Тревожность у детей

Содержание
  1. Как снизить повышенную тревожность у детей дошкольного возраста?
  2. Тревожный ребёнок – это какой?
  3. Что такое «тревожность»?
  4. Симптомы и признаки
  5. Как определить уровень по методике Филлипса?
  6. Как снизить показатель?
  7. В чем причины?
  8. Что делать?
  9. Профилактика
  10. Здоровье ребёнка: типы, признаки и причины тревожности у ребёнка, как помочь ребёнку?
  11. Почему возникает тревожность?
  12. Типы тревожности у малыша
  13. Как могут помочь родители?
  14. Повышенная тревожность детей и подростков
  15. Причины повышенной тревожности
  16. Классификация
  17. Осложнения
  18. Диагностика
  19. Лечение повышенной тревожности
  20. Прогноз и профилактика
  21. Тревожность у детей – норма и отклонение
  22. Как различить нормальную и патологическую тревожность?
  23. Облегчение тревожности у ребенка
  24. Симптомы тревоги у ребенка
  25. Виды отказов ребенка при тревожном расстройстве
  26. Причины тревожности у детей
  27. Лечение тревожности у детей
  28. Психологические методы избавления от тревожности ребенка
  29. Детская тревожность – Психологос
  30. Откуда берется повышенная тревожность?
  31. Что нужно делать, чтобы тревожность не стала устойчивой личностной чертой вашего ребенка?
  32. Как помочь тревожному ребенку?
  33. Как выявить тревожного ребенка
  34. Советы родителям тревожного ребенка

Как снизить повышенную тревожность у детей дошкольного возраста?

Тревожность у детей

Тревожность у детей дошкольного возраста – распространённая проблема.

Разобраться в причинах тревожности и устранить их бывает непросто.

Часто необходима консультация психолога. Но иногда сами родители способны понять своего ребёнка и помочь ему.

Что делать, если ребенок боится какать в детском саду? Узнайте об этом из нашей статьи.

Тревожный ребёнок – это какой?

Витя ходит в среднюю группу детского сада. На прогулке этот мальчик часто выглядит обычным.

Носится как оглашенный вместе с другими детьми. На лице – улыбка до ушей. Но в таком состоянии он ничего не слышит.

Вот Витя забежал за веранду, а это запрещённая территория (там бывают бродячие собачки, и у них там туалет). Воспитательница раз его окликнула, второй – он как глухой. Наконец, она встаёт, уже сердитая, хватает малыша за руку.

На физиономии Вити выражение безмятежного счастья мгновенно, без всякого перехода, сменяется испуганно-мрачной миной. Он втягивает голову в плечи. И сразу становится видно, что мальчик тощий, нескладный, какой-то унылый. Опустив голову, слушает воспитательницу.

Видно, что малыш очень испуган, хотя воспитательница старается говорить сдержанно, не повышая голоса: её проинструктировал психолог, что на этого ребёнка кричать нельзя.

Обед. У Вити нет аппетита. Его никогда нет. Где бродит его аппетит, почему никогда не посещает садик вместе с хозяином, наука пока не установила. Впрочем, Витя и дома ест плохо, потому и тощий такой, кожа да кости.

Он сидит перед тарелкой, опустив голову, ссутулившись, как старичок, чуть ли не носом уткнувшись в котлету. Если ему делают замечание, начинает, испуганно глядя на взрослого, расковыривать котлету и пюре ложкой, но почти не ест.

Если кто-то обидит Витю, он начинает горько и неутешно рыдать, так, будто только что узнал о смерти всех родных. Захлёбывается слезами, всхлипывает, иногда даже падает на пол и начинает кататься по полу.

Тихий час. Это смотря для кого тихий. Для Вити часто – самый громкий за весь день.

Начинается обычно с того, что Витя, принудительно оказавшийся в состоянии физического бездействия, вспоминает о маме.

Как давно он не видел маму! Целая вечность прошла! И Витя начинает тихо плакать в подушку:

— Ма-ма! Хочу к маме!

Успокоить его невозможно. Через час-полтора он иногда засыпает, но не больше, чем на несколько минут. Во сне он извивается, как червячок, сбрасывает с себя одеяло: оно у него всегда валяется на полу. Часто мочится в постель. Проснувшись и обнаружив, что опять описался, плачет.

Если Витя дерётся с другими мальчиками, что бывает редко: он боится драк – то машет руками, как мельница, не глядя на противника, и уже заранее начинает плакать. И действительно: его всегда все бьют, хотя он довольно высокого для своего возраста роста.

Но вот, наконец, день в садике окончен, и за Витей пришла мама. Та самая, которую он ещё 4-5 часов назад так жаждал лицезреть. Но Витя стоит в сторонке, к маме не идёт. Смотрит испуганно. Он же, как всегда, за день совершил немало всяких подвигов. Что, если воспитательница уже нажаловалась маме?

О симптомах и признаках шизофрении у детей читайте здесь.

На сколько тревожность зависит от генов, и почему мой ребенок тревожный? Узнайте из видео:

Что такое «тревожность»?

«Тревожностью» называют постоянное или почти постоянное ненормальное внутреннее состояние малыша, суть которого в том, что он крайне не уверен в себе во многих обычных ситуациях, боится многого, чего совершенно нет смысла опасаться, периодически впадает в эмоционально угнетённое состояние.

Можно назвать такого ребёнка «перманентно испуганным». «Тревожность» тесно связана с неуверенностью в себе, вызвана именно этим личностным качеством маленького человека. Хотя не каждый неуверенный в себе ребёнок тревожный.

