успокаивает нервы. И опять же, тренирует мелкую моторику и память. Очень хорошо заниматься рисованием на свежем воздухе, например, на берегу реки или в лесу.

Танцы

Это не только развлечение, но и отличная возможность поддерживать тело в тонусе. Легкая физическая нагрузка в пожилом возрасте только полезна. Кроме того, у танцующих увеличивается скорость ходьбы, улучшается чувство равновесия, что помогает  предотвратить получение серьезных травм в результате падений.

Творчество реально

Если оглянуться вокруг, можно найти немало пожилых людей, которые вовремя взяли себя в руки и нашли способ реализоваться в творчестве и активной социальной жизни.

Взять хотя бы музыкальный коллектив «Бурановские бабушки», который завоевал серебряную медаль на международном конкурсе песни «Евровидение-2012». К слову сказать, средний возраст участниц фольклорной группы – 70 лет.

Однако этот факт не помешал женщинам разучить песню на английском языке и блестяще исполнить ее.

Многие люди, выходя на пенсию, обретают новую жизнь: путешествуют, отдаются увлечениям и хобби, впервые начинают рисовать, петь, писать стихотворения.

Любовь Николаевна, 63 года: «Пока работаешь – много забот, дел, некогда сконцентрироваться на чем-то другом. А с выходом на пенсию все меняется. Много свободного времени – можно сосредоточиться на том, что всегда хотелось, но не было возможности. И тогда творческое начало просто прорывается: я так начала писать песни. Сначала рождались стихи, потом мелодии, так потихоньку все и завертелось.

Мои знакомые увлеклись живописью – просто взяли кисточку и краски и решили попробовать. И вошли во вкус. Главное – в этом: вкус к жизни нельзя терять ни в каком возрасте. А обрести его заново всегда можно. Или начать что-то. Я вот никогда не думала, что буду писать стихи, выпускать книжки, участвовать в выставках. Надо просто не бояться вернуться в детство, когда творчество было повсюду».

Надежда Алексеевна, 60 лет: «Мне казалось, что я всю жизнь буду молодой, но пенсионный возраст подобрался как-то неожиданно. Я долго не могла смириться с тем, что буду получать “трудовую пенсию по старости”, ведь я чувствую себя еще молодой и довольно привлекательной женщиной. После увольнения с работы мне показалось, что жизнь остановилась.

Появилось огромное количество свободного времени, которое совершенно некуда было деть. Я стала заметно хандрить: появились недомогания, обострились хронические заболевания. Меня спасли дети и друзья. Одни подарили маленькую внучку, другие – возможность заниматься творчеством.

Мы вместе с подругами создали небольшой коллектив, в рамках которого помогаем организовывать праздники для пожилых людей – юбилеи, дни рождения, встречи ветеранов.  Подбираем интересное музыкальное сопровождение, продумываем конкурсы и оформление залов: рисуем плакаты, надуваем воздушные шары, клеим стенгазеты.

На недавний юбилей “мои девчонки” мне такую программу провели – любой тамада позавидовал бы! Плохие мысли сразу куда-то пропали, появилась утраченная легкость, я снова хочу танцевать, смеяться и радоваться жизни».

Гормон творчества

Не так давно ученые открыли особый гормон – дегидроэпиандростерон (ДГЭА).  Гормон вырабатывается надпочечниками только у людей и человекоподобных обезьян. Он еще полностью не изучен, однако уже сейчас специалисты называют его «гормоном творчества».

Исследования показали, что максимальное количество ДГЭА в крови наблюдается у эмбрионов, с возрастом же его концентрация уменьшается. В 70 лет уровень ДГЭА составляет лишь 10% от ранее наблюдаемых значений. До сих пор неизвестно, связано ли это со старением или же с другими физиологическими процессами.

Парадоксально: у долгожителей уровень ДГЭА по-прежнему высок.

Достаточно одной таблетки?

Специалисты, отмечают, что  не у всех людей уровень ДГЭА активно снижается с возрастом. У творческих людей 50 и более лет он может поддерживаться на том же уровне, который был у них и в 30, и в 40 лет.

Гормон выпускается в лекарственной форме, однако его прием может назначить только врач после определенных анализов. Кроме того, отсутствие опытов с участием добровольцев не позволяет делать стопроцентные выводы об абсолютной безвредности медицинских форм гормональных препаратов с ДГЭА.

Ренессанс мозга

Как работает целительная сила творчества? Медики утверждают, что при постановке творческой задачи активируется большое количество «лишних» зон мозга – тех, которые не использовались ранее, но которые необходимы для творчества.

Одновременно активизируются  и другие участки  мозга, помогающие  взбодрить не только сам этот орган, но и деятельность сердечно-сосудистой системы, дыхательного аппарата, гомеостаз организма, обмен веществ и прочие жизненно важные физиологические функции и системы.

При этом неважно, приступает ли человек к каким-то новым для себя занятиям или же пытается возродить былую умственную активность.

Сколько прожили знаменитые люди мира? Приведем некоторые примеры:

  • И. В. Мичурин прожил 80 лет;
  • Л. Н. Толстой – 82 года;
  • Вольтер – 84 года;
  • И. П. Павлов – 86 лет;
  • древнегреческий врач Гиппократ – 104 года;
  • Н. Д. Зелинский – 92 года.

«Умные живут дольше»

Научный руководитель Института мозга человека РАН, академик Наталья Бехтерева утверждала, что « именно вовлечение человека в творческий процесс со всеми сопровождающими его перестройками в мозге и организме и приводит к статистически оправданной, пожалуй, удивительной ситуации, когда “умные живут дольше”. Оживает мозг, оживает и организм. Существующие связи между клетками и структурами мозга становятся более активными, образуются новые связи и, скорее всего, новые клетки, нейроны».

Творчество не обещает нам бессмертия, но благодаря ему на активное долголетие мы вполне можем рассчитывать. И это уже весьма неплохо.

Эксперт: Наталья Долгополова, врач-терапевт
Наталья Карпова

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com

Источник: https://www.medweb.ru/articles/art-terapiya-dlya-pozhilyx

Хиликон
Добавить комментарий