Территория подростка

Содержание
  1. Территория доверия
  2. «В сети терапия не работает»
  3. «Все это просто болтовня и никакой реальной помощи»
  4. «Психолог не знает наши семейные ценности — еще начнет воспитывать ребенка на свой лад»
  5. «Благополучному ребенку это не понадобится»
  6. «Мы и так все дома обсуждаем»
  7. Почему «Твоя территория» нужна
  8. Подросток и его новая компания
  9. Почему подросток теряет интерес к своему ближайшему окружению (родителям, братьям, сестрам, бабушкам, дедушкам), неохотно проводит с ними время и постоянно норовит «сбежать» к друзьям?
  10. Почему компания сверстников для подростка становится такой важной? Какие потребности она способна удовлетворить?
  11. Почему подросткам так важно гулять вместе?
  12. Как подросток подбирает себе компанию?
  13. Почему он может связаться с «плохой компанией»?
  14. Может ли родитель влиять на круг общения подростка?
  15. Возможно ли организовать безопасные прогулки для подростков?
  16. О чем стоит напоминать подростку, когда он идет гулять со своими сверстниками?
  17. Летний подростковый тренинг-лагерь «Мир подростка» 1-5 августа
  18. Подростковый возраст — стресс для родителей? 
  19. Выездная зимняя программа «Мир Подростка» направлена на:
  20. Программа подросткового лагеря предусматривает:
  21. Темы занятий:
  22. Условия подростковой программы «Мир подростка»:
  23. Это моя территория!
  24. Внимание: опасность!
  25. Чем опасно обсуждение подростковых проблем с сети?
  26. » Особенности кризиса подросткового возраста и как с ним справиться
  27. Основные особенности подростковой психологии
  28. Проблемы современных подростков
  29. Нюансы поведения
  30. Как найти общий язык с тинейджером
  31. Советы родителям

Территория доверия

Территория подростка

Чат для подростков «Твоя территория» работает уже четвертый год. «Такие дела» собрали вопросы родителей про психологическую помощь подросткам в интернете, а консультанты проекта ответили на них

На линию помощи обращаются самые разные дети, получившие очень разный опыт в жизни. На сайте указаны примеры проблем, чтобы подростку было проще начать говорить, увидев свою: ссоры с друзьями, травля в школе, влюбленность, ревность, страх перед взрослением, тоска по родителю, ушедшему из семьи…   Иногда для детей это первый опыт говорения о том, что что-то не так.

Дети — понятие условное. Сюда могут обратиться молодые люди с 11 до 23 лет, но самые частые обращения — 15-18 лет. Это возраст отделения.

И подросткам в некоторых ситуациях необходим кто-то еще — не родитель, а другой взрослый. С которым можно поговорить. Хорошо, если такой взрослый есть: тренер, учитель, любимая тетя.

Тот, кто точно выслушает, тот, кто примет любой рассказ и любого тебя. Мало у кого такие найдутся, скажем прямо.

В этом возрасте наши дети очень уязвимы. Ключевое слово тут: нестабильность. Смена всего — от собственного растущего тела до привычной обстановки, если поступил учиться после школы.

Проходя через это с поддержкой значимых взрослых, человек мало-помалу становится устойчивым.

Но если поддержки нет, а есть какое-то негативное влияние (а оно всегда есть, и накал агрессии в обществе велик), то все сложные психические процессы будут усугубляться, и формирование личности пойдет с большим трудом.

«В сети терапия не работает»

Как раз наоборот. Это давно освоенный европейскими психологами формат консультирования — подростки могут чувствовать себя безопасно, когда есть защищенное пространство для оказания помощи.

В онлайн-общении присутствует баланс, который так необходим в уязвимом возрасте и уязвимом состоянии: возможность предъявлять себя, но не быть в контакте лицом к лицу. Брать паузы. Не следить за тоном голоса, за дыханием. Ощущение, что именно ты, а не взрослый, контролируешь ситуацию. И это ощущение контроля повышает готовность подростка раскрыться.

Телефон с выходом в сеть сейчас есть практически у каждого, и к психологу в чат могут обратиться как дети из благополучных семей, так и дети без семей в принципе.

Почему не стандартный телефон доверия? Потому что для звонка нужно сначала оказаться в одиночестве, быть уверенным, что тебя не слушают. Телефонный разговор не дает возможности переключиться, если вдруг стало невмоготу, приходится быть в контакте целиком. А это бывает для детей почти непереносимо.

«Все это просто болтовня и никакой реальной помощи»

Это не так. Бывают самые разные обращения, и иногда ребенку в кризисной ситуации, когда речь, например, идет о самоповреждающем или суицидальном поведении, требуется не только разговор.

Тогда — с согласия обратившегося к ним подростка — психологи службы ищут, где в его городе можно получить помощь, берут на себя функцию социального работника: позвонить и узнать, есть ли места, например, в службе со стационаром, возможно ли прийти без документов и направлений.

Чтобы дать ребенку не просто ссылку, а очную конкретную помощь. Такие случаи в истории службы есть, и психологам удавалось помочь в очень трудных ситуациях.

А еще были случаи предотвращения готовящегося преступления — девочка, не хотевшая в этом участвовать, нашла в себе силы поделиться с консультантом.

Психологи сработали вместе с полицией, и преступление удалось предотвратить. Это звучит как выдуманная история только потому, что конфиденциальность и в этом случае остается главным правилом — детали не раскрываются.