Тревожность – это крайняя, патологическая форма проявления неуверенности в себе, близкая к неврозу. Из десяти неуверенных в себе детей тревожным, в среднем, бывает только один, максимум – два-три ребёнка.

Симптомы и признаки

Тревожные дети беспокойны. Они волнуются, нервничают из-за того, что совершенно спокойно сделает здоровый ребёнок их возраста.

Такой малыш боится, что его будут ругать за то, что он плохо ест, и поэтому не ест вовсе.

Он боится драться с другими детьми (побьют!), но не драться тоже боится (папа опять скажет, что я слюнтяй). Поэтому вообще избегает общения с детьми.

Часто, глядя на такого ребёнка, мы видим, что лицо у него напряжённое, очевидно, что он испытывает страх или какие-то опасения. Мимика таких детей бедная: кроме выражения испуга, какие-то другие эмоции на их лицах отражаются редко.

Эти дети с трудом контактируют с чужими взрослыми и со сверстниками, опасаясь отрицательной оценки с их стороны или каких-то обид. Обиды они переживают крайне бурно, притом, могут обидеться непонятно на что.

Они никогда добровольно не берутся за сколько-нибудь сложное новое дело, вообще избегают всего нового и неожиданного. При малейшей неудаче просто бросают то, что делают, и не хотят продолжать.

Крайне чувствительны к любой критике, даже если она очень мягкая. Любые критические замечания воспринимают болезненно, никогда их не учитывают.

В отношениях со взрослыми проявляют то чрезмерное послушание, то, наоборот, крайнее своеволие, что говорит о низком уровне самоконтроля: в 5-6 лет у таких детей он как у 2-3-летних.

Эти дети часто плохо спят, видят кошмары, по нескольку раз за ночь просыпаются и зовут на помощь маму.

Они часто плачут, могут рыдать очень бурно и долго, причём, по самому ничтожному поводу.

Иногда такие дети испытывают и физический дискомфорт. Так, для них характерны периодически возникающие боли в животе, не имеющие никаких органических причин.

Это так называемые «фантомные боли». Органы пищеварения в порядке, но ребёнок жалуется на боль. И он её действительно испытывает.

Как помочь ребенку преодолеть страх темноты? Рекомендации психологов вы найдете на нашем сайте.

О психологической природе детской тревожности в этом видео:

Как определить уровень по методике Филлипса?

Сейчас дети часто ходят в школу с 5-6 лет. При детских садах также открываются курсы по подготовке к школе (их иногда называют «школами»).

Методика Филлипса предназначена для диагностики уровня школьной тревожности именно в ситуации обучения.

Методика Филлипса для определения уровня тревожности.

Она включает в себя различные вопросы-тесты с так называемыми «ключами». «Ключом» называется правильный ответ на вопрос, который должен дать вполне здоровый ребёнок.

Уровень тревожности определяется по количеству несовпадений ответов малыша с «ключами».

Всего вопросов 50. Если несовпадений с ключами больше 25-ти, это уже явно тревожный малыш.

Впрочем, эта методика предназначена для профессионалов. Опрашивать детей нужно уметь, интерпретировать результаты тоже.

Кроме того, родителям не нужны никакие опросы: они необходимы специалистам, тестирующим сразу большие группы совершенно незнакомых им детей младшего школьного возраста.

Родители без всяких тестов и опросов легко определят, тревожный у них малыш или нет.

Как снизить показатель?

Повышенная тревожность, как уже было отмечено выше, вызывается неуверенностью в себе, а неуверенность в себе – это качество личности. Так что, существенно снизить уровень тревожности нелегко.

Прежде всего, нужно определить, что не так с ребёнком, какова причина его болезненного состояния, и устранить её. Часто родителям приходится пересмотреть что-то в себе: изменить свои установки по отношению к ребёнку, стиль общения с ним.

Например, у мальчика Вити, крайне тревожного малыша, который был описан выше, очень нервный, неуверенный в себе, плохо контролирующий свои эмоции и, к тому же, ещё и пьющий отец, который нередко бьёт сына. Этот папа ещё и крайне и неумеренно требователен. Отсюда и тревожность малыша.

Понятно, что именно отцу надо меняться, тогда изменится и сын. И никак иначе этого нельзя добиться.

Если же тревожность ребёнка находится на грани невроза (он постоянно плохо спит, отказывается от контактов с людьми, очень часто плачет, постоянно плохо ест, испытывает фантомные боли), то его нужно лечить у психиатра.

Что делать, если ребенок боится уколов? Ответ узнайте прямо сейчас.

В чем причины?

Все возможные причины назвать невозможно: их очень много. Назовём основные:

  1. Ребёнок эмоционально неблагополучен, недополучает душевного тепла от папы и мамы. Это может быть связано с эмоциональным неблагополучием самих папы и мамы (скажем, их отношения зашли в тупик, они это болезненно переживают, готовятся к разводу или уже развелись).
  2. Ребёнка часто отрицательно оценивают близкие взрослые, предъявляют к нему непосильные для него требования, жёстко реагируют на его неудачи, очень строго наказывают, требует беспрекословного повиновения всегда и во всём, не дают никакой свободы.
  3. Родители любят малыша и друг друга, но при этом часто и бурно ссорятся, и малыш иногда становится свидетелем таких ссор.
  4. Родители (к этому более склонны мамы) гиперопекающие, то есть они усиленно заботятся о малыше, сдувают с него пылинки, всячески ублажают, но ребёнок при этом растёт в оранжерейной атмосфере и, как ни странно, недолюбленным. Такое поведение мамы часто говорит о том, что она на самом деле не любит своего ребёнка и даже испытывает к нему скрытую от неё самой враждебность (например, из-за того, что этот малыш родился от бросившего женщину мужчины). Поэтому она усиленно пытается убедить себя в том, что очень любит своё дитя. Это своего рода самовнушение.
  5. Ребёнок испытал или продолжает испытывать физическое или (и) психологическое насилие над собой.
  6. Ребёнок, оказавшись в компании сверстников (в детском саду), постоянно испытывает неудачи в общении, он непопулярен у других детей, над ним насмехаются, им пренебрегают, его травят и постоянно обижают.
  7. Ребёнок не нравится взрослым, с которыми ему постоянно приходится иметь дело (воспитателям в детском саду). Малыш кажется им плохим, хулиганом, дезорганизатором.
  8. Они недоброжелательно смотрят на него, указывают на него другим детям как на отрицательный пример, часто изолируют его от других детей.