Подросток, обратившийся на линию, оберегается и после консультации.

«Психолог не знает наши семейные ценности — еще начнет воспитывать ребенка на свой лад»

Работа с психологом — это в принципе не советы. Прежде всего это просто легализация ребенка, его самого, вот такого, всего целиком. «Да, так бывает». «Да, ты нормальный». Больше всего изводит подростка даже не сама ситуация, а попытки понять —  кто я, какой я? Общение с психологом помогает сделать первый шаг в принятии себя.

И именно в этом диалоге с помощью консультанта может сформироваться желание подростка выйти из критического состояния, научиться с ним справляться безопасным способом (так как небезопасные будут приводить по цепочке туда, где будет плохо). Потому что обратился подросток на линию помощи  только по одной причине — ему плохо уже сейчас.

И вот есть возможность поговорить с тем, кто не осуждает; выражать любые чувства, которые табуированы в обществе — агрессию, например. Разговор дает накалу выплеснуться в безопасной форме. Что бывает, когда накал выплескивается в опасной форме, мы знаем из криминальных новостей.

«Благополучному ребенку это не понадобится»

По опыту консультантов, дети обращаются очень разные, из разных социальных слоев и жизненных обстоятельств. Есть ребята из семей, где возможен диалог, и их обращения — они больше для личного роста. Есть и подростки, которым сложно даже сформулировать то, что происходит, с этими чувствами они еще не сталкивались, и нет для них подходящих слов.

https://www.youtube.com/watch?v=ziW9jYWxElc

Консультант помогает назвать проблему, понять, пройти с ребенком сквозь его «не знаю». Потому что не бывает проблемы без причины. За каждым простым «не хочу ходить в школу» лежит какой-то ответ, и у каждого ребенка он будет отличаться.

Конфликт с учителем, с кем-то из одноклассников, даже невозможность спокойно сходить в туалет в школе. Иногда можно просто бояться. И в каждом из этих случаев есть свои выходы — придумать, как чувствовать себя более защищенным.

И много дает именно эмоциональная поддержка взрослого человека, пусть и незнакомого.

«Мы и так все дома обсуждаем»

Семья имеет свои особенности: в ней подростку порой бывает сложно озвучить все свои эмоции. Но это вовсе не значит, что семья не любящая. Часто бывает, что семья, наоборот, очень заботящаяся, и ребенок не в силах делиться сложным, оберегая своих родных.

Или ему просто не с кем поговорить именно по поводу отношений с родителями. А это бывает очень нужно. Или есть моменты, о которых ребенок — взрослеющий юноша, растущая девушка — не хочет говорить с мамой и папой, например, сексуальная сфера.

Психологу проще и легче поговорить с подростком, потому что он не находится с ребенком в тесной взаимозависимой связке. Психолог не скажет — «я же тебе столько всего сделал, заработал, дал, поддержал, а ты — несчастен.

Ну, перестань таким быть!» Такой вот парадокс: чем более заботливые родители, тем тяжелее им бывает принять трудные состояния своего ребенка.

Сложно оставаться с подростком в его боли, не уходить ни в вину: «Я так старался, неужели все зря», ни в обесценивание: «Да разве это беда у тебя, не знаешь ты бед!»

Даже целиком понимающая и принимающая семья все равно не может удовлетворить все потребности ребенка. Подросток ждет от родителей диалога уже на совсем другом уровне.

Но родителю бывает сложно перестроиться и видеть перед собой отдельного взрослеющего человека, а не прежнего малыша. Поэтому другой взрослый в этой ситуации не заменяет семью, а лишь поддерживает подростка с той стороны, куда родителям пока нет доступа.

И возможно, что разговор с психологом в чате станет первым шагом к диалогу с родителями.

Почему «Твоя территория» нужна

А теперь без мифов. Просто факты.

Я сижу в офисе фонда, маленькой комнатке с несколькими компьютерами. Сегодня работают трое. 15:00, старт приема, и для того, чтобы продолжить беседу с директором фонда, Екатериной Федоровой, нам придется искать другое место. А в этой комнатке останутся трое — и дети со всей страны по другую сторону экрана.

До конца смены (сейчас она длится до 22.00, а скоро будет — до трех часов ночи) тут дежурит один психолог-консультант. Два волонтера пришли лишь на несколько часов.

Волонтеры не просто «добрые люди с улицы», конечно, а точно такие же психологи с образованием, с опытом работы на телефонах доверия и в кризисных центрах, прошедшие специальное дополнительное обучение фонда по особенностям консультирования в сети.

Просто они сочли возможным уделить работе свое время бесплатно. Но, чтобы гарантированно помогать, нужно гарантированно оплачивать работу.

Каждый день на всю Россию работают три консультанта. Один (и два-три волонтера на несколько часов) дежурит по России. И еще двое — только на Москву. Они появились не так давно, благодаря проведенному фондом же обучению — психологи «Твоей территории» подготовили сотрудников психолого-педагогического центра при департаменте Москвы, и теперь московские подростки перенаправляются к ним.

Это дает возможность принимать теперь на двести обращений в месяц больше. Но этого все равно недостаточно.

Как все происходит сейчас? Консультант начинает смену, и ему сразу поступает несколько сообщений. Он берет самое первое на очереди. Около 30% сообщений в день удается «закрыть». То есть — поговорить с маленьким человеком по ту сторону экрана. С пятнадцатью-двадцатью подростками, живыми и не справляющимися с жизнью.

Все те, кто написали позже, получают автоматический ответ: «Сейчас у нас много обращений, поэтому наш психолог-консультант не может тебе ответить. Ты можешь попробовать написать позже. Если тебе нужна помощь прямо сейчас, можешь позвонить на круглосуточный всероссийский телефон доверия 8-800-2000-122».

Максимальное число неотвеченных обращений за один день в октябре — сто одиннадцать. Сто одиннадцать детей ежедневно остаются со своей болью один на один. Они невидимы для общества, они просто буквы в чате. С автоматическим ответом.

Кто из них никогда не вернется к вопросу, потому что хватило смелости написать только раз? Для кого это было вопросом жизни и смерти? Что там вообще произошло на том конце экрана? А кто больше никогда не напишет, убедившись, что помощи не видать и тут, взрослые врут, ты всегда один? Какая криминальная новость появится завтра в лентах: «Несовершеннолетний совершил…»? Неизвестно.

Чтобы каждый из этих запросов, бутылок с бумажками, брошенных в пустоту, получил ответ — нужны деньги. На то, чтобы работа велась не двенадцать часов, а круглосуточно. На то, чтобы каждый день работало больше специалистов. На обучение и супервизию новых психологов. На аренду помещения. На технику. На разработку программы для работы. На страховочную сетку для наших детей.

Помогите, пожалуйста, этой сетке держаться.

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!

Источник: https://takiedela.ru/2017/11/territoriya-doveriya/

Подросток и его новая компания

Территория подростка

Зачастую дети в подростковом возрасте предпочитают семейным посиделкам прогулки в компании.

Родители беспокоятся — в какое окружение попадет их ребенок, не окажет ли оно на него пагубного влияния, почему он так отдаляется от семьи? О месте, которое компания занимает в жизни подростка, «Я — родитель» поговорил с педагогами-психологами ГППЦ ДОгМ (Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы) по направлению «Перекресток» Мариной Касьяновой и Анастасией Крысько.

Почему подросток теряет интерес к своему ближайшему окружению (родителям, братьям, сестрам, бабушкам, дедушкам), неохотно проводит с ними время и постоянно норовит «сбежать» к друзьям?

Подросток не то чтобы совсем теряет интерес к семье. Просто его потребности в познании мира начинают выходить за ее пределы. Это необходимое условие взросления.

Дети в подростковом возрасте стремятся попробовать себя в новой, «взрослой» роли.

Зачастую такая роль воспринимается ими как набор воображаемых атрибутов якобы взрослой жизни (курение, спиртное, новые отношения с деньгами), как свобода и независимость, как возможность принимать собственные решения.

А другая сторона «взрослости»: ответственность, обязательства, забота о других, умение распоряжаться временем и ресурсами — является для них проблемной в силу небольшого жизненного опыта.

Подростку важно делать все по-своему, не так, как ему «преподносят на блюдечке» взрослые.

Ведь в противном случае он возвращается в «мир детства», где был послушным, удобным, и из которого сейчас стремится выбраться. Поэтому, конечно, отношения с родителями становятся более конфликтными.

Но семья для подростка по-прежнему остается необходимым и важным местом, где накормят, вылечат, выслушают и всегда помогут.

Также здесь важно сказать, что такая «переориентировка» на друзей связана с особенностями возраста. Каждому возрасту соответствует как бы своя «группа людей», внутри которой человек получает необходимое в этот момент развитие.

Подростковому возрасту соответствует группа его сверстников. В психологии ведущим видом деятельности этого периода взросления ребенка выделяется как раз общение, экспериментирование внутри отношений с другими людьми.

Благодаря такой деятельности подросток учится осознанному поведению, ответственности, умению делать выбор.

Почему компания сверстников для подростка становится такой важной? Какие потребности она способна удовлетворить?

Подросткам важно научиться жить среди людей — так они ищут свое место в этом мире. Детям в этом возрасте хочется показать себя, получить признание сверстников, вызвать уважение. Поэтому подростки ориентируются на компанию.

Вообще потребность находиться в компании или стремление относиться к той или иной группе («клану» игроков, эмо, фанатам и т. д.) — тоже этап взросления. Человеку важно окружить себя людьми со схожими интересами, увлечениями. Это вполне обыденная часть процесса социализации.

Почему подросткам так важно гулять вместе?

Важны отношения, важны эксперименты, которые не обсуждаются с родителями. Подросткам очень важно иметь свое пространство. Друзья как раз и помогают создать такое пространство.

Как подросток подбирает себе компанию?

При выборе компании подросток ориентируется на такие аспекты, как симпатия и антипатия, схожесть взглядов, возможность расширения кругозора.

Почему он может связаться с «плохой компанией»?

Здесь важно прояснить, что такое «плохая» компания. На консультациях родители жалуются на «плохую компанию», потому что их ребенок не приходит вовремя, не берет трубку.

Для некоторых родителей «нежелательными» друзьями ребенка могут оказаться дети с иным социальным статусом, другой национальностью, плохими оценками.

Такие родители основывают свое мнение исключительно на субъективных критериях.

Но мы под «плохой» компанией подразумеваем общение с ребятами из «группы риска», характеризующимися стабильной неуспеваемостью, прогулами уроков, употреблением психоактивных веществ, причастностью к криминальным историям.