  9. Ребёнок сталкивается с постоянными неудачами в ситуации обучения, преподаватели считают его неспособным, а дети дразнят «дурачком».

Что делать?

Прежде всего, не нужно паниковать. Проблема решаема. Если ребёнок тревожный, это ещё не значит, что его родители должны от него заразиться этой болезнью.

Нужно понять малыша, определить возможно точнее, в чём корни его недуга. И затем постепенно менять отношения с ним, его образ жизни, чему-то учить.

Основные методы коррекции и снятия тревожных расстройств у дошкольников и младших школьников следующие:

  1. Больше внимания уделять ребёнку, чаще общаться с ним, улыбаться ему, хвалить, но без баловства и гиперопеки.
  2. Не делать за ребёнка то, что он способен сделать сам, но всегда быть рядом и помогать, поощрять, внушая ему уверенность, когда он сталкивается хотя бы с малейшей трудностью.
  3. Внушать ребёнку, что он нормальный, он уверенный в себе и сильный, не только словами, но и самим отношением к нему.
  4. Никогда не кричать на малыша, не бить его, не критиковать его личность, не сравнивать с другими детьми в невыгодном для него смысле, не требовать того, что ему трудно сделать, но и не отказываться от требований полностью.
  5. Дать возможность малышу заниматься каким-то делом, влияющим на него психотерапевтически: часами копаться в песочке, играть и кормить щенка или котёнка, часами разговаривать с плюшевым медведем.
  6. Устранить, по возможности, все психотравмирующие факторы: ссоры в семье, например.

О том, как помочь ребенку забыть ночной кошмар, читайте тут.

Как снять тревожность у детей? Консультация израильского психотерапевта:

Профилактика

Прежде всего, важны гармоничные отношения в семье.

Если в ней царят любовь, дружба, сотрудничество, взаимопонимание, то вряд ли растущий в такой семье ребёнок станет тревожным, а если что-то и спровоцирует болезненное состояние, оно будет легко преодолимо.

В отношениях с самим малышом следует придерживаться такой линии поведения:

  • никогда не сравнивать его с другими детьми, а только с ним самим, каким он был вчера и должен стать завтра;
  • не предъявлять непосильных требований (всегда и во всём слушаться, всегда отлично учиться), но и не отказываться от любых требований: требовать, но то, что малыш в состоянии сделать;
  • давать ребёнку достаточно свободы и самостоятельности в разумных пределах: что-то он должен решать сам, а не взрослые за него; с какими-то трудностями справляться сам, а не мама за него.

Тревожность у детей – результат неблагополучия в жизни и развитии ребёнка. Эффективно устранить болезненное состояние можно, только устранив это неблагополучие, сделав жизнь малыша гармоничной и счастливой.

Может ли чувство страха возникать без видимых причин? Узнайте ответ прямо сейчас.

Как помочь тревожному ребенку? Советы психолога:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/deti/trevozhnost-doshkolnogo-vozrasta.html

Здоровье ребёнка: типы, признаки и причины тревожности у ребёнка, как помочь ребёнку?

Тревожность у детей

Он робок и с опасением относится ко всему происходящему. Ведёт себя скромно и сдержанно. Малыш словно ожидает чего-то плохого. Он крайне беспокоен и находится в постоянном внутреннем напряжении из-за предчувствия неблагоприятных ситуаций. Причём это ощущение тревоги доставляет ему гораздо больше беспокойства, нежели само отрицательное событие.

К себе самому он предъявляет очень высокие требования, из-за чего часто бывает, не удовлетворён собой. Как следствие, у такого ребёнка формируется достаточно низкая самооценка. Его страшит что-то новое, ведь оно таит в себе неизведанную для него угрозу. Следовательно, он сторонится участия в незнакомой деятельности и играх.

Такие детки нередко ощущают себя беспомощными. Они полагают, что уступают другим по каким-либо параметрам:

  • ловкости,
  • сообразительности,
  • красоте и так далее.

Для них крайне важна похвала и одобрение со стороны окружающих.

Постоянное пребывание в тревожном состоянии отражается также и на самочувствии ребёнка. Это проявляется:

  • болями в животе,
  • спазмами в горле,
  • головокружением,
  • головными болями,
  • учащённым сердцебиением,
  • и слабостью в горле.

Признаки тревожности:

  • бессонница;
  • раздражительность;
  • беспокойство;
  • сложности в концентрации на чём-то одном;
  • мышечное напряжение;
  • малышу трудно в течение длительного времени работать;
  • предъявляемое к нему задание сразу повышает уровень его беспокойства;
  • он ведёт себя застенчиво и смущённо;
  • жалуется, что часто различные ситуации повергают его в повышенное напряжение;
  • он говорит, что ему нередко снятся страшные сны;
  • попадая в незнакомую обстановку он краснеет;
  • его ладошки обычно влажные и холодные;
  • его регулярно мучают расстройства стула;
  • он не очень хорошо ест;
  • часто пугается;
  • даже незначительный повод может вызвать его слёзы;
  • не любит ожидания;
  • опасается и избегает трудностей;
  • часто испытывает чувство неуверенности в себе.

Почему возникает тревожность?

Психологи склонны считать возникновение тревожности следствием некоего внутреннего конфликта малыша. Он может проявляться по ряду причин:

  1. Несогласованные требования родителей, учителей или воспитателей. Скажем, дома малышу демонстрируют одну модель поведения, а в школе другую. Это порождает у него некоторые противоречия и ему сложно понять, как следует себя вести.
  2. Чрезмерно высокие ожидания. Родители устанавливают завышенную планку достижений для малыша. Скажем, он должен учиться только на «пятёрки». Он лишается права получать более низкие отметки.
  3. Постановка ребёнка в зависимое положение посредством, предъявляемых требований. Например, ситуация, когда одни детки притесняют других, часто встречается в детском коллективе.

Обычно большую тревожность до 12 лет проявляют мальчишки, а после 12 лет тревожные состояние чаще свойственны девочкам.

  • Переживания юных девушек касаются особенностей межличностных взаимодействий.
  • Мальчиков же сильнее волнует вероятность применения к ним наказаний и насилия.

Таким образом, сделав что-то не так, девочки боятся отторжения со стороны взрослых или своих сверстниц. Их страшит мысль, что подруги откажутся с ними общаться или родители подумают о них плохо. Парни в аналогичной ситуации беспокоятся, что их накажут или побьют одноклассники.

Типы тревожности у малыша

  • Невротики. У таких ребят наблюдаются заикания, энурез, тики и так далее. Здесь уже оправдана помощь психиатра и невропатолога. Ребёнку нужно позволять выговориться. Не стоит акцентировать внимание на его соматических признаках проявления расстройства. Постарайтесь создать для него комфортную ситуацию. Полезно помогать ему, разыгрывать и рисовать свои страхи.
  • Расторможенные малыши. Они эмоциональны, активны, но их внутренние страхи спрятаны очень глубоко. Их энергичность направлена на заглушение имеющейся фобии. Если процесс обучения в школе не увенчался успехом, то они могут специально нарушать дисциплину и привлекать к себе негативное внимание. На критику со стороны они стараются отвечать равнодушием. В качестве органических сбоев о себе могут дать знать сложности с концентрацией внимания, процессами запоминания, мелкой моторикой. Несмотря на некое противопоставление себя окружающим им необходимо принятие и доброжелательное отношение людей. Они хотят добиться ситуации успеха.
  • Застенчивые ребята. Это тихие, старательные, безынициативные, скромные и молчаливые детки. Они ощущают дискомфорт, когда слышат разговор на повышенных тонах. Любая мелочь способна вызвать их слёзы. Они опасаются что-то переспрашивать и отвечать у доски. Их необходимо хвалить, создавать ощущение принятия, признавать их право ошибиться.
  • Замкнутые. Они живут словно, сами по себе. Они не стремятся контактировать с взрослыми и сверстниками, избегают шумных игр и не реагируют на критику. У них могут быть сложности в учёбе из-за отсутствия интереса к ней. Нужно постараться нащупать ту область, к которой они неравнодушны, и через неё налаживать контакт с ребёнком.

Как могут помочь родители?

  1. Повышение самооценки. Искренне хвалите своё чадо даже по самым маленьким поводам. Обращайтесь к малышу по имени, уважайте и учитывайте его мнение. Нельзя сравнивать успехи своего ребёнка с успехами его сверстников, нужно проводить параллель меж ним самим. Особенно это актуально применительно к тревожным деткам. Для их самооценки губительна соревновательная деятельность, поэтому не стоит их целенаправленно в неё вовлекать.
  2. Учите малыша управлять своим поведением. Нередко он скрывает свои проблемы. Следовательно, даже если он утверждает, что у него всё хорошо это вовсе не означает, что это на самом деле так.
  3. Устранение мышечного напряжения. Для этого прекрасно подходят игры с телесным контактом, а также растирания, массаж, упражнения на релаксацию.
  4. Работа с родителями. Они должны показывать школьнику, что любят его просто за то, что он есть. Нужно демонстрировать ему готовность оказать поддержку в ситуации неуспеха. Малыш не должен отчаянно пытаться завоевать их любовь и постоянно им доказывать, что он её достоин. Иначе, он просто может устать и прекратить свои старания, смирившись с тем, что он не настолько хорош, как этого хотят. Предъявляйте меньше требований. Постарайтесь не использовать угроз, унизительных формулировок и слов по отношению к нему.

Источник: http://love-mother.ru/stati/roditelyam/p-49198/

Повышенная тревожность детей и подростков

Тревожность у детей

Повышенная тревожность детей и подростков – психологическая особенность, характеризующаяся склонностью к беспокойству в большинстве жизненных ситуаций.

Может проявляться чрезмерной привязанностью к матери, возбудимостью, гиперактивностью, подавленностью, замкнутостью, застенчивостью, страхами, нарушениями сна, аппетита. Диагностируется с помощью клинических (опрос, осмотр) и психологических (тесты, опросники) методик.

Основой лечения является психологическая помощь, которая при необходимости дополняется применением лекарственных препаратов – антидепрессантов, транквилизаторов.