В такой компании чаще всего оказываются дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Вероятнее всего, в их семье большое количество проблем, родителям нет дела до воспитания своих детей, их никто не контролирует. Такие подростки либо не посещают кружки и секции, либо не задерживаются в них надолго.

Но это вовсе не значит, что дети из благополучных семей не могут попасть в «плохую компанию».

Приведем пример. Андрею 14 лет, и он вырос в абсолютно обычной семье. Затем подружился с компанией сверстников. Они вместе 3 раза угоняли машину соседа, «чтобы просто покататься».

На ребят было подано 3 заявления в полицию, их поставили на учет в КДНиЗП, ПДН и отправили в школу закрытого типа.

На вопрос специалиста, что же тебя заставляло так поступать, Андрей ответил, что не хотел угонять машину, но боялся, что новые друзья будут травить его, если он откажется.

Вове 13 лет, он пришел в новый класс, его взяли «под крыло» ребята. Теперь вместе со своими друзьями он срывает или прогуливает уроки, курит в школьном туалете.

В процессе работы выясняется, что при хороших отношениях с мамой, которая очень много работает, мальчику нечем занять себя после школы, а с новыми друзьями «прикольно» и весело.

К тому же в компании принято брать друг друга «на слабо» — например, на спор сорвать урок.

Может ли родитель влиять на круг общения подростка?

Здесь важно договариваться с подростком. Возможно, даже прописывать эти договоренности про «гуляние».

Еще одним важным пунктом является «кредит доверия» между ребенком и родителями.

Ведь сам подросток может познакомить родителей с друзьями, например, пригласив их к себе домой, оставить дополнительный телефон для связи, договориться на определенное количество звонков, если намечается длительная прогулка. Родители должны говорить подростку, что все эти меры необходимы для того, чтобы они не переживали.

Возможно ли организовать безопасные прогулки для подростков?

Подростку нужны простые и понятные правила в семье о том, что дозволено, а что нет, внутри которых он будет чувствовать себя безопасно. Ведь, как известно, подросток протестует не против правил как таковых, а против способов, которыми родители их вводят.

Правила «безопасных прогулок» могут включать в себя такие договоренности: сообщать, где и с кем гуляет подросток; отвечать на звонки; установить четкое время возвращения домой; определить территорию и маршруты для прогулок, возможно, помочь с выбором интересных и безопасных мест. Также важно не наказывать сразу, если ребенок «загулял», а прояснить, почему так получилось, как сделать так, чтобы не повторилось. Наконец, нужно не забывать искренне интересоваться, почему именно с этими ребятами подружился ваш ребенок, самостоятельно ли сделал этот выбор.

Родители (и это вполне объяснимо) очень эмоционально реагируют, когда о приключениях подростка становится общеизвестно. Страх за ребенка заставляет сгущать краски, оскорблять, пугать, что он будет работать дворником, сядет в тюрьму и т. д.

Когда такой стиль общения становится нормой, психика человека, как правило, ставит защиту, пытаясь оградиться от неприятной информации.

Нередко во время консультаций с психологом подростки рассказывают, что поначалу конфликты с родителями задевают их «за живое», но если скандалы становятся все чаще, они начинают воспринимать речь родителя как фоновый шум. Негативные эмоции не дают услышать друг друга, усугубляют неприязнь в отношениях.

Поэтому обсуждать с подростком его друзей, правила в семье можно только в том случае, если эмоции утихли и уже не накаляют атмосферу.

Также есть такой простой прием, как «я-сообщения». Чтобы человек услышал и принял смысл сказанного, необходимо говорить «Я за тебя волнуюсь», «Мне страшно, когда ты не отвечаешь на звонок». «Ты-сообщения» воспринимаются в конфликте как обвинения («Почему ты не ответил на звонок?»).

Не нужно забывать, что подростки перенимают от родителей ценности, увлечения, способы дружить и общаться. Поэтому взрослые могут делиться с детьми своими историями дружбы, преподнося их как опыт, а не как нравоучения.

Что касается безопасных мест, в нашем центре (ГППЦ) открыто уже два подростковых клуба. Клуб — это пространство, куда может прийти любой подросток. В нем действует только одно правило — правило трезвости.

Здесь ребенок сам выбирает, чем заняться: он может играть в настольные игры, общаться, делать уроки, что-то мастерить. В клубе всегда есть взрослый-дежурный, с которым можно поговорить.

Сейчас в нем работает музыкальный проект — дети приходят репетировать и записывать песни.

О чем стоит напоминать подростку, когда он идет гулять со своими сверстниками?

О заранее заключенных договоренностях, правилах и последствиях. Также напомните своему ребенку о том, что доверяете ему. Правда, важно об этом не только говорить, но и действительно стараться доверять.

Когда между подростком и родителем налажены доверительные отношения, повышается вероятность того, что, если случится что-то плохое, ребенок не побоится рассказать родителям, попросить помощи.

Он будет знать, что его не отругают, не накажут, не лишат каких-то важных для него вещей, а непременно помогут справиться с трудностями.