Тревога – комплекс эмоциональных, когнитивных, поведенческих реакций, возникающих при воздействии стрессоров: определенных ситуаций, межличностных контактов, внутренних сигналов организма, прошлого опыта. Периодическое или постоянное чувство тревоги называется тревожностью.

При слабой выраженности рассматривается как качество личности, индивидуальная особенность, при усилении – как психическое расстройство. Распространенность патологической тревожности в составе аффективных расстройств среди детей и подростков составляет 2%. Менее выраженные устойчивые симптомы определяются примерно у 40-60% дошкольников и школьников.

До 12 лет патология чаще диагностируется у мальчиков, в последующем – у девочек.

Причины повышенной тревожности

Тревожность развивается как результат воздействия внутренних и внешних факторов. Преобладание тех или иных причин определяется возрастом. Выделяют четыре большие группы обстоятельств, способствующих возникновению данной патологии:

  • Эмоциональный опыт. Актуальная повышенная тревожность поддерживается эмоциями, которые вызываются воспоминаниями о пережитом событии. Боязнь повтора требует постоянного контроля ситуации, самоконтроля. Неспособность управлять обстоятельствами провоцирует тревогу, порождает новый негативный опыт, который становится дополнительным источником беспокойства.
  • Личностные особенности. Источниками постоянной тревоги являются внутриличностные конфликты. Актуализация происходит при формировании противоречия между идеальным и реальным образом Я. Тревожности подвержены ранимые, обидчивые, предрасположенные к запоминанию негативного опыта дети, подростки.
  • Семейное воспитание. Диапазон искаженных стилей воспитания, способных сформировать повышенную тревожность, очень широк. Напряжение, беспокойство развиваются на базе противоречивых, завышенных родительских требований, их несоответствия требованиям педагогов, негативного отношения, положения зависимости, подчинения. Причиной может стать тревожность родителей, компенсируемая гиперопекой, ограничением свободы ребенка.
  • Влияние школы. Учебная тревожность начинает формироваться у детей дошкольного возраста. Развитию эмоциональной напряженности способствует стиль работы воспитателя, завышенные требования, сравнение детей между собой. Начало школьного обучения является стрессом для ребенка. Новая среда, правила, нормы, отношения становятся источником неопределенности, тревоги. Эмоциональное расстройство закрепляется при больших учебных нагрузках, сложностях освоения учебной программы, наказаниях родителей за плохие оценки, негативном отношении одноклассников.

Группу риска повышенной тревожности составляют дети, подростки, проживающие в неблагоприятных бытовых условиях, имеющие родителей с невротическими, депрессивными расстройствами, алкоголизмом, наркоманией. Провоцирующим фактором является состояние здоровья ребенка – болезни, недомогания увеличивают вероятность развития тревожности.

Основу патогенеза повышенной тревожности образует взаимодействие биологических, психологических факторов. На уровне физиологии тревога является реакцией нервной системы на потенциально опасные стимулы.

Происходит увеличение продукции нейромедиаторов, электрическая стимуляция стволовой части головного мозга формирует страх, тревогу.

Тревожные расстройства относятся к неврозам, характеризуются парциальностью, многообразием клинических проявлений, сохранностью критического отношения пациента.

Представители психоанализа полагают, что в основе тревожности лежит внутренний конфликт между существующей потребностью, желанием ее реализации и непринятием со стороны общества.

Сторонники поведенческих теорий рассматривают тревогу как условно-рефлекторную реакцию на болезненный, устрашающий стимул.

Последователи когнитивного направления определяют патогенез тревожности как формирование ошибочных, искаженных мыслительных образов (преувеличение проблемы).

Классификация

Распространенной классификацией повышенной тревожности детей и подростков является хронологическая. Для каждого варианта расстройства характерен определенный возраст начала, симптомы сохраняются длительное время, наслаиваются друг на друга. Существует четыре типа тревожности:

  • Примитивная реактивность. Сензитивный период – младенчество. Тревога возникает при неожиданной сенсорной стимуляции: воздействии звука, света, удара.
  • Тревожность разлуки. Возраст – раннее детство. Нарушение происходит из страха сепарации от матери, отца, близких людей, знакомой обстановки.
  • Страх чужих. Период возникновения – дошкольное детство. Усложняются социальные взаимоотношения, ребенок общается с воспитателями, сверстниками. Многообразие контактов, их эмоциональная окрашенность порождают тревогу.
  • Боязнь событий, объектов. Развивается у старших дошкольников, младших школьников. Представлена страхом темноты, нереального (привидения, чудища), смерти, болезни, социальных контактов.

Клиническая картина изменяется по мере взросления, со временем симптомы становятся более сложными, разнообразными. У новорожденных повышенная тревожность проявляется повышенным двигательным беспокойством, плаксивостью, частыми пробуждениями ночью, сниженным аппетитом.

Ребенок 2-4 лет чрезмерно привязан к маме как к источнику спокойствия. Тревога сопровождается возбудимостью, гиперактивностью либо подавленностью, апатией. Формируются страхи – оформленные источники тревожности.

На фоне стресса развивается вторичная иммунная недостаточность, ребенок часто болеет.

У дошкольников определяется заниженный уровень самооценки. В детсадовской группе они предпочитают играть одни, замкнуты, скромны. Нередко повышенная тревожность переходит в невроз, сопровождающийся фобиями, навязчивыми действиями, мыслями.

Внешне это проявляется страхом закрытых/открытых пространств, темноты, откусыванием ногтей, выдергиванием волос, частым мытьем рук, онанизмом. Речь тихая, робкая.

Характерны психосоматические симптомы: головокружения, абдоминальные боли, учащение сердцебиения.