Беседовала Ирина Корнеева

Источник: http://www.ya-roditel.ru/parents/base/lecture/podrostok-i-ego-novaya-kompaniya/

Летний подростковый тренинг-лагерь «Мир подростка» 1-5 августа

Территория подростка

Это программа для подростка (14-17 лет), который:

  • хочет личностно развиваться и найти занятие по душе;
  • хочет обрести друзей;
  • хочет получить ответы на интересующие его темы;
  • хочет провести время (лето, зимние каникулы) с пользой и удовольствием;

так же полезен будет для тех, у кого:

  • непонимание с родителями и преподавателями;
  • нет настоящих друзей;
  • не нравится своя внешность;
  • есть ощущение, что он не такой, как все;
  • нет понимания, кем стать в будущем;
  • нет уверенности в своих силах;
  • нет человека, с кем можно было бы посоветоваться;
  • есть сложности в концентрации и  достижении своих целей;
  • присутствуют тревожность и страхи и т.д.

Подростковый возраст — стресс для родителей? 

Родители переживают, волнуются, стараются оградить от дурного влияния, усердно планируют будущее уже взрослого сына или дочери… А подросток? Что с ним? У него пора борьбы за свободу, независимость, за проявление своего «Я»; пора открытий, пора смятения и ответственности; пора, когда кажется, что весь мир  либо за одно с тобой, либо против тебя…

Мир подростка  — особый мир: интересный, противоречивый, с перепадами настроения, с огромным  интересом к себе, людям, миру, с активным поиском себя и своего места в жизни. Этот период полон новизны, внутренних  перестроек и переосмыслений.

Главное в этот период общение со сверстниками, они хотят быть частью компании, быть  популярными и принятыми. Именно поэтому мнение и авторитет родителя уходит на второй план. Часто именно подросток прислушивается к совету друга (подруги), нежели мамы или папы.

А родители из лучших побуждений  объясняют, делятся своим опытом, рассказывают, как избежать ошибок, которые они совершали. Но, слышат ли  их?

Иногда подростки настолько в своем мире, что до них сложно достучаться, узнать, что они думают и чего хотят. 

Выездная зимняя программа «Мир Подростка» направлена на:

  • помощь подростку в  обретении уверенности в себе,
  • поднятие самооценки,
  • поиск мотивации и стимула в дальнейшем  личностном и интеллектуальном развитии,
  • понимание и принятие себя и окружающих,
  • обучение управлению своей жизнью, тому, как действовать самостоятельно и сотрудничать,
  • развитие способности брать на себя ответственность и поддерживать других,
  • действия с целью реализовать свои планы и мечты.

А так же время, проведенное во время выездной программы лагеря, способствует полноценному и плодотворному отдыху.

Программа подросткового лагеря включает в себя 2 тренинговых блока ежедневно, которые состоят из общения на заявленную подростками тему, развитие умений или навыков через игры и специальные упражнения.

В лагере подросткам максимально отдается ответственность, инициатива и самостоятельность: они  составляют расписание дня,  выбирают темы занятий, распоряжаются деньгами, готовят еду, проводят мастер-классы или занятия для всей группы. Тренеры и консультанты поддерживают, помогают, где это необходимо, поощряют активность и инициативность.

Программа подросткового лагеря предусматривает:

  • просмотр и обсуждение подростковых фильмов, способствующих развитию личности;
  • командные,  двигательные, спортивные, сюжетно-ролевые и  другие игры;
  • мероприятия для раскрытия творческого потенциала;
  • индивидуальное общение с педагогами;
  • неформальное общение и взаимодействие на протяжении всего времени.

Темы занятий:

  • Командное взаимодействие (Как формируется “тусовка”, распределение ролей в компании).
  • Лидерство (Как «рулить»).
  • Уникальность (Моя “фишка”).
  • Повышение самооценки.
  • Я, глазами других.
  • Управление чувствами (Что со мной происходит, как быть?).
  • Заявление о Себе так, чтобы Тебя слышали и слушали.
  • Решение вопросов и трудностей (Договариваемся,  “разруливаем”).
  • Отношение к Своим ошибкам и к ошибкам других людей.
  • Как «заводить» друзей и поддерживать дружбу.
  • Общение с подростками своего и другого пола.
  • Общение со взрослыми (родители, учителя), умение договариваться.
  • Умение слушать и слышать.
  • Понимание людей.
  • Как быть самостоятельным на самом деле, что такое быть свободным.
  • Что такое быть настоящим и искренним.

Ведущие тренинг-лагеря «Мир Подростка»: два тренера (мужчина и женщина), прошедшие специальное обучение и стажировку, имеющие психологическое или педагогическое образование.

Состав летней группы: 12-20  подростков, консультанты (взрослые, которые прошли тренинг «Радость воспитания» и Базовый тренинг личностного роста, и отвечающие за обеспечение безопасности, а так же умеющие быть внимательными и чуткими с подростками).

Программой предусмотрено анкетирование родителей и подростков до выезда (с целью ознакомления с семьей, проблематикой, целями, особенностями здоровья). А так же 20 минутная консультация тренерами родителей после завершения лагеря!

Проезд в лагерь туда и обратно организуется централизовано на комфортабельном транспорте, оплата проезда осуществляется отдельно.

На период проведения программы всем ее участникам придется забыть о мобильных телефонах, компьютерных играх, телевизоре!. НО родители могут связаться с одним из представителей нашей организации, находящийся в лагере.

Условия подростковой программы «Мир подростка»:

  • Участие в программе исключает: курение; употребление спиртных напитков и наркотических средств; сексуальные отношения между участниками; выход за территорию лагеря без сопровождения взрослых. За нарушение этих правил подросток может быть отстранен от участия в программе без возврата стоимости путёвки и обучения. Каждый случай нарушения правил рассматривается тренерами индивидуально, используя неформальный подход к ребёнку.
  • Тренеры и Консультанты следят за обеспечением безопасности жизни каждого участника программы.
  • Тренеры обязуются провести обучающую программу в полном объёме и в надлежащем качестве.
  • Тренеры обязуются провести индивидуальное консультирование родителей по их подростку  в ближайшее после лагеря время (до 20 минут — бесплатная консультация, часовая консультация – за дополнительную оплату).
  • Тренеры и Консультанты НЕ НЕСУТ ответственность за сохранность личных вещей участников, при этом максимально заботятся об этом.
  • Родители обязуются предоставить всю необходимую информацию о своем подростке представителям Центра ЗАРАНЕЕ, а также присутствовать на родительском собрании перед программой.
  • Родители обязуются не приезжать на территорию базы и не звонить подростку, за исключением случаев крайней необходимости, в течение всей программы (болезни, требующие срочной госпитализации, необходимость отъезда в другой город и т. д.). У родителей есть возможность связаться с представителем центра, который находится на базе по контактным телефонам.
  • Родители обязуются не выдавать подростку денег на карманные расходы, запасов еды и дорогостоящих вещей, в т. ч. мобильные телефоны, так как это не предусмотрено условиями программы.
  • Родители возмещают материальный ущерб, причиненный их подростком чужому имуществу, здоровью третьих лиц.
  • На каждого участника подросткового лагеря составляется страховка от несчастных случаев.
  • Для поездки необходима медицинская справка (обычная для лагеря) и копия свидетельства о рождении (или копия паспорта).

Кто-то бесцельно тратят время на Интернет, компьютерные игры, фильмы и передачи, на общение в сомнительных компаниях, а участники нашей программы   делают небольшой, но важный  шаг к своему успешному и счастливому будущему.

Источник: https://kv-apelsin.com/detyam/mir-podrostka.html

Это моя территория!

Территория подростка

В вашей семье есть подросток, и вы умеете решать все возникающие проблемы самостоятельно? Если это действительно так, вам искренне позавидуют многие родители! Но все же большинству взрослых, особенно, если они впервые сталкиваются с подростковым максимализмом, иногда необходим совет умного человека, который способен увидеть ситуацию со стороны.

Внимание: опасность!

Кто же, кроме специалиста-психолога, может выступать в роли такого постороннего человека? Допустимо ли обсуждать проблемы подросшего ребенка с подругами или случайными знакомыми? Мое мнение однозначно — допускать чужих людей в личное пространство подростка нельзя. Это рассказ о первой детсадовской влюбленности вызывает умиление, а вот разглашение информации о подростковых переживаниях — недопустимая для публичного обсуждения тема!

Стремление поведать миру о недостатках или проступках своего ребенка может привести к различным негативным последствиям. И главное из них — нарушение приватности, допуск посторонних людей на личную территорию подростка.

Я никогда не забуду, как моя близкая подруга, прежде чем рассказать мне что-либо о своем сыне-подростке, всегда спрашивала у него: «Ты не против?». Ее ребенку уже 21 год, и их отношения до сих пор можно назвать близкими к идеалу.

Но если от обсуждения с подругой можно удержаться, то справиться с соблазном и не пожаловаться на возникающие трудности в онлайн-сообществах — задача очень сложная. И на первый взгляд, форумы кажутся отличной площадкой для таких обсуждений.

Казалось бы — что может быть проще: придумай себе ник, заходи в профильную тему и советуйся с сотнями таких же пользователей, не раскрывая своего инкогнито. К сожалению, даже в интернет-общении практически невозможно сохранить полную приватность.

Чем опасно обсуждение подростковых проблем с сети?

1. Вторжение на личную территорию подростка за его спиной

Недавно я стала свидетелем крайне неприятной ситуации. Заботливая мама, искренне переживая о проблемах своей 17-летней дочери, не раз просила совета на городском форуме.

Практически на глазах посетителей форума девочка переживала нелегкий период сексуальной идентификации, боролась с комплексами, стремилась выйти из-под родительского контроля.

И вроде бы, все шло хорошо — маме давали множество самых разных советов (среди которых были и довольно мудрые), и ее взаимоотношения с дочерью постепенно шли на лад.

К сожалению, мама допустила огромную ошибку — она дала ссылку на свой профиль в одной из социальных сетей. И начался настоящий кошмар.

Кто-то из «доброжелателей» легко вычислил профиль девочки и прислал ей ссылку на форум, где мама открыто говорила о ее «извращенных» сексуальных наклонностях, называла ее толстушкой, тунеядкой и другими не самыми приятными словами.

Предсказать реакцию подростка не сложно, правда? Но совершенно невозможно предсказать, сколько времени понадобится им теперь на восстановление нормальных отношений в семье…

2. Риск еще больше запутать ситуацию

Однажды я в очередной раз оказалась в ситуации, которую не могла разрешить самостоятельно. Я понимала, что делаю одни и те же ошибки в общении с ребенком, но нащупать правильный путь не могла. Ситуация усугублялась финансовым кризисом в нашей семье, и я решила сэкономить на психологе, обратившись к всезнающему интернету.