При взрослении ребенка повышенная тревожность становится более осознанной, закрепляется, трансформируясь в тревожно-невротический вариант развития личности.

При отсутствии стрессов, конфликтных ситуаций заостренные черты компенсируются различными поведенческими, когнитивными способами: избеганием публичных выступлений, предпочтением одиночества компании, обесцениванием ситуаций, провоцирующих тревогу.

Декомпенсация провоцируется внешними и внутренними (гормональной перестройкой) причинами, требует помощи врачей, психологов.

Осложнения

Без лечения повышенная тревожность детей и подростков приводит к развитию ипохондрического, обсессивно-компульсивного невроза, фобического тревожного расстройства. При длительном сглаженном течении развивается тревожно-мнительная, психастеническая акцентуация характера.

Она определяет стиль поведения подростка, его жизненные выборы: доминирует мотив избегания неудач, повышен самоконтроль, отсутствует умение реализовывать себя.

Кризисные, конфликтные ситуации приводят к состоянию декомпенсации, часто принимающему форму соматического заболевания, депрессии.

Диагностика

Диагностика повышенной тревожности производится детским психиатром, медицинским психологом. Используются следующие методы:

  • Клиническая беседа, наблюдение. Специалист выясняет у родителей симптомы, их продолжительность, выраженность, время начала. Обсуждает с ребенком сферы жизни, сопровождающиеся тревогой: процесс засыпания, отношения со сверстниками, учебные сложности. Подростки способны рассуждать о возможных причинах эмоционального напряжения. При наблюдении за поведением пациента отмечаются характерные признаки: робость, скованность, неуверенность, застенчивость, боязливость.
  • Психодиагностические методики. Детям до 10-11 лет предлагается выполнить рисуночные тесты, тесты интерпретации образного материала (чаще всего – социальных ситуаций). Подростки, родители заполняют опросники: патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), опросник Спилберга-Ханина, шкалу Филлипса, опросник Лаврентьевой, Титаренко.

Повышенная тревожность детей и подростков дифференцируется от тревожно-депрессивных состояний, замкнутости как симптома реакции дезадаптации, шизофрении. При затруднениях в различении расстройств клиническими методами используются дополнительные психологические методики: опросники депрессии, личностные опросники, пробы для исследования мышления.

Лечение повышенной тревожности

Основу лечения составляет помощь психолога, психотерапевта. Она имеет ряд направлений:

  • Повышение самооценки. Адекватная самооценка – фундамент уверенности, гармоничной личности. Тревожные дети посещают групповые встречи, им предоставляется возможность в «щадящих» условиях проявить себя. Выполняются упражнения на похвалу, поддержку, благодарность. Для наглядности достижений заводится дневник самоотчета, стенд. Проводятся консультации родителей, обсуждаются способы внутрисемейного взаимодействия.
  • Устранение напряжения. С подростками отрабатываются навыки релаксации, дыхательные техники, выполняется коррекция ошибочных суждений, вызывающих напряжение. У детей младшего возраста снятие напряжения осуществляется через телесный контакт – объятия, поглаживания, массаж. Второй способ – творческие занятия (детская арт-терапия): рисование, лепка, создание, обыгрывание сказок.
  • Самоконтроль. Скованность, стеснительность тревожных детей – проявления сверхконтроля. Через сказкотерапию, организованную ролевую игру ребенок научается выражать свои эмоции (страх, беспокойство), осознавать, принимать их.

Наряду с психологической помощью может использоваться медикаментозное лечение – антидепрессанты, противотревожные препараты (транквилизаторы). Необходимость приема лекарств, схема терапии определяется психиатром индивидуально.

Прогноз и профилактика

Повышенная тревожность детей и подростков хорошо поддается коррекции психологическими методами. Для скорейшего выздоровления важно чтобы эти методы применялись в повседневной жизни – родителями, родственниками, учителями.

Профилактика заключается в развитии, поддержании чувства уверенности, защищенности. Родителям необходимо сопоставить свои требования с возможностями ребенка, чаще хвалить его за успехи, поддерживать при неудачах.

Стоит обсуждать все сложные жизненные ситуации, совместно находить оптимальный выход, закреплять способ поведения – вырабатывать эффективные поведенческие паттерны (что сказать обидчику, как отвечать у доски).

Повышению уверенности, снятию соматических симптомов способствует регулярная физическая активность. Рекомендуется подбирать спортивные занятия, приносящие удовольствие ребенку.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/increased-anxiety

Тревожность у детей – норма и отклонение

Тревожность у детей

Родители беспокоятся, когда их ребенок постоянно тревожен, такое с ним случается, когда он расстается с родителями, идет в детский сад и в других ситуациях. Многие педиатры убеждены в том, что это тревожность должна быть у ребенка. Главное, чтобы родители с пониманием относились к своему малышу, не усугубляли ситуацию, когда ребенок станет взрослым, он сможет избавиться от тревожности.

Отклонением является повышенная тревожность ребенка – полный отказ от похода в детский сад, школу, купания и т.д. В данной ситуации нужна серьезная психологическая помощь.

Как различить нормальную и патологическую тревожность?

Если ребенок рыдает, закатывает истерики маленьким, когда расстается с матерью, это нормально. Такая тревога развивается до одного года, может продолжаться до 4-х лет, у каждого протекает индивидуально. В старшем возрасте нормально, когда ребенок немного волнуется, если расстался на некоторое время с родителями. В этой ситуации нужно терпение, настойчивость и понимание.

У некоторых детей сильная тревожность длится долгое время, у них она обостряется в подростковый период,  некоторым не дает полноценно жить, развиваться, учится. Это говорит о том, что у ребенка серьезное психическое расстройство.

Облегчение тревожности у ребенка

1. Как можно чаще разлучайтесь, для этого оставляйте ребенка с бабушками, дедушками, затем с воспитателями, ребенок должен отвыкнуть от мамы, папы, уметь адаптироваться к другим условиям.

2. Разлучайтесь после кормлений, сна. Обратите внимание, дети в младенческом возрасте чувствительно относятся к разлуке.

3. Придумайте веселое прощание, оно должно ребенка ободрять, вызывать положительные эмоции.

4. Ребенок должен адаптироваться к другим условиям постепенно, нельзя этого делать резко.

5. Уходить нужно тихо, при этом предварительно поговорить с ребенком, спокойно ему все объяснить.

6. Не пугайте ребенка, не показывайте фильм ужасов, чтобы ребенок не боялся быть дома.

7. Не поддавайтесь на уловки ребенка, старайтесь убеждать его, нельзя у него идти на поводу.

Симптомы тревоги у ребенка

Обратите внимание, если у детей тревожное расстройство – это уже нарушение в развитии. Это серьезная проблема эмоционального характера, ребенок страдает от острого беспокойства, когда с ним рядом нет родителей. Норму и отклонение тяжело отличить, все зависит, как именно проявляются детские страхи, мешают ли они ему жить.

В тяжелых ситуациях дети, когда нервничают, плохо себя чувствуют, у них возникает желудочное расстройство, скачки артериального давление, у некоторых повышается температура тела. С психологической точки зрения, ребенок начинает врать, не хочет учиться, общаться с одногодками, боится, что останется сам без родителей.

Чаще всего для тревожного расстройства характерны такие симптомы:

1. Ребенок боится, что с родителями что-то случится, когда его не будет рядом. Дети волнуется, что мама или папа серьезно может заболеть.

2. Дети волнуются, что больше никогда не смогут увидеть своих родителей, они уверены в том, что их похитят, они забудут за детей.

3. Ребенку часто снится сон, где он расстается с родителями

Виды отказов ребенка при тревожном расстройстве

1. Дети не хотят идти в школу, они боятся выходить с дому.

2. Отказ от сна из-за того, что приходится делать это самому, ребенок боится кошмара, который ему может присниться.

3.  Постоянные жалобы о плохом самочувствии – головные боли, неприятные дискомфортные ощущения в области живота.

4. Ходят следом за родителями, дома не играют самостоятельно, когда родители уходят, с истерикой могут цепляться за них.

Причины тревожности у детей

Такое происходит, если  ребенок не чувствует надежной защиты в этом мире. Обратите внимание на своего ребенка, обязательно нужно выяснить и устранить причину таких страхов, из-за них он может стать психологически неуравновешенным, не может нормально жить.

Часто тревожность появляется после:

1. Смены места – новоселье, ребенка перевели в новый детский сад, школу.

2. Из-за пережитого стресса – смерть близкого человека, постоянные скандалы в семье могут привести  к серьезному расстройству нервной системы у ребенка.

3. Постоянной опеки. Часто, когда родители уделяют большое количество времени ребенку, никуда его не пускают, приводит к тому, что ребенок не может жить самостоятельной жизнью, появляется страх остаться одному. Это  приводить к задержке развития ребенка.

Лечение тревожности у детей

Главное подойти к проблеме серьезно, ребенок должен почувствовать уверенность в себе и чувствовать себя в абсолютной безопасности. В семье должен быть спокойный и уютный микроклимат, ребенок должен себя чувствовать комфортно, избегайте конфликтных ситуаций.

Как можно чаще разговаривайте с ребенком, обратите внимание не нужно постоянно считать его маленьким, если вы будете вести себя с ним как взрослым, он себя будет так и чувствовать. Замедляются в развитии  и постоянно чего-то боятся те дети, которых мама и папа балует и считает маленькими.

Психологические методы избавления от тревожности ребенка

1. Поговорите с ребенком и узнайте, что его волнует, чего он боится.

2. Разговаривайте обо все с ребенком. Он к вам не должен относиться со страхом, недоверием, вы должны стать для него другом.

3. Преодолевайте трудности.

4. Помогите ребенку почувствовать себя в полной безопасности.

5. Приучите ребенка к определенному рациону дня.

6. Установка определенных правил.

7. Дайте возможность ребенку выбрать.

8. Приучите ребенка быть независимым.

9. Спокойно относитесь  к расставанию с ребенком.

10. Если ребенок долгое время находится дома из-за болезни, помогите ему быстро ему снова адаптироваться к детскому саду, школе.

11. Хвалите ребенка.

12. Заставляйте ребенка избавляться от стресса своего страха, нельзя, чтобы он держал их в себе.

13. Ребенок должен правильно питаться, полноценно спать и заниматься спортом.  Здоровый образ жизни укрепляет нервную систему.

14. Всегда оставайтесь оптимистом, положительный настрой передастся вашему ребенку.

Итак, уровень тревожности у ребенка зависит от поведения родителей. Чаще всего они становятся виновниками проблемы.

Источник: https://medportal.su/trevozhnost-u-detej-norma-i-otklonenie/

Детская тревожность – Психологос

Тревожность у детей

Тревожностью обычно называют повышенную склонность испытывать опасения и беспокойство. В каких-то ситуациях тревога оправдана и даже полезна: она мобилизует человека, позволяет избежать опасности или решить проблему. Это так называемая ситуативная тревожность.

Но бывает, что тревога сопровождает человека во всех жизненных обстоятельствах, даже объективно благополучных. То есть становится устойчивой чертой личности.