Я сделала все возможное для того, чтобы меня не узнали: зарегистрировалась на форуме, куда до этого ни разу не заходила, выбрала ник, с которым меня невозможно идентифицировать, и указала выдуманные данные о себе — начиная с города проживания и заканчивая возрастом.

Моя тема вызвала бурное обсуждение.

Вы думаете, это помогло мне разобраться с ситуацией? Нет! Это только запутало меня еще больше — я услышала прямо противоположные мнения, получила совершенно неприменимые к моей ситуации советы и ушла с форума в еще более растрепанных чувствах!

Впрочем, если вы обладаете умением находить бриллианты среди осколков стекла, то обилие непрофессиональных советов вас не испугает.

3. Нарушение безопасности

К сожалению, обсуждая собственного ребенка в сети, мы не только рискуем испортить с ним отношения. Мы еще и собственными руками предоставляем информацию о нем людям с извращенной психикой. Рассказывая миру о болевых точках подростка, мы помогаем педофилам, торговцам наркотиками и другим асоциальным элементам выйти с ним на контакт.

Давайте не будем забывать о том, что сетевая гигиена — это не просто слова, а правила, написанные горьким опытом интернет-пользователей. И знать о мерах безопасности в сети необходимо не только ребенку, но и нам, его родителям.

Не забывайте об этом, когда вам в следующий раз захочется пожаловаться на то, что ваш сын начал курить, а дочь отключает телефон во время вечерних прогулок с подругами…

Источник: https://upages.io/psikhologiya/eto_moya_territoriya

» Особенности кризиса подросткового возраста и как с ним справиться

Территория подростка

Обратили внимание на то, что ваш тринадцатилетний ребёнок всё чаще стал грубить, перестал делиться секретами, начал дерзко шутить и проявлять цинизм? Пожалуй, наступил кризис подросткового возраста.

Если бы родители понимали особенности протекания этого кризиса, то они бы намного спокойней воспринимали все причуды ребёнка и сложности общения с ним.

Читайте в нашей статье об особенностях психологии подростков, их проблемах и нюансах поведения, и вы будете знать, как вести себя с повзрослевшим ребёнком.

Основные особенности подростковой психологии

Загадочный подростковый возраст — время, когда ребёнок прощается с детством, но ещё не готов к взрослой жизни. Этот момент перехода — один из самых важных отрезков жизни человека. Для того чтобы родители научились понимать ребёнка, нужно знать о причинах проявлений кризиса.

Основные психологические особенности подростков:

  • особое внимание к своей внешности
  • объединение в группы со сверстниками
  • повышенное любопытство к сексу, интимным отношениям между полами
  • желание уединяться
  • необходимость личного пространства
  • дерзость в общении, бесспорная правота
  • повышенная ранимость в сочетании с внешним безразличием.

«Знаете ли вы, что в подростковом возрасте ребёнок впервые начинает интересоваться своим внутреннем миром? Он пытается осознать природу своих психических процессов, желаний, интересов, однако не всегда может сам ответить на беспокоящие его вопросы. Задача родителей — поддержать подростка на пути взросления и попытаться его понять».

Рассмотрим характеристики этого периода:

  1. Постоянное или периодическое переживание чувства тревожности, беспокойства.
  2. Наличие чрезмерно завышенной или заниженной самооценки.
  3. Наличие повышенной возбудимости, интереса к половым отношениям, эротических фантазий.
  4. Перепады настроения: весёлое сменяется мрачно-депрессивным.
  5. Постоянные претензии к родителям, другим людям.
  6. Принципиальное чувство справедливости.
  7. Приписывание себе заслуг, которых нет.
  8. Требование соблюдения прав, не ограничения личной свободы.
  9. Потребность в друзьях, близких отношениях, а также признании своей индивидуальности окружающими.

Подросток всё время борется сам с собой. Он считает себя вполне взрослым, однако социально реализоваться ещё не способен, так как зависит от родителей.

Одной из психологических особенностей подростков является стремление самому принимать решения, высказывать точку зрения, совершать поступки по собственному усмотрению.

В этой тенденции прослеживается такая особенность, как неумение брать ответственность за поступки и решения. Несоответствие подростковых амбиций с возможностями может породить массу проблем.

Проблемы современных подростков

У каждого подростка наступает время, когда он задаётся вопросами: «Кто я такой?», «Чего мне хочется от жизни?». Подростку тяжело найти ответы на эти вопросы, он не в состоянии сам разобраться в себе.

В подростковом возрасте имеют место внутренние конфликты, чему сопутствуют смена настроений, потребность в друзьях и увлечениях, проявления агрессии. Именно в этот периоды и начинаются проблемы с родителями.

Причина этому — внутренние противоречия:

  • Подросток считает себя вполне взрослым, хотя реально — он ещё ребёнок.
  • Подросток отстаивает своё право на уникальную индивидуальность, и в то же время хочет «быть, как все».
  • Подросток хочет быть членом какой-то социальной группы, однако не всегда получается интегрироваться в неё. Отсюда — проблемы в общении со сверстниками.

Эти противоречия лежат в основе подростковых проблем:

  • семейных
  • половых
  • поведенческих и других.

Множество родителей подростков не подозревают о том, что у их детей есть какие-то проблемы (ведь подростки предпочитают не откровенничать с родителями).