Такая личность испытывает постоянный безотчетный страх, неопределенное ощущение угрозы. Любое событие воспринимается как неблагоприятное и опасное.

Тревожный ребенок постоянно подавлен, находится настороже, ему трудно устанавливать контакты с окружающими. Мир воспринимается как пугающий и враждебный. Постепенно закрепляется заниженная самооценка и мрачный взгляд на свое будущее. В этом случае речь идет о повышенной тревожности.

Откуда берется повышенная тревожность?

– Если дома, в семье постоянная тревожно-мнительная атмосфера. Если родители сами все время чего-то опасаются и о чем-то беспокоятся. Такое состояние очень заразительно, и ребенок перенимает у взрослых нездоровую форму реагирования на все, даже на ординарные события жизни.

– Если ребенок испытывает недостаток информации (или пользуется недостоверной информацией). Старайтесь следить за тем, что он читает, какие передачи смотрит, какие эмоции при этом испытывает. Нам иногда трудно понять, как дети интерпретируют то или иное событие.

– Однако тревожные дети могут вырасти не только у тревожных родителей. Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка. Родители, которые не сомневаются и не беспокоятся, твердо знают, чего и как добиваться от жизни.

А главное – чего они хотят добиться от своего ребенка. Такой ребенок постоянно должен оправдывать высокие ожидания взрослых. Он находится в ситуации постоянного напряженного ожидания: сумел – не сумел угодить родителям.

Особенно трудно ребенку приходится, если требования и реакции взрослых непредсказуемы и непоследовательны.

Авторы книги “Эмоциональная устойчивость школьника” Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит “двойку” в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.
  2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только “пятерки” и не является лучшим учеником класса.
  3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: “Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался”.

Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет – девочки.

При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание.

Совершив какой-либо “неблаговидный” поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.

Что нужно делать, чтобы тревожность не стала устойчивой личностной чертой вашего ребенка?

– По возможности, конечно, контролировать свои реакции на различные жизненные обстоятельства. Учить только необходимым мерам безопасности. Не представлять ребенку мир исключительно как враждебный, где его на каждом шагу подстерегают несчастья.

– Не превращать жизнь ребенка в постоянную борьбу за достижения. Ваше одобрение полагается ему не только как награда за успехи, но и просто потому, что он ваш. Постоянные опасения, тревога не помогут, а скорее помешают ему добиться чего-то значительного в жизни.

Иногда дети не говорят прямо о своих тревожных ощущениях. Они шумно ведут себя, стараются привлечь внимание детей и взрослых клоунскими или хулиганскими выходками. Им необходимо понимание и сочувствие, а достигают они своим поведением прямо противоположного результата.

Некоторые дети рассказывают фантастические, вымышленные истории о самом себе. Или постоянно просят помощи взрослых, пытаются занять их исключительно своей особой.

Другие проявляют чрезмерное дружелюбие ко взрослым, слишком озабочены тем, чтобы завоевать одобрение и симпатии окружающих. Со всеми всегда соглашаются.

Иногда взрослых устраивает последний вариант поведения – старание ребенка заслужить признание окружающих. Но ведь эта эмоциональная зависимость может сохраниться и когда ребенок вырастет.

Как помочь тревожному ребенку?

Такому ребенку очень полезно посещать групповые психокоррекционные занятия – после консультации с психологом. Тема детской тревожности достаточно разработана в психологии, и обычно эффект от таких занятий ощутимый.

Один из основных способов помощи – метод десенсибилизации. Ребенка последовательно помещают в ситуации, вызывающие у него тревогу. Начиная с таких, которые лишь немного волнуют его, и, заканчивая теми, которые вызывают сильную тревогу и даже страх.

Если этот метод применяется на взрослых, то его обязательно дополняют релаксацией, расслаблением. Для маленьких детей это не так-то просто, поэтому релаксацию заменяют сосанием конфеты.

Используют в работе с детьми игры-драматизации (в “страшную школу”, например). Сюжеты выбираются в зависимости от того, какие ситуации тревожат ребенка больше всего.

Применяются приемы рисования страхов, рассказов о своих страхах. В таких занятиях не ставится цель полностью избавить ребенка от тревоги.

Но они помогут ему более свободно и открыто выражать свои чувства, повысят уверенность в себе. Постепенно он научится больше контролировать свои эмоции.

Попробуйте дома выполнить с ребенком одно из упражнений. Тревожным детям часто мешает справиться с каким-то заданием страх. “У меня это не получится”, “Я этого не сумею”, – говорят они себе.

Если ребенок отказывается взяться за дело по этим мотивам, попросите его представить себе малыша, который знает и умеет намного меньше, чем он. Например, не умеет считать, не знает букв и т. д. Затем пускай представит себе другого ребенка, который наверняка справится с заданием.

Ему будет легко убедиться, что он далеко ушел от неумехи и может, если попробует, приблизиться к полному умению.

Теперь попросите его сказать: “Я не могу…” – и объяснить самому себе, почему ему трудно выполнить это задание. “Я могу…” – отметить то, что уже сейчас ему по силам. “Я сумею…” – насколько он справится с заданием, если приложит все усилия. Подчеркните, что каждый что-то не умеет, чего-то не может, но каждый, если захочет, добьется своей цели.

Подробнее см. Как помочь тревожному ребенку

Как выявить тревожного ребенка

Необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на перемене, на улице), в общении с другими детьми. См. →

Советы родителям тревожного ребенка

Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей… См. →

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/detskaya-trevozhnost

Хиликон
Добавить комментарий