Родителям сложно осознать, что их ребёнок вырос, и общение с ним теперь не может проходить в той форме, каким оно было раньше.

Взрослые забывают, что они сами тоже были в подростковом возрасте, и у них тоже были сложности в общении с родителями и какие-то проблемы, например:

  1. Отцы и дети. Проблема взаимопонимания родителей и подростка. В ответ на непонимание родителей подростки ведут себя дерзко, считая взгляды папы и мамы устаревшими.
  2. Половые проблемы. Достигая подросткового возраста, ребёнок меняется не только психологически, но и физически. Однако созревают все по-разному: одни их них уже готовы вступить в отношения с противоположным полом, других — не воспринимают всерьёз. Другая грань проблемы — ранние половые отношения. Родителям нужно иметь доверие ребёнка и с тактом подходить к столь деликатным вопросам, чтобы обезопасить его от негативных последствий раннего секса.
  3. Неудовлетворённость внешностью. Подросток критически относится к тому, как он выглядит. Физическое состояние и внешний вид — основные причины общего недовольства собой, которые провоцируют неуверенность в себе, агрессию и недоверие к окружающему миру.
  4. Пройти через всё. Подростку хочется всё ощутить, попробовать. В связи с этим желанием могут возникнуть проблем с запрещёнными и пагубными веществами (сигаретами, алкоголем, наркотиками), половыми отношениями, другими девиантными отклонениями.
  5. Проблема духовности. Подростковый возраст сопровождается первым глубоким взглядом внутрь себя. Подросток хочет понять свою личность, сильные и слабые стороны. Неудовлетворённость качествами своего характера может быть весьма сильна и быть причиной страхов, навязчивых состояний и даже суицидальных наклонностей.

«Совет. Не наказывайте подростка, как бы он себя ни вёл. Представьте себя на его месте, попробуйте понять, как ему тяжело в этот момент. Подросток оценит вашу поддержку».

Нюансы поведения

Кризис подросткового возраста проходит нелегко, и этот этап жизни ребёнка характеризуется некоторыми нюансами поведения.

Столкнувшись с кризисом подросткового возраста, родители опасаются, что не переживут тех жутких проявлений поведения подростка, о которых слышали от знакомых или с экрана телевизора.

Подросток становится неуправляемым, может начать курить и пробовать наркотики, увлечься алкоголем, не появляться дома, слушать зверскую музыку, делать татуировки и прокалывать брови или пупок, красить волосы в вызывающие цвета… Он может перестать учиться, попасть в дурную компанию, подхватить венерическое заболевание, уйти из дома, предпринять попытку суицида… Аналогично кризису среднего возраста, кризис подростков проявляется в виде дезадаптации, неуправляемости, агрессии, недовольства собой и окружающими.

Рассмотрим некоторые нюансы поведения подростков:

  • они пререкаются с родителями по любому поводу
  • стремятся настаивать на своём
  • у них стремительно меняется настроение
  • они часто чувствуют недомогания
  • не всегда ведут себя адекватно
  • у них бывает странное чувство юмора
  • их поведение может быть девиантным — отклоняющимся от нормы (увлечение алкоголем, драки, воровство, беспорядочные связи, субкультуры)
  • они могут грубо и шокирующе высказываться
  • их поступки могут быть эпатажными
  • их внешний вид может быть вызывающим
  • они неравнодушны к теме секса, но пытаются это скрыть
  • они пытаются философствовать
  • они обидчивы и самолюбивы.

Как найти общий язык с тинейджером

Чтобы достичь взаимопонимания с подростком, соблюдайте рекомендации:

  1. Оказывайте поддержку. Ребёнок только становится личностью, и без вашей заботы и поддержки ему не обойтись.
  2. Предоставляйте возможность уединиться. Подростку нужно иногда бывать одному, иначе ему будет сложно.
  3. Его комната – его территория. А там свои правила и законы. Уважайте их.
  4. Предоставляйте свободу. Свобода передвижений, действий и слов делает подростка увереннее.
  5. Уважайте. Подросток имеет своё мнение. Будете уважительно к нему относиться – найдёте общий язык.

 «А знаете ли вы, что комната подростка соответствует состоянию его души? Порядок там или хаос – всё это говорит о его настроении и проблемах».

Советы родителям

Раскроем секреты, как родителям справиться с кризисом подросткового возраста:

  1. Кризис подросткового возраста – временное явление.
  2. Помогите подростку творчески реализовать себя – это важно.
  3. Чтобы легче преодолеть кризис, подростку лучше стать членом какой-то социальной группы (клуба, команды, двора, класса, рок-тусовки и пр.).
  4. Запаситесь терпением и вспомните, как проходил ваш подростковый возраст.
  5. Любите ребёнка не за что-то, а просто так.
  6. Находите положительное даже в самом плохом.
  7. Формируйте границы безопасности ребёнка. Объясните ему, что, чем бы он ни занимался, должно быть безопасно для его жизни.

Кризис подросткового возраста — непростое явление. Он считается самым сложным из всех возрастных кризисов ребёнка. И основной задачей родителей становится облегчение его протекания, поддержка подростка и налаживание с ним контакта. Подростковые проблемы неизбежны. В силах родителей обеспечить нормальную жизнь подросшего ребёнка, приняв его проблемы и постаравшись помочь их преодолеть.

Источник: https://paidagogos.com/?p=7758

Хиликон
Добавить комментарий